ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
УДК 791.43
МЕЙНСТРИМ
Зейнелгабдина Куралай Аскатовна
магистрант
Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова
Алматы (Казахстан)
Аннотация. В статье описываются проблемы кинопроизводства, рассматриваются пункты мейнстрима. Определяется комплекс действий, направленных на развитие отечественного кино.
Ключевые слова: кинопроизводство, мейнстрим, киностудии.
MAINSTREAM
Zeinelgabdina Kuralay Askatovna
undergraduate
Kazakh National Academy of Arts of T. Zhurgenov Almaty (Kazashstan)
Abstract. In the article film production problems are described, points of a mainstream are considered. By reasonings the complex of the actions directed in domestic cinema is defined.
Key words: film production, mainstream, film studios.
Коммерческое кино.
Все мы смотрим коммерческое кино. Как бы мы ни стремились к высокому и глубокому, на деле мы все смотрим коммерческое кино. И речь в данном случае даже не о кинематографе. Речь о кинопромышленности. Давайте забудем о том, что мы связываем, со словами - «магия», «гений», «искусство», «мысль». Кино ныне просто индустрия. Что это означает? Производство. Промоушн. Маркетинг. Продажа. Вы замечаете, что речь идет как будто не о художественной постановке, а о колбасной фабрике. А ведь основная масса потребляемого нами контента -«колбаса». Продукт, цель которого - накормить и развлечь. Скрасить 1,5-2 часа унылой жизни стандартного потребителя. Именно так видит нас среднестатистический продюсер. Продюсер - бог современного кино. Ни автор сценария, ни режиссёр. Продюсер. Производитель. Именно он берёт Золотого льва, Медведя, Пальмовую ветвь и прочие награды в категории «лучший фильм». Режиссёр, сценарист получают Оскаров за свою работу. А главный Оскар получает продюсер. Так, например, у Брэда Питта есть Оскар. Но получил он самую желанную кинонаграду любого киношника не за свою актёрскую игру. Он спродюсировал фильм «12 лет рабства», признанный лучшим в 2013 году.
Если вы человек думающий и не чуждый миру кино, то для вас, вероятно, не прозвучало ничего нового. Но задумывались ли вы куда ведёт этот вектор развития кинематографии? Как это влияет на культуру, на отношение к искусству в целом? С одним вряд ли кто-то станет спорить - кино «жрут все». Больше «жрут» только футбол. Но это отдельная тема, пусть фанаты не обижаются. Да, «жрут»! Даже не потребляют. Потребляем мы макаронные изделия. А фастфуд мы, чаще всего, «жрём». И аппетиты наши растут. До выхода «Аватара» в 2009 году ТОП-10 самых кассовых фильмов в истории на 80 % состоял из картин которые сейчас не входят в десятку. Нынешняя десятка состоит из фильмов последних 5 лет. Четыре из них 2015 года. Два 2013. По одно-
му из 2012 и 2013. Возглавляют список самых кассовых, а значит, самых востребованных, самых популярных фильмов два фильма Джеймса Кэмерона 2009 и 1997 годов.
В уменьшенном масштабе, в миниатюре можно наблюдать эту метаморфозу искусства и развлечения на кинорынке Казахстана. В отличии от Украины, Казахстану не пришлось прибегать к жёстким ограничениям импорта кинокартин для того, чтобы добиться присутствия в кинотеатрах внутреннего продукта. Не столько с гордостью, сколько с бюрократической интонацией можно констатировать, что в последние годы фильмы кинопром Казахстана стал постепенно завоёвывать доверие родного зрителя. Что может объяснять только одно - казахстанский продюсер начинает понимать своего зрителя.
Студии Мейджоры.
Это крайне поверхностные наблюдения, которые может обнаружить даже ленивый, просто «поковырявшись» на imdb.com или на худой конец в КиноПоиске. Но в мире кино о тенденциях говорят все. Стивен Спилберг пару лет назад пророчил крах индустрии. Точнее предполагал, что такое может случиться в любой момент, если сразу несколько высокобюджетных проектов студий-мейджоров провалятся в прокате. Как, например, «Джон Картер» в 2012 или «Земля будущего» в 2015. Но такое сложно представить. Да и мощь большой шестёрки мейджоров слишком велика. В эту большую шестёрку входят те самые студии, заставки которых все мы видели множество раз. Walt Disney Pictures, Universal Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox, Columbia Pictures, Paramount Pictures. Вот он список главных кинопроизводителей в мире. Именно эти 6 компаний кормят большую часть населения всей планеты Земля своей продукцией. Безусловно высочайшего качества. И у нас есть свой мейджор. Казахфильм хоть и не способен выделять многомиллионные бюджеты всё же является самой авторитетной и главной студией страны.
Мультиплексы.
Революция. Иначе не скажешь. Произошла революция за последние пару десятков лет. Даже две революции. Но, всё по порядку. Все здравомыслящие люди в возрасте от 20 лет являются свидетелями того, как индустрия кино вышла на новый уровень развития. Массовая культура, собственно, мейнстрим стал требовать большей проходимости, большего удобства для потребителя. Так гастрономы превратились в супермаркеты. Супермаркеты превратились в гипермаркеты. Магазины превратились в моллы. Кафе в фудкорты. Точно так же кинотеатры превратились в мультиплексы и мегаплексы. Да-да, там целая классификация есть у теоретиков кинобизнеса. Дело в том, что и раньше так было. Меня саму родители приводили в кинотеатр, не представляя, что там идёт. Я помню пару случаев, когда родители меня в итоге уводили, потому что ни администраторы ни сами родители не обратили внимания на ограничения по возрасту. Так и сейчас среднестатистический зритель, который не особо искушён в выборе кинопродукции, идет по ходу дела в кинотеатр посмотреть - «что идёт». В этом смысле кинотеатр всё меньше театр и всё больше фаст-фуд. То есть зрители, фактически, делятся на два типа - те которые знают, на что пришли в кино. И те, кто выбирает фильм здесь и сейчас. Очевидно, что вторых гораздо больше. Посудите сами, то ли дело прийти в многозальный кинотеатр и ждать следующий сеанс. Или иметь дело с мультиплексом, в котором каждые десять минут начинается какой-то фильм. Мультиплексы давно победили многозальные кинотеатры. Таким образом человеческое желание быть ведомым делает его всё менее искушённым зрителем.
Кинотеатры Казахстана лихо подхватили глобальный тренд и уже в начале нулевых новые хозяева начали перестраивать здания. Торговые центры начали проектировать под потенциальные мультизальные сети кинотеатров.
Цифра.
Ещё одна революция и всё в те же последние лет 15. Главный герой этой статьи, среднестатистический зритель, вероятно, даже не понял, что произошло. Просто полагая, что технический прогресс сам собой принёс нам продукцию качеством выше. А произошло следующее. Плёночные кинотеатры вымерли! Ну, хорошо, не вымерли. Но почти вымерли. Мы не видим, что там за этими окошками в стене за последним рядом. А там уже давно нет плёнки. Там цифровой кинопроектор. Казалось бы - и что с того? А то, что именно благодаря цифре качество изображения в последние пару десятков лет растёт с невероятными темпами. Цифровая съёмка расширяет границы кудесникам CGI. Постоянная экспансия технических способностей современных киношников развязывает руки для творчества с каждым днём. Снимать становится всё дешевле. Соответственно, и производителей становится больше. Вот и в Казахстане сегодня даже не самые «крутые» продакш-студии снимают на камеры, на которые снимают Финчер или Содерберг.
Дефицит идей.
Один из существенных негативных моментов современного мейн-стрима - дефицит идей. Заметили сколько слов мы теперь знаем новых? Ладно бы одно слово - сиквел. Но здесь же понеслась - триквел, квадриквел, приквел, кроссовер, спин-офф, ребут, ремейк. Тут и говорить больше ничего не надо. Важно, кстати, что дело не только в дефиците. Дело в прагматичности студий-мейджоров. Франшиза - очень популярное слово нынче в киноманской среде. Студии предпочитают брать уже существующий успешный сюжет, образ, и сделать с ним ещё что-нибудь. Забавы ради напишу, какие ждут нас фильмы в новом году: новый фильм о Джейсоне Борне с вернувшимся Мэттом Дэймоном, «День независимости 2: Возрождение», третья часть «Люди икс», «Мон-стро 2», «Иллюзия обмана 2», «Стартрек», «Первый мститель». Да даже «Кредо убийцы» с Фассбендером или «Варкрафт» - это идеи взятые из
игр. И это работает. В том числе как реклама. Также периодически страдает классика литературы. Биографии всевозможных исторических или просто культовых личностей. Исторические события. Игры. Есть море забавных моментов указывающих на дефицит идей. Например, за последние десять лет вышло не менее 4 экранизаций, в том числе телеэкранизаций книг о Шерлоке Холмсе. Года полтора назад вышел на экраны фильм «Морской бой», который действительно является экранизацией настольной игры. По песне группы The Beatles «Eleonor Rigby» целый цикл из трёх фильмов. Скоро нас ждёт экранизация игры Монополия.
Если проводить аналогию с местной киноиндустрией, то надо заметить: мы быстро учимся. И в нашем случае дело, скорее всего, не в дефиците идей. Новое поколение казахстанских киношников-маркетологов намерено выжать из своего продукта все, потому берет за основу фильма героев собственного сериала. Так было с «Побегом из аула». Имя Нуртаса Адамбаева не могло не всплыть в этой статье. Он также понял, что глупо не запустить «Келинку Сабину 2», после того, как она побила рекорды отечественного проката.
Пятая власть.
Учитывая востребованность кинопродукции у массового зрителя, а также тот факт, что кино имеет уникальную особенность эффектно доносить определённые рассуждения до зрителей, то каждому становится понятно: кино является мощным медийным оружием. Давайте не забывать в каком мире мы живём. Главное поле битвы противостоящих сил мировых лидеров - информационное поле. Кто лучше и правильней подаст свою позицию, тот правильней выглядит в глазах электората. А кто этот электорат? Это самые обычные люди, которые помимо прочих жизненных радостей любят ходить в кино. Грех не воспользоваться этим и не снять нечто, дающее собственным гражданам и окружающему миру правильные идеи относительно своего правительства. Да, я говорю о
пропаганде. Все знакомы с этой фразой: «Кино - важнейшее из искусств». Её приписывают Ленину. Однако этот тот самый случай, когда цитата вырванная из контекста, начисто теряет свой смысл. На самом деле Ленин говорил следующее: «Пока народ безграмотен, из искусств важнейшим для нас являются кино и цирк». Очевидно, первое - чтобы промывать мозги, второе - чтобы развлекать. Сегодня Ленин восхитился бы работой политтехнологов в кино: цирк и пропаганда в одном флаконе. Не хочется тыкать пальцем в отдельных режиссёров или портить репутацию актёрам. Но сложно не обращать внимание на такие элементы. «300 спартанцев» - чертовски успешный фильм Зака Снайдера, рассказывающий об известнейшей Битве при Фермопилах. Если совсем немного почитать про Спарту и про спартанцев, то у вас сложится определённое впечатление, что это были за люди. Какие жёсткие люди. Какая идеология. Какие гендерные стереотипы, морально-нравственный уклад. Всё это не помешало Warner Bros. Pictures изобразить спартанцев как людей очень душевных, демократичных и уважающих женщин. Чего стоит только одна сцена, где Леонид молча спрашивает мнение жены - убивать ли посла? Или «Пятая власть» про Джулиана Ассанжа. Фильм ничего не открывает нового. Да, Ассанж - фигура противоречивая. Да, непонятно, чем н руководствовался со своим WikiLeaks. Но американский фильм очень аккуратно старается не показывать своё пренебрежение к врагу, зато явно показывает позицию собственных спецслужб. Испытывая чудовищные душевные терзания, пара высокопоставленных агентов, рискуя вытаскивает одного Египетского шпиона... Таких фильмов масса. Поэтому надо быть аккуратным и не воспринимать иное кино всерьёз. А какое-то и не смотреть вовсе.
Надо отдать должное: власти Казахстана также активно используют кино как инструмент, и несмотря на то, что любой современный кинопродукт, выпущенный «Казахфильмом», сегодня по умолчанию являет-
ся патриотическим, есть также и спецпроекты, призванные эту волну патриотизма усиливать.
Product Placement.
Ещё один явный признак неотъемлемой сопричастности киноиндустрии с общим развитием эры потребления. Изначально мы говорили о заказе, промушне, производстве и продаже в конечном счёте. Продажа в начале этой статьи означала покупку билета потребителем. Потребителем кино. Киноиндустрии. Человеком, который стоит перед кассой и выбирает между «Жизнью Адель» и «Тор 2». Старой закалки человек выбрал бы в ту неделю «Географ глобус пропил». Мы с вами прекрасно понимаем, какой фильм выбрал наш среднестатистический потребитель кинопромышленности. Он пошёл на «Тор 2» который собрал без малого 650 миллионов зелёных денег. «Жизнь Адель» и «Географ...» на двоих собрали не больше двадцати миллионов. Теперь для яркости примера давайте отправимся к Новому Году 2014. «Уолтер Митти»! 118 тысяч пользователей КиноПоиска поставили этому фильму 7,6 баллов из 10. 223 тысячи пользователей imdb.com оценили на 7,3. Редкий случай такой близкой оценки зрителя постсоветского пространства с заокеанским. Фильм с горем пополам отбился в прокате, не принеся прибыли. Вот вам проза кинопромышленности. Культовое современное кино не несёт прибыли, но имеет реальных поклонников. И именно это кино напичкано очень навязчивым product placements. Papa John's, Cinnabon или какая-то никому ненужная служба знакомств, которая тоже закрыла существенную часть производства фильма. Вот компромисс. Разве можно рассудить иначе?
Сравнивая передовые кассовые проекты Казахстана, России и США, можно сделать вывод, что и тут Казахстан адаптируется быстро. Большинство потенциально успешных фильмов старательно и умело прикрывает скрытую рекламу.
В контексте всех этих аспектов становления и развития господства массовой культуры в кино хочется оглядеться и среди родных карагачей. Ни для кого не новость, что локальные рынки отдельных стран как и наш заполнили фильмы производства США. Только Индия может похвастаться самодостаточной киноиндустриией. То есть, и производство поставлено и потребитель выбирает свой продукт. Мало какое другое государство может похвастаться самодостаточной киноиндустрией. Даже европейские страны. А следом теряется и самобытность. Культурный коллапс последовавший после распада СССР крайне отрицательно сказался на всех странах бывшего союза. Активные попытки научиться снимать кино на массового зрителя едва ли можно назвать успешными. Судьба самых дорогих проектов Роскинопрома - «Утомлённые солнца» и «Обитаемого острова» (заметьте, сиквел и адаптация Стругацких, всё по законам мейнстрима) печально известна, пожалуй, во всём мире. Похожие истории у фильмов «Монгол» и «Кочевник» производство которых было при участии Республики Казахстан. Неразумно снимать фильм за 30 миллионов долларов там, где только 4 фильма в истории собрали больше 50. И то только один из них собственного производства. «Кочевник» же нужен был Казахстану в качестве вдохновения. Для того, чтобы страна поняла, что мы можем снимать кино. Что у нас есть хороший опыт и школа. Что нам надо искать своё кино и знакомиться со своим зрителем. Сегодня можно смело говорить о том, что мы преуспеваем в этом. Отечественных фильмов в прокате всё больше. Наше развлекательное кино всё чаще угождает своему зрителю. Тут и «Рэкетир» и «Келинка Сабина» с другими проектами Адамбаева, «Сказ о розовом зайце», «Ограбление по-казахски», «Свадьба на троих». Авторское кино в Казахстане также не стоит на месте. «Тюльпан», «Уроки гармонии» заставляют всех нас верить, что у нашего кино будущее весьма перспективно.