Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЕЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЕЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Правоохранительная деятельность / внешнеэкономические преступления / специальные экономические меры / таможенные органы / контрабанда / Law enforcement activities / foreign economic crimes / special economic measures / customs authorities / smuggling

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чак Артур Валерьевич

На сегодняшний день внешнеэкономические преступления являются не только очень серьезной угрозой для экономической и национальной безопасности Российской Федерации, но и существенным препятствием для осуществления государством международного сотрудничества. Такие преступления создают условия для увеличения масштабов теневой экономики, подпитывают практически все негативные тенденции, имеющие место в правоохранительной деятельности государства. В настоящей статье анализируются показатели правоохранительной деятельности подразделений таможенных органов. Последние являются непосредственными участниками таможенных операций и в рамках своей компетенции осуществляют борьбу с преступлениями во внешнеэкономической сфере. В современных геополитических реалиях Российской Федерацией был активизирован защитный механизм, связанный с применением специальных экономических мер. Автор считает, что данная практика в определенной степени спровоцировала преступников на создание новых способов и методов обхода действующих запретов и ограничений. Выявлено, что за последние десять лет возросло количество преступлений, связанных с контрабандой леса, совершением валютных операций с использованием подложных документов, незаконным образованием юридического лица и незаконным использованием документов для образования юридического лица. Кроме того, за обозначенный период подразделениям таможенных органов не удалось в значительной мере уменьшить число преступлений, касающихся контрабанды наличных денежных средств, контрабанды алкогольной и табачной продукции, уклонения от уплаты таможенных платежей и отдельных видов пошлин. Описанную ситуацию автор связывает с учащением внешнеэкономических преступлений, совершаемых субъектами преступления при содействии отдельных недобросовестных представителей государственных органов, а также с «серой» таможенной системой. Был сделан вывод о том, что государству необходимо дальше проводить мероприятия по совершенствованию правоохранительной деятельности в сфере внешней экономики и экономики вообще, но при этом нужно учитывать особенности конкретных действующих специальных экономических мер для более эффективной борьбы с внешнеэкономическими преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE STATE OF CRIMES IN RUSSIAN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES AFTER THE ADOPTION OF SPECIAL ECONOMIC MEASURES

Currently, foreign trade-related crimes do not only pose a serious threat to the economic and national security of the Russian Federation, but are a considerable obstacle for the international cooperation of the country. Such crimes create conditions for widening the scale of the shadow economy, and contribute to practically all negative trends in the law enforcement sphere of the country. The author analyzes the indices related to the law enforcement work of the customs departments. The latter are immediate participants of customs operation and combat crimes in the sphere of foreign trade within their jurisdiction. In the current geopolitical situation, the Russian Federation used the defense mechanism connected with the application of special economic measures. The author believes that this practice to some degree provoked the criminals to come up with new ways and means of bypassing existing prohibitions and limitations. In the last decade there has been an increase in the number of crimes connected with the smuggling of timber, currency operations with forged documentation, unlawful establishment of a juridical person and unlawful use of documentation to establish a juridical person. Besides, over this period the customs departments have not been able to reduce the number of crimes involving smuggling of cash, alcohol and tobacco, evasion of customs payments and certain duties to any significant extent. The author links this situation to the increase in foreign trade-related crimes committed with the aid of some corrupt officials from the state bodies, as well as the «grey» customs system. It is concluded that the state should continue to improve its law enforcement work in the sphere of foreign trade and economy while taking into consideration the current special economic measures in order to ensure a more efficient counteraction to foreign trade crimes.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЕЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ CRIMINOLOGICAL RESEARCH OF YOUNG SCHOLARS

Научная статья

УДК 343.3/.7 EDN IYODJY

DOI 10.17150/2500-4255.2023.17(5).482-489

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЕЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР

А.В. Чак

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация. На сегодняшний день внешнеэкономические преступления являются не только очень серьезной угрозой для экономической и национальной безопасности Российской Федерации, но и существенным препятствием для осуществления государством международного сотрудничества. Такие преступления создают условия для увеличения масштабов теневой экономики, подпитывают практически все негативные тенденции, имеющие место в правоохранительной деятельности государства. В настоящей статье анализируются показатели правоохранительной деятельности подразделений таможенных органов. Последние являются непосредственными участниками таможенных операций и в рамках своей компетенции осуществляют борьбу с преступлениями во внешнеэкономической сфере. В современных геополитических реалиях Российской Федерацией был активизирован защитный механизм, связанный с применением специальных экономических мер. Автор считает, что данная практика в определенной степени спровоцировала преступников на создание новых способов и методов обхода действующих запретов и ограничений. Выявлено, что за последние десять лет возросло количество преступлений, связанных с контрабандой леса, совершением валютных операций с использованием подложных документов, незаконным образованием юридического лица и незаконным использованием документов для образования юридического лица. Кроме того, за обозначенный период подразделениям таможенных органов не удалось в значительной мере уменьшить число преступлений, касающихся контрабанды наличных денежных средств, контрабанды алкогольной и табачной продукции, уклонения от уплаты таможенных платежей и отдельных видов пошлин. Описанную ситуацию автор связывает с учащением внешнеэкономических преступлений, совершаемых субъектами преступления при содействии отдельных недобросовестных представителей государственных органов, а также с «серой» таможенной системой. Был сделан вывод о том, что государству необходимо дальше проводить мероприятия по совершенствованию правоохранительной деятельности в сфере внешней экономики и экономики вообще, но при этом нужно учитывать особенности конкретных действующих специальных экономических мер для более эффективной борьбы с внешнеэкономическими преступлениями.

Original article

CHARACTERISTICS OF THE STATE OF CRIMES

IN RUSSIAN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES AFTER THE ADOPTION OF SPECIAL ECONOMIC MEASURES

Arthur V. Chuck

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Abstract. Currently, foreign trade-related crimes do not only pose a serious threat

to the economic and national security of the Russian Federation, but are a consid- ^

erable obstacle for the international cooperation of the country. Such crimes cre- о

ate conditions for widening the scale of the shadow economy, and contribute to d

practically all negative trends in the law enforcement sphere of the country. The *

author analyzes the indices related to the law enforcement work of the customs ^

Информация о статье

Дата поступления 8 февраля 2023 г. Дата принятия к публикации 1 ноября 2023 г.

Дата онлайн-размещения 21 ноября 2023 г.

Ключевые слова

Правоохранительная деятельность; внешнеэкономические преступления; специальные экономические меры; таможенные органы; контрабанда

Article info

Received 2023 February 8

Accepted 2023 November 1

Available online 2023 November 21

Keywords

Law enforcement activities; foreign economic crimes; special economic measures; customs authorities; smuggling

departments. The latter are immediate participants of customs operation and combat crimes in the sphere of foreign trade within their jurisdiction. In the current geopolitical situation, the Russian Federation used the defense mechanism connected with the application of special economic measures. The author believes that this practice to some degree provoked the criminals to come up with new ways and means of bypassing existing prohibitions and limitations. In the last decade there has been an increase in the number of crimes connected with the smuggling of timber, currency operations with forged documentation, unlawful establishment of a juridical person and unlawful use of documentation to establish a juridical person. Besides, over this period the customs departments have not been able to reduce the number of crimes involving smuggling of cash, alcohol and tobacco, evasion of customs payments and certain duties to any significant extent. The author links this situation to the increase in foreign trade-related crimes committed with the aid of some corrupt officials from the state bodies, as well as the «grey» customs system. It is concluded that the state should continue to improve its law enforcement work in the sphere of foreign trade and economy while taking into consideration the current special economic measures in order to ensure a more efficient counteraction to foreign trade crimes.

Преступления, совершающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности (далее также ВЭД), всегда представляли собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности государства. Незаконный ввоз на территорию страны опасных веществ, способных стать источником распространения различных вирусов, или невозвращение обратно культурных ценностей, что означает утрату частички культурного наследия государства, — вот лишь некоторые из примеров.

Помимо посягательства на внутренние экономические процессы государства, внешнеэкономические преступления также могут стать «камнем преткновения» при осуществлении партнерских внешнеэкономических отношений между государствами, ведь в современных условиях поддержание благонамеренных и взаимовыгодных связей с другими странами способствует не только стабильному функционированию практически всех институтов и сфер общества, но и его развитию в целом.

Внешнеэкономические преступления являются частью преступлений в сфере экономики (экономическими преступлениями). Они также обусловливают увеличение масштабов теневой экономики, которая препятствует процветанию экономических процессов того или иного государства и сегодня представляет собой одну из самых актуальных проблем. Масштабы теневой экономики во многом определяются серией причинно-следственных факторов, в числе которых такие, как размеры налоговой нагрузки, охват экономического регулирования, уровень общественного доверия к государству, налоговая мораль, уровень безработицы. Самый большой ущерб, наносимый различными проявлениями

теневой экономики, — снижение доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства [1, р. 40-42].

Неотъемлемая черта внешнеэкономических преступлений — наличие некоторого иностранного компонента, нарушающего установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности. Таким компонентом, например, может выступать недобросовестный участник ВЭД, пытающийся скрытным образом незаконно провезти какой-либо иностранный предмет (товар) на территорию Российской Федерации. Как правило, основной целью совершения таких преступлений является вовсе не подрыв репутации государства, а в конечном счете достижение материальной выгоды.

Стоит отметить, что современная геополитическая картина мира весьма негативным образом воздействует на развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Так, санкционная политика ряда иностранных государств, проводимая в отношении российской стороны, а также ее ответные специальные экономические меры, помимо прочего, внесли свои коррективы и в правоохранительную деятельность в нашей стране. На обозначенном фоне стали появляться новые виды внешнеэкономических преступлений, а действующие внешнеторговые запреты и огра-ничения1 послужили поводом для изобретения преступниками более изощренных способов их обхода. В связи с этим начали наблюдаться тенденции к увеличению количества преступлений во внешнеэкономической сфере, криминализа-

1 Имеются в виду специальные экономические меры, принятые Российской Федерацией в 2014 г. и принимаемые до сих пор.

ции новых составов, относящихся к обозначенному направлению [2, с. 166; 3, с. 152].

Важную роль в осуществлении правоохранительной деятельности во внешнеэкономической сфере играют таможенные органы Российской Федерации. Последние в рамках своей компетенции могут выступать в качестве органов дознания и следствия по уголовным делам2. Так, согласно п. 9 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, таможенными органами может производиться предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, регламентированных ст. 193 (ч. 1), 193.1 (ч. 1), 194 (ч. 1, 2), 200.1 (ч. 1), 200.2 (ч. 1) Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, таможенные органы могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, регламентированных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193 (ч. 2), 193.1 (ч. 2, 3), 194 (ч. 3, 4), 200.1 (ч. 2), 200.2 (ч. 2, 3), 226.1, 229.1 УК РФ.

Несмотря на то что спектр преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельно-

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза : (ред. от 29 мая 2019 г.) : (прил. № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

стью, более широк, чем набор так называемых таможенных преступлений [2, с. 167; 4; 5, с. 17], последние являются образцовыми примерами первых и их значительной частью, поэтому таможенные преступления стоит выделять как разновидность внешнеэкономических.

В контексте вышесказанного особый интерес представляют показатели правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС) России по предварительному расследованию (в форме дознания) и производству неотложных следственных действий (табл.).

Важно сделать оговорку. Количество уголовных дел, зарегистрированных при участии таможенных органов, не отображает текущую криминологическую обстановку в экономической сфере Российской Федерации в целом. Представленные показатели дают возможность оценить актуальные тенденции преступности во внешнеэкономической среде с позиции правоохранительной деятельности подразделений таможенных органов. Кроме того, таможенные органы непосредственно обеспечивают контроль за соблюдением запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности, в том числе вводимых как специальные экономические меры. Каждое новое применение Российской

Динамика абсолютных показателей преступлений, зарегистрированных таможенными органами

ФТС России, по видам (2013-2022 гг.)*

Dynamics of the absolute number of criminal cases by type of crime, registered by the Federal Customs

Service of Russia in 2013-2022

Статья УК РФ / Art. of the CC of RF 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

229.1 820 491 399 342 321 303 234 209 262 156

226.1 496 616 544 528 661 586 679 832 742 704

200.2 - - 25 32 52 52 51 105 87 55

200.1 95 76 88 60 65 90 72 72 99 103

194 382 506 691 683 481 359 344 316 349 344

193 99 132 168 170 173 246 190 70 32 32

193.1 - 33 90 142 116 171 194 171 140 147

190 - - - 1 - 1 - - - -

189 21 9 7 1 - 1 1 2 2 3

174 - - - 1 - - - - - -

174.1 - 1 - 1 1 3 3 10 8 9

173.1 4 20 11 87 45 79 115 109 124 100

173.2 - 6 8 187 188 163 131 171 196 190

Всего / Total 1 917 1 890 2 031 2 235 2 103 2 054 2 014 2 067 2 041 1 847

* Составлена по: Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/ informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya.

Федерацией своих специальных экономических мер побуждает преступников к нахождению альтернативных способов и методов их обхода, реализацию которых представители таможенных органов могут лицезреть при осуществлении своей профессиональной деятельности.

На основе анализа представленного статистического массива можно сформулировать следующие выводы.

За избранный период суммарное количество уголовных дел, возбужденных при непосредственном содействии таможенных органов, не демонстрирует каких-либо значимых для правоохранительной деятельности закономерностей. В среднем таможенными органами ежегодно возбуждается около 2 тыс. уголовных дел. Разве что в 2022 г. общее количество уголовных дел достигло наименьшего значения. По мнению автора, в данном случае фактором воздействия является в том числе специальная военная операция, проводимая Российской Федерацией, на фоне которой преступлений внешнеэкономической направленности совершалось меньше. Однако достаточно существенные изменения можно наблюдать при рассмотрении показателей по конкретным составам.

Так, за последние десять лет таможенными органами в разы меньше стало возбуждаться уголовных дел по ст. 229.1 (контрабанда наркотиков и т.п.), ст. 193 (уклонение от репатриации денежных средств в иностранной валюте), ст. 189 (незаконный экспорт / незаконное выполнение работ, которые могут содействовать созданию оружия массового поражения и т.п.) УК РФ. Описанная тенденция может означать ужесточение уголовного законодательства, а также эффективную работу правоохранительного института по данным видам преступлений в целом.

Противоположную тенденцию, а именно значительное увеличение количества возбужденных дел, можно наблюдать по составам преступлений, регламентированных ст. 226.1 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых веществ и т.п., стратегически важных товаров и т.п.), ст. 193.1 (совершение валютных операций с использованием подложных документов), ст. 174.1 (отмывание денежных средств и т.п., приобретенных лицом в результате совершенного им преступления), ст. 173.1 (незаконное образование юридического лица), ст. 173.2 (незаконное использование документов для образования юридического лица) УК РФ. Рост числа обозначенных преступлений, с одной стороны,

говорит об активизации преступников в названных направлениях, о создании новых махинаци-онных схем [6, с. 36; 7, с. 147; 8, с. 296; 9, с. 16], а с другой стороны, отражает весьма эффективную работу правоохранительных подразделений таможенных органов по противодействию указанным видам преступлений.

Неоднозначные выводы можно сделать, анализируя количество возбужденных таможенными органами уголовных дел по ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств), ст. 200.2 (контрабанда алкоголя, табачной продукции), ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей и т.п.) УК РФ. По обозначенным видам преступлений правоохранительным органам ФТС России не удалось добиться каких-либо убедительных успехов. А волнообразная динамика свидетельствует об адаптации преступников к установленным правилам перемещения товаров и т.п., изобретении ими новых путей обхода ограничений (способов снижения таможенных платежей).

К разряду «непопулярных» можно отнести внешнеэкономические преступления, регламентированные ст. 190 (невозвращение культурных ценностей), ст. 174 (отмывание денежных средств и т.п., приобретенных третьими лицами преступным способом) УК РФ. Такие преступления совершаются реже других.

Таким образом, на основании приведенных сведений можно говорить о том, что самым распространенным видом внешнеэкономических преступлений является контрабанда. Только в 2022 г. по факту совершения данного преступления таможенными органами было заведено 1 018 уголовных дел3, что составляет 55 % от общего числа уголовных дел.

Стоит дополнить, что среди вышеназванных «популярных» преступлений особое значение имеет контрабанда леса и лесоматериалов (ст. 226.1 УК РФ). Большая часть уголовных дел, возбужденных по названной статье, связана с этим видом преступлений. Так, ближе к концу 2022 г. стало известно о том, что общими усилиями таможенных органов был предотвращен незаконный вывоз около 33,5 тыс. м3 различных лесоматериалов, что в 8 раз больше, чем в 2021 г.4 Традиционно чаще всего случаи кражи

3 В данное число входят уголовные дела, возбужденные по ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.

4 ФТС России с начала года пресекла контрабанду более 33 тысяч кубических метров леса // Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. URL: https://customs. gov.ru/press/federal/document/369443.

леса наблюдаются на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, расположенных в непосредственной близости с китайской границей.

Подобная ситуация наводит на мысль о том, что в действительности существуют некие «руки помощи», создающие для субъектов преступления некоторые «благоприятные» условия за определенные выгоды. Например, исследователи Макс Галлиен и Флориан Вейганд считают, что на самом деле явление контрабанды наиболее распространено в местах, строго контролируемых государством, в число которых входят и официальные экспортно-импортные потоки. В своей научной работе данные авторы приводят примеры «идеальных» типов (моделей) взаимоотношений между контрабандистами и государством и отмечают, что отдельные государственные органы могут различными способами взаимодействовать с разными контрабандистами в одних и тех же приграничных местах [10, p. 82-98]. С учетом сказанного ранее нельзя исключать подобное.

Следующими по распространенности являются внешнеэкономические преступления, связанные с платежами, валютными операциями. Подразделениями таможенных органов за прошедший год было возбуждено 532 уголовных дела такой направленности5, что составляет около 29 % от общего числа уголовных дел. Среди них по-прежнему наиболее популярными являются преступления, направленные на уклонение юридическими и физическими лицами от уплаты таможенных платежей, а также предусмотренных пошлин. Преступники намеренно прибегают к нарушению процессов достоверного таможенного декларирования товаров посредством занижения таможенной стоимости декларируемых товаров, предоставления таможенным органам недостоверной информации о товарах, неверного указания страны происхождения декларируемых товаров, неверного указания таможенной процедуры с целью занижения сумм таможенных платежей, получения преференций на их уплату [11, с. 81; 12, с. 67; 13, с. 68]. Исследователь Суджит Кумар названные нарушения таможенного декларирования связывает с так называемой серой таможенной системой (gray customs system), которая имеет место в российско-китайских экономических отношениях [14, р. 92-93].

5 В данное число входят уголовные дела, возбужденные по ст. 174.1, 193.1, 193 и 194 УК РФ.

Наконец, третий по популярности блок внешнеэкономических преступлений представляют те, что связаны с незаконным образованием юридических лиц. В 2022 г. таможенными органами было заведено 290 подобных уголовных дел, или почти 16 % от их общего числа. При этом чаще всего для создания новой организации субъекты преступления прибегали к незаконному использованию документов лиц, не осведомленных о подобных действиях (подставных лиц) [15, с. 19]. Как правило, такие фирмы-однодневки возникают для решения различных криминальных задач. К числу основных преступлений этой группы можно отнести уход от уплаты налогов, отмывание доходов, обеспечение преступной деятельности, связанной с контрабандой, и др. [16, с. 2]. Таким образом, незаконное образование юридического лица преступными элементами может сочетаться с ранее рассмотренными видами внешнеэкономических преступлений, служить подготовительным этапом для совершения очередного злодеяния.

По мнению автора, карантинные ограничения, действовавшие в Российской Федерации в 2020-2022 гг. по причине распространения ко-ронавирусной инфекции, также оказали влияние на динамику числа внешнеэкономических преступлений. Количество преступлений, подразумевающих непосредственное участие в их совершении, в «ковидную эпоху» в целом стало меньше, что логично. Исключением по ряду составов является 2020 г., в котором наблюдается наибольшее количество совершенных преступлений, регламентированных ст. 226.1, 200.2, 174.1 УК РФ. Подобное объясняется тем, что на фоне строгих карантинных ограничений и массовой истерии приоритетом для государства в большей степени служило обеспечение эпидемиологической безопасности населения, чем и могли воспользоваться преступники.

Необходимо отметить, что политика применения Российской Федерацией своих специальных экономических мер не только спровоцировала волну новых внешнеэкономических преступлений, но и указала на необходимость совершенствования работы правоохранительной системы в данной среде. Например, знаковым нововведением можно считать создание ФТС России так называемых мобильных групп. Главной целью таких образований является борьба с незаконным ввозом на территорию Российской Федерации товаров, в отношении которых действуют специальные экономиче-

ские меры (и иных запрещенных товаров). Свою деятельность мобильные группы осуществляют совместно с подразделениями МВД России, Пограничной службы ФСБ России и других ведомств в локациях, приближенных к общим границам с Беларусью и Казахстаном6. В названных государствах преступления, связанные с контрабандой, также являются злободневными [17, р. 492; 18, с. 243]. Немаловажно сказать, что количество уголовных дел, заведенных мобильными группами во взаимодействии с другими компетентными контролирующими органами, ежегодно растет [19, с. 71].

Из вышеописанного можно заключить, что правоохранительная деятельность Российской Федерации во внешнеэкономической области все еще требует мероприятий по совершенствованию. Невзирая на то что за последние десять лет количество некоторых внешнеэкономических преступлений значительно уменьшилось, в условиях действующих специальных экономических мер широкое распространение приобрели другие.

Государству необходимо и дальше развивать и улучшать законодательную базу не только в сфере экономических преступлений, но и в смежных направлениях, искоренять коррупцию, укрепившуюся в данной сфере, за счет эффективных антикоррупционных мер (например, периодическое информирование сотрудников об обнаружении факта совершения преступления и принятых судом мер наказания), оптимизировать деятельность таможенных органов (особенно в местах с повышенными рисками), позаботиться о современном материально-техническом обеспечении таможенных и иных органов, в компетенцию которых входит выявление внешнеэкономических преступлений, проводить качественную работу по формированию кадрового потенциала тамо-

6 Связано это с тем, что основным способом (с помощью «серых» схем) попадания на территорию Российской Федерации запрещенных (санкционных) товаров является ввоз таковых под видом «товаров Союза» с территории Беларуси и Казахстана [13, с. 68; 20, р. 136].

женных органов, делая упор на положительные характеристики кандидатов, а не на их связи, что в настоящее время также распространено, организовывать профилактические мероприятия для государственных органов и предприятий разных уровней, выступающих в качестве участников ВЭД, по вопросам ответственности за внешнеэкономические преступления, укреплять взаимодействие с правоохранительными органами других государств — членов Евразийского экономического союза, делиться и обмениваться с ними опытом [21, с. 291; 22, с. 172173; 23, с. 34].

При реализации уже известных мер по совершенствованию правоохранительной деятельности во внешнеэкономической сфере, часть из которых представлена выше, Российской Федерации следует учитывать текущую политическую, экономическую, социальную обстановку, адаптировать деятельность своих контролирующих органов и внешнеэкономических организаций под происходящие внешнеэкономические изменения, в том числе по причине принятия специальных экономических мер государством. К примеру, перед введением запрета на вывоз с территории РФ какого-либо товара сначала имеет смысл уведомить (конфиденциально) о подобном решении не только исполнителей данного запрета, но и государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере экономических преступлений в целом, и проверенные организации (фирмы, предприятия), занимающиеся внешнеэкономическими операциями. Организации при совершении сделок с иностранными лицами должны обращать внимание на актуальные факторы риска, а в случае выявления нарушений сообщать всю нужную информацию органам правопорядка. Компетентные органы в рамках осуществления правоохранительной деятельности должны исходить из специфики очередного принятого государством запрета или ограничения, заранее определять области риска для осуществления более эффективной и точечной борьбы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.The Impact of National Economic Development on the Shadow Economy / R. Ginevicius, T. Kliestik, A. Stasiukynas, K. Suhajda // Journal of Competitiveness. — 2020. — Vol. 12, № 4. — Р. 39-55.

2. Никифорова А.А. Внешнеэкономические преступления: понятие, признаки / А.А. Никифорова. — EDN TWWDRB // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 2 (30). — С. 166-171.

3. Плясов К.А. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности как объект криминалистического научного анализа: современное состояние и потребность в систематизации / К.А. Плясов. — EDN YLHZZR // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — № 1-2. — С. 151-158.

4. Кузнецова Н.В. Таможенные преступления в системе преступлений, посягающих на внешнеэкономическую деятельность / Н.В. Кузнецова. — EDN ZGJGMV // Уголовная ответственность и наказание : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Рязань, 17 февр. 2017 г. / под ред. В.Ф. Лапшина. — Рязань, 2017. — С. 85-90.

5. Федоров А.В. Российское уголовное законодательство, обеспечивающее экономическую безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности / А.В. Федоров. — EDN ZVGJYY // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2021. — № 2 (32). — С. 13-25.

6. Космодемьянская Е.Е. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики контрабанды лесоматериалов (статья 226.1 УК РФ) / Е.Е. Космодемьянская, А.Р. Акиев, Д.Ю. Фисенко. — DOI 10.51980/2542-1735_2021_1_35. — EDN YWANQE // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2021. — № 1 (42). — С. 35-44.

7. Поздышев Р.С. Проблемы уголовно-правового характера, возникающие при расследовании преступлений, связанных с незаконным выводом капитала за рубеж (ст. 193 и ст. 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) / Р.С. Поздышев, Д.В. Назарычев. — DOI 10.21684/2411-7897-2021-7-2-135-151. — EDN OQCUUY // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2021. — Т. 7, № 2. — С. 135-151.

8. Иванов А.В. Предмет преступления, предусмотренный статьями 174 и 174.1 УК РФ / А.В. Иванов. — DOI 10.34670/ AR.2022.58.79.026. — EDN LUNPLF // Вопросы российского и международного права. — 2022. — Т. 12, № 4A. — С. 295-305.

9. Панкратьев А.Н. Проблемы правоприменения и перспективы изменения статей 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации / А.Н. Панкратьев. — EDN HRKGPA // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2022. — № 1 (61). — С. 15-20.

10. Gallien M. Channeling Contraband: How States Shape International Smuggling Routes / M. Gallien, F. Weigand // Security Studies. — 2021. — Vol. 30, № 1. — P. 79-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Азаренкова Е.А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: проблемы правоприменения / Е.А. Азаренкова, В.А. Осипов. — DOI 10.24411/2073-0454-2020-10202. — EDN ZBUTEU // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 4. — С. 80-83.

12. Варламова М.А. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей и пути их устранения / М.А. Варламова, И.Г. Перепелкин. — EDN FGJBGB // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты : материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 17 нояб. 2022 г. — Курск, 2022. — С. 66-69.

13. Богоева Е.М. Применение системы управления рисками для текущей оценки объема «серого импорта» / Е.М. Бо-гоева. — EDN YZPFBB // Вестник Российской таможенной академии. — 2019. — № 1. — С. 68-74.

14. Kumar S. Practice of Gray Customs Systems between Russia and China / S. Kumar // Regional Formation and Development Studies. — 2017. — Vol. 22, № 2. — P. 92-98.

15. Майорова Е.И. Об уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным образованием юридического лица / Е.И. Майорова, Л.В. Яковлева. — EDN YVRCJN // Научный портал МВД России. — 2018. — № 4 (44). — С. 14-20.

16. Вилисова И.Б. Проблематика следственных органов при работе с делами по незаконному образованию юридических лиц / И.Б. Вилисова. — EDN EDUPJG // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 41. — С. 182-187.

17. Ibragimov Z. Problems of Organizational-Tactical Activity of Customs Authorities in Combating Economic Smuggling on Transport / Z. Ibragimov, K. Kapsalyamov, S. Kapsalyamova. — DOI 10.1016/j.procs.2019.01.167. — EDN CDOQMN // Procedia Computer Science. — 2019. — Vol. 149. — P. 491-499.

18. Павлосюк А.А. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по противодействию контрабанде / А.А. Павлосюк. — EDN FHPUCA // Современные проблемы государства и права : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 10 дек. 2020 г. / под ред. Р.А. Прощалыгина. — Новосибирск, 2020. — С. 243-245.

19. Чак А.В. Деятельность таможенных органов Российской Федерации на фоне действующих специальных экономических мер / А.В. Чак. — DOI 10.24412/2072-8042-2022-9-62-82. — EDN XTVZFC // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 9. — С. 62-82.

20. Arestova Yu.A. Study of Problematic Aspects of Import of Sanctioned Goods to the Territory of the Russian Federation / Yu.A. Arestova, V.V. Tonkonog. — DOI 10.20410/2073-7815-2019-31-6-136-149. — EDN GSHJKF // Labour and Social Relations Journal. — 2020. — Vol. 31, № 6. — P. 136-149.

21. Воробьева С.В. Некоторые вопросы борьбы с таможенными преступлениями / С.В. Воробьева. — DOI 10.20310/25879340-2021-5-18-281-295. — EDN QZAFSV // Актуальные проблемы государства и права. — 2021. — Т. 5, № 18. — С. 281-295.

22. Мигел А.А. Коррупционные проявления в деятельности таможенных органов РФ: факты и решения / А.А. Мигел, О.С. Шаурина, Т.В. Лесина. — EDN CZEGRX // Modern Economy Success. — 2022. — № 5. — С. 170-174.

23. Жарких Е.А. Проблемы противодействия таможенным преступлениям в условиях интеграции экономики России с мировой экономикой / Е.А. Жарких, Л.А. Прохоров, А.В. Скачко. — EDN ZPEBKD // Национальная ассоциация ученых. — 2021. — № 72-1. — С. 31-35.

REFERENCES

1. Ginevicius R., Kliestik T., Stasiukynas A., Suhajda K. The Impact of National Economic Development on the Shadow Economy. Journal of Competitiveness, 2020, vol. 12, no. 4, pp. 39-55.

2. Nikiforova A.A. Foreign Economic Crime: Concept, Characteristics. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorods-koi akademii MVD Rossii = Legal science and practical: Journal of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2015, no. 2, pp. 166-171. (In Russian). EDN: TWWDRB.

3. Plyasov K.A. Crimes in the Sphere of Foreign Economic Activity as an Object of Forensic Scientific Analysis: Current Status and Need for Systematization. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2017, no. 1-2, pp. 151-158. (In Russian). EDN: YLHZZR.

4. Kuznetsova N.V. Customs Offense in System of Crimes Encroaching on Foreign Economic Activity. In Lapshin V.F. (ed.). Criminal Liability and Punishment. Materials of All-Russian Research Conference, Ryazan', February 17, 2017. Ryazan', 2017, pp. 85-90. (In Russian). EDN: ZGJGMV.

5. Fedorov A.V. Russian Criminal Legislation Ensuring Economic Security in the Field of Foreign Economic Activity. Rassle-dovanie prestuplenii: problemy i puti ikh reshenii = Criminal Investigation: Problems and Ways of Their Solution, 2021, no. 2, pp. 13-25. (In Russian). EDN: ZVGJYY.

6. Kosmodemyanskaya E.E., Akiev A.R., Fisenko D.Yu. Criminal Legal and Criminalistics Characteristics of Timber Materials Smuggling (Article 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). VestnikSibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Vestnikof Siberian Law Institute of the MIA of Russia, 2021, no. 1, pp. 35-44. (In Russian). EDN: YWANQE. DOI: 10.51980/2542-1735_2021_1_35.

7. Pozdyshev R.S., Nazarychev D.V. Problems of a Criminal-Legal Nature Arising in the Investigation of Crimes Related to the Illegal Withdrawal of Capital Abroad (Article 193 and Article 193.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 135-151. (In Russian). EDN: OQCUUY. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-2-135-151.

8. Ivanov A.V. Object of Crime under Art. 174 and 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Matters of Russian and International Law, 2022, vol. 12, no. 4A, pp. 295-305. (In Russian). EDN: LUN-PLF. DOI: 10.34670/AR.2022.58.79.026.

9. Pankrat'ev A.N. Problems of Law Enforcement and Prospects of Amendments to Articles 173.1 and 173.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. Vestnik Vserossiiskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii = Vestnik All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2022, no. 1, pp. 15-20. (In Russian). EDN: HRKGPA.

10.Gallien M., Weigand F. Channeling Contraband: How States Shape International Smuggling Routes. Security Studies, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 79-106.

11.Azarenkova E.A., Osipov V.A. Smuggling and Customs Evasion: Problems of Law Enforcement. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 4, pp. 80-83. (In Russian). EDN: ZBUTEU. DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10202.

12. Varlamova M.A., Perepelkin I.G. Ways to Avoid Payment of Customs Payments and Ways to Eliminate them. Strategy of Socio-economic Development: Managerial, Legal, Economic Aspects. Materials of the 12th International Scientific Conference, Kursk, November 17, 2022. Kursk, 2022, pp. 66-69. (In Russian). EDN: FGJBGB.

13. Bogoeva E.M. Applying Risk Management System to the Current Assessment of «Gray Import». Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Vestnik of Russian Customs Academy, 2019, no. 1, pp. 68-74. (In Russian). EDN: YZPFBB.

14. Kumar S. Practice of Gray Customs Systems between Russia and China. Regional Formation and Development Studies, 2017, vol. 22, no. 2, pp. 92-98.

15. Maiorova E.I., Yakovleva L.V. On Criminal Liability for Actions Involving Unlawful Establishment of a Juridical Person. Nauchnyi portal MVD Rossii = Scientific Portal of the Russian Ministry of the Interior, 2018, no. 4, pp. 14-20. (In Russian). EDN: YVRCJN.

16. Vilisova I.B. Problem Areas of the Investigation Bodies in Cases of Unlawful Establishment of Juridical Persons. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie = Innovation. The science. Education, 2021, no. 41, pp. 182-187. (In Russian). EDN: EDUPJG.

17. Ibragimov Z., Kapsalyamov K., Kapsalyamova S. Problems of Organizational-Tactical Activity of Customs Authorities in Combating Economic Smuggling on Transport. Procedia Computer Science, 2019, vol. 149, pp. 491-499. EDN: CDOQMN. DOI: 10.1016/j.procs.2019.01.167.

18. Pavlosyuk A.A. Coordination of the Activities of Law Enforcement Agencies by the Prosecutor's Office to Combat Smuggling. In Proshchalygin R.A. (ed.). Modern Problems of State and Law. Materials of International Scientific Conference, Novosibirsk, December 10, 2020. Novosibirsk, 2020, pp. 243-245. (In Russian). EDN: FHPUCA.

19. Chuck A.V. Activities of Russia's Customs Authorities under Special Economic Measures. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2022, no. 9, pp. 62-82. (In Russian). EDN: XTVZFC. DOI: 10.24412/2072-8042-2022-9-62-82.

20. Arestova Yu.A., Tonkonog V.V. Study of Problematic Aspects of Import of Sanctioned Goods to the Territory of the Russian Federation. Labour and Social Relations Journal, 2020, vol. 31, no. 6, pp. 136-149. EDN: GSHJKF, DOI: 10.20410/2073-7815-2019-31-6-136-149.

21. Vorob'eva S.V. Certain Issues of Combating Customs Crimes. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Actual Problems of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 281-295. (In Russian). EDN: QZAFSV. DOI: 10.20310/2587-9340-2021-5-18-281-295.

22. Migel A.A., Shaurina O.S., Lesina T.V. Corruption Manifestations in the Activities of the Customs Authorities of the Russian Federation: Facts and Solutions. Modern Economy Success, 2022, no. 5, pp. 170-174. (In Russian). EDN: CZEGRX.

23. Zharkikh E.A., Prokhorov L.A., Skachko A.V. Problems of Counteracting Customs Crimes in the Conditions of the Integration of Russian and Global Economy. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh = National Association of Scientists, 2021, no. 72-1, pp. 31-35. (In Russian). EDN: ZPEBKD.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чак Артур Валерьевич — аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: arthur.chuck.98@gmail.com.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Чак А.В. Характеристика состояния преступлений во внешнеэкономической деятельности России после принятия ею специальных экономических мер / А.В. Чак. — DOI 10.17150/2500-4255.2023.17(5).482-489. — EDN IYODJY // Всероссийский криминологический журнал. — 2023. — Т. 17, № 5. — С. 482-489.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Chuck, Arthur V. — Ph.D. Student, Department of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: arthur.chuck.98@ gmail.com.

FOR CITATION Chuck A.V. Characteristics of the State of Crimes in Russian Foreign Economic Activities After the Adoption of Special Economic Measures. Vserossiiskii kriminologicheskii zhur-nal = Russian Journal of Criminology, 2023, vol. 17, no. 5, pp. 482-389. (In Russian). EDN: IYODJY. DOI: 110.17150/2500-4255.2023.17(5).482-389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.