Научная статья на тему 'КОНТРАБАНДА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КОНТРАБАНДА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРАБАНДА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучерявенко А. К., Козлова А. С.

Таможенные органы в Российской Федерации в лице ФТС России выполняют ряд функций, соответствующих ряду генеральных функций государства. Реализацией одной из таких функций является осуществление действий в правоохранительной сфере в рамках отведенных таможенным органам компетенций. В статье рассматривается роль деятельности по противодействию контрабанде в обеспечении государством собственной экономической безопасности. Актуальность данной статьи обусловлена высокой динамичностью мировой экономики, порождающей разнообразные вызовы для государств, в том числе и в плоскости экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMUGGLING AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

The customs authorities in the Russian Federation, represented by the Federal Customs Service of Russia, perform a number of functions corresponding to a number of general functions of the state. The implementation of one of these functions is the implementation of actions in the law enforcement sphere within the competence assigned to the customs authorities. The article examines the role of anti-smuggling activities in ensuring the state's own economic security. The relevance of this article is due to the high dynamism of the world economy, which gives rise to various challenges for states, including in the plane of economic security.

Текст научной работы на тему «КОНТРАБАНДА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

КОНТРАБАНДА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.К. Кучерявенко, студент А.С. Козлова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-108-111

Аннотация. Таможенные органы в Российской Федерации в лице ФТС России выполняют ряд функций, соответствующих ряду генеральных функций государства. Реализацией одной из таких функций является осуществление действий в правоохранительной сфере в рамках отведенных таможенным органам компетенций. В статье рассматривается роль деятельности по противодействию контрабанде в обеспечении государством собственной экономической безопасности. Актуальность данной статьи обусловлена высокой динамичностью мировой экономики, порождающей разнообразные вызовы для государств, в том числе и в плоскости экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенные органы, контрабанда, правоохранительная деятельность, уголовные дела.

В настоящее время обеспечение экономической безопасности страны является одним из приоритетных направлений деятельности Российской Федерации. Термин «экономическая безопасность» обрел нормативное закрепление в 2017 году в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» в следующем значении: «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». В этом же документе одной из угроз обозначен уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. С точки зрения внешнеэкономической деятельности наиболее явным отражением этой угрозы является контрабанда.

Как экономическое явление контрабанда представляет собой «ввоз в страну или вывоз из страны различных товаров с нарушением установленных государством правил, т.е. минуя таможенный контроль или проходя его с использованием подложных или иных документов» и является

уголовно наказуемым деянием на территории большинства стран мира.

В Российской Федерации вопрос контрабанды относится к компетенции ФТС России, и, в соответствии со статьей 157 УПК РФ, таможенные органы возбуждают уголовные дела по этим преступлениям, предусмотренным рядом статей УК РФ. Среди них к преступлениям, связанным с контрабандой имеют непосредственное отношение следующие статьи: 220.1 -контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; 200.2 -контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий; 226.1 - контрабанда сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, огнестрельного оружия или его основных частей, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов; 229.1 -контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

Стоит отметить, что в контексте противодействия контрабанде ФТС России осуществляет определенный набор оператив-

но-розыскных мероприятий и иных мероприятий, направленных на выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений в данной области, эффективность проведения, которых может стать предметом отдельного исследования.

В рамках проводимого анализа представляется целесообразным рассмотреть динамику реализации таможенными органами правоохранительной деятельности в изучаемой области на основании данных, приведенных в таблице 1.

Таблица 1. Количество уголовных дел, заведенных таможенными органами по преступлениям, связанным с контрабандой, шт. [2]___

Возбуждено дел 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение в % к

2018 г. 2019 г.

По ст. 229.1 УК РФ 303 234 209 69 89,3

По ст. 226.1 УК РФ 586 679 832 142 122,5

По ст. 200.2 УК РФ 52 51 105 201,9 205,9

По ст. 200.1 УК РФ 90 72 72 80 100

Итого: 1031 1036 1218 118,2 117,6

Данные таблицы 1 показывают, что на протяжении всего рассматриваемого периода общее количество уголовных дел по преступлениям непосредственно связным с контрабандой, заведенных таможенными органами демонстрирует ежегодный рост. Основываясь на этом факте можно заключить о повышении производительности правоохранительной деятельности таможенных органов в этом направлении в рамках представленного периода. На изменение этого показателя наибольшее влияние оказали:

- увеличение количества заведенных дел по ст. 226.1 УК РФ до 832 в 2020 году, что на 153 и на 246 дел больше, чем в 2018 и 2019 годах соответственно;

- рост количества заведенных дел по ст. 200.2 УК РФ на с 51 в 2019 году до 105 в 2020 году;

- снижение количества дел по ст. 229.1 УК РФ на 31% с уровня 2019 года - 303 до 209 в 2020 году.

При этом незначительное влияние на общую динамику оказали изменения количества уголовных по ст. 200.1 УК РФ, что, однако, не может сигнализировать о незначительности этой категории преступлений с точки зрения экономической безопасности государства. Для оценки этой значимости рассмотрим данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2. Суммы выявленных фактов незаконного перемещения через таможенную границу, млн. руб. [2]_____

Выявлено фактов незаконного перемещения. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение в % к

2018 г. 2019 г.

По ст. 226.1 УК РФ на сумму, млн. руб. 4200 9000 8000 190,1 88,9

По ст. 200.2 УК РФ на сумму, млн. руб. 406,8 329 371 91,2 112,8

По ст. 200.1 УК РФ на сумму, млн. руб. 224,2 185,8 3000 1338,1 1614,6

Исходя из данных, указанных в таблице 1 можно заключить, что наиболее интенсивный рост в 2020 году показала сумма, на которую выявлено фактов незаконного перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ), что могло произойти под влиянием ряда таких фактов, как: изменение порядка перемещения наличных денежных средств через таможенную границу в 2020

году Решением Коллегии ЕЭК от 6 августа 2019 года № 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; повышения качества межведомственного взаимодействия ФТС России с другими органами государственной власти; повышения уровня оснащенности таможенных постов фактического контроля и, как следствие, повы-

шение эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов. При этом, следует обратить внимание на то, что увеличение этой суммы произошло несмотря на равное количество заведенных уголовных дел по данной статье в 2019 и 2020 году, что может свидетельствовать о повышении эффективности деятельности таможенных органов в этом направлении.

Необходимо отметить и рост суммы вывяленных незаконных перемещений по ст. 226.1 в 2,14 раза в период с 2018 по 2019 год, с 4,2 млрд. рублей до 9 млрд. рублей соответственно. Одной из основных причин такого роста можно назвать изменение перечня стратегически важных товаров и ресурсов, утвержденного Постановление Правительства РФ от 22.10.2018 N 1259 «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного можно выделить основные направления обеспе-

ности таможенных органов в области противодействия контрабанде:

1. Повышение уровня технической оснащенности таможенных органов, к компетенциям которых отнесен фактический таможенный контроль, а также повышение уровня квалификации должностных лиц таких таможенных органов;

2. Увеличение интенсивности и качества межведомственного взаимодействия с другими государственными органами в целом, и, в частности, с правоохранительными органами, а также государственными органами зарубежных стран;

3. Совершенствование законодательства в области противодействия контрабанде.

Таким образом, можно сделать вывод о значимой роли деятельности по противодействию контрабанде с точки зрения экономической безопасности государства, а также первостепенной роли ФТС России в обеспечении этой деятельности и необходимости постоянного совершенствования существующих подходов в целях повышения её эффективности.

чения повышения эффективности деятель-

Библиографический список

1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334818/ (Дата обращения 29.03.2021)

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 29.03.2021).

3. Федулов Г.И. Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны // Экономика нового мира. - 2017. - №2 (6). 4. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. №2. - С. 177-181.

5. Ахмедзянов Р.Р., Иванова Н.Н. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, как составная часть экономической безопасности страны // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. -2019. - №13. - С. 89-91.

6. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 4-1. - С. 158-162.

SMUGGLING AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

A.K. Kucheryavenko, Student A.S. Kozlova, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The customs authorities in the Russian Federation, represented by the Federal Customs Service of Russia, perform a number of functions corresponding to a number of general functions of the state. The implementation of one of these functions is the implementation of actions in the law enforcement sphere within the competence assigned to the customs authorities. The article examines the role of anti-smuggling activities in ensuring the state's own economic security. The relevance of this article is due to the high dynamism of the world economy, which gives rise to various challenges for states, including in the plane of economic security.

Keywords: economic security, custom authorities, smuggling, law enforcement, criminal cases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.