Вопрос - Ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. По мнению МНС России, бюджетная организация должна умачивать налоги и сборы, установленные законодательством РФ о налогах и сборах (в частности, налог на прибыль организаций), с доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и^ш муниципальной собственности. Какова позиция Минфина России по данному вопросу?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28января 2004г. № 04-02-05/3/6
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей согласно п. 4 ст. 250 Кодекса и, следовательно, являются плательщиками налога на прибыль.
Это положение гл. 25 Кодекса взаимодействует с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются средства, передаваемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указанные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, Департамент налоговой политики разделяет мнение МНС России об уплате налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с сумм доходов, получаемых бюджетными организациями от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Вопрос. Правомерно ли включать в расходы при налогообложении прибыли индивидуальные надбавки руководителям предприятия за длительный стаж работы по специальности, непрерывный стаж работы на предприятии, интенсивность и напряженность труда, а также ненормированный рабочий день?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 февраля 2004г. № 04-02-05/2/4
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, в расходы на оплату труда, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, могут быть включены индивидуальные надбавки руководителям предприятия за длительный стаж работы по специальности, непрерывный стаж работы на предприятии, интенсивность, напряженность труда, ненормированный рабочий день, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, втом объеме, в котором это предусмотрено трудовыми договорами с этими руководителями и (или) коллективным договором.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. У организации-налогоплательщика возникла переплата по налогу на добавленную стоимость. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога направлено организацией в налоговую инспекцию 25 октября 2003 г., а уточненные расчеты по налогу - только 10 ноября 2003 г. Влияет ли более поздний (по сравнению со сроком направления заявления о возврате налога) срок направления уточненных деклараций по налогу на срок начала исчисления процентов, начисляемых при нарушении срока возврата излишне уплаченного налога?
Ответ. В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом. В данном случае заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога направлено в налоговую инспекцию 25 октября 2003 г., значит, возврат денежных средств должен был быть
произведен не позднее 25 ноября 2003 г. В случае нарушения срока возврата налога с 26 ноября 2003 г. на невозвращенную сумму налога следует начислять проценты. При этом тот факт, что уточненные декларации направлены организацией в налоговую инспекцию позднее заявления о возврате налога, не влияет на срок начала исчисления процентов, поскольку Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что возврат излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
М.ФЕДОРИНОВА
Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Может ли организация при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибьиь организаций учитывать расходы в виде уплаты процентов по просроченному сроку возврата целевого государственного кредита ?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно пп. 2 и 12 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение по договорам кредита и займа.
Учитывая изложенное, расходы организации в виде уплаты процентов по просроченному сроку
возврата целевого государственного кредита при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
A.B. КРАШЕНИННИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Образовательное подразделение организации (не являющейся некоммерческой) осуществляет образовательную деятельность по профессиональной подготовке обучающихся. Правомерно организация по данным операциям применяет налоговое освобождение согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ. Нет. В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса, только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 вышеуказанной статьи, а именно налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N9 796, лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат предприятия (организации), имеющие образовательные подразделения, только по образовательным программам профессиональной подготовки.
С учетом изложенного поскольку организация не является некоммерческой, соответственно, не выполнены вышеуказанные требования, и права применить освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подп. 14
п. 2 ст. 149 Кодекса у этой организации не возникает.
Л.В. ЧУРАЯНЦ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Некоммерческая организация помимо основной уставной деятельности занимается предпринимательской деятельностью. Распространяется ли порядок ведения раздельного учета НДС по приобретенным услугам, установленный п. 4 ст. 170 НК РФ, на некоммерческие организации в случае использования приобретенных услуг для ведения как уставной, так и предпринимательской деятельности?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Статьей 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по
акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
В связи с вышеизложенным вступительные и членские взносы, полученные некоммерческой организацией на осуществление уставной деятельности, а также денежные средства, поступившие в порядке благотворительности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
При этом учет получения и расходования целевых поступлений согласно утвержденной смете должен осуществляться отдельно от деятельности, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость.
Следует иметь в виду, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные некоммерческой организацией по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления уставной деятельности, покрываются за счет источника их приобретения.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги) используются как для операций, осуществляемых в рамках уставной деятельности некоммерческой организации, так и для операций, признаваемых объектом налогообложения, то распределение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам таких товаров (работ, услуг), производится в следующем порядке.
Некоммерческие организации, источником финансирования которых являются членские и вступительные взносы, реализующие товары (работы, услуги), для вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), должны обеспечить раздельный учет затрат.
Систему налогового учета налогоплательщик в этом случае организует самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя некоммерческой организации.
Следует отметить, что положения п. 4 ст. 170 Кодекса в данном случае применяться не могут, поскольку у некоммерческой организации в рамках ее основной (уставной) деятельности отсутствует понятие «отгруженные товары (работы, услуги)».
О.С.ДУМИНСКАЯ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Организация компенсирует своим сотрудникам, у которых разъездной характер работы, затраты по проезду после представления отчета и подтверждения разъездов, связанных со служебной необходимостью. Облагаются ли данные выплаты ЕСН?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N9 198-ФЗ) объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника иди членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
На основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Каждый конкретный случай возмещения расходов, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, следует рассматривать в индивидуальном порядке.
Так, не подлежит обложению ЕСН компенсация расходов по проезду работника организации, в том числе денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении им работы, носящей разъездной характер, при необеспечении его служебным транспортом, так как данные расходы не относятся к выплатам в пользу конкретного работника, а в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ являются расходами организации, связанными с производством и (или) реализацией продукции. При этом разъездной характер работы такого сотрудника должен подтверждаться дол-
жностной инструкцией или приказом руководителя организации.
Компенсация расходов по проезду работника при служебных разъездах может осуществляться на основании заявления работника (с приложением проездных билетов) о выплате транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ направившей организации.
Если выплаты денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях не подтверждаются должностной инструкцией, приказом руководителя, проездными документами или компенсируется оплата проезда работника, не связанного со служебной необходимостью, такие компенсации (дотации) признаются выплатами в пользу работников и согласно п. 1 ст. 236 НК РФ подлежат обложению ЕСН.
В свою очередь, для организаций, ведущих коммерческую деятельность, возможно применение положений п. 3 ст. 236 НК РФ, согласно которым выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не признаются объектом налогообложения по ЕСН.
Таким образом, если сотрудники пользуются городским транспортом для выполнения служебных обязанностей и разъездной характер работы таких сотрудников подтвержден должностной инструкцией или приказом руководителя организации, то при наличии разъездной ведомости (с приложением проездных билетов) и на основании заявления работника о выплате транспортных расходов со ссылкой на приказ руководителя суммы компенсаций за проезд таким сотрудникам не подлежат обложению ЕСН. "
Л.В. КАРАМЫШЕВА Референт налоговой службы I ранга
КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. Должностными лицами налогового органа и органов внутренних дел (милиции) проведена выездная налоговая проверка организации. Вправе ли должностные лица органов внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоЛП РФ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по одному или нескольким налогам.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки), регламентируется ст. 101 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы внутренних дел (милиции) не являются участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Организация деятельности органов внутренних дел (милиции) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 10.01.2003) «О милиции» (далее -Закон) определены права и обязанности должностных лиц и структура правоохранительных органов (милиции).
Так, права милиции регламентируются ст. 11 данного Закона.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, в частности, предоставлено право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помете -
нИй консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей (п. 25 ст. 11 Закона).
В случае выявления правонарушений должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях и осуществляют по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, в случае проведения должностными лицами налогового органа и органов внутренних дел (милиции) выездной налоговой проверки организации должностные лица органов внутренних дел имеют право в процессе проведения проверки составить протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ.
Е.В. ВИГОВСКИЙ
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Организация применяет регрессивную шкалу ставок ЕСН. В текущем году работнику-инвалиду начислена заработная плата в размере 70 ООО руб., а также вознаграждение по авторскому договору 50 ООО руб. Как в данном случае рассчитать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, с выплат работнику-инвалиду?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 241 Налогового кодекса РФ для применения регрессивной шкалы ставки ЕСН необходимо, чтобы величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, поделенная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, превышала 2 500 руб.
Как разъяснило МНС России в п. 24 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/ 344, расчет права на применение регрессивной шка-
лы ставок ЕСН нужно производить ежемесячно в целом по организации. Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам, и соответствующая численность этих лиц при расчете условия на право применения регрессивной шкалы ставок не учитываются. При этом налогоплательщик применяет регрессивную шкалу ставок ЕСН ко всем выплатам, вознаграждениям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, превышающим 100 000 руб., исчисленным нарастающим итогом с начала года.
В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом налоговая база налогоплательщиков, указанных в абз. 2, 3 подп. 1 п.1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Следовательно, организация вправе воспользоваться регрессивной шкалой ставок ЕСН в отношении указанных в вопросе вы п л ат работн и ку- и н вал иду.
При этом согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
Необходимо иметь в виду, что понятие «работник» следует применять в значении, определенном ст. 20 Трудового кодекса РФ: работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16ТК РФ).
Таким образом, под работниками-инвалидами, в отношении выплат которым применяется указанная льгота, понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, И, III групп и работающие только по трудовым договорам. Учитывая изложенное, на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III групп по авторским договорам, льготы, предусмотренные подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются (см. также п.20 Методических рекомендаций).
В рассматриваемом случае вознаграждение, начисленное работнику-инвалиду по трудовом у до говору, составляет 70 000 руб., т.е. в пределах установленной льготы. Поэтому только данная сумма не подлежит обложению ЕСН. При этом общая сумма вознаграждений за календарный год составляет 120 000 руб. (70 000 руб. + 50 000 руб.). Поэтому при
исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет должна применяться ставка, установленная для налоговой базы свыше 100 001 руб., т.е. 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. При этом налоговая база уменьшается на сумму льготы - 70 000 руб.
Следует отметить, что налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, организациями, перечисленными в ст. 239 НК РФ, определяется исходя из ставки, рассчитанной как 1/2 ставки, установленной для расчета налога в федеральный бюджет, установленной для данной категории налогоплательщиков ст. 241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога (Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу, утвержденная приказом МНС России от 09.10.2002 N9 БГ-3-05/550).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет с сумм до 100 000 руб. включительно, составляет: 28 000 руб. / 2 - (70 000 руб. х (28% / 2) = 14 000 руб. - 9800 руб. = 4 200 руб.
Сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет с сумм свыше 100 000 руб., составляет: (120 000 руб. -100 000руб.) г 15,8%/2= 1 580руб.
Общая сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет составлять 5 780 руб. (4 200 руб. + 1 580 руб.).
Вопрос. Работник организации принят на работу 03.11.2003. До приема на работу физическое лицо не имело трудового стажа и дохода в других организациях в 2003 г. Какие документы необходимо представить физическому лицу в организацию для получения стандартного налогового вычета в размере 400 руб.?
Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ в соответствии со ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Данный вычет предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика нарастающим итогом с начала года превысил 20 000 руб.
Пунктом 3 ст. 218 НК РФ установлено, что установленные стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. В слу-
чае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3,4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ.
Поскольку в данном случае с начала налогового периода, которым является календарный год (ст. 216 НК РФ), у физического лица дохода в других организациях не было, то для получения стандартного налогового вычета в размере 400 руб. ему необходимо представить в организацию только письменное заявление.
Вопрос. Работник организации находится в двухмесячном отпуске без сохранения заработка. Имеет ли он право на получение стандартных налоговых вычетов в период отпуска на себя и на ребенка?
Ответ. Исчисление налога на доходы физических лиц производится в соответствии с г,л. 23 Налогового кодекса РФ. При этом согласно подп. 3,4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода - на себя; налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода - на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок. Согласно ст. 128 Трудового кодекса РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Пунктом 5 разд. IV «Стандартные налоговые вычеты» Методических рекомендации налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001), разъяснено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику работодателем за каждый месяц налогового периода, в течение которого отношения между работником и работодателем определялись трудовым договором (контрактом).
Таким образом, получение налогоплательщиком стандартных налоговых вычетов не связано с получением им в обязательном порядке ежемесячного дохода. Иными словами, если налогоплательщик находится в отпуске без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ) и сохраняет трудовые отношения с работодателем, то он имеет право на получение стандартных налоговых вычетов как на себя, так и на своего ребенка в периоды такого отпуска. При этом накопленная в период отпуска сумма вычетов будет исключена из налоговой базы налогоплательщика в месяце получения дохода.
Вопрос. Физическое лицо в течение года устраивается на третье место работы. Его совокупный доход с начала года не превысил 20 ООО руб. Для получения стандартного налогового вычета в размере 400 руб. в третьей организации ему необходимо написать заявление и представить справки о доходах с первого и второго места работы. Может ли сотрудник организации в связи с невозможностью получить оригинал справки представить справку о доходах, полученных в первой организации, заверенную печатью второй организации ?
Ответ. Подпунктом 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц.налогового периода.
Согласно п. 3 вышеназванной статьи стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ, согласно которой налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме N9 2- НДФЛ, угвер-жденной приказом МНС России от 02.12.2002 N9 БГ-3-04/686.
По нашему мнению, если работник организации не может получить оригинал справки о доходах с первого места работы, но имеет копию такой справки, заверенную надлежащим образом второй организацией, то физическое лицо может представить в новую организацию такую справку, поскольку Налоговым кодексом РФ не запрещено предоставление по новому месту работы заверенных копий справок формы N9 2-НДФЛ.
Вопрос. Работник принят на работу в феврше 2003 г., а заявление на получение стандартных нaJ\o-говых вычетов написал в ноябре 2003г. Вправе ли организация предоставить работнику стандартные налоговые вычеты с февраля 2003 г. ?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Пунктом 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
В рассматриваемом случае организация излишне удержала сумму НДФЛ в результате того, что не было заявления от работника на предоставления ему вычетов.
Таким образом, при подаче соответствующего заявления налогоплательщиком в ноябре 2003 г. о предоставлении ему стандартных вычетов с февраля 2003 г. организация (налоговый агент) вправе предоставить ему вычеты с учетом дохода, полученного от организации с февраля 2003 г.
Вопрос. Работник устроился на работу в январе 2003 г. В этом же месяце он написа^г заявление на предоставление ему стандартных налоговых вычетов на себя и на ребенка, однако документы, свидетельствующие о наличии у него ребенка, представ^г в организацию только в ноябре 2003 г. Облагаемый НДФЛ доход нарастающим итогом с начала года у данного работника в ноябре 2003 г. превысил 20 000руб. Имеет ли право работник на получение стандартных налоговых вычетов на детей за январь - октябрь 2003 г. ?
Ответ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии сп.2ст. 210НК РФ
налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Пунктом 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
С учетом изложенного при подаче налогоплательщиком соответствующего заявления с представлением подтверждающих документов о праве на получение стандартных налоговых вычетов на ребенка организация (налоговый агент), по нашему мнению, вправе предоставить ему указанные вычеты с учетом дохода, полученного от организации с января 2003 г.
Вопрос. Работник находится в командировке. Обязана ли организация рассчитывать среднюю за-работную плату работнику за время его нахождения в командировке?
Ответ. Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Расчет среднего заработка в случаях, предусмотренных ТК РФ, осуществляется на основании ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 №213.
Учитывая изложенное, за все время нахождения работника в командировке организация рассчитывает средний заработок.
С.С.ЛЫСЕНКО
Вопрос. Организация, в соответствии с утвержденной приказом pyкoвoдumeJtя годовой программой обучения персонала, направляет на курсы повышения квалификации сотрудника, работающего по совместительству, т.е. организация неяв.гяется его основным местом работы.
Согласно условиям трудового договора обучение работника в интересах работодателя омачивается работодателем. Подлежит ли обложению НДФЛ сумма, уплаченная организацией за обучение работника-совместителя ?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством компенсаций, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком - физическим лицом своих трудовых обязанностей.
Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для собственных нужд определяет работодатель. Порядок и условия такого обучения оговариваются в коллективном договоре, соглашениях или в трудовом договоре. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В результате предусмотренная трудовым договором оплата обучения работника на курсах повышения квалификации в интересах работодателя по сути является компенсацией, связанной с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работника.
Учитывая, что установленные ТК РФ компенсации предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (ст. 287 ТК РФ), оплата курсов повышения квалификации сотрудника, работающего в организации по совместительству, не должна включаться в налоговую базу по НДФЛ работника на основании п. Зет. 217 НК РФ.
Вопрос. Организация, в соответствии с условиями трудового договора, возмещает работнику расходы на проезд до места работы и обратно. Компенсация выплачивается за счет так называемой «чистой прибыли» организации. Подлежит ли включению в на-
логовую базу по НДФЛработника сумма такой компенсации ?
Ответ. В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень выплат организации своим работникам (членам их семей, включая детей, не достигших возраста 16 лет), осуществляемых за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, сумма которых не включается в налоговую базу по НДФЛ работника (члена его семьи). К таковым относятся:
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (исключая туристические) в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (п. 9 ст. 217 НК РФ); суммы, уплаченные работодателями за медицинское обслуживание своих работников (членов их семей), при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ). Как видим, возмещение расходов работника на проезд к месту работы и обратно, пусть и предусмотренное трудовым договором, в число выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ в силу того, что осуществляются они за счет средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты по налогу на прибыль, не вошло. Среди иных доходов физического лица, по тем или иным причинам не облагаемых НДФЛ, такая выплата также не упомянута (ст. 217 НК РФ) и, как следствие, подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ работника.
Вопрос. В числе выплат, связанных с возмещением расходов работника при направлении его в служебную командировку\ не облагаемых НДФЛ, упомянуты расходы на проезд. Исходя из этого вправе ли организация не удерживать НДФЛ с сумм возмещения расходов работника на проезд в такси?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются НДФЛ выплаты в виде возмещения командировочных расходов работника, в частности связанные с возмещением расходов на проезд:
к месту назначения и обратно; в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок. При этом в п. 3 ст. 217 НК РФ отсутствуют какие-либо исключения из этого правила, поставленные в зависимость от вида транспорта, с помощью которого перемещается командированный работник.
Следовательно, в том случае, если работник организации, направленный в служебную командировку, пользовался услугами такси для вышеперечисленных целей, то при наличии документального подтверждения произведенных расходов (кассовых чеков, квитанций и т.п.) возмещаемые ему суммы, ранее затраченные работником на оплату проезда в такси, не подлежат обложению НДФЛ.
Отметим, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ст. 168 Трудового кодекса РФ).
А.И. ДЫБОВ
Вопрос. Являются ли товарные чеки документами, подтверждающими произведенные расходы для целей налогообложения прибыли ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль являются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ критериями отнесения произведенных затрат к расходам для целей обложения налогом на прибыль являются их обоснованность и документальное подтверждение.
Расходы признаются документально подтвержденными в случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 313 Н К РФ налоговая база по налогу на прибыль организаций исчисляется на основе данных налогового учета. При этом подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах форм первичной учетной документации. Помимо этого указанная статья содержит следующие реквизиты, которые должны содержать первичные документы, форма которых в альбомах первичной учетной документации не предусмотрена:
1) наименование документа;
2) дату составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
Кроме того, согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ товарный чек является документом, подтверждающим факт заключения договора розничной купли-продажи.
На основании вышеизложенного считаем, что если товарные чеки содержат указанную информацию, т.е. отвечают всем требованиям, предъявляемым законодательством, и в том числе Федеральным законом «О бухгалтерском учете», к первичным документам, то расходы, оформленные такими чеками, следует признать документально подтвержденными, и, в случае если данные расходы произведены д ля целей извлечения доходов, организация вправе учесть их в расчете налоговой б^зы по налогу на прибыль.
Т.Г. ЗАГРАНИЧНАЯ
Вопрос. Обязательно ли при увольнении работника начислять ему компенсацию за неиспользованный отпуск? Предусмотрена ли какая-либо ответственность работодателя при неначислении указанной компенсации?
Ответ. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В случае нарушения указанного положения ТК РФ работодателю следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров отнесена к числу его основных обязанностей.
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.
Во-первых, гл. 38 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником (1).
Во-вторых, в ст. 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, лтха, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (2), а также привлекаются к гражданско-правовой (3), административной (4) и уголовной (5) ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Рассмотрим все возможные виды ответственности по порядку.
1. В отношении материальной ответственности отметим, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
Следует учитывать, что на данный случай материальной ответственности распространяются условия, предусмотренные ст. 233 ТК РФ, т.е. ответственность наступает только за вину, которую работодатель может признать добровольно или установленную решением суда.
Кроме того, ст. 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. При этом размер подлежащего возмещению морального вреда определяется в зависимости от достигнутого сторонами трудового договора соглашения. В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом. Однако следует отметить, что сам термин «моральный вред» в ТК РФ не раскрывается, следовательно, необходимо руководствоваться ст. 151 ГК РФ, согласно которой это степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
2. Что касается применения мер дисциплинарной ответственности в изложенной ситуации, сле-
дует сказать следующее. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Таким образом, дисциплинарное взыскание не может быть наложено на самого работодателя, однако оно может быть наложено на работника, по вине которого не были произведены начисление и выплата установленной ТК РФ компенсации за неиспользованный отпуск.
3. Гражданско-правовая ответственность в указанной ситуации к работодателю не применяется.
4. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде (ст. 5 ТК РФ) предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее -КоАП РФ) только для должностных лиц (ст. 2.4 КоАП РФ). Так, впервые совершенное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 5 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Такие дела об административных правонарушениях рассматривает федеральная инспекция труда или подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Если же ранее аналогичное административное правонарушение уже совершалось, то для должностного лица может последовать дисквалификация на срок от одного года до трех лет(ч.2ст. 5.27 КоАП РФ). По таким делам должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда составляют протокол (п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а судьи эти дела рассматривают (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
5. Следует отметить, что ст. 145.^Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности.
A.B. РЫМКЕВИЧ
Вопрос. Подскажитеу пожалуйста, учитывается ли при расчете алиментов районный коэффициент родителя (получателя алиментов), на попечении которого находится ребенок.
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ по общему правилу при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей -половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N9 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 Семейного кодекса РФ), согласно подп. «е»п. 1 которого суммы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении алиментов.
Таким образом, при определении суммы алиментов не принимается во внимание наличие права на применение районного коэффициента к заработной плате родителя (получающего алименты), на попечении у которого находится ребенок. Суммы районных коэффициентов учитываются в составе доходов родителя, выплачивающего алименты. При этом судом с учетом материального и семейного положения родителей сумма алиментов может быть уменьшена или увеличена (п. 2 ст. 81 Семейного кодекса РФ).
Вопрос. В связи с изменением адреса обособленное подразделение организации в течение 2003 г. перешло из одного налогового органа в другой. Должно ли обособленное •подразделение представить налоговую де/сюрацию по ЕСНза 2003 г. в оба нaJtoгoвыx органа за периоды, на протяжении которых подразделение состояло на налоговом учете в соответствующем налоговом органе ?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сбо-
рам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 7 ст. 80 НК РФ).
Согласно п. 8 ст. 243 обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Аналогичное положение содержится в п. 29 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344, и абз. 2 Инструкции по заполнению Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной приказом МНС России от 09.10.2002 № БГ-3-05/550. Особенности представления декларации налогоплательщиками или обособленными подразделениями организаций в случае изменения в течение отчетного (налогового) периода контролирующего налогового органа не предусмотрены.
Налоговая декларация по ЕСН представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговым периодом признается календарный год (ст. 240, п. 7 ст. 243 НК РФ). Изменение места нахождения организации или ее обособленного подразделения и, соответственно, переход в иной налоговый орган не является окончанием налогового периода (ст. 55 НК РФ), т.е. при переходе в другой налоговый орган не истекает налоговый период.
Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации декларация по ЕСН за 2003 г. должна быть представлена не позднее 30 марта 2004 г. в налоговый орган, в котором организация состоит на учете, независимо от того, что в течение 2003 г. налогоплательщик перешел в данный налоговый орган из другого.
М.П. ЗАХАРОВА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Вопрос. Сотрудник уволен за систематическое отсутствие на работе без уважительных причин и
надлежащего оформления своего отсутствия. По той же причине вручение ему трудовой книжки не пред-ставляется возможным. Как правильно поступить в такой ситуации, ибо в соответствии с Правшами ведения и хранения трудовых книжек несвоевременное вручение трудовой книжки влечет за собой штрафные санкции по отношению к работодателю ?
Ответ. В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225, при увольнении работника все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя, лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации и подписью самого работника. При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок (п. 35 разд. IV Правил).
Однако описанный случай подпадает под действие п. 36 разд. IVуказанных Правил - вденьуволь-нения работник отсутствует на работе либо отказывается от получения трудовой книжки. В данном случае Правила предписывают направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки. Учитывая сложность ситуации, рекомендуем направить уведомление заказным письмом с отметкой о вручении.
Вопрос. В соответствии с новыми правилами при увольнении сотрудник должен заверить свое согласие с произведенными записями в его трудовой книжке своей подписью. Как это делать на практике ? Где должна стоять подпись увольняющегося сотрудника - в самой трудовой книжке или в его личной карточке?
Ответ. Очень важное нововведение, закрепленное Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Теперь при увольнении работника все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются не только подписью работодателя и лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации, но и подписью самого работника (п. 35 разд. IV Правил).
Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 36 Правил: вдень увольнения работник отсутствует на работе либо отказывается от получения трудовой книжки.
На практике это выглядит следующим образом. После внесения записей об увольнении сотрудника, сделанных в строгом соответствии с требованиями вышеназванных Правил и Трудового кодекса РФ, увольняющийся сотрудник при получении трудовой книжки на руки проверяет правильность внесенных в нее сведений и удостоверяет свое согласие с содержанием и оформлением произведенных записей своей подписью как в личной карточке (форма № Т-2, утвержденная постановлением Госкомстатом России от 06.04.2001 № 26), так и в самом бланке трудовой книжки после подписей должностных лиц, скрепленных печатью.
Вопрос. Сотрудник нашей организации без отрыва от работы окончил вуз. Одновременно с этим его повысили в должности. Должны ли мы между записями о ранее занимаемой должности и назначением на новую должность внести сведения об окончании вуза? Изменился ли порядок внесения записей в трудовую книжку при назначении на другую должность (переводе на другую работу) ?
Ответ. Согласно новым Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225, сведения об учебе в ПТУ, техникумах и вузах в трудовую книжку не вносятся (п. 21 разд. II).
Запись о переводе на другую должность (назначении на другую должность) вносится в общеустановленном порядке как в сам бланк трудовой книжки, так и в личную карточку сотрудника (форма № Т-2, утвержденная постановлением Госкомстатом России от 06.04.2001 N9 26). Например:
запись № 5 - принят на работу в должности бухгалтера с 5 июня 2001 г.
Основание - приказ КБ «Салют» N9 45 от 03.06.2001;
запись N9 6 - переведен на должность главного бухгалтера с 23 мая 2003 г. Основание - приказ КБ «Салют» N9 77 от 22.05.2003.
Порядок внесения в трудовую книжку и личную карточку работника записей о назначении на другую должность (переводе на другую работу) не изменился.
Вопрос. Сотрудник, проработавший у нас в компании несколько лет, поступил в вуз на дневную форму обучения и у окончив его, вернулся к нам на работу на другую должность. Должны ли мы зафиксировать в трудовой книжке факт окончания вуза, ведь в противном случае получится пробел в сведениях о деятельности сотрудника, продолжительность которого составляет три года (обучение) ? Какие записи следует внести в трудовую книжку в этом случае?
Ответ. Записи в трудовую книжку вносятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225.
Если сотрудник обучался в вузе с отрывом от производства, вне зависимости от формы обучения (дневная, вечерняя, заочная), т.е. фактически был уволен из вашей компании, а затем после окончания вуза вернулся к вам на работу, записи об увольнении и приеме на работу следуют одна за другой без перерыва нумерации. При этом сведения об обучении в вузе в трудовую книжку сотрудника не вносятся (п. 21 разд. II Правил). Например:
запись N9 2 - запись об увольнении;
запись N9 3 - запись о приеме на работу.
При этом действительно образуется временной пробел в трудовой деятельности, равный периоду обучения в вузе. В случае если у работника возникнет необходимость предоставить сведения о его деятельности в этот период, документом, подтверждающим ее факт, будет диплом вуза.
Вопрос. К нам на работу устраиваются молодые специалисты, окончившие высшее учебное заведение. Какую первую запись в трудовую книжку необходимо внести: сведения об обучении в вузе или сведения о приеме на работу?
Ответ. В отличие от ранее существовавшего порядка, согласно новым Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225, сведения об учебе в ПТУ, техникумах и вузах в трудовую книжку не вносятся (п. 21 разд. И). Период обучения в вышеперечисленных учебных заведениях с отрывом от производства (как правило, это дневная форма обучения) в трудовой стаж не входит.
В связи с этим при первичном приеме на работу сотрудников, окончивших вузы, ПТУ, техникумы и т.д., первой записью в трудовой книжке будет
запись о приеме на работу, оформленная в соответствии с Трудовым кодексом РФ и вышеуказанными Правилами.
Вопрос. В постановлении Правительства РФ от 16.04.2003№225 * О трудовых книжках» сказано, что трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 1 января 2004 г. Значит ли это, что новые Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные этим постановлением, вводятся в действие в тот же срок? Можно ли руководствоваться ими в работе уже сейчас? Или до сих пор действует старая Инструкция?
Ответ. Действительно, трудовые книжки нового образца вводятся с 1 января 2004 г. Но порядок ведения трудовых книжек по новым правилам следует вводить в работе своей организации с момента вступления в силу Правил. Поскольку в самих Правилах не установлен срок введения их в действие, то действует общеустановленный порядок введения в действие нормативно-правовых актов Правительства РФ - по истечении семи дней со дня их первоначального официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Напомним, что текст постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225 был опубликован в «Российской газете» 22 апреля 2003 г.
До введения в действие новой Инструкции по заполнению трудовых книжек Инструкция 1974 г. (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974 № 162) действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, постановлению Правительства РФ от 16.04.2003 N9 225 и вышеназванным Правилам.
Разъяснения аналогичного толка дают и официальные представители Минтруда России.
Л.Н. ВАРЛАМОВА
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Вопрос. При введении финансового оздоровления под обеспечение может использоваться такой способ обеспечения исполнения графика погашения задолженности, как государственная или муниципальная гарантия. Что представмет собой этот способ?
Ответ. Федеральный закон от 26.10.2002 N9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -
Закон) только упоминает в абз. 1 п. 1 ст. 79 о возможности обеспечить исполнение графика погашения задолженности государственной или муниципальной гарантией, не раскрывая сути этого способа. Сразу отметим, что к банковской гарантии он не имеет никакого отношения - взаимное применение соответствующих правовых норм не осуществляется.
Понятие государственной или муниципальной гарантии дано в ст. 115 Бюджетного кодекса РФ (с изменениями и дополнениями): это такой способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
Государственная или муниципальная гарантия должна быть письменной под страхом ничтожности; в п. 5 ст. 115 БК РФ сказано, что гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Следует уточнить, что в данном пункте речь идет по сути об обязанности (термин «ответственность» использован неудачно - ответственность за неисполнение обязанности является не субсидиарной, а самостоятельной).
Государственная или муниципальная гарантия во многом схожа с поручительством, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, однако иначе регламентируется объем обязательств гаранта: этот объем определяется уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
Последнее обстоятельство необходимо особо учитывать в конкурсном процессе - при введении финансового оздоровления речь идет об обеспечении графика погашения задолженности (в который входят требования, внесенные в реестр на момент составления графика), т.е. при использовании рассматриваемого способа обеспечения следует указать сумму обеспечения, соответствующую интересам должника. При этом данная сумма не менее чем на 20% должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр на дату судебного заседания по рассмотрению вопроса о введении финансового оздоровления (это установлено абз. 3 п. 2 ст. 75 Закона). Проблема в том, что впоследствии эта сумма не подлежит изменению.
Использование такого способа обеспечения, как государственная или муниципальная гарантия, целесообразно в конкурсном процессе в тех случаях, когда кредиторы не высказали своего мнения в отношении судьбы должника, а государственные либо муниципальные органы желают осуществить его финансовое оздоровление.
М.В. ТЕЛЮКИНА