Научная статья на тему 'РАЗРЕШЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

РАЗРЕШЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЙ СПОР / ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / РАЗРЕШЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО СПОРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В.С., Чимаров С.Ю.

Анализ вопросов, посвященных правовым и организационным основам разрешения служебных споров в органах внутренних дел, имеет существенное значение с точки зрения систематизации административно-правовых знаний и совершенствовании нормативной правовой базы в данной области. В статье авторы, проводя сравнительно-правовое исследование института служебного спора в органах внутренних дел, на государственной гражданской службе и анализируя нормы трудового права, регламентирующие особенности рассмотрения трудовых споров, обосновывают вывод о целесообразности создания в органах внутренних дел комиссий по служебным спорам, а также предлагают изменить некоторые процессуальные сроки, связанные с рассмотрением служебного спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION OF SERVICE DISPUTES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECT

The analysis of issues related to the legal and organizational foundations of the resolution of service disputes in the internal affairs bodies is essential from the point of view of systematization of administrative and legal knowledge and improvement of the regulatory legal framework in this area. In the article, the authors, conducting a comparative legal study of the institution of an official dispute in the internal affairs bodies, in the state civil service and analyzing the norms of labor law regulating the specifics of the consideration of labor disputes, substantiate the conclusion that it is advisable to create commissions on official disputes in the internal affairs bodies, and also propose to change some procedural deadlines related to the consideration of an official dispute.

Текст научной работы на тему «РАЗРЕШЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

РАЗРЕШЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент

C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-115-118

Аннотация. Анализ вопросов, посвященных правовым и организационным основам разрешения служебных споров в органах внутренних дел, имеет существенное значение с точки зрения систематизации административно-правовых знаний и совершенствовании нормативной правовой базы в данной области. В статье авторы, проводя сравнительно-правовое исследование института служебного спора в органах внутренних дел, на государственной гражданской службе и анализируя нормы трудового права, регламентирующие особенности рассмотрения трудовых споров, обосновывают вывод о целесообразности создания в органах внутренних дел комиссий по служебным спорам, а также предлагают изменить некоторые процессуальные сроки, связанные с рассмотрением служебного спора.

Ключевые слова: служебный спор, защита прав и законных интересов, разрешение служебного спора, органы внутренних дел.

Эффективность деятельности государственных служащих по реализации функций государства напрямую зависит от адекватного современным реалиям регулирования их правового положения. Построение оптимальной системы этого публично-правового регулирования предполагает встраивание в нее отлаженного правого механизма защиты прав и законных интересов государственных служащих [1, с. 314]. Одним из цивилизованных способов такой защиты, способствующих снятию внутренних конфликтов в деятельности государственного аппарата и обеспечению его нормальной работы, является служебный спор [2, с. 190]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что вопросы нормативного правового обеспечения разрешения служебных споров в органах внутренних дел как в одном из элементов правоохранительной системы государства представляются на сегодняшний день весьма актуальными.

Согласно закону, регламентирующему условия прохождения службы в органах внутренних дел, «служебный спор в органах внутренних дел (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения феде-

ральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником»; «сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд ...» [3, ст. 72]. То есть данный закон предусматривает два варианта рассмотрения служебного спора - обращение к уполномоченному руководителю вплоть до министра внутренних дел Российской Федерации или обращение в суд. Однако для государственных гражданских служащих фе-

деральным законодательством установлены следующие органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров: комиссия государственного органа по служебным спорам и суд [4, ст. 70]. Учитывая, что одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации является «единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы» [5, ст. 3], мы можем предположить, что имеет смысл рассмотреть вопрос о целесообразности создания и функционирования в органах внутренних дел подобных комиссий по служебным спорам. Данный тезис можно подтвердить еще и тем, что такая основополагающая отрасль права в области регулирования правоотношений в процессе трудовой деятельности как трудовое право, также предусматривает наличие комиссий по трудовым спорам. Так «индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом» [6, ст. 382]. По нашему мнению создание комиссий по служебным спорам в органах внутренних дел будет способствовать более тщательному, а самое главное более объективному рассмотрению сути вопроса, поскольку предмет спора будет исследоваться не одним человеком, пусть высокообразованным, объективным и принципиальным, но все же как бы то ни было представляющим интересы конкретной стороны - министерства внутренних дел Российской Федерации, а коллегиальным органом, выступающим от имени интересов как одной, так и другой стороны служебного спора.

Анализируя правовые нормы в сфере рассмотрения служебного (трудового) спора следует обратить внимание на установленные сроки обращения сотрудника (служащего, работника) для рассмотрения спора. Для сотрудника органов внутренних дел предусмотрены следующие сроки обращения к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному ру-

ководителю либо в суд: три месяца - со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, один месяц -для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы со дня ознакомления с приказом об увольнении [3, ст. 72]. Гражданский же служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права [4, ст. 70]. В соответствии с нормами трудового права «работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права» [6, ст. 386]. Таким образом встает вопрос, а в связи с чем срок обращения сотрудников органов внутренних дел в административном и судебном порядке для рассмотрения служебного спора по вопросам увольнения со службы ограничен одним месяцем? Указанное ограничение не вполне соответствует общему правилу, устанавливающему, что «административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов» [7, ст. 219]. Сообразно с этим мы полагаем, что в правовые нормы, регламентирующие порядок рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел, необходимо внести определенные изменения, касающиеся не только создания комиссий по служебным спорам, но и сроков обращения сотрудников по вопросам нарушения их прав. Данный срок, по нашему мнению, должен быть единым - три месяца, без какого-либо ограничения в связи с вопросами увольнения со службы.

Заслуживает внимания также вопрос, касающийся продолжительности рассмотрения служебного спора. В органах внутренних дел служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на

службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел [3, ст. 72]. Для государственных гражданских служащих предусмотрен десятидневный срок рассмотрения служебного спора со дня подачи письменного заявления [4, ст. 70]. Такой же срок установлен нормами трудового права - «комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления» [6, ст. 387]. На наш взгляд будет уместно унифицировать правовые нормы, принятые для сотрудников органов внутренних дел, в части продолжительности рассмотрения служебного спора с имеющимися нормами федерального законодательства в данной области. Установление обозначенного выше срока в десять календарных дней для сотрудников органов внутренних дел с нашей точки зрения не будет способствовать излишнему «затягиванию» и «торможению» рассмотрения дел, связанных с

нарушением или ограничением прав сотрудников.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:

1) анализ правовых и организационных основ разрешения служебных споров в органах внутренних дел имеет существенное значение с точки зрения систематизации административно-правовых знаний в данной области;

2) мы полагаем, что следует рассмотреть вопрос о создании и функционировании в органах внутренних дел комиссий по служебным спорам для более тщательного и объективного рассмотрения сущности спора;

2) с нашей точки зрения имеет смысл изменить в законодательстве органов внутренних дел некоторые сроки, связанные с обращением сотрудников для рассмотрения служебного спора с момента нарушения их прав, а также с продолжительностью рассмотрения служебного

спора.

Библиографический список

1. Уланов Н.Д. Разрешение служебного спора как способ защиты сотрудником полиции социальных прав, предусмотренных законодательством о службе в органах внутренних дел // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2020. -№ 6-1. - С. 313-318.

2. Саранкина Ю.А. Служебно-трудовой спор в органах внутренних дел: понятие, сущность, особенности разрешения // Евразийский юридический журнал. - 2020. - №12 (151). - С. 190-192.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

RESOLUTION OF SERVICE DISPUTES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECT

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The analysis of issues related to the legal and organizational foundations of the resolution of service disputes in the internal affairs bodies is essential from the point of view of systematization of administrative and legal knowledge and improvement of the regulatory legal framework in this area. In the article, the authors, conducting a comparative legal study of the institution of an official dispute in the internal affairs bodies, in the state civil service and analyzing the norms of labor law regulating the specifics of the consideration of labor disputes, substantiate the conclusion that it is advisable to create commissions on official disputes in the internal affairs bodies, and also propose to change some procedural deadlines related to the consideration of an official dispute.

Keywords: official dispute, protection of rights and legitimate interests, resolution of official dispute, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.