Вопрос - ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Правомерно ли требование налоговой инспекции об уплате дочерью наследодателя налога с имущества, переходящего в порядке наследования, по ставке, установленной для других наследников, в связи с тем что наследуемое имущество переходит по завещанию ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 4 марта 2004 г. № 04-04-10/05
В связи с письмом по вопросу исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Налогообложение имущества, переходящего по наследству, регулируется Законом Российской Федерации от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон).
В соответствии со ст. 3 Закона ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследственного или даримого имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак -определенная степень родства между наследниками и наследодателями, что обеспечивает социальную справедливость в перераспределении доходов граждан.
Действующим законодательством не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактически являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Из действующего Закона и гражданско-правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны применяться разные ставки налога (существенно различающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества.
В связи с этим вызывает возражение позиция МНС России (письмо МНС России от 11.01.2002 № 04-3-09/1210), согласно которой налоге имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещаниюдетьми, родителями,
супругами должен исчисляться исключительно по ставкам, установленным для других наследников.
Руководствуясь ст. 19 и 57 Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений от 11.11.1997, 02.11.2000, 07.02.2002 и 10.11.2002, ст. 3, 21 - 23 Налогового кодекса РФ и действующим Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», считаем, что при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, для дочери наследодателя должны применяться ставки налога, предусмотренные Законом как для наследников первой очереди, в круг которых входят дети.
Руководитель Департамента налоговой политики А. И. Иванеев
Вопрос. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 № 84 внесены изменения и дополнения в состав показателей счета-фактуры - добавлены код причины постановки (КПП), расшифровка Ф.И.О. руководите.1я, главного бухгалтера или индивидуыь-ного предпринимателя.
Однако Налоговый кодекс РФ таких требований не устанавливает. В нем четко перечислены все необходимые для счета-фактуры реквизиты (п. 5 ст. 169 ПК РФ), и в этом перечне нет такого показателя, как КПП. В ПК РФ нет также требования расшифровки подписей (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Признать счет-фактуру недействительным можно, только если отсутствует показатель, установленный Кодексом (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Просим дать разъяснение: является ли счет-фак-тура недействительным, если в нем отсутствует показатель КПП, а также расшифровка подписей руководителя, главного бухгалтера или индивидуального предпринимателя?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 апреля 2004 г. N9 04-03-11/54
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу необходимости указания в счетах-фактурах кода причины постановки на учет и расшифровки подписей лиц, ответственных за
оформление счета-фактуры, и сообщает следующее.
Как правомерно указывается в письме, согласно п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в состав реквизитов счетов-фактур включены идентификационные номера налогоплательщика и покупателя товаров (работ, услуг).
На основании п. 7 ст. 84 Кодекса идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке на учет в налоговом органе и является единым по всем видам налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В связи с особенностями учета указанных организаций приказом МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» предусмотрено, что в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика вводится код причины постановки на учет.
Таким образом, код причины постановки на учет является дополнением к идентификационному номеру налогоплательщика.
Что касается расшифровки подписи руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, то согласно п. 6 ст. 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
По нашему мнению, в состав реквизита «Подпись» включается как личная подпись, так и ее расшифровка (инициалы, фамилия), что подтверждается рядом нормативных и рекомендательных документов, втом числе Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н (зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2003 № 5252) и разработанными на основе Федерального закона от 21.11.1996 N5 129-ФЗ «О бух-
галтерском учете», а также ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятым постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.
Таким образом, дополнения, внесенные в форму счета-фактуры постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N? 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N9 914», о необходимости указания кода причины постановки на учет, а также расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, по нашему мнению, вышеуказанным нормам пп. 5 и 6 ст. 169 Кодекса не противоречат.
Согласно п. 2 ст. 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пп. 5 и бет. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N9 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что указанное постановление Правительства РФ от 16.02.2004 N9 84 официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 23.02.2004, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004 г.ив котором отсутствует код причины постановки на учет, а также расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики
H.A. Комова
Вопрос. Организация, оказывающая медицинские услуги, сдает в аренду часть основных средств, которые используются арендаторами как в целях здравоохранения, так и в других целях. В составе объектов основных средств организации также имеются административные помещения и расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом
управления. Подлежат ли освобождению от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 7ст. 381 ПК РФ основные средства медицинской организации, сдаваемые в аренду,\ а также основные средства, используемые аппаратом управления ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 апреля 2004 г. N9 04-05-06/36
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс), и сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в частности, для нужд здравоохранения.
Организации, оказывающие медицинские услуги на основании лицензии, вправе применять указанную льготу в отношении конкретных объектов основных средств, учитываемых на их балансе и используемых ими для нужд здравоохранения.
В связи с этим основным условием уменьшения балансовой стоимости имущества организации на стоимость объекта социально-культурной сферы, используемого для нужд здравоохранения, является сам факт его использования организацией балансодержателем по целевому назначению.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
В случае если объект социально-культурной сферы, ранее использовавшийся самой организацией для нужд здравоохранения, сдается в аренду (т.е. не используется самой организацией для нужд здравоохранения), то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от целей его использования арендатором.
К льготируемым объектам в соответствии с вышеназванной нормой ст. 381 Кодекса, по нашему мнению, могут быть отнесены административные помещения, а также расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом управления и находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым
функциям с льготируемыми объектами, непосредственно участвующие в процессе создания и оказания услуг в области здравоохранения.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики
Л.И. Салина
Вопрос. В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 ПК РФ не подлежат обложению ПДС операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жшищном фонде всех форм собственности. Просим разъяснить, что подразумевается под такими услугами: услуги по найму жилого помещения, услуги по содержанию и ремонту жилья для нанимателей и собственников жилья?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 апреля 2004 г. № 04-03-09/13
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности и сообщает следующее.
Как правомерно указывается в письме, в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно ст. 671 Гражданского кодекса РФ предоставление собственником жилого помещения или уп-равомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения.
Таким образом, в рамках указанной нормы подп. 10 п. 2 ст. 149 Кодекса плата за наем жилья освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда и иных услуг, оказываемых жи-лищно-эксплуатационными или другими организациями, обеспечивающими надлежащее содержание мест общего пользования общего имущества жилого дома, как нанимателям, так и собственникам жилья, то, по нашему мнению, операции по реализации таких услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Налоговый орган вынес решение о применении к организации налоговой ответственности на основании п. 3 ст. 120 ПК РФ. В акте налоговой проверки указано, что в результате отсутствия первичных документов организацией была занижена налоговая база. Оргшшзацией предстамен акт комиссии, согласно которому первичные документы были уничтожены в результате пожара. Из протокам осмотра места происшествия следует, что основная часть первичных документов хранилась на столе в кабинете бухгалтерии, на котором находился компьютер, ставший источником возгорания. Организация считает, что отсутствие ее вины исключает применение к ней налоговой ответственности. Является ли решение налогового органа о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах правомерным ?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза или более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета ил и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Пунктом 1 ст. 110 НК РФ установлено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности несет руководитель организации (ст. 17 данного Закона).
Согласно п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105, первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Сохранность первичных документов обеспечивает главный бухгалтер.
В нарушение установленного порядка первичные документы хранилась на столе в кабинете бухгалтерии, на котором находился компьютер, ставший источником возгорания.
Таким образом, вина организации состояла в нарушении установленного порядка обеспечения сохранности первичных документов, т.е. грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
Следовательно, решение налогового органа о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах является правомерным.
Л.А. Брандт Советник налоговой службы РФ III ранга
Вопрос. От чего зависит ветчина страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и может ли она изменяться?
Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N? 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, на 12.
При этом в случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере, а именно 1 800 руб. за расчетный (календарный) год.
В. И. Гавришова Советник налоговой службы РФ III ранга
Вопрос. Садоводческий кооператив заключил с физическим лицом трудовой договор о ведении им бухгалтерского учета кооператива и оплату его услуг
производит за счет членских взносов. Обязан ли садоводческий кооператив уплатить единый социальный налог с сумм, выплачиваемых физическому лицу?
Ответ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членские взносы - это денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Учитывая изложенное, суммы, выплаченные садоводческим кооперативом за счет членских взносов физическому лицу в оплату его услуг по ведению бухгалтерского учета по заключенному трудовому договору, единым социальным налогом не облагаются.
A.B. Крашенинников Советник налоговой службы РФ Ш ранга
Вопрос. Должен ли ншогоплатмьщик представлять в налоговый орган заполненное заявление о снятии с учета в случае изменения своего местонахождения?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 84 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), в случае если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, для организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям п. 5 ст. 84 Кодекса в случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
Таким образом, заявление о снятии с учета в налоговом органе в случае изменения местонахождения налогоплательщика-организации не представляется, так как снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
A.B. Тюря нова Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Насколько законно издание работодателем приказа (с занесением записи о выговоре в трудовую книжку) в случае ненадлежащего исполнения сотрудником трудовых обязанностей, если объяснения от сотрудника не были получены до ознакомления последнего с указанным приказом?
Ответ. На основании норм ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расп иску в течен ие трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
На основании ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Учитывая изложенное и то, что объяснения у работника фактически не были получены до издания приказа об объявлении ему выговора, данный приказ является незаконным и сведения о наложении взыскания в виде объявленного выговора не должны вноситься в трудовую книжку сотрудника.
Вопрос. Я отработала в организации три месяца и вдруг узнаю, что на должность, занимаемую мной, восстановлен судом прежний работник, незаконно уволенный с этой должности. Что должен в данном случае сделать работодатель ?
Ответ. К одному из оснований прекращения трудового договора согласно п. 10 ст. 77 Трудового кодекса РФ относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
К таким обстоятельствам на основании п. 2 ст. 83 ТК РФ относится восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.
Прекращение трудового договора по основанию, указанному в п. 2 ст. 83 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Таким образом, при увольнении работника по данному основанию следует предложить ему другую работу в той же организации, и если работник не дает согласия на перевод на предлагаемую ему должность, он подлежит увольнению.
При этом следует учитывать, что работникам при расторжении трудового договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, на основании норм ст. 178 ТК РФ работодатель должен выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Кроме того, необходимо учитывать, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Вопрос. Работодатель установи продолжительность обеденного перерыва 15 мин, аргументировав это тем, что такого времени вполне достаточно для приема пищи. Правомерны ли такие действия работодателя?
Ответ. На основании ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.
Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
Учитывая изложенное, перерыв для отдыха и приема пищи не может быть менее 30 мин и действия работодателя в случае установления такого перерыва продолжительностью менее указанного времени являются нарушением трудового законодательства.
Вопрос. Сотруднику, уволенному из организации в связи с проведением процесса сокращения численности, задержки выдачу трудовой книжки. Имеет ли он право на возмещение моршьного вреда ?
Ответ. На основании ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки.
Причинение морального вреда должно быть доказано работником, и доказательствами могут являться заболевание, нравственные страдания, обусловленные невозможностью трудоустроиться, и т.п.
В соответствии с нормами ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Вопрос. Сотрудник, имеющий большую задолженность вследствие причиненного организации ущерба, собирается увольняться по собственному желанию. Ранее сотрудник дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но впоследствии отказался возместить указанный ущерб. Вправе ли работодатель отказать сотруднику в расторжении трудового договора по инициативе последнего до погашения им всей задолженности ?
Ответ. Нормами ст. 80 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
На основании ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом следует учитывать, что под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя
или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
За причиненный ущерб согласно ст. 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Учитывая изложенное, работодатель не вправе отказать сотруднику в увольнении по собственному желанию и может взыскать с него непогашенную задолженность, обратившись с исковым заявлением в судебные органы.
Вопрос. Я уволилась из организации по собственному желанию. Получив на руки трудовую книжку, обнаружила, что там сделана запись, не соответствующая основанию увольнения по собственному желанию, в частности о том, что я уволена по ст. 80 ТК РФ. Насколько это правильно?
Ответ. На основании ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Основания прекращения трудового договора определены в ст. 77 ТК РФ.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225.
Так как на основании п. 15 указанных Правил при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пп. 4 и 10 этой статьи)), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт указанной статьи, при прекращении трудового договора по инициативе работника кадровой службой организации в трудовую книжку должна быть внесена запись об увольнении по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
Вопрос. Будучи в ежегодном отпуске, я зaбoлeJla, не использовав при этом часть отпуска. Насколько правомерны действия руководства, собирающегося в связи с производственной необходимостью обязать меня выйти на работу непосредственно после выздоровления без моего согласия?
Ответ. На основании ст. 124 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен, в частности в случае временной нетрудоспособности работника.
Отзыв работника из отпуска согласно нормам ст. 125 ТК РФ допускается только с его согласия. При этом не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Следует учитывать, что не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так как срок отпуска автоматически удлиняется на число календарных дней нетрудоспособности сотрудника и работник может быть отозван из отпуска только с его согласия, действия работодателя, собирающегося обязать сотрудника выйти на работу непосредственно после выздоровления без его согласия на это, будут неправомерными.
Вопрос. Руководство организации вынудило некоторых сотрудников уволиться по собственному желанию. Как они могут защитить свои права и куда следует обжаловать приказы об увольнении?
Ответ. На основании норм ст. 381 и 382 Трудового кодекса РФ индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам определен в ст. 387 ТК РФ.
При этом на основании норм ст. 389 ТК РФ решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
При этом следует обратить внимание на нормы ст. 391 ТК РФ, в соответствии с которыми в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профес-
сионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
В частности, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Также необходимо учитывать, что согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Вопрос. Насколько правомерны действия работодателя при обязывании выходить па работу в ночную смену сотрудниц, имеющих маленьких детей в возрасте до трех лет?
Ответ. На основании ст. 96 Трудового кодекса РФ к работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
При этом законодателем сделан акцент на то, что женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Таким образом, только при наличии двух условий: письменного согласия сотрудниц и если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в со-
ответствии с медицинским заключением - сотрудницы, имеющие детей в возрасте до трех лет, могутпри-влекаться для выполнения работ в ночное время.
Вопрос. Будет ли стоимость выданной организацией специальной одежды своим работникам по нормам, установленным коллективным трудовым договором или индивидуальными трудовыми договорами, подлежать обложению единым социальным налогом?
Ответ. Объектом налогообложения по единому социальному налогу согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрено, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуп-равления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.
Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты.
Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 № 51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила).
Действие указанных Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных настоящим Постановлением, распространяется на работников всех организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых
форм, профессии и должности которых предусмотрены в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты, утверждаемых постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с указанными Правилами типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.
На основании п. 6 Правил в тех случаях, когда средства индивидуальной защиты не указаны в типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обложению единым социальным налогом не подлежит стоимость специальной одежды, выдаваемой в пределах типовых отраслевых норм.
Стоимость специальной одежды, не предусмотренной типовыми отраслевыми правилами и выдаваемой в соответствии с п. 6 Правил, подлежит обложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.
Вопрос. Сотрудник организации находится под следствием за совершенное экономическое преступление (мошенничество), мерой пресечения для которого на время бедствия избрано содержание под стражей в бедственном изоляторе. Вправе ли мы его уволить по основанию п. 4 ст. 83 ТК РФ?
Ответ. В соответствии с нормой ст. 77 Трудового кодекса РФ основаниями прекращения трудового договора являются, в частности, обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Так, к одному из таких обстоятельств согласно п. 4 ст. 83 ТК РФ относится осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней
работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
На основании п. 42 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) содержание под стражей - пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.
На основании норм ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.
При этом согласно ст. 392 УП К РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 Уголовного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, до момента вступления в законную силу приговора суда увольнение сотрудника по основанию п. 4 ст. 83 ТК РФ осуществить нельзя.
Вопрос. Допустившему дисциплинарный проступок сотруднику было объявлено взыскание. Насколько это законно, если никаких объяснений у него не затребовании и взыскание было объявлено по истечении двух месяцев с момента совершения им дисциплинарного проступка ?
Ответ. Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст. 193 Трудового кодекса РФ. Так, на основании норм указанной статьи до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме.
В случае отказа работника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
При этом дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки фи-нансово-хозяйственной деятельности или аудитор-
ской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Учитывая изложенное и принимая во внимание нормы ст. 22 ТК РФ, работодателем при наложении на работника дисциплинарного взыскания должен быть точно соблюден установленный ст. 193 ТК РФ порядок наложения на работника дисциплинарного взыскания. В ситуации, если работодателем такой порядок не соблюден или нарушен, наложение взыскания незаконно и может быть обжаловано работником.
Т. А. Савина Советник налоговой службы II ранга
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Включаются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в налоговую базу по единому социальному налогу?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Налоговая база для указанных налогоплательщиков определяется как сумма выплати иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или
иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Подпунктом 7 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Взносы в ФСС РФ по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 23.12.2003) и не входят в состав единого социального налога.
Учитывая изложенное, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве не включаются в налоговую базу при исчислении единого социального налога.
При этом согласно п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N9 184 (ред. от 11.12.2003)) указанные страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в случаях, оговоренных в соответствующих гражданско-правовых договорах, на сумму вознаграждения по этому договору.
С. С. Лысенко
Вопрос. В стоимость путевки входит встреча отдыхающих на железнодорожном вокзале, доставка их в санаторий транспортом санатория, а также обратная доставка отдыхающих на железнодорож-
ный вокзал по окончании срока путевки. Учитывая, что на территории региона РФ, в котором расположен санаторий, введен ЕНВД, санаторий уплачивает в бюджет ЕНВД по виду деятельности «автотранспортные услуги». Правильно ли это?
Ответ. В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ автотранспортные услуги, в том числе перевозка пассажиров автомобильным транспортом без расписания (п. 1 ст. 11 НК РФ; разъяснения к подгруппе 6022, изложенные в ч. IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N5 17)), являются одним из видов деятельности, в отношении которых гл. 26.3 НК РФ предусмотрено применение специального налогового режима в виде ЕНВД.
Для целей перевода на уплату ЕНВД для указанной перевозки должны быть задействованы не более 20 транспортных средств, принадлежащих организации. Кроме того, оказание автотранспортных услуг должно являться самостоятельной деятельностью, направленной на систематическое извлечение доходов именно от оказания данных услуг (подп. 6 п. 2 ст. 346.26, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
Насколько мы поняли из текста вопроса, перевозка отдыхающих от железнодорожного вокзала и обратно, осуществляемая транспортом санатория, призвана обеспечить дополнительные удобства для отдыхающих, причем стоимость услуг по перевозке отдельно отдыхающими не оплачивается и включена в стоимость путевки.
Следовательно, по нашему мнению, подобные услуги по перевозке входят в состав услуг по обслуживанию отдыхающих, для которых ОК 004-93 в фуппе 8514000 «Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений» предусмотрена отдельная подгруппа 8514110 «Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путевки)», и в результате услуги по перевозке отдыхающих для целей обложения ЕНВД к автотранспортным услугам не относятся и применять в их отношении специальный налоговый режим в виде ЕНВД санаторий не вправе.
В то же время если вместе с отдыхающими транспорт санатория на регулярной основе доставляет от железнодорожного вокзала (к железнодорожному вокзалу) посторонних лиц, оплачивающих оказываемую им услугу по перевозке на месте, то в этой части ЕН ВД должен уплачиваться санаторием в общем порядке.
Вопрос. В стоимость путевки в санаторий, оплаченной отдыхающими, помимо прочего входит определенная экскурсионная программа. Отдыхающие обеспечиваются билетами, доставляются к месту
проведения экскурсии на 4 микроавтобусах, принадлежащих санаторию, гид, являющийся сотрудником санатория, проводит соответствующую экскурсию, после чего отдыхающих привозят обратно. К экскурсионной поездке за отдыьную плату также может присоединиться любой желающий.
Сотрудники налогового органа, на учете в котором состоит санаторий, утверждают, что поскольку санаторий, доставляя отдыхающих, а также иных лиц к месту проведения экскурсии и обратно, занимается оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, то в части осуществления данной деятельности санаторий должен быть переведен на уплату ЕНВД. Насколько правомерна такая позиция ?
Ответ. Согласно подп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ в случае наличия соответствующего закона субъекта РФ (п. 1 ст. 346.26 НК РФ) деятельность по оказанию автотранспортных услуг на его территории подлежит обязательному обложению ЕНВД при условии, что в указанной деятельности задействованы не более 20 транспортных средств.
Поскольку НК РФ не содержит разъяснений относительно состава названных услуг, для ответа на вопрос необходимо обратиться к законодательству РФ соответствующего профиля (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Перевозка пассажиров с экскурсионными целями действительно входит в состав автотранспортных услуг (см. разъяснения к подгруппе 6022 «Перевозки пассажиров автомобильным транспортом без расписания», изложенные в ч. IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17).
Схожим образом по коду 021535 названные услуги классифицированы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (ред. от 01.07.2003) (утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163), данными которого руководствуются налоговые органы при определении состава автотранспортных услуг, подлежащих обложению ЕН ВД (п. 2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707 (ред. от 28.10.2003)).
Однако, на наш взгляд, перевозки пассажиров с экскурсионными целями подлежат обложению ЕНВД только в том случае, если они являются самостоятельным направлением предпринимательской деятельности организации (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), под которой понимается деятельность, направленная на систематическое извлечение доходов
именно от оказания услуг по перевозке (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
В рассматриваемом случае, насколько мы поняли из текста вопроса, перевозка отдыхающих, а также иных лиц, изъявивших желание присоединиться к экскурсии, к месту ее проведения и обратно является неотъемлемой составляющей деятельности санатория по организации экскурсионного обслуживания в целом, ведь отдыхающие не только обеспечиваются транспортом, но им также предоставляются соответствующие билеты и услуги экскурсовода.
Для подобной деятельности ОК 004-93 предусмотрена отдельная подгруппа 635 «Услуги бюро путешествий и туристских агентств; услуги по оказанию помощи туристам, не включенные в другие группировки» (см. разъяснения к подгруппе 635 в ч. IV ОК 004-93). Упоминавшийся выше ОКУН также предусматривает самостоятельный вид 0617 «Экскурсионные услуги», в который входят услуги по организации экскурсий (код 061701) и услуги экскурсовода (код 061702).
На основании вышеизложенного считаем, что санаторий не подлежит переводу на уплату ЕНВД по виду деятельности «автотранспортные услуги», а требования налогового органа об обязательности такого перевода полагаем неправомерными.
Санаторий, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 НК РФ).
Вопрос. Санаторий предоставляет отдыхающим за отдельную плату возможность воспользоваться услугами пункта по прокату разнообразного спортивного инвентаря, а также услугами бани. В каком порядке санаторий должен исчислять свои налоговые обязательства в отношении данных видов деяте.1ь-ности, учитывая, что на территории субъекта РФ, в котором расположен санаторий, соответствующим законом введен ЕНВД?
Ответ. Пунктом 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается гл. 26.3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, в частности, в отноше-
нии деятельности по оказанию бытовых услуг населению (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В свою очередь, для целей обложения ЕН ВД под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (ред. от 01.07.2003) (утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163).
Услуги по прокату предметов спорта (код 019406), а также услуги бань (код 019100) отнесены ОКУН в состав бытовых. Таким образом, поскольку стоимость услуг пункта проката и бани не включена в стоимость путевки, услуги оказываются за отдельную плату и являются самостоятельными направлениями предпринимательской деятельности санатория, в отношении названных услуг санаторий подлежит обязательному переводу на уплату ЕНВД.
Вопрос. Отдыхающие приезжают в санаторий по путевкам, в стоимость которых входит трехразовое питание в столовой. Площадь зала для обслуживания посетителей столовой равна НО м2. Учитывая, что на территории региона, в котором расположен санаторий, введен ЕНВД, то подлежит ли санаторий в части услуг по организации питания отдыхающих переводу на уплату ЕНВД?
Ответ. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ по решению субъекта РФ в отношении предпринимательской деятельности по оказанию на его территории услуг общественного питания может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД.
Однако данная норма сама по себе не может рассматриваться в качестве основания для перевода санатория на уплату ЕНВД в части организации питания отдыхающих. Дело в том, что под предпринимательской деятельностью в данном случае следует понимать систематическую деятельность, направленную на извлечение доходов именно от оказания услуг по общественному питанию (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
В рассматриваемой в вопросе ситуации питание отдыхающих является неотделимой частью их сана-торно-курортного обслуживания в целом и входит в стоимость путевки. Для санаториев Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) в подгруппе 8514000 «Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений» предусмотрен отдельный вид деятельности 8514110 «Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путевки)».
В результате организация питания отдыхающих, стоимость которого включена в общую стоимость путевки, самостоятельным видом деятельности санатория признано быть не может и, как следствие, переводу на уплату ЕНВД не подлежит.
Одновременно в случае если в столовой санатория регулярно за отдельную плату питаются также посторонние лица (втом числе отдыхающие, путевка которых не предусматривает их питания), то в части оказания услуг общественного питания данным лицам санаторий обязан уплачивать ЕНВД на общих основаниях.
Л. И. Дыбов
КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. Организацией за счет денежных средств работников приобретены трудовые книжки для лиц, впервые поступающих на работу; а также вкладыши к трудовым книжкам. Необходимо ли при приеме наличных денежных средств от работников выдавать работникам квитанции к приходно-кассовым ордерам ?
Ответ. Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства, а также иные документы, указанные в данной статье Кодекса.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются правительством Российской Федерации (ст. 66 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила).
В соответствии с п. 46 Правил изготовление бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и обеспечение ими работодателей на платной основе осуществляется в порядке, утверждаемом Министерством финансов РФ.
Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работо-
дателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Работодатель (за исключением работодателей -физических лиц) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.
В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка (п. 38 Правил).
В соответствии с п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18 (в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.1996 № 247) (далее -Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходно-кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка).
Пунктом 19 Порядка установлено, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной).
Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.
Таким образом, при приеме наличных денежных средств от работников в кассу предприятия для приобретения за счет денежных средств работников трудовых книжек и вкладышей к ним выдача работникам квитанций к приходно-кассовым ордерам является обязательной.
Е.В. Виговский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Вопрос. Какими документами необходимо руководствоваться для исчисления и уплаты платежей за загрязнение окружающей природной среды?
Ответ. В настоящее время действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негатив-
ное воздействие на окружающую среду, которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей природной среды. Система природо-ресурсных платежей в РФ представлена платой за пользование природными ресурсами и платой за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду является видом платежа за пользование природными ресурсами.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает взимание платежей за пользование природными ресурсами (ст. 19).
Правовую основу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним, кроме вышеперечисленных, относятся:
- Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N9 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
- Постановление Правительства РФ от
12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
- Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной
среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993.
Согласно Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N9 632) плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Объектом платежа выступают виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.
Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 устанавливает ставки платы за загрязнение окружающей среды. Как и раньше, ставки рассматриваемых платежей являются твердыми (специфическими) - в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества.
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993, конкретизируют применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен. Данный документ также определяет порядок взаимодействия плательщиков с территориальными органами охраны природы; указывает на исходные данные, необходимые для расчета фактической массы выбросов (сбросов); содержит перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя; приводит формулы расчета платы за загрязнение применительно к каждому виду негативного воздействия.
Вопрос. Какова правовая основа для начисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом?
Ответ. Правовую основу для начисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся:
- Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
- Федеральный закон от 24.12.2002 N9 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (ред. от 11.11.2003);
- Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ);
- постановление Правительства РФ от 19.02.2001 N9 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (ред. от 08.08.2003);
- инструкция Госналогслужбы России от 19.04.1994 N5 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину отпускаемую на корню» (с изм. от 08.05.1996);
- постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N9 224 «Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование»;
- приказ Министерства юстиции РФ от 23.01.2002 № 18 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)» (ред. от 19.11.2003);
- постановление Правительства РФ от 24.03.1998 N9 345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда» (ред. от 19.06.2003);
- постановление Правительства РФ от 01.06.1998 N9 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (ред. от 24.09.2002);
- Федеральный закон от 15.08.1996 N9 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 06.05.2003);
- постановление Правительства РФ от 19.12.1997 N9 1601 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» (ред. от 21.04.2003);
- приказ Рослесхоза от 11.08.1997 N9 99 «Об утверждении Положения о порядке проведения лесных аукционов»;
- постановление Правительства РФ от 11.12.2002 N9 887 «Об утверждении Правил возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда»;
- постановление Правительства РФ от 29.04.2002 N9 278 «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда» (ред. от 11.07.2003).
А.А. Ялбулганов
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос.Какаяответственностъустановленаза непредставление(несвоевременноепредставление)в налоговыеорганырасчетапоавансовымплатежам постраховымвзносамнаобязательноепенсионное страхование?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N° 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N9 167-ФЗ) данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Ситуация же с ответственностью за несвоевременное представление указанных расчетов сложилась сложная и противоречивая.
С одной стороны, расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование содержат сведения, необходимые для целей налогового контроля, так как сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ). Соответственно, за непредставление расчета в установленный срок налоговым органом может быть применена налоговая ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 50 руб. за каждый не представленный документ). Отметим, что вместе с данной нормой к должностным лицам организации, как правило, применяется административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данной точки зрения придерживаются в своих постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 .07.2003 № А19-2913/03-15-Ф02-2089/03-С1, ФАС Центрального округа от 05.11.2003 N9 А48-1934/03-18, ФАС Уральского округа от 04.01.2003 № Ф09-2765/02-АК, от 06.08.2003 № Ф09-2316/03-АК, от 28.05.2003 № Ф09-1514/03-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2003 N9 Ф04/4878-818/А75-2003.
В то же время п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривают ответственность за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
НК РФ представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено.
Что же касается иных актов законодательства налогах и сборах, то к ним относятся принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах (пп. 1,4 ст. 1 НК РФ). Федеральный закон № 167-ФЗ устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и к законодательству о налогах и сборах не относится. Соответственно за непредставление расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не может налагаться штраф, установленный ст. 126 НК РФ.
Государственное пенсионное страхование производится за счет двух источников: федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР). Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога (п. 3 ст. 9 Федерального закона N9 167-ФЗ).
Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не относятся к числу налогов (п. 1 ст. 8 НК РФ; ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и являются индивидуально возмездными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере взносов, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах.
Обязанность представлять расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предусмотрена Федеральным законом N9 167-ФЗ, а не налоговым законодательством (п. 2 ст. 24). Следовательно, несмотря на то что при привлечении страхователей к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренной законодательством о пенсионном страховании, применяется порядок, установленный НК РФ (ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона N9 167-ФЗ; гл. 14 НК РФ), ответственность должна быть предусмотрена пенсионным законодательством. Изложенная позиция была выс-
казана и арбитражными судами (постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.07.2003 N9 А56-4551/ 03, ФАС Центрального округа от 13.05.2003 № А23-244/ОЗА-18-26), в частности, они предлагали привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 27 Федерального закона № 167-ФЗ.
В то же время нельзя не отметить, что указанная норма содержит санкцию за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Федеральным законом N9 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган ПФР. ПФР, в свою очередь, отмечал, что штрафные санкции в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона № 167-ФЗ территориальные органы ПФР вправе взыскивать только при неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) сведений, предусмотренных п. 3 ст. 14 данного Закона (письмо ПФР от 05.08.2003 N9 КА-09-25/ 8276). Как видим, применение п. 3 ст. 27 Федерального закона N9 167-ФЗ в изложенной ситуации весьма проблематично, в то же время никаких иных норм об ответственности за непредставление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательство о пенсионном страховании не содержит.
На наш взгляд, в данной ситуации подлежит применению административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно за представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде: налагается штраф на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 2.1, ст. 19.7, ч. 1 ст. 23.1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; Федеральный закон от 19.06.2000 N9 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). В то же время соответствующая судебная практика отсутствует.
Таким образом, если в случае несвоевременного представления расчета страхователя привлекли к ответственности, следует учесть все вышеизложенное, в том числе и тот факт, что п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрен штраф, меньший, чем установленный п. 3 ст. 27 Федерального закона N9 167-ФЗ и ст. 19.7 КоАП РФ.
A.B. Рымкевич