Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос — Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Работник организации, постоянная работа которого не имеет разъездного характера, направляется на основании приказа руководителя в краткосрочную служебную командировку для проведения работ по договору с заказчиком. Просим разъяснить порядок отнесения командировочных расходов, включая суточные, к расходам в целях исчисления налога на прибыль.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 января 2004 г. № 04-02-05/2/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения к расходам в целях исчисления налога на прибыль организаций командировочных расходов и сообщает следующее.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:

на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Таким образом, организации при исчислении налога на прибыль вправе учитывать суммы, вып-

лаченные работникам в качестве компенсации их затрат на командировки. Причем из расходов, относящихся к расходам на командировки, нормируется только суточные или полевое довольствие. Для целей исчисления налога на прибыль организаций нормирование расходов по найму жилого помещения Кодексом не предусмотрено.

Размеры суточных или полевого довольствия, подлежащих отнесению к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N° 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (с изменениями от 15.11.2002).

Следует отметить, что командировочные расходы учитываются только при наличии подтверждения о производственном характере поездки (командировки).

Порядок направления работников в командировки изложен в инструкции Минфина СССР от 07.04.1988 N9 62 «О служебных командировках в пределах СССР», которая действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Косолапое

Вопрос. Международный общественный благотворительный фонд, являясь международной организацией инвалидов и созданный в г.Москве по инициативе ряда посольств стран СНГ в 1996 г., просит разъяснить порядок применения налоговых льгот, принимая во внимание ст. 56 НК РФ и ст. 34 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Правильно ли мы понимаем, что имеем право воспользоваться льготами на основании следующих норм:

- по государственной пошлине — Закон «О государственной пошлине» от 09.12.1991 №2005-1 (ст. 5);

- по НДС - гл. 21НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 149);

- по налогу на прибыль — Закон от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций* (п. 6 ст. б);

- по налогу на имущество — Закон от 13.12.1991 №2030-1 *О налоге на имущество предприятий и организаций» (п. «и» ст. 4);

- по налогам на приобретение автотранспортных средств, с владельцев транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог — Закон от 18.10.1991 №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (ст. б, 7) и инструкция от 15.05.1995 № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды РФ*;

- по ЕСН - гл.24 НК РФ (ст. 239)?

Какими нормативными актами мы можем руководствоваться по вопросам применения льгот по уплате налога на землю и налога с продаж?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 января 2004 г. № 04-04-10/01

В связи с письмом по вопросам льготного налогообложения общественных организаций инвалидов Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, которые в основном направлены на предоставление конкретной помощи инвалидам, будь то медицинская помощь, возможность получения образования, обеспечение занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.

При этом законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение налоговых льгот. Прежде всего это требования к самой общественной организации инвалидов: во-первых, целью создания и деятельности такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов; во-вторых, инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80% членов общественной организации (ст. 34 Закона).

Налоговые льготы для организаций, созданных общественными организациями инвалидов, предусмотрены как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и законами о налогах и сборах, принятыми до его вступления в силу.

Воспользоваться льготами, установленными непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, могут лишь те организации, в

которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Таким образом, если Международный общественный благотворительный фонд соответствует вышеприведенным критериям, то он может воспользоваться следующими налоговыми льготами. В частности:

1) в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N9 226-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

2) в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80%, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Таким образом, согласно действующему налоговому законодательству в настоящее время от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых вышеназванными организациями инвалидов собственными силами;

3) Законом Российской Федерации от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и их предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям, применяющим труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как показала практика, применение

льготного порядка налогообложения прибыли указанных организаций не было оправданно ни с точки зрения экономических последствий, ни с точки зрения социальных последствий, так как не привело к улучшению социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось, социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.

Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., в целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24% (для всех налогоплательщиков) с отменой ранее действовавших налоговых льгот. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что с учетом значимости проблемы социальной защиты инвалидов в соответствии с подп. 38 и 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено положение, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшается также на расходы налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, а также на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов;

4) согласно подп. «и» ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников;

5) в соответствии со ст. 239 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы по единому социальному налогу в основном связаны с деятельностью как общественных организаций инвалидов, так и самих инвалидов, то есть:

любая организация может без начисления единого социального налога выплачивать своему работнику — инвалиду I, II или III группы до 100 000 руб. в год;

такую же сумму не включают в базу налогообложения для любого работника налогоплательщики-организации при соблюдении определенных

критериев численности инвалидов, долевого участия общественных организаций инвалидов в уставном капитале организации и фонда оплаты труда инвалидов, упомянутых в абз. 2 и 3 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ;

организации, находящиеся в собственности исключительно общественных организаций инвалидов и имеющие в своих уставных документах исключительно социальные цели деятельности (образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, информационные и научные, а также оказание правовой и иной помощи самим инвалидам), могут также не включать в базу налогообложения для любого своего работника до 100 000 руб. в год;

6) в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» освобождались:

- от уплаты налога с владельцев транспортных средств — инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

- от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств — общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.

В то же время в соответствии с вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.

При соблюдении указанных норм законодательства плательщик вправе применить установленные льготы.

При этом следует иметь в виду, что инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N9 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» утратила силу в связи с изданием инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N9 110-ФЗ отменены налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и с 1 января 2003 г. введен транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации).

По вопросам применения регионального законодательства, в том числе и по уплате налога на землю и налога с продаж, Вам следует обратиться в соответствующие законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев

Вопрос. Организация получила в январе 2004 г. счет за оказанные ей в декабре услуги телефонной связи. В каком периоде организация должна учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 февраля 2004 г. № 04-02-05/1/12

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Предоставление услуг телефонной связи организациям регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». В соответствии с п. 1 ст. 46 вышеуказанного Закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определен гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), вступившей в действие 1 января 2002 г.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 247 Кодекса прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Подпунктом 25 п. 1 ст. 264 Кодекса определено, что расходы на телефонные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Порядок определения даты признания прочих расходов для целей налогообложения зависит от метода, принятого налогоплательщиком для целей исчисления налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

Статьей 272 Кодекса регламентирован порядок признания расходов при методе начисления. Согласно п. 1 вышеуказанной статьи расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки.

Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 Кодекса определено, что датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъяв-

ления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Дата признания расходов на оплату услуг телефонной связи будет определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если исходя из условий договора оказания услуг телефонной связи обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета, то датой признания расходов будет являться дата выставления счета.

Таким образом, при применении метода начисления расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги, в порядке, предусмотренном договором оказания услуг телефонной связи.

Иной порядок признания расходов для целей налогообложения определен при использовании налогоплательщиком кассового метода. Пунктом 3 ст. 273 Кодекса установлено, что при кассовом методе затраты признаются расходами для целей налогообложения после их фактической оплаты.

Дата признания расходов на телефонную связь при применении кассового метода в данном случае может быть определена самим налогоплательщиком в период после оплаты по выставленному счету за оказание услуг телефонной связи.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Косолапое

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Каков порядок учета налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, процентов за предоставление им в пользование денежных средств?

Ответ. Согласно подп. 9 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Исходя из изложенного для целей уменьшения налогооблагаемой базы налоговыми органами будут приниматься только проценты, уплаченные по кредитам и займам, и не будут приниматься во внимание проценты, уплаченные по другим долговым обязательствам (например, по векселям).

Согласно п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса расходы, указанные в подп. 9 п. 1 указанной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 269 Налогового кодекса. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели вправе уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу на всю сумму уплаченных процентов без ограничений по размерам. Единственное условие — уплаченные проценты должны быть начислены за отчетный (налоговый) период либо прошедший налоговый период. Проценты, уплаченные вперед, принимаются к уменьшению налогооблагаемой базы в том периоде, за который они уплачены.

Вопрос. Каков порядок определения расходов на оплату труда налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения?

Ответ. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на оплату труда определяются с учетом требований ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии сданной нормой в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Наряду с изложенным следует обратить внимание на выплаты сотрудникам, осуществляемые за счет Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), так как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты единого социального налога (ЕСН), в связи с чем они не уплачивают взносы в ФСС РФ. Вместе с тем оплата больничных листов и ряда других выплат должна осуществляться за счет средств ФСС РФ. Здесь следует иметь в виду ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ, вводящего упрощенную систему налогообложения. Согласно данной статье 5% ЕСН перечисляются в ФСС РФ. Однако налогоплательщикам не предоставлено право уменьшать сум-

му налога, причитающуюся к уплате в ФСС РФ (5%), на величину пособий, выплаченных работодателем за счет средств Фонда. Поэтому суммы пособий будут перечисляться налогоплательщику непосредственно со счетов ФСС РФ.

E.H. Исакина Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. В какой момент должны выдаваться документы строгой отчетности, используемые при оказании услуг населению?

Ответ. Из положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» следует, что бланки строгой отчетности, используемые в случае оказания услуг населению, приравнены к кассовым чекам.

Статьей 5 упомянутого Федерального закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, в частности, по выдаче клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков.

Поскольку документы строгой отчетности приравнены к кассовым чекам, для них (документов строгой отчетности) применяется указанная обязанность по отношению к моменту выдачи чеков.

Таким образом, документы строгой отчетности должны выдаваться в момент оплаты.

Вопрос. Организация выдала наличные деньги под отчет. Часть выданных денежных средств осталась неиспользованной, и подотчетное лицо возвратило их организации. Следует ли выдать подотчетному лицу кассовый чек на возвращенную сумму?

Ответ. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» обязывает организации применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовые чеки в случаях осуществления наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (п. 1 ст. 2).

По смыслу приведенных в ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ понятий применение контрольно-кассовой техники необходимо для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Понятия «товар», «работа», «услуга» раскрываются в ст. 38 Налогового кодекса РФ. Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой является деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Исходя из вышеизложенных определений товаров, работ и услуг организация, приняв неиспользованные денежные средства от подотчетного лица, не реализовала товары, не выполнила работы и не оказала услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в указанной ситуации необходимости в применении контрольно-кассовой техники и выдаче кассового чека не имеется.

C.B. Гладилин Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. В каком размере налоговые агенты должны представлять участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, стандартный налоговый вычет?

Ответ. Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, в соответствии с которыми участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Подпунктом 1 п. I ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной защиты инвалидов войны, в соответствии с которыми инвалидам войны предоставляются льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством.

Таким образом, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, приравниваются по статусу к инвалидам войны.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право на получение стандартного налогового вычета в размере 3 ООО руб. за каждый месяц

налогового периода распространяется в том числе на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.

С учетом вышеизложенного налоговые агенты должны представлять участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода согласно подп. 1 п. 1 ст. 218 Кодекса.

Вопрос. Каков порядок возврата излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц налоговым агентом?

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

Пунктом 11 ст. 78 Кодекса установлено, что правила ст. 78 Кодекса распространяются на налоговых агентов.

Согласно п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, удержанных налоговым агентом, производится по письменному заявлению налогоплательщика налоговым агентом.

Вопрос. На каком основании облагаются налогом на доходы физических лиц суммы индексации оплаты труда?

Ответ. Статьей 81.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утратил силу с 01.02.2002) было установлено, что индексация оплаты труда работников предприятий, учреждений, организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Аналогичная норма содержится в ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации (вступил в силу с 01.02.2002).

Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (ст. 1) установлено, что индексация — это установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).

Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 к объектам индексации, в частности, относится оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций (далее — организации), кроме работников организаций, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги.

Статьей 7 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 установлен следующий порядок выплаты доходов в связи с индексацией.

Выплата средств в связи с индексацией производится ежемесячно по месту получения доходов начиная с месяца, следующего за тем, в котором опубликован индекс потребительских цен.

Выплаты, полученные гражданином от индексации, суммируются с основными доходами и на основании подп. 7 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ облагаются налогом в установленном порядке по действующей шкале нормативов.

Л.А. Панина Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Каков порядок расторжения трудовых договоров при сокращении численности или штата работников организации?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем при сокращении численности или штата работников организации.

На основании ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три

месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

При этом работодателю на основании ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации вменена обязанность предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников должно в соответствии со ст. 179 ТК РФ учитываться преимущественное право на оставление на работе.

Увольняемым в связи с сокращением численности или штата работникам выплачивается выходное пособие на основании ст. 178 ТК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 180 ТК РФ при угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа принимает необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с нормой ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодатель при расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией или сокращением имеет право уволить работника с его письменного согласия без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Вопрос. Каков порядок прекращения трудового договора в случае ликвидации организации?

Ответ. Одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе администрации. Основания увольнения работников по инициативе работодателя определены в ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

На основании ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.

При ликвидации юридического лица трудовые договоры с работниками прекращаются из-за невозможности продолжения деятельности как

самой организации, так и трудовой деятельности работников. При ликвидации юридического лица назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), на которую возлагаются обязанности по ликвидации.

Согласно ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, при этом расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовым договорам, производятся во вторую очередь.

Ликвидация в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При этом следует учитывать, что признание в установленном порядке или объявление лица банкротом не означает ликвидацию организации, а влечет наступление процесса ликвидации, и, следовательно, расторжение трудовых договоров с работниками по данному основанию на момент признания организации банкротом следует рассматривать как неправомерное.

В соответствии со ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации на основании ст. 178 ТК РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Вопрос. Вправе ли кадровая служба требовать приобретения сотрудниками трудовых книжек за свой счет?

Ответ. На основании ст. 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с пп. 46 и 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работо-

дателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N9 225 «О трудовых книжках», изготовление бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и обеспечение ими работодателей на платной основе осуществляются в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации. При вьшаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных п. 34 и 48 Правил.

Кроме того, на основании последнего абзаца ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются именно работодателем.

Так как нормами ст. 66 ТК РФ обязанность ведения трудовых книжек также возложена именно на работодателя, который должен вносить в них необходимые сведения, не приобретение им трудовой книжки означает невыполнение им своих обязанностей, предусмотренных ТК РФ, следовательно, обязанность приобретения трудовых книжек возложена на работодателя.

Вопрос. Вменена ли работодателям действующим законодательством обязанность учитывать мнение выборного профсоюзного органа при увольнении работников по инициативе работодателя?

Ответ. В соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

На основании абз. 2 ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по сокращению численности или штата работников организации, несоответствию работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, про-

изводится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

При этом на основании ст. 373 ТК РФ работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Вопрос. За какие виды нарушений трудового законодательства установлена уголовная ответственность?

Ответ. В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению

этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьей 145 УК РФ предусмотрено, что необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.

В соответствии с ч. 1 ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. А на основании ч. 2 рассматриваемой статьи то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Облагаются ли единым социальным налогом командировочные расходы, возмещаемые организацией сотрудникуу привлекаемому в связи с

производственной необходимостью по договору гражданско-правового характера в качестве переводчика для заграничной командировки?

Ответ. В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, командировочные расходы.

Таким образом, командировочные расходы, возмещаемые организацией сотруднику, привлекаемому в связи с производственной необходимостью по договору гражданско-правового характера в качестве переводчика для заграничной командировки, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и поэтому объектом налогообложения по ЕСН не являются в случае документального подтверждения произведенных расходов и их целевого характера.

Вопрос. Принимается ли к вычету сумма НДС\ уплаченная организацией с арендной платы при аренде муниципального имущества?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются аренда-

торы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

Пунктом 3 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Положения указанного пункта применяются при условии, чго товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Таким образом, сумма НДС, уплаченная организацией с арендной платы при аренде муниципального имущества, принимается к вычету при условии, что указанная организация исполняет обязанности по исчислению и уплате НДС и налоговый агент удержал и уплатил налог в бюджет с суммы арендной платы с учетом налога из доходов организации.

Вопрос. Является ли объектом налогообложения по ЕСН средний заработок работника, выплаченный ему при увольнении по сокращению штата?

Ответ. В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с рядом причин, указанных в названной статье.

Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, и с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, при расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников организация выплачивает увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ. Указанное пособие является компенсационной выплатой, которая не подлежит обложению ЕСН согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Вопрос. Предусмотрены ли льготы по налогу на добавленную стоимость для студенческой столовой, финансируемой из местного бюджета, в части реализации продуктов питания на сторону?

Ответ. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Положения указанного подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае

полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.

Пунктом 11 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 Nq БГ-3-03/447, дано разъяснение, что при применении положений подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что от налога освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях: студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования; столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.

При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется.

Таким образом, студенческой столовой, финансируемой из местного бюджета, освобождение от обложения НДС предоставляется в части реализации продуктов питания столовым или учреждениям, поименованным в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ. Что касается отпуска продукции собственного производства в другие организации, то такая реализация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. У работника организации в ноябре 2003 г. облагаемый НДФЛ доход нарастающим итогом с начала года составил ровно 20 000 руб. Предоставляется ли ему в данном месяце стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. ?

Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 210

НК РФ налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в размере 400 руб. Указанный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ)) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет не применяется.

Таким образом, если в каком либо месяце календарного года налоговая база по НДФЛ составила нарастающим итогом 20 001 руб. и более, то начиная с этого месяца стандартный налоговый вычет не предоставляется. Если же налоговая база нарастающим итогом с начала года в каком-либо месяце составила ровно 20 000 руб., то налоговый вычет в размере 400 руб. работнику все еще предоставляется, поскольку не «превысил 20 000 руб.», а равен этой сумме (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

С.С. Лысенко

Вопрос. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении кон-трольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, вправе при расчетах с населением за оказанные услуги не использовать ККТ, заменяя выдачу чеков выдачей бланков строгой отчетности, формы которых, порядок хранения и уничтожения также должны быть установлены Правительством РФ.

Вправе ли организация в отсутствие соответствующего постановления Правительства РФ самостоятельно на основании норм п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О бухгалтерском учете» разработать и утвердить в учетной политике форму бланка строгой отчетности, выдаваемого при оказании услуг населению?

Ответ. Как правильно указывает пользователь в своем запросе, в настоящее время Правительство РФ пока не издавало постановления, утвердившего формы бланков строгой отчетности, использующихся в расчетах за оказанные населению услуги.

Однако это обстоятельство не может служить основанием для осуществления организацией самостоятельной разработки таких форм.

Дело в том, что до издания соответствующего документа на территории России в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003

№ 54-ФЗ, продолжает применяться постановление Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (ред. от 08.08.2003) и Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный им (письмо Минфина России от 14.07.2003 N9 16-00-12/24). Согласно п. 1 этого Перечня разработка формы бланков строгой отчетности, приравниваемых к чекам, находится в компетенции Министерства финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Таким образом, в текущий момент времени организация может использовать только бланки строгой отчетности, форма которых установлена Минфином России для оформления приема денежных средств за оказание соответствующих услуг населению. В том случае, если для каких-либо услуг форма бланка Минфином России не разработана, при оказании таких услуг и получении оплаты за них в наличной форме либо посредством банковских карт организация обязана применять ККТ на общих основаниях (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ).

Отметим также, что существующие бланки строгой отчетности являются полиграфической продукцией и проставление серии, а также их нумерация должны осуществляться типографским способом (письмо Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-12/29), т.е. изготовление бланков, пусть и по установленным формам (например, путем распечатки на принтере), организацией самостоятельно неправомерно.

Вопрос. По распоряжению руководителя организации работник был направлен в служебную командировку. По возвращении из командировки сотрудник представил билет на обратный проезд, который датировался воскресеньем. Следует ли оплачивать обратный билет, если суббота и воскресенье в организации являются выходными днями?

Ответ. В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан, в частности, возмещать работнику расходы по проезду.

Таким образом, независимо от того, в какой день работник возвращался из командировки, его расходы на обратный проезд должны быть возмещены работодателем. Отметим также, что суточ-

ные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути (п. 14 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»).

Вопрос. Облагаются ли отпускные взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 07.07.2003) и п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184) указанные страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в случаях, оговоренных в соответствующих гражданско-правовых договорах, — на сумму вознаграждения по этим договорам.

Как следует из ст. 136, 139 Трудового кодекса РФ, оплата отпуска относится к оплате труда работника.

Таким образом, сумма отпускных, начисленных работнику организацией, включается в базу для исчисления указанных взносов на общих основаниях.

А. И. Дыбов

Вопрос. Для целей применения упрощенной системы налогообложения распространяется ли ограничение по доле непосредственного участия других организаций на некоммерческое образовательное учреждение, созданное двумя физическими лицами и Министерством образования РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций ин-

валидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. При этом для целей налогообложения под организациями, в частности, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Министерство образования РФ одновременно является федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом (подп. 1, 12 положения о Министерстве образования Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 258), действующим от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Основной целью деятельности некоммерческих организаций не является извлечение прибыли, они не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пп. 1, 3 ст. 50 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. При этом в учредительных документах должны быть определены в том числе источники формирования имущества некоммерческой организации (пп. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, можно сделать вывод, что учреждение, созданное физическими лицами и Министерством образования РФ, не*'вправе применять упрощенную систему налогообложения, если доля непосредственного участия Министерства образования РФ составляет более 25% (например, согласно учредительным документам доля имущества, переданного учреждению Министерством образования РФ, составляет более 25%). Аналогичный вывод в отношении некоммерческих организаций, учреждаемых с участием юридических лиц,

сделан в письмах УМ НС России по Московской области от 10.02.2003 № 04-24/1364/В343, от 03.04.2003 № 08-12/б/н, от 28.04.2003 № 04-24/ 7210/3934, УМНС России по г. Москве от 13.02.2003 N9 26-12/8763, от 19.02.2003 № 26-12/10184.

Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой на органы государственной власти, участвующие в создании учреждений, ограничение подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяется, поскольку данные органы действуют от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2003 № Ф08-1963/2003-745А, от 05.06.2003 № Ф08-1771/2003-672А). Аналогичное мнение высказано в отношении организаций, созданных органами местного самоуправления (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2003 № А74-573/03-К2-Ф02-2153/03-С1, от 08.04.2003 № А74-3837/02-К2-Ф02-835/03-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2003 № Ф04/4430-628/ А67-2003).

Также ФАС Уральского округа в постановлениях от 18.08.2003 № Ф09-2474/03-АК, от 12.08.2003 № Ф09-2448/03-АК считает, что непосредственное участие связано с формированием уставного капитала, а не финансированием, и ограничения, предусмотренные подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не распространяются на некоммерческие организации, созданные без формирования уставного капитала.

Из изложенного следует, что учреждение, созданное двумя физическими лицами и Министерством образования РФ, вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако налоговый орган, скорее всего, не согласится с указанным выводом, в связи с чем соответствующее право учреждению придется доказывать в суде.

Вопрос. В 2003 г. в результате проверки организации органами ФСС РФ выявлен факт несвоевременной постановки на учет в качестве работодателя и плательщика взносов по страхованию от несчастных случаев в 2001 г. В связи с этим к организации были применены санкции по ст. 116 НК РФ. Насколько правомерно применение этой статьи в данной ситуации?

Ответ. Статьей 1 Федерального закона от 22.04.2003 № 47-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в частности, п. 1 ст. 19 изложен в следующей редакции: нарушение установленного ст. 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у

страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ранее согласно ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N9 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» при нарушении плательщиками страховых взносов порядка регистрации в качестве страхователей применялась ответственность, предусмотренная частью первой Налогового кодекса РФ. Аналогичное положение установлено ст. 8 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год». При этом Федеральный закон от 12.02.2001 № 7-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год» соответствующей нормы не содержит.

Из изложенного можно сделать вывод, что в 2001 г. отсутствовала ответственность за указанное в вопросе правонарушение. Данную точку зрения поддерживают и большинство Федеральных арбитражных судов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2002 N9 АЗЗ-495/02-С3а-Ф02-2315/02-С1, ФАС Центрального округа от 02.09.2002 № А68-40/3-02, от 02.09.2002 № А68-39/3-02, от 02.09.2002 № А23-898/02А-3-83, ФАС Волго-Вятского округа от 20.02.2003 № А39-2868/ 02-165/10, от 13.01.2003 № А82-231/02-А/3, ФАС Уральского округа от 14.05.2002 № Ф09-965/2002-АК, ФАС Поволжского округа от 04.04.2002 №А12-13515/01-с25, ФАС Московского округа от 03.03.2003 № КА-А40/829-03, от 20.03.2003 № КА-А40/1382-03, ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2003 № А44-1616/02-С13, от 20.02.2003 № А44-1615/02-С13).

Вместе с тем, по мнению ФАС Дальневосточного округа, изложенному в постановлении от 14.08.2002 N9 Ф03-А51/02-2/1639, за нарушение срока регистрации, допущенное в 2001 г., отделениями ФСС РФ должна применяться ответственность, установленная ст. 116 НК РФ, поскольку согласно п. 7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются и являлись в 2001 г. участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

М.П. Захарова

Вопрос. Подлежат ли обложению НДФЛ суточные, превышающие нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729, выплачиваемые в размерах, установленных коллективным договором?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации,законодательными актами субъектов Российской Федера-

ции, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов. При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Каких-либо специально установленных норм суточных для целей исчисления НДФЛ в настоящее время не существует. Трудовое законодательство предусматривает установление размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, коллективным договором или локальным актом организации, оговаривая при этом лишь минимальный размер возмещения.

Таким образом, по нашему мнению, не подлежат обложению НДФЛ суточные, выплачиваемые в размерах, установленных коллективным договором или локальным актом организации. Аналогичная точка зрения изложена в письме Управления МНС по г. Москве от 31.07.2003 № 27-08н/42413.

Постановлением же Правительства РФ от 02.10.2002 N9 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» установлены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в пределах ассигнований, выделенных им из бюджета на служебные командировки. Расходы, превышающие установленные размеры, возмещаются указанными бюджетными организациями за счет иных источников (экономии средств, выделенных из бюджета на содержание организаций, за счет средств, полученных от пред-

принимательской и иной приносящей доход деятельности). Другими словами, данное Постановление не ограничивает размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, выплачиваемых бюджетными организациями. Оно лишь определяет источники данных выплат.

При этом следует отметить, что у некоторых специалистов МНС России и Минфина России иная точка зрения, которая заключается в том, что не подлежат обложению НДФЛ суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении Норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении нало-

говой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». В связи с этим необходимо напомнить, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

О. Г. Хмелевской

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

мимммм

Куда

АБОНЕМЕНТ

47699

iltlUIKt Ш'ННИЯ)

р . Г \ П|л-1

Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях

Количество комплектов

На 2004 год по месяцам:

|ГК1«ШЮЫЙИ11Л1ЖС|

Кому

1Ф\М1ЫМИ ИНИЦИАЛЫ)

Куда

ЛИТЕР

ГШ МЕСТО

ДОСТАВОЧНЛЯ КАРТОЧКА

47699

ШИЛЬКЧ HUUIHMi

Бухгалтерский учет в бюджетных и

(НЛИМ1 1Н>11\ИИ1 MVIWIMH,

некоммерческих организациях

Стоимость

ПОДПИСКИ Руб ____КОП.

ПЕРЕАДРЕСОВКИ _Руб._коп

Количество

KOMI LIC КТО D

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Кому

(ФАМИЛИЯ. ШПЩИ UlUi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.