Вопрос — Ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» предусмотрены ставки налога, дифференцированные в зависимости от стоимости наследуемого имущества, для наследников первой очереди, второй очереди и других наследников. Правильно ли мы считаем, что при исчислении налога сыну наследодателя должна применяться ставка налога, установленная для наследников первой очереди, независимо от оснований получения наследства (по закону или по завещанию)? Возможно ли получение отсрочки или рассрочки по уплате налога, если имущественное положение лица не позволяет уплатить налог единовременно? В чьей компетенции находится вопрос предоставления такой отсрочки или рассрочки?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 октября 2003 г. N9 04-04-10/29
В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Статьей 3 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследственного имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями. Указанным Законом не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактически являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Исходя из действующего Закона и гражданско-правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны применяться разные ставки налога (существенно разли-
чающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества. В связи с этим вызывает возражение позиция МНС России (письмо МНС России от 11.01.2002 № 04-3-09/1210), согласно которой налог с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещанию детьми, родителями, супругами должен исчисляться исключительно по ставкам, установленным для других наследников.
По нашему мнению, при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, ставка налога для принятия наследства наследниками первой и второй очереди должна применяться к ним независимо от того, вступают они в наследство по закону или по завещанию.
Одновременно сообщается, что, в случае если имущественное положение налогоплательщика не позволяет уплатить налог единовременно, финансовые органы согласно п. 2 ст. 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) могут предоставить ему отсрочку или рассрочку по уплате налога на срок от одного до шести месяцев.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Кодекса, если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
Согласно Федеральному закону от 24.12.2002 N9 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, полностью зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим отсрочку по уплате в областной бюджет данного налога могут предоставить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев
Вопрос. В соответствии с поручением Президента РФ от 20.05.2002 № Пр-864 в государстве и его регионах должны быть приняты меры по укреплению материальной базы организаций инвалидов и полному исполнению Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Учитывая вышеизложенное, региональная общественная организация инвалидов просит дать разъяснения по следующим вопросам.
1. В соответствии с Инструкцией Фонда социального страхования РФ в случае болезни инвалида выплата по больничному листу уменьшает фонд оплаты труда, учитываемый при установлении льготы по единому социальному налогу по подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ. Учитывая, что инвалиды часто и подолгу болеют, указанная норма практически лишает этой льготы организации инвалидов. Возможно ли изменение действующего порядка определения фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для целей ЕСН?
2. В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, а также хозяйственными обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, а среди их работников численность инвалидов составляет не менее 50%.
Вместе с тем согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, освобожденных от обложения НДС в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ общественные организации инвалидов обязаны выставлять счета-фактуры без выделения в них сумм НДС. В результате потребители продукции, произведенной общественными организациями, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ также не имеют права на вычет НДС.
Указанные нормы создают для организаций инвалидов неравные с другими субъектами условия хозяйственной деятельности, обусловливают неконкурентоспособность продукции, производимой инвалидами.
На наш взгляд, следует полностью исключить п. 5 ст. 168, подп. 1 п. 2 ст. 170 из Налогового кодекса РФ, в результате чего общественные организации инвалидов будут уравнены с остальными налогоплательщиками, должны будут выделять НДС в счетах-фактурах и передавать его потребителям, а от уплаты НДС в бюджет будут освобождены, что и будет представлять собой государственную льготу.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 ноября 2003 г. № 04-03-01/167
В связи с письмом по вопросам государственной поддержки общественных организаций инвалидов Минфин России сообщает следующее.
По вопросу определения фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для целей единого социального налога.
Правоотношения, связанные с уплатой единого социального налога, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, если среднесписочная численность инвалидов в этих организациях составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Состав фонда заработной платы определяется Госкомстатом России. При этом согласно постановлению Госкомстата России от 28.10.2003 № 98 в фонде заработной платы не учитываются пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Вопрос о необходимости изменения действующего порядка формирования фонда заработной платы, по нашему мнению, требует более детального анализа.
Что касается Инструкции о порядке расходования средств Фонда, упомянутой в письме, то она определяет порядок расходования средств обязательного социального страхования, образуемых за счет сумм единого социального налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и других поступлений, зачисляемых в Фонд, и не регулирует вопросы соотношения фонда оплаты труда и расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности. Расходование средств обязательного социального страхования (в том числе и на выплату пособий по временной нетрудоспособности) осуществляется Фондом, а также страхователями в соответствии с федеральными законами, в том числе федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год, и иными нормативными правовыми актами по расходованию средств обязательного социального страхования.
По вопросу освобождения общественных организаций инвалидов от обязанностей плательщиков налога на добавленную стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет.
Как правомерно указано в письме, на основании подп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщики, в том числе общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В случае отказа от применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанные организации будут иметь право при реализации производимых ими товаров (работ, услуг) указывать соответствующие суммы налога на добавленную стоимость в счетах-фактурах, выставляемых в адрес покупателей этих товаров (работ, услуг), а также уменьшать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные ими при приобретении товаров (работ, услуг).
Что касается предложения об освобождении указанных организаций от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет, то, учитывая, что в настоящее время основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяют в качестве главного направления развития налоговой реформы создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности путем расширения налоговой базы и сокращения числа налоговых льгот, указанное предложение не поддерживается.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев
Вопрос. Организация, расположенная в районе Крайнего Севера, просит разъяснить порядок обложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат в виде полярных надбавок и районных коэффициентов.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 11 декабря 2003 г. № 04-04-06/219
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат в виде полярных надбавок и районных коэффициентов и сообщает следующее.
Налогообложение доходов физических лиц производится в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Законом от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены дополнительные гарантии и компенсации, такие как полярные надбавки и районные коэффициенты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые могут предоставляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей).
Статьей 315 Трудового кодекса РФ определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Одновременно сообщаем, что в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, при этом доход в виде районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в вышеуказанной статье не предусмотрен.
Исходя из вышесказанного доход налогоплательщика в виде полярных надбавок и районных коэффициентов включается в состав заработной платы и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях по ставке 13%.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. Шиенок
Вопрос. Благотворительный фонд оказывает материальную помощь работникам медицинских учреждений.
Пунктом 28 ст. 217 НК РФ предусмотрены основания, по которым доходы, не превышающие 2 000 руб., освобождаются от обложения НДФЛ,
в частности «суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту
Просим дать разъяснения, подлежат ли обложению НДФЛ доходы физических лиц в виде материальной помощи, оказываемой благотворительным фондом, в размере, не превышающем 2 ООО руб.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 декабря 2003 г. № 04-04-06/222
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи и сообщает следующее.
Налогообложение доходов физических лиц производится в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как правомерно отмечено в письме, согласно подп. 28 ст. 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту, если они не превышают 2 ООО руб. за налоговый период.
При этом в соответствии с п. 8 ст. 217 Кодекса суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке благотворительными российскими и иностранными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
В целях реализации п. 8 ст. 217 Кодекса в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства РФ «О перечнях российских и иностранных благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) освобождаются от налогообложения».
Однако до настоящего времени указанный перечень не утвержден Правительством РФ.
Исходя из вышесказанного, если благотворительная организация не будет включена в соответствующий перечень или зарегистрирована в установленном порядке, суммы оказываемой ею ма-
териальной помощи физическим лицам будут подлежать налогообложению на общих основаниях.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. Шиенок
Вопрос. Работник организации имеет удостоверение гражданина РФ, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании п. 9 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств федерального бюджета. Следовало ли на сумму оплаты данного отпуска начислять ЕСН в 2001 - 2003 гг. ? Если да, то каков источник уплаты ЕСН?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 декабря 2003 г. N9 04-04-04/144
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об источнике финансирования в 2001 - 2003 гг. уплаты единого социального налога, начисляемого на сумму оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон М9 1244-1) гражданам, указанным в пп. 1 -2 ст. 13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением этого отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 № 506, и письмом Минфина России от 28.09.2001 № 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать указанный отпуск, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.
Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым до-
говорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Вышеуказанный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации.
Таким образом, по мнению Минфина России, согласованному с Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации, в 2002 - 2003 гг. оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с редакцией ст. 236 Кодекса, действовавшей до 2002 г., согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, работодатель должен был начислять единый социальный налог на оплату указанных дополнительных отпусков в 2001 г.
Законом РФ № 1244-1 и Порядком финансирования расходов, связанных с его реализацией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 № 506, возмещение организациям, предприятиям и учреждениям расходов по уплате единого социального налога с сумм оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
В связи с изложенным вопрос об источнике финансирования уплаты единого социального налога, начисляемого в 2001 г. на сумму оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, пострадавшим, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть решен только путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики
H.A. Комова
Вопрос. Правильно ли мы понимаем, что компенсация стоимости путевок, приобретенных гражданами у туристических агентств, не подпадает под льготу, установленную п. 9 ст. 217 НК РФ, если даже тур включает посещение сана-торно-курортных учреждений? И наоборот, ком-
пенсация стоимости путевки в санаторно-курор-тное учреждение подлежит льготированию, если эта путевка предоставляет право на получение услуг только указанных учреждений?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 января 2004 г. № 04-04-06/10
Рассмотрев вопрос обложения налогом на доходы физических лиц стоимости путевок на са-наторно-курортное лечение, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
С 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.
Согласно п. 9 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Освобождение от налога на доходы физических лиц стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения имеет целью создание наиболее благоприятного режима налогообложения для лиц, нуждающихся в лечении.
Санаторно-курортные организации - это предприятия, учреждения, организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.
Санаторно-курортные организации оказывают услуги по лечению в виде медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздорови-
тельной местности, в санаторно-курортных организациях, а также проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги.
Документом, подтверждающим право на получение комплекса санаторно-курортных услуг, является путевка (курсовка).
В отличие от санаторно-курортных, туристические поездки не предполагают проведение комплекса лечебных мероприятий.
Следовательно, полная или частичная компенсация стоимости путевки своему работнику и (или) члену его семьи, инвалиду, не работающему в данной организации, выплачиваемая организацией за счет Фонда социального страхования Российской Федерации или средств, оставшихся в распоряжении этой организации после уплаты налога на прибыль, в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение, расположенное на территории Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
При этом не имеет значения, приобретена санаторно-курортная путевка в туристическом агентстве, бюро путешествий или в организации, которая является местом работы конкретного работника.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Профсоюзная организация является юридическим лицом, но регистрацию в Минюсте России не проходила. Налоговая инспекция отказывается вносить ее в реестр юридических лиц. Правомерно ли это?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N9 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон N9 10-ФЗ) правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
До введения в действие Закона № 10-ФЗ отношения, возникающие в связи с созданием профсоюзов и гарантиями их деятельности, регулиро-
вались Законом СССР от 10.12.1990 N9 1818-1 «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» и иными законодательными актами.
Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.12.1991 № 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе» профессиональные союзы, их ассоциации, отделения, другие профессиональные организации, а также их руководящие органы приобретают права юридического лица с момента утверждения их уставных документов на учредительном съезде (конференции, собрании).
Закон № 10-ФЗ не содержит переходных положений, обязывающих первичные профсоюзные организации, созданные до введения в действие Закона N9 10-ФЗ, пройти перерегистрацию и подтвердить свой правовой статус юридических лиц.
К первичным профсоюзным организациям, поставленным на учет в налоговых органах в качестве юридических лиц до введения в действие Закона № 10-ФЗ, не предъявляются требования по перерегистрации и, соответственно, по переучету в налоговых органах.
В то же время при внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о первичных профсоюзных организациях на основании сообщений по форме № Р17001 инспекция МНС России руководствуется тем, что в ЕГРЮЛ включаются сведения только о юридических лицах.
В случае если статус организации как юридического лица не подтвержден учредительными документами либо свидетельством о государственной регистрации, запись в ЕГРЮЛ не вносится, заявителю выдается (направляется) соответствующее уведомление.
Таким образом, чтобы первичной профсоюзной организации получить свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, ей необходимо пройти регистрацию в Минюсте России с учетом специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц.
Вопрос. Имеет ли право работодатель в случае самовольного использования работником транспортного средства, принадлежащего работодателю, взыскать с работника стоимость услуг, для осуществления которых работник использовал транспортное средство ?
Ответ. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Стоимость услуг, для осуществления которых работник использовал транспортное средство,
принадлежащее работодателю, для работодателя является неполученными доходами. Следовательно, работодатель не вправе взыскивать с работника стоимость данных услуг.
Работодатель имеет право взыскать с работника стоимость горюче-смазочных материалов, принадлежащих работодателю.
Е.Ф. Степанова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. При трудоустройстве новая сотрудница бухгалтерии заведомо не упомянула о наличии у нее несовершеннолетних детей. Вправе ли работодатель уволить ее на основании ст. 81 ТК РФ, как сообщившую ложные сведения?
Ответ. На основании нормы п. 11 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.
По смыслу данного пункта подразумеваются те заведомо ложные сведения, которые могли и должны были повлиять на факт заключения трудового договора (например, на должность бухгалтера был принят человек, лишенный судом права занимать такую должность несколько лет или не имеющий соответствующего образования).
Факт наличия детей нельзя рассматривать в качестве основания для увольнения по основанию п. 11 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, необходимо учитывать, что согласно ст. 62 ТК РФ нельзя отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Вопрос. Сотрудниками совершены дисциплинарные проступки, вслед за которыми работодателем был издан приказ о переносе данным сотрудникам отпусков на время, отличное от закрепленного в графике отпусков организации. Правомерно ли это?
Ответ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель на основании ст. 192 ТК РФ имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Учитывая, что нормами данной статьи не предусмотрен такой вид взыскания, как перенос отпуска, действия работодателя неправомерны.
Вопрос. Насколько законны действия работодателя в случае отказа работающим сотрудницам в предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков непосредственно после или до отпуска по беременности и родам?
Ответ. На основании ст. 260 Трудового кодекса РФ перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации.
Принимая во внимание норму ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, невыполнение обязанности работодателя по предоставлению женщинам отпусков по их желанию с соответствии со ст. 260 ТК РФ следует рассматривать как нарушение трудового законодательства.
Вопрос. Вменена ли работодателю действующим трудовым законодательством обязанность предоставлять дополнительные отпуска работникам, работающим по совместительству в районах, приравненных к Крайнему Северу?
Ответ. На основании ст. 321 Трудового кодекса РФ кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
Учитывая то, что на основании ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы, работающие по совместительству правом на дополнительные отпуска не обладают.
Вопрос. Сотрудники (имеющие несовершеннолетних детей) работают в организации, расположенной в одном из районов Крайнего Севера. Правомерен ли отказ работодателя в предоставлении таким сотрудникам ежемесячного дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы?
Ответ. На основании ст. 319 Трудового кодекса РФ одному из родителей, работающему в рай-
онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
Принимая во внимание норму ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, невыполнение обязанности работодателя по предоставлению сотрудникам согласно ст. 319 ТК РФ дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы следует рассматривать как нарушение трудового законодательства.
Действующим законодательством в качестве административной ответственности за нарушение трудового законодательства ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Допустимо ли использование в первичных учетных бухгалтерских документах факсимильного воспроизведения подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций?
Ответ. Нет.
Согласно ч. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электрон-но-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Однако согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом согласно под п. «е» и «ж» п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N9 129-ФЗ первичные учетные документы должны приниматься к учету, только если они содержат обязательные реквизиты, в том числе и личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.
В.П. Колодий Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Организация считает, что привлечение ее к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством срок декларации по земельному налогу на основании ст. 119 НК РФ неправомерно, поскольку действующим законодательством установлено, что юридические лица должны представлять в налоговый орган не налоговую декларацию, а расчет налога на землю. Применяется ли ответственность, установленная ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговому органу в установленный законодательством срок расчета по земельному налогу?
Ответ. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N9 1738-1 «О плате за землю» земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их представления.
Таким образом, ст. 16 указанного Закона установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган данных, необходимых для исчисления налога, и произведенного расчета (исчисления) суммы налога в целях осуществления налоговым органом контроля за полнотой, правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налога.
В силу ст. 80 Н К РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Поскольку по своей форме и содержанию расчет земельного налога, представляемый организацией налоговому органу, отвечает определению налоговой декларации (ст. 80 НК РФ), несвоевременное представление расчета (декларации) (ежегодно не позднее 1 июля) влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.
Вопрос. С какого момента следует исчислять шестимесячный срок давности для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа за нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе?
Ответ. Статьей 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 Н К РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
При этом в силу п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Учитывая, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.
Таким образом, день поступления информации в налоговый орган от органа, осуществляющего регистрацию организаций, будет являться днем обнаружения нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе и, соответственно, моментом исчисления шестимесячного срока давности для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.
При отсутствии у налогового органа информации о регистрации организации, в случае пропуска организацией установленного ст. 83 НК РФ срока, шестимесячный срок давности для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа будет исчисляться со дня подачи заявления организацией о постановке на учет в налоговый орган.
JI.A. Брандт Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Вправе ли налогоплательщик получить стандартный налоговый вычет на ребенка в возрасте до 18 лет за каждый месяц 2003 г., если он четыре месяца в этом году не работал?
Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода, который распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется.
Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный названым подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.
Пунктом 2 разд. IV Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ дано следующее разъяснение: независимо от предоставления стандартного налогового вычета в размере 3 000 руб., или 500 руб., или 400 руб. налогоплательщикам на основании подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями.
В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ установленные указанной статьей стандартны налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 указанной статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет на ребенка в возрасте до 18 лет за 2003 г. в случае, если он четыре месяца не работал, при условии подачи им декларации о доходах и заявления на предоставление вычета по окончании налогового периода, т.е. 2003 г., в налоговую инспекцию по месту жительства. При этом указанный налоговый вычет предоставляется по доходам, облагаемым по ставке 13%, с суммы, не превышающей 20 000 руб.
Вопрос. Каким образом учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные в порядке гуманитарной помощи от иностранного государства?
Ответ. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Пунктом 4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N9 БГ-3-02/729, дано разъяснение, что доходы в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом N9 95-ФЗ, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении
налоговой базы по налогу на прибыль. Понятия «безвозмездная помощь», «техническая помощь», «гуманитарная помощь» для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Федеральным законе № 95-ФЗ.
При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном соответственно постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N9 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
Кроме того, при применении данного подпункта следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Согласно ст. 1 Федерального закона N9 95-ФЗ под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N9 1335. Согласно п. 2 Порядка гуманитарная помощь (содействие) может оказываться иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, иностранными физическими лицами. Гуманитарная помощь (содействие) может предоставляться РФ, субъектам РФ, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.
Таким образом, доходы, полученные в порядке гуманитарной помощи от иностранного госу-
царства, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. При этом документом, подтверждающим принадлежность средств к гуманитарной помощи, является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335. При этом следует учитывать, что указанные средства, использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Вопрос. Каким образом учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСН суммы компенсаций работникам за задержку заработной платы?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статьей 56 Трудового кодекса РФ определено, что под трудовым договором подразумевается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной ком-
пенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором (ст. 236 ТК РФ).
Кроме того, ст. 255 НК РФ установлено, что в целях применения гл. 25 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, при исчислении расходов на оплату труда суммы компенсаций работникам за задержку заработной платы учитываются в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно в случае, если выплата таких компенсаций предусмотрена коллективным и (или) трудовым договорами. При этом указанные компенсации относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и, следовательно, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСН в сумме, исчисленной в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ.
E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Представляют ли органы технической инвентаризации (БТИ) сведения в налоговые органы об объектах недвижимого имущества? Где содержатся основные сведения о земельных участках, в частности о площадях земельных участков, которые используются в целях обложения земельным налогом?
Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N° 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» государственный технический учет и техническую инвентаризацию
проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Уполномоченные организации технической инвентаризации представляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах учета, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Сведения об объектах учета являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также федерального имущества.
Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества утвержден приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 № № 36, БГ-3-08/67, в приложении № 2 которого приводится Справка об объекте недвижимого имущества, находящегося во владении юридического лица на правах собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, в ней указываются сведения об объектах налогообложения, в том числе о площадях этих объектов.
Основные сведения о земельных участках, в частности о площадях земельных участков, содержатся в Едином государственном реестре земель, который представляет собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков (ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Сведения о площадях земельных участков используются в целях обложения земельным налогом.
Вопрос. Какие земли относятся к землям сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты? Предусмотрено ли по этим землям представление Налоговой декларации? Если да, то в каком из приложений к Налоговой декларации эти земли указываются и в каком разделе Налоговой декларации будет указываться ставка земельного налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты?
Ответ. В соответствии с п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях -это земельные участки, занятые пашней, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного
назначения, они используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Организация за выделенные ей земельные участки в городах и поселках, занятые сооружениями сельскохозяйственного назначения и используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства, должна представлять Налоговую декларацию по земельному налогу. За указанные земли в Налоговой декларации заполняется приложение А «Расчет налоговой базы и суммы налога по землям поселений».
Поскольку ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N9 1738-1 «О плате за землю» установлено, что налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества, то по указанным землям в разд. III «Налоговая ставка» приложения А предусмотрена строка 27 (ячейка 310) и строка 28 (ячейка 320). По строке 27 (ячейка 310) указывается налоговая ставка по сельскохозяйственным угодьям аналогичного качества. Данная ставка указывается в размере, установленном для земель сельскохозяйственных угодий по прилегающему к городу или поселку району, или указывается налоговая ставка, установленная приложением № 1 к Закону РФ «О плате за землю», с учетом коэффициента, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога. По строке 28 (ячейка 320) указывается значение налоговой ставки, применяемой налогоплательщиком в отношении земельного участка, занятого землями сельскохозяйственного использования в городах и поселках, умноженное на два.
Р. Г. Габбасов Советник налоговой службы РФ
II ранга Н.В. Голубева
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета
Вопрос. После проверки помещения кассы ввиду отсутствия охранной сигнализации налоговый орган привлек руководителя организации к административной ответственности за нарушение порядка хранения наличных денежных средств.
Насколько правомерны действия налогового органа?
Ответ. Статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц организации (в число которых входит руководитель - ст. 2.4 КоАП РФ) в размере от 4 ООО до 5 ООО руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 01.10.2003)) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного ЦБ РФ от 22.09.1993 N° 40 (ред. от 26.02.1996), руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
В соответствии с п. 2 разд. I и разд. III приложения № 3 к Порядку помещения касс всех организаций независимо от формы собственности должны быть оснащены охранной сигнализацией. В тех случаях, когда по вине руководителя организации этого сделано не было, он несет административную ответственность в порядке, установленном КоАП РФ (п. 29 Порядка).
Таким образом, на наш взгляд, налоговый орган принял решение о привлечении руководителя организации к административной ответственности в рамках действующего законодательства.
Отметим, что правомерность привлечения к административной ответственности в случае невыполнения требований по оборудованию помещения кассы, установленных приложением N° 3 к Порядку, подтверждается также арбитражной практикой (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2003 № Ф04/162-1583/А27-2002, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2003 № Ф08-2172/2003-813А).
Вопрос. Некоммерческой организации (ассоциации предпринимателей) было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения на том основании, что гл. 26.2 НК РФ ограничивает переход на УСНО для организаций, в которых доля непосредственного участия составляет более 25%. При этом ст. 121 части первой ГК РФ однозначно указывает, что учредителями ассоциации могут быть только юридические лица.
Что понимается под «непосредственным участием»? Правомерно ли организации отказано в переходе на УСНО?
Ответ. В соответствии с под п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организации, в которых доля
непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО).
Определение понятия «непосредственное участие» в действующем законодательстве отсутствует.
Однако, на наш взгляд, исходя из общего смысла налогового законодательства, предоставляющего право применения упрощенной системы налогообложения именно малому бизнесу, под «долей непосредственного участия» необходимо понимать любые формы участия юридических лиц в создании тех или иных организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Поскольку в создании объединения участвуют только юридические лица, то в силу подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ такие некоммерческие организации применять УСНО действительно не вправе.
Однако существует и другое мнение, согласно которому непосредственное участие связано с формированием уставного капитала, а не финансированием, и ограничения, предусмотренные подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не распространяются на некоммерческие организации, созданные без формирования уставного капитала. Изложенной позиции, в частности, придерживается ФАС Уральского округа в постановлениях от 18.08.2003 № Ф09-2474/03-АК, от 12.08.2003 N9 Ф09-2448/03-АК.
Вопрос. Правомерно ли требование инспекции сдавать всю налоговую отчетность на магнитных носителях? Если да, то каким нормативно-правовым актом это предусмотрено?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ не предусматривает обязательного представления декларации исключительно на магнитных носителях (в электронном виде) (см. также п. 5 ст. 174, п. 7 ст. 243, пп. 1, 2 ст. 289 НК РФ).
Не предусмотрена такая обязанность и в соответствующих инструкциях по заполнению налоговых деклараций (см., в частности, Инструкцию по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденную приказом МНС России от 21.01.2002 N° БГ-3-03/25; Инструкцию по
заполнению Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденную приказом МНС России от 09.10.2002 № БГ-3-05/550; Инструкцию по заполнению Декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, и др.).
Каких-либо нормативно-правовых актов, предписывающих налогоплательщикам сдавать отчетность исключительно на магнитных носителях, МНС России не издавало. Более того, согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, оформленной в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Таким образом, на основании вышеизложенного требование ИМ НС об обязательности представления налоговых деклараций на магнитных носителях является неправомерным.
В заключение отметим, что каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Вопрос. Командированный работник проживает в гостинице по заявке организации и оплачивает проживание за наличный расчет. Облагается ли плата за проживание в гостинице налогом с продаж?
Ответ. В представленной в вопросе ситуации потребителем гостиничных услуг фактически является физическое лицо независимо от того, что в командировке находится по заданию организации и действует в ее интересах.
Статьей 349 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
В результате на основании ст. 38, 39, 349 НК РФ оплаченные наличными командированным работником организации услуги гостиницы признаются объектом налогообложения по налогу с продаж на общих основаниях.
В ситуации, когда организация оплачивает услуги гостиницы путем безналичного перечисления денежных средств, а затем командированный
работник организации проживает в ней соответствующий период времени, объекта налогообложения по налогу с продаж не возникает вследствие отсутствия наличных расчетов или расчетов с использованием банковских карт.
А. И. Дыбов
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению
Вопрос. Являются ли правомерными действия должностных лиц налоговых органов, составляющих протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16 КоЛП РФ?
Ответ. Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 24.07.2002 № 109-ФЗ) (далее - Закон № 171 -ФЗ).
Согласно ст. 23 Закона № 171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 22.05.2003) (далее - Закон № 943-1) определены правовые основы организации деятельности налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, данным Законом № 943-1 и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (ст. 3 Закона № 943-1).
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов (ст. 2 Закона № 943-1).
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 (ред. от 30.08.2002 № 649) утверждено Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам.
МНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
В соответствии с данным Положением одной из основных задач МНС России является контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также контроль за соблюдением технологии производства указанной продукции.
МНС России и его территориальным органам предоставлено право проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, проверять оформление товарно-транспортных накладных, а также получать от руководителей и должностных лиц организаций необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой.
Статьей 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ).
Административный штраф налагается на должностных лиц, а также на юридических лиц с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ст. 28.3 КоАП РФ указан перечень органов федеральной исполнительной власти, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Частью 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных ч. 1 данной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государствен-
ных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Пунктом 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 14.3, 14.6,ч. 1 и 2 ст. 14.1б,ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 15.12, 15.13, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 данного Кодекса, составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, действия должностных лиц налоговых органов, составляющих протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ, являются правомерными.
Е.В. Виговский
ЗАО «ЮРИНФОРМ В»
Вопрос. Работник 19 июля 2003 г. подал заявление об увольнении по собственному желанию с 18 августа 2003 г. Приказ об увольнении на основании заявления был издан 21 июля 2003 г. об увольнении с 18 августа 2003 г. Расчет произведен 21 июля 2003 г., но в него включен период до 18 августа 2003 г. Может ли работник восстановиться на работе, обосновав это тем, что приказ издан и расчет произведен не в последний день его увольнения?
Ответ. В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
В данном случае приказ об увольнении издан раньше срока увольнения, однако, поскольку датой увольнения по этому приказу является 18 августа 2003 г., то есть дата, указанная работником в заявлении об увольнении, то нарушение со стороны работодателя отсутствует.
Поскольку расчет с работником произведен хотя и раньше срока, но в него вошло время работы работника до дня увольнения, т.е. до 18 августа 2003 г., то в этом случае нарушения также не будет.
Однако при этом необходимо учитывать, что в случае если работник захочет отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении, то работодатель не имеет права уволить работника, если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора (ст. 80 ТК РФ). В этом случае работодателю необходимо будет отменить приказ и аннулировать расчет с работником.
И.А. Черникова
Вопрос. Организация заключила срочный трудовой договор с работником, хотя оснований для заключения срочного договора, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ, не было. Можно ли заключить срочный трудовой договор по каким-то иным основаниям? Какая ответственность может быть применена в случае заключения срочного трудового договора в отсутствие оснований для этого?
Ответ. Согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Дополнительные основания установлены также в ст. 59 ТК РФ.
В связи с этим и поскольку у вас нет оснований для заключения срочного договора, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, необходимо использовать в качестве оснований для заключения срочного трудового договора те основания, которые указаны в ст. 58 ТК РФ, а именно невозможность заключения трудового договора на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Именно эту формулировку необходимо указать в трудовом договоре и приказе, а также следует уточнить, в чем конкретно заключается такая невозможность.
Что касается ответственности за заключение срочного трудового договора в отсутствие оснований для этого, то в силу ст. 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Кроме того, на основании ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за такое нарушение на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Н.В. Михалева
Вопрос. Юридические лица (как члены некоммерческого партнерства, так и не являющиеся таковыми) направляют безвозмездно денежные средства некоммерческому партнерству, созданному и действующему для защиты прав своих членов и иных организаций (членские взносы и пожертвования). Облагаются ли полученные денежные средства налогом на прибыль у некоммерческого партнерства?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются безвозмездно полученные целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. К целевым поступлениям, в частности, относятся вступительные, членские взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Таким образом, если некоммерческое партнерство получает безвозмездно денежные средства в качестве членских или вступительных взносов, го такие поступления не подлежат обложению налогом на прибыль.
Что касается перечисляемых некоммерческому партнерству пожертвований, то в данном случае перечисленные денежные средства с таким назначением не являются пожертвованиями в силу ст. 582 Гражданского кодекса РФ, согласно которой пожертвования могут направляться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и иным аналогичным учреждениям, благотворительным, научным или учебным учреждениям, учреждениям культуры, а ваше некоммерческое партнерство не является такой организацией (создано для других целей и осуществляет другую деятельность).
В связи с этим денежные средства, перечисленные как пожертвование, в силу закона пожертвованиями не являются и облагаются налогом на прибыль.
А.Г. Кривец