СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КИНЕМАТОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ КИНОЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ
THE STATE SUPPORT SYSTEM OF CINEMATOGRAPHY AS A CONDITION FOR THE MARKET ENVIRONMENT DEVELOPMENT FOR CINEMATOGRAPHIC SERVICES
УДК 338
КОЛОБОВА Евгения Юрьевна
старший преподаватель кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
KOLOBOVA, Evgeniya Yurievna
Associate Professor at the Media Communication Technologies Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
Государство, будучи заинтересованным в развитии национального кинематографа, стремится к увеличению доли кассовых сборов отечественных фильмов в общем объеме поступлений от проката кинолент, демонстрируемых в российских кинотеатрах. Достижение данной цели требует эффективной, действенной системы государственной поддержки национальной киноотрасли. Такая система должна способствовать повышению конкурентоспособности российских кинокомпаний в условиях жесткой конкуренции с голливудскими мейджорами. В статье проведен анализ государственной политики в сфере кинематографии Российской Федерации, дана оценка роли кино в социально-экономическом развитии информационного общества. Предметом исследования стала текущая деятельность Фонда кино как действенного механизма повышения конкурентоспособности отечественных организаций кинематографии, увеличения кассовых сборов вышедших в прокат национальных фильмов, производственными кинокомпаниями которых выступают отобранные Фондом кино на конкурсной основе лидеры отечественной киноиндустрии. Выявленные недостатки государственной экономической поддержки российского киноискусства являются причиной относительно низкой конкурентоспособности российских фильмов. Устранение таких недостатков должно быть основано на государственно-частном партнерстве в киноотрасли и внимательном отношении к художественному достоинству произведений киноискусства со стороны государства при их софинансировании.
© Колобова Е. Ю., 2017.
Ключевые слова: государственная поддержка, кинематография, кинопрокат, кинопроизводство, конкурентоспособность, бенефициар.
Abstract.
The State, being interested in the development of national Cinematography, seeks to increase the share of box-office collections of domestic films in the total amount of proceeds from the rental of films shown in Russian cinemas. To achieve this goal, it requires an effective, efficient system of state support for the national film industry. Such a system should help to increase the competitiveness of Russian film companies in conditions of fierce competition with Hollywood majors. The article analyzes the state policy in the field of Cinematography of the Russian Federation, assesses the role of cinema in the socio-economic development of the information society. The subject of the study was the economic activity of the Cinema Foundation as an effective mechanism to upraise the competitiveness of domestic Cinematography organizations, to increase the box-office fees of the national films that were released by the production companies which are the leaders of the national film industry selected by the Film Foundation. The revealed weaknesses of the Russian Cinematography's state economic support are major causes for the relatively low competitiveness of Russian films. Elimination of such weaknesses should be based on public-private partnership in the film industry and correct evaluation of the artistic merit of the movies co-financed by government.
Key words: state support, cinematography, film distribution, film production, competitiveness, beneficiary.
Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [1] является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов исполнительной власти в сфере кинематографии. Данный закон устанавливает порядок взаимодействия органов власти с организациями кинематографии при осуществлении поддержки производства, проката и продвижения фильмов, проведения киномероприятий, направленных на пропаганду отечественного киноискусства, реализации других мер, нацеленных на сохранение и развитие кинематографии.
Российское законодательство определяет формы, меры и направления государственной поддержки кинематографии. При этом государственная политика в сфере киноискусства
базируется на следующих принципах: признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии [1, ст. 1].
Формами государственной поддержки кинематографии выступают: принятие законов и иных нормативных актов в сфере кинематографии; частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных кинолент; государственное финансирование кинолетописи; государственное финансирование расходов, связанные
с выполнением функций оператора единой информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах [1, ст. 6].
Поддержка кинематографии Министерством культуры Российской Федерации охватывает всю сферу киноискусства в целом и осуществляется по следующим направлениям: предоставление субсидии на выпуск и продвижение национальных фильмов; пропаганда отечественных фильмов, которая происходит путем их участия в кинофестивалях на российском и международном кинорынках, а также за счет вручения наград и премий; популяризация классики мирового кинематографа среди российских граждан.
В России с целью интенсификации развития отрасли кино с 2000-х гг. применяются специальные налоговые режимы для организаций кинематографии, в частности, с 2002 г. был отменен налог на прибыль организаций, направленную на производство, тиражирование, прокат и показ национального фильма [1, ст. 15]. Организации кинематографии также получили льготы по налогу на прибыль, направленную на строительство кинозалов, что на фоне общего сокращения налоговых льгот с целью воспрепятствовать отмыванию денежных средств дало значительный импульс в развитии киноотрасли.
Для организаций кинематографии на законодательном уровне установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость от продажи кинобилетов на киносеансы, работы и услуги по производству национального фильма, а также передачу интеллектуальных прав на аудиовизуальное произведение, в отношении которого оформлено удостоверение национального фильма (включая его кинопрокат и кинопоказ). Кроме того, кинокомпаниям предоставляются кредиты на производство, тиражирование и прокат национального фильма на льготных условиях по ставке до пяти процентов годовых сроком до двух лет [1, ст. 15].
До 2012 г. существовал Департамент государственной поддержки кинематографии, а созданный в 2012 г. Министерством культуры Российской Федерации Департамент кинематографии является основным регулятором
киноотрасли и содержит следующие отделы [2]: отдел господдержки игровых и национальных фильмов; отдел господдержки неигровых фильмов; отдел продвижения и проката; отдел государственного регистра.
Основная деятельность Департамента основана на финансовой поддержке производства, проката и популяризации кинематографа, а также выдачи прокатных удостоверений и удостоверений национального фильма, прокатных удостоверений, обязательных для проката фильмов в кинотеатрах и выпуска копий на видеоносителях. С 2010 г. свои функции по государственной поддержке российского кино Министерство культуры реализует совместно с Фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Цели и задачи Фонда кино подробно оговорены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» [3]. При этом с 2013 г. все полномочия по государственной поддержке кинопроизводства четко разграничены между Министерством культуры и Фондом кино, (таблица 1).
Таким образом, Министерство культуры отвечает за субсидирование дебютного, экспериментального, детского и документального кино, а Фонд кино осуществляет финансирование коммерческих игровых и анимационных картин, которые производят независимые продюсеры и лидеры отечественного кинопроизводства, отбор которых реализовывается ежегодно по установленной системе критериев, включающей в себя зрительскую оценку и художественную ценность снятых кинокартин, а также опыт работы компании.
Впервые Попечительский совет Фонда кино определил состав лидеров отечественного кинопроизводства в марте 2010 г., что дало им право на финансирование своих проектов за счет субсидий из федерального бюджета. При этом, с практической сточки зрения, выбранные критерии отбора не имели законодательной базы и основывались на субъективных суждениях, что вызвало дискуссии в кинематографическом сообществе.
Таблица 1
Распределение полномочий Министерства культуры и Фонда кино по финансированию кинематографии в России
Министерство культуры Российской Федерации
Фонд кино
я
ты ния та нв
Ц о мр
ртс я I
S §
ф
Размещение государственных заказов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)»; размещение государственных заказов по целевой статье расходов федерального бюджета «Мероприятия по поддержке и развитию кинематографии»; предоставление субсидий организациям кинематографии
Предоставление субсидий организациям кинематографии, осуществляющим производство и прокат национальных фильмов
я и н а в
о р
и с н а н
и ф
т к е
б
О
Производство и прокат фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных художественных фильмов, киножурналов, документальных, научно - популярных, анимационных фильмов (субсидии); продвижение отечественных фильмов, в том числе на международных фестивалях и кинорынках (ФЦП); закупка импортной кинопленки; проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере кинематографии
Расходы, связанные с производством, прокатом, показом и продвижением полнометражных художественных и анимационных национальных фильмов лидеров отечественного кинопроизводства; расходы, связанные с производством, прокатом показом и продвижением полнометражных художественных и анимационных национальных фильмов социально значимой тематики; расходы, связанные с участием национальных фильмов на кинофестивалях и кинорынках
С целью устранения таких препятствий на пути устойчивого развития российского кинематографа, как выявленные Федеральной антимонопольной службой явные нарушения антимонопольного законодательства, в 2010 г. Правительством Российской Федерации установлены критерии по отбору «лидеров российского кинопроизводства» [4, п. 7], включающие следующие показатели: оценку зрителями фильмов, выпущенных организациями кинематографии, выражающуюся в их посещаемости в период показа в кинотеатрах и в телевизионном рейтинге; профессиональную оценку фильмов, выпущенных организациями кинематографии, определяемую полученными наградами кинофестивалей и кинопремиями; продолжительность работы организации
кинематографии на рынке и количество выпущенных ею фильмов с учетом их тиражей.
Попечительский совет Фонда кино состоит из 11 человек, состав которого выбирается Правительством Российской Федерации. Однако непосредственную оценку по выбору лидеров российских кинопроизводства осуществляет экспертный совет, также состоящий из 11 человек, при этом окончательное решение принимает попечительский совет. Оценивание экспертным советом кинопроектов по таким параметрам, как актуальность тематики, художественная ценность, прокатный потенциал, соответствие зрительским ожиданиям, затрудняется ввиду возникших проблем, а именно: классификация проектов и нечеткие критерии оценки; трудности, связанные с
оценкой прокатного потенциала; сложность в оценке бюджета проекта; влияние авторитета создателя фильма; невозможность повторной сдачи проекта после доработки.
Таким образом, для получения государственной поддержки своего кинопроекта необходимо оказаться в списке претендентов на его финансирование, при этом кандидатам следует оформить заявку, очно презентовать сюжет и ознакомить со сценарием экспертный совет, после чего попечительский совет объявляет победителей. При этом с 2013 г. отбор проектов для последующего предоставления государственной поддержки производится на основе питчинга. По результатам отборочных конкурсов за 2010-2017 гг. государственную поддержку получили в среднем 8-10 организаций, при этом фигурируют в основном одни и
те же кинокомпании. С одной стороны, данная мера отбора лидеров повышает их конкурентоспособность среди других участников на рынке кинопроката и способствует появлению и внедрению отечественных мейджеров на международный кинорынок, с другой стороны, такая схема финансирования российских кинопроектов может привести к формированию олигополии в сфере кинематографии, что создаст значительные препятствия для реализации других малобюджетных кинопроектов.
С целью определения конечных бенефициаров и наличия связей между ними необходимо провести анализ основных отечественных кинокомпаний, получивших государственную поддержку в период с 2010-2017 гг. и занимающих значительную долю отечественного рынка киноиндустрии (рисунок 1).
Владельцами выступают граждане России
Рисунок 1
Связи компаний - лидеров отечественного кинопроизводства и выгодоприобретателей
Для более точного анализа связей и определения конечных бенефициаров целесообразно уточнить деятельность и совладельцев каждой крупной российской кинокомпании, представленных на рисунке 1. ЗАО «Дирекция Кино» является продюсерской российской кинокомпанией, выступающей совладельцем (50%) компании по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ ЗАО «За 30» совместно с ООО «ТаББаК» (50%). В свою очередь, ООО «ТаББаК», представляющая отечественную кинокомпанию, занимается производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» — творческо-производственное объединение, занимающееся разработкой и созданием отечественных фильмов и являющееся совладельцем (37%) ООО «Голливуд Репортер Рус» совместно с Сухотиным Александром Леонидовичем (37%) и ОАО «ТРК-1» (26%).
ООО «Кинокомпания «СТВ» является отечественной кинокомпанией по производству и продвижению отечественных фильмов и выступает совладельцем (34%) ООО «Компании «Наше кино» совместно с ООО «Профит» (33%) и ЗАО «Киностудия «Красная стрела» (33%).
ООО «Арт Пикчерс Студия» представляет собой российскую кинокомпанию, осуществляющую свою деятельность на отечественном и международных рынках и сотрудничающую с такими крупными иностранными кинокомпаниями, как Сони Пикчерс (Sony Pictures), Юниверсал (Universal) и Коламбия Пикчерс (Columbia Pictures). Кинокомпания выступает совладельцем (50%) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Нон-Стоп Продакшн» (50%), являющейся отечественной кинокомпанией по производству отечественных фильмов и сериалов. При этом бенефициарными владельцами компании являются SnapflaiLtd. (51%), Кипр и EkskaliburDevelopment S. A. (49%), Люксенбург.
ООО «Централ Партнершип» — кинокомпания, российский производитель и дистрибутор фильмов. Конечным бенефициаром совладельцев выступает негосудартсвенный пенсонный фонд «Газфонд». Кинокомпания
является совладельцем (60%) ООО «Рус-Медиа Бридж» совместно с Голден Брик Дабл-Ю Эс Кэпитал Венчер Лимитед (40%), Гонконг.
ООО «Энджой мувиз» является отечественной кинокомпанией по производству и дистрибуции фильмов, имеющей дочернюю компанию ООО «Ультра-стори», основной вид деятельности которой ориентирован на производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Владельцем компании является TornwoodEnterprisesLtd. (100%), Кипр, однако конечным бенефициаром выступает кипрская компания V. Р. RenovationInvestmentsLtd. [5].
В результате анализа интерпретации связей и конечных бенефициаров отечественных кинокомпаний-лидеров можно предположить о наличии аффилированных связей между получателями бюджетных средств на создание и продвижение российского кино. Помимо этого, на российском кинорынке осуществляют свою деятельность две кинокомпании: ООО «Энджой мувиз» и ООО «Нон-Стоп Продакшн», получившие государственную поддержку, принадлежащие иностранным компаниям, которые находятся под юрисдикцией Кипра. Таким образом, средства федерального бюджета, направленные на развитие отечественного кинематографа, частично сконцентрированы у иностранных компаний, вследствие чего рекомендуется ужесточить требования, предъявляемые кинокомпаниям при государственном финансировании их кинопроектов ввиду нелогичности системы распределения средств, которые должны выделяться только отечественным кинокомпаниям. Вместе с тем возникает вероятность возникновения крупных кинокомпаний наподобие мейджеров, реализующих свою наиболее конкурентоспособную кинопродукцию на рынке кинозрелищных услуг, повышая уровень кассовых сборов отечественных фильмов в общем объеме кассовых сборов от всех демонстрируемых кинолент.
После принятия решения о самостоятельном финансировании кинематографа части средств Фондом кино первые несколько лет выделялись средства продюсерам с минимальным возвратом, однако с 2013 г. часть средств
распределялась безвозвратно, а остальное кинокомпании обязаны вернуть полностью. Исполнительный директор Фонда Кино Антон Малышев отмечает, что «эффективнее либо выделять полностью безвозвратные деньги, либо финансировать фильмы на условиях 100%-го возврата выделенных средств. При этом возвращенные средства рефинансируются в отрасль. И мы рассчитываем, что за счет этого объем ежегодно выделяемых фондом средств будет постепенно расти» [6].
Правительством РФ было запрещено двойное финансирование кинопроектов [4]. Также Фонд кино не может дополнительно финансировать киноленты на безвозвратной основе, если на них уже были выделены деньги Министерства, только на условиях стопроцентной возвратности и получения средств на кинопрокат. Кроме того, Фонд кино является оператором Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, которая была запущена 1 мая 2010 г., она содержит данные о посещаемости и валовом сборе фильмов на основе информации о проданных билетах в
кино. В соглашениях Минкультуры России о предоставлении субсидий, заключаемых как с организациями кинематографии, так и с Фондом кино, стала предусматриваться оценка результативности использования субсидии [7].
Государственная поддержка сферы кинематографии с 2000-х гг., претерпевая влияние различных административных реформ, имеет тенденцию к увеличению финансирования (рисунок 2).
После бурного роста объемов государственной поддержки в начале 2000-х гг., в 2004-2008 гг. наблюдалась стабилизация увеличения объемов финансирования - они росли темпами, соизмеримыми с инфляцией. Однако под влиянием экономического кризиса в 2009 г. и валютного кризиса в 2015 г. снизилось финансирование в киноиндустрию, но уже с 2016 г. произошло увеличение государственной поддержки, превышающее 7 млрд руб. При этом распределение средств между Фондом кино и Министерством культуры Российской Федерации осуществляется неравномерно, поскольку перевес в финансировании отводится Фонду кино (рисунок 3).
Рисунок 2
Диаграмма динамики объема государственной поддержки кинематографии в период 2002-2017 гг., млн руб. [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]
С 2010 г., когда Фонд кино и Министерство культуры разделили полномочия по финансированию кинематографии, и в среднем отечественные кинокомпании получали ежегодно по 6 млрд руб., которые в равных частях разделялись между Фондом кино и Министерством культуры. Однако в 2016 г. на подпрограмму «Сохранение и развитие кинематографа» было выделено 7,036 млрд руб., а в 2017 г. — 7,025 млрд руб.
Объемы государственной поддержки кинопроизводства в период с 2012 по 2016 г. измени-
лись в зависимости от социально-экономических условий в стране. Как видно на рисунке 4, с 2015 г. государственное финансирование значительно сократилось ввиду валютного кризиса 2015 г., а объявленный 2016 г. -годом кино превзошел показатель лишь на 0,7 млрд руб. по сравнению с прошлым годом.
Государственная поддержка кинопроизводства ежегодно позволяет выпускать анимационную, игровую и неигровую киновидеопродукцию. При этом их суммарное число за последние десять лет постоянно меняется и
5000 4000 3000 2000 1000
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ Фонд кино ■ Министерство культуры
Рисунок 3
Диаграмма динамики распределения средств на государственную поддержку кинематографии между Министерством культуры и Фондом кино в период 2010-2017 гг., млн руб. [6; 8; 9; 10; 11; 12]
2017
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 4
Диаграмма изменений объемов государственной поддержки кинопроизводства в период 2012-2016 гг., млн руб. [8; 9; 10; 11; 12]
имеет тенденцию к уменьшению (рисунок 5), однако в отношении игровых кинолент за 2016 г. выпущено 95 фильмов, что превышает данные показатели за несколько лет.
Ежегодно государство определяет и финансирует приоритетные направления по продвижению национального кинематографа, в число которых входит следующее: проведение мероприятий по пропаганде отечественных фильмов; прокат и продвижение отечественных фильмов на экраны страны, их тиражирование и реклама; государственная поддержка кинофестивалей; оказание услуг по подготовке и размещению тематических кинематографических материалов в журналах и газетах; проведение киномероприятий за рубежом и международных мероприятий в Российской Федерации.
Государственное финансирование участия национального фильма в международных кинофестивалях (киномероприятия) направлено на пропаганду отечественного киноискусства. Ежегодно на основе выделяемых средств из федерального бюджета на реализацию данной программы осуществляются киномероприятия, проводятся различные кинофестивали.
При этом финансирование государства на эти цели за последние пять лет корректируется в зависимости от государственной культурной политики. Так, 2016 г. Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2015 № 503 был объявлен Годом российского кино, при котором государственное финансирование на проведение киномероприятий за последние 3 года и кинофестивалей значительно увеличилось по сравнению с предыдущим периодом (рисунок 6).
В рамках государственной финансовой поддержки в сфере информационно-пропагандистской работы ежегодно подготавливаются и размещаются тематические кинематографические материалы, проводятся форум и выставка «Кино Экспо», а также конференции и мастер-классы с ведущими деятелями киноискусства, вручаются различные профессиональные кинематографические премии. В число национальных кинопремий входят «Ника» и «Золотой орел», национальная анимационная премия «Икар», премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон», также ежегодно вручается национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», премия
Игровые фильмы ■ Анимационные фильмы I Неигровые видеофильмы
Рисунок 5
Диаграмма динамики выпущенной киновидеопродукции при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации в период 2006-2016 гг. [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]
киноизобразительного искусства Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России «Белый квадрат», профессиональная премия кино- и видеобизнеса самым кассовым и успешным фильмам в российском прокате «Блокбастер» и премия за достижения в области кинорекламы «Золотой движок».
Государственная поддержка кинематографии в виде организации и проведения на территории Российской Федерации международных и наиболее значимых российских кинофестивалей превосходит по объемам финансирования расходы на пропаганду отечественных фильмов в несколько раз, при этом пропаганда отечественного кинематографа призвана мотивировать аудиторию к посещению кинозалов с целью просмотра российского кино.
Объем государственной поддержки кинофестивалей в период с 2013 г. увеличился в три раза по сравнению за 2011-2012 гг. и держался до 2016 г. на уровне 240 млн руб. (рисунок 7). Ежегодно более 50 кинофестивалей, в проведении которых была оказана государственная поддержка, реализуются на территории Российской Федерации, причем в 2012 г. было проведено 62 кинофестиваля, в 2015 г. - 49 и в 2016 г. - 51.
Стоит отметить, что с 2017 г. кинокомпаниям-лидерам необходимо завершать свою работу над проектами не позднее чем за три года. В основном такого срока вполне хватает для реализации кинопроекта, однако существуют
и исключения. Так, единственным самым ярким примером невыполнения такого требования мог бы стать фильм «Викинг» режиссера Андрея Кравчука, работа над которым велась почти семь лет.
Также с 2017 г. лидеры отечественной киноиндустрии должны указывать для своих кинопроектов дату выхода будущего фильма в прокат, при этом в случае изменения даты кинокомпания обязана сообщить Фонду кино о предстоящих изменениях не менее чем за три месяца до первоначально запланированного релиза. Введение данного условия позволит в будущем сопоставлять графики выхода крупных отечественных кинокартин и голливудских блокбастеров для возможности избежать совпадений по их кинопрокату.
Фонд кино в целях реализации Соглашения с Министерством культуры Российской Федерации, определяющего количество и порядок выделения средств на господдержку производства российских фильмов, обязан соответствовать в своей работе установленным критериям эффективности. Так, к концу 2017 г. Фондом кино должно быть поддержано производство 7 игровых картин и двух анимационных фильмов отечественных кинокомпаний-лидеров, 14 игровых и трех анимационных лент иных компаний. До конца года компании-лидеры должны выпустить в прокат 10 фильмов, а иные компании - 12. При этом доля профинансированных Фондом кино
45
22 22,7 22,5 34,3 ■
■ ■
2011
2012
2015
2016
Рисунок 6
Диаграмма динамики государственного финансирования по пропаганде отечественных фильмов в период 2012-2016 гг., млн руб. [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]
2011
2012
2015
2016
Объем государственного финансирования на проведение кинофестивалей
(млн руб.)
Рисунок 7
Диаграмма динамики государственного финансирования на проведение кинофестивалей в период 2011-2016 гг., млн руб. [8; 9; 10; 11; 12]
фильмов в общей массе вышедших в прокат российских картин должна составить 80% [14].
Эффективность государственного финансирования сферы кинематографии сложно оценить напрямую, поскольку финансирование кинопроизводства характеризуется высокими рисками, так как затраты на производство должны быть понесены в относительно короткий срок, а доходы могут растянуться на 5-10 или больше лет, к тому же размер доходов трудно спрогнозировать. Нормативно-правовые акты и нормы корпоративного права следует активно использовать для решения проблемы, которая состоит в длительных сроках возврата инвестиций в киноиндустрии, поскольку средне- и долгосрочные кредиты требуют значительно большей правовой определенности, чем краткосрочные заимствования. По мнению бывшего исполнительного директора Фонда кино С. А. Толстикова, в России работает «фонд поддержки кино, а не фонд покупки, не агентство недвижимости... Естественно, мы должны эффективно использовать эти средства, но процесс сформулирован не как "покупка-продажа", а как необходимость компенсировать определенную недоразвитость ряда элементов инфраструктуры в стране» [14], т. е. развитие кинематографии предполагает длительный период адаптации отрасли к рыночным усло-
виям и невозможность быстрого перехода на коммерциализацию кинобизнеса.
С целью характеристики эффективности работы Фонда кино мы предлагаем оценить правильность выбора лидеров отечественной киноиндустрии на основе анализа итоговых экономических результатов деятельности данных кинокомпаний. Результаты реализации кинопроектов компаний-лидеров отражаются в виде кассовых сборов вышедших в прокат фильмов данных кинокомпаний за 2015 и 2016 гг. Экономические результаты работы кинокомпаний (таблица 2) показывают, что за два года соотношение бюджетов отечественных кинокартин и их кассовых сборов распределилось неравномерно, из всех представленных фильмов меньше половины окупили себя в прокате, при этом кинокомпании ООО «ТаББаК», ООО «Арт Пикчерс Студия», ООО «Студия «ТРИТЭ», ООО «Энджой Му-вис» смогли успешно реализовать некоторые свои кинопроекты, кассовые сборы которых значительно превысили себестоимость кинокартин. Однако отмеченные положительные результаты скорее исключение из общей убыточной тенденции, так как большинство выпущенных кинолент в прокат, созданных при поддержке Фонда кино, не собрали тех финансовых средств, которые были потрачены на их производство.
Таблица 2
Соотношение бюджетов российских фильмов и их кассовых сборов в прокате в период 2015-2016 гг. [11; 12; 14; 15]
Год выхода фильма Название фильма Производственная кинокомпания Бюджет (млн руб.) Кассовые сборы (млн руб.)
2015 Елки лохматые ООО «ТаББаК», Базелевс Продакшн 140,5 142,2
2015 Крепость: щитом и мечом ООО «Кинокомпания «СТВ» 267 76,5
2015 Призрак ООО «Кинокомпания «СТВ» 150 393
2015 Парень с нашего кладбища ООО «Кинокомпания «СТВ» 50 16,6
2015 Духless 2 ООО «Арт Пикчерс Студия» 140 490
2015 Воин ООО «Арт Пикчерс Студия» 115 208
2015 Батальонъ ООО «Арт Пикчерс Студия» 702 625
2015 Иван Царевич и Серый Волк 3 ООО «Кинокомпания «СТВ» 240 749,56
2015 Он-дракон ООО «ТаББаК», Базелевс Продакшн 1 080 684,8
2015 Левиафан ООО «Нон-Стоп Продакшн» 220 166
2015 Снежная королева 2: Перезаморозка ООО «ТаББаК», Базелевс Продакшн 480 856,03
2016 Хороший мальчик ООО «Арт Пикчерс Студия», «2Д Целлулоид» 54 72,31
2016 Голоса большой страны ООО «Энджой Мувис» 120 22
2016 Дама пик ООО «Арт Пикчерс Студия» 210 30,77
2016 Монах и бес ООО «Продюсерская компания Игоря Толстунова» 130 4,48
2016 Волки и овцы: б-е-е-е-зумное превращение ООО «Кинокомпания «СТВ» 230 153,56
2016 Экипаж ООО «Студия «ТРИТЭ» 650 1 504,14
2016 Дуэлянт ООО «Нон-Стоп Продакшн» 725 376
2016 30 свиданий ПЦ «Кинематограф» 64 109,9
2016 Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее ООО «Энджой Мувис» 90 168,56
2016 Смешарики. Легенда о золотом драконе ООО «Арт Пикчерс Студия» 378 241,51
2016 Тряпичный союз ООО «Коктебель» 120 1,9
2016 Чистое искусство ООО «Реал-Дакота» 130 6,95
2016 Бременские разбойники ООО «Централ Партнершип» 210 36,69
2016 Взломать блогеров ООО «ТаББаК», Базелевс Продакшн 35 7,69
По решению государственных органов с 2013 г. Фонд кино с целью повышения конкурентоспособности отечественных кинокартин и, как следствие, кинокомпаний перешел на проектное финансирование, при котором средства распределяются как на возвратной основе, так и на безвозвратной. При этом объемы государственной поддержки значительно увеличились, соответственно возросли и финансовые потери государства. Убытки по результатам кинопроката отечественных кинокартин за 2016 г., а также низкие показатели по зрительскому вниманию к российским фильмам спровоцировали достаточно множество вопросов со стороны министра культуры РФ В. Р. Мединского, считающего, что Фонд кино недостаточно хорошо отбирал фильмы и сопровождал их в прокате. С 2017 г. кинокомпании-лидеры смогут получить гарантированную поддержку в размере 250 млн руб., из которых 200 млн руб. могут не возвращать, но должны будут обеспечить одного зрителя на каждые 100 руб. Таким образом, нормативно установленное условие о части безвозвратно выделяемого государственного финансирования кинопроекта призвано способствовать не только значительной окупаемости фильма в прокате, но и активизации отечественного кинозрителя. Количество зрителей, посмотревших отечественное кино, в условиях гиперконкуренции становится одним из центральных показателей качества работы киноиндустрии.
Принципиальное политическое решение о конкретных суммах, выделяемых кинокомпаниям, принимает попечительский совет Фонда кино, а в открытом доступе появляется лишь список кинопроектов без указания выделяемых им субсидий. Однако ранее в Фонде кино сообщили, что из 15 фильмов компаний-лидеров, вышедших в прокат в 2016 г. эти критерии выполняют только 6 картин, то есть по результатам 2016 г., по новым критериям в список компаний-лидеров не прошли бы ООО «Арт Пикчерс Студия», ООО «Централ Пар-тнершип», ООО «Нон-стоп продакшн» и ЗАО «Дирекция кино».
Министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский обоснованно полагает,
что Фонд кино недостаточно эффективно осуществлял свою деятельность не только вследствие невыполнения целевого показателя в 20% от доли бокс-офиса, но и ввиду недостаточно качественного отбора фильмов для оказания помощи их продюсерам в производстве и прокате. В частности, В. Р. Мединский был недоволен поддержкой «антироссийского» Левиафана, а также тем, что Фонд кино не заинтересован в составлении оптимального составления графика выхода в прокат отечественных кинолент. В результате из-за проблем с планированием кинопроката одновременно выходили голливудские фильмы-блокбастеры и крупные отечественные кинокартины, в результате чего снижается уровень конкурентоспособности российских кинолент по отношению к голливудским. Министерство культуры Российской Федерации заинтересовано в высоком качестве отечественного кино, которое должно находить свой путь к массовому зрителю, создавать альтернативное культурное поле для национального зрителя.
В результате повышения государственного финансирования проектов кинокомпаний-лидеров кинопроизводства, которых ежегодно выбирает экспертный совет Фонда кино, у них возникли некоторые конкурентные преимущества, но качество фильмов принципиально не изменилось. Средства государственной поддержки, выделенные на конкретный кинопроект, не составляют основной части его бюджета, как правило, они меньше половины себестоимости создания кинокартины, однако эти средства значительно снижают коммерческие риски, что позволяет привлекать больше инвесторов, однако не позволяет государству влиять на художественное достоинство произведений, которых оно софинансирует.
Государственная поддержка в области кинематографии нацелена не только на повышение объема отечественного кинопроизводства, но на его качественный рост и устойчивое развитие, именно поэтому ежегодно увеличиваются объемы его финансирования. Вместе с тем существует и острая потребность в развитии отечественного кинопроката, как важнейшей структурной составляющей киноотрасли. Выделяя средства
только на производство фильма и ограничивая финансирование его пиар-продвижение, невозможно достичь высоких показателей кассовых сборов. Регламентация использования различных маркетинговых инструментов в киноиндустрии может положительно сказаться на художественном достоинстве отечественных фильмов и зрительском внимании к ним. Расходы на создание конкурентоспособного кино должны быть сопоставимы с затратами на изучение интересов зрительской аудитории и продвижение тех форматов, фреймов и жанров в киноиндустрии, которые способны сегодня привлечь зрителя и, прежде всего, молодежную аудиторию. Не так важно донести до потенциального зрителя информацию о предстоящих киносеансах, как принципиально значимо мотивировать и подтолкнуть к действию представителей зрительской аудитории, создать у них спрос и моду на просмотр отечественного кино.
Государственная политика в сфере кинематографии направлена на дальнейшее увеличение числа отечественных кинокартин и реализуется через Фонд кино, который справляется с возложенными на него функциями с переменным экономическим успехом. Качество и популярность российского кинематографа зависят от экономических показателей кино-
проката, которые за последнее время сложно признать в полной мере удовлетворительными. Представляется, что неэффективных и безответственных деятелей отечественного кинематографа необходимо наказывать экономически, с тем чтобы мотивировать остальных к успешной работе. Художественное достоинство картин и интересы зрителей следует ставить значительно выше в иерархии ценностей, чем интересы отдельных режиссеров и чиновников, которые, как очевидно из экономических показателей, не находят понимания у российского зрителя. Создание кинокартин, востребованных массовой зрительской аудиторией как на национальном кинорынке, так и в мировом кинопрокате, требует динамичного подхода к творчеству, значительных государственных инвестиций и контроля за их освоением, вовлечения инициативной и талантливой молодежи в разработку авторского подхода к киноотрасли XXI века. Решение проблем национальной идентичности в социально-культурном пространстве и развития самобытного российского кинематографа должно осуществляться в своей неразрывной взаимосвязи с пониманием необходимости сохранения лучших отечественных кинематографических традиций и привнесения новых талантов в индустрию российского кино.
Список литературы
1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 18.06.2012 № 169-ок «О структуре и штатном расписании центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1215 (ред. от 08.04.2017) «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1212 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления в 2011 г. субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии».
5. Абазалиев М. Д., Дергачева А. А. Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных средств в рамках государственной поддержки российского кинематографа // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 233-237.
6. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. URL: http://www.fond-kino.ru (дата обращения: 10.06.2017).
7. Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм», при участии «RFilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории, 2012. URL: http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RUFilmIndustry2012NevafilmRU. pdf/3bf9c019-2820-470d-9afb-e182659f0c57 (дата обращения: 14.03.2017).
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2012 г. М.: Минкультуры РФ, 2013.
9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2013 г. М.: Минкультуры РФ, 2014.
10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 г. и задачах на 2015 г. М.: Минкультуры РФ, 2015. 313 с.
11. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2015 г. и задачах на 2016 г. М.: Минкультуры РФ,
2016. 212 с.
12. Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2016 г. М.: Минкультуры РФ, 2017. 165 с.
13. Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм», при участии «RFilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории, 2009. URL: http://www.obs .coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm +RU .pdf/98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения: 16.03.2017).
14. Фонд кино профинансирует 23 фильма крупнейших кинокомпаний // Электронная газета «Ведомости» URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/04/09/ fond-kino-profinansiruet-23-filma-krupneishih-kinokompanii (дата обращения: 10.08.2016).
15. Портал о кино «КиноПоиск» URL: https://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения: 11.04.2017).
16. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.
17. Колобова Е. Ю. Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал.
2017. № 2. С. 155-164.