Научная статья на тему 'Консультация экспертов'

Консультация экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На вопросы читателей отвечают ответственные работники Минфина России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация экспертов»

Вопрос — Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Межрегиональная общественная организация по содействию развитию строительной отрасли просит дать разъяснения по вопросу налогообложения НДФЛ и ЕСН надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы, выплачиваемой работникам с 1 января 2005г.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 29.06.1994 № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» надбавки, выплачиваемые работникам взамен суточных за вахтовый метод работы в пределах норм, не подлежали обложению ни ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238НКРФ), ни НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 № 60 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации» действовавшие ранее нормы надбавки за работу вахтовым методом были отменены. С 01.01.2005 в соответствии с новой редакцией ст. 302 Трудового кодекса РФ работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.

Подлежат ли обложению ЕСН и НДФЛ выплачиваемые с 01.01.2005 надбавки работникам за вахтовый метод работы в размере и порядке, устанавливаемых работодателем?

Ответ.

ПИСЬМО

от 9 февраля 2006г. № 03-05-01-04/21

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо межрегиональной общественной организации по содействию развитию строительной отрасли по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц

и единым социальным налогом надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы, выплачиваемой работникам с 1 января 2005 г., и сообщает следующее.

Согласно п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Учитывая, что надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемые взамен суточных, являются как по сути, так и формально в соответствии со ст. 302 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, то они не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом при условии выплаты в размере и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2005 г.) установлено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.

Следовательно, надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемые с 1 января 2005 г. в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, не

подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом при условии, что они выплачиваются в порядке и размерах, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Вопрос. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение (больница) просит разъяснить применение ст. 321.1«Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» НК РФ. Вопрос касается формирования расходов по оплате топливно-энергетических ресурсов за счет средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с методикой формирования бюджета муниципального района, утвержденной решением городской думы на 2006г.,расходы на оплату топливно-энергетических ресурсов снижаются на сумму в размере объема удельного веса плана доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности без учета безвозмездных поступлений за год, предшествующий планируемому, к общему объему финансовых средств. Общий объем финансовых средств МЛПУ складывается из средств местного бюджета, средств предпринимательской деятельности и средств обязательного медицинского страхования, однако финансовое управление при исчислении расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов не включает средства ОМС в общий объем финансовых средств, принимая за основание целевой характер этих средств и финансирование за счет этого источника только расходов на оплату труда, медикаменты, питание, мягкий инвентарь. Такой подход приведет к завышению расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов за счет средств предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к занижению налогооблагаемой базы по исчислению налога на прибыль.

Просим разъяснить соответствие принятой на муниципальном уровне методики формирования вышеуказанных расходов положениям ст. 321.1 НК РФ.

Ответ.

ПИСЬМО

от 13 февраля 2006г. № 03-03-04/4/28

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли бюджетным учреждением, и сообщает следующее.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1

Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в соответствии с которой налогоплательщики налога на прибыль организаций — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, средства (имущество, работы, услуги), полученные медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, которые являются в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса средствами целевого финансирования, учитываются в целях ст. 321.1 Кодекса в общей сумме доходов бюджетного учреждения.

Вопрос. На основании решения руководителя межрайонной ИФНС в организации проводится выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов. В ходе налоговой проверки инспек-

торам по требованию предоставлены все необходимые первичные документы за проверяемый период, при необходимости предоставлялся автотранспорт для выезда в подразделения организации. Выездная проверка была приостановлена в связи с проведением встречных проверок относительно деятельности налогоплательщика. Организация направила письма в межрайонную ИФНС о предоставлении информации о дате возобновления налоговой проверки. В разъяснениях налогового органа о сроках возобновления проверки сообщено, что организация будет «уведомлена заранее». Однако до настоящего времени проверка не возобновлена. Тем не менее налоговая инспекция проводила камеральные проверки и запрашивала у налогоплательщика документы за налоговые периоды, охваченные выездной налоговой проверкой. Полагаем, что истребование первичных документов фактически позволяет налоговой инспекции при формальном приостановлении выездной налоговой проверки проверять налогоплательщика по вопросам, являющимся предметом проведения выездной проверки.

В связи с этим просим разъяснить: каков порядок исчисления срока проведения выездной налоговой проверки и на какой срок она может быть приостановлена?

Ответ.

ПИСЬМО

от 20февраля 2006г. № 03-02-07/1-35

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов в соответствии со ст. 93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Статьей 87 Кодекса предусмотрено, что если при проведении выездной налоговой проверки у

налогового органа возникла необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Кодекс не содержит запрета на приостановление выездной налоговой проверки налоговым органом в связи с проведением встречных проверок налогоплательщика.

Кодексом не определен срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка налогоплательщика.

Исследуя положения ст. 89 Кодекса, Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление от 16.07.2004 № 14-П, в соответствии с которым определил, что в срок проведения выездной налоговой проверки входят только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Время проведения встречных проверок не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.

Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 Кодекса, в этих случаях не применяется.

Вопрос. В1992г. фабрика приватизировала производственные здания, помещения, сооружения. Поскольку по действовавшему ранее законодательству РФ объекты соцкультбыта приватизировать было нельзя, то имеющиеся помещения соцкультбыта — столовая и здравпункт — не приватизировались, но по договору были переданы в полное хозяйственное ведение фабрики и на этом основании учитывались в качестве основных средств и амортизировались. В августе 2005г. фабрике было разрешено воспользоваться преимущественным правом выкупа объектов (столовой и здравпункта) в связи с тем, что данные объекты ошибочно не вошли в план приватизации. Фабрика воспользовалась данным правом и на основа-

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

37

нии заключенного договора купли-продажи произвела оплату данных объектов — столовой и здравпункта. Таким образом, в настоящее время данные помещения являются собственностью фабрики.

Принимая во внимание вышеизложенное, правомерно ли включать в 2005г. в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, сумму амортизации помещений столовой и здравпункта?

Ответ.

ПИСЬМО

от 20 февраля 2006г. № 03-03-04/1/127

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета приватизированных в 2005 г. помещений столовой и здравпункта и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Как следует из письма, в период до августа 2005 г. помещения столовой и здравпункта не находились в собственности организации, что не позволяло организации данные основные средства относить к амортизируемому имуществу. Таким образом, вышеназванные объекты основных средств в период до августа 2005 г. амортизировались в налоговом учете неправомерно.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 Кодекса).

Первоначальная стоимость основного средства, в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление,

доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).

Таким образом, налогоплательщик, амортизируя помещение столовой, суммы начисленной амортизации включает в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Что касается вопроса о включении в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, амортизации помещения здравпункта, то сообщаем, что согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Вопрос. Организация не оказывает транспортных услуг. В штате организации должности водителя не имеется. Согласно должностным инструкциям работники используют автотранспорт только в служебных целях. Просим дать разъяснения по следующим вопросам разработки собственной формы путевого листа.

Можно ли выдавать работникам путевые листы на легковые автомобили один раз в месяц 1-го числа сроком действия на один месяц?

Можно ли не уточнять в путевых листах конкретного места следования автомобиля?

Ответ.

ПИСЬМО

от 20февраля 2006г. № 03-03-04/1/129

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых сотрудниками для выполнения ими служебных обязанностей, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснован-

ные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

В том случае, если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.

Что касается вопроса о возможности не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля, сообщаем, что, как уже отмечалось, целью составления данного документа в том числе является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Таким образом, по нашему мнению, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу уплаты налога на имущество в части муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 161, 162, 163 разд. VIII «Управление многоквартирными домами» Жилищного кодекса РФ передача в управление многоквартирного дома, независимо от того, все или только часть квартир находятся в муниципальной собственности, не предусматривает учет управляющей организацией жилых помещений в качестве объектов основных средств. Указанное обстоятельство обусловило передачу муниципального жилищного фонда в муниципальную казну.

Поскольку муниципальное образование не может рассматриваться в качестве организации, определенной п. 2 ст. 11НК РФ, имеется ли в отношении муниципального жилищного фонда, находящегося в муниципальной казне, налогоплательщик по налогу на имущество?

Ответ.

ПИСЬМО

от 22 февраля 2006г. № 03-06-01-04/39

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета имущества бюджетных организаций регулируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Приказ № 70н), где для учета объектов основных средств предназначен счет 010100000 «Основные средства».

Имущество казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Объекты муниципальной казны следует отражать и учитывать на балансе органа по управлению муниципальным имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» в порядке, установленном Приказом № 70н.

Следовательно, объекты муниципальной казны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных средств, впредь до их закрепления в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации за государственными предприятиями и учреждениями в форме оперативного управления или хозяйственного ведения будут являться объектом налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Вопрос. Банк просит дать разъяснение по следующему вопросу.

Распространяется ли действие ст. 1 Федерального закона от 30.06.2005 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» на абз. 2 п. 2 ст. 224 Налогового кодекса РФ, если получателем приза или выигрыша в мероприятии, проводимом в рамках рекламной акции, является ветеран Великой Отечественной войны или другие категории граждан, перечисленные в ст. 2 Федерального закона?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ.

ПИСЬМО

от 27февраля 2006г. № 03-05-01-04/37

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 30.06.2005 № 71-ФЗ не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), не превышающая 4 000 руб.

В части превышения данного ограничения стоимость указанных выигрышей и призов подлежит налогообложению по ставке в размере 35% в соответствии с п. 2 ст. 224 Кодекса.

Пунктом 33 ст. 217 Кодекса определено, что не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.

Помощь (в денежной и натуральной формах) и подарки, с одной стороны, и выигрыши и призы, получаемые в мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, с другой стороны, являются разными объектами правоотношений, налогообложение которых регулируется различными положениям Кодекса.

Освобождение от налогообложения стоимости выигрышей и призов, получаемых в мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, не зависит от гражданско-правового статуса получателей указанных выигрышей.

Соответственно, в случае если получателями выигрышей и призов в мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, являются граждане, указанные в ст. 1 Федерального закона от 30.06.2005 № 71-ФЗ, стоимость указанных призов подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в части превышения ограничения, установленного п. 28 ст. 217 Кодекса.

Вопрос. До получения отпуска по беременности и родам сотрудница переведена на другую должность с сохранением средней заработной платы по прежней работе. По штатному расписанию размер ставки по должности, на которую она переведена, составляет 0,5 единицы, а по прежней работе она работала на полную ставку.

В целях налогообложения прибыли расходы по оплате труда указанной сотрудницы должны учитываться исходя из среднего заработка по прежней работе полностью или же с учетом фактически отработанного времени?

Облагаются ли ЕСН суммы выплачиваемого среднего заработка сверх фактически отработанного времени?

Ответ.

ПИСЬМО

от 27февраля 2006г. № 03-03-04/4/41

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях налогообложения прибыли и включения в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу расходов налогоплательщика по оплате труда беременной сотрудницы, переведенной по ее просьбе на другую работу, если по штатному расписанию размер ставки, на которую она переведена, составляет 0,5 единицы, и сообщает следующее.

Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием

этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

Согласно ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Кроме того, в соответствии со ст. 254 Трудового кодекса Российской Федерации беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Таким образом, трудовым законодательством предусматривается сохранение среднего заработка беременной женщине, переведенной на другую работу без сокращения продолжительности рабочего времени. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда беременной женщины производится пропорционально отработанному времени.

Учитывая изложенное, в целях налогообложения прибыли признаются расходы налогоплательщика по оплате труда беременной сотрудницы, переведенной по ее просьбе на другую работу, исходя из ее среднего заработка по прежнему месту работы и фактически отработанного времени.

Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщи-

ков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая изложенное, при переводе беременной сотрудницы на другую работу расходы по выплате среднего заработка по прежнему месту работы, выплачиваемого сверх фактически отработанного времени, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, так как не уменьшают налогооблагаемую прибыль при исчислении налога на прибыль организаций.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Налогоплательщик просит дать разъяснение о порядке применения имущественного налогового вычета, предоставленного ему в связи с приобретением в 2001 г. недвижимого имущества (квартиры) на территории Российской Федерации. Имущественный налоговый вычет, предоставленный гражданину, не был им использован в 2001 — 2003гг. полностью. Квартира была продана налогоплательщиком в апреле 2004 г. В апреле 2005 г. им была заявлена к вычету оставшаяся часть имущественного вычета. Однако налоговая инспекция отказала в возможности получения его остатка в связи с тем, что указанная квартира к этому моменту была продана налогоплательщиком, то есть уже не находилась в собственности гражданина.

В связи с вышеизложенным налогоплательщик просит разъяснить правомерность отказа налоговой инспекции в предоставлении ему оставшейся части имущественного налогового вычета в последующие налоговые периоды.

Ответ.

ПИСЬМО

от 15 декабря 2005г. № 03-05-01-05/216

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик

имеет право на получение налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного указанной нормой Кодекса, не может превышать 1 000 000 руб.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при строительстве или приобретении жилого дома документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, а при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме — договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Следовательно, предоставление имущественного налогового вычета связано с юридическим фактом осуществления расходов на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Представление документов, подтверждающих право собственности на приобретенный жилой дом или квартиру, необходимо для установления факта приобретения объекта недвижимого имущества, в отношении расходов на строительство или приобретение которого предоставляется имущественный налоговый вычет, так же как и требование представления платежных документов связано с необходимостью подтверждения факта осуществления расходов.

Если в последующем жилой дом либо квартира были проданы налогоплательщиком, то такая продажа не изменяет факта осуществления расходов по их строительству или приобретению. При этом Кодексом не устанавливается право налогоплательщика на получение остатка имущественного налогового вычета в последующих налоговых периодах до полного его использования в зависимости от наличия этого имущества в собственности налогоплательщика в каждом налоговом периоде, за который предоставляется имущественный налоговый вычет.

Исходя из изложенного оставшаяся часть имущественного налогового вычета может быть

предоставлена налогоплательщику в последующие налоговые периоды независимо от того, что в эти периоды жилой дом или квартира могут не находиться в собственности налогоплательщика.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н. А. КОМОВА

Вопрос. С1 марта 2005г. вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, в котором отсутствует понятие «ордер на квартиру». В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» из гл. 25.3 Налогового кодекса РФ исключена госпошлина за выдачу ордера на квартиру. Вышеназванный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (источник опубликования — «Российская газета», №297,31.12.2005). Однако в настоящее время в бюджет г. Санкт-Петербурга продолжает поступать госпошлина за выдачу ордера на квартиру по ордерам, выписанным до 1 марта 2005г., но получаемым гражданами и до настоящего времени. Такая ситуация в г. Санкт-Петербурге может сохраниться до конца 2006г.

С учетом изложенного прошу дать разъяснение по вопросу уплаты госпошлины за выдачу ордера на квартиру по ордерам, выписанным до 1 марта 2005г., но получаемым гражданами после указанного срока (как в 2005г., так и в 2006г.).

Ответ.

ПИСЬМО

от 21 февраля 2006г. № 03-06-03-03/06

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за выдачу ордера на квартиру по ордерам, выписанным до 1 марта 2005 г., но получаемым гражданами после указанного срока, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъясняет.

Статьей 1 Федерального закона от 31.12.2005 № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», опубликованного в «Российской газете» 31 декабря 2005 г. (далее — Федеральный закон), в связи с отсутствием с 1 марта 2005 г. в Жилищном кодексе Российской Федерации такого понятия, как «ордер на квартиру», исключен подп. 79 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающий уплату государственной пошлины за выдачу ордера на квартиру.

Согласно ст. 3 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т. е. с 31 января 2006 г.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.18 Кодекса государственная пошлина при обращении за выдачей документов уплачивается до выдачи документов.

В связи с изложенным за выдачу ордера на квартиру, выписанного до 1 марта 2005 г., но получаемого гражданами после 31 января 2006 г., государственная пошлина, согласно гл. 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса, уплачиваться не должна.

Вопрос. Вправе ли налоговые органы осуществлять списание излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу налогоплательщиком заявления о возврате указанной суммы?

Ответ.

ПИСЬМО

от 22 февраля 2006г. № 03-02-07/2-10

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно пп. 7 и 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения

недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Пунктом 3 ст. 78 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по представлению налогоплательщику сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 Кодекса).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О указано, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 Кодекса, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования.

Полагаем, что Кодекс не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направления на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

Кроме того, считаем, что налоговые органы вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.