Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Организация осуществляет дополнительное пенсионное обеспечение своих работников путем накопления д.гя этого средств в негосударственном пенсионном фонде. Согласно договору о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении организа-ция-в/аадчик ежемесячно перечисляет страховые взносы. При этом пенсионные взносы зачисляются фондом на солидарный счет вкладчика и не подлежат распределению на именные пенсионные счета участников (работников организации).

Страховые платежи, осуществляемые по договору пенсионного страхования, организация относит к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибьем. При наступлении пенсионного возраста работников организация представляет в фонд список лиц, которые приобрели право на получение негосударственных пенсий, на основании которого пенсионный фонд производит выплаты. До момента наступления указанного права организация и фонд не владеют информацией о сумме полученного дохода конкретным работником, поскольку пенсионные взносы конкретному участнику не начисляются. Данная информация возникает только при получении пенсии. Однако в соответствии с налоговым законодательством пенсии, выплачиваемые негосударственным фондом, не подлежат налогообложению.

В связи с изложенным просим разъяснить порядок применения норм ст. 213 и 237 НК РФ в отношении налогообложения пенсионных взносов по договорам добровольного пенсионного страхования.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 июля 2004 г. N9 03-05-06/194

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения норм ст. 213 и 237 НК РФ в части налогообложения сумм пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ (далее -Кодекс) при определении налоговой базы по нало-

гу на доходы физических лиц учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев:

если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;

если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 5 тыс. руб. в год на одного работника.

Таким образом, сумма взносов, внесенных организацией за работников в соответствии с договором о добровольном пенсионном страховании работников, заключенным с НПФ, составившая более 5 ООО руб. в год на одного работника, подлежит обложению налогом надоходы физических лиц по ставке 13%. При этом в соответствии с п. 2 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с НПФ, в случае если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса для налогоплательщиков-работодателей налоговая база для исчисления единого социального налога (далее — ЕСН) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При этом при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования работника, за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса, к которым страховые взносы, перечисляемые работодателями по договорам с Н ПФ, не отнесены.

Следовательно, суммы таких взносов подлежат обложению ЕСН с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса, согласно которому выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения относятся к расходам на оплату труда и включаются в затраты, принимаемые для целей налогообложения прибыли организации. При этом совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда. Суммы взносов, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, включаются в расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и, соответственно, не подлежат обложению ЕСН на основании вышеуказанного п. 3 ст. 236 Кодекса.

Необходимо отметить, что при перечислении взносов в НПФ на солидарный пенсионный счет при отсутствии именных пенсионных счетов организация, как указано в письме, перечисляет пенсионные взносы общей суммой. Однако для расчета налоговой базы для исчисления ЕСН и налога на доходы физических лиц по каждому работнику общую сумму начисленных взносов, по нашему мнению, возможно разделить на количество работников (по списку), на которых в данный момент распространяется негосударственное пенсионное страхование, и, соответственно, рассчитать размер пенсионного взноса, приходящегося на каждого работника.

Таким образом, организации-работодателю следует гачислять ЕСН на сумму пенсионных взносов, перечисляемых в НПФ по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, в момент перечисления этих взносов, с учетом указанных положений гл. 25 Кодекса, независимо от того, на какой пенсионный счет (солидарный или именной) производится перечисление таких взносов.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

Вопрос. Организация выполняет наладку и ремонт изделий военной техники в различных воинских частях у расположенных на всей территории РФ, выездными бригадами. Командировки, особенно в отдаленные точки, длятся иногда свыше 60 дней. Работникам организации в этом случае за время нахождения в месте командировки выплачивается надбавка взамен суточных. Размер надбавки определен приказом руководителя организации и составляет 300руб. Исходя из этой суммы вымачивается надбавка взамен суточных. Сверхнормативные выплаты (свыше 100 руб.) не уменьшают на,юговую базу по налогу на прибыль. Просим разъяснить, подлежат ли обложению ЕСН и НДФЛ надбавки к заработной плате, выплачиваемые взамен суточных.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 июля 2004г. № 03-05-04/87

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц надбавок, выплачиваемых взамен суточных, и сообщает следующее.

Единый социальный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщика-работодателя такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Таким образом, если расходы на выплату работникам надбавок взамен суточных не относятся к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, то указанные выплаты не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу на основании п. 3 ст. 236 Кодекса.

Налог на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса в доход, подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц, не включаются все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К числу таких вы плат относятся суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты надбавок к заработной плате взамен суточных, то такие выплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

Вопрос, При отправлении работника в командировку одновременно с приобретением ж ыез но дорожных и авиабилетов уплачивается страховой взнос по страхованию пассажиров от несчастных случаев. Страховой полис является приложением к билету. Учитывается ли сумма указанного страхового взноса в составе командировочных расходов для цыей исчисления на.юга на прибыль?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 июля 2004г. № 03-03-05/1/67

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно Указу Президента РФ от07.07.1992 № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета) является обязательным на территории Российской Федерации.

При этом сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреацион-но-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Таким образом, сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и учитывается в составе расходов на командировку работника.

При этом необходимо учитывать положения ст. 252 Кодекса, в соответствии с которой суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

Вопрос. Физическое лицо получает от организации подарок в виде денежной суммы, не превышающей 2 000руб. Применяется ли в указанном случае льгота по налогу на доходы физических лиц, установленная п. 28 ст. 217 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 июля 2004 г. N9 03-05-06/176

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.

Пунктом 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ установлено, что доходы физических лиц, не превышающие 2 ООО руб., в том числе стоимость подарков, полученных налогоплательщиком оторганиза-

ций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством, освобождаются от налогообложения.

Исходя из положений ст. 128, 130 и 572 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к подаркам относятся втом числе деньги.

Таким образом, подарки в виде денежной суммы, не подлежащей налогообложению налогом на дарение и не превышающей 2 тыс. руб., не подлежат налогообложению налогом на доходы физичес-кихлиц.

Обращаем внимание на необходимость соблюдения при дарении требований гл. 32 ГК РФ, втом числе к форме совершения договора дарения.

Следует также учитывать, что согласно ст. 50 ГК РФ деятельность коммерческих организаций направлена на получение прибыли, вследствие чего дарение не должно носить обычный характер.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

Вопрос. В течение 2003 г. организация, имеющая право на применение регрессивной ставки ЕСН, производим выплаты (заработной платы) в пользу работника, явмющегося инвалидом. Все необходимые документы, подтверждающие соответствующий статус и группу инва.шдности, имеются. За 2003 г. начисление заработной маты данному работнику состав ww 183 ООО руб., в связи с чем организация применяла регрессивную ставку ЕСН, установленную для вышат от 100 001 до 300 ООО руб.

По мнению налоговых органов, организация не вправе бьиа в данном случае применять регрессивную ставку, поскольку ншоговая база по ЕСН в отношении указанного работника не превысила 100 ООО руб. ввиду того, что организация не уменьшит налоговую базу на основании п. 1 ст. 239 ПК РФ на 100 ООО руб. Таким образом, с точки зрения И МНС налоговая база составила 83 ООО руб.

Просим разъяснить данную ситуацию.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28июня 2004г. N9 03-04-04/81

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу применения регрессивных ставок единого социального налога к выплатам, превышающим 100 000 руб., в

пользу работника, являющегося инвалидом, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III группы.

Статьей 241 Кодекса предусмотрены различные ставки налога в зависимости от размера налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, начисленным налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. Исключение из налоговой базы выплат, не облагаемых единым социальным налогом на основании ст. 239 Кодекса, ст. 237 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, если организация выполняет условие, предусмотренное п. 2 ст. 241 Кодекса, то при расчете налога по работнику, являющемуся инвалидом, применяется та ставка налога (в том числе и регрессивная), которая соответствует начисленным в его пользу выплатам и вознаграждениям (налоговой базе). Если организация не имеет права на использование регрессивных ставок, то сумма выплат, превышающая 100 000 руб., в пользу работника, являющегося инвалидом, подлежит налогообложению единым социальным налогом по максимальной ставке налога.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

Вопрос. Просим разъяснить, как следует понимать положение п. 3 ст. 214.1 И К РФ: в случае если расходы плательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК. Означает ли это, что если расходы налогоплательщика могут быть подтверждены документально, он не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 июня 2004г. № 03-04-06/153

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 гл. 23 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).

Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:

- как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком;

- либо как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи, в порядке, предусмотренном указанным пунктом ст. 214.1 Кодекса.

При этом в данном пункте указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, в случае, если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.

То есть имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением).

Таким образом, имущественный налоговый вычет не является какой-либо дополнительной льготой, а представляет собой, до определенной степени, эквивалент расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.

В соответствии с абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в сумме, не превышающей 125 ООО руб., при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет.

Если какие-либо расходы налогоплательщика при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не

могут быть подтверждены документально, для определения размера имущественного налогового вычета, общая величина которого не может превышать 125 ООО руб., следует исходить из рыночной или фактической стоимости таких же или аналогичных ценных бумаг на момент их приобретения и услуг, непосредственно связанных с куплей, продажей и хранением ценных бумаг.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Организация выявила ошибки в заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость за предшествующие налоговые периоды. В настоящее время форма декларации изменяюсь. Каков порядок представления уточненных деклараций в этом ыучае?

Ответ. Согласно п. 3 Изменений и дополнений к Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.01.2002 N9 БГ-3-03/25 «Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость», утвержденных приказом МНС России от 09.02.2004 № БГ-3-03/89, внесение дополнений и изменений налогоплательщиком (налоговым агентом) в декларации при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших налоговых периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, подлежащей вычету, или иных ошибок производится путем представления деклараций за соответствующие истекшие налоговые периоды, с отражением сумм налога с учетом вносимых дополнений и изменений.

При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) указанные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей втом налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. При перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому

налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.

В.А. Жарова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Один из производственных цехов организации планируется закрыть на 2 месяца для переоборудования. Можно ли отправить работников данного цеха в отпуск без сохранения заработной маты?

Ответ. На основании норм ст. 128 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для предоставления отпуска без сохранения содержания необходимо желание самого сотрудника и согласие на это работодателя (за исключением отдельных категорий работников, которым работодатель такой отпуск предоставить обязан).

Начало переоборудования одного из цехов нельзя расценивать в качестве уважительных причин, возникших у работника, следовательно, в этом случае отправка работников в отпуск по инициативе организации будет нарушать и противоречить нормам трудового законодательства.

На основании норм ст. 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Такой перевод допускается, в частности, для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества.

Если же работодатель по причинам, не зависящим от работников, не может обеспечить их ни работой, ни рабочими местами, то такую ситуацию можно расценивать как простой по вине работодателя, оплата которого должна осуществляться работодателем в соответствии с нормами ст. 157 ТК РФ.

Вопрос. Вменена ли работодателям действующим трудовым законодательством обязанность по замючению трудовых договоров в письменной форме во всех случаях?

Ответ. При ответе на вопрос относительно обязанности заключения трудового договора следует учитывать, что в соответствии с нормами ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор на основании норм ст. 56 ТК РФ - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Кроме того, согласно нормам ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

На основан и и закл ючен ного трудового договора согласно ст. 68 ТК РФ издается приказ (распоряжение) работодателя, которым оформляется прием на работу, причем содержание этого приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям заключен ного трудового договора.

В соответствии с п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, все записи о выполняемой работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока.

Вопрос. В связи с производстве/той необходимостью — ликвидация последствий аварии в помещении, где находятся информационные серверы, — в организации возникла необходимость временно направить для этого дополнительно двух сотрудников из другого noдpaздeJte-ния. Один из сотрудников отказался выходить на работу; мотивировав это тем, что ничего не знал о предстоящем переводе. Должна ли организация в таких случаях получить согласие работников на такой перевод?

Ответ. На основании норм ст. 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника.

Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Так как в организации сложилась производственная необходимость, в соответствии со ст. 74 ТК РФ согласия работника на такой перевод не требуется.

Одновременно следует учитывать, что, во-первых, работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, и, во-вторых, в связи с производственной необходимостью работника нельзя перевести на работу более низкой квалификации без его письменного согласия на такой перевод.

ТА. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Входе выездной проверки в налоговой декларации по ЕСН за 2002 г. было выявлено занижение налоговой базы и суммы ЕСН за май.

С какой даты следует начислять пени — с 16 июня 2002 г. или, поскольку проверяется исчисление налога за налоговый периоду с 14 апреля 2003 г. ?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

В данном случае имело место неправильное исчисление авансовых платежей по ЕСН по сроку уплаты 15.06.2002.

При этом по результатам выездной налоговой проверки за налоговый период 2002 г. пени на доначисленную сумму ЕСН следует начислять с 16 июня 2002 г. по день вынесения решения по результатам акта выездной налоговой проверки.

Вопрос. Можно ли при исчислении ЕСН с выплат по авторским договорам уменьшить налоговую базу на сумму расходов, произведенных в рамках авторского договора ?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в налоговую базу при исчислении единого социального налога (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 ст. 238 Кодекса, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Таким образом, вознаграждения по авторским договорам подлежат обложению единым социальным налогом, за исключением части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.

При применении нормы п. 5 ст. 237 Кодекса при исчислении единого социального налога с сумм авторских договоров следует отметить следующее.

Пунктом 5 ст. 237 Кодекса определено, что сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 Кодекса с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 221 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, установленных таблицей, приведенной в п. 3 ст. 221 Кодекса.

При этом норма п. 5 ст. 237 Кодекса не дает указания на порядок применения данных вычетов, а содержит лишь указание на характер возможных расходов, на которые можно уменьшить налоговую базу при исчислении единого социального налога.

Таким образом, налоговая база при исчислении единого социального налога с выплат в пользу физического лица по авторскому договору уменьшается на сумму расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 Кодекса, без заявления физического лица, в пользу которого производится данная выплата.

При этом следует отметить, что уменьшение налоговой базы по единому социальному налогу может быть произведено на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на основании официальных документов, подтверждающих произведенные расходы в рамках авторского договора.

Вопрос. Просим разъяснить, подлежит ли обложению единым социальным на. \огом сумма оплаты за сверхуро*(ную работу.

Ответ. Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Пунктом 3 ст. 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и

условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса. Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая, что документально подтвержденная сверхурочная работа в нарушение трудового законодательства (сверх 120 часов в год) направлена на получение дохода, суммы оплаты такой работы должны включаться в расходы, уменьшающие налоговую базу при расчете налога на прибыль, и на основании п. 1 ст. 236 Кодекса облагаться единым социальным налогом.

При этом если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства.

Вопрос. Участвуют ли в расчете права на применение регрессивной шкалы налогообложения при исчислении ЕСН выплаты, производимые в пользу уволившихся работников за результаты трудовой деятельности, но в то время, когда данные лица уже не состоят в трудовых отношениях с организацией?

Ответ. В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ, далее — Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогопла-тельщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогооб-

ложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Федеральным законом от 31.12.2001 N9 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», введенным в действие с 1 января 2002 г., выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским либо лицензионным договором, исключены из объекта налогообложения по единому социальному налогу.

Таким образом, выплаты в пользу бывших работников по трудовым договорам (например, премия по результатам работы за период времени, в котором бывший работник еще состоял в трудовых отношениях с работодателем) являются объектом налогообложения по единому социальному налогу с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 241 Кодекса регрессивная шкала ставок единого социального налога может приме-нйться организацией только при соблюдении определенных условий, связанных с расчетом налоговой базы в среднем на одного работника с учетом средней численности работников, которая определяется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.

В соответствии с п. 86 гл. V «Форма N9 П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 № 105 (далее - Порядок), для заполнения месячной формы № П-4 расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу, движение работников списочного состава характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам.

Согласно п. 85 вышеназванного Порядка Госкомстата России средняя численность работников организации включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В Порядке заполнения Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденном приказом МНС России от 29.12.2003 N9 БГ-3-05/722, указано, что строка 020 «Суммы выплат, произведенных в пользу физических лиц, принимаемые к расчету» заполняется на основании учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога за период с начала года по 1 -й, 2-й, 3-й месяцы отчетного периода включительно исходя из вы плат работникам, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет.

Статьей 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 20 ТК РФ установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Таким образом, если согласно Порядку Госкомстата России физическое лицо не подлежит включению в расчет средней численности в каком-либо месяце отчетного (налогового) периода, но физическому лицу начислялись и производились выплаты, то при расчете условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога такие выплаты, начисленные в пользу указанного физического лица, в данном месяце не учитываются.

Н.В. Криксунова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга

КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Вопрос. Наша организация имеет на балансе административное здание, которое планирует сдавать в аренду. В настоящее время в аренду передана незначительная часть здания. Доходов от сдачи имущества в аренду мы пока не имеем, другую деятельность не ведем.

Вправе ли организация до получения доходов предъявить к вычету суммы НДС\ уплаченные в составе стоимости коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, электричество и т.п.)?

Ответ. На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Н К РФ, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. В том числе вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, предназначенных для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в специально оговоренных случаях (абз. 1 п. 1 ст. 172 НКРФ).

По общему правилу вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Приведенные положения позволяют выделить четыре условия, при одновременном выполнении которых у налогоплательщика возникает право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг):

- приобретенные товары (работы, услуги) оплачены, и это подтверждено документально;

- приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет;

- приобретенные товары (работы, услуги) предполагается использовать для операций, подлежащих обложению НДС;

- у покупателя имеются соответствующие сче-та-фактуры.

Для целей налогообложения НДС сдача имущества в аренду признается реализацией услуг (ст. 146, 149 НКРФ).

Следовательно, услуги коммунальных служб, направленные на поддержание в исправном состоянии имущества, сдаваемого в аренду, приобретаются организацией для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу.

Таким образом, следует признать, что при соблюдении всех остальных условий организация имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных в составе расходов, связанных с содержанием помещений, сдаваемых в аренду.

При этом то обстоятельство, что фактически в аренду сданы незначительные площади, на наш взгляд, не имеет определяющего значения в связи со следующим.

Момент предъявления сумм НДС к вычету НК РФ связывает исключительно с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) и фактической уплатой сумм налога. Реализация соответствующих товаров (работ, услуг) в полном объеме втом же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.

Пунктом 2 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что в том случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, разница подлежит возмещению (то есть зачету или возврату) налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Следовательно, вся сумма превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного по итогам налогового периода налогадолжна возмещаться налогоплательщику.

Отметим, что преимущественно по этому же пути развивается и судебная практика (при этом арбитражные суды принимают решения в пользу налогоплательщиков даже в тех случаях, когда у них вообще отсутствовали операции по реализации товаров (работ, услуг) в соответствующем налоговом периоде) (см., в частности, Постановления ФАС Московского округа от 03.03.2003 № КА-А40/692-03, ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2004 № А56-20577/03, от 24.11.2003 № А52/1897/2003/2, от 24.11.2003 № А52/1791/2003/2, от 19.11.2003 № 56-37382/02, ФАС Уральского округа от 05.01 2004 № Ф09-4584/03-АК, от 25.12.2003 № Ф09-44! 6/03-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N9 А28-7103/02-355/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2003 № Ф04/6014- 1778/А46-2003).

Обратим внимание налогоплательщика на то, что в случае возникновения спора с налоговым органом по рассматриваемому допросу организация должна будет доказать то обстоятельство, что рас-

ходы по текущему содержанию здания, в составе которых уплачивается НДС, она несет в связи с намерением сдавать его в аренду (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Вопрос. Каким образом осуществляется бухгалтерский и налоговый учет приспособлений к оружию (кобура под пистолет)у держателей для наручников, держателей для газового бамончика, держателей под дубинки?

Ответ. При решении вопроса о порядке учета упомянутого в вопросе снаряжения необходимо, на наш взгляд, руководствоваться общими правилами.

Так, если предполагаемый организацией срок полезного использования указанного снаряжения превышает 12 месяцев, то представляется, что для целей бухгалтерского учета его можно учитывать в составе основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, поскольку остальным критериям, необходимым для признания активов основными средствами, данные принадлежности соответствуют (п. 4 ПБУ 6/01).

При этом, учитывая, что стоимость соответствующих объектов не превышает 10000 руб. за единицу, ее можно списывать на затраты на производство по мере их отпуска в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).

В том случае, если предполагаемый срок полезного использования снаряжения составляет менее 12 месяцев, рассматриваемые активы можно учитывать в составе средств в обороте в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет мате-риально-производственныхзапасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, в частности, на субсчете 10-11.

Что касается налогового учета, то расходы по приобретению снаряжения могут быть учтены в составе материальных расходов в соответствии либо с абз. 3 подп. 2, либо с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Напоминаем при этом, что для признания затрат расходами, учитываемыми для целей налогообложения прибыли, необходимо их соответствие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

О.М. Проваленко ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Страхователем в связи с временной нетрудоспособностью главного бухга^хтера был пропущен срок представления в территориальное отдые-ние ПФР сведений о страховых взносах и страховом

стаже застрахованных лицу работающих в организации. Указанные сведения были представлены 12 марта 2004 г. 16 марта 2004 г. на имя начальника территориального органа ПФР было подано заявление с просьбой не применять к организации финансовые санкции} так как нарушение было допущено из-за болезни главного бухгалтерау к заявлению прилагалась копия листка временной нетрудоспособности. Однако территориальным отделением ПФР в арбитражный суд был предъявлен иск к организации о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки сведений у необходимых для осуществления индивидушьно-го (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Что может предпринять в данной ситуации организация, для того чтобы к ней не бьии применены финансовые санкции?

Ответ. На правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, распространяются нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Поэтому при рассмотрении споров о взыскании со страхователей штрафов, втом числе и за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суды руководствуются нормами НК РФ, втом числе и определяющими смягчающие обстоятельства (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2003 № А17-148/9, ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2003 № Ф03-А16/02-2/2828, ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2004 № А56-26745/03, ФАС Поволжского округа от 05.08.2003 № А12-4805/03-С6, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2003 № Ф04/4070-625/А75-2003, ФАС Уральского округа от 11.03.2004 N9 Ф09-817/04-АК).

Следовательно, в отзыве на исковое заявление территориального органа ПФР (ст. 131 АПК РФ) либо в предварительном судебном заседании (ст. 136 АПК РФ), либо непосредственно при разбирательстве дела в судебном заседании (ст. 153 АПК РФ) организация вправе заявить о наличии обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение правонарушения (п. 1 ст. 112 Н К РФ) (в данном случае - болезнь главного бухгалтера), и просить суд учесть его при наложении санкций (п. 4 ст. 112 НК РФ). В случае если суд сочтет данное обстоятельство смягчающим ответственность за совершение правонарушения, размер санкции подлежит уменьшению не меньше чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Отметим, что суды поддерживали организации при рассмотрении аналогичных дел и признавали болезнь, в том числе главного бухгалтера, обстоятельством, смягчающим ответственность организации за совершение правонарушения (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2003 № АЗЗ-17991/02-СЗс-Ф02-2039/03-С 1, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2002 № Ф04/4353-1705/ А45-2002, ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2001 № А26-5260/00-02-03/407, от 18.09.2001 № А56-13292/2001, ФАС Северо- Кавказского округа от 13.12.2000 № Ф08-3507/2000-1018А). Но предсказать, какую позицию суд займет при разбирательстве конкретного дела, к сожалению, невозможно.

М.Н. Ахтанина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Применяются ли штрафные санкции, установленные ст. 119 ПК РФ, в случае, еми декларация предстаыена в на.юговый орган с нарушением сроков, установленных законодательством, нелично налогоплательщиком, а его уполномоченным представителем (имеется доверенность)?

Ответ. В настоящее время налогоплательщик вправе составлять и представлять в налоговый орган декларацию нелично, а поручить составление и представление своему представителю (ст. 29 НК РФ). В состав Единых требований к формированию и формализации налоговыхдеклараций, утвержденных приказом МНС России от01.09.2003 № БГ-3-06/484, входит типовая форма титульного листа налоговой декларации, который является обязательной частью любой налоговой декларации. В этой типовой форме предусмотрено указание Ф.И.О., ИНН и других данных уполномоченного представителя налогоплательщика в случае, если налогоплательщик уполномочил другое физическое или юридическое лицо представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» по смыслу гл. 4 НК РФ субъектом налоговых правоотношений является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности зато или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Таким образом, в случае нарушения сроков представления декларации налогоплательщик (а не упол-

номоченный представитель) может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Кроме того, обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение сроков представления декларации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации-налогоплательщика (налогового агента) в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Л.А. Елина

Вопрос. Подлежит ли организация — налоговый агент привлечению к ответственности, установленной ст. 120 ПК РФ, при отсутствии налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты (которыми являются в том числе организации, исчисляющие и удерживающие налог на доходы физических лице доходов, выплачиваемых ими физическим лицам) ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС России.

Приказом МНС России от 31.10.2003 N9 БГ-3-04/583 утверждена форма № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год».

В соответствии с Порядком заполнения Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 г., утвержденным приказом МНС России от 31.10.2003, форма № 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета.

Статья 120 Н К РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В постановлениях ФАС Уральского округа (от 31.07.2003 N9 Ф09-2243/03-АК, от 19.05.2003 N9 Ф09-1409/03-АК), Волго-Вятского округа (от 05.03.2003 N9 А82-120/02-А/6, от 03.02.2003 № АЗ 1 -2423/7), Восточно-Сибирского округа (от 21.05.2003 № А19-19870/02-18-Ф02-1411/03-С1) отражалась позиция, согласно которой грубым нарушением яв-

ляется отсутствие любых первичных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а форма № 1-НДФЛ - первичный документ налогового учета, соответственно, действия организации - налогового агента образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 120 Н К РФ.

Однако в других федеральных арбитражных округах судебная практика складывалась в пользу налогового агента. В частности, суды указывали, что для целей ст. 120 НК РФ грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета; отсутствие счетов-фактур; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента. Таким образом, нормы ст. 120 НК РФ неприменимы к налоговым агентам (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2003 № А26-6637/02-212, от 14.05.2003 N° А05-14290/02-782/20, от 07.02.2003 № А26-4093/02-02-03/166, от 03.02.2003 № А05-9198/02-475/22, Северо-Кавказского округа от 31.03.2003 № Ф08-897/2003-351 А).

Кроме того, при рассмотрении таких споров суды исходили из того, что согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N9 71а утверждены Унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в их число. Таким образом, поскольку карточка формы N9 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, ее отсутствие не содержит состава правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ, и организация не может привлекаться к ответственности (см., в частности, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2003 N9 Ф04/1536-423/А45-2003, от 22.04.2003 № А42-8815/02-СЗ, Центрального округа от 06.06.2003 N9 А64-41/03-16).

В пользу организаций высказался и Президиум ВАС в постановлении от 07.10.2003 № 4243/03. В частности, было отмечено, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку из ст. 120НК РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что под первичными документами в ней понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание данной нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, то привлечение к ответственности по ст. 120 НК РФ в такой ситуации недопустимо.

Т.Г. Заграничная

БАНК «ПЕРВОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ»

Вопрос. В календарный выходной день организация работала, и в этот день ею был заключен гражданско-правовой договор с физическим лицом. Может ли этот день быть засчитан как рабочий при определении срока начала действия договора или срока исполнения обязательства у возникшего в силу договора, если дата начала исполнения этого обязательства совпадает с датой начша действия договора ?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством различаются календарный, нерабочий и рабочий дни (ст. 190 — 193 Гражданского кодекса РФ). При этом законом не определена связь между рабочими и календарными днями. Кроме того, начало течения срока определяется от события или на следующий день от календарной даты, которая может приходиться и на нерабочий день (ст. 191 ГК РФ). В том случае, если последний день срока попадает на нерабочий день, днем окончания срока считается первый рабочий день, следующий заднем фактического истечения срока (ст. 193 ГК РФ). Следовательно, при исчислении срока в него засчиты-ваются все дни, начиная с даты, следующей за календарной и определенной договором, по дату истечения установленного договором срока. При этом совершенно не имеет значения, какие дни входят в срок — рабочие или нет, отсчет сроков ведется по количеству периодов, подряд (ст. 192 ГК РФ). Таким образом, в том случае, если в выходной по календарю день организация работала, и в этот день этой организацией был заключен с физическим лицом договор, течение срока, если иное не предусмотрено договором, начнется со дня, следующего за днем заключения договора. И в этом случае не важно, какой следующий заднем заключения договора будет день — рабочий или нет, так как он включается в расчет течения срока.

В.Н. Быков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.