Научная статья на тему 'Уголовно-правовая и криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ'

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3239
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОБИЗНЕС / КОНТРАБАНДА / НАРКОТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПСИХОТРОПНОЕ ВЕЩЕСТВО / АНАЛОГИ / ПРЕКУРСОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229 1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленных на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal and Criminological Characteristics of Drugs and Psychotropic Substances Smuggling

The paper dwells upon objective and subjective characteristics of the crime provided for in Article 229 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author presents criminological characteristics of the personality of the criminal smuggling drugs. The reasons and conditions of such crimes are distinguished. The author proposes the complex of measures aimed at prevention and revealing of drugs and psychotropic substances smuggling.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая и криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Право

УДК 340.62

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

Шалагин А.Е.

Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 2291 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленных на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, контрабанда, наркотическое средство, психотропное вещество, аналоги, прекурсоры.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков в России и в мире, приобретают все большую актуальность, выходят на передний рубеж обеспечения национальной безопасности. Распространение наркотических средств создает реальную угрозу здоровью населения, экономическому потенциалу страны, негативно влияет на демографическую ситуацию, способствует снижению культурных и нравственных ценностей в обществе.

Наркомания представляет опасность генофонду нации, поскольку основными потребителями наркотиков остаются молодые люди в возрасте до 29 лет. В результате систематического потребления сильнодействующих препаратов существенно снижается физическое и психическое здоровье, нарушаются репродуктивные функции организма. Происходит самоизоляция личности от социума, постепенная деградация мешает выполнению гражданских обязанностей и способствует совершению противоправных поступков [1, c. 259-260].

По данным мониторинга наркоситуации, в Российской Федерации сегодня регулярно или эпизодически потребляют наркотики до 8,5 млн. человек (около 6 % населения), а численность граждан, хотя бы раз в жизни пробовавших наркотики, составляет 18,5 млн человек (около 13 %). Криминологический анализ позволяет сделать вывод, что в стране за счет значительного числа наркозависимых (прежде все-

го, молодежи) сформирован устойчивый спрос на наркотики, то есть создан обширный рынок сбыта таких веществ с привлечением транснациональных и региональных преступных группировок [2, c. 6-9].

Наибольшая опасность незаконных поставок наркотиков на территорию Российской Федерации исходит от организованных преступных сообществ, обладающих значительным финансовым потенциалом, коррумпированными связями. Нередко средства, полученные в результате реализации наркотических средств, идут на финансирование терроризма, экстремизма и других видов преступной деятельности.

Слово «контрабанда» перешло в русский язык из итальянского (contra - против, bando - правительственный указ. Оно означает нарушение закона или государственного распоряжения [3, с. 338]. Термин «контрабанда» применяется по отношению к незаконному провозу через границу Российской Федерации товаров, предметов, веществ и т.д.

Таможенные ограничения в различных странах вводились по мере развития торговых отношений. Этот процесс происходил неодинаково и неравномерно, но везде он начинался с установления таможенных запретов, которые сопровождались развитием контрабанды.

Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ является ст. 2291, предусматривающая

177

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Право

ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, наркотикосодержащих растений, инструментов и оборудования, используемых для получения наркотиков.

Объектом данного преступления выступает здоровье населения, т.е. здоровье неперсонифицированного круга лиц, проживающих на определенной территории (в районе, городе, стране), объединенных правилами труда и отдыха, а также условиями совместного общежития. При незаконном перемещении наркопредметов через Таможенную границу либо Государственную границу Российской Федерации дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие порядок таможенной идентификации наркотиков, ввозимых на территорию России. Факультативным объектом преступления могут выступать общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность жизни и здоровья лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль [4, c. 61].

Предметом преступления являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, наркотикосодержащие растения либо их отдельные части, инструменты или оборудование, находящееся под специальным контролем, используемое для изготовления наркотиков.

Незаконное перемещение наркотиков через Таможенную или Государственную границу РФ может осуществляться путем:

- незаконного ввоза или вывоза наркопредметов через границу России;

- недостоверного декларирования или недекларирования таких веществ;

- предоставления недостоверных сведений о перевозимой продукции (с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации);

- сокрытия перевозимого товара или придания ему другого вида (используя тайники и различные способы, затрудняющие обнаружение наркотиков правоохранительными органами) и т.д.

Контрабандисты прибегают к разнообразным способам провоза наркотиков через границу. Так, в одном случае гражданин пытался провести в своем желудочно-кишечном тракте 150 наркотикосодержащих таблеток, упакованных в специальном контейнере, в другом гр. Германии снабдил свои шорты множеством потайных карманов, в которых разместил 6,6 кг кокаина, в третьем преступники старались вывезти наркотики в «загипсованной» ноге, и таких примеров можно привести множество. Наркодилеры предпринимают попытки провоза наркотиков внутри самых разнообразных предметов (игрушек, посуды, продуктов питания и т.п.), в организме домашних животных. Они маскируют наркотические средства под товары народного потребления, оборудуют сумки и чемоданы тайниками и секретными отделениями [5, с. 30-31].

Противоправные действия, предшествующие или последующие за контрабандой наркотиков или их прекурсоров (по хранению, переработке, пересылке, сбыту), влекут дополнительную квалификацию по соответствующим нормам Особенной части Уголовного кодекса РФ (ст.ст. 228, 2281, 2283, 2284) [6, с. 655].

Из анализа материалов судебной практики можно выделить случаи, когда контрабанда наркотиков признается малозначительной. Так, Президиум Московского городского суда, рассматривая уголовное дело № 44/у-33/11 в порядке надзорного производства, установил, что 11 февраля 2010 г. в 10.05 ч. гражданка Б., прилетев самолетом из Дели в Москву, была задержана на таможенном посту так как в ее рюкзаке находилось вещество темно-коричневого цвета, похожее на наркотик. Проведенной экспертизой было установлено, что данное вещество является наркотическим средством (гашиш) общей массой 0,06 гр. По этому факту было возбуждено уголовное дело, а виновная осуждена за контрабанду наркотиков. Вышестоящий суд первоначальные решения отменил, а уголовное дело прекратил в силу малозначительности. По мнению президиума Московского городского суда, действия гр. Б. не обладают признаками значительной опасности, а в материалах уголовного дела не имеется достаточных данных, указывающих на то, что действия гр. Б. причинили вред личности, обществу или государству [7].

Субъективная сторона контрабанды наркотиков характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления - общий (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

Квалифицирующие признаки контрабанды наркотиков предусмотрены ч. 2 ст. 2291 УК РФ, а именно: а) группой лиц по предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов, наркотикосодержащих растений либо их частей в значительном размере. По нашему мнению, данную часть следует дополнить таким квалифицирующим признаком как совершение преступления с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Такое нововведение позволит более правильно квалифицировать действия виновных лиц и защитит сотрудников правоохранительных органов от преступного посягательства на их здоровье.

Особо квалифицирующие признаки предусмотрены частями 3 и 4 данной уголовно-правовой нормы и устанавливают ответственность за совершение контрабанды наркотиков в крупном размере, а также организованной группой с применением на-

178

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Право

силия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, совершение преступления в особо крупном размере1. Ч. 3 ст. 2291 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с целью последующего сбыта наркотиков. Такая мера, на наш взгляд, позволит более успешно бороться с организованным наркобизнесом и выявлять всю цепочку лиц, задействованных в незаконных операциях с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Стоит согласиться с предложением А.Я. Кромо-вой и упростить название ст. 2291 УК РФ (до контрабанды наркотиков), так как в настоящей редакции указывается весь перечень предметов преступления, который затем дублируется в диспозиции данной нормы [8, c. 69].

К причинам и условиям контрабанды наркотических средств (психотропных веществ) относятся:

1. Сверхдоходы и сверхприбыль, получаемые преступными группами (сообществами) в результате реализации наркотиков. По прибыльности такой бизнес сопоставим с незаконными операциями с нефтью, газом, лесом, драгоценными камнями и металлами, оружием.

2. Геополитические и географические детерминанты указывают на расположение России в центре Евразийского континента, что создает в сочетании с прозрачностью ее границ стимул к ввозу (провозу через ее территорию) наркотиков из государств ближнего (Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Афганистан, Колумбия, Голландия, Китай, Индия и др.).

3. Несовершенство таможенного законодательства и его правоприменительных процедур также может выступать одним из факторов, обуславливающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ; большое количество источников таможенного права, частое внесение изменений и дополнений в российское законодательство, недостаточная эффективность административных регламентов (процедуры принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования).

4. Встречаются случаи коррумпированности работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов, материально заинтересованных в незаконном провозе предметов и ве-

1 О значительном, крупном и особо крупном размере контрабанды наркотиков см.: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 2281, 229, 2291 УК РФ (в ред. от 22 марта 2014 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 14. - Ст. 5624; 2014. - № 14. - Ст. 1626.

ществ через границу Российской Федерации. Такие сотрудники могут способствовать созданию фиктивных таможенных терминалов, подделки таможенных документов, уничтожению вещественных доказательств, необоснованному прекращению административного или уголовного расследования.

5. Недостаточное взаимодействие российских таможенных (пограничных) органов с зарубежными правоохранительными структурами по проблеме профилактики контрабанды и иных правонарушений. Как правило, взаимодействие таких органов не носит системного характера и не основывается на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы к такому сотрудничеству [9, с. 49-50].

Криминологический портрет личности преступника, совершающего незаконные действия по ввозу, вывозу, транзиту через территорию России наркотических средств (психотропных веществ), позволяет лучше ориентироваться в криминогенных факторах контрабанды, а также способствует разработке современной системы предупреждения и противодействия контрабанды наркотиков.

Преступления, предусмотренные ст. 2291 УК РФ, совершаются не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ряд этнических преступных группировок специализируется на незаконных поставках наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ на территорию России. Каждое третье преступление, связанное с незаконными поставками наркотиков в Россию, совершается иностранцами.

Среди лиц, задержанных за контрабанду наркотиков, 83,4 % составляют мужчины, а 16,6 % -женщины. Причем в последнее время количество задержанных женщин возрастает. По возрастным особенностям лица, совершившие контрабанду наркотиков, характеризуются следующим образом: от 16 до 29 лет - 35 %, 30-39 лет - 18 %, 40-45 лет и старше - 47 %. Это позволяет сделать вывод, что среди лиц, совершивших такие преступления, преобладают граждане достаточно зрелого возраста. Проведенными криминологическими исследованиями установлено, что среди лиц, задержанных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, имели неполное среднее образование - 14,4 %, среднее - 65,3 %, среднее профессиональное - 9,9 %, высшее образование - 10,4 %. Такие лица, как правило, имеют постоянное место жительства, при этом нигде не работают (69 %), другие (31 %) используют свою трудовую деятельность как средство незаконного обогащения при провозе наркотиков на территорию России (например, водители по найму, проводники железнодорожного транспорта и прочие).

Основная часть задержанных (74,3 %) состояла в браке, холостые и незамужние составили 20,5 %,

179

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Право

разведенные - 5,2 %. Более половины задержанных за контрабанду наркотиков (64,7 %) были судимы, 35,3 % привлекались к уголовной ответственности впервые [10, c. 95-97].

К мерам предупреждения, выявления и пресечения преступлений, предусмотренных ст. 2291 УК РФ, относятся:

- создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от незаконного ввоза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ из ближнего и дальнего зарубежья;

- совершенствование мер по эффективности пограничного контроля, повышение технической оснащенности таможенных и пограничных органов;

- ликвидация подпольных нарколабораторий (инфраструктуры незаконного производства, транспортировки, сбыта наркотиков) на территории России;

- выявление признаков и пресечение деятельности транснациональных преступных организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков;

- своевременное обнаружение и распознание новых видов психоактивных веществ (ПАВ) с последующим отнесением их к наркотическим или психотропным средствам;

- развитие и укрепление международного сотрудничества, проведение согласованных межгосударственных превентивных, следственных, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на перекрытие каналов незаконной поставки наркотиков;

- реализация мер по повышению эффективности таможенного (пограничного) контроля, совершенствование форм межведомственного взаимодействия со стороны правоохранительных органов, задействованных в противодействии наркотизации российского населения (МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС, ФСИН и др);

- проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление контрабанды наркотиков (например, контролируемая поставка), а также использование возможностей служебных собак для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ.

Литература:

1. Криминология: учеб. / Под ред. В.И. Авдийско-го. - М.: Юрайт, 2014. - 351 с.

2. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия / Под ред. О.А. Евлановой. - М.: Юрлитинформ, 2013. -304 с.

3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 2007. - 858 с.

4. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: учеб. пособие. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 168 с.

5. Рогатых Л.Ф., Стрельченко Э.Г., Топоров С.Б. Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: учебно-методическое пособие для оперативного состава и отделов дознания таможенных органов. - СПб.: Специальная литература, 2003. - 239 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчко-ва. - М.: Юрайт, 2013. - 995 с.

7. Постановление Президиума Московского городского суда от 18 февраля 2011 г. по делу № 44у-33/11. - URL: http://www.hand-help.ru/documents/ mosgorsud_maloznachitelnost.doc.

8. Кромова А.Я. Контрабанда наркотиков (статья 2291 УК РФ): монография / Под ред. С.М. Ко-чои. - М.: Проспект, 2014. - 136 с.

9. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. - М.: Академия управления МВД России, 2001. - 201 с.

10. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование. - Уфа: УЮИ МВД России, 2013. - 124 с.

Criminal and Criminological Characteristics of Drugs and Psychotropic Substances Smuggling

A.E. Shalagin

The Kazan Legal Institute MIA of Russia

The paper dwells upon objective and subjective characteristics of the crime provided for in Article 229 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author presents criminological characteristics of the personality of the criminal smuggling drugs. The reasons and conditions of such crimes are distinguished. The author proposes the complex of measures aimed at prevention and revealing of drugs and psychotropic substances smuggling.

Key words: drug addiction, illegal turnover of drugs, drug business, smuggling, drug, psychotropic substance, analogies, precursors.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.