Вопрос - ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос, Какие льготы по транспортному налогу вправе устанавливать законодательные (представительные) органы субъекта РФ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Кроме того, п. 2 ст. 361 НК РФ установлено, что налоговые ставки, указанные в п. 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Таким образом, региональные органы власти вправе самостоятельно определять льготы по уплате транспортного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе предоставлять им право не уплачивать указанный налог или уплачивать его по пониженной по сравнению с установленными для других категорий налогоплательщиков ставке, а также устанавливать понижен-
ные налоговые ставки в отношении отдельных категорий транспортных средств и в зависимости от срока их полезного использования.
Вопрос. Облагаются ли единым социальным налогом представительские расходы?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Статьей 264 НК РФ установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции и учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно п. 2 указанной статьи одним из их видов являются представительские расходы, в которые, в частности, включаются расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие расходы, поименованные в названном пункте.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Таким образом, представительские расходы не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и поэтому объектом налогообложения по ЕСН не являются.
Вопрос. Имеют ли льготы по налогу на имущество образовательные учреждения религиозных организаций?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.97 N9 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Согласно п. 3 ст. 5 указанного Закона религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством РФ создавать образовательные учреждения. При этом по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (п. 4 ст. 5 названного Закона).
Статьей 2 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» установлено, что налогом на имущество предприятий в соответствии с указанным Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Согласно п. «д» ст. 4 указанного Закона данным налогом не облагается имущество религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ.
Кроме того, в п. 10 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, доведенных письмом МНС России от 11.03.2001 № ВТ-6-04/197@, дано разъяснение, что льгота по налогу на имущество предприятий может быть предоставлена учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные п. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению, а также учреждению профессионального религиозного образования.
Таким образом, от уплаты налога на имущество освобождаются как религиозные объединения и
организации, образованные в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ, так и созданные в соответствии с их уставами и с законодательством РФ образовательные учреждения.
Вопрос. Облагаются ли налогом с продаж страховые выплаты наличными денежными средствами физическим лицам в связи с наступлением страхового случая по договору добровольного медицинского страхования?
Ответ. В соответствии со ст. 349 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно п. 1 ст. 350 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Пунктом 1 ст. 6 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» установлено, что страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном названным Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 названной статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью (п. 2 ст. 6 указанного Закона).
Таким образом, страховые выплаты наличными денежными средствами физическим лицам в связи с наступлением страхового случая по договору добровольного медицинского страхования, произведенные страховой организацией, получившей в установленном порядке лицензию на совершение страховых операций, объектом обложения налогом с продаж не являются согласно п. 1 ст. 350 НК РФ.
E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Мы являемся некоммерческой организацией, но имеем доходы от предпринимательской деятельности. Заработную плату работникам производим за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности. Можем ли мы на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не облагать заработную плату ЕСН?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Пункт 3 ст. 236 НК РФ применяется организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.
В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 определяется налогоплательщиками, в том числе некоммерческими организациями, в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены в ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в п. 2 ст. 251 НК РФ. Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.
Таким образом, некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности, по которой налоговая база по налогу на прибыль не формируется, могут осуществлять деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов, по которым формируется налоговая база по налогу на прибыль.
С учетом изложенного п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов некоммерческой организации от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
При этом на выплаты, произведенные в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, указанных в ст. 251 НК РФ, производится исчисление единого социального налога без применения п. Зет. 236 НК РФ.
Таким образом, заработная плата подлежит обложению ЕСН.
Вопрос. Организация увольняет своих работников в связи с ликвидацией организации. При этом работникам выплачивается в соответствии со ст. 127 ТК РФ компенсация за неиспользованный отпуск за последние 2 года, а также выходное пособие в размере одного среднего заработка.
Облагаются ли ЕСН вышеназванные выплаты?
Ответ. В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения.
если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.
Статьей 164 Трудового кодекса РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Учитывая вышеизложенное, выходное пособие, а также компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом.
Вопрос. Организации получают средства в виде целевых поступлений и используют их по назначению в виде выплат в пользу работников. Подлежат ли обложению ЕСНуказанные выплаты?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных вабз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками
в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N9 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При ответе на данный вопрос необходимо учитывать, что норма п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется на налогоплательщиков, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
При ответе на данный вопрос следует учитывать следующее.
Если организация занимается коммерческой деятельностью и является получателем целевых поступлений, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций, а также доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При этом по коммерческой деятельности организация формирует налоговую базу по налогу на
прибыль, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.
Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам за счет доходов организации от коммерческой деятельности.
На выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет целевых поступлений, п. 3 ст. 236 НК РФ не рас п ростра н я ется.
В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций (при налогообложении) необходимо учитывать следующее.
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно.
Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов учреждения от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.
Ведение названными учреждениями и организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, в том числе фантов, целевых поступлений и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), в порядке, установ-
ленном Федеральным законом от 04.05.99 N9 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
На выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы некоммерческих организаций, указанных в ст. 251 НК РФ, исчисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке без применения п. Зет. 236 НК РФ.
Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга
Вопрос. Нормами ст. 4 Закона РФ от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениями и дополнениями) установлено, что от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, освобождаются наследники (одаряемые), которые проживали совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения). Какое время должен проживать наследник вместе с наследодателем, чтобы он смог воспользоваться льготой?
Ответ. Согласно ст. 1 Закона РФ от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениями и дополнениями) плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
На основании ст. 4 указанного Закона от налогообложения освобождаются жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).
Статьей 1113 части третьей Гражданского кодекса РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Днем открытия наследства согласно ст. 1114 ГК РФ является день смерти гражданина. При
объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.
Учитывая изложенное, нормами Закона от 12.12.91 № 2020-1 не установлен временной отрезок, в течение которого наследник должен совместно проживать с наследодателем на день его смерти для того, чтобы не уплачивать налог на имущество, перешедшего к нему по наследству.
Вопрос. Обязаны ли организации, привлекающие бригады сотрудников для выполнения работ вахтовым методом, возмещать им расходы по найму жилого помещения вне территории вахтовых поселков?
Ответ. Согласно ст.297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.
Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха.
В соответствии с абз. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Минтрудом России утверждено постановление от 29.06.94 № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» (в ред. постановления Минтруда России от 15.06.95 № 31) (далее - Постановление).
В соответствии с п. 7 Постановления расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам при производстве монтажных, наладочных и строительных работ, а также работ, связанных с подвижным характером, в полевых условиях, за постоянную работу в пути, при направлении на курсы повышения квалификации, то есть исключая работников, занятых при выполнении работ вахтовым методом.
Как было отмечено выше, ст. 297 ТК РФ на работодателей, привлекающих работников к работам вахтовым методом, возложена обязанность создавать вахтовые поселки, представляющие собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность работодателей по возмещению расходов по найму жилого помещения работникам, привлекаемым ими для осуществления работ вахтовым методом, вне территории вахтового поселка.
Вопрос. Могут ли работники, являющиеся ин-валидами с детства и детьми-инвалидами, быть приравнены к инвалидам, имеющим одну из групп инвалидности (I, II или III), для применения организациями налоговой льготы при исчислении единого социального налога на основании норм подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ? Каковы причины определения инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» и «ребенок-инвалид»?
Ответ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
В целях реализации Федерального закона от 24.11.95 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Указа Президента РФ от 01.07.96 № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N? 965 утверждено Положение о признании лица инвалидом, согласно п.З которого в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III фуппа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Таким образом, на выплаты и вознаграждения, производимые налогоплательщиками в пользу работников - инвалидов с детства и работников, яв-
ляющихся детьми-инвалидами, действие нормы подп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса не распространяется.
В соответствии с п. 4 Разъяснения от 15.04.2003 № 1 «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 № 17, причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Вопрос. Как должна быть компенсирована сотруднику работа в выходной и нерабочий праздничный день в случае, если он в этот день выезжает в командировку?
Ответ. Статьей 164 Трудового кодекса РФ определено, что компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе при направлении в служебные командировки.
Пунктом 8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (действующей в настоящее время на основании норм ст. 423 ТК РФ, далее - Инструкция) определено, что в случаях, когда по распоряжению администрации работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.
В п. 8 Инструкции не указано, следует ли работодателям предоставлять сотруднику дни отдыха в случаях, когда работник по распоряжению работодателя возвращается из командировки в выходной день.
При этом согласно п. 7 Инструкции днем приезда при возвращении из командировки считается день прибытия транспортного средства (поезда, самолета, автобуса или другого) в место постоянной работы.
Нормами ст. 113 ТК РФ запрещена работа в выходные дни и установлен закрытый перечень случаев, когда работники могут быть привлечены к работе в выходной день.
Время в пути при возвращении из командировки в этот перечень не включено. В данном случае привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
На основании ст. 153 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни должна оплачиваться не менее чем в двойном размере.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Вопрос. Для всех ли категорий работников действующим законодательством предусмотрено сокращение продолжительности рабочего предпраздничного дня?
Ответ. Сокращенная продолжительность рабочего дня (смены) должна быть установлена накануне нерабочего праздничного дня.
На основании ст. 95 Трудового кодекса РФ она уменьшается на один час. Это правило распространяется на всех работников, включая работников с установленной сокращенной продолжительностью рабочего времени, так как согласно ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется. Работнику предоставляется: дополнительное время отдыха или, при согласии на то работника, дополнительная оплата по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Сокращение рабочего дня (смены) накануне выходного дня в соответствии со ст.95 ТК РФ предусмотрено только для работающих при шестидневной рабочей неделе, продолжительность работы при этом не может превышать 5 ч.
Вопрос. Какие меры ответственности могут быть применены к организации за непредоставление отпусков сотрудникам?
Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд. Кроме этого, запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Следовательно, при непредоставлении отпусков организация нарушает права работников, установленные трудовым законодательством.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ в соответствии со ст. 353 ТК РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.
На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Вопрос. Является ли обязанностью организации бесплатно выдавать молоко сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда? Если да, следует ли начислять на стоимость молока единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?
Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) законодателем работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Так, ст. 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания» установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.03.2003 № 13 (далее - Постановление № 13).
На основании норм подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением питания и продуктов.
Как отмечено выше, обязанность выдачи работодателями молока установлена ст. 222 ТК РФ, а согласно указанному Постановлению N9 13 норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности.
Таким образом, стоимость бесплатно выдаваемого молока (по указанным нормам) не подлежит обложению единым социальным налогом. Это относится и к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что облагаемой базой по страховым взносам является налоговая база по единому социальному налогу.
При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с Постановлением № 13 не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной вьшачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.
Вопрос. Какие последствия может повлечь за собой отказ налогоплательщика в представлении документов, запрашиваемых налоговым органом в ходе налоговой проверки?
Ответ. Права налоговых органов перечислены законодателем в ст. 31 Налогового кодекса РФ. Так, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Кроме того, налоговым органам предоставлено право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Статьей 93 Кодекса определен порядок истребования необходимых документов при проведении должностным лицом налогового органа налоговой проверки.
Для лица, которому адресовано требование о представлении документов, законодателем установлен пятидневный срок, чтобы направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Этой же статьей установлена ответственность налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (или непредставление их в установленные сроки).
Такое действие (бездействие) налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента признается налоговым правонарушением и, как следствие, влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Вопрос. Относятся ли к жилищно-коммунальным услугам услуги по электроснабжению в целях применения норм п. 1 ст. 350 НК РФ?
Ответ. Объектом налогообложения по налогу с продаж согласно ст. 349 Налогового кодекса РФ признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
На основании п. 1 ст. 350 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам, в частности, жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, в подгруппу «Коммунальные услуги» входит вид «Услуги по электроснабжению», в который включается, в частности: предоставление электроэнергии; замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых электрических сетей и электротехнической арматуры; электрификация домовладений, дачных и гаражных кооперативов, других объектов; установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода электроэнергии.
Таким образом, операции по реализации указанных выше услуг освобождаются от обложения налогом с продаж при условии их предоставления населению.
Вопрос. По каким основаниям может быть осуществлен арест имущества налогоплательщика?
Ответ. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Статья 77 Налогового кодекса РФ предусматривает арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога.
Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.
В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404, арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий: неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога; достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется про-
токол об аресте имущества. При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.
Таким образом, для наложения ареста на имущество налогоплательщика-организации необходима совокупность таких оснований, как: неисполнение налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога; наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество; санкция прокурора на арест имущества.
При этом необходимо учитывать, что правила ст. 77 НК РФ применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, но не в отношении физических лиц.
Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Физическое лицо привлечено в качестве свидетеля для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. В связи с этим физическое лицо вынуждено было израсходовать некоторую сумму, значительную для данного лица.
Вправе ли физическое лицо получить часть суммы, причитающейся ему в качестве возмещения расходов и суточных в связи с исполнением обязанностей свидетеля, до окончания выполнения таковых обязанностей?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.
Пунктом 4 ст. 131 НК РФ определено, что суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N9 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве дей-
ствий по осуществлению налогового контроля (далее - Положение).
Согласно п. 6 Положения выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.
Таким образом, физическое лицо не вправе получить часть суммы, причитающейся ему в качестве возмещения расходов и суточных в связи с исполнением обязанностей свидетеля, до окончания выполнения таковых обязанностей. Указанная сумма будет выплачена по выполнении им своих обязанностей.
O.A. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Руководителем налогового органа по результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение о привлечении организации к ответственности по ст. 119 НК РФ. В решении налогового органа было указано, что руководитель организации привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, и указана сумма административного штрафа, подлежащая уплате в добровольном порядке. При этом протокол и постановление по делу об административном правонарушении не составлялись. Являются ли правомерными в данном случае действия налогового органа?
Ответ. Согласно под п. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом.
Порядок проведения выездных налоговых проверок, а также оформления ее результатов и производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), регламентируется ст. 89, 100 и 101 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 100 Н К РФ установлено, что по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем либо их представителями.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством РФ по налогам и сборам.
Приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 утверждена Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Особенности оформления результатов выездной налоговой проверки регламентируются п. 3 ст. 101 НК РФ.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности (п. 3 ст. 101 H К РФ).
Необходимо отметить, что согласно п. 6 ст. 101 H К РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Административное правонарушение является самостоятельным видом правонарушения.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В случае установления поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами и органами составляется протокол по делу об административном правонарушении.
Требования к содержанию протокола по делу об административном правонарушении уставлены ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указание в решении руководителя налогового органа, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, о привлечении организации к ответственности по ст. 119 НК РФ и о привлечении руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ без составления протокола по делу об административном правонарушении и без вынесения соответствующего постановления является неправомерным.
Вопрос. Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ главный бухгалтер организации за непредставление в территориальный орган по статистике годовой бухгалтерской отчетности?
Ответ. Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 N9 85 утверждено Положение о Государственном комитете РФ по статистике (далее -Положение).
В соответствии с подп. 4 п. 9 Положения одной из функций Государственного комитета по статистике является сбор и обработка бухгалтерской отчетности организаций, а также обеспечение в установленном порядке пользователей данными этой отчетности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Государственный комитет по статистике и в другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ (п. 5 Положения).
Обязанность по представлению организациями в органы статистики бухгалтерской отчетности установлена Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ) (далее - Закон).
Согласно п. 1 ст. 15 данного Закона все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, организациями, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих
кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 15 Закона).
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ (п. 3 ст. 13 Закона).
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.
Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Необходимо иметь в виду, что должностным лицом организации, ответственным за представление в органы статистики годовой бухгалтерской отчетности, могут быть непосредственно как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо иные должностные лица организации.
При привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ необходимо установить, что в их действиях имеется состав административного правонарушения и данные лица виновны в непредставлении в территориальный орган государственной статистики годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, в случае если в действиях главного бухгалтера организации будет установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, то главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в территориальный орган государственной статистики годовой бухгалтерской отчетности.
Е.В. ВИГОВСКИЙ Советник налоговой службы III ранга
Вопрос. Организация, минуя свой расчетный счет, допустила перечисление наличных денежных средств на счет физического лица, за что налоговым органом в марте 2003 г. наложен штраф в 2-кратном размере перечисленной суммы. Вправе ли был налоговый орган предъявить указанный штраф?
Ответ. Абзацем 3 п. 9 Указа Президента 18.08.96 № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упоря-
дочению наличного и безналичного денежного обращения» установлено, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет.
В соответствии с п. 6 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (приложение N9 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), второе предложение абз. 3 п. 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212, которым ранее предусматривался размер штрафа (2-кратный размер суммы произведенного взноса), изложен в новой редакции.
Поскольку Указ Президента РФ от 08.04.2003 №410 вступил в силу с 1 июля 2002 г., налоговые органы не вправе были в марте 2003 г. предъявить указанный штраф.
Вопрос. Должны ли быть пересмотрены вынесенные с 1 июля 2002 г. и неисполненные постановления налоговых органов о наложении штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006?
Ответ. В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (Приложение N9 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006, в котором ранее предусматривались меры финансовой ответственности - штрафы - к организациям и индивидуальным предпринимателям, изложен в новой редакции.
Указ от 08.04.2003 № 410 вступает в силу с 1 июля 2002 г.
Таким образом, неисполненные постановления налоговых органов о наложении с 1 июля 2002 г. штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 подлежат пересмотру.
Вопрос. По результатам проведенной проверки и выявленного нарушения - неоприходование в кассу денежной наличности - в налоговом органе сообщили, что к организации-нарушителю будет предъявлено два штрафа: в 3-кратном размере неоприходо-ванной суммы и в размере от 400 до 500 МРОТ. Правомерно ли наложение указанных штрафов?
Ответ. Ранее действовавшая редакция п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 N° 1006 предусматривала такую меру финансовой ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности, как штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы.
В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (приложение № 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 N° 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 N° 1006 изложен в новой редакции, определяющей, что нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоприходование в кассу денежной наличности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.
Таким образом, в данном случае будет неправомерным предъявление налоговым органом штрафа в 3-кратном размере неоприходованной суммы.
С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные законодательством РФ. Будут ли учитываться при этом в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой дополнительных отпусков работникам за работу во вредных условиях, установленных коллективным договором между работодателем и работником организации?
Ответ. В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
При этом организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
Согласно п. 24 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
Таким образом, расходы на оплату дополни-
тельных отпусков работникам, сверх предусмотренных действующим законодательством, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
A.B. ФОМИНА Советник налоговой службы III ранга
Вопрос. Может ли некоммерческая организация представить декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, при условии, что у данной организации не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей поданному налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей Кодекса. Пунктом 2 этой же статьи Кодекса установлено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. При этом Кодексом не установлено каких-либо особенностей для некоммерческих организаций относительно срока представления декларации по налогу на прибыль организаций. Поэтому некоммерческие организации при представлении в налоговые органы декларации по налогу на прибыль по упрощенной форме должны соблюдать сроки, предусмотренные гл.25 Кодекса: согласно п.4 ст.289 Кодекса налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Как отразить в налоговом учете по гл. 25 Налогового кодекса РФ бюджетные средства, полученные муниципальным предприятием и использованные им строго по назначению на расходы, связанные с его уставной деятельностью (на содержание парка культуры и отдыха, кинотеатра) ?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.
Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях системы долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий допускается в том числе из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
В связи с изложенным в том случае, если средства, получаемые МУП в виде субсидий, предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов местного бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ их следует рассматривать как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
О.В. СВЕТЛОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Каков порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации?
Ответ. В соответствии со ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.
При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.
Очередность исполнения денежных обязательств при ликвидации юридического лица установлена ст. 64 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь, после удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
М.И. ПАВЛОВ Советник налоговой службы III ранга