Научная статья на тему 'Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе как способ реализации права граждан на труд'

Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе как способ реализации права граждан на труд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
соглашение / контракт о службе в уголовно-исполнительной системе / служебное правоотношение / сотрудник / трудовой договор / трудовое правоотношение / agreement / contract of service in the penal enforcement system / official legal relationship / employee / employment contract / employment relationship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Геннадьевич Демидов

В статье формулируется предусмотренное законом понятие контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, называются его признаки и значение. Также в статье дается общая характеристика контракта о службе в контексте сравнительного анализа с трудовым договором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олег Геннадьевич Демидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A contract for service in the penal enforcement system as the way to realize the right of citizens to work

The article formulates the concept of a contract of service in the penal enforcement system provided for by law, its signs and meaning are called. The article also provides a general description of the service contract in the context of a comparative analysis with an employment contract.

Текст научной работы на тему «Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе как способ реализации права граждан на труд»

Закон и право. 2024. № 7. С. 47-50. Law and legislation. 2024;(7):47-50.

Научная статья УДК 342.734

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-47-50 NIION: 1997-0063-7/24-355

EDN: https://elibrary.ru/WGPRCO MOSURED: 77/27-001-2024-7-555

Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе как способ реализации права граждан на труд

Олег Геннадьевич Демидов

Псковский филиал Университета ФСИН России, Псков, Россия, demidov-Oleg-Gen@yandex.ru

Аннотация. В статье формулируется предусмотренное законом понятие контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, называются его признаки и значение. Также в статье дается общая характеристика контракта о службе в контексте сравнительного анализа с трудовым договором.

Ключевые слова: соглашение, контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, служебное правоотношение, сотрудник, трудовой договор, трудовое правоотношение.

Для цитирования: Демидов О.Г. Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе как способ реализации права граждан на труд // Закон и право. 2024. № 7. С. 47—50. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-47-50 ББЫ: https://elibrary.ru/WGPRCO

Original article

A contract for service in the penal enforcement system as the way to realize the right of citizens to work

Oleg G. Demidov

Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University,

Pskov, Russia, demidov-Oleg-Gen@yandex.ru

Abstract. The article formulates the concept of a contract of service In the penal enforcement system provided for by law, its signs and meaning are called. The article also provides a general description of the service contract in the context of a comparative analysis with an employment contract.

Keywords: agreement, contract of service in the penal enforcement system, official legal relationship, employee, employment contract, employment relationship.

For citation: Demidov O.G. A contract for service in the penal enforcement system as the way to realize the right of citizens to work // Law and legislation. 2024;(7):47—50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-47-50 EDN: https://elibrary.ru/WGPRCO

Право на труд признано одним из основных прав человека [1]. При этом трудовая жизнь людей разнообразна. Реализуя свое конституционное право на труд, граждане России могут заключать трудовые договоры, служебные контракты, выполнять работу по договорам гражданско-правового характера, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу в качестве самозанятых. Реализацию всех указанные форм трудовой деятель-

© Демидов О.Г. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 07-2024

ности граждан обеспечивает действующее российское законодательство.

Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое регулирование труда граждан дифференцировано в зависимости от указанной выше выбранной ими формы трудовой деятельности. Даже служба по контракту имеет существенные отличия в зависимости от вида службы (государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов включая службу в уголовно-исполнительной системе) [4] (далее - УИС).

Напомним, что служба в УИС является видом федеральной государственной службы, представляющим собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по контракту. Сотрудники УИС в рамках своей профессиональной деятельности становятся участниками специфических, сложных по своему характеру и структуре правоотношений, которые в юридической науке именуются служебными [7, с. 25], а иногда их называют служебно-трудовыми, поскольку достаточно схожи с трудовыми, но таковыми не являются, к тому же регулируются, главным образом, не трудовым законодательством, а законодательством о соответствующей государственной службе.

Юридически закрепленное понятие контракта о службе в УИС сформулировано в ч. 1 ст. 21 закона о службе в УИС [5].

Контракт — письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в УИС и (или) замещении должности в УИС.

Руководитель федерального органа УИС или уполномоченный руководитель обязуются обеспечить гражданину, поступающему на службу в УИС, и сотруднику прохождение службы в УИС в соответствии с законом о службе в УИС, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на службу в УИС, и сотрудник при заключении контракта обязуются исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в УИС, а также внутренний служебный распорядок учреждения или органа УИС.

Таким образом, заключив контракт о службе в УИС, гражданин РФ становится сотрудником УИС, приобретая гарантированные государством трудовые права и служебные обязанности. Кроме того, посредством заключения контракта реализуется принцип свободы труда. Государство в лице соответствующих учреждений и органов УИС, заключая служебный контракт, получает возможность подобрать кандидатуры сотрудников, отвечающих необходимым требованиям службы.

Контракт о службе в УИС как соглашение о работе является юридическим фактом, который порождает служебное правоотношение между

гражданином РФ и государством в лице соответствующего учреждения и органа УИС, а также необходимой предпосылкой для распространения на сотрудника законодательства РФ о службе в УИС.

Контракт о службе — один из важных институтов служебного права, регулирующий порядок его заключения, изменения, прекращения и проч. Он служит не только основанием возникновения служебного правоотношения, но и основанием действия этого правоотношения во времени, что позволяет его сторонам согласовывать условия службы не только на этапе заключения контракта, но и в течение всего периода его действия.

Наряду с этим учреждения и органы УИС приобретают право требовать от сотрудников добросовестного исполнения ими их служебных обязанностей и бережного отношения к государственному имуществу и к имуществу третьих лиц, соблюдения правил внутреннего служебного распорядка.

Контракт о службе в УИС по своей юридической сути схож с трудовым договором, влекущим трудовые отношения. Поскольку трудовой договор, равно, как и контракт о службе, является соглашением о работе гражданина, правда, порождает не служебное, а трудовое правоотношение человека с работодателем, является предпосылкой для распространения на работника не служебного, а трудового законодательства РФ, а также является индивидуальным локальным регулятором условий труда работающего человека у конкретного работодателя.

Как видим, наряду с признаками схожести у служебных отношений есть и существенные различия с трудовыми отношениями; эти отличия, главным образом, обусловлены наличием действующих правовых норм, регулирующих соответствующие служебные отношения, одними из которых являются и нормы о службе в УИС.

Заметим, что в настоящее время, если не принимать во внимание систему оплаты труда, определяющую размер денежного довольствия сотрудников, служба по контракту для граждан выглядит привлекательной. Обусловлено это, прежде всего, предусмотренными законодательством о службе многочисленными социальными гарантиями сотрудников, некоторые из которых не предусмотрены даже трудовым законодательством РФ. Самыми, наверное, значимыми для сотрудников являются нормы об их пенсионном обеспечении по выслуге лет, позволя-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

ющие уйти на пенсию в достаточно молодом возрасте [3].

Напомним, что в отличие от прежнего трудового законодательства, которое с 1992 г. употребляло термины «трудовой договор» и «контракт», действующий Трудовой кодекс РФ использует лишь один термин — «трудовой договор». По сути, это положило конец многочисленным спорам о различиях контракта и трудового договора в трудовых отношениях.

Таким образом, если рассматривать сферу правового регулирования труда граждан, то в настоящее время термин «трудовой договор» используется только в трудовом праве РФ, означающим юридическое основание возникновения трудового отношения и являющийся индивидуальным регулятором этих отношений, а термин «контракт» используется для обозначения служебных отношений, в том числе и службы в УИС [6]. Соответственно, служебные отношения, возникающие по контракту, сегодня, не образуют как такового трудового отношения, а являются разновидностями государственной службы.

Вместе с тем анализ действующих законодательных актов, регламентирующих различные виды службы, включая службу в УИС, показывает, что эти акты содержат достаточно большое количество бланкетных норм, которые, в целях регулирования тех или иных вопросов, связанных со службой, отсылают к общему трудовому законодательству РФ.

Так, регулируя правоотношения, связанные со службой в УИС, ч. 2 ст. 3 Закона о службе в УИС предусматривает, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ о службе в УИС, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства РФ. Например, вопросы, связанные с материальной ответственностью сотрудников УИС или предоставлением им дополнительных гарантий, связанных с выполнением лицами женского пола детородной функции (отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком и проч.), регулируются нормами не служебного, а общего трудового законодательства РФ.

Подытоживая изложенное в материалах данной статьи, можно сделать вывод о том, что в нормативно -правовых источниках и в юридичес -кой практике в сфере регулирования труда граждан достаточно часто можно встретить употребление таких терминов, как «трудовой договор»,

«контракт», «соглашение». Очевидно, что с позиции филологии данные понятия означают одно и то же, т.е. являются синонимами.

Однако с позиции юриспруденции — имеют несколько разное правовое значение. Вместе с тем и «трудовой договор», и «контракт» влекут соответствующие самостоятельные правовые отношения, хотя между собой они достаточно схожи.

Так, «контрактом» обычно называют соглашение о выполнении гражданином РФ служебной функции определенного вида (например, службы в учреждении или органе УИС). А с заключением трудового договора связывается возникновение между работником и работодателем трудового отношения, регулирование которого осуществляется трудовым законодательством РФ.

Вероятно, использование сегодня термина «контракт» обусловлено стремлением законодателя отграничить государственно-служебные отношения от традиционных трудовых.

Список источников

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // http://www.consultant.ru/

3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) // http:// www.consultant.ru/

4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // http:// www.consultant.ru/

5. Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // http://www.consultant.ru/

LAW & LEGISLATION • 07-2024

6. Демидов О.Г. К вопросу о соотношении юридических понятий «трудовой договор» и «контракт» в трудовом и служебном праве // Актуальные проблемы правоведения: Матер. Междунар. науч. конф., посвящ. Дню принятия Конституции РФ. Псков, 2020. С. 301—306.

7. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.

References

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 (with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // http://www. pravo.gov.ru 04.07.2020.

2. Labor Code of the Russian Federation № 197-FZ dated 30.12.2001 (as amended on 06.04.2024) // http://www.consultant.ru/

3. The Law of the Russian Federation dated 12.02.1993 № 4468-1 (ed. dated 29.05.2023, with amendments. dated 27.11.2023) «On pension provision for persons who served in military service, service in internal affairs bodies, the State Fire Service, bodies for the control of trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the penal enforcement

system, troops of the National Guard of the Russian Federation, bodies of compulsory enforcement of the Russian Federation, and their families» // http: / / www.consultant.ru/

4. Federal Law № 58-FZ of 27.05.2003 (as amended on 14.02.2024) «On the Civil Service System of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/

5. Federal Law № 197-FZ of July 19, 2018 (as amended on 26.02.2024) «On the Service in the penal enforcement system of the Russian Federation and on amendments to the Law of the Russian Federation «On Institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment» / / http: / / www.consultant.ru/

6. Demidov O. G. K to the question of the correlation of legal concepts «labor contract» and «contract» in labor and service law / / Actual problems of jurisprudence: Materials of an International scientific conference dedicated to the Day of adoption of the Constitution of the Russian Federation. Pskov, 2020. Pp. 301-306.

7. Channov S.E. Official legal relationship: concept, structure, provision / Ed. by V.V. Volodin. M.: Axis-89, 2009.

Информация об авторе

Демидов О. Г. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации исполнений наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author

Demidov O.G. — candidate of law, associate professor of the department of criminal law disciplines and organization of the execution of punishments not related to the isolation of convicts from society

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.