Научная статья на тему 'Консультирование как важнейшая функция психологической службы вуза'

Консультирование как важнейшая функция психологической службы вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
750
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЛИДЕР-КОНСУЛЬТАНТ / ВЕДОМЫЙ-КОНСУЛЬТАНТ / ПРОФКОМПЕТЕНТНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА / АФФЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетенькин Б. С.

В содержании статьи автор показывает, что в психологическом консультировании даже при хорошем знании диагностических методов деятельность психолога не всегда эффективна. Поэтому он раскрывает необходимость соблюдения условий успешности реализации этой функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультирование как важнейшая функция психологической службы вуза»

Б. С Тетенькин

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

B.S. Tetenkin

COUNSELING AS THE MOST IMPORTANT FUNCTION IN UNIVERSITY

PSYCHOLOGICAL SERVICE

Кировская государственная медицинская академия

В содержании статьи автор показывает, что в психологическом консультировании даже при хорошем знании диагностических методов деятельность психолога не всегда эффективна. Поэтому он раскрывает необходимость соблюдения условий успешности реализации этой функции.

Ключевые слова: психологическое консультирование, ситуация взаимодействия, лидер-консультант, ведомый-консультант, профкомпетентность консультанта, аффект.

In the following article the author shows that in psychological counseling even with good knowledge of diagnostic methods, psychologist activity is not always effective. Therefore, it is necessary to maintain the conditions of successful realization of this function.

Keywords: psychological counseling, the situation of interaction, leading consultant, consultant-driven, professional competence of a consultant, affect.

Ведущую роль этой функции психологической службе вуза следует отнести хотя бы потому, что она органически взаимосвязана со всеми другими функциями и обеспечивает их успех или неуспех.

Согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ № 636 от 22.10.1999 г.) определены цели и задачи, права и обязанности. Применительно к психологу-консультанту вуза это выглядит так.

Цели и задачи службы психологического консультирования вуза.

Целями службы психологического консультирования являются:

- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании условий обеспечивающих морально-психологический климат;

- содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

- содействие педагогическим работникам в обучении и воспитании студентов, а так же формирования у них ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию.

Задачи службы психологического консультирования:

- психологический анализ состояния морального климата коллектива

(педагогического и студенческого), выявление основных проблем, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;

- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности преподавательского состава;

- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- содействие в обеспечении деятельности преподавателей научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться правительственными и нормативными документами, настоящим Положением, приказами и инструкциями образовательного учреждения;

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

4. В решении всех вопросов исходить из интересов студента и преподавателя;

5. Выполнять рекомендации со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе психолог обязана выполнять распоряжения администрации;

6. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации, педагогическому коллективу в решении основных проблем при проведении педагогического процесса. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству студентов и педагогов;

7. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы;

8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом;

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ.

Психолог имеет право:

1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы со

студентами и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

2. Требовать от администрации созданий условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

3. Знакомиться с документацией;

4. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности;

5. Проводить групповые и индивидуальные психодиагностические исследования;

6. Выступать с обобщением опыта своей работы;

7. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;

8. Обращаться в центры профориентации и школы по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников, будущих студентов.

Важным элементом взаимоотношений психолог-пациент,

педагог-студент, руководитель-подчиненный является форма межличностного обращения. Психологически более оправдана именная форма, когда лидер взаимодействия называет свое имя и отчество (если его не знает ведомый) и пользуется в обращении именем и отчеством ведомого. Безличность взаимодействий снижает близость и может даже вызвать отчужденность. Кроме того, в нашей культуре взаимное обращение по имени и отчеству позволяет сохранить необходимую дистанцию и поддерживает авторитет лидера отношений. Возможна безыменная форма взаимоотношений, когда консультируемый нуждается в исповеди, позволяющей раскрыть интимные переживания и быть уверенным в анонимности ее. Такое общение часто возникает при встрече незнакомых людей, когда вероятность их повторной встречи практически исключается.

Опираясь на изложенные выше официальные материалы, мы конкретизировали их выводы.

Условия успешности консультирования в системе психологической службы вуза.

1. Соответствия содержания консультации общему содержанию деятельности вуза;

2. Профкомпетентность консультирующего;

3. Соответствие установки консультируемого его индивидуально-психологическим проблемам;

4. Атмосфера взаимодействия между консультирующим и консультируемым;

5. Доброжелательный стиль их взаимоотношений;

6. Конфиденциальность содержания консультации;

7. Отсутствие отвлекающих факторов;

8. Аффект предстоящего действия;

9. Аффект завершенного действия;

10. Соответствие стиля общения консультирующего индивидуально-психологическим особенностям консультируемого и др.

Конечно, подобные условия необходимо соблюдать и с другими категориями испытуемых. Поэтому специфика направлений консультирования студентов мы выразим таблицей 1, а преподавателей — таблицей 2.

Несколько неожиданным для многих выглядит направление «Оптимизация послевузовской деятельности», но игнорировать его невозможно, так как многие студенты уже, будучи специалистами и даже имея свои семьи, в течение последующей жизни продолжают контакты с вузовскими психологами. При этом роль консультируемого постепенно переходит к консультирующему. Ход консультации и ее содержание хотя и заносится в специальный журнал, но только в общем виде, а материалы не подлежащие для всеобщего обозрения, могут храниться в индивидуальных картах в специальном шкафу с рабочими материалами. Доступ к этим материалам имеет только консультирующий психолог.

Из отмеченного выше не вызывает сомнения необходимость организации отдельного кабинета для проведения консультаций.

На момент написания монографии такой кабинет из ВУЗов Кировской области создан только в Кировской государственной медицинской академии, который соответственно оборудован и оснащен необходимыми материалами. Расписание проведения консультаций позволяет преподавателям и студентам не только заранее выбрать удобное для себя время для встречи с психологами-консультантами, но и выбрать наиболее доверяемого из них. Встречи по наиболее сложным проблемам, как правило, планируются заранее.

Анализ содержания журнала фиксирования консультаций показывает, что студентов более всего проблемы адаптированности-дезадаптированности, а преподавателей — личностного консалтинга, т.е. оптимизации личностно-профессионального развития.

Основные направления консультирования преподавателей

оо

Вопросы медицинского образования

Основные направления консультирования студентов вуза

Вятский медицинский вестник, № 2, 2012

Психологу-консультанту важно помнить, что его роль — не транслировать свой собственный смысл клиенту, не тренировать его способности и навыки, а расширять его творческие возможности в плане самоуправления в проблемных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Ленгле А. Введение в экзистенционально-аналитическую теорию эмоции: прикосновение к ценностям // Вопросы психологии. 2004. №4. С .17-23;

2. Новохватько Е.Н. Экзистенциональная парадигма в психотерапии и психологическом консультировании // Труды СГА. 2011. №7. С. 56-63;

3. Санникова Ю.П. Профессиональное психологическое консультирование в ситуации потери и поиска работы // Киров. ВСЭИ. 2007.

Сведения об авторе:

Тетенькин Борис Семенович - действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, к.м.н., профессор, кафедры общественного здоровья кировской ГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.