Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей*, входящей в состав федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., молодым семьям предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета на компенсацию части стоимости жилья при рождении (усыновлении) ребенка. Правила предоставления данных субсидий утверждены приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2975. Облагаются ли данные субсидии НДФЛ и следует ли их получателям декларировать полученный таким образом доход?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 ноября 2003 г. № 04-04-06/204

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения субсидий за счет средств федерального бюджета, выделяемых молодым семьям в случае рождения (усыновления) ребенка, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

В целях создания государственной поддержки молодых семей в решении жилишной проблемы и улучшении демографической ситуации постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой

программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям в случае рождения (усыновления) ребенка.

Порядок и размеры предоставления субсидий молодым семьям на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка определены приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2975 «О правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., в случае рождения (усыновления) ребенка» и постановлением Госстроя России от 29.08.2003 N9 158 «О средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья на IV квартал 2003 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета».

Полагаем, что предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными приказом Минобразования России и постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

Суммы указанных выплат, превышающие установленные нормы, включаются в облагаемый доход налогоплательщика.

В соответствии со ст. 227 - 229 Кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту жительства декларации за истекший налоговый период. Кроме того, физические лица вправе представить декларацию в налоговый орган при получении стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетах на основании ст. 218, 219, 220 Кодекса.

Однако положения гл. 23 Кодекса не обязывают лиц, которые получают выплаты компенсационного характера в виде субсидий, декларировать свои доходы.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев

Вопрос. Правомерно ли взимать плату за землю, находящуюся в собственности или на праве аренды у пенсионеров, а также повышать размер указанной платы, принимая во внимание невысокий в настоящее время уровень российских пенсий?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 ноября 2003 г. 04-05-10/60

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.

Земельный налог взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

Средние ставки земельного налога по категориям земель установлены указанным Законом.

Ставки земельного налога индексируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8 к ставкам земельного налога, действовавшим в 2002 г.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» начиная с 2003 г. земельный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

При этом в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю» органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении этих органов.

Таким образом, вышеуказанные органы, исходя из конкретных условий, могут самостоятельно решить вопрос о предоставлении дополнительной льготы по земельному налогу отдельным категориям граждан.

В отношении арендной платы за землю следует иметь в виду, что в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ размер, условия, сроки внесения арендной платы, а также ответственность устанавливаются договором.

Порядок заключения договора аренды регулируется Гражданским кодексом РФ.

При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанав-

ливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Таким образом, по всем вопросам взимания арендной платы за землю следует обращаться в орган, с которым был заключен договор аренды земельного участка.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики

А.И. Салина

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В каком размере предоставляются социальные налоговые вычеты за 2003 г. ?

Ответ. Статьей 219 Налогового кодекса РФ установлены социальные налоговые вычеты в суммах, уплаченных налогоплательщиком за обучение, а также за услуги по лечению.

Вычет предоставляется на сумму доходов, облагаемых по ставке 13%. Возврату налогоплательщику подлежат суммы налога, уплаченные с полученных в налоговом периоде доходов налогоплательщика. Максимальный размер вычета по каждому из ниженазванных оснований составлял:

оплата собственного обучения (25 000 руб.);

оплата обучения ребенка (25 000 - общая сумма, установленная на обоих родителей). Таким образом, вычет на обучение, предоставляемый физическому лицу, мог достигать суммы 50 000 руб.;

оплата услуг по лечению, оплата услуг по лечению супруга (супруги), своих родителей, детей, приобретение медикаментов (25 000 руб.).

Социальные налоговые вычеты предоставляются налоговым органом при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода и представлении подтверждающих документов.

Федеральным законом от 07.07.2003 № 110-ФЗ размер социальных налоговых вычетов с 25 000 руб. увеличен до 38 000 руб.

При этом, учитывая, что Законом улучшается положение налогоплательщиков, действие положений о новом размере вычета распространено на отношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Тем самым по итогам 2003 г. максимальная сумма возвращаемого налога по каждому из оснований может составить 4 940 руб. (38 000 х 0,13).

Вопрос. В 2002 г. физическое лицо не полностью использовало имущественный налоговый вычет на приобретение недвижимого имущества. Остаток вычета перенесен на 2003 г. Исходя из какой суммы будет продолжено использование выче-

та с учетом положений Федерального закона от 07.07.2003 № 1Ю-ФЗ?

Ответ. В соответствии со ст. 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной на приобретение жилого дома. Общий размер вычета был ограничен суммой 600 000 руб. (без учета сумм процентов, направленных на погашение ипотечных кредитов). Данный вычет мог быть использован один раз, но использование его не в полном размере в одном налоговом периоде позволяло перенести соответствующий остаток на последующие периоды.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налоговым органом. Вычет предоставляется на сумму доходов, облагаемых по ставке 13%. Например, по доходам в виде дивидендов вычет не предоставляется.

Возврату налогоплательщику подлежали суммы налога, уплаченные с полученных в налоговом периоде доходов налогоплательщика, не превышающие без учета сумм, направленных на погашение процентов, максимальный размер 78 000 руб. (600 000 х 0,13).

Федеральным законом от 07.07.2003 № 110-ФЗ размер имущественного налогового вычета увеличен до 1 млн руб. При этом, учитывая, что Законом улучшается положение налогоплательщиков, действие положений о новом размере вычета распространено на отношения, возникшие с 1 января 2003 г. Таким образом, не использованный за прошлые годы размер вычета в размере 600 000 руб. увеличивается до 1 млн руб. По итогам 2003 г. максимальная сумма возвращаемого налога без учета сумм, направленных на погашение процентов, составит 130 000 руб. (1 000 000 х 0,13).

Но если налогоплательщиком до 2003 г. уже был использован вычет в максимальном размере (600 000 руб.), то он не вправе заявить вычет в увеличенном размере на разницу в 400 000 руб.

Вопрос. Правомерно ли начисление пени налогоплательщику в случае неправильного исполнения банками поручений на перечисление налогов?

Ответ. Нет, неправомерно.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на пе-

речисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня уплачивается в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, при отсутствии оснований, при которых налог не признается уплаченным, пени налогоплательщику не начисляются.

Начисление пени, а также взыскание сумм налога, уплаченных добросовестным налогоплательщиком, но не зачисленных в бюджет по вине кредитных организаций, противоречит постановлению Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П, согласно которому налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вопрос. Может ли налогоплательщик при расчете ЕСН учитывать зарплату сотрудника, выплаченную ему на прошлой работе и подтвержденную копией индивидуальной карточки?

Ответ. Нет, так поступать нельзя.

Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ к плательщикам единого социального налога (ЕСН) относятся лица, производящие выплаты физическим лицам.

В соответствии со ст. 236, 241 НК РФ при расчете ЕСН, в том числе при определении права использования регрессивной шкалы налоговых ставок, налогоплательщиком учитываются только те суммы выплат, которые произведены в пользу физического лица самим налогоплательщиком.

Выплаты, которые сотрудник получал от других лиц, в расчет не принимаются.

С.В. Разгулин Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. Организация, минуя свой расчетный счет, допустила перечисление наличных денежных средств на счет физического лица, за что налоговым органом в марте 2003 г. наложен штраф в 2-кратном размере перечисленной суммы. Вправе ли был налоговый орган предъявить указанный штраф?

Ответ. Абзацем 3 п. 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 N9 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» установлено, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет.

В соответствии с п. 6 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (Приложение № 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), второе предложение абз. 3 п. 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212, которым ранее предусматривался размер штрафа (2-кратный размер суммы произведенного взноса), изложен в новой редакции.

Поскольку Указ Президента РФ от 08.04.2003 N9 410 вступил в силу с 1 июля 2002 г., налоговые органы не вправе были в марте 2003 г. предъявить указанный штраф.

Вопрос. Должны ли быть пересмотрены вынесенные с 1 июля 2002 г. и неисполненные постановления налоговых органов о наложении штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006?

Ответ. В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (Приложение № 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 N9 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006, в котором ранее предусматривались меры финансовой ответственности - штрафы - к организациям и индивидуальным предпринимателям, изложен в новой редакции.

Указ от 08.04.2003 № 410 вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Таким образом, неисполненные постановления налоговых органов о наложении с 1 июля 2002 г. штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 подлежат пересмотру.

Вопрос. По результатам проведенной проверки и выявленного нарушения - неоприходование в кассу денежной наличности - в налоговом органе сообщили, что к организации-нарушителю будет предъявлено два штрафа: в 3-кратном размере неоприходо-ванной суммы и в размере от 400 до 500 МРОТ. Правомерно ли наложение указанных штрафов?

Ответ. Ранее действовавшая редакция п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 предусмат-

ривала такую меру финансовой ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности, как штраф в 3-кратном размере неоприходо-ванной суммы.

В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (Приложение № 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 изложен в новой редакции, определяющей, что нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоприходование в кассу денежной наличности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.

Таким образом, в данном случае будет неправомерным предъявление налоговым органом штрафа в 3-кратном размере неоприходованной суммы.

C.B. Гладилин Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные законодательством РФ. Будут ли учитываться при этом в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой дополнительных отпусков работникам за работу во вредных условиях, установленных коллективным договором между работодателем и работником организации?

Ответ. В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

При этом организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Согласно п. 24 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмот-

ренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Таким образом, расходы на оплату дополнительных отпусков работникам, сверх предусмотренных действующим законодательством, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

A.B. Фомина Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. Подлежат ли налогообложению выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица -работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль

предусмотрено гл. 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 H К РФ.

Согласно п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ признаются расходами на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом изложенного выплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ, согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Вопрос. Организации получают средства в виде целевых поступлений и используют их по назначению в виде выплат в пользу работников. Подлежат ли обложению ЕСН указанные выплаты?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 H К РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 236 H К РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что

указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При ответе на данный вопрос необходимо учитывать, что норма п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется на налогоплательщиков, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.

В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

При ответе на данный вопрос следует учитывать следующее.

Если организация занимается коммерческой деятельностью и является получателем целевых поступлений, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций, а также доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

При этом по коммерческой деятельности организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.

Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам за счет доходов организации от коммерческой деятельности.

На выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет целевых поступлений, п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется.

В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций (при налогообложении) необходимо учитывать следующее.

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.

Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно.

Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов учреждения от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.

При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.

Ведение названными учреждениями и организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, целевых поступлений и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

На выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы некоммерческих организаций, указанных в ст. 251 НК РФ, исчисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке без применения п. 3 ст. 236 НК РФ.

Н.В. Криксунова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Вопрос. Может ли некоммерческая организация представить декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, при условии, что у данной организации не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей по данному налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей Кодекса. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. При этом Кодексом не установлено каких-либо особенностей для некоммерческих организаций относительно срока представления декларации по налогу на прибыль организаций. Поэтому некоммерческие организации при представлении в налоговые органы декларации по налогу на прибыль по упрощенной форме должны соблюдать сроки, предусмотренные гл. 25 Кодекса: согласно п. 4 ст. 289 Кодекса налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопрос. Общественная организация инвалидов состоит из лиц, являющихся инвалидами, и из лиц, не относящихся к инвалидам, но являющихся родителями детей-инвалидов. Вправе ли такая организация применять подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подп. 38 п. 1 ст. 264 Кодекса. Определение понятия «общественная организация инвалидов» дано в ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: об-

щественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Таким образом, в указанные 80%, фактически определяющих право отнесения той или иной организации к общественной организации инвалидов, включаются не только лица, имеющие инвалидность, но и законные представители лиц, имеющих статус инвалидов. В связи с этим данная организация, состоящая как из инвалидов, так и из родителей детей-инвали-дов, вправе применять нормы подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Вопрос. Общественная организация инвалидов не полностью состоит из лиц, инвалидность которых подтверждена соответствующим удостоверением. Часть организации (12%) - это лица, не имеющие инвалидности. Вправе ли такая общественная организация инвалидов применять подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подп. 38 п. 1 ст. 264 Кодекса. Такими целями признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санатор-но-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов (подп. 38 п. 1 ст. 264 Кодекса). При этом определение понятия «инвалид» дано в ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инва-

лидов в Российской Федерации», согласно которому инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Следует отметить, что норма подп. 39 п. 1 ст. 264 Кодекса не содержит указания величины доли лиц, состоящих в такой организации, которые должны иметь статус инвалида в обязательном порядке. Однако следует учитывать, что ограничение по соотношению численности в такой организации лиц, являющихся и не являющихся инвалидами, содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: ст. 33 указанного закона определено, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Таким образом, вышеуказанной нормой Налогового кодекса РФ вправе воспользоваться общественные организации инвалидов, отвечающие критериям, перечисленным в ст. 33 Федерального закона № 181-ФЗ. Учитывая, что в организации, задающей вопрос, число лиц, имеющих инвалидность, составляет более 80%, такая организация вправе применять нормы подп. 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

М. Федоринова Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Как отразить в налоговом учете по гл. 25 Налогового кодекса РФ бюджетные средства, полученные муниципальным предприятием и использованные им строго по назначению на расходы, связанные с его уставной деятельностью (на содержание парка культуры и отдыха, кинотеатра) ?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.

Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях системы долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий допускается в том числе из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

В связи с изложенным в том случае, если средства, получаемые МУП в виде субсидий, предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов местного бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ их следует рассматривать как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

О.В. Светлова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Какие меры ответственности могут быть применены к организации за непредоставление отпусков сотрудникам?

Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд. Кроме этого, запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следовательно, при непредоставлении отпусков организация нарушает права работников, установленные трудовым законодательством.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ в соответствии со ст. 353 ТК РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос. Является ли обязанностью организации бесплатно выдавать молоко сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда? Если да, следует ли начислять на стоимость молока единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ законодателем работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Так, ст. 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной вьщачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания» установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.03.2003 № 13 (далее - Постановление).

На основании норм подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением питания и продуктов.

Как отмечено выше, обязанность выдачи работодателями молока установлена ст. 222 ТК РФ, а согласно указанному Постановлению норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности.

Таким образом, стоимость бесплатно выдаваемого молока (по указанным нормам) не подлежит обложению единым социальным налогом. Это относится и к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что облагаемой базой по страховым взносам является налоговая база по единому социальному налогу.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с Постановлением не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения РФ, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. В каком порядке подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными фондами?

Ответ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 № 926 «Об Общероссийском общественном благотворительном фонде поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов РФ «Национальный Военный Фонд» установлено, что в соответствии со ст. 217 НК РФ указанный Фонд отнесен к благотворительным организациям (фондам, объединениям), осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), суммы которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Таким образом, освобождение от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи, предусмотрено только в отношении Общероссийского общественного благотворительного фонда поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов РФ «Национальный Военный Фонд».

Что касается сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помоши другими благотворительными фондами, то они подлежат налогообложению в установленном порядке в соответствии со ст. 210 НК РФ.

Вопрос. Следует ли учитывать в налоговой базе при исчислении налога на доходы физических лиц суммы оплаты страхового взноса по договору медицинского страхования, заключенному организацией в пользу физического лица?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, и если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит две тысячи рублей в год на одного работника.

Таким образом, страховые взносы по договорам медицинского страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 213 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Вместе с тем страховые взносы по договорам медицинского страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц, не предусматривающим выплат застрахованным лицам, в налоговой базе физических лиц при исчислении указанного налога не учитываются.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ главный бухгалтер организации за непредставление в территориальный орган по статистике годовой бухгалтерской отчетности?

Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2001 N9 85 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (далее - Положение).

В соответствии с подп. 4 п. 9 Положения одной из функций Государственного комитета по стати-

стике является сбор и обработка бухгалтерской отчетности организаций, а также обеспечение в установленном порядке пользователей данными этой отчетности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Государственный комитет по статистике и в другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ (п. 5 Положения).

Обязанность по представлению организациями в органы статистики бухгалтерской отчетности установлена Федеральным законом от 21.11.1996 N° 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ) (далее -Закон).

Согласно п. 1 ст. 15 данного Закона все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, организациями, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 15 Закона).

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ (п. 3 ст. 13 Закона).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.

Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Необходимо иметь в виду, что должностным лицом организации, ответственным за представление в органы статистики годовой бухгалтерской отчетности, могут быть непосредственно как ру-

ководитель организации, так и главный бухгалтер либо иные должностные лица организации.

При привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ необходимо установить, что в их действиях имеется состав административного правонарушения и данные лица виновны в непредставлении в территориальный орган государственной статистики годовой бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в случае если в действиях главного бухгалтера организации будет установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, то главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в территориальный орган государственной статистики годовой бухгалтерской отчетности.

Е.В. Виговский

Вопрос. Организация купила товары за наличный расчет. Фирма-продавец выдала приходный кассовый ордер, а не кассовый чек. На кого налагается штраф за неприменение ККТ - на продавца или на покупателя?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении кон-трольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, в отличие от Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. от 30.12.2001), с 28.06.2003 (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ) сфера применения ККТ более не ограничена наличными денежными расчетами непосредственно с населением. Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет применение ККТ стало обязательным.

При этом санкции за неприменение ККМ предусмотрены законодательством только в отношении продавцов товаров (работ, услуг) (ст. 14.5 КоАП РФ).

Следовательно, нарушение организацией-продавцом положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, выразившееся в невыдаче чека организации-покупателю, не означает, что в отсут-

ствие чека и при наличии квитанции ПКО на покупателя могут быть наложены какие-либо санкции.

Отметим также, что квитанция к приходному кассовому ордеру по-прежнему является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40 (ред. от 26.02.1996)).

Вопрос. Согласно пп. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды* в число видов негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, входит ее загрязнение электромагнитными излучениями. В каком порядке и в какой сумме должна вносить такую плату организация, в собственности которой находится 5 компьютеров, фактически являющихся источниками электромагнитного излучения?

Ответ. Действительно, пп. 1 - 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 12.02.2003), помимо прочего, предусмотрено взимание платы за загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» нормативы для расчета суммы платы за загрязнение окружающей среды установлены:

- для выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;

- выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);

- сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещения отходов производства и потребления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, организация, использующая в процессе осуществления деятельности персональные компьютеры, хотя бы и являющиеся источником электромагнитного излучения, не обязана исчислять и уплачивать в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие отсутствия соответствующих нормативов для расчета размера такой платы.

Вопрос. Организация получает заем наличными деньгами. Нужно ли эту операцию проводить через ККМ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако в представленной в вопросе ситуации организация-заемщик никаких товаров (работ, услуг) заимодавцу не реализует, а лишь приходует в кассу наличные денежные средства, полученные по договору займа, которые к тому же по истечении определенного времени обязана вернуть (п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ). В результате применять ККМ при получении заемных денежных средств в кассу организации нет необходимости.

А. И. Дыбов

Вопрос. Правомерно ли требование сотрудника налоговых органов представить в рамках проведения камеральной проверки копии первичных документов вместо уже представленных оригиналов? Может ли быть применена к организации в указанном случае какая-либо ответственность?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано их представить в виде заверенных должным образом копий в пятидневный срок.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно ст. 88 Н К РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и

уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первично существует обязанность налогоплательщика представлять именно копии документов. Однако в случае, когда фактически документы (в данном случае - подлинники), служащие основанием для исчисления и уплаты налога и т.п., уже представлены и проведению камеральной проверки ничто не препятствует, требование сотрудника налоговых органов можно считать неправомерным и указанная санкция в данной ситуации применена быть не может.

В то же время согласно пп. 1, 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (разд. 4 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 06.10.2000), но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Следовательно, организации обязаны хранить первичные учетные документы, и изыматься они могут (в том числе налоговыми органами) только в экстренных случаях (ст. 89, 94 НК РФ, п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ).

Таким образом, с целью недопущения нарушения правил хранения первичных учетных документов и во избежание конфликта с налоговым органом мы рекомендуем организации заменить подлинники документов на их копии.

A.B. Рымкевич

Вопрос. Организация, являющаяся негосударственным образовательным учреждением начального профессионального образования, проводит обучение по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.

По программам профессиональной подготовки свыше 72 часов организация получила лицензию и имеет освобождение от обложения НДС.

Кроме того, организация проводит обучение сроком менее 72 часов перед очередной и внеочередной проверкой знаний по определенным профессиям, не сопровождающееся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. Учитывая разъяснения, данные в письме Минобразования России и Минтруда России от

21.07.1998 № 06-51-48ин/23-10, 4226-НП, на проведение обучения по программам сроком до 72 часов лицензия не получена.

Имеет ли организация право воспользоваться освобождением от обложения НДС, предусмотренным подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, по образовательным программам сроком до 72 часов?

Ответ. Согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 07.07.2003) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Статьей 21 указанного Закона предусмотрено, что профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

Согласно пп. 10, 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796) лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором в том числе указываются перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения. Лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии.

При этом согласно п. 2 указанного Положения образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит.

Учитывая изложенное, при отсутствии в лицензии на ведение образовательной деятельности такого вида деятельности, как подготовка по программам профессиональной подготовки работников сроком до 72 часов, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, у организации отсутствует право на получение льготы, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, по данной деятельности.

С.С. Лысенко

Вопрос. Согласно действующему законодательству зачисление единого социального налога производится на счета органов федерального казначейства с последующим перечислением в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. При сдаче в Фонд отчета по форме 4-ФСС РФ последний увеличивает сумму задолженности перед Фондом на суммы, перечисленные на счет органа казначейства, но не поступившие к нему. Насколько правомерны действия должностных лиц Фонда, если имеются копии платежных поручений о перечислении ЕСН и выписка банка с расчетного счета?

Ответ. В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, что подтверждается платежным поручением налогоплательщика на перечисление суммы налога и выпиской о движении денежных средств по счету.

Согласно Правилам зачисления единого социального налога на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Минфина России от 15.01.2001 № Зн, зачисление единого социального налога производится на счета органов федерального казначейства Минфина России с последующим перечислением в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При этом согласно Порядку заполнения расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ), утвержденной постановлением ФСС РФ от 29.10.2002 № 113, по строке «Перечислен единый социальный налог» отражаются суммы перечисленного единого социального налога страхователем на лицевой счет, открытый в органах федерального

казначейства, с указанием даты и номера платежного поручения. Перечисления единого социального налога подтверждаются копиями платежных документов за отчетный квартал.

Таким образом, действия должностных лиц ФСС РФ неправомерны. Аналогичную точку зрения высказал и суд. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 25.09.2000 № Ф09-1102/2000-АК указал, что обязанность по уплате страховых взносов является исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета организации вне зависимости от времени зачисления сумм на соответствующий счет ФСС РФ.

М.П. Захарова

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Учитываются ли выплаченные работнику премии при расчете среднего заработка уволенного работника для отражения в справке, необходимой для определения размера пособия по безработице?

Ответ. В соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, для определения среднего заработка при расчете пособия по безработице учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Примерный перечень таких выплат приведен в п. 2 вышеназванного Порядка и не является исчерпывающем. Так, наряду с тарифной частью заработной платы (тарифной ставкой, должностным окладом) в перечень включены также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (надбавки за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, премии и др.) как в денежной, так и в натуральной форме. При расчете среднего заработка могут учитываться и иные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в конкретной организации, то есть локальными нормативными актами организации по вопросам заработной платы (например, положением о заработной плате, положением о премировании, коллективным договором).

При этом следует отметить, что для исчисления среднего заработка не должны учитываться

выплаты работникам, не относящиеся к заработной плате, в частности дивиденды по акциям, страховые выплаты, материальная помощь, поскольку они не входят в состав заработной платы, так как не связаны с выполнением работником трудовой функции (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Вопрос. Работник организации, уволенный 28 ноября 2003 г., обращается с заявлением о выдаче ему справки о средней заработной плате за последние 3 месяца для представления в органы службы занятости. Как рассчитать средний заработок, если в сентябре 2003 г. работник болел, а в октябре 2003 г. находился в командировке?

Ответ. Пунктом 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, предусмотрено, что расчет средней заработной платы уволенного работника для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, производится работодателем за 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

В данном случае расчетным периодом для расчета среднего заработка является август - октябрь 2003 г.

Согласно п. 4 вышеназванного Порядка из расчетного периода должны быть исключены, в частности, периоды времени, когда:

- работнику выплачивается или сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ. К такому случаю относится и время нахождения работника в командировке (ст. 167 Трудового кодекса РФ);

- работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

При этом денежные суммы, выплаченные работнику в указанные периоды, также не учитываются при расчете среднего заработка.

Таким образом, указанные в вопросе периоды времени, а также выплаченные в это время денежные суммы исключаются из расчета среднего заработка, отражаемого в справке, необходимой работнику для предоставления в органы службы занятости.

Вопрос. 14 ноября 2003 г. работник, уволенный 24 октября 2003 г., обратился к работодателю с просьбой выдать ему справку о среднем заработке для представления в органы службы занятости. Что является расчетным периодом для расчета среднего заработка в данном случае?

Ответ. Согласно п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, расчет средней заработной платы уволенного работника для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, производится работодателем за 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Таким образом, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, являются 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих октябрю 2003 г. (месяцу увольнения работника), а именно июль - сентябрь 2003 г.

Е.А. Шаповал

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Вопрос. Сколько адресов может содержать документ? Нужно ли ставить слово *копия» перед вторым, третьим и другими адресатами?

Ответ. В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (разд. 3.15) документ не должен содержать более четырех адресатов.

Слово «копия» перед вторым, третьим и четвертым адресатами не ставится.

При оформлении реквизита «Адресат» документа, направляемого в несколько адресов (организаций), необходимо сместить реквизит «Адресат» к правому полю документа и отделить самих адресатов (адреса организаций) одним или двумя дополнительными межстрочными интервалами.

Например:

Генеральному директору

ОАО «Арфей»

B. И. Логунову

Генеральному директору ОАО

*Гефест»

C. Т. Петрову

Л.Н. Варламова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.