Научная статья на тему 'Консультация экспертов'

Консультация экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим разъяснить подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ. Относятся ли к транспортным средствам, не подлежащим обложению транспортным налогом, автомобили, специально оборудованные для использования инвшидами, если данные автомобши куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет, или же не подлежат налогообложению только автомобши, приобретенные через органы социшьной защиты?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 июля 2004г. № 03-06-11/100

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу уплаты транспортного налога инвалидами - владельцами легковых автомобилей, купленных и переоборудованных ими за свой счет, и сообщает.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ (далее -Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной зашиты населения в установленном законом порядке.

Данная редакция Кодекса позволяет сделать вывод о том, что «автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами» и «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке» в целях применения гл. 28 Кодекса выделены в две самостоятельные категории транспортных средств.

На основании изложенного Минфин России считает, что положение подп. 2 п. 2 ст. 358 Кодекса, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка

и источника приобретения данной категории транспортных средств.

Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. ШАТАЛОВ

Вопрос. Правомерно ли государство облагает на • логом на доходы физических лиц пенсии, которые граждане помещают в срочные пенсионные вшады в банках?

Учитывая, что размер процентных ставок в банках по таким вкладам не покрывают инфляцию, могут ли органы государственной власти повысить размер этих ставок?

В связи с внесением Федеральным законом от 22.05.2003 № 55-ФЗ изменений в ст. 217 и 224 НК РФ просим разъяснить порядок взимания во втором полугодии 2003 г. НДФЛс процентных доходов по срочному пенсионному в/ыаду в банке, внесенному на срок не менее 6 месяцев, процентная ставка по которому равна 18,5%.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 июня 2004 г. № 03-04-06/141

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу взимания налога на доходы физических лиц с процентных доходов по срочным пенсионным вкладам в банке и сообщает следующее.

В письме сказано, что государство облагает пенсии налогом на доходы физических лиц. Такое понимание является ошибочным, поскольку налогообложению подлежат только доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а не сами пенсии.

Взаимоотношения исполнительных органо власти с кредитными организациями регулируются

положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В соответствии со ст. 9 данного Федерального закона органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно вышеуказанному Федеральному закону размер процентных ставок устанавливается кредитными организациями самостоятельно и не подлежит регулированию со стороны каких-либо органов государственной власти.

Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Н К РФ (далее -Кодекс).

В связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был установлен более благоприятный режим налогообложения процентных доходов физических лиц по рублевым вкладам в банках. Данный Федеральный закон вступил в силу с 28 июня 2003 г.

До введения в действие изменений действовал порядок, установленный п. 27 ст. 217 Кодекса (в ред. Федерального закона от 30.05.2001 № 71 -ФЗ). В частности, согласно данному пункту не подлежали налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам выплачивались в пределах сумм, рассчитанных исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее - Банк России), в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Процентные доходы по рублевым вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка России (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев), согласно ст. 224 Кодекса облагались налогом по повышенной ставке в размере 35%.

Начиная с 28 июня 2003 г., не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов по рублевым вкладам в банках, превышающих ставку рефинансирования Банка России (за исключением срочных пенсион-

ных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев), налог взимается по ставке 35%.

В отношении срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев, к таким суммам превышения применяется ставка 13%. ^

В данном случае, поскольку процентная ставка по срочному пенсионному вкладу (18,5%) превышала ставку рефинансирования, установленную Банком России (с 21.06.2003 по 14.01.2004 действовала ставка — 16%), то с суммы превышения процентных доходов налог взимался по ставке 13%.

Вопрос. /. Планируется ли понижение ставок налога с имущества, переходящего в порядке наследования ?

2. Возможно ли снижение тарифов страхования для автомашин, находящихся в собственности пенсионеров, либо отмена Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 июня 2004 г. N9 04-04-10/27

В связи с обращением по вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования, Департамент налоговой и таможенно-та-рифной политики в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. По вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования.

Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, регулируется Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон).

Взимание налога предусматривается не со всей стоимости имущества, переходящего в порядке наследования, а за вычетом необлагаемого минимума.

Законом установлено, что налог взимается в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (далее - МРОТ).

Например, при действующей на 1 января 2004 г. минимальной месячной оплате труда 100 руб. стоимость наследуемого имущества, с которой начинается уплата налога, составляет 85 000 руб.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследуемого имущества и категории наследников, для которых характерен общий

признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями, что обеспечивает социальную справедливость в перераспределении доходов граждан.

Так, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного размера МРОТ наследники первой очереди (дети, супруг, родители) уплачивают налог по самой низкой ставке - 5% от облагаемой стоимости наследуемого имущества. Наследники второй очереди (братья, сестры умершего, дедушка и бабушка) уплачивают налог по ставке 10% от этой же стоимости. Налог для всех прочих наследников составит 20% тоже от этой стоимости.

Закон предусматривает освобождение от уплаты налога тех граждан, которые принимали непосредственное участие в накоплении этого имущества. Так, от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования пережившему супругу, независимо оттого, проживали супруги вместе или нет;

жилые дома (квартиры) и суммы паенакопле-ний в жилищно-строительных кооперативах, если тот, кто получает наследство, проживал в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем надень открытия наследства;

> жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам 1 и II групп, которые имели указанные группы инвалидности на момент получения свидетельства о праве собственности на наследство.

Вместе с тем, учитывая, что уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования, является обременительной для граждан, в настоящее время в Государственной Думе готовится к принятию во втором чтении проект федерального закона «О внесении дополнений в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов», которым предусмотрено снижение размеров ставок налога на наследование в 3 — 4 раза в зависимости от степени родства наследодателя и наследника.

Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму, которая в проекте значительно увеличена.

Льготы, предусмотренные действующим законодательством о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, при наследовании имущества, в проекте вышеназванного федерального закона сохранены.

2. По вопросу отмены Закона об обязательном страховании или о снижении размера тарифов страхования для автомашин, находящихся в собственности пенсионеров.

В рамках своих полномочий Минфин России осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями положений Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступившего в силу с 1 июля 2003 г. Все поступившие от граждан предложения по осуществлению данного вида страхования обобщаются Минфином России в целях использования их в работе по внесению изменений и дополнений в вышеуказанный Закон и другие нормативные правовые акты.

Предложение о снижении размера тарифов страхования для автомашин, находящихся в собственности пенсионеров, в настоящее время рассматривается.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения отдельных положений наюгового законодательства.

1. В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях> лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на омачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов. Предприятия также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времен. использования ими отпуска.

Согласно ст. 325 Трудового кодекса РФ работодатели оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии с п. 7 ст. 255ПК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату

провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Включаются ли в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, расходы, связанные с оплатой стоимости проезда неработающих членов семьи работника, если они выехали на отдых отдельно от работника (например: работник направил своих детей в детский санаторий без своего сопровождения; члены семьи и работник выехали на отдых в разные места; члены семьи выехали на отдых в период, когда работник не находился в очередном отпуске) ?

2. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты, не отнесенные налогоплательщиком-организацией к расходам, уменьшающим нaJюгoвyю базу по на.\огу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не являются объектом налогообложения по ЕСН.

В соответствии со ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся, в частности, расходы по приобретению или созданию амортизируемого имущества.

Подлежат ли обложению ЕСН выплаты работникам и лицам, не состоящим в штате организации, за выполнение работ по реконструкции объектов основных средств ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 августа 2004 г. № 03-03-01-04/1/13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налогового законодательства и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее —Закон) лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, втом числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.

Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

Указанный Закон п настоящее время применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Согласно ст. 325 ТК РФ работодатели оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ далее — Кодекс) к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного за-» конодательством РФ, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Таким образом, по нашему мнению, в состав расходов на оплату труда организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются расходы на проезд членов семьи работника к месту отдыха независимо от того, едет ли работник вместе с ними.

2. Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу (далее — ЕСН) для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Таким образом, выплаты работникам и лицам, не состоящим в штате организации, за выполнение работ по реконструкции объектов основных средств по вышеуказанным договорам подлежат обложению ЕСН на общих основаниях, и положения п. 3 ст. 236 Кодекса в данном случае на них не рас п ростра н я ются.

Вопрос. В каком размере уплачивается госпошлина при обращении в суд с иском об опреде^гении в соответствии сп. 1 ст. 254 ГК РФ доли в доме, который является общей совместной собственностью супругов? При этом в исковом заявлении речь идет не о разделе или выделе доли в имуществе, а только об оп-ределении доли. Правильно ли мы понимаем, что в данном случае иск имеет неимущественный характер, и госпошлина должна уплачиваться согласно подп. 7п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине в размере 10 процентов от минимального размера оплаты труда?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 июля 2004 г. № 03-06-10/44

В связи с письмом по вопросу определения размера государственной пошлины за подачу искового заявления в суд об определении доли в обшей собственности супругов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц неделимого имущества или имущества, которое не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность с определением доли в праве собственности является долевой собственностью, без определения таких долей - совместной.

В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия — по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Доля в праве общей совместной собственности является не вещью (материальным объектом), а правом (идеальным объектом). Соответственно доля в праве собственности выражается в простой дроби и не может быть выражена в виде частей имущества (комнат, помещений, квадратных метров площади и т.п.). Особенность доли в праве на общее имущество такова, что она не отчуждается отдельно от права собственности на квартиру или конкретную часть дома и не подлежит государственной регистрации, поскольку автоматически переходит вместе с правом собственности на отдельное помещение.

Учитывая изложенное, исковое заявление об определении доли в общем имуществе супругов будет являться исковым заявлением, содержащим требования неимущественного характера.

В связи с этим в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» за рассмотрение исковых заявлений неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 10% минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) для граждан, и в десятикратном размере МРОТ —для юридических лиц.

Вопрос. В соответствии со ст. 324.1 НК РФ в случае формирования нагогоплательщиком резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода. Может ли организация остаток неиспользованного резерва на оплату отпусков, выявленный в результате инвентаризации, не вклю-

чать для целей налогообложения в состав доходов текущего налогового периода ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 июля 2004 г. ЛС° 03-03-05/2/46

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно ст. 324.1 НК РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномер ном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Кодекса в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.

Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При этом пп. 4 и 5 указанной статьи предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исход* из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

Одновременно установлено, что сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Таким образом, налогоплательщик вправе не включать в состав внереализационных доходов ос . таток неиспользованного резерва на оплату отпусков при условии формирования указанного резерва в следующем налоговом периоде.

При этом под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и фактических расходов на опла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ту использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Насколько законны и законодательно аргументированы требования кадровой службы организации при приеме на работу в части обязывания сотрудников-совместителей представить копии их трудовых книжек для проверки наличия у них стажа работы по соответствующей специальности и квалификации? Для чего это необходимо?

Ответ. Перечень документов, предъявляемых при приеме на работу по совместительству, установлен нормами ст. 283 Трудового кодекса РФ.

Так, при приеме на работу по совместительству в другую организацию работник обязан предъявить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда — справки о характере и условиях труда по основному месту работы.

Так как указанными выше нормами не установлена обязанность работников предъявлять трудовые книжки, действия кадровой службы незаконны.

При этом только по желанию работника на основании норм ст. 66 ТК РФ сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Вопрос. Может ли кадровая служба организации самостоятельно внести соответствующие исправления в трудовые книжки сотрудников, если ошибки (неправильное указание образования, специальности)

были допущены кадровыми службами на прежних местах работы сотрудников?

Ответ. В соответствии с нормами ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

На основании пп. 26 — 28 указанных выше Правил изменение записей о фамилии, имени, отчестве и дате рождения, а также об образовании, профессии и специальности работника производится работодателем по последнему месту работы на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов.

В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Что касается самого порядка внесения изменений, то Минтруда России постановлением от 10.10.2003 N° 69 утверждена Инструкция по заполнению трудовых книжек (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2003 N9 5219), согласно п. 2.3 которой изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату.

Указанные изменения игосятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркиваются прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются поды^ью работодателя или

специально уполномоченного им лица и печатью организации (или печатью кадровой службы).

Вопрос. В организации работает помощница главного бухгалтера. Каким образом необходимо оформлять ей декретный отпуск, если она оформ^^на по совместительству; и можно ли ее уволить в период нахождения в декрете?

Ответ. В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

При этом на основании ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Нормами ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

Учитывая изложенное, для получения декретного отпуска работнице-совместителю следует написать соответствующее заявление, приложив к нему копию больничного листа. Однако не следует забывать о том, что декретные отпуска и выплата соответствующих пособий оплачиваются только по основному месту работы.

При этом следует учитывать, что в силу норм ст. 256 ТК РФ уволить такую работницу нельзя.

Вопрос. Работники организации, расположенной в г. Москве, направлены в командировку сроком на три

месяца в Ханты-Мансийский АО для разработки нефтяного месторождения. Следует ли им начислять районный коэффициент за работу в районе Крайнего Севера?

Ответ. Нормами ст. 167 Трудового кодекса РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N9 213, в соответствии с которым расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного иг времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

На основании ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями и дополнениями) оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Учитывая, что работодатель по месту постоянной работы, направивший работников в командировку в район Крайнего Севера, не находится в таком районе (или приравненном к нему), в заработок за врем нахождения сотрудников в командировке не могут включаться районные коэффициенты.

Вопрос. Нормами ТК РФ установлено, что минимальный размер оплаты труда работника не может быть ниже размера прожиточного минимума. Распространяется ли данное правило на работников-совместителей с повременной оматой труда?

Ответ. В соответствии с нормами ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится на основании норм ст. 285 ТК РФ пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

При заключении трудового договора о работе по совместительству стороны вправе сами определить размер оплаты труда.

Обусловленные сторонами условия оплаты работы, выполняемые в порядке совместительства, должны быть указаны в трудовом договоре.

Учитывая изложенное, труд совместителей может оплачиваться в размере менее 1 МРОТ(при работе на условиях неполного рабочего времени).

Вопрос. Вправе ли организация досрочно расторгнуть трудовой договор с ее руководителем (применив норму л. 2 ст. 278 ТК РФ), если трудовой договор был заключен с ним до встумения в силу ТК РФ?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора.

Для того чтобы уволить работника по п. 2 ст. 278 ТК РФ, необходимо наличие решения уполномоченного органа или должностного лица, имеющего право увольнять руководителя, о расторжении с ним трудового договора.

Нормами ст. 424 ТК РФ установлено, что настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в# действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Несмотря на то что трудовые отношения между руководителем организации и организацией возникли еще до введения в действие ТК РФ, договор может быть расторгнут по правилам ТК РФ, так как указанное основание для расторжения договора появилось уже после вступления в действие нового Кодекса.

Вопрос. Вмючаются ли в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу суммы оплаты работникам за выполняемую ими периодически сверхурочную работу?

Ответ. На основании норм п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

При этом нормами п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу

по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 Кодекса.

Таким образом, в целях применения п. 3 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения должны быть классифицированы в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Нормами п. 3 ст, 255 Кодекса установлено, что расходами на оплату труда признаются начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, оплата за сверхурочную работу включается в расходы, уменьшающие налоговую базу при расчете налога на прибыль и на основании п. 1 ст. 236 Кодекса является объектом налогообложения единым социальным налогом.

Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Каков порядок снятия с налогового учета организации в случае наличия у нее недоимки по налогам и сборам?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно подп. 4 п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Н К РФ.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов,

причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ).

Пунктом 5 ст. 84 Н К РФ установлено, что в случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Согласно ст. 87 Н К РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (пла тельщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Таким образом, снятие с налогового учета организаций, в том числе и имеющих недоимку по уплате налогов и сборов, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГ-РЮЛ, ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ, после проведения налоговым органом по месту ее нахождения мероприятий налогового контроля. При этом ссылка налогового органа на невозможность проведения проверки налогоплательщика из-за нахождения юридических и налоговых документов в следственных органах не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку согласно п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы государ ственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.04.2002 № КА-40/1861-02).

Вопрос. Являются ли представительские расходы, осуществляемые некоммерческими организациями сверх норм, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан'и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 указанного Закона).

При этом на основании п. 2 ст. 24 названного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно п. 42 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ.

Абзацем 3 п. 2 ст. 264 НК РФ установлено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических

лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Кроме того, письмом МНС России от 29.01.2002 № 02-2-10/6-8951 «О налоге на прибыль» дано разъяснение, что норма, установленная п. 2 ст. 264 НК РФ, не применяется в отношении представительских расходов, осуществляемых некоммерчес-у кими организациями за счет целевых поступлений при осуществлении уставной деятельности.

Таким образом, представительские расходы коммерческих организаций в размере, превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли, не включаются. Что касается представительских расходов, осуществляемых некоммерческими организациями, то на них указанные положения не распространяются в случае, если такие расходы осуществляются за счет целевых поступлений от других организаций и (или) физических лиц на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Учитывая изложенное, представительские расходы, осуществляемые некоммерческими организациями за счет целевых поступлений как в пределах, так и сверх предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ размеров, объектом налогообложения по налогу на прибыль не признаются, поскольку целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности указанным налогом не облагаются на основании п. 2 ст. 251 НК РФ.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. В какой срок физическое лицо должно произвести уплату налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения?

Ответ. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогово-

го уведомления устанавливается МНС России. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 5 Закона от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования ил и дарения» уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.

В налоговом уведомлении на уплату налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (приложение № 2 к приказу МНС России от 15,03.2004 № БГ-3-04/198@) указано, что физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им налогового уведомления.

Таким образом, налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, должен быть уплачен физическим лицом в срок не позднее трех месяцев со дня вручения ему налогового уведомления.

Вопрос. У организации произошло закрытие одного из счетов. Нужно ли ставить об этом в известность налоговый орган по месту нахождения, учитывая положения ст. 23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ)?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 23 H К РФ налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Одновременно необходимо принять во внимание положения приказа МНС России от 02.04.2004 N9 САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах», согласно п. 1 которого утверждены формы сообщений, используемые при учете сведений о юридических и физических лицах.

Согласно форме №С-09-1 (Приложение N9 1), утвержденной вышеупомянутым приказом, МНС России рекомендует организации направлять в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение об открытии (закрытии) счета. Таким образом, организация обязана направить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о закрытии счета по форме N9 С-09-1, утвержденной приказом МНС России от02.04.2004 N9 САЭ-3-09/255@.

A.B. Тюрянова Советник налоговой службы II ранга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Правомерны ли действия организации, которая производит замену сотрудникам с вредными условиями труда (производство и переработка антибиотиков) бесплатного молока иными пищевыми продуктами (колбасными изделиями) без включения их стоимости в налогооблагаемую базу по Hüji02y на доходы физических лиц ?

Ответ. Согласно ст. 222 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 № 13 утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, перечень которых согласован с Минздравом России, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

Выдаваемые работникам продукты (колбасные изделия) в данном перечне не указаны, из чего еле дует, что выдаваемые организацией продукты являются доходом работников, полученным от организации в натуральной форме в соответствии с положениями ст. 211 Налогового кодекса РФ, и подлежат включению в налоговую базу по налогу на до-

ходы физических лиц. При этом в стоимость товаров включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость.

В результате данного нарушения организацией не были исполнены обязанности налогового агента по удержанию налога на доходы физических лиц с суммы продуктов (колбасных изделий). Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Кроме того, организация нарушила трудовое законодательство, а именно ст. 222 ТК РФ, за что ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ.

Вопрос. Входе выездной налоговой проверки уста-новлено, что организация в 2003 г. за период нахождения в командировке работника (с 15 по 20 мая 2003 г.) вышачива.т ему должностной оклад вместо среднего заработка, который впоследствии был включен в расчетный период среднего заработка при расчете его отпускных. Налоговым органом в акте выездной налоговой проверки отражено, что в результате неверного расчета отпускных работнику организацией искажен показатель себестоимости продукции, повлекший искажение налоговой базы по налогу на прибыль.

Действительно ли в указанном случае организация должна была производить расчет заработной маты за период нахождения работника в командировке исходя из средней заработной маты и чем это положение реыаментировано ?

Ответ. В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Исчисление среднего заработка регулируется ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержден-ным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 №213.

В соответствии с указанными нормативными документами расчет средней заработной платы работника за время командировки производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Нарушение положений ст. 139 ТК РФ привело-» к нарушению расчета отпускных работника.

Так, расчет отпускных производится на основе средней заработной платы за три предыдущих месяца. В соответствии с п. 4 названного выше Положения определены периоды, исключаемые из расчетного периода для подсчета среднего заработка: исключается время, а также начисленные суммы, когда работнику выплачивается или сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку в проверяемой организации дни, проведенные в командировке, из расчетного периода не исключались, средняя заработная плата за данный период рассчитывалась бухгалтерией с нарушением указанного Положения. В результате неверного расчета отпускных предприятием искажен показатель себестоимости продукции, что влечет искажение налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитывая изложенное, организация должна была производить расчет заработной платы за период нахождения работника в командировке исходя из средней заработной платы. При расчете средней заработной платы для оплаты отпускных организации необходимо исключать время, а также начисленные суммы, когда работнику сохранялся средний заработок в соответствии с ТК РФ.

Вопрос. Входе проведения выездной на.юговой проверки организации установлено, что она принимает к учету первичные документы по учету труда и его оплаты (например, формы приказов о приеме на работу; о предоставлении отпусков, графики отпусков), которые не соответствуют установленным унифицированным формам первичной документации. В указанном случае правомерны ли будут действия налогового органа по привлечению организации к налоговой ответственности за отсутствие первичных документов?

Ответ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 N9 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Это первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в указанных альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование;

дату составления;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 утверждены формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе:

№ Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;

№ Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»;

№ Т-7 «График отпусков» и другие формы документов.

Согласно положениям ст. 120 Н К РФ отсутствие первичных документов, на основании которых совершаются хозяйственные операции, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб., а если данное нарушение совершено в течение более одного налогового периода, — то 15 000 руб.

Таким образом, если первичные документы приняты налогоплательщиком к учету с нарушением вышеперечисленных требований, то налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку, вправе рассматривать данную ситуацию как отсутствие первичных документов, необходимых для отражения хозяйственной операции, а также привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

E.H. Исакина Советник налоговой службы РФ

II ранга

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Вправе ли отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) учитывать в составе задолженности суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленные организацией в течение второго полугодия 2003 г. по кодам бюджетной классификации 1010611 и 1010621 и направленные в январе 2004г. по решению налогового органа на погашение недоимки по уп.лате взносов на обязательное пенсионное страхование по кодам 1010610 и 1010620, образовавшейся в результате неправильного указания страхователем кода бюджетной классификации в платежном поручении?

Ответ. Согласно письму Минфина России от 23.01.2003 № 3-01-01/07-27 поступающие на счета органов федерального казначейства страховые взносы по кодам бюджетной классификации РФ:

1010610 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии;

1010611 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

1010620 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии;

1010621 — страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, подлежат перечислению в полном объеме на счета территориальных органов ПФР РФ. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос сийской Федерации» сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа ПФР.

Таким образом, суммы страховых взносов, ошибочно перечисленные страхователем по кодам бюджетной классификации 1010611 и 1010621, в любом случае поступают на счет территориального органа ПФР.

Вполне вероятно, что в данном случае территориальное отделение ПФР руководствуется письмом ПФР от 11.11.2002 № 03-25/10321. Согласно п. 6 письма сумма переплаты страховых взносов по одному из кодов бюджетной классификации в календарном году не подлежит зачету в счет суммы недоплаты в этом календарном году страховых взносов по другому коду бюджетной классификации. Но, во первых, в настоящее время это Письмо утратило силу на основании письма ПФР от 11.07.2003 №03-25/7340 «Об отмене Письма исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации», а во-вторых, положения данного документа противоречили действующему законодательству.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ). Поэтому по решению налогового органа на основании положений ст. 78 Н К РФ недоимка по взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся в том числе и в результате ошибки, при указании в платежном поручении кода бюджетной классификации была по гашена за счет сумм излишне уплаченных взносов

по кодам 1010611 и 1010621. Так как данные коды предназначены для перечисления страховых взносов в виде фиксированного платежа, а их уплачивают только индивидуальные предприниматели и адвокаты (п. 1 ст. 28, подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ), то, соответственно, организация вообще не должна перечислять какие-либо платежи по указанным кодам.

Кроме того, несмотря на то что зачет сумм взносов между кодами бюджетной классификации 1010611 - 1010610 и 1010621 - 1010620 был произведен налоговым органом только в январе 2004 г., фактически эти суммы поступали на счет территориального отделения ПФР в течение второго полугодия 2003 г. А согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа ПФР

К тому же включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФР от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФР данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год (п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407). Индивидуальные сведения о каждом работающем у неголице, включающие втом числе сведения о суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представляются работодателем один раз в год, но не позднее 1 марта (подп. 7 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Индивидуальные сведения за истекший расчетный период вносятся территориальным органом ПФР в лицевые счета застрахованных лиц до I мая (подп. «в» п. 57 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318). Таким образом, к моменту внесения индивидуальных сведений за 2003 г. в лицевые счета застрахованных лиц зачет сумм взносов между указанными кодами бюджетной классификации уже был произведен налоговым органом.

Поэтому, по нашему мнению, у территориального отделения ПФР отсутствуют основания для неза-

числения указанных сумм на лицевые счета застрахованных лиц и учета их в составе задолженности.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что спор между органами ПФР и страхователем по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета может быть разрешен в судебном порядке (ст. 18 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). "

Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на имущество организаций учебные корпуса, мастерские, спортивные за*гы, общежития и жилые дома, учитываемые на балансе образовательного учреждения?

Ответ. 1 января 2004 г. была введена в действие гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ, заменившая Закон РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (ст. 1 Федерального закона от 11.11.2003 № 139-Ф3). В соответствии с положениями этой главы объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. I ст. 374 НК РФ). Перечень объектов, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 381 НК РФ. Организации освобождены от налогообложения, в частности, в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НКРФ). Как следует изданного определения и положений п. 1 ст. 374 НК РФ, критерием для предоставления льготы по налогу на имущество организаций являются только характеристики самого имущества (движимое или недвижимое имущество — объект социально-культурной сферы, учитываемый на балансе в качестве объекта основных средств, используемый в соответствии с целевым назначением). Такие характеристики, как форма собственности и организационно-правовая форма организации, учитывающей это имущество на своем балансе в качестве объекта основных средств, в целях обложения налогом на имущество организаций в этом случае не учитываются.

Таким образом, учебные корпуса, мастерские и спортивные залы освобождаются от налогообложения в случае их использования соответственно для нужд образования, физической культуры и спорта.

В случае если жилые помещения общежитий, находящихся на балансе образовательного учрежде-

ния, предоставляются для проживания учащихся (студентов), на наш взгляд, эти общежития относятся к объектам социально-культурной сферы, используемым для нужд образования, по следующим основаниям.

Во-первых, действующее налоговое законодательство не содержит определения понятия объекта социально-культурной сферы, используемого для нужд образования. Перечень объектов социально-культурной сферы, установленный для целей налогообложения прибыли в ст. 275.1 НК РФ, не содержит объектов, используемых для нужд образования. Поэтому на основании положений п. 1 ст. 11 НК РФ допустимо использовать понятие «объект социаль-но-культурной сферы» в том значении, в котором оно содержится в других отраслях законодательства. Положение, в соответствии с которым возможно отнесение общежитий к объектам социально-культурной сферы, содержится, в частности, в п. 4 ст. 42 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». В подразд. 3 «Государственные и социальные гарантии обучающимся» разд. III «Направления реализации программы и ожидаемые результаты» Федеральной программы развития образования (утв. Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования») общежития поименованы в перечне организаций социально-культурного назначения.

Во-вторых, предоставление жилого помещения для проживания учащегося (студента) в период обучения является одним из условий получения им образования. Исходя из вышеизложенного представляется возможным отнести общежитие к объектам социально-культурной сферы, используемым для нужд образования.

Следует отметить временный характер льготы, предоставленной законодателем: п. 7 ст. 381 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2006 г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 № 139-Ф3).

Необходимо отметить, что перечень налоговых льгот может быть расширен при установлении на-

лога законом субъекта Российской Федерации, такое право субъекту Федерации предоставлено п. 2 ст. 372 НК РФ.

М.Н. Ахтанина

Вопрос. Обязательно ли оформление индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога на бумажных носителях или можно вести указанные карточки в электронном виде?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В целях реализации данного положения МНС России приказом от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 утвердило форму Индивидуальной карточки для учета названных сумм и Порядок ее заполнения. НК РФ и приказ МНС России № БГ-3-05/91 устанавливают обязанность налогоплательщика вести индивидуальную карточку по каждому физическому лиц>, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско-правовому и авторскому договорам. При этом ни один из названных документов не содержит указания на то, в какой форме - на бумажном носителе или в электронном виде - следует вести и хранить данную форму.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что организация имеет право заполнять и хранить индивидуальные карточки в электронном виде, однако рекомендуем при этом предусмотреть возможность вывода данных на бумажные носители.

Т.Г. Заграничная Издательство «Главная книга»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.