Противодействие контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов как мера обеспечения экономической безопасности РФ
Countering the smuggling of cash and (or) monetary instruments as a measure to ensure the
economic security of the Russian Federation
Степанян Артур Левонович
Студент 4 курса
Факультет Высшая школа государственного аудита Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
РФ, г. Москва e-mail: [email protected]
Stepanyan Artur Levonovich
Student 4 term Faculty of Higher School of State Audit Moscow State University Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты противодействия контрабанде наличных денежных средств и (или) инструментов. В связи с тем, что по статистике доля контрабанды ежегодно составляет примерно 50 % от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных дел, можно утверждать, что совершение данного преступления наносит непосредственный ущерб состоянию экономической безопасности страны.
Annotation.
This article discusses some issues of countering the smuggling of cash and (or) monetary instruments. Due to the fact that according to statistics, the share of smuggling annually amounts to about 50% of the total number of criminal cases initiated by the customs authorities, it can be argued that the commission of this crime causes direct damage to the state of economic security of the country.
Ключевые слова: экономическая безопасность, контрабанда, противодействие, таможенные органы.
Key words: economic security, smuggling, countering, customs authority.
На сегодняшний день в качестве одной из основных угроз национальной безопасности РФ выделяют транснациональную деятельность различных преступных организаций и группировок. При этом особое внимание обращается на факт повышения уровня преступности в сфере экономической деятельности.
Как известно, экономическая безопасность входит в структуру национальной безопасности страны и является основным элементом, способствующим обеспечению ее устойчивого развития, так как обеспечивает возможность проведения государством самостоятельной экономической политики, то есть, по сути, является гарантией независимости страны. Подобная ситуация обуславливает необходимость принятия ряда мер, направленных на противодействие существующим угрозам экономической безопасности, в том числе связанным и с постоянно повышающимся уровнем преступности. Отметим, что довольно распространенными на сегодняшний день являются преступления, осуществляемые в сфере таможни, в частности контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, что будет рассмотрено далее.
На сегодняшний день говоря о контрабанде, обычно понимают незаконное тайное перемещение через таможенную границу государства каких-либо товаров, в том числе запрещенных к ввозу или вывозу. [1] Контрабанда является общественно опасным явлением, в связи с тем, что, нарушая установленные государствам правила ввоза и вывоза товаров, и иных различных материальных средств (предметов), контрабандисты таким образом в целом разрушают устоявшиеся институты общества и государства.
Контрабанда негативно влияет на многие сферы общественной жизни. Так, например ущерб государства от контрабанды может выражаться в следующем:
1. По причине недополучения в состав доходной части бюджета некоторого объема обязательных платежей, снижается уровень доходов бюджетной системы страны. Данный факт обуславливает, например, снижение уровня жизни населения, которое не получает гарантированных государственным бюджетом благ. Также государство не может реализовывать различные экономические и социальные программы, направленные на развитие страны. Помимо этого отмечается, что последствия контрабанды выражаются также в невозможности государства обеспечивать, например, военную безопасность, опять же из-за недостатка финансовых ресурсов.
2. Увеличиваются размеры теневой экономики, ухудшается общая криминальная обстановка в стране, происходит формирование преступных сообществ.
3. Может быть нанесен ущерб жизни и здоровью населения страны, так как ввозимые контрабандистами товары зачастую бывают более низкого качества, а также могут содержать вредные для здоровья вещества, обладать повышенным уровнем радиоактивности.
4. Наносится ущерб национальным предприятиям и государству в целом, а также межгосударственным отношениям с приграничными странами и т.д. [2]
Как можно видеть, деятельность контрабандистов может нанести ущерб как государству и обществу, так и отдельному человеку. Этот факт обуславливает необходимость постоянного противодействия данному явлению.
В связи с этим на сегодняшний день в области противодействия экономической преступности стремительно возрастает роль таможенных органов. Это объясняется, прежде всего, тем, что начиная с 2013 года количество таможенных преступлений неуклонно увеличивается. Если в 2013 году по данным ФТС таможенными органами РФ было возбуждено 1415 уголовных дел, то за январь-сентябрь 2018 года уже 1745 - то есть за 5 лет количество преступлений в данной сфере возросло примерно на 23 % или в 1,2 раза. Однако, начиная с 2016 года, все же наблюдается постепенный спад - в 2018 году ФТС зарегистрировано на 119 дел меньше, чем в 2016. За первое полугодие 2019 года количество возбужденных таможенными органами РФ уголовных дел по последним данным составило 1143. Причем стоит отметить, что контрабанда в большинстве случаев составляет примерно 50-55 % от общего количества возбужденных уголовных дел (Рис. 1). [3]
2000 1800
2013 2014 2015 2016 2017 2018
■ Уголовные дела о контрабанде
■ Иные уголовные дела
Рисунок 1. Доля контрабанды в общем количестве уголовных дел
При этом ежегодно по статье 200.1 УК РФ возбуждается в среднем от 40 до 60 уголовных дел, причем нельзя выявить определенной закономерности в увеличении или уменьшении данного числа. Так, например, за период с 2013 по 2018 год наибольшее количество уголовных дел за данный вид контрабанды было зафиксировано в 2015 году, после чего оно резко сократилось, но к 2018 году снова почти достигло высшей отметки (Рис. 2). Что касается 2019 года то данные пока представлены опять же только за первое полугодие - это пока 40 дел. [3]
Количество уголовных дел, возбужденных по ст. 200.1 УК РФ
90
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 2. Количество уголовных дел, возбужденных по ст. 200.1 УК РФ
За январь-сентябрь 2018 года контрабанда наличных денежных средств и (или) инструментов составила
примерно 4 % от общего числа уголовных дел, возбужденных таможенными органами РФ. Пока наиболее распространенными видами контрабанды остаются - «контрабанда наркотических средств, психотропных веществ...» (ст. 229.1 УК РФ) и «контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ...» (ст. 226.1 УК РФ). Однако несмотря на то, что количество возбужденных дел по статье 200.1 кажется небольшим, размер незаконно перемещенных средств являлся довольно существенным - около 149 млн. руб.
Таким образом, несмотря на то, что контрабанда именно наличных денежных средств и (или) инструментов является не самым распространенным преступлением в таможенной сфере, ущерб государству в любом случае может быть нанесен весьма существенный.
В качестве основной меры противодействия данному деянию в первую очередь можно назвать возможность привлечения к уголовной ответственности, что предполагает ст. 200.1 УК РФ. При этом необходимо отметить, что существовавшая ранее статья 188 УК РФ предусматривающая ответственность за контрабанду существенным образом затрудняла квалификацию данного преступления. Однако на сегодняшний день четкое разграничение видов контрабанды дает возможность провести более полный уголовно-правовой анализ совершенного деяния.
Статья 200.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, была введена в 2013 году. [4] Причина разработки и дальнейшего принятия данной правовой нормы была обусловлена, прежде всего, тем, что на сегодняшний день Россия стремится достигнуть соответствия международному законодательству в сфере противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, в первую очередь рекомендациям ФАТФ - Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - членом которой Россия является с 2003 года. Таким образом,
совершенствование законодательства в данной сфере способствует повышению уровня противодействия контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов - что на сегодняшний день является серьезной угрозой для экономической безопасности государства.
Что касается иных мер, то возможно в связи с тем, что контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не является одним из наиболее распространенных преступлений в таможенной сфере, как, например, контрабанда наркотиков, на сегодняшний день нельзя выделить меры, направленные на борьбу исключительно с данной проблемой. Однако, так как контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов входит в число угроз экономической безопасности Российской Федерации, необходимо рассмотреть в первую очередь деятельность таможенных органов в данной сфере.
Так, например, в Публичной декларации целей и задач таможенной службы РФ на 2019 год одним из приоритетных направлений деятельности являлось как раз обеспечение экономической безопасности страны. Для достижения данной цели предполагалось в первую очередь повысить результативность работы таможенных органов по выявлению и предупреждению правонарушений в таможенной сфере. В связи с этим, по плану доля выявленных оперативными подразделениями таможенных органов подобных преступлений в общем количестве уголовных дел, отнесенных к их компетенции, должна была составить не менее 88 %. [5] Подобная же задача ставилась перед ФТС России и в 2019 году - тогда, результат превысил ожидания, составив за первое полугодие 2018 года 93,1 % (плановый - 88 %).
На тот момент для достижения подобного результата за 6 месяцев 2018 года было выполнено несколько мероприятий:
1. Разработка и издание приказа ФТС России «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия таможенных органов РФ и их структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование по уголовным делам...» - направленного на развитие взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов и подразделений дознания.
2. Развитие применения в таможенной сфере, в частности в работе правоохранительного блока различных информационных технологий и средств оперативной техники, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Осуществление таможенными органами постоянного обмена информацией со следователями, осуществляющими расследование уголовных дел в данной сфере, в целях повышения эффективности и качества раскрытия преступлений.
Также стоит отметить, что 1 января 2018 года вступил в силу Договор о ТК ЕАЭС, который ранее был ратифицирован всеми странами Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разработка нового законодательства проходила с учетом современного уровня развития электронных технологий. Таким образом, например, была введена система электронного декларирования. По словам главы ФТС Владимира Булавина к 2020 году в каждом федеральном округе откроется электронная таможня, а также центр электронного декларирования. В результате практически 99 % деклараций можно будет зарегистрировать автоматически. [6] Пока данная цель достигнута еще не в полном объеме, в числе задач выделяется необходимость налаживания взаимосвязи между электронными таможнями и таможнями фактического контроля.
Касательно вопроса о противодействии контрабанде денежных средств и (или) денежных инструментов, предполагалось также, что гражданам придется подтверждать их происхождение, хотя пороговая сумма, необходимая для «объяснения», в 2018 году еще была не определена. По мнению начальника управления
торговых ограничений ФТС РФ Сергея Шкляева, эта мера необходима, так как перемещаемые средства могут быть получены от незаконных валютных операций, осуществляемых за границей, а «движение легального капитала всегда имеет документы». [7] Данная мера пока также осталась нереализованной.
Наконец, в качестве меры по противодействию контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов можно рассмотреть также то, что Федеральная таможенная служба осуществляет постоянный прием обращений граждан по вопросам таможенного законодательства. В том числе предоставляется возможность записаться на личный прием в Приемную ФТС России. Например, за второй квартал 2019 года в центральный аппарат ФТС России поступило 2120 письменных обращений, а на прием обратилось 117 человек, что иллюстрирует востребованность граждан в данной услуге. [8]
Таким образом, несмотря на то, что по статистике контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не является довольно распространенным явлением, посредством совершения данного деяния также наносится значительный ущерб экономической системе государства. В связи с этим, можно говорить о необходимости совершенствования работы таможенных органов в целях достижения возможности своевременного и постоянного осуществления противодействия данному виду преступлений.
Список используемой литературы:
1. Рябко Н.В. Уголовная политика в сфере противодействия контрабанде // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2018. - № 3 (44). - С. 309
2. Федулов Г.И. Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны // Экономика нового мира. - 2017. - № 2. - С. 14-24
3. Итоги деятельности правоохранительных подразделений ФТС России // Официальный сайт ФТС России. URL: http://old.customs.ru/index.php?option=com newsfts&view=section&id=12&Itemid=1908 (дата обращения: 25.01.2020)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2019) // СПС «Консультант Плюс». URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/ (дата обращения: 28.01.2020)
5. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2019 год (утв. ФТС России) // URL: https://ppt.ru/docs/deklaratsiya/220206 (дата обращения: 28.01.2020)
6. Владимир Булавин провел встречу с журналистами // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/press/federal/document/220944 (дата обращения: 28.01.2020)
7. Россиян заставят объяснять на границе происхождение «налички» // ТВК. URL: https://tvk6.ru/publications/news/12628/ (дата обращения: 28.01.2020)
8. Приемная ФТС России // Официальный сайт ФТС России. URL: http://reception.customs.ru/ (дата обращения: 28.01.2020)