Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Физическим лицом приобретена квартира, при этом предоставленный имущественный налоговый вынет в налоговом периоде не использован полностью. Будет ли остаток имущественного налогового вычета перенесен на следующий налоговый периоду если квартира будет продана?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 октября 2002 года № 04-04-06/217

В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрен имущественный налоговым вычет только по суммам, израсходованным налогоплательщиками на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 600 000 руб. Имущественным налоговый вычет предоставляется на основании свидетельства о праве собственности налогоплательщика на жилом дом или квартиру.

Однако, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, но при обязательном условии, что данный объект должен находиться в собственности налогоплательщика.

В случае продажи квартиры частично не использованный в связи с ее приобретением имущественный налоговый вычет, по нашему мнению, прекращается с месяца, следующего за ее продажей.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация предоставляет работникаму членам их семей и неработающим инвалидам путевки в пансионаты и базы отдыха по льготной стоимости за счет оставшихся средств после уплаты налога на прибыль. При этом прямой компенсации стоимости путевок не производится. Может ли применяться п. 9 ст. 217 НК РФ в части освобождения от налогообложения доходов физических лиц?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 декабря 2002 года N9 04-04-06/260

На письмо по вопросу налогообложения стоимости путевок, предоставляемых работодателями своим работникам, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В настоящее время исчисление налога на доходы физических лиц, предоставление налоговых льгот определяются положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).

Статья 217 Кодекса определяет виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков — физических лиц не возникает обязанности по уплате налога.

В частности, в соответствии с п. 9 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ сана-торно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Следовательно, стоимость путевок в пансионаты и базы отдыха, оплачиваемых работодателями за своих работников и членов их семей, а также неработающих инвалидов за счет оставшихся средств после уплаты налога на прибыль организаций, не будет включаться в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц

независимо от того, на каких основаниях они выданы.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002)

Вопрос. Организация в 2002 году направила своих сотрудников в командировку в другой город. Ввиду отсутствия в данном городе общественного транспорта возникла необходимость в аренде автомобиля для ежедневных поездок в пределах города, связанных со служебной командировкой. После возвращения из командировки сотрудники представили в бухгалтерию организации подробный отчет о произведенных в командировке расходы с приложением всех квитанций, в том числе и на аренду автомобиля.

Можно ли расходы по аренде автомобиля в части поездок, непосредственно связанных с командировкой, учесть в целях налогообложения прибыли?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 декабря 2002 года № 04-02-06/3/91

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопроса сообщает следующее.

Статьей 168 Трудового кодекса РФ установлено возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Таким образом, повышенный уровень компенсационных выплат и дополнительные выплаты должны быть оговорены в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте, как это следует из ч. 2 ст. 168 Трудового кодекса РФ.

Подпункт 12 п. 1 ст. 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень расходов на командировки, которые организация вправе включить в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

К указанным расходам, в частности, относятся проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, и расходы по оформлению и выдаче виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.

Учитывая изложенное, расходы по аренде автомобиля во время заграничной командировки сотрудников организации не относятся на расходы, принимаемые к вычету для целей налогообложения прибыли.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В составе имущества бюджетной организации есть имущество (оборудование), приобретенное в связи с осуществлением бюджетной организацией коммерческой деятельности и используемое для осуществления такой деятельности. До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ данное имущество не включалось в состав амортизируемого имущества и амортизация по нему не начислялась. Указанный Закон внес изменения в ст. 256 НК, в соответствии с которыми имущество бюджетных организаций, используемое для осуществления коммерческой деятельности, подлежит амортизации. В связи с этим бюджетная организация просит разъяснить, с какого момента следует начислять амортизацию на указанное имущество, приобретенное до 1 января 2002 года, а также после 1 января 2002 года? Каким образом определяется остаточная стоимость на 1 января 2002 года по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 декабря 2002 года № 04-02-06/3/85

Департамент налоговой политики в связи с запросом сообщает следующее.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в ст. 256 Кодекса, имущество бюджетных организаций, приобретенное в связи с осуществлением коммерческой деятельности и используемое для осуществления такой деятельности, подлежит амортизации. Статьей 21 вышеназванного Федерального закона установлено, что указанная норма вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Таким образом, для целей налогообложения налогом на прибыль при определении налоговой базы к расходам, связанным с коммерческой деятельностью, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности.

На амортизируемое имущество бюджетных организаций, приобретенное до 1 января 2002 года или после 1 января 2002 года в связи с осуществлением коммерческой деятельности и используемое для осуществления такой деятельности, амортизация начисляется с 1 января 2002 года. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТО-

РЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Необходимо ли ежегодное документальное подтверждение права на стандартный налоговый вычет, если от одного налогового периода до другого изменений в статусе налогоплательщика не происходит?

Ответ. Стандартные налоговые вычеты на работника и его ребенка (детей), предусмотренные ст. 218 Налогового кодекса РФ, предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Заявление подается один раз и действительно до того момента, пока работник не уволится с данного предприятия или не отзовет такое заявление. Что же касается документов, подтверждающих права на стандартные налоговые вычеты, то они обновляются по мере необходимости.

Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 No 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Может ли общественно-государственное объединение — физкультурно-спортивное общество при определении налоговой базы по налогу на прибыль применять подп. 4 п. 2 ст. 251 гл. 25 * Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не учитывать средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и расходуемые на уставную деятельность физкультурно-спортивного общества (спортивные мероприятия, учебно-тренировочную и физкультурно-массовую работу)? Какую формулировку следует указывать в платежных документах в строке «Назначение платежа»? Физкультурно-спортивное общество является учредителем организаций в форме ООО, ОАО, где имеет более 50% уставного капитала. Должны ли учитываться при

определении налоговой базы по налогу на прибыль денежные средства, полученные обществом от этих организаций?

Ответ. Согласно ст. 247 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (с учетом изменений и дополнений) (далее — НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются.

При этом налогоплательщики — получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках средств целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.

Поименованные в п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования и перечень целевых поступлений являются исчерпывающими.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 251 НК РФ средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, отнесены к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и не учитываются при определении налоговой базы.

При применении подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что понятие «благотворительная деятельность» определено в ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон — N9 135-Ф3). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Средствами и иным имуществом, полученными на осуществление благотворительной деятельности, признаются средства, поступившие некоммерческим организациям (образованным в соответствии с законодательством Российской Феде-

рации о некоммерческих организациях) на осуществление благотворительной деятельности. Цели благотворительной деятельности определены п. 1 ст. 2 Закона № 135-Ф3.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.04.99 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура является составной частью культуры, спорт — составной частью физической культуры, профессиональный спорт является предпринимательской деятельностью.

Деятельность в целях содействия в сфере физической культуры и массового спорта Законом № 135-Ф3 отнесена к благотворительной деятельности.

В связи с этим обществен но-государственное объединение — физкультурно-спортивное общество вправе получать от физических и юридических лиц средства на осуществление благотворительной деятельности — на осуществление деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

Направление некоммерческой организацией целевых поступлений, полученных на осуществление благотворительной деятельности, на покрытие расходов по деятельности в области профессионального спорта является их нецелевым использованием с момента, когда некоммерческая организация фактически использовала такие средства не по целевому назначению (нарушила условия предоставления этих средств). Целевые поступления, использованные не по целевому назначению, учитываются при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов.

Средства, полученные некоммерческой организацией безвозмездно от юридических и физических лиц на ведение деятельности в области профессионального спорта, учитываются при определении налоговой базы в момент их получения.

Таким образом, при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются целевые поступления, полученные в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, в том числе на осуществление благотворительной деятельности — на содержание и ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В платежном поручении в строке «Назначение платежа» указывается: «Средства на осуществление благотворительной деятельности в сфере физической культуры и массового спорта».

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы некоммерческих организаций, отнесены гранты. Грантами признаны денежные средства и иное имущество, предоставленное на осуществление конкретных программ некоммерческим организациям, в том числе и в области культуры, на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами и некоммерческими организациями, в том числе иностранными

и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

В связи с тем, что физическая культура и спорт являются составной частью культуры, общественные организации, осуществляющие ведение уставной деятельности в области физической культуры и спорта, гранты, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе от российских некоммерческих организаций на реализацию конкретной программы в области физической культуры и спорта, учитывают в составе средств целевого финансирования и при определении налоговой базы не учитывают.

Исходя из изложенного, указанная выше норма при выполнении установленных НК РФ условий распространяется на общественно-государственное объединение — физкультурно-спортив-ное общество.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организаций, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации, при определении налоговой базы не учитываются.

Следовательно, если общественно — государственное объединение — физкультурно-спортив-ное общество получит безвозмездно имущество от организаций, уставный (складочный) капитал (фонд) которых более чем на 50% состоит из вклада (доли) данной организации, указанное имущество у организации — получателя при определении налоговой базы не учитывается.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.08.95 № 135-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.04.99 № 80-ФЗ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 13.01.99)

Вопрос. Может ли некоммерческая организация осуществлять списание расходов по ремонту своих основных средств за счет целевых поступлений9 руководствуясь п. 1 ст. 260 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ. Пунктом 1 ст. 260 H К РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N9 57-ФЗ) предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В связи с тем что учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, и доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов ведется раздельно, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по некоммерческим организациям учитываются произведенные в отчетном (налоговом) периоде расходы по ремонту основных средств, приобретенных за счет доходов, полученных от коммерческой деятельности и используемых ими для осуществления этой деятельности.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Распространяются ли на некоммерческую организацию положения п. 25 ст. 255 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ в части расходов на оплату труда, предусмотренных условиями заключенных трудовых договоров или коллективных договоров?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. При получении доходов от реализации товаров, работ, услуг в расходы, связанные с производством и реализацией некоммерческими организациями, включаются определенные в порядке, установленном ст. 255 НК РФ, начисленные за осуществление деятельности расходы по оплате труда работников, работающих в штате или по договорам гражданско-правового характера, за выполнение работ, связанных с получением доходов от производства и реализации.

Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Таким образом, если расходы на оплату труда понесены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (в том числе и по обслуживающим производствам), то указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли. В противном случае расходы по оплате труда не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрен в ст. 255 НК РФ. В соответствии с названной статьей в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Вознаграждения, выплачиваемые на основании трудовых договоров (контрактов), учитываются в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ. При этом нормы коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка организации, положений о премировании и (или) других локальных нормативных актов, принятых организацией, должны реализоваться в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. Иными словами, для включения в состав расходов затрат, осуществляемых в пользу работника, необходимо, чтобы в трудовом договоре были указаны эти расходы непосредственно или со ссылкой на коллективный договор (локальный нормативный акт, утвержденный организацией).

Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в упомянутых коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, то такие начисления не принимаются для целей налогообложения прибыли.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Следует ли некоммерческой организации при отнесении расходов по своей уставной деятельности руководствоваться перечнем расходов п. 2 ст. 253 гл. 25 « Налог на прибыль организаций* Налогового кодекса РФ? Следует ли некоммерческой организации, не ведущей предпринимательскую деятельность, при отнесении своих расходов за счет целевых поступлений руководствоваться ст. 254 — 264 НК РФ? Могут ли для определения налоговой базы по налогу на прибыль расходы некоммерческой организации быть распределены между доходами от предпринимательской деятельности и целевыми поступлениями?

Ответ. Согласно ст. 247 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (с учетом изменений и дополнений) (далее — НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются.

При этом налогоплательщики — получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках средств целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.

Поименованные в статье средства целевого финансирования и перечень целевых поступлений являются исчерпывающими.

К расходам на содержание некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, в частности, относятся: расходы по содержанию зданий и помещений, расходы по содержанию и эксплуатации автотранспорта, расходы по аренде помещений, расходы по оплате труда административно-управленческого и другого персонала, осуществляющего ведение уставной деятельности, командировочные расходы, канцелярские расходы, расходы на публикацию отчета о деятельности и отчета об использовании имущества.

Ведение уставной деятельности — это направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации.

В связи с этим положения п. 2 ст. 253 НК РФ и ст. 254 — 264 НК РФ при учете расходов по содержанию и ведению уставной деятельности некоммерческих организаций не используются.

Данные статьи применяются некоммерческими организациями, получающими доходы от реализации товаров, работ, услуг, для учета расходов, связанных с получением данных доходов.

НК РФ не предусматривается включение некоммерческими организациями в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и в состав внереализационных расходов расходов по содержанию и ведению ими уставной деятельности (оплата труда административно-управленческого

персонала, плата за аренду помещений, оплата услуг банка и др.).

Некоммерческие организации расходы по содержанию организации и ведению уставной деятельности осуществляют за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии за счет источников, полученных в результате осуществления коммерческой деятельности, оставшихся после выполнения обязательств по уплате в бюджет налога на прибыль организаций, в порядке, установленном НК РФ.

Следовательно, расходы, покрываемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, некоммерческими организациями в расходах, связанных с производством и реализацией и внереализационных расходах, при определении налоговой базы не учитываются.

Н.Г. КЛИМОВИЦКАЯ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Образовательное учреждение — институт имеет на своем балансе студенческое общежитие и получает плату за проживание в нем студентов, которая ограничена OedepajibHbiM законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в связи с чем расходы по его содержанию превышают полученные им доходы. В связи с этим просим разъяснить, распространяется ли порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленный ст. 275.1 НК РФ, на образовательные учреждения или же в данном случае убыток, полученный общежитием, может покрываться за счет доходов, полученных образовательным учреждением от других видов деятельности?

Ответ. Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками с 01.01.2002 производится в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Положения ст. 275.1 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств» НК РФ распространяются и на образовательные учреждения.

Средства за проживание в студенческом общежитии, полученные от студентов, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг, полученным от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств. Налоговая база по указанным объектам определяется образовательными учреждениями в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Установление Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулированного размера платы за проживание студентов в общежитии не является основанием для изменения порядка определения налоговой базы по указанному объекту.

О.В. ЕМЫШЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 № 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002)

«О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (принят ГД ФС РФ 19.07.96)

Вопрос. Вправе ли Межрайонная налоговая инспекция г. Москвы назначать и проводить выездную налоговую проверку организации по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 1999 и 2000 годы, а также проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 и 2000 годы, если Межрегиональной инспекцией МНС России по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков уже была проведена выездная налоговая проверка данной организации по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж за 2000 год?

Ответ. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

При этом проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по од-

ним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, запрещено.

Учитывая, что на момент вынесения данной инспекцией решения о проведении выездной налоговой проверки организации по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 1999 и 2000 годы, а также проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 и 2000 годы Межрегиональной инспекцией МНС России по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков уже была проведена выездная налоговая проверка указанной организации по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж за 2000 год, проведение Межрайонной налоговой инспекцией г. Москвы выездной налоговой проверки указанной организации по вопросу соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 2000 год невозможно.

В то же время проведение налоговой проверки указанной организации по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2000 год является правомерным, поскольку проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет данного налога Межрегиональной инспекцией МНС России по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков не проводилась.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Возможно ли внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметки о присвоенном данному гражданину идентификационном номере налогоплательщика?

Ответ. В соответствии с п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N9 828, по желанию гражданина в паспорте гражданина Российской Федерации может производиться отметка об идентификационном номере налогоплательщика соответствующими налоговыми органами.

На основании Порядка внесения в паспорт гражданина РФ отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина, утвержденного приказом МНС России от 22.04.2002 № БГ-3-09/215, внесение отметки об ИНН в паспорт гражданина Российской Федерации осуществляется в налоговом органе по месту жительства физического лица в случае его обращения путем проставления штампа налогового органа, изготовленного в соответствии с приказом МНС России от 22.04.2002 № БГ-3-09/214 «О введении штампов налоговых органов для внесения по желанию граждан отметки об идентификационном номере налогоплательщика в паспорт гражданина Российской Федерации» по утвержденному образцу.

При этом основанием для внесения ИНН в оттиск указанного штампа является содержащее ИНН свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

A.C. КУРОЧКИН Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.07.97 № 828

(ред. от 22.01.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБРАЗЦА БЛАНКА И ОПИСАНИЯ ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Вправе ли налоговая инспекция начислять пени по арендной плате за землю?

Огеет. Статьей 21 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» установлено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

В условиях договора арендодателем и арендатором предусматривается или не предусматривается начисление и взимание пени за несвоевременное внесение в бюджет арендной платы за землю, а также может быть оговорен механизм взимания (внесения) платы и пени.

То есть если в условиях договора прописано право налоговой инспекции по начислению и взиманию пени, то она вправе начислять и взимать пени. Если налоговая инспекция в договоре не упоминается, она не вправе осуществлять указанные операции, так как согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 25.05.99 № 38н, арендная плата за земли является неналоговым доходом.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.05.99 38н (ред. от 18.11.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Организация освобождена от уплаты земельного налога в соответствии с п. 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 *О плате за землю» как научно-исследовательское учреждение по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Должна ли при этом организация уплачивать земельный налог за земли, занятые жилищным фондом, состоящем на балансе этой организации?

Ответ. Льготы, предусмотренные пп. 4, 10, 11, 12, 15, 20, 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N9 1738-1 «О плате за землю», предусматривают, что организации полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

При этом Закон не ставит условия на вид имущества, находящегося на соответствующем земельном участке.

Статья 8 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает пониженную налоговую ставку по земельному налогу за земельные участки, на которых располагается жилищный фонд, для организаций, уплачивающих земельный налог в общеустановленном порядке.

При этом организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога, освобождаются от его уплаты, в том числе и за земли, занятые жилищным фондом.

С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

Вопрос. На основании распоряжения главы администрации области организация получила дотацию из бюджета на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Включаются ли эти средства в налоговую базу по НДС?

Ответ. В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Учитывая изложенное, денежные средства, полученные налогоплательщиком на ликвидацию последствий стихийных бедствий, не включаются в налоговую базу, так как эти средства не связаны с оплатой реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

О.С. ДУМИНСКАЯ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Производится ли перерасчет единого социального налога, если администрация организации согласно ст. 137 ТК РФ производит удержания за неотработанные дни отпуска в случае увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск?

Ответ. В соответствии со ст. 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться, в частности, при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Согласно ст. 243 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики про-

изводят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Н К РФ.

Таким образом, корректировка налога осуществляется организацией путем исчисления разницы между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы (с учетом удержания из заработной платы за неотработанные дни отпуска), рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-ЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом надбавки, выплачиваемые взамен суточных работникам, привлекаемым к вахтовому методу организации работ?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Статьей 302 Трудового кодекса РФ установлено, что лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункт сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ.

Во исполнение п. 3 постановления Правительства РФ от 26.02.92 N9 122 «О нормах возмещения командировочных расходов» в целях компенсации работникам повышенных расходов при выполнении работ вахтовым методом были разработаны и утверждены постановлением Министерства труда РФ от 29.06.94 № 51 нормы и порядок возмещения расходов.

Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Следовательно, надбавки, выплачиваемые взамен суточных, в пределах норм, установленных указанным постановлением Правительства РФ, работникам, привлекаемым при вахтовом методе организации работ, являются компенсационными платежами, связанными с выполнением трудовых обязанностей, и не подлежат налогообложению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.Н. МОЛЧАНОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N° 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.92 N° 122

(ред. от 22.02.93, с изм. от 06.07.2001) «О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 29.06.94 № 51 (ред. от 15.06.95)

«О НОРМАХ И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОНТАЖНЫХ, НАЛАДОЧНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗА ПОДВИЖНОЙ И РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ, ЗА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ И ПОЛЕВЫХ РАБОТ, ЗА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ В ПУТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.94 № 633)

Вопрос. Являются ли выъгаты за оплату вынужденного простоя по вине работодателя объектом обложения единым социальным налогом?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. I п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков — организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При этом под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено гл. 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, могут относиться только выплаты, определенные ст: 270 НК РФ.

В соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Таким образом, оплата простоев не является компенсацией.

Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ, и состав расходов, изложенный в пп. 1 — 24 данной статьи, является исчерпывающим.

Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного ст. 157 ТК РФ, у работодателя возникает обязанность по оплате простоя, то данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства РФ.

Соответственно, указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли в размере двух третей заработной платы работника. Суммы превышения не следует рассматривать в качестве экономически оправданных расходов и, соответственно, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, выплаты работникам за время простоя по вине работодателя (ст. 157 ТК РФ) в размере двух третей средней заработной платы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Некоммерческая организация заключает договоры гражданско-правового характера с российскими гражданами на выполнение услуг (чте-

ние лекций, проведение семинаров и т.п.). В договоре указано, что организация оплачивает часть расходов, связанных с выполнением этих услуг, а именно оплачивает проезд и проживание исполнителей договоров. Включаются ли в базу для начисления ЕСНрасходы, произведенные организацией по такому договору гражданско-правового характера?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно ст. 779 и 781 гл. 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Правила данной главы применяются, в частности, к договору оказания информационных услуг.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (вступившего в силу с 01.02.2002) трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Статьей 166 ТК РФ определено понятие служебной командировки: таковой является поездка

работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При этом ст. 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Таким образом, возмещение расходов, связанных с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей, в том числе возмещение командировочных расходов (оплата проезда, проживания и т.п.), неразрывно связано с наличием трудовых договоров.

Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.

Оплата стоимости проезда и найма жилья подпадает под понятие компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Однако в рассматриваемом случае выплаты производятся на основании не трудовых договоров, а договоров гражданско-правового характера. Следовательно, данные выплаты не могут быть расценены как командировочные расходы и в соответствии со ст. 236 НК РФ признаются объектом обложения ЕСН.

Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. На балансе организации, определявшей в 2001 году выручку для целей налогообложения «по оплате» и не имеющей дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2002, учтен персональный компьютер стоимостью до 10 ООО руб. Его остаточная стоимость в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ бьиа включена в состав расходов переходного периода.

Таким образом, при реализации компьютера в 2002 году вся его продажная стоимость облагается налогом на прибыль без учета расходов. Однако такой подход к решению вопроса ставит в неравные условия налогоплательщиков, определявших выручку для целей налогообложения «по отгрузке» и *по оплате».

Ответ. Из текста вопроса не совсем понятно, в чем именно пользователь усматривает неравенство условий налогообложения в такой ситуации. Поясним данное утверждение.

Поскольку в ситуации, представленной в вопросе, на 01.01.2002 организация, определявшая в 2001 году выручку для целей исчисления налога на прибыль «по оплате», не имела дебиторской задолженности, то в состав доходов переходного периода ей необходимо включить только внереализационные и иные доходы, определенные по правилам подп. 3, 4, 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 24.07.2002), так как положения подп. 1 п. 1 ст. 10 указанного Закона к ней фактически не применимы (в отличие от большинства организаций, определявших выручку «по оплате»).

Сформированная величина доходов переходного периода уменьшается на сумму расходов переходного периода, определенную в порядке, предусмотренном только подп. 5 п. 1, пп. 3 — 5, 7 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Подпункт 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от

06.08.2001 № 110-ФЗ в данной конкретной ситуации не применяется.

В точно таком же порядке формируют налоговую базу по налогу на прибыль переходного периода налогоплательщики, определявшие до

01.01.2002 налоговую базу по налогу на прибыль «по отгрузке».

Законодателем установлена возможность учета убытка (превышения расходов над доходами) переходного периода в составе расходов 2002 года и последующих годов только для организаций, применявших до 01.01.2002 метод определения выручки «по отгрузке» (п. 7.1 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ). Организации, применявшие до 01.01.2002 метод «по оплате», п. 7.1 ст. 10 указанного Закона руководствоваться не вправе (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ).

Ситуация, в которой организация, определявшая выручку для целей налогообложения по методу оплаты, не имеет на 01.01.2002 дебиторской задолженности, является исключением, так как у подавляющего большинства организаций, применявших указанный метод, данная задолженность имеется в наличии. В результате вероятность получения «убытка переходного периода» организациями, применявшими метод «по отгрузке», гораздо выше вероятности получения такого убытка подавляющим большинством организаций, применявших метод «по оплате». Именно поэтому организации, применявшие метод определения выручки «по отгрузке», имеют право на особый учет полученного «убытка переходного периода», определенный п. 7.1 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ.

Таким образом, вести речь о наличии неравенства условий налогообложения для организаций, применявших до 01.01.2002 метод определения выручки «по оплате», и организаций, применявших метод «по отгрузке», по нашему мнению, не совсем корректно. В любом случае, напомним, что нормы п. 7.1 ст. 10 Федерального закона от

06.08.2001 № 110-ФЗ применяются исключительно организациями, определявшими выручку «по отгрузке».

Также следует отметить, что при реализации объектов ОС, недоначисленная амортизация по которым была списана в состав расходов переходного периода, организации, определявшие выручку «по оплате», и организации, определявшие выручку «по отгрузке», фактически находятся в равных условиях, определяя сумму доходов от такой сделки по правилам ст. 268 Налогового кодекса РФ и не включая в состав расходов сумму списанной

01.01.2002 недоначисленной амортизации.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.08.2001 N9 110-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001)

Вопрос. Вправе ли организация самостоятельно выписать счет-фактуру на основании представленных командированным работником проездных документов и отразить его в книге продаж?

Ответ. В соответствии с пп. 1,3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) продавец выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Выставление покупателем счета-фактуры самому себе за продавца ст. 168 НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред. от 27.07.2002), не предусмотрено. Подобный документ основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе командировочных расходов, являться не будет (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N9 914

(ред. от 27.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Гражданин в 1999 году приобрел квартиру и воспользовался льготой по подоходному налогу. В 2000 году объект налогообложения подоходным налогом отсутствовал. В этом же году он продал указанное имущество. Налогоплательщик при подаче декларации по НДФЛ за 2001 год заявил имущественный налоговый вычет в оставшейся сум-

ме. Налоговый орган отказал лицу в применении налогового вычета, в связи с тем что отсутствует свидетельство о праве собственности на квартиру. Правомерны ли действия ИМНС?

Ответ. При определении налоговой базы по НДФЛ по итогам года налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение на территории РФ квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на приобретение на территории РФ квартиры. Указанный вычет предоставляется налогоплательщику, в частности, на основании документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру (подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ).

По мнению МНС России представление свидетельства или иного документа, устанавливающего право собственности на квартиру (жилой дом) на момент заявления налогового вычета (подачи декларации), является обязательным условием предоставления данного вычета (письмо МНС России от 22.03.2002 № СА-6-04/341 «О предоставлении имущественного налогового вычета»).

Таким образом, учитывая, что на момент подачи заявления о предоставлении имущественного налогового вычета у налогоплательщика отсутствует свидетельство о праве собственности на квартиру, гражданин не имеет права воспользоваться данным вычетом.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 22.03.2002 № СА-6-04/341 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ПОМОЩИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ

Вопрос. Подлежит ли привлечению к ответственности, установленной ст. 15.3 Ко АЛ РФ, должностное лицо организации, виновное в непредставлении организацией в установленный Налоговым кодексом РФ срок заявления о постановке организа-

ции на учет по месту нахождения филиала, если указанное правонарушение было совершено до 01.07.2002, а выявлено после 01.07.2002?

Ответ. Статьей 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность должностного лица организации, виновного в нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Статьей 83 Налогового кодекса РФ установлена обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала юридического лица в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

На основании изложенного предусмотренная ст. 15.3 КоАП РФ ответственность подлежит применению к лицам, виновным в непредставлении организацией в установленный НК РФ срок заявления о постановке организации на учет по месту нахождения филиала.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2001 N9 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ введен в действие с 01.07.2002.

В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, лицо, виновное в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого установлена КоАП РФ, подлежит привлечению к установленной ответственности только в случае, если правонарушение было совершено после 01.07.2002.

На основании изложенного в случае, если нарушение срока представления в налоговый орган заявления о постановке на учет было допущено до 01.07.2002, а выявлено после указанной даты, то данное лицо на основании положений ст. 1.7 КоАП РФ не подлежит привлечению к административной ответственности, если же нарушение срока представления в налоговый орган заявления о постановке на учет было допущено и, соответственно, выявлено после 01.07.2002, то данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, установленной ст. 15.3 КоАП РФ.

Д.Е. КОВАЛЕВСКАЯ

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 № 196-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБАДМИНИСТРА-ТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопрос. Работы по установке металлической двери были выполнены организацией с недостатками. Какие требования потребитель может предъявить к организации?

Ответ. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы.

Согласно ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки работы должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Этот срок указывается в договоре или ином документе, подписываемом сторонами.

На основании п. 5 ст. 28 и ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение установленных сроков устранения недостатков выполненной работы исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере не ниже трех процентов цены выполнения работы, а если цена работы договором не определена — общей цены заказа.

С.Р. БАТКАЕВ

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН РФ от 07.02.92 N9 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.