Научная статья на тему 'Основные факторы, обуславливающие совершение контрабанды'

Основные факторы, обуславливающие совершение контрабанды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2118
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОНТРАБАНДА / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилов Сергей Павлович

В статье автором на основании исследования научно-теоретических положений и анализа эмпирических данных выявлены и описаны факторы, непосредственно детерминирующие контрабанду: нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major factors causing committing of smuggling

Questions of defining the reasons and conditions of committing crimes, the major factors determining committing of smuggling are considered in the article, by means of research scientifically theoretical provisions and the analysis of the empirical data most brightly reflecting specifics of smuggling.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, обуславливающие совершение контрабанды»

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

4.13. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

Вавилов Сергей Павлович, адъюнкт.

Место учебы: Всероссийский научноисследовательский институт МВД России.

Должность: старший оперуполномоченный по особо важным делам.

Место работы: УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве.

Отдел: экономической безопасности и противодействия коррупции. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье автором на основании исследования научно-теоретических положений и анализа эмпирических данных выявлены и описаны факторы, непосредственно детерминирующие контрабанду: нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-

управленческие и правовые.

Ключевые слова: преступление, контрабанда, факторы.

THE MAJOR FACTORS CAUSING COMMITTING OF SMUGGLING

Vavilova Sergey Pavlovich, adjunct.

Place of study: All-Russian scientific research institute by MIA Russia.

Position: senior detective on particularly important cases. Place of employment: Interior department of Moscow subway, Moscow Research affairs.

Department: economic security and corruption counteraction. E-mail: [email protected]

Annotation: Questions of defining the reasons and conditions of committing crimes, the major factors determining committing of smuggling are considered in the article, by means of research scientifically - theoretical provisions and the analysis of the empirical data most brightly reflecting specifics of smuggling.

Keywords: smuggling, transit, frontier, crime.

Проблемы противодействия контрабанде в последнее время представляют особую актуальность в плане ее нормативно-правового и организационного обеспечения. Декриминализация товарной контрабанды, смещение акцентов борьбы на контрабанду наркотиков, оружия и денежных средств существенным образом повлияли на целостное восприятие контрабанды как криминологического явления, причем это произошло практически без научно обоснованной аргументации столь скоротечных изменений в законодательстве. Такое положение объективно выдвигает на первый план исследование причинного комплекса, как самой контрабанды, так и соответствующих законодательных изменений в уголовном законодательстве.

Соответственно, в целях исследования контрабанды как криминологического явления, а также исходя из необходимости выработки в дальнейшем мер по противодействию ей, необходимо проанализировать факторы, непосредственно ее детерминирующие: нравственно-психологические, политические, социальноэкономические, организационно-управленческие и правовые.

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

В современном российском обществе возрастает негативное отношение и к существующей социальной

реальности. Вызвано это тем, что реформы, проводимые в постсоветский период не проходили стадии общественных дискуссий и были инициированы «сверху» и, как показывают опросы общественного мнения, в интересах меньшинства. Правовые основы реформы резко расходятся с социально-культурными доминантами российского общества. Это обстоятельство породило проблему легитимности общественноэкономических отношений, тот статус-кво, который имеет место в настоящее время. Переход к рынку вызвал резкую имущественную дифференциацию среди некогда однородного общества. Разрушение традиционной системы социальной защиты, коррумпированность государственных структур, несовершенство системы политического представительства, рост преступности привели к тому, что у значительной части россиян отсутствует осознанная мотивация к соблюдению закона1. Следовательно, адекватный рост правового нигилизма стал в определенной степени ответной реакцией на неспособность государства обеспечить проведение в жизнь принимаемых им законов. Пораженная недугом правового нигилизма часть населения России спокойно игнорирует юридические нормы, в том числе и уголовно-правовые запреты1 2. В силу этого правовая культура начинает приобретать политический подтекст с серьезными протестными и антагонистическими настроениями по отношению к существующей политико-правовой реальности3.

Важнейшим фактором, обуславливающим совершение преступлений, является и отсутствие государственной идеологии, ориентирующей на правомерное решение проблем, связанных с приобретением собственности. В такой обстановке в сознание россиян внедряется культ обогащения незаконным путем, распространения в жизни общества традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры4, т.е. происходит глобальная криминализация сознания и поведения граждан.

Показательны в этом смысле результаты исследования лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ, которые и сейчас не утратили своей актуальности. Был проведен опрос студентов-юристов на предмет гипотетического отношения респондентов к людям, совершившим преступления, и к возможности самим пойти на преступное деяние. Неоправданно терпимым выглядит отношение студентов к преступлениям в сфере экономики. Так лишь около 15-20% из них не хотят иметь ничего общего с лицами, совершившими преступления в сфере экономики5.

Таким образом, можно заключить, что основными нравственно-психологическими факторами, способствующими совершению контрабанды, можно назвать правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры граждан России, отсутствие четкой государственной идеологии, направленной на противодействие преступности.

1 Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. -М.: МГЮА, 2012. С. 12-13.

2 Верещагин Д.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с мошенничеством: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. С. 106-107.

3 Петручак Л.А. Указ. соч. С. 12-13.

4 Анисимов В.М. Криминальная субкультура.— Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997. С. 50.

5 Козлов Ю.М. Кого готовим, господа? // Юрист. 1998. № 7. С. 64.

148

СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

Вавилов С.П.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Распад СССР обострил многие проблемы в сфере таможенного регулирования и контроля. Государства «ближнего зарубежья» с каждым годом все больше выступают главными направлениями контрабанды, что обусловлено историческими (после распада СССР государственная граница России была фактически открытой) и современными реалиями (международные соглашения России с иностранными государствами, в том числе ближнего зарубежья, о Таможенном союзе, об ослаблении таможенного контроля, его отмене, об экономическом сотрудничестве и т.д. с одной стороны свидетельствуют о реализации демократических, гуманистических принципов, а с другой - это означает, по существу, наличие ослабленных звеньев в системе организации таможенного контроля)6.

В связи с этим Президент РФ В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России 08.02.2013 г. отметил, что следует «активнее выявлять преступные сети, которые пытаются паразитировать на растущих экономических связях нашей страны с ближайшим зарубежьем, прежде всего в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства. Эти каналы серой и чёрной контрабанды нужно пресечь»7.

Так, обращает внимание, что по данным таможенной статистики8, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2012 году составил 837,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2011 годом возрос на 1,8%.

Диаграмма 1.

Динамика показателей внешней торговли

Российской Федерации в 2011 - 2012 годах

При этом товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2012 году составил 719,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2011 годом увеличился на 3,1%.

Вместе с тем в общем объеме внешнеторгового оборота России на долю государств - участников СНГ в 2012 году приходилось 14,1% (в 2011 году - 15,1%), а товарооборот России с государствами - участниками СНГ в 2012 году составил 117,7 млрд. долларов США и по сравнению с 2011 годом сократился на 5,3%, в том числе экспорт - на 2,5%, импорт - на 10,1%.

Диаграмма 2.

Динамика объемов внешней торговли с государствами - участниками СНГ в 2011 - 2012 годах

6 Верин В.П. Контрабанда: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 200201.

7 Официальный интернет сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/news/17461

8 По данным официального интернет сайта ФТС России

http://www.customs.ru/

Основные торговые партнеры Российской Федерации среди государств - участников СНГ в 2012 году

учитывая стабилизацию макроэкономических показателей в 2011 - 2012 гг., происходящие интеграционные процессы в рамках Таможенного союза привели к снижению регистрируемого товарооборота и, следовательно, к росту нерегистрируемого товарооборота в результате ослабления таможенного контроля. Таким образом, данный негативный фактор, несомненно, приводит к росту контрабанды.

Также нельзя не учитывать и негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией (например, Афганистан, Таджикистан и др.), что, безусловно, ведет к росту контрабанды наркотиков и оружия. Вместе с тем, обращает внимание, что по данным ФТС России в 2012 г. из незаконного оборота изъято 148 кг наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, а в 2011 году - 408,9 кг. Однако, при не снижающемся уровне наркопотребления9 в стране, данное снижение показателей следует расценивать скорее негативно, как рост уровня латентности контрабанды наркотиков.

Как совершенно верно 05.06.2013 г. отметил Президент РФ В.В. Путин в выступлении перед участниками Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: «Особое внимание необходимо уделить ситуации в Афганистане. По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, там действуют тысячи нарколабораторий. Только в 2012 г. площадь наркопосевов выросла на 18% и со 131 тысячи гектаров дошла до 154 тысяч гектаров. Наркобизнес стал глобальным вызовом всему мировому сообществу, а для отдельных государств превратился в общенациональное бедствие. Отмечу также, что наркобизнес является питательной средой для организованной преступности,

9 Официально зарегистрированные потребители наркотиков на 1.01. 2012 составляют 655005 человек. Диагноз «наркомания» - у 445723 человек. По экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн. (см.: Радченко С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение контрабанды наркотических средств синтетической группы: автореф. дис ... канд. юрид. наук. - М.: МУ МВД России, 2013. С. 15).

149

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

контрабанды ... и, что самое печальное и опасное, яв-- 10 ляется питательном средой для терроризма» .

Существенным образом на данный вид преступности влияет и коррумпированность сотрудников таможенных органов. «Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности, тем самым, возлагая невиданное налоговое бремя на жителей страны. Завышенная (благодаря взяткам и другим, связанным с ними, злоупотреблениям) стоимость сделок передается в виде высоких цен потребителям, повышая стоимость жизни населения, той его части, которая имеет низкий уровень доходов»11.

По данным ФТС РФ большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявлялась подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. В 2012 году этот показатель составляет 85% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов. По материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 159 уголовных дел, из них 113 уголовных дел - по преступлениям коррупционной направленности (92 - в отношении 57 должностных лиц таможенных органов и 21 - в отношении 13 взяткодателей). Получены сведения об осуждении за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, в отношении 144 должностных лиц таможенных органов12.

Диаграмма 4.

Структура преступлений коррупционной направленности в таможенных органах

Таким образом, следствием указанных политических факторов является довольно низкая эффективность функционирования системы таможенного контроля и, как следствие, контрабанду.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Макроэкономические риски обусловлены возможностью снижения темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, мирового кризиса ликвидности, нестабильности валютного и фондового рынков и иных негативных явлений. К числу макроэкономических рисков следует отнести возможное ухудшение ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Потенциальными рисками являются вероятное снижение сырьевых цен, связанное с проблемами мировой эко-

10 Официальный интернет сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/news/18261

11 Овчинский В.С., Эминов В.Е. и др. Основы борьбы с организованной преступностью.— М.: ИНФРА-М, 1996. С. 16-24.

12 Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году / Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России // http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&i d=7995&Itemid=1845.

номики, а также колебания мировых цен на энергоносители, от которых в значительной мере зависит исполнение доходной части федерального бюджета. Вступление России во Всемирную торговую организацию, может повлечь значительные изменения в объеме экспортных и импортных грузопотоков и товарной структуре внешней торговли Российской Федерации13. Негативное влияние основных мировых экономических факторов обусловлено возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными явлениями14. Следовательно, в случае возникновения макроэкономических рисков возможно снижение объемов и изменение структуры внешнеторгового оборота, что повлияет на уровень легального товарооборота, а также приведет к значительному оттоку капитала из России. В результате это повлечет рост контрабанды, в том числе незаконный вывоз наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

К числу экономических факторов следует отнести и приоритет фискальной, а не протекционистской функции таможенных платежей вообще и в первую очередь таможенных платежей с юридических лиц (НДС, акцизы и др.). В этих условиях участник внешнеэкономической деятельности сравнивает экономические последствия уплаты таможенных платежей (соблюдение закона) и применения санкций. Соответственно, в целях получения прибыли большое число российских предпринимателей ориентировано не на увеличение оборота, а на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду: формируется нелегальный «теневой» сегмент экономики.

В связи с этим в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации совершенно верно отмечено, что идеология формирования доходной части федерального бюджета должна быть не только оптимизирована в соответствии с новыми реалиями, но и направлена на обеспечение экономической безопасности страны, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации15.

К обстоятельствам социального характера, способствующим совершению контрабанды, относятся следующие факторы. Значительное влияние на быстрые темпы роста экономической преступности, в т.ч. кон-

13 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 - 2013 годы // http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&i

d=334:--------20112013-&catid=29:2011 -01 -24-14-49-

58&Itemid=1830&Itemid=2025.

14 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2013. № 2. ст. 109.

15 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. ст. 109.

150

СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

Вавилов С.П.

трабанду, оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной в ходе приватизации и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся, на их взгляд, несправедливое положение. В этой связи существует (как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость) высокая степень готовности части населения России поправить свое материальнофинансовое положение за счет противоправных посягательств16.

Как отмечает И.Н. Соловьев «наиболее деструктивным фактором, влияющим как на состояние общества в целом, так и на криминальную ситуацию в стране, стал неоправданно высокий темп концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц. Он не только усугубил социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами населения, но и ожесточил борьбу за сферы влияния между предпринимателями, в значительной мере обладающих криминальным опытом или связями с преступным миром... Сосредоточение значительной доли собственности в частных руках усилило корыстную мотивацию

~ 17

преступлений» .

В связи с этим более 80% респондентов усматривают питательную среду для криминализации общества в высоких темпах его имущественного расслоения, в том числе в обнищании значительной части населения, потенциально готовой на нарушение закона ради

выживания и обеспечения элементарных средств су-

18

ществования .

Таким образом, к числу социально-экономических факторов, обуславливающих контрабанду, следует отнести: макроэкономические риски, приоритет фискальной функции таможенных платежей, поляризацию населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В числе организационно-управленческих факторов, позволяющих совершать контрабанду, в первую очередь следует указать на проблему таможенной и пограничной инфраструктуры: отдельные участки государственной границы не обеспечены охраной (в особенности это применимо к участкам границы с Украиной и Казахстаном);

количество инспекционно-досмотровых комплексов, установленных непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, недостаточное;

недостаточная оснащенность таможенных органов комплексными системами безопасности для обеспече-

19

ния противоправной деятельности и автоматизиро-

16 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. - М.: Экзамен, 2001. С. 70.

17 Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 259.

18 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. - М.: Экзамен, 2001. С. 70.

19 Так, например, по данным ФТС России, количество объектов таможенной инфраструктуры, переоснащенных комплексными системами безопасности составило лишь 50 единиц при плановом значении - 74 единицы (Государственная программа «Программа переоснащения объектов таможенной инфраструктуры комплексными системами безопасности на период 2006 - 2010

ванными стационарными средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

происходящая либерализация и упрощение таможенных процедур зачастую не сбалансированы с эффективным таможенным контролем;

кинологическая служба находится в стадии становления.

Также необходимо отметить, что контрабандисты имеют ряд преимуществ перед таможенными органами, в число которых входит, например, нормативно установленные временные ограничения на проведение действий таможенного контроля, необходимость правильного принятия решения по многочисленным неоднозначным ситуациям, связанным с таможенным контролем различных предметов и документов, их сопровождающих. Так, особую сложность представляют таможенные досмотры пассажирских поездов в период стоянки в пунктах пропуска через государственную границу* * 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как на негативный фактор необходимо обратить внимание и на частые структурные изменения в таможенных органах в связи с декриминализацией товарной контрабанды, криминализацией контрабанды денежных средств и изменениями подследственности. Так, Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»21 таможенные органы были лишены права осуществлять дознание, а Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»22 снова наделил их правом проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ, что повлекло упразднение и последующее воссоздание подразделений дознания.

Организационно-управленческие обстоятельства выражаются также и в отсутствии должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов. В процессе выполнения оперативно-служебных задач уделяется большое внимание координации и организации взаимодействия правоохранительных23 и контролирующих органов. Несмотря на то, что все органы стремятся к интеграции, по-прежнему существует острая проблема получения информации24 * *. Так, в ходе проведенного нами исследования в 2011-2012 гг. 26% сотрудников правоохранительных и контролирующих

гг.»). См.: Доклад о результатах и основных направлениях дея-

тельности Федеральной таможенной службы на 2011 - 2013 годы.

20 Верин В.П. Контрабанда: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 201.

21 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. ст. 7362.

22 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. ст. 3207.

23 ФТС России совместно с российскими и иностранными правоохранительными органами в 2012 году проведено 105 оперативных мероприятий и 13 оперативно-профилактических операций международного, межрегионального и межведомственного уровня.

24 При этом необходимо отметить, что непосредственно функ-

ции по противодействию контрабанде возложены на ФТС России,

МВД России, ФСБ России, ФСКН России.

151

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

органов выразили мнение, что уровень их взаимодействия является низким, а 53% - удовлетворительным.

Кроме того, следует отметить недостаточную профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов для расследования указанных преступлений. Так высшее юридическое образование имеет лишь 42% из числа опрошенных в ходе проведения исследования сотрудников правоохранительных органов, а стаж работы свыше 5 лет имеет только 32%.

Этот вывод подтверждается, в частности, данными, полученными в результате опроса следственных и прокурорских работников. Почти половина (47,9%) опрошенных работников правоохранительных органов осознают, что правильному применению норм уголовного законодательства препятствует недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников. Как признают респонденты, только 21,9% из них знакомы с научной (методической) литературой по обсуждаемой проблематике. Сотрудники правоохранительных органов (54,1%) напрямую связывают с повышением профессионального уровня активизацию борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере экономической деятельности25.

Таким образом, данные организационноуправленческие факторы приводят к не выявлению случаев контрабанды и, как следствие, к росту ее латентности, что порождают у контрабандистов осознание безнаказанности.

ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ

Основным правовым фактором, влияющим на совершение контрабанды, является несовершенство, несогласованность и изменчивость таможенного и уголовного законодательства.

Вместе с тем, на наш взгляд, декриминализацию товарной контрабанды - исключение из УК РФ ст. 188 и включение ст. 226.1 и ст. 229.1 - следует признать верной, т.к. она была вынужденной и была обусловлена неопределенностью, нечеткостью и неоднозначностью нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 188 УК РФ, влекущей нарушение фундаментальных принципов права (никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; никто не может быть осужден за совершение какого-либо действия или за бездействие, которое действовавшим в момент его совершения национальным или международным уголовным правом не рассматривалось как преступление; наказание исключительно на основании закона (nullum crimen, nulla poena sine lege); закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно, т.е. как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные, не может применяться по аналогии и что не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, т.е. ухудшающий положение лица, привлекаемого к ответственности)26. К тому же фактически за совершение действий, образующих товарную контра-

25 Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001 годы). Аналитический доклад. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002. С. 152.

26 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. ст. 2892.

банду, ответственность наступает по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей).

Также положительно следует оценить и криминализацию контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)27, т.к. это восполнило правовой вакуум, образовавшийся после упомянутой декриминализации товарной контрабанды.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в ходе проведенного нами опроса сотрудников правоохранительных органов 65% опрошенных высказались за восстановление уголовной ответственности за товарную (экономическую) контрабанду. Исходя из этого, следует сделать вывод, что необходимо провести дополнительное обучение сотрудников, направленное на разъяснение порядка применения норм действующего уголовного законодательства об ответственности за таможенные преступления.

Установление же Таможенным кодексом Таможенного союза28 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 13429 свободного перемещения товаров между странами Таможенного союза, как уже ранее отмечалось, нельзя оценивать позитивно с точки зрения противодействия контрабанде. Однако данное решение, безусловно, соответствует экономическим и политическим интересам государства.

Также до настоящего времени не унифицировано законодательства стран - членов Таможенного союза, регламентирующего вопросы уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза. Данный правовой фактор обуславливает совершение отдельными участниками внешнеэкономической деятельности перемещение товаров на территории Таможенного союза с нарушением таможенного законодательства через страну с менее высокими санкциями за данное преступление, а в некоторых случаях даже невозможность привлечения к уголовной ответственности, в связи с ее отсутствием в законодательстве другой страны - участницы Таможенного союза (например, в странах Таможенного союза отсутствует единый список наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов, изъятых из гражданского оборота, что позволяет правонарушителям избегать ответственности).

Не случайно Руководитель Администрации Президента России С.Б. Иванов 20.02.2013 г. на восьмом совещании председателей верховных судов государств - членов Шанхайской организации сотрудничества указал на необходимость гармонизации законодательства, национальных правовых систем, совершенствования правоприменительной практики, подчеркнув, что только сообща можно противостоять глобальным вызовам и угрозам, таким как оборот нар-

27 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

28 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государства от 27.11.2009 № 17) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 07.01.2014.

29 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 07.01.2014.

152

СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

Вавилов С.П

котиков, финансирование терроризма, экстремизм, контрабанда оружия, экономические преступления30.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что определение основных факторов, способствующих совершению контрабанды, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. дает возможность выработать меры воздействия (предупреждения) на контрабанду с учетом особенностей ее проявления, как в масштабах всей страны, так и в отдельных ее регионах.

РЕЦЕНЗИЯ

научного руководителя на научную статью адъюнкта заочной формы обучения ФГКУ «ВНИИ МВД России» Вавилова Сергея Павловича «Основные факторы, обуславливающие совершение контрабанды»

Статья подготовлена на интересную и актуальную тему. В последнее время к контрабанде как криминальному явлению проявляют пристальное внимание и законодатели, и практики. Декриминализация товарной контрабанды ознаменовала собой новый этап в совершении правового и организационного обеспечения противодействия контрабанде. Такая наступательная позиция российского государства требует и соответствующего научного обоснования.

В работе автором на основании исследования научно-теоретических положений и анализа эмпирических данных выявлены и описаны факторы, непосредственно детерминирующие контрабанду: нравственно-

психологические, политические, социально-экономические, организационноуправленческие и правовые.

Такой анализ социального явления дает наиболее полное представление о причинах контрабанды и позволяет вырабатывать эффективные меры противодействия ей со стороны общества и государства.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.

В статье автор рассматривает последствия и позитивные результаты декриминализации контрабанды. Кроме того, изложен целый ряд положений и выводов, отличающихся научной новизной и имеющих существенное значение для изучения контрабанды. Статья изложена последовательно и юридически грамотно.

Учитывая сказанное выше, научная статья Вавилова Сергея Павловича на тему: «Основные факторы, обуславливающие совершение контрабанды» в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляются к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель: главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор юридических наук, профессор

15 января 2014 года.

30 Официальный интернет сайт Администрации Президента РФ // http://state.kremlin.ru/face/17540.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.