Научная статья на тему 'Консультация экспертов'

Консультация экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультация экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В организации до 70% работников занято на работах с вредными и опасными производственными факторами. В связи с этим согласно коллективному договору и в соответствии со ст. 223 ТК РФ в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда на работодателя возлагаются обязанности по санитарному и лечебному обслуживанию работников, а именно:

содержание здравпункта; оплата труда фельдшера;

покупка лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, а также покупка оборудования и инструментов для оказания медицинской помощи. Могут ли вышеперечис^генные расходы относиться на затраты, уменьшающие ншоговую базу по налогу на прибыль, согласно подп. 7п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/175

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, расходов, связанных с содержанием здравпунктов, и сообщает.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п.1 ст. 252 Кодекса, согласно которому в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 N9 229, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений.

Целью здравпункта является оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, медсанчасть,травматологический пункт и т.п.).

Приказом Минздрава России от 16.08.2004 № 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ от 16.08.2004 №83).

Учитывая изложенное, согласно подп. 7 п.1 ст. 264 Кодекса расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, при определении налоговой базы для целей налога на прибыль организаций учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Заместител ь директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Статьей 18.1 областного Закона от 13.05.1996 №47-03 «Огосударственной службе Новгородской области» государственным служащим установлено ежегодно выплачиваемое единовременное пособие на лечение (оздоровление). Подлежит ли указанное пособие налогообложению НДФЛ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17ноября 2004г. N9 03-05-01-04/81

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременного пособия на лечение (оздоровление), выплачиваемых государственным служащим в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим за ко н одател ьство м.

При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Кодексом не предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц пособий на лечение (оздоровление), выплачиваемых государственным служащим в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, суммы единовременного пособия на лечение (оздоровление), ежегодно выплачиваемые государственным служащим в порядке ст. 18.1 областного Закона от 13.05.1996 N9 47-03 «О государственной службе Новгородской области», подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. ФeдepaJibнoe государственное учреждение (научный центр) просит дать разъяснения по вопросам обложения единым социальным налогом отдельных выплат в пользу физических лиц.

1. Облагаются ли ЕСН суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета ?

2. Работникам центра помимо должностного оклада выплачиваются разовые премии, разовые надбавки (вознаграждения), не предусмотренные трудовым договором, и надбавки за дополнительный объем работы и материа.гьная помощь. Указанные выплаты не отнесены центром к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Облагаются ли они ЕСII?

3. В центре создана и действует очная аспирантура. Облагаются ли ЕСН стипендии, выплачиваемые аспирантам ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 ноября 2004 г. N9 03-05-02-04/46

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения единым социальным налогом отдельных выплат в пользу физических лиц и сообщает следующее.

1. По вопросу обложения единым социальным налогом сумм оплаты дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.

В частности, п. 9 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета, и является строго целевым.

Статьей 116 Трудового кодекса РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с кото-

рым он в данный момент состоит в трудовых отношениях.

Статьей 236 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

2. По вопросу обложения единым социальным налогом выплат, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса выплаты и иные вознаграждения, указанные в п. I данной статьи, не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Таким образом, если в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса выплаты в пользу физических лиц не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то указанные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 236 Кодекса.

3. По вопросу обложения единым социальным налогом стипендий, выплачиваемых аспирантам.

Учитывая положения п. 1 ст. 236 Кодекса, стипендии, выплачиваемые аспирантам, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как указанные выплаты не являются выплатами по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, или авторскому договору.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики * А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. В соответствии с п. 6 ст. 381 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ освобождаются от на/югообложения организации - в отношении объектов жшгищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комшекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

Просим разъяснитЬу что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 октября 2004г. N9 03-06-01-04/75

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и с учетом мнения Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает следующее.

В соответствии с п. 6 ст. 381 гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам инженерной инфраструктуры жи-лишно-коммунального комплекса относятся основные фонды предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Согласно Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.12.2001 № 93, в состав данных предприятий и организаций входят организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, электроснабжения, отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведен и я, дорожн о-мостового хозяйства и инженерной защиты, услуги зеленого хозяйства и декоративного цветоводства, санитарно-гигиенической очистки территорий городов и других поселений и пр.

Полный перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, регламентирован Общероссийским классификатором услуг населению, согласованным Госстандартом

России от 28.06.1993, и Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе, утвержденным постановлением Госстроя России от 25.05.2000 № 51.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. При направлении работника в заграничную командировку выплачиваемые ему суточные не подлежат обложению НДФЛ, если они выплачиваются в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством (ст. 217 НК РФ), и принимаются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в пределах норм, утверждаемых Правите.1ьством РФ (ст. 264IIК РФ).

При исчислении вышеуказанных нaJ^oгoв в 2004 г. организация руководствуется постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93.

Приказом Минфина России от 02.08.2004 N2 64н установлены размеры суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников РФ, которые должны применяться с 1 января 2005 г.

Просим разъяснить порядок налогообложения с 1 января 2005г. суточных при нахождении работников в зарубежной командировке.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 октября 2004 г. N2 503-05-01-04/49

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении суточных при нахождении работников в зарубежной командировке и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время документом, устанавливающим предельные размеры выплаты суточных при зарубежных командировках, не подлежащие обложению налогом надоходы физических лиц, является приказ Минфина России от 12.11.2001 N9 92н «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».

Приказом Минфина России от 02.08.2004 N° 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» установлены размеры суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников Российской Федерации, которые будут применяться для целей расчета налога на доходы физических лиц с 1 января 2005 г.

Во исполнение подп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса нормы расходов организаций на выплату суточных, относимые к расходам на командировки, принимаемым к вычету при расчете налога на прибыль организаций, утверждаются постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Таким образом, с 1 января 2005 г. будут применяться оба вышеуказанных документа одновременно. При этом для целей расчета налога на прибыль организаций будут применяться нормы расходов организаций на выплату суточных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N9 93, а в остальных случаях будут применяться размеры выплаты суточных, установленные приказом Минфина России от02.08.2004 N° 64н.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Организация просит разъяснить, облагаются ли налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом суммы выплачиваемых надбавок работникам, выполняющим работы вахтовым методом, в размерах, установленных приказом руководителя.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 октября 2004 г. N2 03-05-01-04/48

В связи с письмом по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм выплачиваемых надба-

вок работникам, выполняющим работы вахтовым методом, Департамент налоговой и таможенно-та-рифной политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Статьей 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» Трудового кодекса РФ установлено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ.

Поскольку порядок определения размеров надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы Правительством РФ до настоящего времени не установлен, то, по нашему мнению, такие выплаты, производимые организацией своим работникам в размерах, установленных приказом руководителя, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Заместител ь директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Физическое лицо (пенсионер) просит разъяснить, правомерно ли взимание с него земельного налога за 2004 г. в размере 3 161 руб. 59 коп. с участка земли размером 8 соток, приобретенного в Приморском крае для uндuвuдyaJíьнoгo жилищного строительства?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 октября 2004 г. N9 03-06-02-05/17

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу взимания земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991

№ 1738-1 «О плате за землю» (далее-Закон) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

Согласно ч. 5 указанной статьи Закона налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. (неденоминированных) за квадратный метр.

На основании ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 116-ФЗ «О внесении изменений в ст. 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю» положение ч. 5 ст. 8 Закона распространяется на земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

При этом ст. 2 названного Федерального закона определено, что для правоотношений по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства до 1 января 2005 г., применяется порядок налогообложения, установленный ч. 1 - 8 ст. 8 Закона с учетом изменений, внесенных этим Федеральным законом.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N9 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» Правительство РФ ежегодно начиная с 1995 г. осуществляет индексацию ставок земельного налога.

Законодательными и нормативными правовыми актами, предусматривающими индексацию ставок земельного налога, установлены коэффициенты индексации.

Таким образом, земельный налог за земельные участки, предоставленные физическим лицам для инди видуал ьного жил и щного строител ьства, взи мается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, с учетом всех проводимых индексаций, но не менее 57,02 коп. за 1 кв. м в 2004 г.

Учитывая изложенное, физическому лицу следует обратиться в налоговый орган по месту учета для перерасчета суммы земельногсналога за 2004 г.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Вопрос. Поставлена ли нормами трудового законодательства продолжительность основного отпуска в зависимость от того, постоянная ли это работа для работников или они работают по совместительству, например по два часа в день ?

Ответ. На основании норм ст. 115 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

При этом порядок предоставления отпусков при работе по совместительству определен нормами ст. 286 ТК РФ, в соответствии с которой лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

Таким образом, режим работы никоим образом не влияет на продолжительность основного оплачиваемого отпуска и, следовательно, работники-совместители имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 дней.

Вопрос. Как следует поступить в следующей ситуации ? Врач медицинского центра совершил ДТП на рабочей машине. Каким образом можно взыскать с него причиненный организации ущерб, если с ним не заключен договор о полной материальной ответственности, но это условие оговорено в его должностной инструкции, а на инструкцию существует ссылка в трудовом договоре?

Ответ. К полной материальной ответственности врача привлечь нельзя, и вот почему.

На основании ст. 238 Трудового кодекса РФ ра-

ботник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

В соответствии со ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Учитывая, что должность врача не предусмотрена действующими Перечнями должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (данные Перечни утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N9 85), следовательно, такое условие нельзя было оговаривать ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции.

Причиненный врачом ущерб взыскать можно, так как он все-таки несет материальную ответственность перед работодателем. При этом не следует забывать о том, что на основании ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотреноТК РФ или иными федеральными законами.

Вопрос. У организации есть как полное, так и сокращенное название. Вправе ли кадровая служба при заполнении трудовых книжек сотрудников не указывать полное наименование организации, а писать только сокращенное?

Ответ. В соответствии с нормами ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Так как на основании п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии), в трудовых книжках должны быть указаны оба наименования.

Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Подлежит ли зачислению в 2004г. на счет № 40101 органов федерального казначейства земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение?

Ответ. Приказом Минфина России от26.12.2003 N° 429 утвержден Перечень доходов от уплаты налогов, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы РФ на счетах органов федерального казначейства в 2004 г. В Перечне указаны, в частности, нормативы отчислений доходов от уплаты земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения (по коду бюджетной классификации 1050701) и земли городов и поселков (по коду 1050702).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов РФ, не получающих в 2004 г. дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней.

Поэтому средства, поступающие от уплаты земельного налога за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение на территории субъекта РФ, должны зачисляться в 2004 г. на счета (счет N° 40101) органов федерального казначейства.

Вопрос. Представляют ли в налоговые органы налоговые деыарации по земельному на>югу организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с гл. 26.1 части второй И К РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003№ 147-ФЗ «Овнесении изменений в гл. 26.1 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» ?

Ответ. Федеральным законом от 11.11.2003 N° 147-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» внесены изменения в гл. 26.1 части второй НК РФ. В связи с чем гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ принята в новой редакции, которая полностью изменила концепцию специального налогового режима сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно гл. 26.1 НК РФ (новая редакция) уплата единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату совокупности налогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением ряда обязательных платежей, не связанных с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. К заменяемым налогам относятся: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможен ную территорию РФ); налог на имущество организаций; единый социальный налог; налог на доходы физических лиц (в отношении доходо в, пол учен н ых от осу ществл е н и я предпринимательской деятельности); налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Таким образом, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с гл. 26.1 НК РФ (новая редакция), являются плательщиками земельного налога и должны уплачивать земельный налог в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N° 1738-1 «О плате за землю».

В связи с этим данные организации должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу согласно ст. 16 Закона РФ «О плате за землю».

Н.В. ГОЛУБЕВА Советник налоговой службы РФ

111 ранга

Вопрос. Предусмотрена ли ответственность в отношении юридического лица в случае признания паспортных данных, указанных в учредительном документе юридического лица, недействительными в связи с утратой паспорта после государственной регистрации юридического лица?

Ответ. Согласно подп. «в» п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N9 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются втом числе изменения, вносимые в учредительн ые документы юридического лица.

Юридическому лицу необходимо представить в налоговый орган по месту его нахождения Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридическо-голица, по форме N9 Р13001 (Приложение N9 3, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N9 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), в котором заявитель должен уведомить регистрирующий орган об этих фактах.

Согласно п.З ст. 14.25 КоАП РФ непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти МРОТ.

Таким образом, в случае признания паспортных данных, указанных в учредительном документе юридического лица, недействительными в связи с утратой паспорта после государственной регистрации юридического лица указанное лицо обязано представить в налоговый орган по месту его нахождения Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N9 Р13001, в котором сообщить новые паспортные данные. В случае непредставления указанного Заявления в отношении такого юридического лица применяется ответственность на основании п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Налогоплательщик направил в адрес налогового органа по месту учета запрос о выдаче справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, указав в запросе «Получить лично».

К моменту выдачи справки на.югоплательщик находшея в командировке (не мог явиться за получе-

нием документа лично), и справка была отправлена почтой.

Вправе ли налоговый орган в указанной ситуации направлять документы почтой, если в запросе указано «Получить лично» ?

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.12.2004 N9 САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

В соответствии с п. 2.2.7 Регламента выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов, может осуществляться отделом работы с налогоплательщиками в случае, если налогоплательщик в заявлении указал: «Получить лично».

Пунктом 2.2.8 Регламента определено, что подготовленные документы выдаются на руки налогоплательщику не позднее 7 календарных дней со дня получения документа из функционального отдела. Если налогоплательщик в указанный срок не обратился в отдел работы с налогоплательщиками за получением документов, они передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением.

Таким образом, учитывая изложенную в вопросе ситуацию, налоговый орган поступил правомерно.

Вопрос. Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и имеющее Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, изменило свое место жительства.

Подлежит ли замене выданное Свидетельство?

Ответ. Пунктом 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по

месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 83 Н К РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Н К РФ.

При изменении места жительства физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Постановка на учет налогоплательщика по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по старому месту жительства налогоплательщика.

Пунктом 3 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.

Приказом МНС России от03.03.2004 № БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 № 5685) утверждены Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (далее - Приказ).

Приложением № 8 к Приказу утверждена форма № 09-2-2 «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации» (далее - Свидетельство).

Формой Свидетельства предусмотрено, что оно подлежитзамене в случае, если новое местожительства физического лица расположено на территории, подведомственной другому налоговому органу.

Учитывая изложенное, выданное Свидетельство подлежитзамене, если новое местожительства физического лица находится на территории, подведомственной налоговому органу, отличному от налогового органа, выдавшего Свидетельство.

О.А.КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Вопрос. Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гражданам за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия в качестве присяжного заседателя выплачивается вознаграждение. Просьба разъяснить следующее.

1. Облагается ли данное вознаграждение налогом на доходы физических лиц?

2. Обязан ли работодатель сохранять за работником на период его участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя средний заработок?

Ответ. 1. Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов обшей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсаци-онное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Пунктом I ст. 217 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В п. 1 ст. 11 Н К РФ сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. НК РФ не содержит определения термина «компенсация». Следовательно, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для целей обложения НДФЛ можно применить определение данного термина, предусмотренное Трудовым кодексом РФ. На основании ст. 164ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статьей 165 ТК РФ предусмотрено, что органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, выплачиваемое присяжным заседателям компенсационное вознаграждение подпадает под действие п. 1 ст. 217 НК РФ и налогом на доходы физических лиц не облагается.

2. Что касается среднего заработка, то из положений п. Зет. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-Ф3 следует, что за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Статьей 170 ТК РФ о гарантиях и компенсациях работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, норма, устанавливающая обязанность работодателя сохранять за работником средний заработок в период его участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя, не предусмотрена. При этом работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, а государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 вышеуказанной статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Следовательно, работодатель не обязан в данном случае сохранять за работником средний заработок, однако данный заработок может сохраняться и выплачиваться в случае, если это оговорено в трудовом договоре с работником или в коллективном договоре.

Е.В. КАШИРСКАЯ

Вопрос. Вследствие несанкционированного использования работниками служебной телефонной связи в личных целях организации был причинен ущерб. Сумма ущерба была взыскана с работников на основании приказа руководителя организации.

Учитываются ли целей налогообложения прибыли денежные средства, удержанные из заработной п,гатыработников, если затраты организации на оплату услуг связи включаются в состав расходов?

Ответ. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается в том числе реальное уменьшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

На основании ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Для целей налогообложения прибыли расходы на телефонные услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Что касается использования работниками услуг телефонной связи в личных целях, то затраты организации по оплате таких услуг не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 29 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Следовательно, отнесение данных затрат на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль организации, неправомерно.

В рассматриваемой ситуации понесенные организацией затраты были взысканы с работников на основании приказа руководителя. Таким образом, ни расходов, ни доходов в данном случае у организации не имеется, а сумма, взысканная с работников, не образует объекта налогообложения по налогу на прибыль (аналогичный подход отражен в письме УМНС России по г. Москве от 14.10.2003 № 26-12/57614).

Вопрос. На балансе организации имеется автомобиль. Водитель организации, управ.гяющий автомобилем, попал в дорожно-транспортное происшествие. Органами ГИБДД признана обоюдная вина участников ДТП. Вправе ли организация не взыскивать стоимость ремонта за автомобиль с водителя?

Ответ. Обязательства работников, связанные с причинением ущерба имуществу работодателя при исполнении трудовых обязанностей, регламентируются гл. 39 Трудового кодекса РФ.

Статьей 238 ТК РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

При этом работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ).

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности надень причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

В ситуации, изложенной в вопросе, размер причиненного работником прямого действительного ущерба определяется исходя из стоимости ремонта, связанного с восстановлением автомобиля, и подлежит возмещению в полном объеме.

Статьей 240ТК РФ работодателю предоставлено право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

Таким образом, организация вправе освободить водителя от материальной ответственности по возмещению ущерба, причиненного ей вследствие аварии.

A.B. БУТРИМ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Заработная плата в нашей организации выплачивается работникам не позднее 7-го числа месяца, следующего за отработанным. Таким образом,

зарплата за декабрь 2004г. будет выдана только в январе следующего года. С 2005 г. изменяются тарифы обязательных пенсионных взносов. Подскажите, по какому тарифу мы должны исчислять взносы с декабрьской зарплаты 2004г. - по новому или по старому?

Ответ. Как вы правильно указываете, с 01.01.2005 изменяются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (подп. «а» п. 3, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2004 N9 70-ФЗ). И хотя в целом максимальный тариф для работодателей остается таким же - 14%(10,3%-для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), изменятся:

группы застрахованных лиц в зависимости от пола и возраста (их будет только две - родившиеся в 1966 г. и раньше и родившиеся в 1967 г. и позже независимо от пола); регрессия тарифа в зависимости от величины базы для исчисления вносов на каждое физическое лицо (до 280 000 руб. - 14%, 80 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.; свыше 600 000 руб. -56 800 руб.);

пропорции распределения тарифа между отчислениями на страховую и накопительную части пенсии. Так, например, согласно изменениям в 2005 г на выплаты застрахованным лицам, родившимся в 1967 г. и позже, не превышающие 100000 руб., взносы на страховую часть пенсии будут начисляться по тарифу 10%, на накопительную - 4%. До внесения изменений эти тарифы на 2005 г., согласно ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, должны были составить 9% и 5% соответственно. При этом следует учитывать, что согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N? 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчетным периодом, т.е. периодом, по итогам которого определяется база для начисления страховых взносов и исчисляется сумма взносов, является календарный год (ст. 23 Закона). В свою очередь, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц за календарный год (ст. 10, 22, 23 Закона, ст. 237 НК РФ). Заработная плата за декабрь 2004 г., хотя и выплачиваемая в январе 2005 г., начисляется в декабре 2004 г. (п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн). Поэтому при

исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование к ней должны применяться тарифы, действующие в 2004 г. Только с заработной платы за январь 2005 г. взносы на обязательное пенсионное страхование будут исчисляться по новым тарифам (ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N9 70-ФЗ).

Вопрос. Слышали, что с 2005 г. любая организация вправе применять регрессивную шкалу ставок ЕСН. Верно ли это ?

Ответ. Действительно, с 01.01.2005 согласно подп. «б» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 20.07.2004 N9 70-ФЗ утрачивает силу п. 2 ст. 241 Налогового кодекса РФ, согласно которому право на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН имеют лишь те налогоплательщики, осуществляющие выплаты физическим лицам (в том числе организации и индивидуальные предприниматели), у которых накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем году, составляет сумму 2 500 руб. и более.

Таким образом, с 01.01.2005 любой налогоплательщик ЕСН, выплачивающий доходы физическим лицам, вправе применять регрессивную шкалу ставок ЕСН, установленную п. I ст. 241 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ).

При этом следует учитывать, что с 01.01.2005 максимальная ставка ЕСН в размере 26% применяется к выплатам в пользу физического лица, не превышающим 280 000 руб. И только когда такие выплаты превысят указанную сумму, налогоплательщики вправе применять пониженные ставки налога. А именно: от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб.; свыше 600 000 руб. - 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Т.А. АШОМКО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Организация 16.06.2004подала де/аара-цию, которую необходимо было представить не позднее 20.05.2004.

При применении к организации мер ответственности, предусмотренных ст. 119 И К РФ, в каком порядке будет начисляться штраф - как за один полный месяц или как за два неполных месяца?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах

срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Высказывается точка зрения, согласно которой в случае, указанном в вопросе, просрочка будет составлять два неполных месяца (т.е. с 21.05.2004 по 31.05.2004 и с 01.06.2004 по 16.06.2004).

Однако существует и иной подход к разрешению указанного вопроса.

Согласно ст. 6.1 Н К РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Течение срока по общему правилу указанной статьи начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В ситуации, представленной в вопросе, декларация представлена с нарушением срока на 27 дней (из которых 11 дней - в мае, 16 дней - в июне). То есть в целом просрочка в представлении декларации составляет один неполный месяц. Соответственно, штраф за непредставление декларации должен рассчитываться как за один неполный месяц.

Такая позиция поддержана в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2004 N9 А19-16447/03-41-Ф02-598/04-С1, от 27.04.2004 № А19-17718/03-41-Ф02-1366/04-С1, Поволжского округа от 29.07.2003 № А 12-2410/03-С42, Северо-Западного округа от 14.10.2003 № А05-4027/03-228/ 18, Дальневосточного округа от 06.03.2002 N9 Ф03-А73/02-2/239.

Вопрос. Начисляются ли пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. Специалистами налогового ведомства высказывается точка зрения, в соответствии с которой в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени начисляются начиная с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

Такая позиция обосновывается следующим.

В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального зако-

на от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Таким образом, с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам, на сумму неуплаченных или не полностью уплаченных авансовых платежей, по мнению налоговых органов, начисляются пени.

Однако существует и иной подход к разрешению поставленного вопроса.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с законодательно установленными сроки.

Авансовые платежи ежемесячно исчисляются и уплачиваются страхователем в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Разница между суммами авансовых платежей и суммой страховых взносов, подлежащей уплате по итогам отчетного (расчетного) периода, должна быть уплачена не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю (п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Таким образом, суммы авансовых платежей не являются окончательными и подлежат корректировке по итогам отчетных (расчетного) периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Расчетным периодом является календарный год (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N° 167-ФЗ).

В ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ ежемесячные платежи в ПФР называются авансовыми платежами, а сумма, подлежащая уплате в соответствии с расчетом (декларацией), -страховыми взносами. Статья 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривает взыскание пеней только за неуплату страховых взносов.

Исходя из вышеизложенного контроль за исчислением авансовых платежей, а также начисление пеней может осуществляться только по итогам отчетного или расчетного периодов. Начисление пени за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей действующим законодательством не предусмотрено.

Аналогичная точка зрения высказывается также в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 14.05.2004 № Ф03-А04/04-2/917, ФАС Севе-ро-Западного округа от 04.06.2004 № А56-21510/03, от 12.03.2004 № А13-4697/03-21, от 13.02.2004 № А66-6756-03, от 06.02.2004 № А42-4836/03-28, ФАС Уральского округа от 25.08.2004 № Ф09-3438/ 04-АК, от 20.07.2004 № Ф09-2835/04-АК, от 16.07.2004 № Ф09-2783/04-АК, от 09.07.2004 № Ф09-2711 /04-АК, от 07.07.2004 N° Ф09-2066/04-ГК, от 31.05.2004 № Ф09-2148/04-АК, от 24.02.2004 № Ф09-319/04-АК, от 24.02.2004 № Ф09-318/04-АК, от 19.02.2004 № Ф09-291/04-АК, от 19.02.2004 N° Ф09-226/04-АК.

Т.Г. ЗАГРАНИЧНАЯ

Вопрос. Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в виде выплаты работникам процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за кахсдый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Можно ли учесть суммы выплаченной компенсации в составе расходов при исчислении налога на прибыль ?

Ответ. Надо заметить, что до настоящего момента этот вопрос остается спорным. Точка зрения Минфина России (письмо от 12.11.2003 N° 04-04-04/131) состоит втом, что, поскольку в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, включаются компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ), а денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы не отвечает этим требованиям, она не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Однако, на наш взгляд, хотя денежная компенсация, выплаченная работодателем работникам в связи с задержкой выплаты заработной платы, и не относится к расходам на оплату труда, подобные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль можно учесть по следующим основаниям.

Согласно п. I ст. 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные им доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех из них, что указаны в ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ. В перечне, установленном ст. 270 НК РФ, расходы в виде сумм денежных компенсаций, уплачиваемых работодателем работнику в связи с задержкой заработной платы, не упомянуты.

В свою очередь, в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Представляется, что расходы в виде суммы денежной компенсации, выплаченной работодателем работникам на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть квалифицированы как внереализационные расходы именно по этому основанию.

Эти расходы произведены работодателем вследствие нарушения им срока выплаты заработной платы, установленного трудовым договором, т.е. фактически являются санкцией за нарушение договорных обязательств. Напомним, что подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит каких-либо ограничений по учету санкций в составе расходов в зависимости оттого, в рамках каких (регулируемых гражданским или трудовым законодательством) правоотношений нарушаются договорные обязательства.

Нельзя не сказать также, что некоторые специалисты, ссылаясь на п. 49 ст. 270 и ст. 251 НК РФ, высказывают мнение, что расходы в виде суммы денежной компенсации, выплаченной работодателем работникам за задержку зарплаты, не могут учитываться в составе расходов по налогу на прибыль потому, что не являются экономически обоснованными. На наш взгляд, это утверждение неверно.

Санкции за нарушение условий как гражданско-правовых, так и трудовых договоров имеют одинаковую правовую природу - это мера ответственности. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что санкции за нарушение договоров, заключенных в рамках гражданских правоотношений, признаются расходами при налогообложении прибыли и являются оправданными. И единственное ограничение по учету в составе расходов в виде санкций, налагаемых на правонарушителя, касается санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также взимаемых государственными организациями, которым законо-

дательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 Н К РФ).

Таким образом, на наш взгляд, санкции, уплачиваемые работодателем за нарушение срока выплаты зарплаты, могут быть учтены в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли.

М.Н. АХТАНИНА

Вопрос. В течение какого срока налоговые органы обязаны подготовить ответ на письменный запрос налогоплательщика по вопросам действующего законодательства о налогах и сборах?

Ответ. Подпунктом 4 п. I ст. 32 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (втом числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

В настоящее время правила информационной и разъяснительной работы налоговых органов утверждены приказом МНС России от 10.08.2004№ САЭ-3-27/468@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками».

Согласно данному Регламенту при подаче налогоплательщиком письменного запроса по вопросам действующего законодательства о налогах и сборах налоговые органы должны подготовить ответ в следующие сроки:

налогоплательщикам - физическим лицам, если не требуется дополнительное изучение и проверка, - не позднее 15 календарных дней отдаты регистрации запроса; всем остальным - не позднее 30 календарных дней отдаты регистрации запроса (п. 4.3.2.3 Регламента). Например, 10 ноября организация обратилась с письменным запросом в налоговый орган по вопросу правильности исчисления НДС. В этот же день запрос был зарегистрирован. В данном случае налоговый орган должен дать ответ на запрос не позднее 10 декабря;

налогоплательщикам, перешедшим на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи, - не позднее 15 календарных дней отдаты регистрации запроса (п. 4.3.2.4 Регламента);

если запрос не относится к компетенции налоговых органов, подготовить аргументированный отказ в информировании и направить его налогоплательщику по почте в течение 5 календарных дней (п. 4.3.2.2 Регламента).

Вопрос. Какова процедура сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по инициативе налогоплательщика?

Ответ. Проведение сверки расчетов с бюджетом проводится налоговым органом в обязательном порядке, в частности по инициативе налогоплательщика (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468Ф).

Заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте. При приеме заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить отметку о принятии и дате представления заявления (п. 3.4.1 Регламента).

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме № 23-а (краткая) (приложение 2 к приказу МНС России от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483@) в течение пяти рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента).

При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная) (приложение I к приказу МНС России от 31.08.2004 N° САЭ-3-27/483@) (пп. 3.1.3, 3.4.4 Регламента).

При этом срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней (пп. 3.1.2, 3.4.4 Регламента).

При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тот же день готовится служеб-

ная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок - 3 рабочих дня. После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с бюджетом по форме 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений в двух экземплярах (пп. 3.1.4, 3.1.5, 3.4.4 Регламента).

Первый экземпляр документа с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю) или направляется по почте, второй экземпляр с отметкой налогоплательщика (его представителя) о получении (или отправке по почте) остается в налоговом органе по месту проведения сверки. Если выявлена ошибка налогоплательщика, то готовится уведомление. Уведомление подписывается руководителем (заместителем) инспекции и направляется налогоплательщику заказным отправлением с уведомлением через отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) (пп. 3.4.5, 3.4.6 Регламента).

Вопрос. В каком порядке проводится сверка расчетов с бюджетом при снятии налогоплательщика с налогового учета при переводе его в другую налоговую инспекцию либо при реорганизации налогоплательщи-ка?

Ответ. Согласно п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/ 468@, сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом в рассматриваемом случае проводится налоговым органом в обязательном порядке.

Процедура сверки заключается в следующем.

Для проведения сверки налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты и времени проведения сверки. Уведомление (приложение 3 к Регламенту) составляется в двух экземплярах, один из которых направляется по почте через отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) (п. 3.3.2 Регламента).

По результатам сверки должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме № 23-а (краткая) (приложение 2 к приказу МНС России от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483@) (п. 3.3.3 Регламента).

При явке налогоплательщика в инспекциюдля оформления акта сверки в срок, указанный в уведомлении, в случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на

документ ставится подпись налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Акт составляется в трех экземплярах и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставятся дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту постановки на учет, другой остается в налоговом органе по месту проведения сверки (п. 3.3.4 Регламента).

При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней (пп. 3.1.2, 3.3.5 Регламента).

В таком случае должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом поданным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная) (приложение 1 к приказу МНС России от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483@) (пп. 3.3.5, 3.1.3 Регламента).

Если ошибки допущены по вине налогового органа, соответствующий отдел производит исправления в течение трех рабочих дней (пп. 3.3.5, 3.1.4 Регламента).

При получении служебных записок из отделов с уведомлением об исправлении ошибок в базе данных налоговых органов в трехдневный срок со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с бюджетом по форме 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений в трех экземплярах (п. 3.3.6 Регламента).

Один экземпляр акта сверки расчетов по форме № 23-а (краткая) с подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками и визой начальника отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (п. 3.3.7 Регламента).

В случае неявки налогоплательщика для проведения сверки в срок, указанный в уведомлении (приложение 3 к Регламенту), акт сверки расчетов с подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками и визой начальника отдела работы с налогоплательщиками пересылается налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением через отдел финансового и общего обеспечения (п. 3.3.8 Регламента).

Акт сверки, согласованный в одностороннем порядке налоговым органом, уведомление, подтверждающее действия налогового органа по приглаше-нию налогоплательщика для проведения сверки, уведомление о направлении акта сверки по почте передают в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту постановки на учет (п. 3.3.9 Регламента).

Вопрос. Как нам можно получить справку из налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом?

Ответ. Согласно п. 3.5.1 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@, для получения справки о состоянии расчетов с бюджетом (по форме 39-1) налогоплательщику следует подать в налоговый орган (лично или по почте) заявление в произвольной форме, в котором необходимо указать способ получения справки - лично или по почте.

Срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления (п. 3.5.5 Регламента).

Форма 39-1 «Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам» утверждена приказом МНС России от 31.08.2004 № САЭ-3-27/ 483@. Данная Справка выдается налоговыми органами с 01. 11.2004 (приказ МНС России от 16.09.2004 N9 САЭ-3-27/499@ «О внесении изменений в приказы МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 и от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483»).

С.С.ЛЫСЕНКО

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА

Вопрос. Какое административное наказание может быть применено в соответствии с действующим законодательством у в случае если лицом совершено несколько административных правонарушений ? Какие особенности, предусмотренные законом, необходимо учитывать в таких случаях?

Ответ. В настоящее время в соответствии со ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм., внесенными Федеральным законом от 20.08.2004 № П8-ФЗ, вступившими в силу 1 октября 2004 г.), если дей-

ствия или бездействие лица повлекли административные правонарушения, за которые установлена ответственность в двух и более статьях КоАП РФ, то наказание должно быть назначено в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, если за одно правонарушение налагается предупреждение, а за другое - более строгое наказание, то назначается второе. Это же правило применяется и при взыскании административного штрафа. Так, если разными статьями

КоАП РФ за допущенные правонарушения предусмотрены административные штрафы, то в итоге налагается штраф, имеющий наибольшее денежное выражение. Одновременно на правонарушителя могут быть наложены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций. Между тем следует иметь в виду, что подобного рода санкции возможны в том случае, если эти дела рассматриваются по подведомственности одним и тем же судьей, органом или уполномоченным должностным лицом.

К.Л. КУРОЧКИН

-

НОВЫЙ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Извещаем Вас, что согласно приказу Министерства образования и науки РФ (№ 308-в от 19 ноября 2004 г.) в Уральском государственном техническом университете - УПИ приступил к работе совет по защите докторских (и кандидатских) диссертаций Д 212.285.12 по специальностям:

08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика;

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Строительство).

Приглашаем Вас принять участие в его деятельности.

НАШИ РЕКВИЗИТЫ:

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 ГУКУГТУ-УПИ, каб. И-523 (кафедра бухгалтерского учета и аудита - диссертационный совет Д 212.285.12), докт. экон. наук, профессор Илышева Нина Николаевна.

Тел.: (343)358-11 -20; 375-95-02; 375-95-49; Факс: (343)375-95-02.

e-mail: intelectaudit@r66.ru

Председатель диссертационного совета Д 212.285.12 H.H. Илышева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.