JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
www.hjournal.ru
DOI: 10.17835/20 78-5429.2015.6.3.110-118
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
ОБАЛЯЕВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА,
Руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», г. Москва, e-mail: YIObalyaeva@sberbank-ast.ru
ЧЕРНЫЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ,
Помощник руководителя направления ЗАО «Сбербанк-АСТ», г. Москва, e-mail: ASCherny@sberbank-ast.ru
В статье раскрывается роль контрактной системы и ее институтов в национальной экономике, развитии системы государственных и муниципальных закупок, рациональном использовании бюджетных средств. Дана динамика закупок на электронных торгах за 20112014 годы. Представлено авторское видение существующих проблем в формировании и развитии таких институтов, как проведение торгов и организация взаимодействия участников осуществления закупок на электронных площадках. В числе институтов контрактной системы выделяются: персонал, система организационных отношений,
обоснование, планирование и нормирование государственных закупок, единая информационная система. Авторами предложены возможные направления повышения эффективности функционирования электронных площадок, формирования единой информационной системы. Затрагивается проблема аффилированности участников торгов, ее содержание, дается оценка действий заказчика со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Ключевые слова: контрактная система; электронные торги; институты контрактной системы; аффилированность; организация взаимодействия.
THE ISSUE OF CONTRACT SYSTEM DEVELOPMENT
OBALYAEVA JULIA, I.,
Head of the development direction CJSC "Sberbank-AST", Moscow, e-mail: YIObalyaeva@sberbank-ast.ru
CHERNIY ANDREW, S.,
Direction head assistant CJSC "Sberbank-AST", Moscow, e-mail: ASCherny@sberbank-ast.ru
The role of contract system and its institutions in the national economy, the development of public procurement, the rational use of budgetary funds is explored in the paper. Dynamics of purchases in electronic trading for 2011-2014 is given. Author’s vision on the problems in the formation and
© Обаляева Ю. И., Черный А. С., 2015
К вопросу развития институтов контрактной системы
111
development institutions such as tendering and organization of interaction of participants of procurement on an electronic platform is submitted. Among the institutions of the contract system stand out: the staff, the system of institutional relations, study, planning and regulation of public procurement, unified information system. The authors suggest possible ways of increasing the efficiency of electronic platforms, the formation of a unified information system. It addresses the issue of affiliation of the bidders, its content, assesses customer actions on the part of the Federal Antimonopoly Service.
Keywords: contract system; electronic trading; the institutions of the contract system; affiliation; organization of interaction.
JEL: E61, E62, G28, H50.
Контрактная система и организация электронных торгов занимают важное место в национальной экономике России. Во-первых, в контрактной системе фокусируются товарные и финансовые ресурсы общества, фактические и потенциальные потребности государства в товарах и услугах. Во-вторых, движение товаров и услуг, их потребление отражают воспроизводственные аспекты экономики, регулирующие территориальные и отраслевые балансы рабочей силы, материальных и энергетических ресурсов, загрузку производственных мощностей промышленности (Замараев и Маршова. 2015). В-третьих, контрактная система формирует хозяйственные, договорные отношения и связи между государственными и коммерческими субъектами, заказчиками и поставщиками товаров и услуг, крупными компаниями и представителями малого и среднего предпринимательства.
В качестве наиболее представительного заказчика товаров, работ и услуг и обладателя, распорядителя финансовых ресурсов, инвестиционного капитала выступает государство в лице федеральных, региональных, муниципальных органов исполнительной власти. Инструментами государственного участия в развитии и финансировании рынка товаров и услуг являются консолидированный бюджет, внебюджетные фонды, государственные и региональные программы. Функции заказчика могут исполнять также государственные корпорации, унитарные предприятия, другие юридические лица с высокой долей участия государственного капитала.
Электронные торги интегрируют совместное участие государства и предприятий не только в сфере планирования и осуществления закупок товаров и услуг, но и в других сферах, связанных с операциями купли-продажи имущества.
Сегодня функционируют три сегмента рынка электронных торгов (Храмкин, Воробьева и Евсташенков, 2015. С. 576):
- осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд из средств соответствующих бюджетов;
- продажа приватизированного и муниципального имущества с направлением вырученных средств в бюджеты соответствующих уровней;
- продажа имущества предприятий-банкротов в рамках процедур
несостоятельности.
Рассмотрим динамику контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг, заключенных на электронных площадках в 2011-2014 гг. (см. табл.
1). Число контрактов за этот период увеличилось с 632138 до 1629635 или в 2,5 раза. Лидирующие позиции по объему торгов занимали ЗАО «Сбербанк-АСТ» с долей контрактов, заключенных за четыре года, 52,6%, ООО «РТС-тендер» - 19,5%, ООО «Единая электронная торговая площадка» - 19,3%.
Экономия бюджетных средств, достигнутая при заключении контрактов на электронных торгах, за анализируемый период составила 897,7 млрд. рублей или
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
112
Обаляева Ю. И., Черный А. С.
6,79% к начальной (максимальной) цене (см. табл. 2). На электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» экономия бюджетных средств составила 438,3 млрд. рублей или 48,9% к общей экономии.
Таблица 1
Количество контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов в электронной форме за 2011-2014 гг.
Электронная площадка 2011 2012 2013 2014 Всего
ЗАО «Сбербанк - АСТ» 395868 442975 471838 758554 2069235
ГУП «Агентство по госзаказу Республики 26087 35327 36467 59528 157409
ООО «Единая электронная торговая 126370 165098 185632 282734 759834
ООО «РТС-тендер» 62323 111473 157151 434642 765589
ЗАО «ММВБ - ИТ» 21490 30047 32066 94177 177780
Итого 632138 784920 883154 1629635 3929847
Источник: Официальный сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд zakupki.gov.ru; сайты электронных площадок.
Таблица 2
Экономия бюджетных средств, достигнутая при заключении контрактов на поставку товаров и услуг на пяти электронных площадках за
2011-2014 гг.
Электронная площадка Начальная (максимальная) цена Цена контрактов Экономия
Абсолютная %
ЗАО «Сбербанк - АСТ» 6200,2 5761,9 438,3 7,07
ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» 870,9 832,3 38,6 4,43
ООО «Единая электронная торговая площадка» 3016,6 2799,6 216,9 7,19
ООО «РТС-тендер» 2311,1 2154,3 156,8 6,78
ЗАО «ММВБ - ИТ» 828,4 781,3 47,1 5,68
Всего 13227,4 12329,7 897,7 6,79
Источник: Официальный сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд zakupki.gov.ru; сайты электронных площадок.
На электронной площадке ООО «Единая электронная торговая площадка» было сэкономлено средств в размере 216,9 млрд. рублей или 24,1% к итогу. На электронной площадке ООО «РТС-тендер» экономия бюджетных средств составила 156,8 млрд. рублей или 17,4% к общей экономии.
Как показывает опыт проведения электронных аукционов, на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в 2014 году из общего количества объявленных аукционов в электронной форме доля закупок у субъектов малого предпринимательства составила 31%. Экономия бюджетных средств при таких закупках составила 11,78%. Дальнейшая эффективность связана с использованием таких внутренних факторов результативности, как факторы логистических затрат,
К вопросу развития институтов контрактной системы
113
капитальных логистических активов, факторы обратных логистических активов (Обаляева и Черный, 2015. С. 76, 78).
Как показано на рис. 1, анализ продаж товаров и услуг на электронной площадке является, наряду с блоками регламентации процедур и анализа отклонений, важным блоком отслеживания и регулирования институтов контрактной системы. Регламентация процедур базируется на нормативнозаконодательной терминологии зафиксированной в контрактной системе, принципах ее функционирования, разрабатываемых и утверждаемых стандартах и регламентах. Организация сквозной автоматизации процесса закупок предполагает обязательный анализ отклонений (Черный, 2013, С. 34-38).
Рис. 1. Институты контрактной системы и их взаимодействие Источник: по данным авторов.
Основными институтами контрактной системы являются: планирование с обоснованием цели осуществления закупки, объемов и сроков периодичности поставки, объема финансового обеспечения для осуществления закупки;
нормирование с установлением требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг)
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
114
Обаляева Ю. И., Черный А. С.
и нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов;
- единая информационная система, представляющая совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление на функциональном сайте информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Единая информационная система способствует достижению таких целей,
как:
1) обеспечение комплексной автоматизации и централизации закупочной деятельности в части планирования, подготовки, проведения и контроля результатов закупок;
2) стандартизация размещаемых заказчиками, организаторами закупок данных;
3) расширенная информационная поддержка пользователей системы;
4) повышение прозрачности закупок;
5) сбор и анализ информации для принятия управленческих решений.
Важным блоком в управлении институтами контрактной системы является анализ проблем и принятия управленческих решений. Можно выделить два уровня проблем, затрагивающих функционирование национальной экономики в целом (макропроблемы) и непосредственно выявленных в ходе контрактных операций.
Микроэкономические проблемы включают вопросы государственного управления, выработки системы стратегического планирования, структурной политики. Сегодня обострилась проблема финансовой сбалансированности бюджета, обеспечения ресурсами государственного и муниципальных заказов,
импортозамещения продукции и услуг. Ставится задача сокращения бюджетных затрат на 5 процентов в расчете на год. Сохраняется необходимость структурного изменения экспортных и импортных поставок (Акиндинова и Ясин, 2015. С. 5-27).
К выявленным проблемам в системе контрактных отношений, использовании электронных торгов относятся формирование единой информационной системы, электронного документооборота между заказчиками, поставщиками и другими участниками торгов, повышение квалификации специалистов в управлении логистической цепочки движения товаров и услуг, а также совершенствование организационных и технологических процедур и регламентов, включая контрольные операции.
Новые подходы к эффективному контролю государственных
(муниципальных) закупок связаны с использованием систем, автоматизирующих не только функции проверки и аудита исторических данных о фактически проведенных (отмененных) закупочных процедурах, но и позволяющих решать задачи риск-анализа, прогнозирования и предупреждения потенциальных нарушений в режиме реального времени. К потенциальным нарушениям государственных и муниципальных закупок специалисты относят нецелевое использование бюджетных средств (Крашенникова, 2015. С. 46-51); нарушения сроков закупочных процедур; ограничение информации о закупках, неявной закупки из одного источника; скрытого ограничения конкуренции и предоставления преимуществ конкретным поставщикам.
Важно выявить потенциальные риски размещения выполнения заказов со стороны заказчиков и поставщиков по нескольким базовым критериям. Конечная цель проверки заказчика и поставщика в большинстве случаев состоит в формировании комплексного риск-профайла каждого субъекта контрактных отношений и присвоения ему текущего риск-скоринга. Осуществляется ранжирование и группировка заказчиков и поставщиков по вероятности возникновения риска.
Для поставщиков проводятся комплексная оценка на предмет выявления рисков нарушения обязательств, неявных деловых связей с поставщиками, ранее внесенными в реестр недобросовестных поставщиков, недобросовестной
К вопросу развития институтов контрактной системы
115
конкуренции, аффилированной принадлежности, недостаточности финансового обеспечения, отсутствия устоявшейся практики деловых отношений (фирмы однодневки) и предоставления некорректных банковских реквизитов, отсутствия информации по ранее исполненным государственным (муниципальным) контрактам (Крашенникова, 2015. С. 48).
Аффилированная принадлежность субъекта контрактных отношений относится к недостаточно исследованным вопросам, затрагивающим человеческий фактор, систему экономических и социальных связей, хозяйственно-
организационную деятельность.
Как отмечают исследователи, прилагательное «аффилированный» редко можно услышать в разговорной речи, большинство из среднестатистических людей имеет о нем весьма отдаленное представление. Между тем, это слово все чаще встречается в разнообразных аналитических материалах, новостных сводках, особенно когда речь заходит о каких-то махинациях или просто малопонятных простому человеку операциях в экономической и юридической сферах, в хозяйственно-организационной деятельности (Патоцкая, 2012). Основной смысл слова «аффилированный» - это зависимость какого-то объекта от более крупного, его связь с ним, подчинение. Наиболее употребляемы такие словосочетания, как аффилированная фирма, аффилированное лицо, аффилированный сайт.
В целом соглашаясь с раскрытием содержания слова «аффилированный» данным автором, необходимо добавить, что речь не только идет о зависимости какого-то объекта, но и субъекта.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «аффилированный» дается в значении присоединенный, включенный в бизнес. Аффилированное лицо — физическое лицо, инвестор, способный оказывать прямое влияние на деятельность компании (Ожегов, 2014. С. 39).
Современный экономический словарь под общей редакцией профессора Б.А. Райзберга рассматривает понятие аффилированная группа, связанных между собой аффилированных лиц, осуществляющих единое руководство различными фирмами либо владеющих долями в капитале разных компаний и проводящих согласованную политику (Райзберг, Лозовский и Стародубцева, 2015. С. 31).
Таким образом, общим в содержании понятия аффилированный, изложенным разными авторами, является оказывать влияние, вырабатывать согласованную политику заинтересованными лицами имеющими общие интересы и целевые установки. С позиции негативного оттенка под аффилированными лицами понимают участников и фирмы, которые используют принцип давления при принятии управленческих решений другими лицами.
Противоположный термину «аффилированный» является термин «неаффилированный», независимый. В качестве примера можно привести создание Русского экономического общества. Русское экономическое общество — (РЭО) (англ.; Russian Economic Society) — независимое общество экономистов, не аффилированное с какими либо организациями, компаниями и партиями, стремящееся объективно и не предвзято анализировать экономическую ситуацию в стране.
Следует подчеркнуть, что законодательство о конкуренции на первом этапе давало понятие «аффилированные лица». В статье 4 Закона РФ от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» аффилированные лица не упоминаются.
Примером аффилированности (сговора) является подача заявок ООО «Оренбургская неотложка» и ООО «Омегафарм» с одного ip-адреса, при этом Управлением ФАС по Оренбургской области было установлено совпадение учетных записей создания файла заявок. Совпадение учетных записей файлов документов,
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
116
Обаляева Ю. И., Черный А. С.
осуществление подачи заявки с одного адреса, (не типичное поведение общества) послужили основанием при принятии постановления1 о наложении штрафа в размере 50 тысяч рублей на ООО «Оренбургская неотложка».
В практике использования контрактной системы возникают следующие вопросы:
- участники закупки подают заявки на размещение заказа, при этом только один из них показывает ставку на снижение начальной цены;
- представитель субъекта Российской Федерации просит электронную площадку отменить результаты электронного аукциона, победитель которого будто бы аффилированно связан с заказчиком.
В последнее время изменяется отношение Федеральной антимонопольной службы по отношению к заказчикам, устанавливающим конкретные требования к характеристикам товара, работы, услуги, размещаемым на торговых площадках. В практике проведения регламентных закупок, по оценке экспертов, долгое время существует проблема квалификации действий заказчика, который при описании объекта закупки установил требования к характеристикам продукции, соответствующим описанию товара только одного производителя (Свиридов, 2015, С. 42-45). «Заточка» под отдельного производителя ограничивает количество участников закупки, нарушает законодательство о конкуренции.
В то же время, правоприменительная практика достаточно противоречива, чтобы сделать однозначный вывод о нарушении конкуренции на основе анализа описания заказчиком объекта закупки. Здесь необходимо учитывать и другие обстоятельства, влияющие на формирование лотовой документации:
- во-первых, заказчики не обладают полной информацией о характеристиках товаров и услуг, производимыми участниками закупочной деятельности;
- во-вторых, в торгах имеют право принять участие не только производители, но и поставщики продукции, специализирующиеся на поставках различной продукции;
- в-третьих, заказчик при описании объекта закупки исходит из потребностей покупателя, необходимости достижения заданных результатов обеспечения конкретных государственных и муниципальных нужд.
В подтверждение вышеприведенных обстоятельств версия о «заточке» действий заказчика под отдельного производителя товаров и услуг требует внимательного исследования при рассмотрении жалоб отдельных участников размещения заказа. Обращается внимание, что если до принятия Закона о контрактной системе специалисты Федеральной антимонопольной службы относительно часто указывали заказчику на недоработку лотовой документации, то в настоящее время позиция ФАС переориентировалась в защиту действий заказчика2.
Некоторые выводы
Контрактная система и ее институты занимают центральное место в формировании хозяйственных связей и удовлетворении общественных потребностей в товарах и услугах.
Проведенный анализ свидетельствует о позитивной динамике заключения контрактов между заказчиками и поставщиками с использованием информационно -коммуникационных технологий и электронных площадок.
Представленная схема взаимодействия институтов контрактной системы позволяет вычленить основные макроэкономические проблемы и проблемы в использовании торговых площадок, регламентации процедур.
В статье рассмотрено понятие «аффилированные лица», как сложной
1 См.: Постановление Оренбургского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-11-15/2014. Дата публикации 29.01.2015.
2 См.: решение Пермского УФАС от 16 апреля 2014 года по жалобе N° 04781-14, решение Чувашского УФАС от 17 июня 2014 года № 06/4604 по делу № 136-К-2014; решение Ярославского УФАС от 11 июля 2014 года по делу № 05-02/197 Ж-14.
К вопросу развития институтов контрактной системы
117
экономической и социальной категории и как фактор, который необходимо учитывать в контрактной системе.
Предложены возможные направления повышения эффективности функционирования электронных площадок, формирования единой информационной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акиндинова Н. и Ясин Е. (2015). Новый этап развития экономики в постсоветской России // Вопросы экономики, № 5, с. 5-27.
Андреев Н. Ю. и Кордыш Ф. С. (2015). Анализ и эффективность проведения электронных торгов при закупке товаров и услуг // Актуальные вопросы науки. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. (10.02.2015), с. 72-79.
Википедия. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1329164 - Дата обращения:
17.08.2015) .
Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Замараев Б. и Маршова Т. (2015). Производственные мощности российской промышленности: потенциал импортозамещения и экономического роста // Вопросы экономики, № 6, с. 5-24.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. (2012). / под ред. Н. Ю. Андреева. Учеб. пособие. М.: Адамантъ, 128 с.
Крашенникова М. А. (2015). Новые подходы к эффективному контролю государственных (муниципальных) закупок // Бюджет, № 4, с. 46-51.
Настольная книга госзаказчика. (2015). / А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, А. Н. Евсташенков [и др.]; отв. ред. А. А. Храмкин. 10-е издание, дополненное. М.: ИД «Юриспруденция», 576 с.
Обаляева Ю. И. и Черный А. С. (2015). Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 1, с. 74-82.
Ожегов С. И. (2014). Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 736 с.
Официальный сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд (http://zakupki.gov.ru — Дата обращения:
20.08.2015) .
Патоцкая А. Что такое аффилированность? (http://domznaniy.ru/314-chto-takoe-affilirovannost.html - Дата обращения: 17.08.2015).
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. и Стародубцева Е. Б. (2015). Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 512 с.
Решение Пермского УФАС от 16 апреля 2014 года по жалобе № 04781-14. (http://solutions.fas.gov.ru/to/permskoe-ufas-rossii/04781-14 - Дата обращения:
17.08.2015) .
Решение Чувашского УФАС от 17 июня 2014 года № 064604 по делу № 138 -К-2014. (http://solutions.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/06-04-4556 - Дата обращения: 17.08.2015).
Решение Ярославского УФАС от 11 июля 2014 года по делу № 0502197 Ж-17. (http://solutions.fas.gov.ru/to/yaroslavskoe-ufas-rossii/05-02-197zh-14--2 - Дата обращения: 17.08.2015).
Свиридов Д. В. (2015). Проблема одного производителя, или сложность доказывания конкуренции на торгах // Бюджет, № 4, с. 42-45.
Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015
118
Обаляева Ю. И., Черный А. С.
Черный А. С. (2013). Информационные и коммуникационные технологии и экономическое развитие // Проблемы экономики, № 1, с. 34-38.
REFERENCES
Akindinova N. and Yasin E. (2015). New stage of economic development in postSoviet Russia. Voprosy Ekonomiki, no. 5, pp. 5-27. (In Russian).
Andreev N. and Kordysh F. (2015). Analysis and efficiency of electronic trading in the procurement of goods and services. Actual Questions of Science. Proceedings of the XVIII International Scientific and Practical Conference. (10.02.2015), pp. 72-79. (In Russian).
Cherniy A. (2013). Information and Communication Technologies and Economic Development. The Problems of Economy, no. 1, pp. 34-38. (In Russian).
Handbook of Public Procurement. (2015). / Hramkin A., Vorobiev O., Evstashenkov A., [et al.]. Ans. Ed. Hramkin A. 10th edition, enlarged. Moscow, Publ. House "Jurisprudence", 576 p. (In Russian).
Krashennikov M. (2015). New approaches to the effective control of the state (municipal) procurement. Budget, no. 4, pp. 46-51. (In Russian).
Obalyaeva Y. and Cherniy A. (2015). Small and medium business in the contractual relationship system. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 1, pp. 74-82. (In Russian).
Ozhegov S. (2014). Dictionary of Russian language. / Ed. by prof. L. I. Skvortsova. 27th ed., Rev. Moscow, "Publishing ACT"; LLC "Publishing" Peace and Education", 736 p. (In Russian).
Patotskaya A. What is affiliation? (http://domznaniy.ru/314-chto-takoe-affilirovannost.html - Access Date: 17.08.2015). (In Russian).
Raizberg B., Lozovskiy L. and Starodubtseva E. (2015). Modern Dictionary of Economics. 6th ed., Rev. and add. Moscow, INFRA-M Publ., 512 p. (In Russian).
Sviridov D. (2015). The problem of the manufacturer, or the complexity of the evidence of competition in the bidding. Budget, no. 4, pp. 42-45. (In Russian).
The Contract System in the Procurement of Goods, Works, Services. (2012). / Ed. by Andreev N. Proc. allowance. Moscow, Adamant Publ., 128 p. (In Russian).
The Decision of the Chuvash FAS from June 17, 2014 Number 064,604 in the Case Number 138-K-2014. (http://solutions.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/06-04-4556 - Access Date: 17.08.2015). (In Russian).
The Decision of the Perm FAS Dated April 16, 2014 to Appeal № 04781-14. (http://solutions.fas.gov.ru/to/permskoe-ufas-rossii/04781-14 - Access Date: 17.08.2015). (In Russian).
The Decision of the Yaroslavl OFAS from 11 July 2014 in the Case of Number 0502197 F-17. (http://solutions.fas.gov.ru/to/yaroslavskoe-ufas-rossii/05-02-197zh-14-2). (In Russian).
The Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs". (In Russian).
The Federal Law of 26.07.2006 № 135-FZ "On Protection of Competition". (In Russian).
The Law of the RSFSR of 22.03.1991 № 948-1 «On Competition and Restriction of Monopolistic Activity on the Commodity Markets". (In Russian).
The Official Website for Posting Information about Orders for State and Municipal Needs (http://zakupki.gov.ru — Access Date: 20.08.2015). (In Russian).
Wikipedia. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1329164 - Access Date:
17.08.2015). (In Russian).
Zamaraev B. and Marshova T. (2015). Production capacity of Russian industry: the potential of import substitution and growth. Voprosy Ekonomiki, no. 6, pp. 5-24. (In Russian).