Научная статья на тему 'КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / контрабанда / общественные отношения / противодействие / таможенные органы / экономика таможенные органы / ответственность / таможня / экспорт / таможенная граница / economic security / smuggling / public relations / counteraction / customs authorities / economy customs authorities / responsibility / customs / export / customs border

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джавадова Алиса Сираджеддиновна

Проблема контрабанды является на сегодняшний день очень актуальной в плане правильной ее идентификации и практического применения как вида преступления. В данной статье рассмотрены понятие контрабанды, проблема контрабанды, как угроза национальной безопасности, ответственность за незаконный экспорт и импорт продукции, проводится анализ видов контрабанды и обосновывается необходимость введения законодательных ограничений при перемещении товаров, через таможенную границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMUGGLING AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The problem of smuggling is very relevant today in terms of its correct identification and practical application as a type of crime. This article examines the concept of smuggling, the problem of smuggling as a threat to national security, responsibility for the illegal export and import of products, analyzes the types of smuggling and justifies the need to introduce legislative restrictions when moving goods across the customs border.

Текст научной работы на тему «КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 34

КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Джавадова Алиса Сираджеддиновна

Кандидат юридических наук, Санкт-Петербургский государственный

университет ветеринарной медицины

Проблема контрабанды является на сегодняшний день очень актуальной в плане правильной ее идентификации и практического применения как вида преступления. В данной статье рассмотрены понятие контрабанды, проблема контрабанды, как угроза национальной безопасности, ответственность за незаконный экспорт и импорт продукции, проводится анализ видов контрабанды и обосновывается необходимость введения законодательных ограничений при перемещении товаров, через таможенную границу.

Ключевые слова: экономическая безопасность, контрабанда, общественные отношения, противодействие, таможенные органы, экономика таможенные органы, ответственность, таможня, экспорт, таможенная граница.

Сегодня, к одному из важнейших факторов социально-экономической нестабильности, как на национальном, так и на транснациональном уровне, относится теневизация экономической деятельности, которая приобретает тесные интеграционные связи с коррупцией, с экономической преступностью [5]. Основной преступностью в сфере экономики на сегодняшний день является - контрабанда. Контрабанда является очень опасным видом преступления, который наносит много ущерба экономическим интересам таможенной сферы России. Контрабандой считается товар или ценность, которые были перемещены через границу с нарушением таможенного законодательства. В Уголовном кодексе условно определена минимальная таможенная стоимость крупной контрабанды, это 1,5 миллиона рублей, после превышения которой это является уголовным преступлением. Если контрабанда условно не превышает 1,5 миллиона рублей, то это будет являться административным правонарушением [2].

Последнее время в Российской Федерации происходит стремительное развитие внешней экономики. С каждым днем растет количество товаров, проходящих через границы нашей страны. Все это сказывается не только на внешнеэкономической деятельности, но и на росте таможенной преступности. Анализируя статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые определяют уголовную ответственность за указанные преступления, мы можем прийти к выводу, что имеет место быть несколько особенностей. Среди которых: высокий уровень общественной опасности, совершение такого рода преступлений чаще всего происходит организованными преступным группами, которые в свою очередь отличаются высокой интеллектуальной подготовкой. Все это в результате приводит к высокому уровню латентности и проблемам, связанным с выявлением таможенных преступлений [4].

Лидирующее место, из числа преступлений, связанных с таможней, занимает контрабанда. Международные договоры и экономические соглашения, порожденные странами, принявших нормативно- правовые акты, регулирующие эту деятельность, и привели к росту преступлений данной направленности. За свою долгую историю, контрабанда постоянно менялась, имела множество форм и методов, но одно оставалось неизменно- ее цель. Несоблюдение таможенных правил и не оплата взносов, установленных тем или иным государством, в большинстве случаев и является той самой целью указанных нами преступлений.

31 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3

Контрабанда - одно из классических преступлений по российскому уголовному праву, сродни такому же собирательному понятию, как хищение, виды которого различаются и по предметам. Ответственность за разные виды контрабанды дифференцирована в зависимости от предметов контрабанды, а само понятие контрабанды с точки зрения объективных и субъективных признаков является единым.

В системе таможенных органов существует правоохранительный блок, занимающийся контрабандой. Этот блок берет свое начало в Центральном аппарате ФТС России. В Центральном аппарате существуют два управления обеспечивающие борьбу с контрабандным ввозом - это Главное управление по борьбе с контрабандой и Управление таможенных расследований и дознания. Перечисленные управления непосредственно входят в центральный аппарат ФТС и осуществляют свою деятельность в этой области. Что касается регионального уровня, то в этой области необходимо рассматривать подразделения таможенных органов, непосредственно входящих в Региональные таможенные управления (далее - РТУ].

Особое место в системе таможенных органов при реализации правоохранительных функций занимают специализированные таможенные органы -оперативные таможни. На уровне таможен правоохранительные функции реализуются сотрудниками отделов: оперативно-розыскного; по борьбе с контрабандой наркотиков; административных расследований; оперативно-аналитического отделения по правоохранительной работе; отделения дознания; отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы; специального отряда быстрого реагирования; службы силового обеспечения.

В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 111 уголовных дел. Судами по 48 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры. Кроме того, 21 уголовное дело прекращено судами с назначением судебного штрафа по результатам рассмотрения соответствующих ходатайств таможенных органов в связи с возмещением причиненного преступлениями ущерба. Размер судебных штрафов составил 1,5 млн. руб.

Так, преступление, предусмотренное ст. 229.1 УК РФ имеет основным объектом -общественные отношения в сфере безопасности здоровья населения, а дополнительным - общественные отношения в сфере установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Статья 226.1 УК РФ содержит схожий дополнительный объект, но отличается по основному объекту.

Основным объектом преступлений, перечисленных в этой статье являются-общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов [3].

Рассматривая вопрос, касающийся нарушений требований по перевозке товаров через границу, которые регулируют изучаемые нами статьи, отметим, что они могут быть нескольких видов. Первый вид - это не декларирование. Под ним понимается один из способов контрабанды, который заключается в невыполнении требований по декларированию товаров. В таком случае, лицо может не заявить, как полностью весь товар, так и его часть. Второй вид - это недостоверное декларирование.

Недостоверное декларирование - это заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о качественных характеристиках товара (наименование, страна происхождения, таможенная стоимость] [5].

Вопрос контрабанды в Российской Федерации обстоит достаточно остро. Согласно сведениям, представленным Федеральной Таможенной Службой за квартал 2020 года с 1 января по 30 марта было возбуждено 557 уголовных дел. Большая часть которых - это 204 преступления, совершенные по ст. 226.1 УК РФ, 48 преступлений,

предусмотренных ст. 229.1 УК РФ. Подводя итог данному исследованию, хотелось бы отметить, что основной особенностью преступлений, связанных с незаконной перевозкой различных товаров через границу является их нормативно-правовое закрепление. А именно то, что Уголовный Кодекс Российский Федерации отсылает к другим источникам права: международным договорам, постановлениям правительства, иным актам, регулирующим сферу здравоохранения и таможенного дела. В связи с этим необходимо тщательно изучить ту или иную область, затрагивающую незаконное перемещение товаров.

Оставшиеся статьи УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за контрабанду - это 200.1 и 200.2. Мы определили, что они так же имеют схожий дополнительный объект - это общественные отношения, которые так или иначе связанны с установленным порядком перемещения через таможенную границу различных товаров.

Говоря об основном объекте ст. 200.1 УК РФ, то определим, что им будут являться общественные отношения, которые обеспечивают устойчивость валюты и стабильность внутреннего рынка ЕАЭС, а ст. 200.2 УК РФ по своей природе регулирует общественные отношения, которые непосредственно защищают рынок алкогольной продукции и табачных изделий.

Все указанные нами преступления имеют один схожий субъект. К уголовной ответственности за контрабанду могут привлекаться лица, достигшие 16 лет, в соответствии с законодательством России, но стоит отметить, что статьи 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ содержат сведения о специальном субъекте. Специальным субъектом в теории уголовного права являются должностные лица. Стоит отметить, что нормы Уголовного Кодекса Российской Федерации по контрабанде являются бланкетными, что означает их отсылку к нормативно-правовым актам. Такими нормативно- правовыми актами могут являться акты, как российского законодательства, так и международных договоров [5].

Приведем пример, когда при совершении того или иного преступления нарушаются и иные статьи Уголовного Кодекса.

Такое возможно, если незаконное перемещение товаров через таможенную границу производится с использованием поддельного документа, изготовленного самостоятельно. Тогда деяния стоит квалифицировать по совокупности со ст. 327 УК РФ, но если поддельный документ был сделан иным лицом, то тогда, преступление не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ. Отметим, что регулирование некоторых преступлений происходит и на основании международных договоров, о чем нами уже ранее упоминалось.

Таким образом, если при перемещении наличных денежных средств через таможенную границу ЕАЭС сверх норм, установленных законом. То тогда такие превышения должны быть непосредственно задекларированы. Однако стоит помнить, что предметом указанного выше преступления являются только денежные средства, которые превышают установленный лимит и не были задекларированы. Говоря об институте освобождения от уголовной ответственности за контрабанду, уголовный закон предусматривает ее по ст. 200.1, если лицо добровольно выдало денежные средства, хотя имело полную возможность ими распорядиться.

Итак, борьба с контрабандой является одним из направлений правоохранительной деятельности. Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов представлено различными составляющими, связанными, прежде всего, с пресечением незаконного перемещения товаров через государственную границу, а контрабанда, как известно, и есть один из видов противоправных деяний такого характера. Также стоит отметить, что более эффективной борьбы с контрабандой ФТС РФ необходимы более тесные каналы сотрудничества с аналогичными службами заинтересованных государств-партнёров, налаживая быстрый оперативный обмен информацией с помощью современных информационных технологий, что в итоге позволит более быстрей реагировать на контрабанду.

33 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3 Список использованных источников

1. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.

2. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. - 172 с.

3. Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин. / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. - №8. - 2018. - С. 33-36.

4.Нижельская Д.А. Особенности квалификации контрабанды. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 8-3. 143 с.

5.Джавадова А.С. Теневизация экономической деятельности и ее влияние на экономическую безопасность// Инновации. Наука. Образование. 2020.№16.С.509-514

SMUGGLING AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Dzhavadova A. S.

The problem of smuggling is very relevant today in terms of its correct identification and practical application as a type of crime. This article examines the concept of smuggling, the problem of smuggling as a threat to national security, responsibility for the illegal export and import of products, analyzes the types of smuggling and justifies the need to introduce legislative restrictions when moving goods across the customs border.

Keywords: economic security, smuggling, public relations, counteraction, customs authorities, economy customs authorities, responsibility, customs, export, customs border

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.