Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОГО СПОРА В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПОРЯДОК ЕГО РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОГО СПОРА В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПОРЯДОК ЕГО РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) / служебный спор / трудовой спор / трудовые права и законные интересы сотрудников УИС / судебная защита трудовых прав и законных интересов сотрудников УИС.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов О. Г.

В статье дается понятие и раскрывается сущность служебного спора, предусмотренного в законодательстве о службе в уголовно-исполнительной системе, говорится о нормативно-правовом регулирование его рассмотрения и разрешения в административно-процессуальном и гражданско-процессуальном (судебном) порядках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОГО СПОРА В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПОРЯДОК ЕГО РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ»

ДЕМИДОВ Олег Геннадьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, e-mail: demidov-Oleg-Gen@yandex.ru

СУЩНОСТЬ СЛУЖЕБНОГО СПОРА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПОРЯДОК ЕГО РАССМОТРЕНИЯ

И РАЗРЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье дается понятие и раскрывается сущность служебного спора, предусмотренного в законодательстве о службе в уголовно-исполнительной системе, говорится о нормативно-правовом регулирование его рассмотрения и разрешения в административно-процессуальном и гражданско-процессуальном (судебном) порядках.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС), служебный спор, трудовой спор, трудовые права и законные интересы сотрудников УИС, судебная защита трудовых прав и законных интересов сотрудников УИС.

DEMIDOV Oleg Gennadievich,

Candidate of Law

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

THE ESSENCE OF AN OFFICIAL DISPUTE IN THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM, THE PROCEDURE FOR ITS CONSIDERATION AND RESOLUTION

Annotation. The article gives the concept and reveals the essence of the service dispute provided for in the legislation on service in the penal enforcement system, talks about the regulatory and legal regulation of its consideration and resolution in administrative procedural and civil procedural (judicial) procedures.

Key words: employee of the penal enforcement system (UIS), service dispute, labor dispute, labor rights and legitimate interests of employees of the UIS, judicial protection of labor rights and legitimate interests of employees of the UIS.

В Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов из разрешения и закрепляется право на забастовку [1].

В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ [2]) граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе и право на защиту этих прав. В ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ [3]) закреплено право работников на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещен ными законом способами, а также право на разрешение трудовых споров.

Изучив нормативно-правовые акты, регулирующие служебные отношения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) включая действующее трудовое законодатель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-286-289 NIION: 2018-0076-1/23-45 MOSURED: 77/27-023-2023-1-45

ство РФ, следует отметить, что данные сотрудники, аналогично тому, как и работники, находящиеся в трудовых отношениях, обладают весьма широким кругом трудовых прав, включая правом на защиту этих прав, а так же и правом на рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров.

Так, в соответствии с п. 12 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» (далее закон о службе в УИС [4]), сотрудники имеют право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации. А п. 14 этой же статьи предусматривает право сотрудников на обращение к вышесто-

ящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в УИС. При этом закон о службе в УИС предусматривает, что коллективные служебные споры в уголовно-исполнительной системе не допускаются. Что является очевидной особенностью института служебных споров в УИС.

Таким образом, законодательство о службе в УИС предусматривает возможность рассмотрения и разрешения только индивидуальных служебных споров с участием сотрудников УИС. Причем, в том случае, когда спор разрешает вышестоящий начальник, то возникают административно-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами административного права, а когда спор рассматривается в суде, то возникают гражданско-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами гражданского процессуального права. А поскольку в гражданском процессуальном праве нет специальных норм, регулирующих рассмотрение служебных споров с участием сотрудников УИС, то применяются общие гражданско-процессуальные нормы о рассмотрении трудовых споров в суде.

В п. 1 статьи 74 закона о службе в УИС сформулировано следующее понятие служебного спора: служебный спор в уголовно-исполнительной системе - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником. Очевидно, что данное определение включает в себя лишь исковые служебные споры, то есть споры о применении существующих норм права. Примерно аналогичным образом формулируется понятие и индивидуального трудового спора в трудовом праве (ст. 381 ТК РФ). Вместе с тем, следует заметить, что индивидуальный трудовой спор может возникать не только по вопросам применения норм трудового права, но и по вопросам установления или изменения работнику индивидуальных условий труда.

Помимо общего понятие служебного спора, в ст. 74 закона о службе в УИС приводятся и некоторые нормы, предусматривающие порядок раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

решения такого спора в административно-процессуальном порядке.

Так, сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, -в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. Правда, в случае пропуска по уважительным причинам сроков, указанных выше, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний [5].

При рассмотрении служебного спора сотрудник, гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, вправе: ходатайствовать о рассмотрении служебного спора в его присутствии; представлять дополнительные материалы, необходимые для рассмотрения служебного спора; обращаться с рапортом (заявлением) о прекращении рассмотрения служебного спора. При рассмотрении служебного спора директор, уполномоченный руководитель, руководитель (начальник) вправе: приглашать сотрудников или гражданина, поступающего на службу в УИС либо ранее состоявшего на службе в УИС, для рассмотрения служебного спора в их присутствии, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих

государственную и иную охраняемую законом тайну; приглашать работников УИС для получения пояснений по существу служебного спора; направлять в пределах предоставленных полномочий запросы в учреждения и органы УИС, а также иные органы и организации для получения дополнительных материалов, необходимых для рассмотрения служебного спора, либо обращаться к вышестоящему руководителю (начальнику) с просьбой о направлении указанных запросов.

По результатам рассмотрения служебного спора директор, уполномоченный руководитель или руководитель (начальник) назначает сотрудника, ответственного за подготовку проекта решения по итогам рассмотрения служебного спора. Решение по итогам рассмотрения служебного спора утверждается директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником). Копия решения по итогам рассмотрения служебного спора в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается сотрудником кадрового подразделения учреждения или органа УИС сотруднику или гражданину, поступающему на службу в УИС либо ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора.

Практика показывает, что действующие сотрудники УИС не охотно обращаются с жалобами на нарушения их трудовых прав и законных интересов к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам и в вышестоящие органы. Причинами тому, по всей видимости, является боязнь административного давления и месть за подобные обращения со стороны непосредственных и вышестоящих руководителей. А так же отсутствие уверенности в справедливом решении служебного спора по существу. Определенную при этом роль, конечно же, играет и недостаточное правовое информирование сотрудников УИС по данным вопросам.

Как указывалось выше, служебное право предусматривает возможность рассмотрения служебного спора и в суде. Сотрудник имеет право обратиться в суд за разрешением служебного спора в течение трех месяцев со дня, когда он

узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При этом сотрудник УИС, как и любой другой работник, освобождается от уплаты судебных расходов, в том числе и госпошлины (ст. 393 ТК РФ). Если сотруднику отказано в иске в связи с пропуском срока обращения в суд, госпошлина также не взимается [6, 114]. При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

Судебная защита трудовых прав и законных интересов выглядит достаточно эффективной. Вместе с тем следует отметить, что в период службы сотрудники УИС так же не с особой охотой обращаются в суд за разрешением служебного спора. Причины тому все те же, о которых упоминалось в данной статье ранее. Как показывает судебная практика, большее количество исков подается не действующими, а бывшими сотрудниками УИС, уже уволенными со службы, поскольку отсутствие служебных отношений исключает возможное на них административное воздействие.

Список литературы:

[1] Ст. 37 ч. 4 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

[4] Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 30 ст. 4532.

[5] Приказ Минюста России от 11.09.2019 № 200 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» // Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2019 № 55949.

[6] Андрияхина А.М., Гущина К.О. Защита трудовых прав граждан: Практическое пособие. -М.: Дашков и К, 2012. С. 114.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Spisok literatury:

[1] St. 37 ch. 4 Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 g. (s uchetom po-pravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie za-konodatel'stva RF. - 2014. - № 31. - St. 4398.

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 25.02.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, № 32, st. 3301.

[2] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 25.02.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 3.

[4] Federal'nyj zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ (red. ot 30.04.2021) «O sluzhbe v ugolovno-is-polnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezh-deniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2018 g. № 30 st. 4532.

[5] Prikaz Minyusta Rossii ot 11.09.2019 № 200 «Ob utverzhdenii Poryadka ras-smotreniya sluzheb-nogo spora v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossi-jskoj Federa-cii» // Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.09.2019 № 55949.

[6] Andriyahina A.M., Gushchina K.O. Zashch-ita trudovyh prav grazhdan: Prakticheskoe posobie. - M.: Dashkov i K, 2012. S. 114.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.