Научная статья на тему 'ВОПРОС - ОТВЕТ. Консультации экспертов'

ВОПРОС - ОТВЕТ. Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС - ОТВЕТ. Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Негосударственный пенсионный фонд получает от вкладчиков целевые взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства. Относятся ли к целевым взносам, не учитываемым в целях налогообложения, указанные выше средства, получаемые негосударственным пенсионным фондом?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 августа 2002 года N9 04-02-06/6/25

В связи с запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Далее в Кодексе приводится закрытый перечень целевых поступлений, которые не учитываются в целях налогообложения у организаций, их получивших.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение

ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В данном контексте речь идет о «целевых взносах и отчислениях» только в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.

Таким образом, средства, которые получает негосударственный пенсионный фонд от вкладчиков на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 21.03.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Организация при увольнении работникау в его последний рабочий день, выдала работнику трудовую книжку, но не выплатила в полном объеме причитающуюся ему заработную плату. Нарушила ли организация действующее законодательство?

Ответ. Да, нарушена ст. 80 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N° 197-ФЗ (с учетом внесенных изменений и дополнений), согласно которой в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Каков порядок обложения единым социальным налогом выплат, произведенных организацией своему сотруднику - инвалиду II группы?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Согласно п. 1 ст. 239 Кодекса от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом 1, II или III группы.

В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Таким образом, налоговая база нарастающим итогом с начала года формируется как сумма выплат, учитываемых в объекте налогообложения с начала года (ст. 236 Кодекса), за вычетом сумм, не

подлежащих налогообложению (ст. 238 Кодекса), и сумм налоговых льгот (ст. 239 Кодекса).

Пример: работником организации является инвалид II группы. За отчетный период нарастающим итогом с начала года сумма выплат, учитываемых в объекте налогообложения, по этому работнику составила 130 000 руб. Сумма налоговых льгот нарастающим итогом с начала года составила 100 000 руб. Величина налоговой базы нарастающим итогом с начала года составит 30 000 руб. (130 000 - 100 000). К указанной налоговой базе в соответствии с п. 1 ст. 241 Кодекса применяется ставка налога, предусмотренная для величины налоговой базы до 100 000 руб.

Вместе с тем Федеральным законом от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон) установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса. Однако данный Закон не устанавливает льгот по уплате страховых взносов, а также не содержит отсылочных норм на положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по единому социальному налогу (ст. 239 Кодекса). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в установленном Законом порядке.

Таким образом, в рассматриваемом случае на выплаты и иные вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб., производимые организацией по трудовому договору в пользу инвалида II группы, единый социальный налог не начисляется, а взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются и уплачиваются с налоговой базы, без учета названных льгот.

Г.Н. МОЛЧАНОВА Советник налоговой службы РФ

111 ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Следует ли составлять счета-фактуры при получении предоплаты от студента за обучение в семестре?

Ответ. В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Пунктом 2 ст. 162 Кодекса установлено, что при выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению в соответствии с положениями ст. 149 Кодекса, авансовые или иные платежи, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), не увеличивают налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (НДС).

В этой связи при получении от студентов предварительной оплаты за освобожденные от НДС образовательные услуги счета-фактуры возможно не составлять и, соответственно, не регистрировать в книге продаж авансовые платежи, полученные в счет предстоящего оказания этих услуг.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Образовательное учреждение (вуз) заключает договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание образовательных услуг. Учитывая, что образовательные услуги носят непрерывный характер, в каком порядке составляются счета-фактуры на оказанные образовательные услуги?

Ответ. В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитатель-

ного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 169 Кодекса при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, втом числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Пунктом 3 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Учитывая изложенное, при оказании образовательным учреждением образовательных услуг по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня оказания образовательных услуг.

Однако, учитывая непрерывный характер оказываемых услуг, допускается составление счетов-фактур в адрес одного покупателя не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Данный порядок составления счетов-фактур разъяснен в письме МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404, направленном для руководства в практической работе территориальным налоговым органам и может применяться образовательными учреждениями при оказании образовательных услуг.

О.С.ДУМИНСКАЯ Советник налоговой службы РФ

111 ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404

«О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос. В целях получения социальных и имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц лицо должно подать налоговую декларацию. Привлекается ли лицо к ответственности за просрочку подачи декларации? Утрачивается ли право на применение вычетов в случае подачи декларации после установленного срока?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 219 и п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ социальные и имущественные налоговые вычеты предоставляются лицу на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации с приложением подтверждающих документов в налоговый орган по окончании налогового периода.

Следовательно, лица, для которых подача налоговой декларации является правом, а не обязанностью, не могут быть привлечены к ответственности за непредставление декларации.

Согласно ст. 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае пропуска срока, установленного для подачи декларации, налогоплательщик не теряет права на получение вычетов. В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

С. В. РАЗГУЛ И Н Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

Вопрос. Положениями ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» предусмотрено освобождение от налогообложения имущества в виде жилых домов и транспортных средству переходящих в порядке наследования инвалидам I и II групп.

Освобождаются ли от налогообложения квартиры, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп, после вынесения Определения Конституционного Суда РФ по частной жалобе гражданки Кулаковой М.И. ?

Ответ. Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 № 13-0 «По жалобе гражданки Кулаковой М.И. на нарушение ее конституционных прав абзацем пятым ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» установлено, что содержащееся в абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества.

переходящего в порядке наследования или дарения» положение об освобождении инвалидов I и II групп от налогообложения имущества в виде жилого дома, переходящего в их собственность в порядке наследования, не может пониматься как исключающее такую льготу в отношении имеющего тот же правовой статус имущества в виде квартиры и определено, что вышеуказанное Определение в его конституционно-правовом истолковании не может служить основанием для отказа инвалидам I и II групп в освобождении от уплаты налога на переходящее в их собственность в порядке наследования имущество в виде квартиры.

Правоприменитель впредь не может придавать этому положению какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в названном Определении.

Таким образом, начиная с 7 февраля 2002 года, с момента вынесения Определения Конституционного Суда РФ N9 13-0 «По жалобе гражданки Кулаковой М.И. на нарушение ее конституционных прав абзацем пятым ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», от налогообложения освобождаются не только жилые дома и транспортные средства, но и квартиры, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.

С. В. ЖУКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N9 13-0

«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ КУЛАКОВОЙ МАРГАРИТЫ ИЛЬИНИЧНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

ЗАКОН РФ от 12.12.91 № 2020-1 (ред. от 30.12.2001)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

Вопрос. В связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФподлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц аннуитеты, полученные физически-

ми лицами по договорам долгосрочного добровольного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет до вступления в действие названного Закона?

Ответ. Статьей 16 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что названный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и п. 41 ст. 1 (вносящий изменения в ст. 213 Кодекса) вводится в действие с 1 января 2003 года.

Согласно ст. 213 Кодекса с 01.01.2003 при определении налоговой базы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.

Учитывая изложенное, названный порядок налогообложения страхового обеспечения распространяется на все договоры, как заключенные до вступления в силу названного Федерального закона, так и после.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

Вопрос. Смогут ли воспользоваться имущественным налоговым вычетом физические лица, которые приобрели квартиру в равнодолевую собственность не только за счет собственных средств, но и за счет предоставленной им субсидии в порядке и размерах, определенных Федеральным законом от 25.07.98 № 131-ФЭ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Се-

вера и приравненных к ним местностей» и постановлением Правительства РФ от 07.10.98№ 1163 «• Об утверждении Порядка предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года*?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а также все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, сумма субсидии, предоставленной в порядке и размерах, установленных Федеральным законом от 25.07.98 № 131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не включается в налоговую базу физического лица.

Что касается сумм, израсходованных налогоплательщиками на приобретение квартиры, то по ним налогоплательщики вправе заявить имущественный налоговый вычет в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ.

Причем, если квартира приобреталась на праве общей долевой собственности, льгота предоставляется совладельцам, понесшим расходы на ее приобретение. Например, стоимость квартиры составляет 1 млн руб., в том числе сумма субсидии составляет 300 тыс. руб., а оставшуюся сумму вносят налогоплательщики в равных долях, то есть по 350 тыс. руб. В таком случае каждый из налогоплательщиков вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере понесенных расходов, но не более 300 тыс. руб. (1/2 от 600 тыс. руб.). Причем, поскольку сумма субсидии не включается в налоговую базу физических лиц, в целях налогообложения ее распределение на совладельцев не производится.

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.98 № 131-Ф3 (с изм. от 30.12.2001)

«О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»

(принят ГД ФС РФ 02.07.98)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.10.98 № 1163

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕХАВШИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ НЕ РАНЕЕ 1 ЯНВАРЯ 1992 г>

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

Вопрос. Сможет ли воспользоваться имущественным налоговым вычетом физическое лицо, которое приобрело квартиру не только за счет собственных средств, но и за счет предоставленной ему субсидии в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 937 * О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья»? Облагается ли налогом на доходы физических лиц такая субсидия?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а также все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Следовательно, сумма субсидии, предоставленной в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», не включается в налоговую базу физического лица.

Что касается суммы, израсходованной налогоплательщиком на приобретение квартиры (без учета сумм предоставленной субсидии), то по ней налогоплательщик вправе заявить имущественный налоговый вычет в порядке, предусмотренном подл. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.08.96 № 937 (ред. от 20.08.2001) «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ СУБСИДИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ»

Вопрос. Возможно ли воспользоваться социальным налоговым вычетом родителям, оплатившим получение высшего образования дочерью, обучающейся на дневной форме обучения, вышедшей замуж и сменившей фамилию?

Ответ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы, облагаемой по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

При оплате родителями обучения дочери, вышедшей замуж и сменившей фамилию, следует учесть, что социальный налоговый вычет может быть предоставлен ее родителям, если платежные документы в образовательном учреждении будут оформлены на родителей, а не на ребенка. На основании таких документов, а также свидетельства о рождении дочери и о заключении ею брака, родители вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.

Л.И.ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Обменяв 2-х комнатную квартиру с доплатой 60 тыс. руб. на 3-х комнатную квартиру, мы с женой получили право совместной собственности на эту квартиру. Согласно договору сумма доплаты была мною уплачена в момент подписания договора мены. По окончании 2001 года я подал заявление о предоставлении мне имущественного налогового вычета. Имею ли я право на получение имущественного налогового вычета в сумме 60 тыс. руб. или же только в сумме 30 тыс. руб. ?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, при этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно ст. 568 Гражданского кодекса РФ предполагается, что товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными, если иное не вытекает из договора мены. В случае если обмениваемые товары на основе договора признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах до или после исполнения ее обязанности передать товар.

В соответствии с вышеизложенным физическим лицам, заключившим между собой договор мены квартир, предоставляются имущественные налоговые вычеты в размере суммы произведенной доплаты по такой сделке.

При этом в подп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса указывается, что при приобретении имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.

Таким образом, в случае подачи заявлений от Вас с супругой о том, что имущественным налоговым вычетом будете пользоваться Вы в полном объеме, Вы вправе получить вычет на всю сумму доплаты по договору мены квартир - 60 тыс. руб.

П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. В связи с принятием гл. 28 Налогового кодекса РФ возможно ли изменение налоговых ставок в отношении транспортных средств, относящихся к одной группе (по категории и мощности двигателя) транспортных средств?

Ответ. Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 Н К РФ).

Налоговые ставки определены ст. 361 НК РФ в зависимости от категорий транспортных средств и мощностей двигателя или валовой вместимости и приведены в п. 1 в виде таблицы.

Пункт 2 ст. 361 НК РФ позволяет законами субъектов РФ увеличивать (уменьшать) налоговые ставки, установленные в п. 1 указанной статьи, но не более чем в пять раз.

Кроме того, согласно п. 3 допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

В связи с изложенным НК РФ не запрещает изменять налоговые ставки по сравнению со ставками, приведенными в ст. 361 НК РФ. Такое изменение возможно в соответствии с принятыми законами субъектов РФ как по каждой группе транспортных средств, так и в зависимости от ряда факторов (например года выпуска, пробега и т.д.) в одной группе транспортных средств.

О.А. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В том случае, если расходы на лечение работника оплачены за счет средств организации-работодателя, оставшихся после уплаты налога на доходы, удерживается ли налог на доходы физического лица?

Ответ. Не удерживается, об этом говорит п. 10 ст. 217 Налогового кодекса РФ. В нем указано, что не подлежат налогообложению суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям).

Таким образом, суммы, уплаченные организацией из средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, на лечение работника, при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация-арендатор муниципального имущества арендную плату платит в начале каждого месяца. Налоговый период для такой организации - квартал. Сумму НДС по аренде как налоговый агент организация платит в конце квартала, потому что расчетный период - квартал. Когда организация должна выписывать счет-фактуру -когда платит арендную плату или же когда платит сумму налога?

Ответ. Здесь необходимо иметь в виду, что выставлять счет-фактуру необходимо в момент уплаты арендной платы. Организация является налоговым агентом по уплате НДС с суммы платы за аренду муниципального имущества на основании п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ. Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. То есть когда организация получила счет за

аренду с учетом налога, возникла налоговая база по уплате налога. Соответственно, организация составляет счет-фактуру в Одном экземпляре с выделенным НДС.

А.О.ДИКОВ Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. За счет каких источников финансируются передачи регистрационных дел юридических лиц, хранящихся в администрации города?

Ответ. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального Закона № 129-ФЗ, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - постановление № 441) определены сроки и порядок передачи регистрационных дел в налоговые органы.

При этом постановлением № 441 вопросы финансирования передачи регистрационных дел бывшими регистрирующими органами не рассматриваются.

Таким образом, постановление № 441 не противоречит положениям ст. 38 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, компенсируется органами, принявшими решения.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.06.2002 № 441

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЛ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ РАНЕЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ХРАНЯЩИХСЯ В ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ДО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.95 № 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002)

«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 12.08.95)

Вопрос. Облагаются ли единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и соответствующего денежного возмещения лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответ. Компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, регламентируются Законом РФ от 19.02.93 N9 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно ст. 18, 19 названного Закона работодатель обязан по месту работы обеспечить работника и членов его семьи жилой площадью по нормам, установленным для данной местности. В случаях, когда работодатель не может обеспечить работника жилой площадью, он возмещает ему расходы по ее найму (приобретению) в пределах норм, определенных Правительством РФ.

Гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, - до истечения указанного срока предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-

строительный кооператив либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с полп. 2 п. 1 ст. 238 гл. 24 Налогового кодекса РФ средства организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направляемые на строительство жилья в других регионах для работников указанных организаций, не должны облагаться единым социальным налогом.

Лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого жилья по месту сдачи жилища.

Порядок и нормы выплаты рассматриваемых компенсаций определяются постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 04.11.93 № 1141 «О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам. работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей», а также коллективными договорами (соглашениями).

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 19.02.93 № 4520-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.11.93 № 1141 (ред. от 21.03.2002)

«О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПО НАЙМУ, АРЕНДЕ И ПРИОБРЕТЕНИЮ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ ГРАЖДАНАМ, РАБОТАЮЩИМ И ПРОЖИВАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИЙ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ЗА ОСВОБОЖДАЕМОЕ ЖИЛЬЕ ПРИ ВЫЕЗДЕ ГРАЖДАН ИЗ УКАЗАННЫХ РАЙОНОВ И МЕСТНОСТЕЙ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Пункт 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ предусматривает невключение в налогооблага-

емую базу по единому социальному налогу не только пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования, но и других государственных пособий? Если да, то каких именно?

Ответ. Пособия в РФ являются одной из форм социальной помощи и по юридической терминологии определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета.

Федеральный закон от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет государственную социальную помощь как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

В названном Законе использованы следующие понятия:

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Таким образом, в подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ понятие «государственные пособия» может иметь расширенное толкование и означать все виды государственной социальной помощи, кроме компенсаций, которые рассматриваются подп. 2 п. 1 ст. 238.

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования названного Закона является государственная социальная помощь, которая оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Источниками оказания такой государственной социальной помощи в основном являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов. Она назначается решением органа социальной зашиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Суммы государственной социальной помощи, выплачиваемые органами социальной защиты ма-

лоимущим гражданам, единым социальным налогом не облагаются.

К государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ, относятся, прежде всего, пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета. Перечень таких пособий, приведенных в подп. 1 п. I ст. 238 НК РФ, не является исчерпывающим.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» видами обязательного страхового обеспечения граждан являются следующие пособия и выплаты:

трудовые пенсии (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);

социальные пенсии, не связанные с результатами труда;

пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

пособие на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение;

страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пособие по безработице; социальное пособие на погребение. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, где страховщиками являются организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщиками по названным выше видам страхового обеспечения являются: Пенсионный фонд РФ - на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1; Фонд социального страхования РФ -на основании постановления Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Данные Фонды в соответствии с названными постановлениями управляют средствами государственного социального страхования, поступившими в виде взносов от налогоплательщиков, ассигнований из федерального бюджета и других поступлений.

Л.В. КОНСТАНТИНОВА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 № 178-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

(принят ГД ФС РФ 25.06.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.99 № 165-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (принят ГД ФС РФ 09.06.99)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27.12.91 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000)

«ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)», «ПОРЯДКОМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)»)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (ред. от 19.07.2002)

«О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Являются ли письма МНС России и Минфина России обязательными для исполнения?

Ответ. В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 30.09.2002), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Из изложенного следует, что письма МНС России и Минфина России не являются нормативными правовыми актами, соответственно, они не обязательны для исполнения.

С.В.СУПОТНИЦКИЙ

Ссылки на нормативные акты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 30.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Вопрос. Сотрудник получает высшее образование, заключив договор с вузом и взяв обязательство отработать в организации после окончания учебы не менее трех лет. Стоимость обучения оплачивает организация. Подлежит ли оплата высшего профессионального образования обложению ЕСН?

Ответ. Объектом обложения ЕСН для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника (п. I ст. 236, п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ установлено, что указанные выплаты не признаются объектом обложения ЕСН в случае, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 3 ст. 264, п. 43 ст. 270 НК РФ расходы организации, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода, не включаются.

Таким образом, стоимость обучения работника в вузе ЕСН не облагается.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ и ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопрос. Регулируются ли законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из договора об оказании адвокатом юридической помощи, заключенного им с гражданином?

Ответ. В соответствии с п. I ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность (п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона) осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор поручения или возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В то же время следует иметь в виду, что исполнителем услуг (работ) в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги или выполняющие работы потребителям по возмездным договорам.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат не вправе помимо адвокатской заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Таким образом, адвокаты не должны и не могут регистрироваться в качестве предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) или осуществлять свою деятельность через какие-либо юридические лица (организации).

В связи с изложенным представляется, что адвокаты не являются исполнителями услуг (работ) в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей». В связи с этим отношения, вытекающие из договора об оказании адвокатом юридической помощи, не подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей.

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.112001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 № 63-Ф3 «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 26.04.2002)

Вопрос. При продаже товара продавец выдал потребителю гарантийный талон и руководство по эксплуатации у приложенные к товару изготовителем, информация в которых содержалась на английском языке. Дополнительно к товару были приложены гарантийный талон и руководство по эксплуатации, информация в которых содержалась на русском языке. В дальнейшем выяснилось, что условия гарантийных обязательств изготовителя и правила использования товара, изложенные в русскоязычных гарантийном талоне и руководстве по эксплуатации у по содержанию отличались от аналогичных условий, содержащихся в англоязычных гарантийном талоне и руководстве по эксплуатации. Нормами какого гарантийного талона и какого руководства по эксплуатации в данном случае следует руководствоваться потребителю?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация об изготовителе, о продавце и реализуемых им товарах доводится до сведения потребителей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца и изготовителя, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Таким образом, следует считать, что информация об изготовителе, о продавце и реализуемых им товарах, доводимая до сведения потребителя на русском языке, является основной.

В связи с изложенным представляется, что в данном случае потребителю следует руководствоваться русскоязычными гарантийным талоном и руководством по эксплуатации.

В то же время факт предоставления потребителю на разных языках различной по содержанию информации дает основания предполагать, что до потребителя доведена недостоверная информация об изготовителе, о продавце и реализуемых им товарах.

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

Вопрос. Какими пределами ограничен размер неустойки, взыскиваемой в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» по требованию потребителя с исполнителя за нарушение

сроков выполнения работ (оказания услуг) или за нарушение сроков yдoвJ^emвopeнuя требований по-требителя в связи с обнаружением недостатков выполненной работы (оказанной услуги)?

Ответ. Размер неустойки, подлежащей уплате исполнителем на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю, определяется в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона и ограничен ценой отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей ценой заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). При этом необходимо иметь в виду, что соглашением сторон размер указанной неустойки может быть увеличен (п. 2 ст. 332 Гражданского кодекса РФ).

Следует также отметить, что, если подлежащая уплате неустойка, в том числе предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителей» или соглашением сторон (договором), явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер (ст. 333 Гражданского кодекса РФ).

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 21.03.2002)

Вопрос. Какие требования потребитель вправе предъявить продавцу при возникновении недостатка в части товаров, входящих в комплект?

Ответ. В соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Согласно ст. 479 ГК РФ договором купли-про-дажи может быть предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров).

В соответствии с п. 4 ст. 475 ГК РФ в случае выявления недостатков, которые не были оговорены продавцом, в части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе в отношении этой части товаров предъявить любое требование из перечисленных ст. 503 ГК РФ, а также ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон), в том числе: соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков; расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы либо замены такого товара.

Таким образом, потребитель вправе предъявить перечисленные требования в отношении товара ненадлежащего качества. В отношении других качественных изделий, приобретенных в комплекте, потребитель не может предъявлять требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона.

Другой случай в данной ситуации может иметь место, если совокупность товаров образует единое целое (костюм, гарнитур), используемое по общему назначению. Если такой товар составляет одну товарную единицу и продавец предоставил покупателю информацию об этом, а также об условиях приобретения и использования такого товара (костюма, гарнитура), то потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона, в том числе требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы.

Ссылки на нормативные акты ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 N9 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. Какие требования потребитель вправе предъявить продавцу при возникновении недостатка в части товаров, входящих в комплект?

Ответ. В соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Согласно ст. 479 ГК РФ договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров).

В соответствии с п. 4 ст. 475 ГК РФ в случае выявления недостатков, которые не были оговорены продавцом, в части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе в отношении этой части товаров предъявить любое требование из перечисленных ст. 503 ГК РФ, а также ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон), в том числе: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в

разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков; расторжения договора куп-ли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы либо замены такого товара.

Таким образом, потребитель вправе предъявить перечисленные требования в отношении товара ненадлежащего качества. В отношении других качественных изделии, приобретенных в комплекте, потребитель не может предъявлять требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона.

Другой случай в данной ситуации может иметь место, если совокупность товаров образует единое целое (костюм, гарнитур), используемое по общему назначению. Если такой товар составляет одну товарную единицу и продавец предоставил покупателю информацию об этом, а также об условиях приобретения п использования такого товара (костюма, гарнитура), то потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона, в том числе требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы.

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. Имеет ли право сервисная организация потребовать от потребителя возмещения расходов на хранение товара, находящегося в гарантийном ремонте, в случае, когда имеется факт уведомления потребителя об устранении выявленных недостатков, однако потребитель несвоевременно является за получением товара из гарантийного ремонта?

Ответ. Несвоевременная явка потребителя за получением товара из гарантийного ремонта является отказом принять предложенное должником надлежащее исполнение, то есть просрочкой кредитора (ст. 406 Гражданского кодекса РФ), так как в обязательстве по безвозмездному устранению недостатков в товаре, возникающем из договора куп-ли-продажи товара, сервисная организация выступает в качестве должника, а потребитель в качестве кредитора (ст. 307, 308 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 406 Гражданского кодекса РФ просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если

кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают.

Таким образом, если после устранения недостатка товара и надлежащего уведомления потребителя об этом имеет место просрочка потребителя (кредитора), сервисная организация вправе требовать согласно п. 2 ст. 897 Гражданского кодекса РФ возмещения убытков в виде расходов на хранение веши, произведенных с момента начала просрочки. Причем дата устранения недостатка и факт уведомления потребителя об этом должны подтверждаться документально.

Таким образом, если потребитель несвоевременно является за получением товара из гарантийного ремонта, он обязан возместить гарантийной мастерской расходы на хранение указанного товара.

Ссылки на нормативные акты

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 N9 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 21.03.2002)

Вопрос. Существуют ли какие-то особые условия гарантии на технически сложные товары?

Ответ. Особые условия гарантии на технически сложные товары заключаются в том, что в случае обнаружения недостатков в указанных товарах потребитель вправе предъявить требования, указанные в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», за некоторым исключением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложных товаров требования потребителя о замене некачественного товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97.

Согласно указанному Перечню к таким товарам относятся:

- автомототранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

- мотоциклы, мотороллеры;

- снегоходы;

- катера, яхты, лодочные моторы;

- холодильники и морозильники;

- стиральные машины автоматические;

- персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

- тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Следует отметить, что Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, расширенному толкованию не подлежит.

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.05.97 № 575

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБ ИХ ЗАМЕНЕ ПОДЛЕЖАТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ТОВАРАХ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ»

Вопрос. В каких случаях техника на гарантии не подлежит бесплатному ремонту?

Ответ. Пунктом 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено три основания освобождения продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, отютвет-ственности перед потребителем за недостатки товара, возникшие в течение гарантийного срока. Указанными основаниями являются: нарушение потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара; действия третьих лиц или непреодолимой силы.

Если указанные обстоятельства имеют место, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, не отвечают за недостатки товара.

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

Вопрос. Обязан ли потребитель в период гарантийного ремонта купленного им некачественного товара возмещать сервисной организации расходы на хранение указанного товара?

Ответ. Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя при предъявлении им требования о безвозмездном устранении недостатков товаров. Обязанность по хранению товара возникает одновременно с обязанностью принять товар ненадлежащего качества.

В соответствии со ст. 906 Гражданского кодекса РФ к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, применяются правила гл. 47 «Хранение» Гражданского кодекса РФ, если законом не установлены иные правила.

Закон РФ «О защите прав потребителей» исходит из принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением его нарушенных прав. Таким образом, в период проведения гарантийного ремонта хранение является безвозмездным и, соответственно, не подлежат возмещению расходы на хранение вещи, предусмотренные п. 2 ст. 897 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, потребитель в период гарантийного ремонта купленного им некачественного товара не должен возмещать гарантийной мастерской расходы на хранение указанного товара.

С.Р. БАТКАЕВ

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.