Научная статья на тему 'Особенности продвижения полнометражных художественных фильмов средствами социально-культурной деятельности'

Особенности продвижения полнометражных художественных фильмов средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1949
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОЕКТ / ПРОДВИЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FILM PROJECT / PROMOTION / SPECIAL EVENTS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кошетарова Людмила Николаевна, Крикунова Елена Андреевна

Рассмотрена проблема потери зрительского интереса к авторским полнометражным художественным фильмам, которые не являются кассовыми, но при этом достаточно интересны и имеют глубокий смысл. Такие кинофильмы чаще всего снимаются в регионах с малоразвитой киноиндустрией и заведомо не нацелены на высокий прокат, что неотвратимо влечет за собой и проблему их финансирования. Решение данной проблемы связано с изучением имеющегося опыта продвижения местных киностудий и их кинопроектов, регулирования и поддержки регионального кино на уровне субъектов федерации. Анализ продюсирования фильмов, снимающихся на территории г. Тюмень и Тюменской области, позволил сделать вывод, что для повышения рейтинга и прокатов региональных художественных фильмов необходимо создавать льготные условия для местных кинопроизводителей и максимально привлекать бюджетные средства, используя такой инструмент финансового стимулирования, как рибейт. Кроме того, подчеркнуто, что региональным киностудиям следует вести самостоятельную непрерывную работу по реализации различных форм интернет-маркетинга, проводить специальные мероприятия на региональном уровне, способствующие привлечению внимания местной зрительской аудитории к продвигаемым кинопроектам. Особенностью является обоснование возможности продвижения полнометражных художественных фильмов на региональном уровне средствами социально-культурной деятельности. В качестве примера представлена программа продвижения кинопроекта «Рисунки дождем» режиссера Константина Одегова, снятого тюменской кинокомпанией «Прессинг» под руководством режиссера Константина Одегова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROMOTION OF FULL-METRIC ARTISTIC FILMS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

The problem of the loss of spectator’s interest to author’s feature-length feature films, which are not cash, but are quite interesting and have a profound meaning is considered. Such films are most often filmed in regions with little-developed film industry and certainly are not aimed at high rental, which inevitably entails the problem of their financing. This problem is associated with studying the existing experience of promoting local film studios and their film projects, regulating and supporting regional cinema at the level of the subjects of the federation. The analysis of the production of films filmed on the territory of the city of Tyumen and the Tyumen region made it possible to conclude that in order to increase the rating and rental of regional feature films, it is necessary to create preferential conditions for local filmmakers and maximally attract budgetary funds using such a financial incentive as ribate. In addition, it is emphasized that regional film studios should conduct independent continuous work on the implementation of various forms of the Internet marketing, conduct special events at the regional level, which help to attract the attention of local audiences to the promoted film projects. Feature is the substantiation of the possibility of promoting full-length feature films at the regional level through socio-cultural activities. As an example, the program for the promotion of the film project “Drawings by the Rain” directed by K.V. Odegov, produced by the Tyumen film studio “Pressing” under the direction of the director K.V. Odegov is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности продвижения полнометражных художественных фильмов средствами социально-культурной деятельности»

УДК 659.441.81

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Людмила Николаевна КОШЕТАРОВА

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменский государственный институт культуры 625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Республики, 19 E-mail: [email protected] © Елена Андреевна КРИКУНОВА специалист по маркетингу и рекламе Муниципальное учреждение «Липецкий Драматический театр» 398007, Российская Федерация, г. Липецк, пл. Константиновой, 3 E-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема потери зрительского интереса к авторским полнометражным художественным фильмам, которые не являются кассовыми, но при этом достаточно интересны и имеют глубокий смысл. Такие кинофильмы чаще всего снимаются в регионах с малоразвитой киноиндустрией и заведомо не нацелены на высокий прокат, что неотвратимо влечет за собой и проблему их финансирования. Решение данной проблемы связано с изучением имеющегося опыта продвижения местных киностудий и их кинопроектов, регулирования и поддержки регионального кино на уровне субъектов федерации. Анализ продюсирования фильмов, снимающихся на территории г. Тюмень и Тюменской области, позволил сделать вывод, что для повышения рейтинга и прокатов региональных художественных фильмов необходимо создавать льготные условия для местных кинопроизводителей и максимально привлекать бюджетные средства, используя такой инструмент финансового стимулирования, как рибейт. Кроме того, подчеркнуто, что региональным киностудиям следует вести самостоятельную непрерывную работу по реализации различных форм интернет-маркетинга, проводить специальные мероприятия на региональном уровне, способствующие привлечению внимания местной зрительской аудитории к продвигаемым кинопроектам. Особенностью является обоснование возможности продвижения полнометражных художественных фильмов на региональном уровне средствами социально-культурной деятельности. В качестве примера представлена программа продвижения кинопроекта «Рисунки дождем» режиссера Константина Одегова, снятого тюменской кинокомпанией «Прессинг» под руководством режиссера Константина Одегова.

Ключевые слова: кинопроект; продвижение; специальные события; социально-культурная деятельность

Современная киноиндустрия - это широкая, многофункциональная сфера. Процесс создания фильма представляет собой активный культурно-творческий процесс, а сам кинофильм выступает продуктом культурного потребления. Но в последние десятилетия российское кино в угоду массовому потреблению все более стало уподобляться развлекательной сфере и удаляться от сферы культурно-духовной, и это при условии, что сущностными признаками киноиндустрии, помимо массовости, являются уникальность и унифицированность. Сегодня массовое кино с яркими спецэффектами занимает лидерские позиции в кинопрокате, однако, ставя во главу угла только кассовые фильмы, которые не задевают глубинных сущностных черт человека, российский зритель постепенно теряет

интерес к более серьезным кинематографическим работам. Потеря зрительского интереса к авторским кинопроектам неотвратимо влечет за собой проблему финансирования таких художественных фильмов (так как невостребованные зрителем фильмы не способны окупить себя). Так возникает «порочный круг».

Для решения создавшейся проблемы необходимо привлекать внимание российского зрителя к художественным полнометражным фильмам, которые не являются кассовыми, но при этом достаточно интересны и имеют глубокий смысл. Такие кинофильмы чаще всего снимаются в регионах, и они заведомо не нацелены на высокий прокат. Однако любой полнометражный фильм создается не с целью «лежать на полке», поэтому, чтобы

окупить затраты, перед режиссером или продюсером неизменно стоит задача продвижения своих кинопроектов.

Развивающееся современное общество с каждым годом создает новые механизмы продвижения различных социокультурных проектов (в том числе и кинопроектов). Как показывает практика, любая идея требует много сил и финансовых затрат. Работая с готовым сценарием, продюсер формирует производственный бюджет, ведет переговоры с людьми. Но его должен постоянно волновать вопрос: кто является его зрителем? Для кого создается кинопроект? Для этого необходимо сразу продумывать маркетинговые концепции и в первую очередь искать уникальное предложение для конкретного кинопроекта (значимую причину, по которой зритель придет на фильм).

Продвижение кинопродукта на рынок подразумевает установление эффективных контактов с имеющимися или потенциальными аудиториями. Продюсер должен учитывать веяния рынка как на текущий момент, так и на будущее, что возможно благодаря наличию прогнозов и интуиции. Успеху проекта во многом способствует использование различных маркетинговых технологий, в том числе включающих в себя различные формы социально-культурной деятельности.

Общая цель в продвижении продюсер-ского проекта состоит в том, чтобы воздействовать на спрос, поддержать его на определенном уровне, увеличить или уменьшить, переключиться на другие проекты и сформировать новый спрос. Достижение этой цели становится возможным благодаря разработке подробного плана продвижения, включающего в себя все наиболее эффективные формы действий для информирования и напоминания людям о стартовавшем кинопроекте. Благодаря своевременному формированию комплекса маркетинговых коммуникаций происходит снижение риска, минимизация затрат продюсерской деятельности в сфере культуры, что позволяет наладить непрерывный процесс кинопроизводства.

Реализация данного плана должна стать связующим звеном между снимающимся фильмом и его конечным потребителем. Одним из условий успешного привлечения внимания потенциальных зрителей к снимающимся в регионе с малоразвитой кино-

индустрией полнометражным художественным фильмам может стать их продвижение с помощью проведения тематических культур-но-досуговых программ, выставок, конкурсов, викторин и других форм, методов и средств социально-культурной деятельности.

Еще одним важным аспектом продвижения региональных кинопроектов является привлечение внимания к ним законодательных и исполнительных органов государственного управления. Главными центрами киноиндустрии в России являются Москва и Санкт-Петербург. Кинопроизводство там поставлено на общемировой уровень. А что можно сказать о регионах?

Как сказал известный историк кино, летописец Союза кинематографистов России В. Фомин: «Вопрос регионального кинематографа - это даже не вопрос культурный. Это вопрос политический, поскольку, только воссоздав через наш кинематограф единство страны в ее богатейшем многообразии, мы можем вновь стать великой сильной державой, которой будем гордиться и мы сами, и наши дети» [1]. И говорят об этом многие. Не первый год на многих сайтах и форумах пишутся статьи о том, что Союз кинематографистов России заинтересован в развитии регионального кино. Главными вопросами, рассматриваемыми на заседаниях, являются: производство и прокат фильмов в регионах, создание местных киностудий и восстановление разрушенной инфраструктуры, опыт регулирования и поддержки регионального кино на уровне субъектов федерации. Для поддержки отечественной кинематографии сегодня активно создаются фонды и различные агентства.

Так, 28 июля 2016 г. состоялась встреча лидеров российской киноиндустрии, в качестве инициатора которой выступила Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). На ней председатель совета директоров киностудии Ленфильм и глава группы компаний «Главкино» Ф. Бондарчук поднял вопрос о существующей проблеме финансирования регионального кино и предложил регионам использовать самый эффективный инструмент финансового стимулирования -рибейт (возврат части потраченных в регионе средств на съемки фильмов через специально созданные кинокомиссии). Если же, отметил Ф. Бондарчук, «в регионе не существует сис-

темных мер поддержки и определенной лояльности, в том числе финансовой, кино туда не пойдет» [2].

Опираясь на итоги данной встречи, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с АПКиТ сегодня уже ведет активную работу по созданию льготных условий для кинопроизводителей в регионах России. Например, сегодня между АСИ, АПКиТ и главами Ульяновской и Калининградской областей подписаны соглашения о создании специальных экономических условий для кино- и телепроизводства в России. Данные соглашения предусматривают введение на региональном уровне рибейта, создание кинокомиссии и реализацию экспериментальной образовательной программы по дополнительной профориентации молодых специалистов. В перспективе АСИ планирует подписать еще ряд соглашений с пулом пилотных регионов по созданию специальных экономических условий для кино- и телепроизводства. Ожидается, что вскоре будут подписаны соответствующие соглашения с Республикой Карелия, Ростовской и Иркутской областями. Предложенная АПКиТ программа по созданию льготных условий для кинопроизводителей была поддержана Министерством культуры РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Министерством экономического развития РФ и Фондом кино [3]. Хотелось бы, чтобы данная программа была взята на вооружение и правительством Тюменской области.

За последние несколько лет продвижение и развитие киноиндустрии в Тюменской области стало более заметным. И хотя собственное кинопроизводство в регионе практически отсутствует, города Тюменской области принимают на съемки многих известных режиссеров. Так, 6 сентября 2015 г. Тюмень стала вторым городом, куда приезжала съемочная группа картины Т. Бекмамбетова «Самый лучший день» с Д. Нагиевым в главной роли. На площади 400-летия Тюмени они проводили съемки музыкального клипа на песню Григория Лепса «Самый лучший день», который вошел в финал фильма. Площадь в тот день собрала огромное количество тюменцев, порядка несколько тысяч человек [4]. Согласно данным портала «Наши новости. Тюмень», самыми известными фильмами, снятыми в Тюмени, являются:

художественный фильм «Лейтенант», режиссер М. Рыжов (драма, 2015); сериал «Эвакуация», режиссер А. Берхане, Дж.Д. Клифф (пилотный выпуск ленты был представлен в 2014); боевик «Русские детки», режиссер А. Архипов (1998). В картине показана Тюмень во времена самого расцвета преступности. Фильм стал настолько успешным, что позже появилась вторая часть. В ленте приняли участие А. Водонаева и А. Чумаков [5].

Примером удачного продвижения кинопроекта, реализуемого на территории Тюменской области, является снимающийся в данный момент в Тобольске полнометражный художественный фильм «Тобол». Сюжет данной киноленты расскажет зрителю об истории освоения Сибири в петровские времена, о первом сибирском губернаторе князе М. Гагарине и русском просветителе С. Ре-мезове. Съемки этого уникального фильма начались в марте 2017 г., в широкий прокат «Тобол» выйдет в 2019 г. Кроме того, по заказу «Первого канала» планируется создание его телевизионной версии из восьми серий [6]. Но фильм «Тобол» - это историческая кинокартина с широким размахом. Для подобных проектов выделяются хорошие финансовые инвестиции (фильм получил финансирование от федерального Фонда поддержки отечественной кинематографии), кроме того, фильм снимает известный столичный режиссер (И. Зайцев), у которого уже давно отлажены связи с правительством Тюменской области (съемки ведутся на территории культурно-исторического памятника -Тобольского кремля). В продвижении таких кинопроектов активно участвует и правительство области, заинтересованное в том, чтобы регион узнал о масштабном кинособытии.

Что касается местного кинопроизводства, то в Тюмени существует местная киностудия «Прессинг», руководителем которой является режиссер, который уже более двадцати лет снимает фильмы только в Тюменском регионе. Это Константин Владимирович Одегов - российский киноактер, кинорежиссер, продюсер и журналист, член гильдии кинорежиссеров России (2002). Образование К.В. Одегов получил в Тюменском государственном университете. В 1986-1992 гг. работал корреспондентом и спортивным комментатором в ГТРК «Регион-Тюмень».

На счету К.В. Одегова четыре полнометражных художественных фильма: «Игра на вылет» (2000), «Парижская любовь Кости Гу-манкова» (2004), «Наследники» (2008) и «Дождь» (2017), а также более шестидесяти документальных фильмов, в том числе и о Тюмени. Его первой успешной работой была трилогия документального кино «Костя Цзю: Золотой мальчик, Профессионал, Чемпион» (1993, 1999, 2003), в которой повествуется о жизни и успехах боксера, ставшего абсолютным чемпионом мира среди боксеров. За этот фильм К.В. Одегов получил специальный приз «За лучший профессиональный дебют» от жюри Всероссийского кинофестиваля «Олимпийский экран - 2001» (Москва, 2001).

Первый художественный фильм «Игра на вылет» (2000) является экранизацией повести Ю. Полякова «Небо падших», в нем снялись такие известные российские актеры, как Л. Полищук, А. Домогаров, В. Гришеч-кин и др. С этим фильмом К.В. Одегов дебютировал в игровом кино в качестве сценариста, режиссера, актера и продюсера. Фильм участвовал в кинофестивале «Кинотавр», а в 2001 г. получил приз «Зрительских симпатий» на VII кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.

Следующая работа - «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2004) является экранизацией одноименного произведения писателя Ю. Полякова. 16 ноября 2008 г. на канале «Культура» состоялась его телевизионная премьера. Фильм удостоился следующих наград: приз «Зрительских симпатий» им. К. Лучко на XII Всероссийском кинофестивале «Литература и кино» (Гатчина, 2006); грамота «За самую французскую комедию» на V фестивале кинокомедий «Улыбнись, Россия!» (Астрахань, 2005).

Самый успешный художественный полнометражный фильм «Наследники» (2008) -это экранизация повести С. Козлова «Мальчик без шпаги». Актерский состав фильма П. Юрченко, Е. Редникова, Д. Карасев, В. Толоконников, Л. Куравлев, А. Голубков, Ю. Галкина, А. Баширов, Е. Самохина и др. Этот фильм трогает сердца и заставляет задуматься всех. Огромное количество наград на различных фестивалях: «Малый хрустальный подсвечник» на V Международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча» (2009); лауреат II Всероссийского

фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (Тамбов, 2008); номинант XI Евразийского телефорума (Москва, 2008). Фильм отмечен дипломами «За лучшую детскую роль» и «За лучшую роль второго плана» на III Международном кинофестивале семейных и детских фильмов «Верное сердце» (Москва, 2008); на IV Международном Сретенском православном фестивале удостоен специального приза «За лучшее художественное решение в игровом кино» (Обнинск, 2009); получил приз «За сохранение традиций и вклад в развитие христианского искусства» Международного кинофестиваля «Магнификат» (Минск, 2009); заслужил приз «За лучшую роль второго плана» (А. Голубков) на XV Российском кинофестивале «Литература и кино» (Гатчина, 2009), а также приз читательского жюри «За мужественное сопротивление нравственному и духовному упадку народа»; признан лучшим фильмом международных фестивалей «Алые паруса» (Крым, Болгария, 2009) и «Крылья» (Киев, 2009); взял 3 место в номинации «Лучший Фильм» I Всероссийского фестиваля кино для детей и юношества «Право и Правда. Литература на экране» (Калуга, 2011). Фильм «Наследники» был показан на первом федеральном канале, а также получил 100 % рейтинг просмотров на кинопортале my-hit.org [7].

Успехов достигли два документальных фильма К.В. Одегова. Один из них - «Распутин - новый. Без покрова» (2011), ставший лауреатом VI фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (Мичуринск, 2012). Картина снята на основе подтвержденных фактов, исторических документов и реальных событий и повествует о жизни знаменитого российского старца Г.Е. Распутина, его взаимоотношениях с последней императорской семьей. Фильм открывает завесу многих тайн, связанных с убийствами Г.Е. Распутина и царской семьи. Некоторые факты из биографии старца и жизни его собственной семьи были установлены в ходе производства фильма и опубликованы впервые [8].

Второй фильм «300 лет одиночества» был снят в 2013 г., это фильм-путешествие со знаменитым мореплавателем-одиночкой Ф. Конюховым вокруг Антарктиды. Награды: лауреат VII фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (Мичуринск, 2014); специальный приз жюри XXII Фестиваля Рос-

сийского кино «Окно в Европу» (Выборг, 2014); отмечен дипломами VII Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» (Самара, 2014); взял второе место в номинации «Лучший телевизионный фильм» на Всероссийском фестивале телепрограмм и фильмов «Человек и вера» (Тобольск, 2014); награжден призом «За сохранение традиций и вклад в развитие современного православного искусства» на X Международном православном Сретенском кинофестивале «Встреча» (Обнинск, 2015) [9].

Однако, несмотря на все заслуги кинорежиссера К.В. Одегова, функционирующая под его руководством тюменская кинокомпания «Прессинг» до сих пор не имеет собственного кинооборудования. Продюсирова-нием своих кинопроектов К.В. Одегов занимается сам, но, будучи творческим человеком и не имея специального образования в области продюсирования, он честно признает свою слабость в этом направлении. Главной проблемой для него является финансирование кинопроектов. Чаще всего снимать свои картины и продвигать их в регионе К.В. Оде-гов вынужден за свой счет (для съемок последнего фильма «Рисунки дождем» пришлось заложить свою трехкомнатную квартиру). Но, несмотря на то, что деятельность данного человека остается в тени проектов, подобных «Тоболу», режиссер, не рассчитывая на прибыль, стремится донести глубокий смысл своих кинолент для нового подрастающего поколения и дать повод задуматься нынешнему.

Все свои фильмы К.В. Одегов продвигает не с целью коммерческой прибыли. Кино для него не бизнес, а искусство. В своих интервью часто отмечает, что, хотя в современном бизнесе он и профан, но не желает унижаться перед властью предержащей и что-то вымаливать. «В наше время нужно уметь прогибаться», - говорит он, но ему не удается через себя переступить. Бюджет картины видно на экране. Однако духовную составляющую фильм не потеряет, пусть даже будет снят на телефон, он дойдет до зрителя. А если руководству области не все равно, какое кино снимают в регионе, пусть поддерживает. Вполне может получиться что-то такое, за что будет не стыдно [10].

Именно на поддержание таких кинопроектов и должна быть направлена государст-

венная культурная политика. Однако, судя по отсутствию финансовой поддержки, тюменский регион не особо заинтересован в помощи своим кинопроизводителям и в продвижении их фильмов. Пока в раскрутке фильмов К.В. Одегову помогают только друзья и коллеги. Так, в Москве одна студия тиражирует DVD-диски с фильмами о К. Цзю. Кто-то открыл канал на YouTube и выставляет его документальные фильмы [11].

А между тем поддержка своих героев могла бы поднять Тюмень и Тюменскую область на новый уровень. Область могла бы заявить о себе нечто новое, что здесь не только нефть добывают, а еще и кино настоящее снимают. Это очень актуальная проблема, но, как показывает практика, уровень продвижения фильмов, снятых в Тюмени, имеет очень низкую эффективность. Об этом говорит уже тот факт, что К.В. Одегов, являющийся постоянным участником различных международных кинофестивалей, имеет большую известность в Москве и Санкт-Петербурге, чем в родном городе Тюмень (где он живет и работает!).

На сегодняшний день кинокомпании «Прессинг» очень не хватает опытного специалиста в сфере маркетинга и связей с общественностью. Профессионал в области маркетинговых коммуникаций смог бы поднять рейтинг популярности К.В. Одегова и его фильмов в своем регионе; привлечь средства из госбюджета на поддержку новых кинопроектов режиссера; повысить внимание правительства Тюменской области к проблемам его киностудии. Это, в свою очередь, могло бы повысить значимость региона как культурного центра, имеющего свою киностудию, в которой снимаются фильмы, достойные принять участие в международных кинофестивалях и конкурсах.

Как же можно помочь тюменским кинопроизводителям в сложившейся ситуации? Выход может быть только один - учиться активно продвигать свой кинопродукт всеми доступными средствами, в том числе и средствами социально-культурной деятельности. В качестве такого примера рассмотрим проект продвижения малобюджетного полнометражного художественного фильма «Рисунки дождем» режиссера К.В. Одегова.

Сценарий фильма «Рисунки дождем» рассказывает о нелегкой судьбе сибирского

мальчика, пришедшего к вере через тяжелые жизненные испытания и болезни, начавшиеся уже в детстве и преодоленные им благодаря любви его бабушки - стойкой русской женщины, верной духу православного терпения и воспитания. Сценарий основан на реальных событиях. Эта невыдуманная история может убедительно донести всю важность морально-нравственного воспитания подрастающего поколения. Развить в нем чувство глубокого уважения к родителям, культуре, истории и религии своих предков. В фильме четко прослеживается природная связь человека с Богом. Кроме того, в этом проекте широко раскрыты характеры героев, многие сцены полны драматизма и глубины душевных переживаний.

Фильм начинается с событий нашего времени, когда главный герой, будучи уже взрослым, состоявшимся в этой жизни человеком - известным художником, работая над очередной картиной, вспоминает историю своего детства. Эпизоды из далекого советского прошлого выплывают из памяти художника столь ярко и явственно, что он невольно связывает их с жизнью сегодняшней России. Это проводит его к абсолютно новаторскому решению в области изобразительного искусства, где, казалось бы, удивить новизной уже невозможно. Свой шедевр главный герой создает на глазах у зрителя в течение всего фильма. В финале вряд ли кто-то останется равнодушным.

Хотя основное место действия фильма -детский лечебный санаторий - уже само по себе может тронуть душу любого самого «черствого» человека, и все же главная тема картины - это не сострадание, а высочайшая нравственность, глубокая любовь к ближнему, природе и всему живому. Эти качества помогают нам выживать в тяжелейших ситуациях. Не только бороться за свое физическое здоровье, но и спасать свою душу. Картина рассчитана на самые широкие слои зрительской аудитории, а также на утонченных ценителей киноискусства. Это увлекательный и вместе с тем высокодуховный, трогательный фильм, воспитывающий стремление к исполнению мечты через нравственные ценности.

К съемкам готовящегося к премьере фильма «Рисунки дождем» были привлечены популярные российские и тюменские актеры:

В. Толоконников, Л. Окунев, Е. Самохина, Н. Аузин, Н. Никулина. Также в производстве картины были задействованы Ф. Конюхов, известный тюменский писатель С. Козлов и художник И. Рязанцев.

Кинопроект осуществляется при участии и на материально-технической базе киностудии «Ленфильм» и Свердловской киностудии. Затраты покрываются только за счет привлеченных средств.

Актуальность проекта. В последние десятилетия российское кино стало все более уподобляться развлекательной сфере, нежели культурно-духовной. Воспринимая только кассовые фильмы, которые не задевают глубинных сущностных черт человека, общество постепенно теряет интерес к более серьезным кинематографическим работам и не знает авторских фильмов отечественных режиссеров. Нынешнее молодое поколение воспитывается совершенно в ином обществе, пересыщенном инновационными технологиями и быстроразвивающимся темпом жизни, в котором с трудом улавливается ценность мечты и желание достичь высших духовных идеалов.

Для решения создавшейся проблемы необходимо привлекать внимание зрителей к авторским фильмам, которые не являются кассовыми, но при этом достаточно интересны и имеют глубокий смысл. Такие кинофильмы чаще всего снимаются в регионах, и они заведомо не нацелены на высокий прокат. Однако любой полнометражный фильм создается с целью «быть увиденным», поэтому, чтобы окупить затраты, перед режиссером или продюсером неизменно стоит задача продвижения своих кинопродуктов.

Социальная значимость проекта заключается в том, что он будет способствовать культурному и нравственному воспитанию граждан, так как художественные фильмы К.В. Одегова выражают идеалы гуманизма и отражают кардинальные проблемы современного российского общества, способствуют обогащению духовных потенциалов человека, нравственного здоровья и культурного потенциала нации. Данный проект также направлен на духовно-нравственное развитие детей и молодежи и на удовлетворение эстетических потребностей ценителей киноискусства, проживающих в Тюмени и Тюменской области. Актуальностью проекта для общества является и то, что он дает

обоснование необходимости выбора зрителем тех фильмов, которые должны включаться в реальную духовную жизнь миллионов людей.

Новизна проекта состоит в раскрытии возможностей продвижения кинофильмов средствами социально-культурной деятельности и направлена на популяризацию фильмов о Тюмени, снятых тюменскими режиссерами в Тюмени или области с привлечением его жителей (массовые съемки).

Цель проекта: продвижение полнометражного художественного фильма «Рисунки дождем» в г. Тюмень и Тюменской области.

В число задач проекта входит: создание программы маркетинговых коммуникаций по продвижению фильма «Рисунки дождем» до его премьеры; информирование жителей Тюмени и области о предстоящей премьере фильма; подготовка и реализация ряда тематических мероприятий по обзору творчества К.В. Одегова;

Целевой аудиторией проекта являются: жители г. Тюмень и городов области, в которых планируется прокат фильма «Рисунки дождем».

Сроки реализации: апрель-декабрь 2017 г.

Концепция проекта. Реализация цели данного проекта становится возможной благодаря своевременной разработке подробного плана продвижения, включающего в себя все наиболее эффективные формы действий для информирования и напоминания людям о стартовавшем кинопроекте «Рисунки дождем». Реализация данного плана должна стать связующим звеном между фильмом и его конечным потребителем - зрителем. Одним из условий успешного привлечения внимания потенциальных зрителей к снимающимся в городе или области художественным фильмам может стать их продвижение с помощью проведения тематических культурно-досуговых программ и других форм социально-культурной деятельности.

План продвижения кинопроекта состоит из серии последовательно реализуемых блоков задач:

1. Создание официальных групп художественного фильма «Дождь» в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» (апрель, 2017). В течение всего срока реализации проекта планировалось по-

стоянное обновление информации и привлечение в группы новых участников, ежедневные посты о режиссере фильма - К.В. Одего-ве, его повести «Я знаю, что ты есть» (ставшей основой сценария фильма) и о процессе подготовки фильма к премьерному показу.

2. Разработка плана тематических социально-культурных мероприятий (апрель, 2017) по показу одного или нескольких фильмов режиссера (арт, тайм-кафе, сценарный план проведения).

3. Создание положения о детском областном конкурсе рисунков «Моя мечта» по повести К.В. Одегова «Я знаю, что ты есть» и разработка макета афиши (апрель, 2017).

4. Подготовка сценария к тематической вечеринке в духе 60-х гг. XX века (период, в который разворачивается действие фильма). Разработка и размещение афиш, написание и рассылка пресс-релизов, размещение поста в группе, работа со спонсорами (апрель, 2017).

5. Проведение тематического вечера «МИР! ТРУД! МАЙ! Вечеринка в духе 60-х», с привлечением тюменских актеров и участников массовых съемок фильма «Рисунки дождем», в рамках которого будет представлен фотопроект «Сними себя в образе 60-х» (1 мая, 2017).

6. Показ фильмов К.В. Одегова в тайм-кафе «5-й угол». Раз в месяц проведение мероприятий, предусматривающих просмотр трех художественных фильмов режиссера: «Игра на вылет», «Наследники», «Парижская любовь Кости Гуманкова» (май-сентябрь, 2017).

7. Запуск и рассылка положения о детском областном конкурсе рисунков «Моя мечта» в СМИ, рассылка информационных писем по школам искусств и детским художественным студиям г. Тюмени и Тюменской области (июнь, 2017).

8. Мастер-класс «Рисуем Дождь!» для детей (определение места, поиск художников, СМИ) (сентябрь, 2017).

9. Проведение киноконкурса среди молодежи Тюмени и Тюменской области «Мой мини-фильм» (октябрь-ноябрь, 2017).

10. Проведение творческого неформального вечера в преддверьи премьеры художественного фильма «Рисунки дождем» (сценарий, афиша, пресс-релиз, рассылка по СМИ -источникам, пост в группе) (октябрь, 2017).

11. Подготовка сценария встречи с К.В. Одеговым на премьерном показе фильма «Дождь» (ноябрь-декабрь, 2017).

Ожидаемые результаты проекта. Программа продвижения полнометражного художественного фильма «Рисунки дождем» будет эффективна при составлении и реализации плана проводимых социально-культурных мероприятий и контент-плана публикаций. Ее основу должны составлять:

- вывод кинопродукта на культурный рынок;

- рост уровня популяризации кинопродукта;

- формирование желаемого репутаци-онного имиджа;

- расширение аудиторий потенциальных зрителей;

- высокий рост интереса к фильму «Рисунки дождем», который снят в Тюмени тюменским режиссером К.В. Одеговым;

- поднятие вопроса о создании в Тюменской области профессиональной киностудии с собственным оборудованием.

Анализ результатов, полученных по итогам реализованных мероприятий, показал, что люди готовы участвовать в промо-мероприятиях фильма. Большинство участников сообщества фильма голосовало за участие в различных мероприятиях. Это позволило понять, что работа по продвижению фильма в группе ведется правильно.

В первый месяц ведения группы фильма «Рисунки дождем» были осуществлены сбор и систематизация данных о количестве человек, которые просматривали информацию о фильме. В социальной сети «ВКонтакте» есть функция «статистика группы и сообщества». По данным статистики, в среднем за месяц группу посетило более 2 000 человек, не считая другие регионы. Страницу активно посещали москвичи и жители других российских городов. В среднем по половому признаку интерес к фильму проявляет женская аудитория.

Опрос также выявил, какие именно фильмы режиссера К.В. Одегова тюменцы готовы смотреть. Выяснилось, что аудитория имеет желание просмотреть все фильмы, то есть зрители готовы оценить и узнать ближе творчество режиссера.

По реализованным мероприятиям было много хороших отзывов. Участники выража-

ли желание еще посещать подобные вечера. Отзывы гостей показали, что эффективно сработана начальная программа по продвижению фильма в регионе, людям интересно, они готовы принимать участие в тематических мероприятиях и ждут премьеры фильма.

Что касается продвижения полнометражных художественных фильмов в Тюменской области в целом, то для повышения их рейтинга и прокатов необходимо максимально привлекать бюджетные средства, создавать льготные условия для региональных кинопроизводителей, использовать такой инструмент финансового стимулирования, как рибейт. Следовательно, необходимо обеспечить информационную поддержку региональных проектов с помощью официальных средств массовой информации, активно привлекать внимание к реализуемым кинопроектам депутатов Тюменской областной думы, членов правительства, а также спонсоров и меценатов.

Кроме того, региональным киностудиям следует вести самостоятельную непрерывную работу по реализации различных форм интернет-маркетинга и проводить специальные мероприятия на региональном уровне (региональные и городские конкурсы, викторины, тематические культурно-досуговые программы и др.), способствующие привлечению внимания местной зрительской аудитории к творчеству тюменских режиссеров.

Список литературы

1. Региональное кино в России - стратегия развития. URL: http://unikino.ru (дата обращения: 06.06.2017).

2. Кинопроизводители помогут привлечь инвестиции в регионы России. URL: http://asi.ru/ news/57795/ (дата обращения: 06.06.2017).

3. Сочи-2017: Панельная сессия «Индустрия кино. Продвигая регионы». URL: https:// leader-id.ru/event/3727/ (дата обращения: 06.06.2017).

4. Власова А.В. В Тюмени пройдут съемки фильма Тимура Бекмамбетова. URL: http:// www.wday.ru/stil-zhizny/novosty/v-tyumeni-proydut-syemki-filma-timura-bekmambetova/ (дата обращения: 06.06.2017).

5. Марчук А. Топ-5 фильмов, снятых в Тюмени. URL: http://ng72.ru/dosug/view/11-07-2016-top-5-filmov-snyatyh-v-tyumeni-pro-zombi-apoka-lipsis-boevik-o-90-h-drama-o-leytenante-video-11-iyulya-2016 (дата обращения: 06.06.2017).

6. Фильм «Тобол». URL: http://admtyumen.ru/ ogv_ru/block/hottopic/tobol.htm (дата обращения: 06.06.2017).

7. Фильм «Наследники». URL: https://my-hit.org (дата обращения: 06.06.2017).

8. Распутин - новый. Без покрова. URL: https:// www.kinopoisk.ru/film/rasputin-novyy-bez-pok-rova-2011-656085/ (дата обращения: 06.06.2017).

9. Пахомова И. Константин Одегов показал тю-менцам фильм о Федоре Конюхове. URL: http://72.ru/text/newsline/725112.html (дата обращения: 06.06.2017).

10. Тарабаева И. Пластиковый Оскар и народное кино // Тюменские известия. 2016. 5 марта.

11. Одегов К.В., Огрызко В.В. Рассчитывать можно только на себя, или Почему закулисье нашего кино напоминает мордобой в американском хоккее // Мир Севера. 2012. № 5-6 (82).

References

1. Regional'noe kino v Rossii - strategiya razvitiya [Regional film in Russia - strategy of development]. (In Russian). Available at: http://uni-kino.ru (accessed 06.06.2017).

2. Kinoproizvoditeli pomogut privlech' investitsii v regiony Rossii [Filmmakers will help to allure an investment in the Russian regions]. (In Russian). Available at: http://asi.ru/news/57795/ (accessed 06.06.2017).

3. Sochi-2017: Panel'naya sessiya «Industriya kino. Prodvigaya regiony» [Sochi-2017: Panel session "Film Industry. Regions' promotion"]. (In Russian). Available at: https://leader-id. ru/event/3727/ (accessed 06.06.2017).

4. Vlasova A.V. V Tyumeni proydut s"emki fil'ma Timura Bekmambetova [In Tyumen a film shoot by Timur Bekmambetov will be completed]. (In Russian). Available at: http://www.wday.ru/stil-zhizny/novosty/v-tyumeni-proydut-syemki-fil-ma-timura-bekmambetova/ (accessed 06.06.2017).

5. Marchuk A. Top-5 fil'mov, snyatykh v Tyumeni [Top-5 films that are made in Tyumen]. (In Russian). Available at: http://ng72.ru/dosug/view/ 11-07-2016-top-5-filmov-snyatyh-v-tyumeni-pro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-zombi-apokalipsis-boevik-o-90-h-drama-o-ley-tenante-video-11-iyulya-2016 (accessed

06.06.2017).

6. Fil'm «Tobol» [Film "Tobol"]. (In Russian). Available at: http://admtyumen.ru/ogv_ru/block/ hottopic/tobol.htm (accessed 06.06.2017).

7. Fil'm «Nasledniki» [Film "Heir"]. (In Russian). Available at: https://my-hit.org (accessed 06.06.2017).

8. Rasputin - novyy. Bez pokrova [Rasputin - new. Without cover]. (In Russian). Available at: https:// www.kinopoisk.ru/film/rasputin-novyy-bez-pok-rova-2011-656085/ (accessed 06.06.2017).

9. Pakhomova I. Konstantin Odegov pokazal tyu-mentsam fil'm o Fedore Konyukhove [Konstantin Olegov has shown film about Fedor Konyukhov to native of Tyumen]. (In Russian). Available at: http://72.ru/text/newsline/725112.html (accessed 06.06.2017).

10. Tarabaeva I. Plastikovyy Oskar i narodnoe kino [Plastic Oscar and national movie]. Tyumenskie izvestiya [Tyumen bulletin], 2016, 5 March. (In Russian).

11. Odegov K.V., Ogryzko V.V. Rasschityvat' mozhno tol'ko na sebya, ili Pochemu zakulis'e nashego kino napominaet mordoboy v ameri-kanskom khokkee [You can rely only on yourself, or Why the backstage of our films looks like fight in American hockkey]. Mir Severa [World of the North], 2012, no. 5-6 (82). (In Russian).

Поступила в редакцию 04.09.2017 г. Отрецензирована 10.10.2017 г. Принята в печать 08.11.2017 г.

Received 4 September 2017 Reviewed 10 October 2017 Accepted for press 8 November 2017

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interests.

UDC 659.441.81

FEATURES OF PROMOTION OF FULL-METRIC ARTISTIC FILMS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Lyudmila Nikolaevna KOSHETAROVA

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Social and Cultural Activity, Culturology and Sociology Department

Tyumen State Institute of Culture

19 Republic St., Tyumen, Russian Federation, 625003

E-mail: [email protected]

Elena Andreevna KRIKUNOVA

Specialist in Marketing and Advertising

Municipal Institution "Lipetsk Drama Theatre"

3 Konstantinova Sq., Lipetsk, Russian Federation, 398007

E-mail: [email protected]

The problem of the loss of spectator's interest to author's feature-length feature films, which are not cash, but are quite interesting and have a profound meaning is considered. Such films are most often filmed in regions with little-developed film industry and certainly are not aimed at high rental, which inevitably entails the problem of their financing. This problem is associated with studying the existing experience of promoting local film studios and their film projects, regulating and supporting regional cinema at the level of the subjects of the federation. The analysis of the production of films filmed on the territory of the city of Tyumen and the Tyumen region made it possible to conclude that in order to increase the rating and rental of regional feature films, it is necessary to create preferential conditions for local filmmakers and maximally attract budgetary funds using such a financial incentive as ribate. In addition, it is emphasized that regional film studios should conduct independent continuous work on the implementation of various forms of the Internet marketing, conduct special events at the regional level, which help to attract the attention of local audiences to the promoted film projects. Feature is the substantiation of the possibility of promoting full-length feature films at the regional level through socio-cultural activities. As an example, the program for the promotion of the film project "Drawings by the Rain" directed by K.V. Odegov, produced by the Tyumen film studio "Pressing" under the direction of the director K.V. Odegov is presented. Keywords: film project; promotion; special events; social and cultural activities

Для цитирования: Кошетарова Л.Н., Крикунова Е.А. Особенности продвижения полнометражных художественных фильмов средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 4 (12). С. 67-76.

For citation: Koshetarova L.N., Krikunova E.A. Osobennosti prodvizheniya polnometrazhnykh khudozhestvennykh fil'mov sredstvami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Features of promotion of full-metric artistic films by means of social and cultural activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 67-76. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.