Научная статья на тему 'Консультация экспертов'

Консультация экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Вопрос. Требуется ли при подписании счетов-фактур полностью расшифровать Ф.И. О., например: Иванов Иван Иванович или Иванов И. И. ?

Ответ. Согласно п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 № 65-ст, в состав реквизита "Подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Следовательно, при подписании счетов-фактур для расшифровки подписи следует указывать инициалы и фамилию.

М.М. МАКУХА Референт налоговой службы I ранга

Вопрос. В связи с тем что авансовый расчет по ЕС И заполняется в рублях, исчисленная сумма платежей по данным расчета может отличаться от итоговой суммы, исчисленной по данным карточек по ЕСНУ на несколько рублей. Какая из сумм подлежит перечислению в бюджет - округленная или с копейками?

Ответ. Расчет ЕСН производится в форме, в которой согласно п. 4 ст. 243 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, атакже сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Для ведения данного учета рекомендовано применять индивидуальную карточку согласно приказу МНС России от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 "Об утверждении формы Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а

также сумм налогового вычета и Порядка ее заполнения" (в ред. от 05.06.2003 № БГ-3-05/300).

Сумма авансовых платежей, исчисленная по всем карточкам, открытым на физических лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам, должна быть отражена по строкам 0200 - 0240 Расчета по авансовым платежам по ЕСН по соответствующим графам.

Данная сумма будет отличаться от суммы, исчисленной по индивидуальным карточкам, не более чем на 50 коп. из-за примененного правила округления (по правилам математики).

Одновременно обращаем внимание на то, что в разд.2.1 Расчета по авансовым платежам по ЕСН расчет ЕСН не производится, а отражается распределение налоговой базы по шкале регрессии, атакже численности работников.

Вопрос. Следует ли производить начисление ЕСН на выплату работникам, которая компенсирует стоимость их проезда на общественном транспорте?

Ответ. В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

В соответствии с абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса компенсационные выплаты, возмещаемые физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, в частности оплата стоимости месячных проездных билетов для работников бюджетных организаций, работа которых носит разъездной характер (п. 2 постановления Совмина РСФСР от 04.05.1963 № 521 с изменениями, внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1988 № 382), не подлежат обложению единым социальным налогом.

Так, не является объектом налогообложения по единому социальному налогу компенсация расходов по проезду сотрудника организации, в том числе денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов, при выполнении им работы, носящей разъездной характер, при необеспечении его служебным транспортом, так как данные расходы не относятся к выплатам в пользу конкретного работника, а в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса являются расходами организации, связанными с производством и (или) реализацией продукции. При этом разъездной характер работы такого сотрудника должен подтверждаться должностной инструкцией или приказом руководителя организации.

Компенсация расходов по проезду работника при служебных разъездах может осуществляться на основании заявления работника (с приложением проездных билетов) о стоимости транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ организации.

Если выплаты денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях не подтверждаются должностной инструкцией, приказом руководителя организации, проездными документами или компенсируется оплата проезда работника, не связанного со служебной необходимостью, то такие компенсации (дотации) признаются выплатами в пользу работников и на основании п. 1 ст. 237 Кодекса подлежат обложению единым социальным налогом с учетом применения п. 3 ст. 236 Кодекса.

Н.В. КРИКСУНОВА

Государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга

Вопрос. В ст. 199 Уголовного кодекса РФ (далее — Кодекс) при определении понятия "крупный размер " нарушения говорится о периоде в три финансовых года. Можно ли считать, что нарушение относится к совершенным в крупном размере, если указанные в ст. 199 пределы преодолены уже в одном финансовом году?

Ответ. На основании ч. 1 ст. 199 Кодекса уголовно наказуемым деянием признается уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Крупным размером в указанной статье Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб. Таким образом, в данной статье Кодекса говорится о периоде в пределах трех финансовых лет подряд, а не о периоде, равном трем финансовым годам, что означает, что факт неуплаты налогов и (или) сборов может подпадать под уголовную ответственность и по результатам одного финансового года. Определение финансового года содержится в ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

М.Е. ФЕДОРИНОВА

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Организация выдает сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молоко. Вправе ли она предъявить к вычету сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам по молоку или другим равноценным продуктам?

Ответ. В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Налоговые вычеты, предусмотренные вышеназванной статьей, производятся согласно ст. 172 Кодекса на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога на добавленную стоимость, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 4 ст. 255 Кодекса в состав расходов по оплате труда включается стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответс-

твии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов.

Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам за приобретенные молоко или другие равноценные ему продукты, выдаваемые работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по установленным нормам, стоимость которых относится на расходы, принимаемые в целях обложения налогом на прибыль, может быть предъявлена к вычету организацией в общеустановленном порядке.

JI.B. ЧУРАЯНЦ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. В организации завершен процесс сокращения численности работников. Если некоторые работники не получили на руки трудовые книжки, так как отказались их забрать со ссылкой на незаконное увольнение, что необходимо сделать работодателю, дабы избежать возмещения не полученного работниками заработка по причине задержки выдачи трудовых книжек?

Ответ. Нормами ст. 234 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;

других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

Согласно нормам ст. 62 ТК РФ в случае, если вдень увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника л ибо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Аналогичное указание содержит п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовле-

ния бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации кадровой службе организации следует направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте, при этом нормами действующего законодательства работодателю обязанность оплачивать работникам время вынужденного прогула не вменена.

Вопрос. Мне объявили благодарность, оформив это приказом. Если я хочу зафиксировать этот факт в трудовой книжке, могу ли я настаивать на внесении соответствующей записи или работники кадровой службы должны сделать это самостоятельно?

Ответ. На основании ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Нормами ст. 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Согласно п. 24 постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 "О трудовых книжках" в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:

а) о награждении государственными наградами, втом числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом организациями;

в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, работник вправе настаивать на внесении соответствующей записи в трудовую книжку, если она не внесена.

Вопрос. Вменена ли работодателям нормами действующего трудового законодательства обязанность по предоставлению сотрудникам оплачиваемого отпуска в связи с регистрацией брака?

Ответ. Так как на основании норм ст. 128 Трудового кодекса РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы сроком до пяти календарных дней, в частности, в случае регистрации брака, предоставлять оплачиваемые отпуска в таких ситуациях работодатели не должны.

Вопрос. Насколько законны действия администрации организации, которая обязывает сотрудников выйти на работу в выходные дни для уборки производственных помещений и рабочих мест?

Ответ. Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

На основании норм ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещена; кроме того, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Учитывая изложенное и то, что в рассматриваемой ситуации участие работников в мероприятиях по уборке территории - дело добровольное, а также принимая во внимание норму ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, без согласия работников работодатель не вправе обязать их выйти на работу в выходной день для уборки территории и рабочих мест.

Вопрос. В организации в случаях, когда те или иные работники берут больничные листы, уезжают в командировки или уходят в отпуск, их работа равномерно распределяется между остальными работниками. Так как объем работ и нагрузка в такие периоды увеличиваются, должна ли организация что-то дотачивать сотрудникам за данную переработку?

Ответ. При ответе на этот вопрос необходимо принимать во внимание нормы ст. 151 Трудового кодекса РФ, согласно которым работнику, выпол-

няющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Таким образом, работодателю вменена обязанность производить доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников, а размер такой доплаты должен быть установлен сторонами трудового договора по их соглашению.

Вопрос. Работник организации скоропостижно умер. Вменена ли работодателю обязанность выплатить не полученную им (но положенную ему) заработную плату и если да, то кому и в какие сроки?

Ответ. Согласно нормам ст. 141 Трудового кодекса РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти.

Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

На основании ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Учитывая изложенное, работодателю вменена действующим трудовым законодательством обязанность по выдаче заработной платы, не полученной ко дню смерти сотрудника, лицам, указанным в ст. 141 ТК РФ, и сделать это работодатель должен в течение недели со дня представления членами семьи умершего (или лицом, находившимся на его иждивении) сведений (удостоверяющих смерть), полученных от органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Вопрос. Сотрудника увольняют за двухдневный прогул. Если он член профсоюза данной организации, следует ли в данном случае работодателю в обязательном порядке запрашивать мнение профсоюза?

Ответ. Нормами ст. 373 Трудового кодекса РФ установлено, что при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии сп. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с работником,

являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Так как запрашивать мнение выборного профсоюзного органа при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюзного комитета, работодатель должен при сокращении численности или штата работников организации, недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, при принятии решения о расторжении трудового договора по своей инициативе по причине совершения работником двухдневного прогула запрашивать мнение выборного профсоюзного органа работодатель не должен.

Вопрос. Должен ли работодатель в обязательном порядке запрашивать мнение профсоюза при привлечении сотрудников к работе в нерабочие праздничные дни ?

Ответ. Нормами ст. 113 Трудового кодекса РФ установлено, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается.

При этом привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества; для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

Допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников в организациях, финансируемых из бюджета, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а в иных организациях - в порядке, устанавливаемом коллективным договором.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Таким образом, при привлечении сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работодателем на основании норм ст. 22 ТК РФ должны быть соблюдены условия, установленные ст. 113ТК РФ.

Вопрос. Должен ли сотрудник, с которым организацией был заключен трудовой договор сроком на 1 месяц, желающий до истечения этого времени расторгнуть этот договор, предупредить работодателя об этом и обязан ли он отработать две недели перед увольнением?

Ответ. Согласно ст. 292 гл. 45 Трудового кодекса РФ, определяющей особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, обязан в письменной форме предупредить работодателя за три календарных дня о досрочном расторжении трудового договора.

При этом работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором.

Таким образом, сотрудник, заключивший с организацией трудовой договор сроком всего на 1 месяц, при желании его расторгнуть по своему желанию должен за три календарных дня подать об этом письменное заявление и не обязан перед увольнением отрабатывать две недели.

Вопрос. Действие трудового договора, заключенного с работником на 1 месяц, истекает, и он увольняется. Вменена ли в этом случае работодателю обязанность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск? Если да, то каким образом рассчитывается такая компенсация?

Ответ. На основании норм ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

При этом согласно ст. 291 гл. 45 ТК РФ, определяющей особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.

Вопрос. Бригады работников осуществляют работу вахтовым методом (изыскательские работы по разведке недр) на территории, приравненной к району Крайнего Севера (Красноярский край). Вменена ли работодателю обязанность по предоставлению вахтовикам ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков?

Ответ. Согласно ст. 297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

Так как на основании норм ст. 302 ТК РФ установлено, что работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих: в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, -16 календарных дней, работодатели, учитывая нормы ст. 22 ТК РФ, должны предоставлять работникам-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, ежегодные дополнительные отпуска.

Вопрос. Мы приняли на работу заместителя бухгалтера с полугодовым испытательным сроком. Отработав половину срока, он изъявил желание уволиться по собственному желанию. Так как он не отработал даже испытательного срока, можем ли

мы не производить ему по данному основанию при окончательном расчете выплату компенсации за неиспользованный отпуск?

Ответ. На основании норм ст. 70 Трудового кодекса РФ в период испытания на работника распространяются положения настоящего Кодекса, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения.

При этом согласно ст. 71 ТК РФ если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Так как на основании ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, заместителю бухгалтера, увольняющемуся из организации до истечения испытательного срока, все равно следует выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Вопрос. Я находилась в очередном отпуске за пределами РФ. В это время в организации, где я работаю, произошли изменения структуры, в процессе которых были ликвидированы три подразделения, в одном из которых я работала. По той причине, что со мной не смогли связаться, без моего согласия меня перевели на работу в другое непрофильное подразделение, да еще с понижением надбавок за сложность. Насколько действия работодателя в данном случае законны?

Ответ. Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора.

Таким образом, в данной ситуации для перевода сотрудницы на другую работу работодатель должен был дождаться ее выхода на работу и получить у нее согласие на такие изменения в письменном виде.

Вопрос. Сотрудница медицинского центра работала на условиях внутреннего совместительства и одновременно проходила обучение в вузе (повышение квалификации с отрывом от работы). Необходимо ли при начислении заработной платы за этот период учитывать ее зарплату как по основной должности, так и по совместительству?

Ответ. Так как на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, учитывать зарплату, выплачиваемую за внутреннее совместительство, не надо.

Вопрос. Заключены договоры с переводчиками на перевод технической литературы в связи с внедрением новых автоматизированных процессов на производстве. Возникает вопрос, надо ли кадровой службе об этом делать соответствующие записи в их трудовые книжки и можно ли такую работу считать совместительством, если у переводчиков есть основные места работы?

Ответ. Нормами ст. 66 Трудового кодекса РФ установлено, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и в других организациях.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

На основании ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом в соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные

ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

На основании норм трудового и гражданского законодательства по гражданско-правовому договору физическое лицо, являющееся исполнителем договора, не подчиняется дисциплине, внутреннему распорядку организации-заказчика, самостоятельно организует работу, выполняет ее на свой риск, обеспечивает охрану труда и ему оплачивается лишь конечный результат труда или выполненное поручение.

Таким образом, работа по договору на оказание услуг по переводу литературы не может являться работой по совместительству и, следовательно, сведения о ней в трудовую книжку вноситься не должны.

Вопрос. Действиями работника, разгласившего сведения, составляющие коммерческую тайну, организации-работодателю нанесен серьезный материальный ущерб. Насколько правомерны действия организации в части привлечения этого работника к полной материальной ответственности?

Ответ. Согласно ст. 242 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

На основании норм п.7 ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нормами ст. 139 Гражданского кодекса РФ установлено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, втом числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден постановлением Правительством РСФСР от 05.12.1991 № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731).

При этом следует учитывать, что на основании трудового законодательства обязанность по сохранению коммерческой тайны может быть возложена на сотрудников исключительно в случае, если это предусмотрено в трудовых договорах.

Вопрос. Сотрудники организации грубо нарушили трудовые обязанности - совершили прогул. Можно ли при увольнении по этому основанию отказать им в выплате компенсации за неиспользованные отпуска (дополнительные, за работу с опасными условиями труда) ?

Ответ. На основании подп. "а" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в частности прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).

Нормами ст. 127 ТК РФ установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Учитывая, что работодателю не дано право принимать решение о невыплате компенсаций за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников и что на основании норм ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, работодатель не вправе отказать работникам, увольняемым по его инициативе в связи с совершением ими прогула, в выплате компенсаций за все неиспользованные отпуска.

Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Вправе ли налоговые органы применять к налогоплательщикам ответственность за нарушения, перечисленные в ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"?

Ответ. Положениями ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что Закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение

субъектов обязательного пенсионного страхования, устанавливает основания и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Следовательно, применение ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании осуществляется на основании указанного Закона.

При этом из положений ст. 25 Закона, а также из положений гл. 16 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что налоговые органы вправе применять ответственность за нарушения, перечисленные в ст. 27 Закона.

Таким образом, для применения налоговыми органами к плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ответственности за нарушения, перечисленные в ст. 27 Закона, правовых оснований не имеется.

В.И. ГАВРИШОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Каков порядок учета расходов в бухгалтерском учете, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в случае начисления оплаты за отпуск, приходящийся на разные календарные месяцы?

Ответ. Пунктом 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн, установлено, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Поскольку организация не создает резерва на предстоящую оплату отпусков, а период отпуска конкретного работника приходится на несколько календарных месяцев, списание затрат должно происходить с использованием счета учета расходов будущих периодов (счет 97) согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Счет 97 "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Таким образом, в фонд оплаты труда отчетного месяца с последующим отнесением на себестоимость продукции необходимо включать только ту

часть отпускных, которая приходится на дни отпуска отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда и, соответственно, в себестоимость продукции следующего месяца. До момента отнесения оплаты за отпуск на себестоимость продукции указанную сумму следует учитывать по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".

Вопрос. Может ли организация начислять единый социальный налог (ЕСН) на суммы премий, выплачиваемые работникам к праздничным датам?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ премии за производственные результаты относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Премии к праздникам не связаны с производственными результатами, таким образом, данные суммы не могут быть отнесены на расходы по оплате труда и не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса в налоговую базу по ЕСН не включаются выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Вопрос. Вправе ли организация работающим у нее инвалидам исчислять единый социальный налог (ЕСН) без применения налоговой льготы по суммам, выплачиваемым данным работникам? При этом документально отказ от льготы не оформлен.

Ответ. Согласно п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

При применении ст. 239 Кодекса следует иметь в виду, что согласно ст.56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56). Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодекса (п. 2 ст. 56).

Таким образом, при принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик представляет в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе от применения им преимущества (льготы), установленного ст. 239 Кодекса. Кроме того, организации необходимо пересчитать начисления по единому социальному налогу и представить в налоговые органы уточненную декларацию, а в дальнейшем применять льготу по налогу или оформлять свой отказ письменным заявлением в налоговый орган по месту регистрации.

Вопрос. Предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушение работодателем сроков выплаты отпускных сумм работникам организации?

Ответ. Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

E.H. ИСАКИ НА Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. Может ли главный бухгалтер организации, временно замещающий руководителя, подписывать письменный запрос в налоговый орган с просьбой о разъяснении порядка начисления налога на добавленную стоимость?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через закон-

ного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом РФ. Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленной гражданским законодательством РФ (гл. 10 Гражданского кодекса РФ).

Учитывая изложенное, к запросу, подписанному главным бухгалтером организации, следует приложить документы, подтверждающие его полномочия выступать в качестве представителя данной организации (доверенность либо приказ об исполнении обязанностей руководителя).

В иных случаях налоговый орган вправе оставлять вышеназванный запрос организации без рассмотрения.

в.п. колодий

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Является ли решение налогового органа о применении к организации ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по п. 1 ст. 122 НК РФ обоснованным ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Соответственно, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему, они не относятся к числу

налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена п. 2 ст. 27 Федерального закона № 167-ФЗ, и в соответствии с п. 2 ст. 25 указанного Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Таким образом, решение налогового органа о применении к организации ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по п. 1 ст. 122 НК РФ не является обоснованным.

Л.А. БРАНДТ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Организация в 2004 г. создала резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. В течение года увольняются некоторые сотрудники, под отпуска которых, предстоящие в 2004г., создавался резерв. Как правильно в целях налогообложения прибыли следует учитывать расходы на выплату таким сотрудникам денежной компенсации - списать их за счет названного резерва или включить сумму такой компенсации в состав расходов на оплату труда?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Из изложенного следует, что налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, вправе списывать расходы на оплату использованных отпусков только за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Согласно п. 8 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях указанной главы относятся, в частности, денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ.

В связи с изложенным в рассматриваемом случае в 2004 г. расходы в виде денежных компенсаций за не использованные в 2004 г. отпуска, в соответствии с трудовым законодательством РФ, налогоплательщик не вправе списать за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. Указанные расходы включаются в 2004 г. в состав расходов на оплату труда при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Вопрос. В соответствии с судебным решением отменяется часть решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налогоплательщика. По истечении какого срока налоговый орган обязан исполнить указанное судебное решение?

Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением.

Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Частью 1 ст. 180 АПК РФ предусмотрено, что решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. 2 и 3 указанной статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае налоговый орган обязан исполнить судебное решение по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Вопрос. Организация в 2004 г. создала резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. В течение года некоторые работники увольняются, и на работу принимаются Новые работники. Через полгода вновь принятым на работу сотрудникам предоставляется, согласно нормам трудового законодательства, отпуск. Как учесть сумму расходов на отпуск вновь устроившихся сотрудников, под отпуска которых названный резерв не создавался?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 324.1 гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Следовательно, налогоплательщик, принявший решение о создании в 2004 г. резерва, вне зависимости от фактических ежемесячных расходов на оплату труда на протяжении года производит ежемесячные отчисления в резерв, которые зависят только от фактических расходов налогоплательщика на оплату труда, процента отчислений в резерв, а также от размера годовой предельной суммы отчислений в резерв.

Поэтому увольнения и прием работников на протяжении 2004 г. не сказываются на размере учитываемых (в виде ежемесячных отчислений в резерв) организацией в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой отпусков.

При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 324.1 Кодекса при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденной инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Таким образом, если, например, сумма перенесенного с 2003 на 2004 г. остатка резерва составила 2 млн руб., сумма фактически начисленного в 2004 г. резерва - 8 млн руб., а сумма фактических расходов на оплату использованных в 2004 г. отпусков - 11 млн руб., то налогоплательщик обязан по состоянию на 31.12.2004 включить в расходы сумму в размере 1 млн руб. (11 -2-8).

Вопрос. Организация в 2004 г. создала резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. В течение года увольняются некоторые сотрудники, под отпуска которых, предстоящие в 2004 г., создавался резерв. Должна ли организация сразу же, в том месяце, когда уволен работник, восстановить неиспользованную сумму резерва, которая относится к отпуску уволившегося сотрудника, или же это можно сделать в конце года ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Кодекса на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.

Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств'фактически начисленного резерва, подтвержденной инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Статьей 285 Кодекса установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Из изложенного следует, что в рассматриваемом случае в конце 2004 г. организация обязана провести инвентаризацию резерва.

Недоиспользованные на конец 2004 г. суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы 2004 г.

В связи с этим суммы указанного резерва, недоиспользованные по различным причинам в течение 2004 г., восстанавливаются только в конце года.

Следовательно, в рассматриваемом случае только 31.1 2.2004 организация обязана включить в состав налоговой базы этого года суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, недоиспользованные в связи с увольнением некоторых работников в течение указанного календарного года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, указанные суммы не восстанавливаются в каждом месяце увольнения сотрудников.

Рассмотрим следующий пример. Если налогоплательщиком принимается решение о создании в 2003 - 2005 гг. резерва, а сумма переносимого (в связи с переносом работниками отпусков с 2003 на 2004 г.) с 2003 на 2004 г. остатка резерва, начисленного в 2003 г., составляет 3 млн руб.,

сумма фактически начисленного в 2004 г. резерва - 8 млн руб.,

предельная сумма отчислений в указанный резерв - 12 млн руб.,

сумма фактических расходов на оплату использованных в 2004 г. отпусков - 7 млн руб. (в том числе на оплату отпусков работников, нанятых в 2004 г., -1 млн руб., на выплату уволившимся в 2004 г. работникам денежной компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ - 1 млн руб.),

сумма переносимого (в связи с переносом работниками отпусков с 2004 на 2005 г.) с 2004 на 2005 г. остатка резерва - 1,5 млн руб.,

то налогоплательщик обязан включить в состав налоговой базы 2004 г. недоиспользованные на 31.12.2004 суммы резерва в размере 2,5 млн руб. (3 + 8-7 - 1,5).

Указанные суммы в размере 2,5 млн руб. (3 + 8 - 7 - 1,5) являются фактически суммами восстановленного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

A.A. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Должны ли образовательные учреждения применять ККТпри продаже методической литературы студентам за наличный расчет?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, вклю-

ченная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Это правило общее, и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Данным пунктом Федерального закона не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу методической литературы.

Таким образом, при осуществлении продажи методической литературы за наличный расчет образовательные учреждения обязаны применять контрольно-кассовую технику.

М.В. МАТИЙКИВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГЛАВНАЯ КНИГА"

Вопрос. Организация после сдачи одной из налоговых деклараций по НДС получила от налоговой инспекции письмо с требованием представить копии документов, подтверждающих правомерность вычетов по налогу, для камеральной проверки. Организация, сославшись на неконкретность требований налогового органа, документы не представила. После этого налоговый орган привлек организацию к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ исходя из предполагаемого их количества.

Насколько правомерны были действия налоговой инспекции в данной ситуации?

Ответ. В соответствии со ст. 88 Н К РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п. 2 ст. 93 НК РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Однако в случае, когда налоговый орган формулирует свои требования без должной конкретики, неизбежно возникают сложности в применении к организации ответственности, установленной ст. 126 НК РФ, что становится причиной для судебных разбирательств. В настоящее время можно говорить о том, что судами выработан общий подход к разрешению подобного рода споров. Он сводится к следующему.

В ст. 106 НК РФ налоговое правонарушение определено как виновно совершенное противоправное деяние, то есть для квалификации действий или бездействия налогоплательщика как налогового правонарушения, кроме самого факта нарушения законодательства, необходимо также наличие вины налогоплательщика в совершении данного деяния.

Для исполнения требования о представлении документов в рамках камеральной проверки налогоплательщик должен четко представлять себе, по каким причинам и какие именно документы запрашиваются налоговым органом. Перечень документов должен быть конкретным и не может носить условный либо произвольный характер. Кроме того, в соответствующем требовании налоговому органу необходимо указать точное количество запрашиваемых документов.

В противном случае налогоплательщик объективно не имеет возможности исполнить требования налогового органа, поскольку ему неизвестна их суть, а значит, его нельзя признать виновным в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом закон не допускает привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, количество которых определяется расчетным путем (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.12.2003 № АЗЗ-6217/03-СЗс-Ф02-4415/03-С1, от 22.08.2003 № А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/03-С1; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2004 № Ф04/2110-791/А27-2004, от 30.06.2004 № Ф04/3483-545/А70-2004; постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2004 № Ф03-А51/04-2/368; постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 № КА-А40/453-04; постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2003 № А12-2607/03-С36; постановление ФАС Северо-

Западного округа от 25.11.2002 № А26-4518/02-25, от 18.03.2004 № А26-5221/03-29; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.09.2003 № Ф08-3356/2003-1269А; постановления ФАС Уральского округа от 11.05.2004 № Ф09-1777/04-АК, от 30.04.2004 № Ф09-1662/04-АК; постановление ФАС Центрального округа от 25.12.2003 № А54-2482/03-СЗ).

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств привлечение организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в ситуации, изложенной в вопросе, является, на наш взгляд, неправомерным.

А.И. ДЫБОВ

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА

Вопрос. Организация является ответчиком по иску\ связанному с отказом в приеме на работу. Подскажите, обязан ли работодатель заключить трудовой договор с лицом, ищущим работу. Существует ли обязанность работодателя немедленно заполнять вакантные должности в случае их возникновения?

Ответ. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" заключение трудового договора с лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Также в названном выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается, что Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.

Вопрос. Каковы основания проведения совместной выездной налоговой проверки органами внутренних дел и налоговыми органами? Кто может являться инициатором проведения такой проверки?

Ответ. В соответствии с приказом МВД России № 76 и МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.2004 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" основаниями для проведения совместной выездной налоговой проверки органами внутренних дел и налоговыми органами являются следующие обстоятельства:

- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;

- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения;

- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Согласно Приказу инициатором проведения совместной выездной проверки должен выступать исключительно налоговый орган, и только при наличии достаточных к тому оснований, перечисленных выше.

О. Л. КУРОЧКИ НА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.