Научная статья на тему 'Консультация экспертов'

Консультация экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В каком порядке уплачивается налог с имущества, переходящего в порядке наследования, и государственная пошлина за получение свидетельства о праве на наследство при наследовании супругой жилого дома и автомашины от умершего супруга ? Учитывая, что уплата указанных платежей является обременительной для многих граждан, можно ли получить от них освобождение?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28мая 2004 г. № 04-04-10/24

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции сообщает следующее.

По вопросам размеров государственной пошлины за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство, освобождения от ее уплаты необходимо руководствоваться Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон).

В соответствии с подп. 19 п. 4 ст. 4 Закона за выдачу свидетельства о праве на наследство наследникам первой очереди, к которым относятся дети, супруги, родители, взимается государственная пошлина в размере 1 % от стоимости наследуемого имущества.

Согласно подп. 6 п. 5 ст. 5 Закона освобождаются от уплаты государственной пошлины граждане за выдачу свидетельства о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти наследники проживали совместно с наследодателем надень смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти.

Льгот по уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на транспортное средство, принадлежащее умершему супругу, данным Законом не предусмотрено.

Поэтому за получение свидетельства о праве на

наследство автомашины, находящейся в собственности умершего мужа, Вы должны уплатить государственную пошлину в размере 1 процента от стоимости наследуемой автомашины.

Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» освобождается от налогообложения имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, а также жилые дома, квартиры, если наследники проживали в этих домах, квартирах совместно с наследодателем на день открытия наследства.

В связи с этим супруга будет освобождена от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании автомашины.

Вместе с тем, учитывая, что уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, а также налога с имущества, переходящего в порядке наследования, является обременительной для граждан, в настоящее время в Государственной Думе готовятся к принятию во втором чтении проект федерального закона «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ (гл. 26 «Государственная пошлина»)», а также проект федерального закона «О внесении дополнений в разд. VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов, которыми предусмотрено снижение размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство в 3 раза, размеров ставок налога на наследование в 3 - 4 раза в зависимости от степени родства наследодателя и наследника.

Льготы, предусмотренные действующим законодательством о государственной пошлине и налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, при наследовании имущества, в проектах вышеназванных федеральных законов сохранены.

Вопрос. Моим мужем по завещанию его отца получен в наследство жилой дом. Правомерно ли требование на.юговых органов об уплате моим мужем (являющимся наследником первой очереди) налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, по ставкам, установленным для других наследников?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28мая 2004 г. № 04-04-10/25

В связи с письмом по вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, регулируется Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон).

Ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследуемого имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями, что обеспечивает социальную справедливость в перераспределении доходов граждан.

Действующим законодательством не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактически являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Из действующего Закона и гражданско-правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны применяться разные ставки налога (существенно различающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества.

В связи с этим, вызывает возражение позиция МНС России (Письмо МНС России от 11.01.2002 № 04-3-09/1210), согласно которой налоге имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещанию детьми, родителями, супругами должен исчисляться исключительно по ставкам, установленным для других наследников.

Руководствуясь ст. 19 и 57 Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в ряде его решений от 11.11.1997,

02.11.2000,07.02.2002 и 10.11.2002, ст. 3,21 -23 Налогового кодекса РФ и действующим Законом Российской Федерации «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», считаем, что при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества Вашим мужем по завещанию, должны применяться ставки налога, предусмотренные Законом как для наследников первой очереди, в круг которых входят дети.

Вопрос. Прошу дать разъяснения по вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию.

Гражданин завещал одной из двух своих дочерей дачу\ другой - квартиру. Правомерна ли позиция МНС России, согласно которой налог с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещанию детьми, родите.гями, супругами исчисляется по ставкам, установленным для других наследников?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 июня 2004 г. N9 04-04-10/29

В связи с письмом по вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию, Департамент налоговой и таможен-но-тарифной политики сообщает следующее.

Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, регулируется Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».

Ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследуемого имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями, что обеспечивает социальную справедливость в перераспределении доходов граждан.

Действующим законодательством не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактичес ки являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Из действующего Закона и гражданско-правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны

применяться разные ставки налога (существенно различающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества.

В связи с этим вызывает возражение позиция МНС России, согласно которой налоге имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещанию детьми, родителями, супругами должен исчисляться исключительно по ставкам, установленным для других наследников.

Руководствуясь ст. 19 и 57 Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в ряде его решений от 11.11.1997, 02.11.2000, 07.02.2002 и 10.11.2002, ст. ст. 3, 21 - 23 Налогового кодекса Российской Федерации и действующим Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», считаем, что при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества дочерями по завещанию должны применяться ставки налога, предусмотренные Законом для наследников первой очереди, в круг которых входят дети.

В настоящее время в Государственной Думе готовится к принятию во втором чтении проект федерального закона «О внесении дополнений в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов», которым предусмотрено установление размера налога на наследование или дарение в зависимости от степени родства независимо от того, как вступают наследники в наследство - по закону или по завещанию.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН

Вопрос. Просьба разъяснить, предусмотрены ли какие-либо льготы для пенсионеров по уплате земыь-ного налога и налога на имущество физических лиц.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 июня 2004 г. № 03-05-10/67

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, и по вопросу, относящемуся к компетенции Департамента, сообщает следующее.

1. В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог относится к местным налогам.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным.

Указанным Законом установлены средние ставки земельного налога по категориям земель, которые индексируются в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» начиная с 2003 г. земельный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

При этом согласно ст. 13 и 14 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков (в том числе в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога) в пределах суммы налога, остающегося в их распоряжении.

Таким образом, исходя из конкретных условий, вопрос об установлении налоговых льгот за земельные участки для отдельных категорий налогоплательщиков может быть самостоятельно решен на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, т.е. находится в компетенции соответствующих органов власти республики.

2. Налог на имущество физических лиц исчисляется и взыскивается в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Статьей 4 указанного Закона предусмотрены льготы по налогам. Так, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Для получения указанной льготы необходимо представить пенсионное удостоверение в налоговые органы.

Вопрос. Просьба разъяснить, в каком порядке будет уплачиваться налог с имущества, переходящего в порядке наследования, в случае наследования сыном по завещанию квартиры от умерших родителей. Предусмотрены ли законодательством какие-либо льготы или особые условия уплаты налога для малоимущих граждан?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 7 июля 2004 г. N9 03-06-10/42

В связи с обращением по вопросу взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию, Департамент налоговой и тамо-женно-тарифной политики сообщает следующее.

Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования, регулируется Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон).

Взимание налога предусматривается не со всей стоимости имущества, переходящего в порядке наследования, а за вычетом необлагаемого минимума.

Законом установлено, что налог взимается в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (далее - МРОТ).

Ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследуемого имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями, что обеспечивает социальную справедливость в перераспределении доходов граждан.

Так, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного размера МРОТ наследники первой очереди (дети, супруг, родители) уплачивают налог по самой низкой ставке: 5% от облагаемой стоимости наследуемого имущества. Наследники второй очереди (братья, сестры умершего, дедушка и бабушка) уплачивают налог по ставке 10% от этой же стоимости. Налог для всех прочих наследников составит 20% тоже от этой стоимости.

Закон предусматривает освобождение от уплаты налога тех граждан, которые принимали непосредственное участие в накоплении этого имущества. Так, от налогообложения освобождаются: имущество, переходящее в порядке наследования пережившему супругу, одним супругом другому независимо оттого, проживали супруги вместе или нет;

жилые дома (квартиры) и суммы паенакопле-ний в жилищно-строительных кооперативах, если тот, кто получает наследство, проживал в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем надень открытия наследства;

жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп, которые имели указанные группы инвалид-

ности на момент получения свидетельства о праве собственности на наследство.

Действующим законодательством не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактически являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Из действующего Закона и гражданско-правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны применяться разные ставки налога (существенно различающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества.

Руководствуясь ст. 19 и 57 Конституции РФ и действующим Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества сыном по завещанию должны применяться ставки налога, предусмотренные Законом как для наследников первой очереди, в круг которых входят дети.

Вместе с тем, учитывая, что уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования, является обременительной для граждан, в настоящее время в Государственной Думе готовится к принятию во втором чтении проект федерального закона, предусматривающий введение новой главы Налогового кодекса РФ «Налог на наследование или дарение», которой определено снижение размеров ставок налога на наследование в 3 - 4 раза в зависимости от степени родства наследодателя и наследника и независимо оттого, как вступают наследники в наследство - по закону или по завещанию.

Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму, которая в проекте значительно увеличена.

Льготы, предусмотренные действующим законодательством о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, при наследовании имущества, в проекте вышеназванного федерального закона сохранены.

Вопрос. Организация является районным отделением Всероссийского общественного объединения инвалидов, среди ее членов более 80% - инвалиды. Коммерческой деятельностью организация не занимается. Поступления организации - взносы от предприятий, уставный капитал которых сформирован на

100% данной организацией, и благотворительные перечисления. Имеет ли право организация перейти на УС НО? Что будет являться в данной ситуации объектом ныогообложения ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 июля 2004г. № 03-03-05/3/64

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения и сообщает следующее.

Статьей 346.12 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) определен исчерпывающий перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Организации, соответствующие требованиям вышеуказанной статьи, вне зависимости от организационно-правовой формы, имеют право перейти на применение упрощенной системы налогообложения.

Статьей 346.14 Кодекса предусмотрены два объекта налогообложения по единому налогу:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В случае если у организации за налоговый период не возникает доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 Кодекса, налоговая база равняется нулю, в связи с чем у организации не возникает обязательств по уплате налога.

Одновременно сообщаем, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны представлять налоговые декларации в налоговый орган вне зависимости от возникновения обязательств по уплате налога.

Вопрос. Управление федершьного казначейства просит разъяснить, облагаются ли ЕСНсредства федерального бюджета, выделенные организации на приобретение жилья дгя работников в целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 июля 2004 г. N9 03-05-04/96

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения единым социальным налогом средств, выделенных организации из федерального бюджета на приобретение жилья для работников в целях реализации Федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., и сообщает следующее.

Одной из главных задач Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675, является обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.

Приоритетной формой участия федерального бюджета в обеспечение жильем населения является поддержка категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья.

В целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. организациям выделяются средства из федерального бюджета для приобретения жилья своим сотрудникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указанные средства направляются на оплату части или полной стоимости квартиры.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Оплата за счет средств, выделенных организации из федерального бюджета, частично или полностью стоимости квартиры за работника производится не в качестве оплаты за его труд в организации, в которой он работает, а в качестве поддержки государством граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем.

Таким образом, по нашему мнению, средства федерального бюджета, выделяемые организациям, в том числе органам федерального казначейства, в целях реализации Федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. и направляемые на оплату части или полной стоимости квартиры за работника, не являются объектом налогообложения единым

социальным налогом, так как указанная оплата жилья за работника не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Разъясните, освобождается ли от обложения налогом на имущество организаций российская организация в отношении санатория, находящегося на ее балансе.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество являются, в частности, российские организации.

Согласно абз. 1 подп. 7 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Таким образом, при наличии у организации лицензии на оказание санаторно-курортных услуг из налоговой базы в соответствии с указанным абзацем исключается стоимость тех объектов социальной сферы, которые непосредственно используются организацией для оказания санаторно-курортных услуг.

Вопрос. В каком порядке следует исчи&гять земельный налог в отношении участка земли в случае перехода права собственности на указанный участок от одного лица к другому в марте 2004 г. ?

Ответ. В соответствии с ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Согласно ст. 15 указанного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Пунктом 1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижи-

мым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N9 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Пунктом 9 разд.II Инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» дано разъяснение, что в случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного '(бессрочного) пользования земельными участками от одного налогоплательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

Таким образом, основанием для начисления земельного налога является документ о государственной регистрации права собственности на земельный участок. В случае перехода права собственности на землю в течение года от одного лица к другому обязанность по исчислению и уплате земельного налога также переходит от одного лица к другому. При этом прежний собственник уплачивает налог с начала отчетного года по месяц (включительно), в котором он утратил права собственности на указанный земельный участок, а лицо, к которому переходят права на земельный участок, уплачивает налог за период начиная с месяца, следующего за месяцем перехода права собственности.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Организация не перечислила в бюджет сумму налога в срок, указанный в налоговом уведомлении, в связи с чем налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам организации, а

затем через 10 дней вынес решение о взыскании налога. Правомерны ли действия налогового органа ?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 76 Налогового кодекса РФ решение о приостановлении операций налого-плателылика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Таким образом, решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке (в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога) выносится одновременно с решением о взыскании налога.

Учитывая изложенное, действия налогового органа, выразившиеся в вынесении решения о приостановлении операций по счетам организации, являются неправомерными.

Вопрос. В организации проводится выездная налоговая проверкау в связи с этим налоговой инспекцией руководителю организации вручено требование о представлении документов со сроком исполнения два дня. Правомерны ли действия налогового органа в части установления двухдневного срока для его исполнения?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Таким образом, налоговый орган при проведении выездных налоговых проверок обязан устанавливать срок исполнения требований о представлении документов не менее пяти дней.

Учитывая изложенное, действия налогового органа в части установления двухдневного срока для исполнения организацией требования о представлении документов являются неправомерными.

A.B. Крашенинников Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Организация занимается изданием и реализацией журнала. Возможно ли использование квитанций по форме СП-2, утвержденной для организаций почтовой связи, при приеме в редакции денег от физических лиц за продажу журныа и за подписку на журнал ?

Ответ. Федеральным законом от 22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон) предусмотрено, что в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг за наличный расчет организации обязаны применять контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 2).

Пунктом 2 ст. 2 Закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Согласно письму Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления в связи с принятием Закона действуют утвержденные Минфином России формы документов строгой отчетности, которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Приказом Минфина России от 29.12.2000 № 124н утверждена форма СП-2 «Квитанция в приеме платы за подписку на газеты, журналы и книги». Письмом Минфина России от 23.08.2001 N° 16-00-24/70 определено, что утвержденные в установленном порядке формы документов строгой отчетности распространяются на все организации, занимающиеся теми видами деятельности, для которых данные формы были утверждены.

Таким образом, плата за подписку на журнал может осуществляться с использованием квитанций по форме СП-2. Их использование при приеме денежных средств за продажу журнала является неправомерным. При продаже журнала должна применяться контрольно-кассовая техника.

C.B. Гпадилин Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. На какую статью ТК РФ следует делать ссылку в трудовой книжке сотрудника, написавшего заявление об увольнении по собственному желанию, -на ст. 77, регулирующую общие основания прекраще-

ния трудового договора, или ст. 80, регулирующую расторжение трудового договора именно по инициативе работника (по собственному желанию) ?

Ответ. На основании норм ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

На основании п. 5.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2003 № 5219), при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пп. 4 и 10 этой статьи)), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт указанной статьи. Например: «Уволен по собственному желанию, п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Учитывая изложенное выше, при увольнении работника по собственному желанию в его трудовой книжке следует сделать ссылку именно на п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Вопрос. Насколько законны действия кадровой службы организации в части внесения в обязательном порядке в трудовые книжки работников записи о принятии их на работу с испытательным сроком?

Ответ. На основании норм ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Све-

дения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

В соответствии со ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания. Таким образом, условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре.

Так как в указанных выше статьях, а равно и в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, не предусмотрено произведения записи об испытательном сроке в трудовые книжки, действия кадровой службы организации не основаны на нормах трудового законодательства.

Вопрос. Новый сотрудник организации, отработав месяц, получил на руки заработную плату в размере, намного меньше того, который указан в подписанном сторонами трудовом договоре. При выяснении всех обстоятельств работнику бухгалтерией организации была представлена копия приказа о его назначении на должность, в котором указан именно тот размер оплаты труда, который был им получен (за минусом подоходного налога). Насколько законны действия администрации и что делать сотруднику в данной ситуации?

Ответ. Нормами ст. 68 ТК РФ установлено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что в нарушение норм ст. 22 и 68 ТК

РФ работник не был под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о его приеме на работу и по этой причине действия работодателя неправомерны.

Если права работника нарушены и работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, то на основании ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам.

Вопрос. Вправе ли работодатель инициировать включение в трудовые договоры условия, обязывающего сотрудников, одновременно работающих и пмучающих образование в вузе, в обязателыюм порядке отработать в организации после окончания обучения два года ?

Ответ. На основании норм ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться условия об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Так как условие об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока не относится к существенным условиям договора, данное условие может быть включено в трудовой договор исключительно по усмотрению сторон.

Вопрос. Я устраивался на работу. При наличии устной договоренности с кадровой службой я вышел на работу и отработал один день. Однако, придя на работу на следующий день, я узнал, что генеральный директор отказал мне в приеме на работу, ничем не мотивировав свой отказ и не сообщив по моей просьбе в письменной форме о его причине. Насколько это законно?

Ответ. Нормами ст. 64 ТК РФ установлено, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсут-

ствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Если соискатель посчитает отказ в заключении трудового договора необоснованным, на основании л гл.60 ТК РФ он имеет право обжаловать его в суд.

Вопрос. Наделен ли работодатель правом произвести удержание за неотработанные дни ежегодного отпуска из зарплаты сотрудника, увольняющегося в связи с восстановлением (на основании судебного решения) на работе работника, ранее выполнявшего эту работу?

Ответ. Нормами ст. 137 ТК РФ установлено, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться, в частности, при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. При этом удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в пп. 1, 2, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон, в частности, при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.

Таким образом, так как работник увольняется в связи с восстановлением (на основании судебного решения) на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, работодатель не наделен правом производить соответствующие удержания из зарплаты работника за неотработанные им дни ежегодного оплачиваемого отпуска.

Вопрос. Может ли работодатели привлечь к дисциплинарной ответственности бригаду работников, отказавшихся выйти на работу для выполнения сверхурочных работ ?

Ответ. Порядок привлечения работников к сверхурочной работе определен ст. 99 ТК РФ. Так, в соответствии с нормами указанной статьи сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Данной же статьей приведены случаи, когда возможно по инициативе работодателя привлечение работников к сверхурочным работам.

При этом следует учитывать, что привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника.

Таким образом, если от работников работодателем не было получено согласие (в письменном виде) на выполнение сверхурочных работ, то есть за отсутствие такого согласия (опять же письменного), расцениваемого как отказ от выполнения сверхурочных работ, работодатель не имеет права привлечь работников к дисциплинарной ответственности.

Вопрос. Для оформления досрочной пенсии работнику потребовалась трудовая книжка. Однако работодатель проигнорировал просьбу работника о выдаче ему на руки на пару дней не только самой трудовой книжки, но и соответствующей выписки из нее. Насколько это правомерно? Может ли работодатель выдавать выписки из трудовых книжек на агатной основе?

Ответ. На основании ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании норм ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

При прекращении трудового договора работодатель обязан выдать работнику в день увольнения

(последний день работы) трудовую книжку и по письменному заявлению работника копии документов, связанных с работой.

Так как на основании норм ст. 62 ТК РФ и в соответствии с п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 06.02.2004), работодатель обязан безвозмездно по письменному заявлению работника не позднее трех дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки, то отказ выдать работнику (при наличии его письменного заявления) на руки выписку из его трудовой книжки следует считать неправомерным.

Вопрос. Насколько законны и правомерны действия работодателя в части применения к работникам дисциплинарного взыскания в виде понижения заработной п,1аты?

Ответ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель на основании норм ст. 192 ТК РФ имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Учитывая, что нормами ст. 192 ТК РФ не предусмотрен такой вид дисциплинарного взыскания, как понижение заработной платы, действия работодателя в рассматриваемом случае следует считать неправомерными.

Кроме того, следует учитывать, что на основании норм ст. 57 ТК РФ существенными условиями трудового договора являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки ил и должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), которые согласно предпоследнему абзацу ст. 57 ТК РФ могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Вопрос. Насколько законны действия работодателя при отказе установить неполную рабочую неделю работнику; воспитывающему сыновей-близнецов в возрасте 3,5 года ?

Ответ. Нормами ст. 93 ТК РФ установлено не право, а именно обязанность работодателя устанавливать неполную рабочую неделю по просьбе одно-

го из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Учитывая нормы ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, и нормы ст. 93 ТК РФ, отказ работодателя в установлении сотруднику неполной рабочей недели не является правомерным и может быть обжалован сотрудником как в комиссию по трудовым спорам на основании ст. 385 ТК РФ, так и в суд на основании ст. 391 ТК РФ.

Вопрос. Вменена ли работодателю нормами действующего трудового законодательства обязанность по заключению коллективного договора? К какой ответственности может быть привлечен работодатель за отсутствие в организации коллективного договора?

Ответ. Нормы ст. 21 и 22 ТК РФ предусматривают исключительно права, а не обязанности работника и работодателя заключать коллективный договор.

В том случае, если ни работодатель, ни трудовой коллектив не изъявят желания заключить коллективный договор, а ограничатся только обязательными трудовыми договорами, никакой ответственности за то, что коллективного договора в организации нет, работодатель нести не может.

Пока ни одна из сторон не инициировала самостоятельного заключения коллективного договора, существует лишь право на его заключение. Обязанности же у работодателя возникают только после официального письменного уведомления от работников о начале коллективных переговоров.

Нормами ст. 54 ТК РФ установлено, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

То есть привлечь к административной ответственности за нарушения, связанные с коллективным договором, трудовая инспекция может только работодателя и только в том случае, если он уже получил уведомление от работников с предложением о начале коллективных переговоров и допустил соответствующее нарушение (необоснованно отказался от заключения коллективного договора или уклонился от участия в коллективных переговорах).

Так, на основании ст. 5.28 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга

КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Вопрос. Организация приобретает для своих работников путевки в дом отдыха. Надо ли в этой связи удерживать НДФЛ с работников и уплачивать ЕСН?

Ответ. В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в частности за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, освобождаются от налогообложения НДФЛ.

Как видно, необходимым условием для льготирования названных доходов работников является наличие у дома отдыха статуса санаторно-курортного или оздоровительного учреждения.

С 01.01.2003 введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N9 454-ст, согласно которому деятельность пансионатов и домов отдыха (подгруппа 55.23.2) отнесена к классу 55 «Гостиницы и рестораны», в свою очередь деятельность санаторно-курортных учреждений (подгруппа 85.11.2) включена в класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».

При этом ранее действовавший Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976, относил дома отдыха к оздоровительным учреждениям (код 91610).

Таким образом, начиная с 2003 г. стоимость приобретаемых для работников организации путевок в дома отдыха, не являющиеся санаторно-курортны-ми или оздоровительными учреждениями, включается в доход работника и облагается НДФЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) в пользу работников не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у организаций указанные выплаты не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 29 ст. 270 НК РФ расходы организации на оплату путевок на лечение или отдых, произведенные в пользу работников, не уменьшают доходы текущего отчетного (налогового) периода в целях исчисления налога на прибыль.

Следовательно, ЕСН указанные суммы облагать не следует.

Вопрос. Можно ли при решении вопроса о налогообложении НДФЛ стоимости санаторно-курортных путевок, выдаваемых работникам - инвалидам по зрению организации, не являющейся плательщиком налога на прибыль, руководствоваться положениями п. 22 ст. 217 НК РФ?

Ответ. В соответствии с п. 22 ст. 217 НК РФ суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов не подлежит обложению НДФЛ.

Налоговым законодательством понятие «реабилитация инвалидов» не определено. В таком случае в силу ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к поняти-

ям и терминам других отраслей законодательства РФ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. При этом в числе основных направлений реабилитации инвалидов прямо названо санаторно-курортное лечение.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации доходы инвалидов в виде стоимости путевок на санаторно-курортное лечение могут быть, на наш взгляд, отнесены к необлагаемым на основании п. 22 ст. 217 НК РФ.

Э.А. Мищенко

Вопрос. Должна ли организация применять ККТ при взимании с работника п,гаты за бланк трудовой книжки?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Понятие «товар» раскрывается в ст. 38 Налогового кодекса РФ, согласно которой товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Трудовые книжки приобретаются работодателем не с целью дальнейшей реализации. Приобретение и ведение трудовых книжек является обязанностью работодателя, установленной ст. 65,66 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, плата, взимаемая с работника при выдаче ему трудовой книжки или вкладыша в нее, лишь покрывает расходы работодателя на их приобретение (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225).

Таким образом, считаем, что при получении от работника денежных средств при выдаче ему трудовой книжки или вкладыша в нее обязанности по применению ККТ у организации не возникает.

E.H. Колдышева

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Организация вымачивает сотруднику компенсацию за использование личного моби^гьного телефона в служебных целях. Облагаются ли данные выплаты НДФЛ?

Ответ. По мнению сотрудников Минфина России, высказываемому в устных консультациях, подобные компенсационные выплаты подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. Эта позиция основана на том, что от налогообложения освобождаются только доходы в виде компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов работников, выплачиваемых в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 217 НК РФ). При этом из толкования данного положения НК РФ сотрудниками Минфина России следует, что такие нормы должны быть установлены только компетентным государственным органом. В качестве примера приводятся нормы компенсаций, выплачиваемых работникам за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N9 92). Не исключено, что эту точку зрения сотрудников Минфина поддержат и сотрудники налоговых органов.

На наш взгляд, с такой позицией по данному вопросу можно не согласиться.

В п. 3 ст. 217 НК РФ говорится о нормах, установленных в соответствии с законодательством. Обязанность работодателя выплатить работнику компенсацию при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работника предусмотрена ст. 188 Трудового кодекса РФ. Этой же статьей предусмотрено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Таким образом, пределы компенсации, определенные в соглашении сторон трудового договора, и будут являться нормой, установленной в соответствии с ТК РФ, то есть в соответствии с законодательством.

Кстати, нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N° 92, установлены именно для целей исчисления налога на прибыль организаций, а не налога на доходы физических лиц.

К тому же, компенсируя затраты сотрудника, связанные с использованием личного мобильного телефона в производственных целях, работодатель возмещает только расходы сотрудника, произведенные им в связи с исполнением своих трудовых обя-

занностей. Таким образом, в данной ситуации сотрудник никакого дохода (экономической выгоды) не получает (ст. 41, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, если выплата компенсации за использование сотрудником личного мобильного телефона в служебных целях, ее размер или порядок его определения предусмотрены трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) с сотрудником, такая выплата не облагается НДФЛ.

Как видим, в данном случае ситуация может быть спорной. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 НК РФ).

Вопрос. На основании результатов проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении нашей организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неправомерном включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль9 сумм обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов. Правомерно ли это решение?

Каким образом организации следует учитывать указанные платежи для целей налогообложения прибыли в да,1ьнейшем?

Л-

Ответ. Обязанность квотирования рабочих мест для инвалидов установлена для всех организаций (кроме общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций), численность работников в которых превышает 30 человек. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели обязаны вносить в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее - Закон). Главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ порядок отнесения расходов на обязательную плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли однозначно не урегулирован.

Спорной остается и правовая природа данных отчислений.

Так, в письме УМ НС России по г. Москве от 27.04.2002 N9 26-12/20483 высказывается мнение, что обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы как пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ). Аналогичной точки зрения на правовую природу указанной платы придерживался и Минфин России (письмо от 26.08.1998 №04-02-05/2).

На наш взгляд, эта позиция представляется весьма спорной. Санкция - это правоохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия. Напомним, что обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты вносится работодателем в бюджет субъекта РФ самостоятельно не только в случае нарушения действующего законодательства - невыполнения установленной квоты, но и в случае, если выполнить установленную квоту невозможно (ст. 21 Закона). Таким образом, обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты не является санкцией, так как обязанность по ее внесению не связана с совершением правонарушения и вносится организацией^ бюджет самостоятельно.

Но обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты не является и налогом (ст. 1, 8 НК РФ, ст. 19 - 21 Закона РФ 27.12.1991 N9 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), поэтому ее нельзя отнести к расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Хотя по своим признакам обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты наиболее близка именно к налогам. Данная плата - обязательна, индивидуально безвозмездна, взимается с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. По своему смыслу данная плата аналогична существовавшему в СССР так называемому налогу

на бездетность (установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.11.1941 «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР»).

В состав внереализационных расходов организаций, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Расходами, в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). И, на наш взгляд, суммы внесенной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты могут быть включены организацией в состав внереализационных расходов организации. Этот платеж - документально подтвержден и обоснован, так как установлен действующим законодательством.

При возникновении спора об обоснованности включения сумм обязательных платежей в состав внереализационных расходов организации при исчислении налога на прибыль налоговые органы, скорее всего, будут обосновывать неправомерность таких действий налогоплательщика утверждением, что данные расходы не отвечают критерию, установленному п. 1 ст. 252, в части направленности на получение дохода. Однако внесение обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, так же как налогов, сборов и других подобных обязательных отчислений в бюджеты любого уровня, необходимо именно для осуществления организацией своей деятельности, в том числе и направленной на получение дохода. В ином случае деятельность организации становится нелегитимной, что влечет для нее ряд неблагоприятных последствий. Если организация добровольно не вносит обязательную плату за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости РФ вправе обратиться в суд с иском о взыскании этих платежей. В такой ситуации, кроме сумм взысканной обязательной платы за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов, с организации могут быть взысканы судебные расходы, понесенные территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости РФ и сумма государственной пошлины (пп. 2, 3 ст. 110 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как видим, ситуация может быть спорной, поэтому организации с учетом изложенной выше информации необходимо самостоятельно принять решение, учитывать или нет в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы в виде обязательной платы за невыполнение

условий квотирования рабочих мест для инвалидов. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в данной ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты, действия или бездействия в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137,138НКРФ).

М.Н. Ахтанина

Вопрос. Подлежит ли организация привлечению к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Законодательство РФ не дает прямого ответа на вопрос о том, является ли правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ, несвоевременное представление в налоговый орган декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим возможны различные подходы к решению указанного вопроса.

Первая точка зрения основывается на следующем. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N° 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Объектом обложения страховыми взносами и базой для исчисления страховых взносов согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N° 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ.

В п. 6 ст. 24 Федерального закона N° 167-ФЗ

предусмотрено, что страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России. Форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование утверждена приказом МНС России от 26.12.2002 N° БГ-3-05/747 и по своему содержанию и назначению отвечает понятию, данному в ст. 80 и 243 Кодекса, то есть содержит сведения, необходимые для целей налогообложения по уплате единого социального налога.

Кроме того, нормы Федерального закона N° 167-ФЗ (пп. 2, 6 ст. 24) разграничивают расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и декларацию, исходя из этого делается вывод о том, что декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование соответствует определению налоговой декларации, приведенному в ст. 80 НК РФ.

Таким образом, исходя из вышеизложенных аргументов непредставление в установленный законодательством срок декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование содержит состав правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.

Эта позиция поддержана, в частности, постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 05.01.2004 N° Ф04/45-1335/А70-2003, Волго-Вятского округа от 23.03.2004 N° А43-11334/2003-16-515.

Вторая точка зрения состоит в том, что согласно п. 1 ст. 80 Н К РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Государственное страхование производится за счет двух источников: федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. Страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога (п. 3 ст. 9 Федерального закона N° 167-ФЗ).

Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии, представляя собой индивидуально возмездные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере взносов, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах, не

относятся к налогам. Кроме того, они отсутствуют в действующем перечне налогов, установленном ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1.

Исходя из этого декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не является налоговой декларацией, а следовательно, за ее непредставление в установленные сроки неправомерно применять ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 119 НК РФ.

Указанное мнение, в частности, высказано в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 № Ф04/3616-1148/А27-2003, Северо-Западного округа от 17.09.2003 № А56-14456/03, Волго-Вятского округа от 13.01.2003 № А82-231/02-А/З.

УМНС России по Московской области в письме от 25.11.2003 № 05- 15/Я515 также отметило, что декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не является налоговой декларацией и поэтому ст. 119 НК РФ не может быть применена.

Однако налогоплательщику следует учесть, что, поскольку декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование содержит сведения, необходимые для целей налогового контроля (сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 243 НК РФ)), за непредставление декларации в установленный срок к организации может быть применена ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ. Кроме того, должностные лица организации могут также привлекаться к административной ответственности по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Т. Г. Заграничная

Вопрос. Начисляются ли страховые взносы на обязательное социа/1ьное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты в размере 2/3 средней заработной платы, производимые работникам за время вынужденного простоя по вине работодателя ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

В соответствии со ст. 3, под п. 2 п. 2 ст. 17 Феде-

рального закона N° 125-ФЗ страхователи - юридические лица обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

На основании ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).

Статья 129 ТК РФ определяет оплату труда как систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработной платой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

В соответствии с п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765, страховые взносы не начисляются на суммы, уплаченные в возмещение расходов работникам, и иные компенсационные выплаты.

Компенсации, в силу ст. 164 ТК РФ, - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Однако выплаты за простой не связаны с возмещением работникам каких-либо затрат, не являются компенсацией и не включены в Перечень.

В связи с этим на выплаты, производимые работникам за время вынужденного простоя по вине работодателя, должны начисляться взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Аналогичная точка зрения содержится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2003 № А17-1232/5-1375/5.

С.С. Лысенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.