АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html
ISSN 2587-9340
Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
©Воробьева C.B., 2021
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 343
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-281-295
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
C.B. Воробьева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 vorob-sveta@yandex.ru
Аннотация. Отмечено, что сложность современных взаимоотношений между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что субъекты внешнеэкономических отношений ищут новые пути и формы взаимодействия в рамках экспортно-импортного товарообмена, которые не всегда соответствуют предписаниям закона. Рассмотрены проблемы борьбы с таможенными преступлениями, дано понятие таможенных преступлений, выявлены проблемы, мешающие эффективному расследованию и раскрытию таможенных преступлений, предложены пути их решения. Приведена официальная статистика по данным деяниям. В связи с тем, что количество противоправных деяний в этой сфере растет с каждым годом и наносит непоправимый вред экономической безопасности государства, подчеркнуто, что проблема борьбы с таможенными преступлениями является как никогда актуальной. Также отражена роль таможенных органов в предотвращении и раскрытии преступлений, связанных с контрабандой. Проанализирован вопрос о наличии совокупности преступлений, квалифицируемых по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о контрабанде. Выводы: необходимо развивать законодательство в данной сфере, совершенствовать работу таможенных органов, внедрять новые технологии для обнаружения нарушений таможенного законодательства, разрабатывать стратегии для наиболее эффективного расследования данной категории дел, улучшить профессиональные навыки сотрудников, бороться с коррупциогенными факторами, что в совокупности по-
зволит наиболее активно бороться с данным видом преступлений, что в свою очередь значительно увеличит благосостояние страны и улучшит климат внешнеэкономического сотрудничества между государствами.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, таможенное законодательство, таможенные преступления, контрабанда, перемещение товаров и транспортных средств, таможенная граница, государственная граница, ввоз, вывоз товаров
Современные сложные взаимоотношения между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что субъекты внешнеэкономических отношений ищут новые пути и формы взаимодействия в рамках экспортно-импортного товарообмена.
Внешнеэкономической деятельности свойственно разнообразие форм, которое опосредует тот процесс, когда товары, услуги, капиталы, информация, объекты интеллектуальной собственности перемещаются в международном пространстве.
На выбор вектора внешнеэкономической деятельности РФ влияют не только внешние факторы и угрозы, но и изменения в политической, социальной и экономической жизни, происходящие в течение последних лет.
В данном секторе в связи с оборотом колоссального капитала присутствует устойчивая тенденция к ежегодному росту преступности, которая характеризуется трансграничностью, высокой степенью латент-ности, коррумпированностью.
Противозаконность осуществления импортно-экспортных операций с сырьевым ресурсом, незаконный вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, драгоценностей и сырьевых запасов, а также ввоз в Россию наркотических средств и иных психотропных средств оказывают огромное негативное влияние на все сферы жизни общества и государства, подрывают экономическую безопасность РФ [ 1 ].
Следует отметить, что достаточно действенными способами контроля над данными правонарушениями, относящимися к таможенным преступлениям, и минимизирования объемов совершения этих преступлений, обладающих достаточно высокой степенью общественной опасности, являются уголовно-правовые средства.
Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, специалисты правоохранительной сферы отмечают огромное количество способов, к которым прибегают правонарушители, осуществляющие незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе уклоняющиеся от уплаты таможенных
платежей. К сожалению, характерно то, что многие незаконные операции осуществляются посредством подкупа должностных лиц таможенных органов.
Необходимо подчеркнуть, что таможенными преступлениями являются противоправные, виновные деяния, угрожающие экономической и иной безопасности стран - участниц ЕАЗЕС и разрушающие интеграционные отношения.
Законодатель ужесточил отношение к проблемам уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществив криминализацию деяний, включив новые составы, охраняющие внешнеэкономическую деятельность в сфере таможенных правоотношений. Проблема борьбы с таможенными преступлениями является как никогда актуальной в связи с тем, что количество противоправных деяний в этой сфере растет с каждым годом. Анализируя исторические аспекты таможенного дела за весь период его существования, можно прийти к выводу, что существовавшее ранее и существующее сегодня таможенное законодательство является несовершенным, из-за чего деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями не всегда является эффективной. Совершенствование таможенного законодательства продолжается и сейчас, так как экономика меняется, меняются и все государственные процессы в целом, и необходимо, чтобы существующее законодательство было актуально на сегодняшний день с учетом происходящих в стране экономических и политических изменений.
Категория «таможенное преступление» является достаточно спорной. Представляется весьма обоснованной позиция Н.И. Крюковой и E.H. Арестовой, которые отмечают, что «таможенные преступления -это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов» [2, с. 110]. Далее ученым производится деление таможенных преступлений на две группы. К первой она относит те деяния, которые нарушают нормы таможенного права, порядок экспортного и валютного контроля. Ко второй группе относятся деяния, которые по своей сути нарушают законодательство другой сферы, но косвенно затрагивают таможенное право, например, связанные с таможенными служебные преступления, такие как взяточничество или злоупотребление должностными полномочиями. Т.А. Коновалова и Е.В. Крицкая клас-
сифицируют таможенные преступления, беря за основу предмет посягательства [3, с. 31].
Действующее законодательство дает право таможенным органам Российской Федерации производить дознание «по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции, в частности, контрабанде (статья 188 УК РФ); незаконном экспорте технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (статья 189 УК РФ); невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (статья 190 УК РФ); невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (статья 193 УК РФ); уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (статья 194 УК РФ)» [4, с. 243].
К наиболее часто случающимся преступлениям в данной сфере следует отнести «контрабанду, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, а также уклонение от уплаты таможенных платежей».
Проанализировав статистику, представленную на сайте Федеральной таможенной службы, мы видим, что в 2020 г. зафиксировано 1993 преступления в таможенной сфере. Наиболее популярное - это контрабанда - 828 преступлений, на втором месте - уклонение от уплаты таможенных платежей - 311 преступлений, оставшиеся относятся к незаконным операциям с валютой1. Других составов таможенных преступлений за 2020 г. практически не было зафиксировано.
Сложность разграничения состава таможенных преступлений также представляет определенную проблематичность. При квалификации преступлений трудности возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты платежей. Это носит систематичный характер, проблемы в квалификации возникают очень часто, что в свою очередь затрудняет работу таможенных органов и препятствует качественному расследованию по данным уголовным делам.
1 Федеральная таможенная служба: официальный сайт. URL: https://customs. gov.ru/activity/pravooxramtel-naya-deyatel-nost-/inforiinacziya-glavnogo-upravlemya-po-bor-be-s-kontrabandoj/document/223306 (дата обращения: 10.01.2021).
В большей степени таможенные преступления совершаются организованной преступной группой (сообществом), имеющей рычаги воздействия на органы расследования преступлений в таможенной сфере. Своими согласованными действиями лица, которые заинтересованы в сокрытии истины по делу, предпринимают различные попытки уклонения от ответственности. Обычно в сокрытии преступления могут быть заинтересованы следующие лица: участники уголовного процесса, субъекты расследования, а также те, кто не имеет прямого отношения к рассматриваемому делу. Данные лица могут принимать участие в сокрытии, но инициатором противодействия является, как правило, сам подозреваемый. Если преступление совершалось организованной группой, то противодействуют расследованию, в основном, руководители данной преступной группировки. При расследовании таможенных преступлений всегда следует помнить, что есть лица, которые заинтересованы нарушить ход расследования, не дать добраться до объективной истины, и для этого они делают все возможное. Н.И. Зайцев и Х.Х Рамалданов отмечают, что «необходимо разработать криминалистические методы и средства преодоления противодействия таможенных преступлений, которые в первую очередь должны быть направлены на расширение и укрепление доказательственной базы по уголовным делам, сокращение сроков расследования, обеспечение безопасности субъектов расследования преступлений и тайны следствия» [5, с. 45].
Существует еще несколько факторов, которые препятствуют эффективной борьбе с таможенными преступлениями. Во-первых, это необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, что на практике встречается очень часто.
Согласно статистике, каждое второе дело не возбуждается. Точные причины, в соответствии с которыми происходит отказ, выделить сложно, но это очевидно является одной из ключевых проблем несовершенства деятельности правоохранительных органов в таможенной сфере. Кроме того, не предпринимаются действия для своевременного поиска и задержания преступников, которые успевают за это время скрыться и «замести следы».
Следующая проблема связана с тем, что большое количество таможенных дел прекращаются в связи с истечением срока давности. Происходит это из-за, опять же, некачественной работы таможенных органов, которые не предпринимают должных попыток по поиску виновных лиц, не совершают необходимых процессуальных действий. Дела не рассматриваются должным образом, пока срок давности не ис-
течет. Это можно объяснить тем, что таможенные преступления характеризуются сложностью в раскрываемости.
Как ранее было отмечено, «деятельность таможенных органов по расследованию преступлений в сфере таможенного дела является специфической формой расследования, имеющей некоторые особенности, вызванные в первую очередь такими специфическими свойствами совершаемых преступлений, как многоаспектность, повышенная общественная опасность, организованный характер, транснациональность, ла-тентность и многообъектность» [6, с. 294].
На практике деятельность правоохранительных органов в данной сфере чрезвычайно неэффективна, что многие специалисты в данной сфере связывают с их недостаточным материально-техническим и криминалистическим обеспечением. Для повышения эффективности работы таможенных органов предлагается расширить штат каждого органа, улучшить его материально-организационную базу, а также внедрить в работу различные технические средства контроля, которые будут выполнять некоторую работу за людей.
Еще одной значительной проблемой является несовершенство таможенного законодательства. Многие ученые отмечают сложность данного законодательства, аргументируя тем, что оно является очень объемным по содержанию, оно содержит огромное количество бланкетных норм, что в свою очередь приводит к большему количеству нарушений норм таможенного права. Таможенный кодекс ЕАЭС содержит множество отсылок, бланкетных норм к другим нормативным правовым актам, поэтому, чтобы изучить таможенное законодательство, необходимо проанализировать не только кодекс и основные федеральные законы, но и другие акты, которые содержат в себе нормы таможенного права, что является некой проблемой, так как этих актов довольно много. Кроме того, в эти акты ежемесячно вносятся различные изменения, поправки. Отслеживать все эти изменения крайне сложно, именно поэтому многие нарушают таможенное законодательство, не подозревая этого.
Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, упростить таможенное законодательство, сократить количество ведомственных актов, в которых оно содержится. Однако стоит отметить, что все это довольно сложно, так как ежедневно меняется экономика, политика, рынок, а это все приводит к необходимости внесения все новых и новых поправок в существующее таможенное законодательство, создания новых актов, регулирующих данную деятельность, поэтому, по
нашему мнению, проблема сложности и несовершенства таможенного законодательства останется всегда.
Необходимо уделить внимание такому важному негативному явлению в таможенной сфере, как коррупция. По последним данным, численность работников Федеральной таможенной службы составляет около 74000 человек. В 2019 г. было зафиксировано всего лишь 130 коррупционных преступлений. На первый взгляд, складывается мнение, что коррупции в таможенных органах практически нет. Но если обратиться к статистике 2016 г., то было зафиксировано 20000 фактов коррупции. Очевидно, что такой колоссальной разницы быть не может, всего лишь за несколько лет невозможно свести такое количество преступлений практически к нулю.
Так, П.О. Кривенцов в своей статье высказал мнение, что «на статистику влияет укрытие преступлений данной категории, некомпетентность и слабые позиции сотрудников службы безопасности, их коррумпированность, ненадлежащий государственный контроль, именно поэтому преступления коррупционной направленности в таможенной службе имеют высокую латентность» [7, с. 144].
В этой связи хотелось бы также отметить, что актуальность борьбы с таможенными преступлениями заключается еще в том, что в последнее время данные преступления несут в себе огромную опасность для государственного сектора экономики. Данная категория преступлений имеет свои особенности, такие как повышенная общественная опасность, латентность, а также то, что в большинстве своем они совершаются организованными преступными группировками.
Нельзя не выделить одно из самых распространенных преступлений во всем мире, с которым стараются бороться все таможенные органы, так как данное преступление является очень серьезным нарушением закона и посягает на государственные интересы РФ. Этим преступлением является контрабанда.
Бесспорно, таможенные органы выполняют значимую функцию в предотвращении и раскрытии преступлений, связанных с контрабандой. Обратившись к стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., мы можем заметить, что одной из основополагающих целей таможенных органов, выделенных на указанный период, является «повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными зако-
нодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов»2.
Выделяя общественную и национальную опасность данного правонарушения, следует сказать, что на текущий момент контрабанда стала массовым явлением при пересечении всех таможенных пунктов Российской Федерации как в европейской, так и в азиатской части, что создает крайне серьезную угрозу национальной безопасности страны и всем международным экономическим интересам России.
Под контрабандой принято понимать в общих параметрах процесс незаконного перемещения через государственную границу страны или таможенную границу различных товаров и грузов.
Законодательство Российской Федерации содержит в себе уголовную ответственность за совершение контрабанды. В предыдущей редакции УК РФ контрабанда нашла свое место в статье 188, где подробно и досконально были описаны виды контрабанды, санкции за совершение правонарушений в данной сфере и описаны все возможные составы преступления. Однако в настоящее время УК РФ не включает в себя статью 188, но появились четыре новые статьи, которые развернуто и доходчиво описывают возможные виды правонарушений в данной сфере [8, с. 183].
Важно сказать, что первые две статьи (статьи 200.1 и 200.2 УК РФ) являются нормами экономического характера и содержатся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», поэтому, как следует, данные преступления относятся к противоправным деяниям, которые направлены против внешнеэкономической деятельности государства. Две следующие нормы (статьи 226.1 и 229.1 УК РФ) включены в главу 24 УК РФ, которая носит название «Преступления против общественной безопасности», поэтому эти виды контрабанды являются наиболее общественно опасными. Раскрывая сущность каждой из данных норм, следует отметить, что статья 200.1 УК РФ включает в себя ответственность за контрабанду наличных денежных средств или денежных элементов. Стоит отметить, что объективная сторона данного противоправного деяния состоит в незаконном перемещении через таможенные границы Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза предметов преступления, совершенного в крупном размере.
2 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.
Следующей уголовно-правовой нормой, регулирующей осуществление контрабанды, является статья 200.2 УК РФ, предполагающая осуществление контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий. Особенностью данной статьи является то, что при определении санкции за совершение данного правонарушения из суммы, подлежащей уплате правонарушителями, вычитывается размер той части стоимости продукции, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению.
Говоря о статьях 226.1 и 229.1, важно отметить, что они содержат в себе самые опасные и неоднозначные виды контрабанды, способные нанести существенный вред жизни и здоровью каждого человека, при этом существенно подорвать доверие граждан к органам безопасности, которые, стараясь действовать в национальных интересах, не способны обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. К примеру, предметом статьи 226.1 являются сильнодействующие ядовитые, взрывчатые вещества, боеприпасы, оружие массового поражения, военная техника или огнестрельное оружие. Статья 229.1 предполагает контрабанду наркотиков, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические или психотропные вещества.
Заметим, что определенные трудности вызывает квалификация контрабанды ввиду того, что не всегда удается верно определить момент окончания контрабанды. По своей сущности состав контрабанды является формальным, поэтому преступление считается оконченным после совершения лицом общественно-опасного деяния вне зависимости от наступивших последствий.
В своей статье Е. Азаренкова отмечает, что «...и Таможенный кодекс Таможенного союза, и Таможенный кодекс ЕврАзЭС не связывают окончание перемещения с одномоментным действием - фактическим пересечением границы, а указывают на комплексность совершаемых действий по перемещению товаров через соответствующую границу» [9, с. 7].
Отметим также, что исследователи указывают также на важность вопроса о правильности определения места совершения указанного преступления. В первую очередь необходимо сказать, что в теории уголовного права место преступления воспринимается в двух аспектах: как территория, принадлежащая конкретному государству, на которой было совершено преступное деяние; как признак объективной стороны преступления.
Здесь же считаем необходимым упомянуть особую разновидность контрабанды - контрабанда, осуществляемая по почте. В настоящее время в судебной практике сложилась тенденция, согласно которой лицо, которое получило контрабанду, отправленную по почте, считается исполнителем контрабанды в том случае, если лицо осуществило поиск указанного товара или груза, оплатило его, указал способы получения контрабанды.
Таким образом, несмотря на наличие значительной нормативной базы по данному вопросу, в настоящее время многие проблемы все еще остаются нерешенными и спорными. В то же время ряд противоречий разрешается на основе выработанной судебной практики. Стоит также отметить, что для верного понимания сущности контрабанды как преступления, предусмотренного УК РФ, значимым является определение способа, времени и места совершения преступного деяния.
По вопросу рассмотрения дел о контрабанде Пленум Верховного суда РФ вынес постановление, в котором подробно разъяснил вопросы, возникающие в процессе судебной практики. В указанном постановлении нашла свое отражение сущность категории «незаконное перемещение товаров». Перемещение считается незаконным в том случае, если имеет место быть одно из перечисленных условий:
- товары и иные предметы перемещены вне установленных для этого мест;
- товары и иные предметы перемещены в неустановленное время;
- перемещение было осуществлено, минуя таможенный контроль;
- не было осуществлено декларирование товаров;
- были использованы документы, которые содержали недостоверные сведения о товаре. Под недостоверностью сведений понимается указание ложной информации о наименовании, описании товара, стране его происхождения, классификационном коде. Кроме того, недопустимым является предоставление поддельных таможенных пломб и печатей, а также действительных таможенных пломб и печатей, но принадлежащих другому товару3.
Ранее отмечалось, что помимо совершенствования законодательной регламентации данного преступного деяния необходимо реализовать несколько разнонаправленных мер по борьбе с контрабандой:
«- в области международного сотрудничества. (Взаимодействие с правоохранителями и службами других государств);
3 О судебной практике по делам о контрабанде: постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.04.2017 № 12 // Российская газета. 2017. 11 мая.
- информационное сотрудничество. (Информирование граждан, отработка поступающей информации, обмен данными между правоохранительными ведомствами);
- организационные меры взаимодействия. (Определение порядка лицензирования международных перевозок, ужесточение ответственности);
- оперативные меры. (Поиск организаторов каналов поставки, задержание преступников);
- технические мероприятия. (Компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и др.)» [10, с. 34].
Вполне очевидно, что данные преступления негативно сказываются не только на экономике страны, но и на ее культурном развитии, на здоровье общества, его нравственном развитии, способствуют деградации общества. Таможенные преступления несут опасность и для мирового сообщества, так как разрушают экономические и социальные устои. Осуществлять противодействие данным преступлениям очень важно, правоохранительные органы и государство должны прилагать максимум усилий для борьбы с ними.
Необходимо развивать и совершенствовать законодательство в данной сфере, оптимизировать работу таможенных органов, внедрять новые технологии для обнаружения нарушений таможенного законодательства, разрабатывать стратегии для наиболее эффективного расследования данной категории дел, укрепить кадровый потенциал, улучшить профессиональные навыки сотрудников, ужесточить контроль над коррупциогенными факторами, что в совокупности позволит наиболее активно бороться с данным видом преступлений, что в свою очередь значительно увеличит благосостояние страны и улучшит климат внешнеэкономического сотрудничества между государствами.
Список литературы
1. Агамагомедова СЛ., Григоренко К.А., Козлова МЛ. Оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ в современных условиях // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 1 (9). С. 7-14.
2. Крюкова Н.И., Арестова E.H. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 223 с.
3. Коновалова Т.А., Крицкая Е.В. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы // Новый юридический вестник. 2019. № 2 (9). С. 31-37.
4. Колесникова М.Н. Об эффективности борьбы с таможенными преступлениями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-1. С. 243-246.
5. Зайцев H.H., Рамалданов Л'Л'. Основы расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ. М. : Изд-во Юрайт, 2020. 115 с.
6. Воробьева C.B., Шубин М.Ю. Особенности деятельности таможенных органов по расследованию преступлений в сфере таможенного дела // Тамбовские правовые чтения им. Ф.Н. Плевако: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Тамбов, 2020. Т. 1. С. 294-298.
7. Кривещов П.О. Таможенные преступления как угроза экономической безопасности страны // Актуальные вопросы экономических наук: сб. материалов 57 Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2017. С. 139-146.
8. Филиппова Е.О. Контрабанда: история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду в таможенной сфере и меры ее предупреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (7). С. 183-186.
9. Азаренкова Е.А. Момент окончания контрабанды // Уголовное право. 2018. № S4. С. 4-10.
10. Джабраилов М.Х., Воробьева C.B. Уголовная ответственность за нарушения таможенного законодательства // Роль инновационных методов познания в развитии современной науки. Инновационные процессы в российском образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Владивосток; Омск: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса» (Саратов), 2019. С. 32-36.
Статья поступила в редакцию 05.03.2021 Одобрена после рецензирования 14.05.2021 Принята к публикации 22.06.2021
Информация об авторе
Воробьева Светлана Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, vorob-sveta@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1059-2065
Для цитирования
Воробьева C.B. Некоторые вопросы борьбы с таможенными преступлениями // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 281-295. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-281-295
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-281-295
CERTAIN ISSUES OF COMBATING CUSTOMS CRIMES
S.V. Vorobyova
Derzhavin Tambov State University
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
vo rob-svcta (i va ndcx. ru
Abstract. We note that the complexity of modern relations between countries and the disrupted economic and political cooperation lead to the fact that the subjects of international economic relations are looking for new ways and forms of interaction within the framework of export-import trade, which do not always comply with the requirements of the law. We consider the issues of combating customs crimes, give the concept of customs crimes, identify issues that hinder the effective investigation and disclosure of customs crimes, suggest ways to solve them. We provide official statistics on these acts. We emphasize that the issue of combating customs crimes is more urgent than ever, due to the fact that the number of illegal acts in this area is growing every year and causes irreparable damage to the economic security of the state. We also reflect the role of customs authorities in the prevention and detection of crimes related to smuggling. We analyze the question of the presence of a set of crimes qualified under the articles of the Criminal Code of the Russian Federation on smuggling. Conclusions: it is necessary to develop legislation in this area, improve the work of customs authorities, introduce new technologies to detect violations of customs legislation, develop strategies for the most effective investigation of this category of cases, improve the professional skills of employees, fight corruption-causing factors, which together will allow the most active fight against this type of crime, which in turn will significantly increase the welfare of the country and improve the climate of international economic cooperation between states.
Keywords: international economic activity, customs authorities, customs legislation customs crimes, smuggling, movement of goods and vehicles, customs border, state border, import, export of goods
References
1. Agamagomedova S.A., Grigorenko K.A., Kozlova M.A. Otsenka effektivnosti deya-tel'nosti tamozhennykh organov RF v sovremennykh usloviyakh [Performance evaluation of customs RF in modern conditions]. Modeli, sistemv, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchest\>e - Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society, 2014, no. 1 (9), pp. 7-14. (In Russian).
2. Kryukova N.I., Arestova E.N. Kvalifikatsiva i rassledovanive prestupleniv v sfere ta-mozhennogo dela [Qualification and Investigation of Crimes in the Field of Customs Affairs], Moscow, Urait Publ., 2020, 223 p. (InRussian).
3. Konovalova T.A., Kritskaya E.V. Tamozhennyye prestupleniya v Rossiyskoy Federat-sii: sovremennoye sostoyaniye i aktual'nyye problemy [Customs crimes in the Russian Federation: current state and urgent problems]. Novyy yuridicheskiy vestnik [New Legal Bulletin], 2019, no. 2 (9), pp. 31-37. (In Russian).
4. Kolesnikova M.N. Ob effektivnosti bor'by s tamozhennymi prestupleniyami [On the effectiveness of struggle against customs crimes]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2008, no. 74-1, pp. 243-246. (In Russian).
5. Zaytsev N.I., Ramaldanov K.K. Osnovy rassledovaniya ugolovnykh del o prestuple-niyakh, otnesennykh k kompetentsii tamozhennykh organov RF [Fundamentals of the investigation of criminal cases on crimes attributed to the competence of the customs authorities of the Russian Federation], Moscow, Urait Publ., 2020, 115 p. (In Russian).
6. Vorobyeva S.V., Shubin M.Y. Osobennosti deyatel'nosti tamozhennykh organov po rassledovaniyu prestupleniy v sfere tamozhennogo dela [Features of the activities of customs authorities to investigate crimes in the field of customs]. Materialy 4 Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Tambovskiye pravovyye chteniya im. F.N. Plevako»: v 2 t. [Proceedings of the 4th International Scientific and Practice Conference "Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako": in 2 vols.]. Tambov, 2020, vol. 1, pp. 294-298. (In Russian).
7. Kriventsov P.O. Tamozhennyye prestupleniya kak ugroza ekonomicheskoy bezopas-nosti strany [Customs crimes as a threat to the country's economic security]. Sbornik materialov 57 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nyye vo-prosy ekonomicheskikh nauk» [Collection of Proceedings of the 57th International Scientific and Practice Conference "Current Issues of Economic Sciences"]. Novosibirsk, 2017, pp. 139-146. (InRussian).
8. Filippova E.O. Kontrabanda: istoriya razvitiya ugolovno-pravovykh norm ob ot-vetstvennosti za kontrabandu v tamozhennoy sfere i mery eye preduprezhdeniya [Smuggling: history of development of criminal legal norms of responsibility for smugglers in customs area and measures for its prevention], Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal - Baltic Humanitarian Journal, 2019, no. 2 (7), pp. 183-186. (InRussian).
9. Azarenkova E.A. Moment okonchaniya kontrabandy [The moment of the end of contraband]. Ugolovnoye pravo - Criminal law, 2018, no. S4, pp. 4-10. (InRussian).
10. Dzhabrailov M.K., Vorobyeva S.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za narusheniya tamozhennogo zakonodatel'stva [Criminal responsibility for violations of customs legislation], Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rol' innovat-sionnykh metodov poznaniya v razvitii sovremennoy nauki. Innovatsionnyye protsessy v rossiyskom obrazovanii» [Proceedings of International Scientific and Practice Conference "The Role of Innovative Methods of Cognition in the Development of Modern Science. Innovative Processes in Russian Education"]. Vladivostok, Omsk, Center for Professional Management "Academy of Business" (Saratov) Publ., 2019, pp. 32-36. (In Russian).
The article was submitted 05.03.2021
Approved after reviewing 14.05.2021
Accepted for publication 22.06.2021
Information about the author
Svetlana V. Vorobyova, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Criminal Law and Procedure Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, vorob-sveta@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1059-2065
For citation
Vorobyova S.V. Nekotoryye voprosy bor'by s tamozhennymi prestupleniyami [Certain issues of combating customs crimes]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 281-295. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-281-295 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Работа доступна по лицензии
Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0
Всемирная