Научная статья на тему 'КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: УСПЕХ КИНО В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ'

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: УСПЕХ КИНО В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ КИНО / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / КИНОИНДУСТРИЯ / КОНТЕНТ АНАЛИЗ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Раков Николай Владимирович

Данная работа является попыткой раскрыть особенности динамики общественных предпочтений к кино во времени и по отношению ко времени. Теоретической базой исследования выступили современные научные представления о социальном времени и фундаментальные положения в социологии кино. Сбор и анализ данных осуществляется посредством контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ANALYSIS: THE SUCCESS OF FILMS IN THE CONTEXT OF TIME

This work is an attempt to reveal the peculiarities of the dynamics of public preferences for cinema in time and in relation to time. The theoretical basis of the research was modern scientific ideas about social time and fundamental positions in the sociology of cinema. Data collection and analysis is carried out through content analysis

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: УСПЕХ КИНО В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ»

Контент-анализ: успех кино в контексте времени Content analysis: the success of films in the context of time

Раков Николай Владимирович

студент 4-ого курса направления «Социология» ФГБОУ ВО «Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевичи и Николая Григорьевича Столетовых»,

Россия, г. Владимир e-mail: nicholas.rk.work@gmail.com

Rakov Nikolay Vladimirovich

4th year student of the direction «Sociology» Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs,

Russia, Vladimir e-mail: nicholas.rk.work@gmail.com

Аннотация.

Данная работа является попыткой раскрыть особенности динамики общественных предпочтений к кино во времени и по отношению ко времени. Теоретической базой исследования выступили современные научные представления о социальном времени и фундаментальные положения в социологии кино. Сбор и анализ данных осуществляется посредством контент-анализа.

Annotation.

This work is an attempt to reveal the peculiarities of the dynamics of public preferences for cinema in time and in relation to time. The theoretical basis of the research was modern scientific ideas about social time and fundamental positions in the sociology of cinema. Data collection and analysis is carried out through content analysis

Ключевые слова: социология кино, социальное время, киноиндустрия, контент анализ, количественные исследования.

Key words: sociology of cinema, social time, film industry, content analysis, quantitative research.

Социология кино как особое направление социологической мысли появилось в начале XX века в Германии. Становление данной области связывают с именем Эмилии Альтено, которая в 1913 году защитила первую в истории диссертацию по социологию кинематографического процесса. Само исследование касалось изучения социокультурных запросов публики как основополагающих и формообразующих факторов производства киноискусства. Данная работа, была высоко оценена научным сообществом. Её наработки в области исследования кино также выходила в рамках третьего тома «Труды по социологии культуры» М. Вебера [2, с. 74].

С момента появления данного направления продолжается оформление основных категорий и понятий, а также разрабатывается проблемное поле. Однако уже сейчас можно выделить два специфических круга интереса исследователей: кино - фактор преобразования общественной жизни (идеологический характер и социализирующая функция кино); фильмы - зеркало общественной жизни (отражает доминирующие ценности, нормы и ориентации) [3, с. 113-115].

Анализ данных вопросов предполагает:

1. исследование самого кинопродукта, как транслятора определённых ценностей, норм и идей;

2. обращение к контексту создания и выхода фильма в прокат - социокультурные и исторические

условия.

Первый из представленных аспектов изучения, демонстрирует и описывает Р. Кениг, в его концепции, созданной им в 60-е годы XX века. Он говорил о том, что для социолога необходимо рассмотреть то, какие аспекты кино, как «раздражителя», воспринимаются зрителем, а какие остаются вне внимания [3, с. 114-115].

Второй элемент, связывают с тем фактом, что «любое кинопроизводство в конкретных исторических условиях постоянно испытывает на себе многоплановое и разнонаправленное давление окружающей социальной действительности» [3, с. 114].

Не все фильмы идентифицируются человеком в его системе ценностей как адекватные его системе релевантности. Показатели «успеха» фильма, в данном контексте, является характеристикой одобрения и принятия кинокартин общественностью, а именно - потребителями кинопродукта. Среди данных показателей можно выделить зрительские оценки, признание в кругу академических сообществ, кассовый успех. Эти элементы демонстрируют не только потребительские ориентации. Человек не просто отдаёт своё предпочтение определённому фильму, определённым образом идентифицируя и интерпретируя само содержание кинокартины, но и выделяет на просмотр фильма своё собственное время и средства, отделяя его от остальных способов культурного времяпрепровождения или от других кинофильмов.

В соответствии с современным представлением социологов о социальном времени последнее рассматривается в нескольких основных плоскостях: время как историческая характеристика, демонстрирующая динамику общественных изменений [1, с. 183]; время, «создаваемое» и «овладеваемое» людьми в процессе деятельности [1, с. 183-184]. Это означает, что с одной стороны человек существует в определённом социальном времени, которое обладает своими характеристиками, а с другой стороны - конструирует характеристики времени через деятельность и целесообразные действия, выражая определённое отношение к самому времени, определённым образом его позиционируя и используя.

В рамках указанных теоретических оснований и положений можно формализовать тему данного исследования как попытка раскрыть особенности динамики общественных предпочтений к кино во времени и по отношению ко времени.

Методология исследования. В 2007 году Британская ежедневная леволиберальная газета «The Guardian», принадлежащая группе компаний Guardian Media Group, опубликовала список под названием «1000 films to see before you die» (1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть), который представлял из себя подборку лучших фильмов на основе опроса субъективного мнения команды экспертов соответствующего издания. Анализ страниц фильмов с такой площадки как «КиноПоиск», в соответствии со списком газеты «The Guardian» от 2007 года, предоставил возможность получить информацию о соотношении различных временных показателей с качественными и количественными достижениями кинокартин, а контент анализ «манифестным кодированием» [5, с. 123], позволил выявить количество проявлений тех или иных признаков.

Объект исследования: фильмы, отобранные в соответствии со списком, опубликованным британской газетой «The Guardian» в 2007 под названием «1000 films to see before you die» (1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть).

Предмет исследования: содержание страниц фильмов на сайте «КиноПоиск» в соответствии со списком, опубликованным британской газетой «The Guardian» в 2007 году, под названием «1000 films to see before you die».

Цель исследования. Изучить содержание страниц фильмов для выявления взаимосвязи между характеристиками времени и успехом кинокартин (академическим, зрительским, кассовым).

Метод исследования: контент-анализ.

Выборка: 1000 фильмов в соответствии со списком «The Guardian» от 2007 года.

Подготовка, сбор и преобразования данных. Первая группа собираемых данных касалась характеристик «времени» и поделены на 3 основные категории.

1. Год выпуска фильма. При конвертации единиц анализа в единицы счёта, для упрощения последующего анализа, были созданы 10 групп (каждая группа представляет собой промежуток в 10 лет): 1910-1919, 1920-1929, 1930-1939, ..., 2000-2010. Целью выделения такой категории как год выпуска картины заключается в возможности проанализировать зрительский, академический и кассовый успех в динамике, выделить определённые периоды спада, роста и стабильности.

2. Месяц выпуска фильма. Для количественного анализа каждому отдельному месяцу была присвоена единица счёта от «1» до «12». Месяц, в котором происходит выход фильма в прокат, важен в контексте его кассового успеха, что определяется следующими факторами: международные и национальные традиции и праздники, приписанные к датам, определяют настроения масс и назначение официальных выходных дней на определённые даты; огромная часть аудитории - дети, чья занятость определяется учёбой, увлечениями и сильным влиянием на них массовой культуры.

3. Хронометраж фильма - продолжительность картины. При конвертации единиц анализа в единицы счёта были созданы 3 группы: фильмы до 2 часов, от 2 до 3 часов; от 3 часов. Из-за стремительного технологического прогресса последних лет, человеческая жизнь стала приобретать специфический темп. Важным элементом жизненного мира людей становится распределение собственного времени. В таком отношении, репрезентация данного показателя является важным для понимания специфики притязаний и предпочтений зрителей, а сравнение с определённым историческим периодом может послужить почвой для выведения динамики изменения данного социокультурного показателя.

Для построения корреляций «временных» характеристик с показателями, демонстрирующими «успех» картины у зрителей, а также в академическом и экономическом аспекте были отобраны данные, касающиеся пользовательских оценок (зрителей и профессиональных критиков), информация об академическом успехе (номинации и награды), а также информация об экономическом успехе картины в прокате. Для этого были выделено 5 категорий анализа.

1. Оценка фильма на «КиноПоиск». Платформа является крупнейшим в России интернет-сервисом о кино. В нём представлена огромная библиотека фильмов, каждый из которых имеет собственную «страницу», с различной информацией об особенностях производства, проката, а также академического успеха кинокартин. Эта информация и послужила основой для выделения категорий анализа, а данные брались непосредственно с платформы. Стоит отметить, что список тысячи фильмов от 2007 года, который послужил основой для данного исследования, картины из которого и подвергаются анализу, также отражён на данной платформе и представлен в виде отдельного рейтинга [4]. Помимо этого, на сайте также присутствуют пользовательские оценки, которые формируются как среднее значение от большинства голосующих и ранжируются от 1 до 10, с учётом десятых долей. Аналогичным образом эта информация была представлена в качестве единиц анализа. Для упрощения анализа были осуществлены группировки с шагом в 0,5 единиц: от 5,1 до 5,5, от 5,6 до 6, от 6,1 до 6,5, ..., от 9,1 до 9,5.

Помимо оценок, формируемыми пользователями, немаловажной характеристикой «успешности» картины, является признание её в академическом сообществе. Наличие у фильма наград и номинаций напрямую влияют на окупаемость проекта, поскольку являются, в некотором роде, дополнением к рекламной компании. Здесь также необходимо учитывать несколько аспектов. С одной стороны, существуют «антинаграды», такие как «Золотая малина», которые присваиваются худшим фильмам. Фильмы с такими наградами или номинациями на подобные награды могут обладать, или не обладать экономическим успехом. С другой стороны, существуют случаи, когда фильмы с большим количеством наград и номинаций не могут похвастаться кассовым успехом. Это означает, успеху картины в прокате могли помешать другие факторы, а количественную характеристику

частоты номинаций или наград фильма стоит рассматривать не только в координатах «успешная» или «провальная» (с точки зрения академических заслуг), но и как, определённого рода, показатель проявления к ленте общественного внимания. «Общественным» оно становится по причине массового тиражирования информации об академической оценке картин в различных специализированных и иных СМИ. К тому же, оценки профессиональных сообществ и критиков, может сильно контрастировать с оценками основной аудитории.

Исходя из этого были выведены две категории: количество номинаций и наград. Важно понимать, что не все номинации, которые получила картина, в конечном итоге «становятся наградами». Для анализа была взята частота проявлений обоих характеристик. Вычитание из количества номинаций числа наград, ввиду их взаимоисключения, в ходе преобразования данных не производилось.

2. Количество номинаций - это число присвоенных фильму различными академическими сообществами, кинопремиями, кинофестивалями номинаций, рассчитанное суммированием соответствующего показателя, где каждая номинация берётся за единицу. Эти данные были собраны в группы с интервалами в 5 единиц: от 1 до 5 номинаций, от 6 до 10 номинаций, от 11 до 15 номинаций, ..., от 46 до 50 номинаций. Всего было выделено 10 равных групп, а также введена специфическая группа, куда входили картины, не имеющие номинаций.

3. Количество наград - это число присвоенных фильму различными академическими сообществами, кинопремиями, кинофестивалями наград, рассчитанное суммированием соответствующего показателя, где каждая награда берётся за единицу. Данные были собраны в группы с интервалами в 5 единиц: от 1 до 5 наград, от 6 до 10 наград, от 11 до 15 наград, от 16 до 20 наград. Всего было выделено 4 равные группы, а также введена отдельная группа, при отсутствии у фильма наград.

4. Производственный бюджет - количество денег, затраченное на все этапы создания картины (данные собирались в долларовом эквиваленте, без учёта инфляции).

5. Кассовые сборы фильма - количество денег, полученное в результате проката картины в кинотеатрах (данные собирались в долларовом эквиваленте, без учёта инфляции).

Последние две категории анализа не ранжировались по интервалам и не разбивались в группы, поскольку в сравнительном анализе использовалась не характеристики бюджета или кассовых сборов как таковых, а факт окупаемости. Потому существовала необходимость охарактеризовать окупаемость фильма и свести её к единому показателю. Соотношение производственного бюджета и кассовых сборов фильмов представлено в виде «коэффициента окупаемости», новой переменной, необходимой для сравнительного анализа.

Он рассчитывался по формуле K=P/B, где

K - коэффициент окупаемости картины;

P - кассовые сборы фильма;

B - затраты на производство картины.

Если K>1, то картине присваивалась единица счёта «1», и фильм признавался «окупившимся». Если &<1, то кинокартине присваивался индекс «0», означающий, что производственные затраты не были покрыты кассовыми сборами. Важно отметить, что при выведении данного показателя не учитывался бюджет на маркетинг (продвижение картины), а потому он (показатель) является условным и служит лишь для сравнения соотношения кассовых сборов и производственных затрат каждого отдельного фильма.

В результате было рассмотрено 1000 кинокартин, выпущенных в период с 1910 по 2007 год и получено 8 тысяч единиц анализа, преобразованных в единицы счёты. Также создана дополнительная категория анализа, определение единицы счёта которой зависело от значения «коэффициента окупаемости» соответствующего фильма.

Корреляции и анализ. В данном блоке представлены корреляции и их анализ. Их можно обобщить в две основные группы: корреляции «временных» характеристик между собой и корреляции временных показателей с категориями «успешности» фильмов. В статье приводятся сводные таблицы, содержащие частоты, без указания процентного распределения. Процентные соотношения полученных данных указываются, при необходимости, непосредственно в ходе анализа и интерпретации данных.

А) Корреляции характеристик «времени».

Таблица 1. Соотношение десятилетия и частоты выпуска фильмов в прокат в определённом месяце

Месяц выпуска картины в прокат Всег о

Десятилетие выпуска картины в прокат январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

2000 - 2010 10 7 6 6 33 7 3 10 20 3 4 7 116

1990 - 1999 13 17 7 13 38 15 15 12 33 10 8 12 193

1980 - 1989 7 13 14 8 25 18 10 21 26 12 8 18 180

1970 - 1979 3 11 13 9 18 13 10 12 7 13 12 27 148

1960 - 1969 6 13 10 9 15 19 6 15 11 23 9 17 153

1950 - 1959 8 5 10 7 14 8 2 10 5 10 3 6 88

1940 - 1949 5 3 5 4 3 2 2 7 7 8 9 8 63

1930 - 1939 2 6 2 7 2 3 1 2 0 0 5 3 33

1920 - 1929 3 4 3 1 1 2 0 0 4 1 2 3 24

1910 - 1919 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 2

Всего 57 80 70 64 149 87 49 89 114 80 60 101 1000

Соотнося показатели десятилетия и частоты выпуска фильмов в прокат в определённом месяце можно сделать несколько заключений (см. таблица 1):

1. Количество выпускаемых фильмов стабильно растёт с каждым десятилетием;

2. Фильмы чаще выходят в мае (14,9%), сентябре (11,4%) и декабре (10,1%); реже всего в январе (5,7%) и в июле (4,9%);

3. Киноиндустрия всё ещё формирует стандарты выпусков фильмов в определённые месяцы. Об этом свидетельствует постоянно изменяющаяся динамика показателей для каждого месяца отдельно и в пропорциональном соотношении с другими месяцами в рамках десятилетий.

Таблица 2. Соотношение десятилетия и частоты выпуска фильмов с определённым хронометражом

Десятилетие выпуска картины в прокат Всего

Хронометраж фильма 2000 -2010 1990 -1999 1980 -1989 1970 -1979 1960 -1969 1950 -1959 1940 -1949 1930 -1939 1920 -1929 1910 -1919

цо 2 часов 80 138 133 104 103 69 55 30 18 0 730

от 2 до 3 часов 34 50 41 36 44 16 7 2 5 1 236

3 и более часов 2 5 6 8 6 3 1 1 1 1 34

Всего 116 193 180 148 153 88 63 33 24 2 1000

Соотношение частоты фильмов с определённым хронометражом показали схожесть пропорционального распределения фильмов по категориям длительности, для каждого отдельного десятилетия (см. таблица 2). Однако, на заре кинематографа, до 60-ых годов XX века, чаще выходили фильмы до 2 часов. Начиная с данного периода частота фильмов конкретного хронометража становится близка к средним показателям, которые

распределены следующим образом: 73% фильмов до 2 часов, 23,6% картин от 2 до 3 часов, 3,4% кинокартин от 3 часов.

Таблица 3. Корреляция частоты фильмов определённого хронометража с месяцем их выпуска

Месяц выпуска картины в прокат Всего

Хронометраж январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

цо 2 часов 47 61 57 48 100 56 38 77 87 56 42 61 730

от 2 до 3 часов 10 18 11 14 43 31 10 8 24 20 15 32 236

более 3 часов 0 1 2 2 6 0 1 4 3 4 3 8 34

Всего 57 80 70 64 149 87 49 89 114 80 60 101 1000

Наибольшее количество фильмов до 2 часов, в рамках месяца его выхода, наблюдается в августе (86,5%), январе (82,5%) и в марте (81,4%). Наименьшие значения по тому же критерию (меньше среднего показателя) наблюдаются в июне (64,4%) и в декабре (60,4%). В остальных случаях, распределение частоты фильмов данного хронометража в конкретном месяце близки к среднему показателю, который составляет 73% (см. таблица 3).

Наибольшее количество фильмов от 2 до 3 часов, в рамках месяца его выхода, наблюдается в июне (35,6%), декабре (31,7%) и мае (28,9%). Наименьшее количество по тому же критерию (меньше среднего показателя) наблюдается в январе (17,5%), в марте (15,7%) и в августе (9%). В остальных случаях, распределение частоты фильмов определённого хронометража в конкретном месяце близки к среднему показателю, который составляет 23,6%.

Для фильмов, чей хронометраж составляет более 3 часов, частоты проявлений в конкретном месяце колеблются от абсолютного нуля до 7,9% (в декабре) вокруг среднего показателя в 3,4%, от общего числа кинокартин, выпущенных в том или ином месяце.

Б) Десятилетие выпуска фильма и категории успеха фильма.

Стоит отметить, что данные, касающиеся оценок на платформе «КиноПоиск», имеют региональный характер и репрезентативны для русскоговорящих пользователей интернета и стран СНГ, поскольку именно они являются основными пользователями данной площадки. Однако, при сборе первичных данных, такая же категория анализа была собрана с платформ «IMDB» и «Metacritic». В результате корреляции данных русскоязычной платформы с указанными выше выяснилось, что в региональная специфика отличается несущественно. Единственным отличием, является тот факт, что пользователи платформы «КиноПоиск», в среднем оценивают фильмы на 0,5-1,5 балла выше чем зрители, поставившие свою оценку на иностранных платформах.

Вторым аспектом данной категории анализа является тот факт, что сами по себе пользовательские оценки стали возможны, только ввиду появления самих площадок и развития сети интернет. С одной стороны оценки зрителей даны как бы в «ретроспективе». Это касается тех фильмов, что выходили до того, как человек мог непосредственно увидеть его в момент проката по двум основаниям: человек родился после выхода фильма в прокат или не мог осуществить просмотр во время самого проката, ввиду возрастных ограничений кинопродукта. С другой стороны человек мог посмотреть фильм позже официального выхода в прокат, даже несмотря на то, что не попадал под предыдущие два пункта. Зритель может осуществить просмотр кинокартины, используя сеть интернет или «ре-релизы», когда картины выходят заново в ограниченном прокате.

Исходя из положений, указанных выше можно сказать, что сами по себе пользовательские оценки репрезентативны не только для определённого социокультурного региона, но и для вполне концертного времени,

которое, весьма сложно определить. Однако его можно попытаться резюмировать как эпоху бурного развития интернет коммуникаций, при котором пользователи являются современниками существованию самой платформы и могут выставить соответствующие оценки. При этом, данным площадкам свойственно изменение среднего показателя зрительских оценок во времени, ввиду того, что сами по себе оценки не демонстрируют конкретный период, в котором они были проставлены, а показывают среднее значение за всё время существования возможности пользователям выставить оценки. Данные описывают то, как современный зритель оценивает тот или иной фильм, обладающий определённым хронометражем, вышедший в конкретном десятилетии.

Таблица 4. Корреляция рейтинга фильма на платформе «КиноПоиск» и десятилетия выпуска картин

Рейтинг фильма на платформе "КиноПоиск" Всего

Десятилетие выпуска картины в прокат 5,1 - 5,5 5,6 - 6 6,1 - 6,5 6,6 - 7 7,1 - 7,5 7,6 - 8 8,1 - 8,5 8,6 - 9 9,1 - 9,5

2000 - 2010 0 8 12 31 24 32 7 2 0 116

1990 - 1999 2 5 20 37 50 57 16 3 1 191

1980 - 1989 0 8 6 42 56 55 8 1 0 176

1970 - 1979 3 9 7 27 40 52 8 1 0 147

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1960 - 1969 0 5 8 23 47 59 10 0 0 152

1950 - 1959 0 1 4 11 24 37 11 0 0 88

1940 - 1949 0 1 3 9 23 24 3 0 0 63

1930 - 1939 0 0 0 5 8 16 4 0 0 33

1920 - 1929 0 0 2 4 5 11 2 0 0 24

1910 - 1919 0 0 0 0 1 1 0 0 0 2

Всего 5 37 62 189 278 344 69 7 1 992

Большинство зрителей оценивает фильмы на 7,6-8 баллов из 10 (34,7%) (см. таблица 4). В сравнении, наблюдается уменьшение количества фильмов, которые получили оценки от 7,6 до 8 на всём временном промежутке, где для периода с 2000 по 2010 год свойственны самые низкие показатели, а для промежутка с 1910 по 1919 год - самые высокие (рассмотрено в процентном соотношении в рамках общего количества пользовательских оценок фильмов конкретного десятилетия). Вместе с этим, наблюдается некоторое увеличение количества фильмов, которые получили оценки от 6,6 до 7 баллов, по тому же процентному соотношению. Показатель в 7,1-7,5 находится посередине между двумя предыдущими случаями. Между различными десятилетиями частота проявлений этого показателя сначала увеличивается относительно ранга десятилетия с 1910 до 1969 год (в процентном соотношении от общего числа в рамках десятилетия), а после, с 1969 по 2007 год, начинает проявляться отрицательная динамика.

Эти данные свидетельствуют о том, что «современный зритель», тем выше оценивает фильмы, чем дальше назад во времени он выходил в прокат.

Таблица 5. Сопряжение десятилетия и частоты наличия номинаций фильмов в соответствующих периодах

Количество присвоенных фильму номинаций Всего

Десятилетие выпуска картины в прокат Нет номинаций 1 - 5 6 - 10 11 - 15 16 - 20 21 - 25 26 - 30 31 - 35 36 - 40 41 - 45 46 - 50

2000 - 2010 31 36 23 7 6 3 4 1 3 0 2 116

1990 - 1999 61 58 21 16 15 8 7 2 3 1 1 193

1980 - 1989 59 60 26 18 7 7 2 0 1 0 0 180

1970 - 1979 70 28 20 10 9 7 3 1 0 0 0 148

1960 - 1969 59 50 18 7 11 8 0 0 0 0 0 153

1950 - 1959 28 34 11 7 7 1 0 0 0 0 0 88

1940 - 1949 23 28 11 1 0 0 0 0 0 0 0 63

1930 - 1939 20 10 2 1 0 0 0 0 0 0 0 33

1920 - 1929 22 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24

1910 - 1919 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2

Всего 375 306 132 67 55 34 16 4 7 1 3 1000

При интерпретации данных необходимо учитывать, что показателем расширения индустрии кино является не только увеличение частоты выпуска фильмов в прокат, но и увеличение числа всеразличных кинопремий и академических сообществ. Это касается корреляций любых показателем с частотой наличия у фильмов номинаций и наград.

Для того, чтобы продемонстрировать соотношение показателей долей фильмов получивших номинаций и динамики выхода картин в определённом десятилетии был осуществлён анализ средних характеристик рядов динамик, представленный ниже. При этом, для расчётов были взяты 9 из 10 периодов временного ряда. В последствии выяснится, что значение первого элемента временного ряда демонстрирующего доли фильмов, среди общего количества, получивших номинацию на награду, равняется нулю. А потому данное сокращение вызвано преимущественно особенностями статистического аппарата, а именно, ввиду того, что темп прироста, а, следовательно, и темп роста невозможно рассчитать, если значение первого из элементов временного ряда равно нулю. Кроме того, не учитывается период с 1910 по 1919 г. На заре кинематографа, количество фильмов, выходивших в прокат, а также, количество существующих на тот момент академических сообществ является незначительным, и сильно выбивается из общей динамики временного ряда (см. таблица 5).

Расчёт средних характеристик ряда динамики показателя частоты выпуска фильмов в прокат.

Средний темп роста:

% = П-11^= 1,2177

р Л1 24

В среднем, за весь период, рост анализируемого показателя составил 1.2177, из этого следует что средний темп прироста равен:

ТПр = Тр-1 = 1,2177 - 1 = 0,218

Из этого следует, что количество фильмов, выпускаемых в прокат, с каждым десятилетием в среднем увеличивалась на 21,8%.

Средний абсолютный прирост (средний абсолютный прирост демонстрирует обобщенную

характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики):

-Г Уп-Уг _ 116-24

ау =-=-= 11,5

у п-1 8

Из этого следует, что с каждым новым периодом количество фильмов, выпускаемых в прокат, в среднем увеличивалось на 11,5.

Расчёт средних характеристик ряда динамики показателя доли фильмов, среди общего количества, получивших номинацию на награду. Были вычислены сами доли. Для этого использовалась следующая формула:

Б = 100* (Мп/Мд), где

Б - доля фильмов, в процентах, получивших номинацию на награду в конкретном десятилетии;

Мд - количество фильмов, выпущенных в конкретном десятилетии;

Мп - количество фильмов, получивших номинацию на награду.

Расчёт начинается с 1920 года, поскольку, как указанно выше, первый элемент временного ряда, в данном случае, опускается.

^2 = 39 =

Оз = 63 =

04 = 68 =

о5 = 63 =

Об = 61 =

О7 = 52 =

0в = 67 =

^9 = 68 =

Ою = 73

Далее были вычислены средние характеристика ряда.

Средний темп роста:

% = П-11^= 8|73 = 1,0815 Р ^Уг Л/ 39

В среднем, за весь период рост анализируемого показателя составил 1.0815, из этого следует что средний темп прироста равен:

Т— = Тр-1 = 1,0815 - 1 = 0,0815

Исходя из значения полученного показателя, можно утверждать, что количество фильмов, получивших номинации на награды, с каждым десятилетием увеличивалась в среднем на 8,1%.

Средний абсолютный прирост:

— уп-уг 73-39

йу =- = -= 4,25

у п-1 8

Из этого следует, что с каждым периодом количество фильмов, получивших номинации на награды, в среднем увеличивалось на 4,25.

Сравнение средних показателей временных рядов.

В результате проведённых расчётов выяснилось, что количество фильмов, в среднем, выпускаемых в прокат, с каждым десятилетием увеличивалась на 21,8%, тогда как количество фильмов, получивших номинации на награды растёт в среднем только на 8,1%. Количество фильмов, выпускаемых в прокат в среднем

увеличивается на 11,5, тогда как доля фильмов, получивших номинации на награды увеличивается лишь на 4,25, при рассмотрении тех же временных промежутков.

Таблица 6. Десятилетие выпуска фильма и количественные показатели присвоенных фильмам наград

Десятилетие выпуска картины в прокат Всего

Количество присвоенных фильму наград 2000 -2010 1990 -1999 1980 -1989 1970 -1979 1960 -1969 1950 -1959 1940 -1949 1930 -1939 1920 -1929 1910 -1919

Нет наград 46 82 87 87 79 38 40 27 23 2 511

1 - 5 52 80 77 41 60 40 22 5 1 0 378

6 - 10 10 23 11 17 7 6 1 1 0 0 76

11 - 15 7 2 4 0 7 3 0 0 0 0 23

16 - 20 1 6 1 3 0 1 0 0 0 0 12

Всего 116 193 180 148 153 88 63 33 24 2 1000

Для сопряжения показателей присвоенных фильмам наград и десятилетия их выпуска в прокат (см. таблица 6) свойственна та же закономерность, что и для сопряжения показателей номинаций и тех же временных

характеристик.

_Таблица 7. Соотношение показателей окупаемости кинокартин и десятилетия их выпуска в прокат

Десятилетие выпуска картины в прокат Всего

Показатель окупаемости фильма 2000 - 2010 1990 - 1999 1980 - 1989 1970 - 1979 1960 - 1969 1950 - 1959 1940 - 1949 1930 - 1939 1920 - 1929 1910 - 1919

Информации об окупаемости нет 35 54 66 69 82 48 41 18 16 1 430

Фильм окупился в прокате 66 100 89 58 45 23 5 8 5 1 400

Фильм не окупился в прокате 15 39 25 21 26 17 17 7 3 0 170

Всего 116 193 180 148 153 88 63 33 24 2 1000

Рассматривая процентное соотношение внутри каждого десятилетия, при анализе сопряжения показателей окупаемости кинокартин и десятилетия, в котором фильмы выходили в прокат (см. таблица 7), можно сделать вывод, что с развитием индустрии кино во времени становится больше успешных в прокате картин. Однако, стоит учитывать, что невозможно сделать поправку на тот факт, что киностудии, чьи фильмы, выходили в начале XX века, реже публиковали статистику, поскольку такая практика ещё не была распространённой и не являлась стандартом для киноиндустрии как таковой.

В) Месяц выпуска фильма и категории «успеха» кинокартины.

Сопряжения месяца выпуска фильмов и их рейтинга на платформе «КиноПоиск» не выстраивалось, ввиду региональных и временных ограничений самих данных. Большое количество зрителей, выставивших пользовательские оценки на платформе, не смотрели фильмы непосредственно в месяц его выхода, что не позволяет дать репрезентативные данные, поскольку это не отражает зрительские предпочтения зрителей по отношению к месяцу выхода фильма.

При корреляции пользовательских оценок с десятилетием выхода картины мы можем судить о зрительских предпочтениях «современного человека» в эпоху развитой интернет коммуникации и существования самих платформ, на которых возможно выставить пользовательские оценки фильмам. Эти предпочтения являются «ретроспективными» по отношению к кинокартинам всеразличных десятилетий (в том числе и актуальных, если речь идёт о последних десятилетиях). Поэтому эти данные показывают сопряжение систем релевантности «современного человека» и сущности содержания того или иного фильма, который не является его современником для большого числа случаев, или не был просмотрен этим же человеком в момент выхода в прокат, даже если такая возможность была. Это касалось вопроса корреляции оценок и десятилетия.

Если же говорить о сопряжении пользовательских оценок и месяца выхода фильма в прокат, то оно не может дать подобных предыдущему примеру данных, поскольку человек, который смотрит тот или иной фильм уже после его выхода, как правило, совершенно безразличен к самому факту наличия у кинокартины определённой даты выхода в прошлом.

Таблица 8. Соотношение количества присвоенных фильмам номинаций на награды и месяца их выпуска

Месяц выпуска картины в прокат Всего

Количество присвоенных фильму номинаций ь & « н я ь са в е ф т & м ь л <и & а й 03 а ь н 2 и ь т с & в а ь р б В е с ь р б о ь р ю « о н ь р к е д

Нет номинаций 31 35 30 30 40 19 20 37 40 37 26 30 375

1 - 5 14 29 23 20 47 32 13 30 31 24 17 26 306

6 - 10 5 8 5 6 31 13 8 8 19 7 9 13 132

11 - 15 4 5 3 3 12 5 4 5 7 4 0 15 67

16 - 20 2 0 2 2 7 8 1 3 10 8 3 9 55

21 - 25 0 0 5 1 5 7 1 4 4 0 0 7 34

26 - 30 0 2 1 1 3 3 1 2 1 0 2 0 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 - 35 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 4

36 - 40 0 1 1 1 3 0 0 0 1 0 0 0 7

41 - 45 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1

46 - 50 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 3

Всего фильмов, получивших номинации 26 45 40 34 62 68 29 52 74 43 34 71

Всего 57 80 70 64 149 87 49 89 114 80 60 101 1000

Соотношение количества присвоенных фильмам номинаций на награды и месяца их выпуска в прокат показало (см. таблица 8), что наибольшее количество номинированных фильмов приходится на сентябрь (74 кинокартины), декабрь (71 кинокартина) и июнь (68 кинокартин). Наименьшее количество номинаций фильмов на награды наблюдается среди фильмов, дата выхода которых назначаются в январе (26), июле (29), ы ноябре и апреле (по 34). Интересно, что проявление феномена «большого количества номинаций» (от 21 и больше) свойственно не для каждого месяца, а распределение не является равномерным. Так, выделяется период от мая до августа, когда появляются прецеденты наличия у кинокартин 26 и более наград, чаще чем в остальные временные промежутки. От 36 до 40 номинаций, редко, но получают фильмы в весенние месяцы. Самыми неблагоприятными для феномена большого количества номинаций (от 21 и более) являются такие месяцы как январь и октябрь. Для показателей выше 30 номинаций наблюдаются провалы в июне и августе.

Месяц выпуска картины в прокат Всего

Количество присвоенных фильму наград январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нет номинаций 35 48 37 40 56 37 28 51 54 49 33 43 511

1 - 5 17 27 26 21 75 34 18 30 46 23 22 39 378

6 - 10 4 3 5 1 12 12 2 5 10 4 2 16 76

11 - 15 1 0 1 1 5 3 0 3 3 4 0 2 23

16 - 20 0 2 1 1 1 1 1 0 1 0 3 1 12

Всего фильмов, получивших награды 22 32 33 24 93 50 21 38 60 31 27 58

Всего 57 80 70 64 149 87 49 89 114 80 60 101 1000

Корреляция количества присвоенных фильмам наград и месяца их выпуска в прокат (см. таблица 9), демонстрирует что наибольшее количество награждений приходится на фильмы, которые вышли в мае (93 кинокартины), сентябре (60 кинокартина), декабре (58 кинокартин) и июне (50 кинокартин). Наименьшее

количество наград наблюдается среди фильмов, дата выхода которых была в июне (21), январе (22), апреле (24) и ноябре (27).

Проявление феномена «большого количества наград» (от 11 и больше) свойственно не для каждого месяца. Так, выделяется период с мая по июнь, а также с августа по сентябрь. От 16 до 20 наград, редко, но получают фильмы с датами выхода в весенние месяцы, а также в начале лета - в июне, и в конце зимы - в феврале. Самыми неблагоприятными по количеству наград, как с точки зрения общего количества, так и с точки зрения наличия фильмов с большим количеством наград, являются такие месяцы как январь и июль. Интересно, что мы получаем схожие данные при сравнении сопряжения месяца как с количеством номинаций, так и с количеством наград.

_Таблица 10. Корреляция показателей окупаемости фильмов и месяца их выпуска в прокат

Месяц выпуска картины в прокат

Показатель окупаемости фильма

ь

&

в н я

ь

л

а р

в

е ф

т &

й а

ь р

б

£

н е с

ь р

б

В

о

ь р

б я о н

ь р

б

3

е д

Всего

Информации об окупаемости нет

25

41

28

35

67

23

18

39

52

31

29

42

430

Фильм окупился в прокате

22

28

29

22

55

53

22

29

43

30

20

47

400

Фильм не окупился в прокате

10

11

13

27

11

21

19

19

11

12

170

Всего

57

80

70

64

149

87

49

89

114

80

60

101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1000

7

9

Фильмы чаще окупаются, если их дата выхода назначалась на даты в следующих месяцах (см. таблица 10): март, июнь, июль, декабрь. Фильмы реже окупаются, если их дата выхода назначалась на даты в следующих месяцах: октябрь и август. Для остальных месяцев свойственно примерно одинаковое распределение пропорций.

Г) Хронометраж и категории успеха картины.

Таблица 11. Корреляция показателей хронометража фильмов и их рейтинга на платформе "КиноПоиск"

Рейтинг фильма на платформе "КиноПоиск" Всего

Хронометраж 5,1 - 5,5 5,6 - 6 6,1 - 6,5 6,6 - 7 7,1 - 7,5 7,6 - 8 8,1 - 8,5 8,6 - 9 9,1 - 9,5

цо 2 часов 5 33 56 164 213 218 28 5 1 723

от 2 до 3 часов 0 3 6 20 56 116 33 2 0 236

более 3 часов 0 1 0 5 9 10 8 0 0 33

Всего 5 37 62 189 278 344 69 7 1 992

Оценку от 8,1 до 8,5 чаще получают те фильмы, чей хронометраж больше (см. таблица 11), об этом также свидетельствует процентное распределение, согласно которому среди всех фильмов до 2 часов данную оценку получили 3,9%, от 2 до 3 часов - 14%, от 3 часов - 24,2%. Однако это ещё не означает, что с увеличением хронометража увеличиваются пользовательские оценки. Так оценку от 7,6 до 8 баллов, чаще ставят фильмам, чей хронометраж находится в пределах от 2 до 3 часов (30,2% - до 2 часов, 49,2% - от 2 до 3 часов, 30,3% - от 3 часов). При этом, фильмы до 2 часов и от 3 часов, чаще получают оценки ниже, чем представители среднего хронометража. Исходя из этого самой благоприятной для зрительских оценок категорией являются фильмы от 2 до 3 часов (стандарт индустрии).

Таблица 12. Сопряжение количества присвоенных фильму номинаций на награды и их хронометража

Количество присвоенных фильму номинаций Всего

Хронометраж Нет номинаций 1 - 5 6 - 10 11 - 15 16 - 20 21 - 25 26 - 30 31 - 35 36 - 40 41 - 45 46 -50

до 2 часов 328 230 90 30 26 16 5 1 3 0 1 730

от 2 до 3 часов 40 66 38 31 26 15 11 3 4 1 1 236

более 3 часов 7 10 4 6 3 3 0 0 0 0 1 34

Всего 375 306 132 67 55 34 16 4 7 1 3 1000

Сопряжение показателей количества присвоенных фильму номинаций на награды и их хронометража показывает (см. таблица 12), что большее количество номинаций, в рамках собственной категории, получают фильмы от 2 до 3 часов (чаще получают от 6 до 20 наград). Фильмы от 3 часов хронометража не получают больше 25 номинаций, а кинокартины продолжительностью до 2 часов чаще совсем не получают номинаций на награды (44,9%). Интересно, что последняя из указанных групп фильмов (до 2 часов), во всех других категориях (по количеству номинаций) обладает меньшей долей проявлений признака, чем картины большего хронометража, при рассмотрении в рамках одинакового количества возможных номинаций.

Таблица 13. Сопряжение количества присвоенных фильму наград и их хронометража

Количество присвоенных фильму наград Всего

Хронометраж Нет наград 1 - 5 6 - 10 11 - 15 16 - 20

цо 2 часов 431 251 35 11 2 730

от 2 до 3 часов 69 114 34 10 9 236

более 3 часов 11 13 7 2 1 34

Всего 511 378 76 23 12 1000

Несколько иная динамика прослеживается при корреляции показателей количества присвоенных фильму наград и их хронометража. Фильмы большей продолжительности, получают больше наград. Об этом свидетельствуют пропорции внутри категорий, разделяемых по продолжительности картины (см. таблица 13).

1. Фильмы до 2 часов не имеют награды в 59% случаях; от 1 до 5 наград получили 34,4% всех фильмов; 4,8% кинокартин - от 6 до 10 кинонаград; 1,5% - от 11 до 15 наград.

2. Фильмы до 2 часов не имеют награды в 29,2% случаях; от 1 до 5 наград получили 48,3% всех фильмов; 14,4% кинокартин - от 6 до 10 кинонаград; 4,2% - от 11 до 15 наград.

3. Фильмы от 3 часов не имеют награды в 32,4% случаях; от 1 до 5 наград получили 38,2% всех фильмов; 20,6% кинокартин - от 6 до 10 кинонаград; 5,9% - от 11 до 15 наград.

Таблица 14. Сопряжение показателей окупаемости фильмов и их хронометража

Показатель окупаемости фильма Всего

Хронометраж Фильм окупился в прокате Фильм не окупился в прокате Информации об окупаемости нет

до 2 часов 268 121 341 730

от 2 до 3 часов 121 39 76 236

более 3 часов 11 10 13 34

Всего 400 170 430 1000

Пропорционально (см. таблица 15), чаще окупаются фильмы, чей хронометраж находится в пределах от 2 до 3 часов (доля окупаемости 51,3%). Этот промежуток можно назвать стандартом для киноиндустрии. Фильмы, чей хронометраж менее 2 часов, предположительно воспринимаются зрителями как что-то незначительное и не стоящее затрат времени (доля окупившихся 36,7%). Картины продолжительностью более 3 часов, также являются более рискованными для кинопрокатчика и слишком длинными для самих зрителей, чтобы вверять им собственное время (доля окупившихся 32,4%).

Выводы. С одной стороны, представленные данные и корреляции могут стать основой для будущих исследований по схожим темам в сфере изучения кино в социологии. С другой стороны, приведенные данные и их анализ можно считать статистической моделью сущности взаимозависимости характеристик «времени» и динамики показателей «успешности» кинокартин у зрителей, в академическом сообществе и в кассовом выражении за период с 1910 по 2007 год.

В результате проведённого анализа удалось выяснить, что предпочтение общественности к кинопродукту - это фактор изменчивый во времени и по отношению ко времени. Фильмы становятся «предпочтительными» для зрителей и критиков не только из-за совпадения системы релевантности аудитории и

содержания кинокартины, но и по факту нахождения потребителя кинопродукта в определённых исторических условиях, наличия у картины благоприятной даты выхода в определённом месяце, наличия определённой продолжительности фильма (хронометража), на которую зритель готов потратить своё время. При этом, в зависимости от рекомбинации этих элементов, мы можем наблюдать различные варианты моделей социальной заинтересованности в кинопродукте.

Список используемой литературы:

1. Артёмов В.А., Новохацкая О.В. Социальное время: теоретические аспекты / В.А. Артёмов, О.В. Новохацкая // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: социально-экономические науки. - 2013. - Т. 13. - № 4. - С. 181-187.

2. Жабский М.И., Тарасов К.А. Российская социология кино в контексте развития общества / М.И. Жабский, К.А. Тарасов // Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 73-81. - DOI: 10.31857/5013216250007449-6.

3. Мкртычева М.С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы / М.С. Мкртычева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 113-118.

4. Тысяча фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть [Электронный ресурс] // КиноПоиск. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/top_1000/ (дата обращения: 10.12.22).

5. Ньюман Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 119-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.