Вопрос - Ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Просим разъяснить вопрос применения льгот по налогу на имущество согласно положениям гл. ЗОНКРФ.
В состав медицинского центра входят несколько учреждений, в том числе больницы, поликлиники, санатории. Кроме того, на балансе центра находятся жилые поселки, подсобные сельскохозяйственные производства и прочие объекты инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование лечебно-профилак-тических и санаторно-курортных учреждений.
Распространяются ли льготы по налогу на имущество, предусмотренные ст. 381НКРФ, на такие объекты, обеспечивающие непрерывный рабочий процесс?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19марта 2004 г. № 04-05-06/23
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения льгот по налогу на имущество организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 381 гл. 30 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Организация вправе воспользоваться данной льготой только при условии непосредственного использования указанного имущества по целевому назначению.
Объекты, обеспечивающие непрерывный рабочий процесс лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, такие как жилые поселки и подсобные сельскохозяйственные производства, не относятся к вышеназванным объектам социально-культурной сферы (поскольку относятся к объектам жилищного фонда и к объектам, используемым для производства сельскохозяйственной продукции) и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Салина
Вопрос. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 23.12.2003 № 186- ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и направляются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы по сметам доходов и расходов указанных учреждений.
Арендная плата за пользование закрепленным за научными учреждениями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами на доходные счета территориальных органов федерального казначейства и учитывается в полном объеме в доходах федерального бюджета. Территориальные органы федерального казана-чейства осуществляют распределение средств, поступивших в соответствии с договорами аренды, на лицевые счета организаций в установленном порядке.
Понятие «средства дополнительного бюджетного финансирования, выделяемые по смете доходов и расходов бюджетного учреждения» соответствует определению целевых средств, данному в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с данной статьей целевые средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, объекта налогообложения по налогу на прибыль не возникает, доходы от сдачи в аренду федерального имущества учитываются в доходах бюджета в полном объеме.
Просим разъяснить порядок налогообложения доходов, получаемых научным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного организации в оперативное управление.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25марта 2004 г. № 04-02-05/3/24
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.
Вопрос о налогообложении доходов, получаемых научным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление организации, уже рассматривался в январе текущего года, и был дан ответ (Письмо от 28.01.2004 № 04-02-05/3/6). По данному вопросу позиция Департамента остается неизменной.
Необходимо отметить, что положения подп. 14 п. 1 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) касаются средств целевого финансирования, в частности средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Указанные средства при их целевом использовании не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Положения ст. 250 Кодекса определяют состав внереализационных доходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения. К таким доходам отнесены, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
Таким образом, организации при определении налоговой базы следует руководствоваться положениями ст. 250 Кодекса, а при определении средств целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы, применять положения ст. 251 Кодекса.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Косолапое
Вопрос. Общественная организация осуществляет как некоммерческую, так и предпринимательскую деятельность. Некоммерческая деятельность организации осуществляется за счет целевых поступлений (вступительных, членских взносов, финансирования из бюджетов всех уровней). Организацией заключен договор подряда с художником, вознаграждение которому выплачивается за счет целевых поступлений. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Исключается ли из объекта налогообложения по ЕСНвознаграждение, выплачиваемое организацией художнику по договору подряда за счет средств целевых поступлений?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 1 апреля 2004г. № 04-04-04/34
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу исключения из объекта налогообложения по единому социальному налогу выплат, не относящихся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Как правомерно указано в письме, перечисленные выплаты не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу на основании п. 3 ст. 236 Кодекса, если у налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с гл. 25 Кодекса, данные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Расходы, не учитываемые в целях налога на прибыль, перечислены в ст. 270 Кодекса.
Что касается целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, то в соответствии с п. 2 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса к таким поступлениям, в частности, относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы, а также суммы финансирования из бюджетов всех уровней, выделяемые на осуществление уставной деятельности этих организаций.
Организация, занимающаяся коммерческой деятельностью и являющаяся получателем целевых поступлений, должна вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При этом по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.
Таким образом, положения вышеназванного п. 3 ст. 236 Кодекса не распространяются на выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса, производимые за счет средств, признаваемых в соот-
ветствии со ст. 251 Кодекса целевыми поступлениями в целях налогообложения прибыли организаций.
Учитывая изложенное, вознаграждение, выплачиваемое организацией художнику по договору подряда за счет целевых поступлений, по нашему мнению, подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. Комова
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация состоит на учете по различным основаниям в нескольких налоговых органах. Налоговые органы требуют представления сообщения об открытии (закрытии) организацией счета в банке во все налоговые органы, в которых организация состоит на учете. Правомерно ли данное требование налогового органа?
Ответ. Требование налогового органа представлять сообщения об открытии (закрытии) организацией счета в банке во все налоговые органы, в которых организация состоит на учете, являлось правомерным до 1 января 2004 г.
Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который вступил в силу с 1 января 2004 г., внесено изменение в п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В п. 2 ст. 23 Кодекса (в ред. Федерального закона № 185-ФЗ) указан единственный налоговый орган, в который организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать сведения, указанные в настоящей статье, - это налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Е.Ф. Степанова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. В счете-фактуре один или несколько обязательныхреквизитов заполнены чернилами разных цветов (синими и черными). Не станет ли это препятствием для осуществления налоговых вычетов на основании оформленных подобным образом счетов-фактур ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные плательщику налога на добавленную стоимость и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, подлежат вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса. В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оплаты и оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных в книге покупок счетов-фактур по этим товарам. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Следует учитывать, что изменения внешней формы счета-фактуры не должны нарушать последовательности расположения, содержания и числа показателей, утвержденных в типовой форме счета-фактуры постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». В связи с этим счета-фактуры, различные реквизиты которых заполнены чернилами различных цветов, составленные с соблюдением указанных требований, могут быть признаны соответствующими требованиям налогового законодательства.
Вопрос. В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, то в строке 3 счета-фактуры пишется «он же». Плательщик налога на добавленную стоимость спрашивает, можно ли применить это правило при заполнении строк счета-фактуры, относящихся к покупателю и грузополучателю, являющимся одним и тем же лицом.
Ответ. В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914), если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, то
в строке 3 счета-фактуры пишется «он же». Одновременно следует отметить, что указанный метод заполнения счета-фактуры продавцом не распространяется на заполнение им соответствующих строк счета-фактуры, касающихся информации о покупателе, являющемся одновременно грузополучателем, из-за непоследовательного расположения друг относительно друга строк, относящихся к грузополучателю и покупателю. В данном случае при реализации товаров в строке 4 счета-фактуры продавцом указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, а в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.
М. Федоринова Советник налоговой службы II ранга
Вопрос.. Сохраняется ли льгота по налогу на имущество организаций в отношении части здания дворца культуры в случае сдачи его в аренду другой организации?
4 Ответ. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 7 ст. 381 НК РФ установлено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Учитывая изложенное, льгота по налогу на имущество предоставляется организации в отношении здания дворца культуры в случае его использования исключительно для нужд культуры и искусства и не предоставляется в случае его использования в иных целях. В целях применения льготы по налогу в отношении указанного имущества организация обязана обеспечить раздельный бухгалтерский учет указанного имущества. Стоимость имущества, используемого как в области культуры, так и в иных целях,
может быть распределена пропорционально занимаемой площади или исходя из удельного веса выручки, полученной от указанных видов деятельности, в общем их объеме.
Вопрос. Организация имеет недвижимое имущество, находящееся в другом субъекте РФ. По месту нахождения указанного имущества стационарных рабочих мест не имеется. В каком порядке исчисляется и уплачивается налог на имущество по такому объекту?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 ст. 376 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно п. 2 указанной статьи в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в
части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ, - инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ).
Таким образом, согласно ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества в другом субъекте РФ вне зависимости от того, имеются ли по месту его нахождения стационарные рабочие места. Организация, на балансе которой такой объект состоит на учете в качестве объекта основных средств, исчисляет налог на имущество по такому объекту в порядке, установленном ст. 385 НК РФ, и уплачивает его в бюджет территории соответствующего субъекта РФ по месту его нахождения.
Вопрос. Возможно ли отнести затраты на приобретение организацией подарков для деловых партнеров на представительские расходы ?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное
обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Таким образом, отнесение затрат на приобретение организацией подарков для деловых партнеров на представительские расходы НК РФ не предусмотрено.
Вопрос. Являются ли расходы организации на проведение праздничного банкета для работников объектом налогообложения по ЕС Ни будут ли на них начисляться взносы в Пенсионный фонд?
Ответ. Расходы организации на проведение праздничного банкета для работников не являются объектом налогообложения по ЕСН на основании п. 1 ст. 236 НК РФ, так как не являются выплатами и иными вознаграждениями по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взносы в Пенсионный фонд РФ на данные выплаты также не начисляются.
E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Организация осуществляет обучение своих работников новым профессиям на базе созданного при ней учебного центра. С зачисленными на обучение работниками заключается ученический договор, являющийся дополнением к трудовому договору В период обучения за работниками сохраняется заработная плата по трудовому договору, а также в рамках ученического договора по результатам обучения согласно утвержденному приказом директора положению «О порядке подготовки кадров на базе учебного центра» предусмотрена выплата ежемесячной премии. Можно ли отнести указанную премию к компенсационным выплатам (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ) и не включать ее в налоговую базу для исчисления единого социального налога ?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством), в том числе возмеще-
ние расходов, связанных с повышением профессионального уровня, например стипендия, выплачиваемая ученику - работнику организации на период ученичества (п. 9.1.6.1 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344).
В соответствии со ст. 204 Трудового кодекса РФ размер стипендии определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 198 ТК РФ ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права. Ученический договор с работником организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.
Согласно ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступил к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию.
В принятом в организации положении «О порядке подготовки кадров на базе учебного центра» для учеников предусмотрена выплата ежемесячной премии, размер которой зависит от достигнутой ими успеваемости за месяц, а не стипендии в зависимости от специальности, профессии, квалификации. Премия не может рассматриваться как компенсационная выплата, не облагаемая ЕСН согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Следовательно, на указанные выплаты ЕСН начисляется в общеустановленном порядке.
H.A. Захарова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Обязана ли некоммерческая организация (ассоциация общественных объединений) применять контрольно-кассовую машину при приеме целевых взносов на ведение уставной деятельности наличными деньгами от членов ассоциации?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обя-
зательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, любое иное осуществление денежных расчетов не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
Поскольку целевые взносы, вносимые членами ассоциации на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг, то и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется.
М.В. Матийкива Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Вменена ли организациям действующим законодательством обязанность предоставлять учебные отпуска на время экзаменационной сессии сотрудникам, получающим образование в коммерческом учебном заведении ?
Ответ. На основании ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
Таким образом, работодатель должен предоставить своим работникам, обучающимся в вузах, которые имеют государственную аккредитацию, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, и при этом организационно-правовая форма учебного заведения не имеет значения.
В том же случае, если сотрудник совмещает работу и учебу в образовательном учреждении, которое не имеет государственной аккредитации, учебный отпуск ему не положен. В этом случае на основании последнего абзаца ст. 173 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
При этом необходимо учитывать, что на основании ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Вопрос. Я должна по графику отпусков идти в отпуск на 10 дней, однако бухгалтерия отказывается выплатить мне отпускные и собирается сделать это в следующем месяце вместе с выплатой заработной платы. Насколько это правомерно?
Ответ. На основании ст. 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Учитывая, что на основании ст. 22 ТК РФ работодателям вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, отказ выплатить причитающиеся отпускные можно рассматривать как нарушение трудового законодательства. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вопрос. Срок действия срочного трудового договора с секретарем организации истекает 27февраля 2004 г. Будет ли правомерным ее увольнение по истечении указанного срока, если она беременна?
Ответ. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что на основании ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.
Кроме того, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание норму ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодателям вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, отказ по заявлению сотрудницы продлить срок трудового договора до наступления у нее права на от-
пуск по беременности и родам следует рассматривать как нарушение трудового законодательства со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вопрос. Организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, выплачивает сотрудникам компенсации за неиспользованные отпуска за 2002 - 2003 гг. Следует ли на эти суммы начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?
Ответ. Согласно п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ организации, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ.
В соответствии с нормой подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
Таким образом, если сотрудники организации не увольняются, на сумму компенсаций за неиспользованные отпуска следует начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос. Имеют ли право совместители на получение процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера ?
Ответ. На основании ст. 285 Трудового кодекса РФ оплата труда совместителей производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовыми договорами, и в соответствии с абз. 3 указанной статьи лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Учитывая изложенное, лицам, работающим по совместительству в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны выплачиваться процентные надбавки к заработной плате за работу в таких районах и местностях.
Вопрос. Должна ли организация предоставлять студенту-заочнику оплачиваемый отпуск на время сдачи дипломной работы в учебном заведении, не продлившем государственную аккредитацию ?
Ответ. Нормами ст. 173 Трудового кодекса РФ установлено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, в частности для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
Таким образом, работодатель должен предоставить сотруднику, обучающемуся в вузе, который имеет государственную аккредитацию, дополнительный отпуск для сдачи выпускной квалификационной работы.
Однако по той причине, что сотрудник совмещает работу и учебу в образовательном учреждении, которое не имеет государственной аккредитации, учебный отпуск ему не положен, и в соответствии с нормой абз. 3 ст. 173 ТК РФ порядок предоставления отпуска может быть определен коллективным договором или трудовым договором.
Вопрос Могу ли я в связи с личной необходимостью продлить отпуск по уходу за ребенком до пяти лет с сохранением должности ?
Ответ. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление отпусков по уходу за ребенком после достижения им возраста трех лет с сохранением за работником места работы (должности).
При этом на основании ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время.
В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Однако перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
При этом продолжительность таких отпусков не может превышать 14 календарных дней.
Вопрос. Вправе ли работодатель возложить на сотрудника исполнение обязанностей (совмещение должностей)работника, находящегося в длительном отпуске без сохранения содержания, и какой минимальный размер зарплаты должен быть у совместителя в связи с совмещением должностей?
Ответ. Да, работодатель имеет право возложить выполнение обязанностей на время отсутствия сотрудника на иного работника.
На основании норм ст. 151 Трудового кодекса РФ работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
При этом размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Вопрос. Вправе ли организация заключать с сотрудниками одновременно два трудовых договора для выполнения ими работы в этой же организации как во время обычного рабочего дня (один договор), так и по его окончании (второй)?
Ответ. Данным правом работодатели наделены в соответствии с нормами ст. 98 Трудового кодекса РФ, и это называется внутренним совместительством.
В соответствии с нормами данной статьи по заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства.
Внутреннее совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом следует учитывать, что внутреннее совместительство допускается только с разрешения работодателя, оно возможно только по другой должности (профессии, специальности) и не может превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю.
Вопрос. С новыми сотрудниками заключены срочные трудовые договоры сроками от 2 недель до 5 месяцев. Следует ли кадровой службе организации заво-
дить и вести трудовые книжки на этих работников, если для некоторых из них это первое место работы ?
Ответ. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
На основании абз. 3 ст. 66 Трудового кодекса РФ в случае, если трудовая деятельность работника в организации является основным местом работы, все работодатели (за исключением работодателей, являющихся физическими лицами) обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней.
При этом следует учитывать, что на основании последнего абзаца ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
На основании ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ.
В том случае, если работник осуществляет в организации трудовую деятельность по совместительству, записи сведений о такой работе вносятся в трудовую книжку по желанию работника по месту его основной работы на основании абз. 5 ст. 66 ТК РФ, и в соответствии с п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, сведения о работе по совместительству (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Вопрос. Установлены ли нормами действующего трудового законодательства для отдельных категорий работников особенности при направлении их в командировки?
Ответ. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ запрещено направлять в командировки некоторые категории работников.
Согласно ст. 259 ТК РФ это беременные женщины, на основании ст. 268 ТК РФ - работники в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Прави-
тельством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-тру-довых отношений), а также работники, с которыми заключен ученический договор. При этом сотрудников, с которыми заключен ученический договор, можно на основании нормы ч. 3 ст. 203 ТК РФ направить в командировку, только если она связана с ученичеством.
Также следует учитывать, что согласно нормам ст. 264 ТК РФ гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, в том числе в отношении направления в служебные командировки, распространяются и на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
На основании ч. 2 ст. 259 ТК РФ направление в служебные командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями, и при этом работодателю вменена обязанность в письменной форме ознакомить таких работниц с их правом на отказ от командировки.
Кроме того, на основании нормы ч. 3 ст. 259 ТК РФ гарантии, предусмотренные ч. 2 указанной статьи, предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.
Вопрос. По каким основаниям организация вправе прекратить трудовой договор с сотрудниками-со-вместителями ?
Ответ. Общие нормы Трудового кодекса РФ, касающиеся оснований и порядка прекращения трудовых отношений с работниками, установленные ст. 77 - 84 ТК РФ, распространяются и на совместителей.
При этом на основании ст. 288 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.
Вопрос. Получив для организации материальные ценности по разовой доверенности, я, находясь в состоянии алкогольного опьянения, их потерял. Как в данной ситуации может поступить работодатель и к какой ответственности меня могут привлечь ?
Ответ. На основании ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего
месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Нормами ст. 243 ТК РФ определено, что работник несет материальную ответственность в полном размере ущерба, в частности в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае работник должен быть привлечен к полной материальной ответственности.
Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета
Вопрос. После исключения Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ ЕСНиз числа налогов, подлежащих уплате плательщиками ЕНВДу организация в течение IIIквартала 2002 г. продолжала исчислять и уплачивать ЕСН. Налоговый орган отказал в зачете в счет ЕНВДсумм ЕСН, уплаченных в период, когда у плательщиков ЕНВД отсутствовала обязанность уплачивать ЕСН. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ. Статьями 4, 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 01.01.2002 единый социальный налог исключен из перечня налогов, уплачиваемых плательщиками ЕНВД, установленного ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Одновременно установлено, что суммы ЕСН, уплаченные в 2002 г. в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования РФ, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно ст. 7 Феде-
рального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002№ 104-ФЗ). Как видно, отсутствует уточнение о том, что зачету подлежат только суммы ЕСН, уплаченные до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Следовательно, формально на основании данной нормы может быть произведен зачет ошибочно исчисленных и уплаченных в 2002 г. сумм ЕСН после исключения данной обязанности у плательщиков ЕНВД.
Кроме того, в случае если налоговый орган не согласен с приведенным мнением, необходимо отметить, что излишне уплаченная сумма ЕСН может быть зачтена в счет платежей по иным налогам либо возвращена в порядке, предусмотренном ст. 78 Н К РФ.
Напоминаем, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, нарушающие права налогоплательщиков, могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 137, 138 НК РФ).
М.П. Захарова
Вопрос. 04.11.2003 организацией был уплачен налог на имущество организаций за 9 месяцев 2003 г. Налоговым органом в адрес организации было направлено требование об уплате пени за один день просрочки платежа по налогу. Права ли налоговая инспекция, считая, что сроком уплаты налога на имущество организаций за 9 месяцев 2003 г. является пятый день со дня представления бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2003 г., включая день представления данной отчетности, то есть сроком уплаты налога является 03.11.2003?
Ответ. Согласно ст. 8 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (ред. от 06.06.2003) исчисленная сумма налога на имущество вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности организации. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Учитывая, что уплата налога на имущество организаций производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, можно заключить, что уплата налога по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев должна быть произведена в течение 35 дней по окончании соответствующего периода.
Аналогичный вывод содержится в п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Сроки определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода. При этом течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В рассматриваемом случае, как было отмечено выше, периодом времени, в течение которого может быть произведена уплата налога, являются пять календарных дней по истечении срока для представления квартального расчета (начиная со следующего дня с даты представления) или 35 календарных дней со дня окончания третьего квартала. То есть последним днем срока уплаты налога является 35-й день, с 36-го дня в случае неуплаты налога начинает начисляться пеня согласно ст. 75 Н К РФ.
Указанная точка зрения содержится в письме Управления МНС России по г. Москве от 16.05.2000 № 06-12/8/20313 «О налогах» и письме Управления МНС России по г. Москве от 16.05.2000 № 06-08/ 20193 «О порядке исчисления сроков, установленных законодательством для уплаты налогов на имущество предприятий, пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы». Несмотря на то, что указанные письма были изданы более двух лет назад, порядок исчисления срока уплаты налога на имущество по квартальным расчетам 2003 г. не изменился.
Таким образом, принимая во внимание вышесказанное, крайним сроком уплаты налога на имущество организаций за 9 месяцев 2003 г. является 04.11.2003. В случае неуплаты налога в данный срок пеня начинает начисляться с 05.11.2003 согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.
Следовательно, действия налогового органа в рассматриваемом случае являются неправомерными, поскольку организацией не был нарушен срок уплаты налога на имущество.
Дополнительно считаем необходимым отметить, что с 1 января 2004 г. вопросы, касающиеся исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регулируются гл. 30 НК РФ.
С.С.Лысенко
Вопрос. Учреждение, финансируемое из федерального бюджета, арендует объект недвижимого имущества, находящийся в собственности субъекта РФ -г. Москвы. Оплата аренды происходит из средств федерального бюджета. Обязано ли учреждение исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость с аренды недвижимого имущества ? Является ли в этом случае учреждение налоговым агентом по НДС?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ предоставление на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества является объектом налогообложения по НДС. Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, п. 3 ст. 161 НК РФ не предусматривает никаких исключений для бюджетных организаций, арендующих имущество, предоставленное им соответствующими органами субъектов РФ, - такие организации исполняют обязанности налоговых агентов на общих основаниях (см. также пп. 36.1, 36.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002)).
При этом НДС в этой ситуации уплачивается в бюджет не за счет собственных средств организации-арендатора, а удерживается из средств, подлежащих перечислению арендодателю (подп. 1 п. 3 ст. 24, п. Зет. 161 НКРФ).
А. И. Дыбов
Вопрос. При проведении налоговой проверки от нашей организации потребовали представить налоговые регистры, в том числе учета доходов, нематериальных активов, расходов будущих периодов. Однако указанные регистры мы вообще у себя не заводили, так как все указанные данные для исчисления налога на прибыль брали из бухгалтерского учета. Поэтому представить их для проверки мы не могли. Налоговый орган вынес решение о привлечении нашей организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126НКРФ. Насколько правомерно данное решение?
Ответ. В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган только тех документов, которые он обязан иметь в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Обязанность ведения налогоплательщиком налогового учета установлена ст. 313 НК РФ. Аналитические регистры налогового учета наравне с первичными учетными документами и расчетом налоговой базы являются подтверждением данных налогового учета, система и порядок ведения которого организуются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом гл. 25 НК РФ не предоставляет какому-либо органу государственной власти, в том числе и налоговым органам, права устанавливать обязательные для налогоплательщиков формы регистров налогового учета и не исключает возможности использования данных бухгалтерского учета для целей исчисления налога на прибыль на тех участках учета, где требования налогового законодательства и бухгалтерского учета совпадают (ст. 313 НК РФ).
Таким образом, если какие-либо формы регистров налогового учета налогоплательщиком вообще не ведутся, считаем, что привлечение его к ответственности за непредставление отсутствующих регистров неправомерно. Заметим, что аналогичную позицию занял ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 02.07.2003 № А43-1400/03-31-57.
Т.А. Ашомко
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению
Вопрос. Работник организации направлен с отрывом от работы для повышения квалификации. После окончания повышения квалификации работнику за весь период повышения квалификации была выплачена средняя заработная плата по основному месту работы. Подлежит ли в данном случае обложению единым социальным налогом выплаченная работнику заработная плата ?
Ответ. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработной платой работника является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются, в частности, гарантии и компенсации в случаях направления в служебные командировки, совмещения работы с обучением, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 187 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации.
Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от ра-
боты за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Перечень расходов организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, определен Налоговым кодексом РФ.
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ).
Вопросы, связанные с определением объекта налогообложения по единому социальному налогу, а также определением налоговой базы, регламентируются гл. 24 H К РФ.
Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 данного Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Указанные в п. 1 ст. 236 H К РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, выплаченная работнику после повышения квалификации средняя заработная плата подлежит обложению единым социальным налогом.
Е.В. Виговский
Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела Федеральной архивной службы России
Вопрос. При переводе работника на другую работу и внесении соответствующих сведений в трудовую книжку сотрудником службы кадров была допущена ошибка - неверно указано название новой должности. Как исправить неверную запись в трудовой книжке?
Ответ. В разделе «Сведения о работе» трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неверных (либо неточных) записей, признанных недействительными, не допускается.
Порядок внесения исправлений определен Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 №69.
Например, при оформлении в трудовой книжке записи о переводе сотрудника в бухгалтерию и назначении его на должность кассира инспектор службы кадров ошибся и внес неверное название новой должности: вместо должности «кассир» написал «бухгалтер». В данном случае неверная запись должна быть исправлена следующим образом.
Запись № 3. «Переведен в бухгалтерию на должность бухгалтера».
Запись № 4. «Запись за № 3 считать недействительной».
Запись № 5. «Переведен в бухгалтерию на должность кассира».
В графе 4 («Основание») повторяются дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого была внесена запись в трудовую книжку.
Вопрос. В связи с тем что в ст. 66 Трудового кодекса РФ ничего не сказано о внесении в трудовые книжки сведений о поощрении сотрудников, возникает Вопрос, можно ли вносить такого рода записи в трудовую книжку?
Ответ. На этот вопрос совершенно четко и недвусмысленно отвечают новые формы трудовых книжек и вкладышей к ним (графа 3 разд. «Сведения о награждении (поощрении)»), а также соответствующие пункты Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. В них сказано, что запись о на-
граждении, произведенном работодателем, вносится в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) (п. 10 Правил).
Кроме того, в трудовую книжку вносятся сведения о других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине (подп. «в» п. 24 Правил).
Вопрос. Что подразумевается под понятиями «награждение» и «поощрение», то есть какие именно виды награждения и поощрения вносятся в трудовую книжкуу только ли государственные? Вносятся ли в трудовую книжку сведения о поощрении сотрудника премиями и почетными грамотами?
Ответ. При рассмотрении вопроса о видах награждения и поощрения, вносимых в трудовую книжку, следует руководствоваться положениями Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.
Согласно п. 24 Правил в трудовую книжку вносятся сведения:
- о награждении государственными наградами (в том числе и присвоении государственных почетных званий, например, заслуженный юрист РФ);
- о награждении почетными грамотами, о присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимыми организацией, в которой сотрудник работает.
Таким образом, можно однозначно утверждать, что при награждении сотрудника даже грамотой сведения об этом подлежат занесению в его трудовую книжку.
Рассматривая вопрос о внесении в трудовую книжку сведений о таком виде поощрения, как премия, следует руководствоваться тем, какая именно премия (ежемесячная, ежеквартальная либо «персональная») вручена сотруднику и за что именно он премирован. В соответствии с п. 25 Правил «записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся». Если же сотрудник получил так называемую «персональную» премию за конкретный личный вклад в работу, то сведения о ней могут быть занесены в его трудовую книжку.
J1.H. Варламова
Адвокатская палата
Вопрос. Будучи главным специалистом одного из структурных подразделений организации, я одновременно выполняю обязанности временно отсутствующего работника. Руководство организации отказывает мне в праве на доплату за совмещение должностей, ссылаясь на то, что постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» запрещено совмещение профессий (должностей)руководителям предприятий, учреждений и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам. Не нарушает ли указанное Постановление мои трудовые права ?
Ответ. Постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» определены порядок и условия совмещения профессий (должностей). Пункт 15 указанного Постановления определяет категории работников, на которые не распространяется возможность совмещения профессий (должностей). Решением Верховного Суда РФ от 20.10.2003 № ГКПИ 03-1072 подп. «а» п. 15 постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» признан недействующим, как нарушающий трудовые права, в части слов, касающихся главных специалистов.
Статья 423 Трудового кодекса РФ устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Между тем ст. 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда.
Статья 151 ТК РФ устанавливает, что работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника при этом устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
О.Л. Курочкина