Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос — Ответ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Государственным учреждением социально-культурной сферы (государственный академический хор) за счет средств федершьного бюджета приобретена квартира по договору купли-продажи, используемая как общежитие исключительно для временного проживания иногородних работников. При этом квартира внесена в реестр федеральной собственности и находится на бюджетном балансе учреждения, владеющего ею на праве оперативного управления. Должно ли учреждение уплачивать налог на имущество со стоимости указанной квартиры?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30сентября 2004 г. № 03-06-01-04/47

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно ст. 374 гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 6 ст. 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации в отноше-йии объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

При этом обращаем внимание на следующее.

Согласно ст. 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ.

Кроме того, определено, что при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с указанной нормой ст.372 Кодекса, в частности, Законом г. Москвы от05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено освобождение от налогообложения организаций в части стоимости находящихся на их балансе объектов жилищного фонда независимо от источника финансирования. При этом в соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР к указанным объектам, в частности, относятся и квартиры, находящиеся на балансе организаций.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Вопрос. Наша организация произвела перепланировку арендуемого помещения без согласия арендодателя. Является ли объектом налогообложения по НДС передача указанных неотделимых улучшений арендованного имущества арендатору по окончании срока действия договора аренды ?

Ответ. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Вопрос. Кто - работник или работодатель - при заключении трудового договора должен подписывать договор первым и существует ли принципиальная разница при этом?

Ответ. На основании норм ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каж-

дый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

При этом следует учитывать, что никакого принципиального значения очередность подписания трудового договора не имеет, так как ни нормами ТК РФ, ни нормами иных нормативных документов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, очередность подписания трудового договора не установлена и не предусмотрена.

Как правило, первым трудовой договор подписывает работник, так как вопросами оформления на работу занимается, как правило, кадровая служба организации.

Соответственно, кадровая служба представляет на подпись руководителю (работодателю) трудовые договоры, подписанные работниками.

Вопрос. Один из наших сотрудников (до болезни он работал по графику сутки через трое) болеет более пяти месяцев. При этом по заключению врачей ему после выписки, скорее всего, будет дана группа инвалидности. Как организация может уволить данного сотрудника?

Ответ. Отвечая на данный вопрос, следует учитывать, что график работы сотрудника не может быть связан с той или иной причиной расторжения трудового договора по инициативе работодателя. При этом также необходимо иметь в виду, что нормами Трудового кодекса РФ работодателям не предоставлено право увольнять сотрудников в зависимости оттого, в течение какого времени последние не выходили на работу по причине временной нетрудоспособности.

В случае если на основании Порядка признания граждан инвалидами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N° 965 (и иных соответствующих документов), работник будет признан полностью нетрудоспособным, то трудовой договор в этом случае может быть расторгнут в соответствии с п. 5 ст. 83 ТК РФ.

В той же ситуации, если сотруднику будет присвоена так называемая рабочая группа инвалидности, то будет возможен вариант расторжения трудового договора на основании подп. «а» п. 3 ст. 81 ТК РФ, т.е. с сотрудником можно будет расторгнуть трудовой договор при несоответствии занимаемой им должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом также работодателю не следует забывать о том, что на основании нормы ст. 81 ТК РФ

увольнение по основаниям, указанным в пп. 2 и 3 указанной статьи (в частности, при несоответствии должности или выполняемой работе вследствие удостоверенного медицинского заключения), допустимо в случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Вопрос. Вправе ли общественная организация инвалидов - участников военных действий не уплачивать единый социальный налог с вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по авторским договорам?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (далее - кодекс) от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков-работодателей с сумм выплати иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

На основании ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, ло-

кальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель -физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Таким образом, действие подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса распространяется на организации, поименованные в указанном подпункте и производящие выплаты физическим лицам, заключившим с указанными организациями только трудовые договоры.

Таким образом, общественная организации инвалидов не является плательщиком единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника и выплачиваемых физическим лицам только по трудовым договорам, но обязана уплачивать единый социальный налог в общеустановленном порядке с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, в частности, по авторским договорам.

Вопрос. Я отработал месяц, совмещая выполнение своих должностных обязанностей и обязанностей иного сотрудника (находившегося в отпуске). Руководство организации со ссьмкой на отсутствие свободных денег отказалось по моей просьбе произвести мне оплату за совмещение должностей. Обязан ли я был отработать месяц за сотрудника, находившегося в отпуске, в связи с производственной необходимостью бесплатно или все-таки оплата должна была быть за это произведена?

Ответ. При рассмотрении указанного вопроса следует учитывать, что на основании ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд (к которому относится, в частности, выплата заработной платы не в полном размере) запрещен.

На основании норм ст. 151 ТК РФ работнику, исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующе-

го работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Нормами ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан, в частности, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовы м и договорам и.

Учитывая изложенное, ссылки руководства организации на отсутствие свободных денежных средств не дают ему никакого правового основания не выплачивать сотрудникам заработанную ими заработную плату.

При этом следует также учитывать, что на основании норм ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором ил и трудовы м договором.

Одновременно следует принимать во внимание нормы ст. 237 ТК РФ, согласно которым моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Вопрос. Каким образом и какие следует оформлять документы для увольнения сотрудника (по основанию подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ), периодически появляющегося на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения?

Ответ. Нормы подп. «б» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ наделяют работодателя правом расторжения трудового договора по его инициативе в случае появления работника на работе, в частности, в состоянии наркотического опьянения.

В соответствии с п. 42 постановления Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N9 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по подп. «6» п. 6 ст. 81 Кодекса (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могугбыть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием.

Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации, либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию.

Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения можетбыть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.

Такими доказательствами могут быть, в частности, письменное освидетельствование медицинского работника (работающего, например, в организации или вызванного из иного медучреждения, в том числе со станции скорой помощи), свидетельские показания сослуживцев (как правило, не менее трех), явившихся свидетелями периодического пребывания сотрудника в состоянии наркотического опьянения. В качестве доказательств (которые впоследствии могут пригодиться для подтверждения правомерности увольнения, если работник изъявит желание в судебном порядке признать свое увольнение незаконным) в составляемом акте следует перечислить те признаки, по которым сделан вывод о нахождении работника в состоянии опьянения, -нарушение координации движения, замедленные реакции, неадекватное восприятие действительности и иные.

Вопрос. Какому суду подсудны дела о восстановлении на работе в случае увольнения, проведенного с нарушением норм действующего законодательства?

Ответ. В соответствии с нормами ст. 391 Трудового кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.

При этом согласно ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

На основании ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения (территориальная подсудность), т.е. по месту расположения работодателя, действия которого истцом считаются незаконными.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1 и 2 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Одновременно следует учитывать, что на основании ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Вопрос. Мы бьии на основании судебного решения восстановлены на работе с указанием в решении даты, с которой нас должны вновь допустить к работе.

Однако руководство организации отказывает нам в допуске к работе, мотивируя отказ тем, что юристами организации бы.1и поданы в суд кассационной инстанции жалобы об отмене или пересмотре принятых решений. Кто в этой ситуации прав?

Ответ. В соответствии со ст. 396 Трудового кодекса РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

При этом на основании п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с

передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителями в установленный срок.

Ссылка работодателя на подачу соответствующей кассационной жалобы несостоятельна и не имеет под собой никакой законодательно обоснованной почвы, так как в силу норм ст. 211 ГПК РФ решения суда о восстановлении на работе подлежат исполнению немедленно.

Так, согласно п. 3 ст. 73 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом фактом исполнения судебных решений следует считать момент фактического допуска указанных в судебных решениях работников к исполнению их трудовых обязанностей, исполнявшихся ими до увольнения, признанного судом незаконным.

Вопрос. В организации прошел процесс сокращения численности работников. Меня, несмотря на то что я имею преимущественное право оставления на работе (большой опыт работы по специшьности, наличие двух маленьких детей, воспитываемых только мной), уволили на основании п. 2 ст. 81ТК РФ, предупредив об ува1ьнении за две недели, и то в устной форме. Насколько все это законно и как мне поступить?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вслучаесокращения численности или штата работников организации.

На основании ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

При этом согласно нормам ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодателю вменена обязанность предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

Кроме того, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Таким образом, так как работодателем была грубейшим образом нарушена процедура расторжения трудового договора с сотрудником (поп. 2 ст. 81 ТК РФ), работник имеет на основании норм ст. 391 ТК РФ право обратиться в судебные органы для защиты своих нарушенных прав.

При ответе на данный вопрос следует также принимать во внимание постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N° 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Так, согласно п. 29 указанного постановления в соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Исходя из конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), а также учитывая положения ч. 1 ст. 180 и ч. 3 ст. 73 ТК РФ, работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачи-ваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ст. 81 ТК РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180ТК РФ).

Вопрос. Имеет ли работодатель право самостоятельно принять решение и вместо предоставления очередных отпусков сотрудникам заменить их денежными компенсациями (в связи с производственной необходимостью) ?

Ответ. При ответе на данный вопрос следует учитывать, что в соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ допускается замена денежной компенсацией всего лишь части отпуска и только при соблюдении определенных условий.

Во-первых, заменить денежной компенсацией можно не весь, а только ту часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней.

Во-вторых, работодателю не предоставлено право самостоятельно инициировать замену части отпуска денежной компенсацией, для такой замены необходимо заявление работника, оформленное письменно.

В-третьих, работодателю следует учитывать, что замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается, то есть даже при согласии указанных выше категорий работников на замену отпуска работодатель произвести такую замену не вправе.

Кроме того, следует учитывать, что на основании норм ст. 124 ТК РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, и в таком случае отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Также работодателям не следует забывать о том, что, во-первых, запрещается на основании норм ст. 124 ТК РФ непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а во-вторых, согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.

Вопрос. Вправе ли кадровая служба организации самостоятельно в связи с производственной необходимостью изменить время предоставления очередных отпусков сотрудникам, если был утвержден график отпусков?

Ответ. На основании норм ст. 123 Трудового кодекса РФ график отпусков должен быть утвержден

не позднее чем за две недели до наступления нового календарного года.

Данный график утверждается руководителем с учетом мнения сотрудников предприятия, и с графиком следует ознакомить работников под расписку.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. При этом о времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала.

Согласно ст. 124ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и руководством фирмы может быть перенесен на другой срок только втом случае, если работнику своевременно не выплатили отпускные; работник не был своевременно предупрежден о времени начала отпуска.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на работе фирмы, допускается перенесение отпуска на следующий рабочий год, но с согласия работника. Отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Таким образом, перенесение отпусков (время которых зафиксировано в графике, обязательном для обеих сторон трудового договора) возможно при наличии инициативы работодателя (с одной стороны) и согласия на это работника (с другой стороны).

Вопрос. Насколько законны действия бывших работодателей в части распространения тех или иных сведений о бывших работниках по устным запросам будущих работодателей этих работников? И все ли сведения могут распространяться ?

Ответ. В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

На основании п. 4 ст. 86 Трудового кодекса РФ в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормами ст. 88 ТК РФ установлено, что при передаче персональных данных работника работодатель не вправе сообщать персональные данные

работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом; сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.

При этом лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности).

При этом необходимо учитывать, что в указанной выше статье речь идет о сотруднике, который на момент передачи данных работает в этой организации.

Также необходимо принимать во внимание то, что нормы ТК РФ не устанавливают никаких ограничений по передаче информации в отношении бывших работников организации.

Учитывая изложенное и принимая во внимание ст. 24 Конституции РФ, согласно которой данные о частной жизни лица получаются и обрабатываются только с его согласия, физическое лицо, считающее, что действиями бывшего работодателя нарушены его личные права и свободы, имеет право обжаловать действия бывшего работодателя в судебном порядке.

Вопрос. Имеет ли работодатель право материально наказывать (производить удержания из зарплаты) сотрудников за нарушение последними трудовой дисцип^шны и если да, то в каких пределах это возможно?

Ответ. При ответе на указанный вопрос следует учитывать, что на основании норм ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Также следует учитывать, что в настоящее время ни в одном законодательном акте, содержащем нормы трудового права, не предусмотрено, чтобы за совершение дисциплинарного проступка из заработной платы работника производились те или иные удержания.

Одновременно возможны ситуации, когда в организации есть предусмотренная внутренними документами (уставами, положениями о дисциплине) система премирования, и в таких ситуациях за невыполнение (или ненадлежащее исполнение) определенных показателей, при которых она выплачивается (в том числе и за совершение дисциплинарных проступков), размер премии может быть уменьшен на то или иное количество процентов.

Вопрос. Насколько законны действия руководства организации в части произведения удержаний из заработной платы работника за отсутствие на рабочем месте в рабочее время без уважительных причин?

Ответ. На основании подп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в прогуле (отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).

Также отсутствие на рабочем месте в рабочее время без уважительных причин может рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, за совершение которого работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

При ответе на вопрос о правомерности и законности произведения удержания иззаработной платы следует учитывать, что на основании норм ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Так как ни нормами ТК РФ, ни нормами иных законодательных актов указанное удержание не предусмотрено, действия руководства организации следует рассматривать как незаконные.

ТА. Савина Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Предусмотрена ли законодательством мера ответственности за нарушения организацией положений Трудового кодекса РФ в части неверного определения дня увольнения работников (как день, следующий за последним рабочим днем) ?

Ответ. В соответствии со ст. 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса РФ во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы. Исключением изданного правила является случай, предусмотренный ст. 127 ТК РФ, когда по письменному

заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Неверное определение дня увольнения приводит к нарушению других норм трудового законодательства, в частности к нарушению сроков выдачи трудовой книжки, других документов, связанных с работой, а также осуществления окончательного расчета и выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, сроком выдачи которых является день увольнения.

Заданные нарушения на должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, может быть наложен штраф. Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 М РОТ

Кроме того, при задержке выплат сумм, причитающихся работнику при увольнении в соответствии со ст. 236 ТК РФ, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Вопрос. Налогоплательщиком к налоговой проверке в части вопросов наличия и оформления первичных документов и регистров по учету труда и заработной платы для подтверждения правильности начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и npoфeccuoнaJ\ьныx заболеваний не было представлено письмо-уведомление об отнесении к классу профессионального риска. В связи с этим возникает Вопрос. обязан ли налогоплательщик подтвердить правильность начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессионыьных заболеваний письмом-уведомлением об отнесении к классу профессионального риска и каким нормативным актом данное требование установлено ?

Ответ. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N° 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем ис-

ходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Кроме того, согласно вышеназванной статье размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования РФ, утвержденного федеральным законом.

Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством РФ.

Согласно п. 9 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.1999 N9 975, класс профессионального риска отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует основной вид деятельности страхователя, а также классы профессионального риска отраслей (подотраслей) экономики, которым соответствуют виды деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, определяются и учитываются Фондом социального страхования РФ в соответствии с предусмотренной названными Правилами классификацией отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

Также согласно п. 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного постановлением ФСС РФ от 06.02.2002 № 12, страхователь обязан ежегодно в срок до 1 апреля представлять в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации страхователя справку - подтверждение основного вида деятельности по установленной форме, копию Пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год и другие документы. На основании данный справки исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации страхователя уведомляет его о размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио-

нальных заболеваний, установленного с начала текущего года, согласно определенному на основании Классификации классу профессионального риска отрасли (подотрасли) экономики в соответствии с подтвержденным страхователем основным видом деятельности (п. 10 Порядка).

На основании изложенного при отсутствии письма-уведомления об отнесении к классу профессионального риска не может быть подтверждена правильность начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопрос. Налоговой проверкой организации в части вопросов наличия и оформления ею первичных документов и регистров по учету труда и заработной маты установлены случаи работы сотрудников в выходные дни без соответствующего приказа руководителя и оплаты. Правомерны ли действия организации?

Ответ. Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя и письменного согласия работников. #

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере.

Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом согласно нормам ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Исходя из изложенного, организация в случае работы сотрудников в выходной день должна оформить необходимые первичные документы и произвести оплату в соответствии с нормами ТК РФ.

E.H. Исакина Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. Уполномоченный представитель юридического лица лично представил в налоговый орган (в отдел по работе с на:\огоплательщиками) заявление о предоставлении налоговых льгот. Сотрудник указанного отдела представленное заявление не зарегис-трирова,г, а лишь внес в реестр.

Правильно ли поступил сотрудник отдела работы с налогоплательщиками и осуществляется ли регистрация представленного заявления в дальнейшему чтобы избежать недоразумений, вызванных возможной потерей заявления?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 N9 САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

Прием и выдача других документов (помимо налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и т.д.), представленных организациями и физическими лицами (запросов, писем, заявлений и др.), осуществляется в соответствии с п. 2.2 Регламента.

Согласно п. 2.2.6 Регламента регистрация указанных документов отделом работы с налогоплательщиками не производится. Документы передаются по реестру в отдел финансового и общего обеспечения для регистрации и дальнейшего распределения по функциональным отделам.

Таким образом, сотрудник отдела работы с налогоплательщиками поступил правильно. Регистрация представленного заявления осуществляется в дальнейшем отделом финансового и общего обеспечения.

Вопрос. Уполномоченный представитель организацииу действующий по доверенности, заверенной в установленном порядке, лично представил в итоговый орган по месту нахождения организации на^юго-вую декларацию.

Ввиду нарушения срока ее представления сотрудник налогового органа вызвал главного бухгалтера организации путем вручения уполномоченному представителю соответствующего уведомления.

Законно ли такое уведомление и обязан ли главный бухгалтер являться в итоговый орган на основании такого уведомления, ведь налоговая декларация все же была принята ?

Ответ. Статья 80 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие «налоговая декларация», а также устанавливает правила ее представления.

Согласно п. 6 ст. 80 Н К РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

В соответствии с абз. 3 п. 2.1.6 Регламента при выявлении на стадии принятия налоговой декларации нарушения установленных законодательством сроков ее представления в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика представителем налогоплательщика лично представителю налогоплательщика вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного в соответствии с действующим законодательством за своевременность представления отчетности в налоговый орган, и одновременно уведомляется отдел камеральных проверок о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством.

Таким образом, требование явиться в налоговый орган главному бухгалтеру организации выдвинуто правомерно. Главный бухгалтер обязан явиться в налоговый орган, иначе им будет нарушен подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ, обязывающий налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа.

Вопрос. Налогоплательщик направш по почте в адрес налогового органа по месту учета на.хоговую декларацию.

Однако вскоре налогоплательщиком было получено уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность и установлен 3-дневный срок для их внесения.

Когда налогоплательщик повторно представил налоговую декларацию (установленный в уведомлении срок был нарушен)у налоговый орган уже начал осуществлять камеральную проверку\ в связи с чем запросил у налогоплательщика ряд финансовых и прочих документов.

Учитывая изложенные факты, имеет ли право нмоговый орган требовать от на.югоплательщика представления таких документов?

Ответ. Статья 80 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие «налоговая декларация», а также устанавливает правила ее представления.

Пунктом 2 ст. 80 Н К РФ определено, что налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.

Согласно п. 6 ст. 80 Н К РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

В соответствии с п. 2.1.5 Регламента при наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации по реестру передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность и передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.

Форма уведомления о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность утверждена приложением N9 2 к Регламенту. В уведомлении указывается, что налогоплательщику предложено в 3-дневный срок со дня получения уведомления внести уточнения в представленную отчетность.

Абзацем 2 п. 2.1.5 Регламента установлено, что если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.

Статьей 88 НК РФ установлены правила проведения камеральных проверок.

В соответствии с абз. 4 ст. 88 Н К РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, учитывая факты, изложенные в вопросе, вданной ситуации налоговый орган имеет право требовать от налогоплательщика представления финансовых и прочих документов в рамках проведения камеральной проверки.

Вопрос. Налоговая дешарация направлена организацией в адрес налогового органа по месту учета почтой.

Организация получила по почте уведомление о том, что документы заполнены не по форме.

Даты почтовых штемпелей, проставленные в день получения декларации итоговым органом и в день отправления итоговым органом уведомления о том, что документы не приняты, свидетельствуют о том, что они находтись на рассмотрении 18 дней, в связи с чем организация не успела вновь представить итоговую декларацию в установленный законодательством срок.

Существует ли срок, регламентирующий дату направления итоговым органом уведомления об отказе в принятии документов итоговой отчетности ?

Ответ. Статья 80 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие «налоговая декларация», а также устанавливает правила ее представления.

Пунктом 2 ст. 80 Н К РФ определено, что налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.

Согласно п. 6 ст. 80 Н К РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

В соответствии с п. 2.1.4 Регламента должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее не принятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.

Таким образом, такой срок существует, он не должен превышать 3 дней, и в данном случае налоговым органом он был нарушен.

Вопрос. Документы итоговой отчетности (налоговые декларации) направлены организацией в адрес итогового органа по месту учета почтой.

Организация получила по почте уведомление о том, что документы заполнены не по форме.

Правомерно ли было направлено уведомление по почте? Обязан ли был итоговый инспектор вызвать представится организации, например, по телефону в целях избежания нарушения срока подачи итоговой декларации?

Ответ. Статья 80 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие «налоговая декларация», а также устанавливает правила ее представления.

Пунктом 2 ст. 80 Н К РФ определено, что налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

В соответствии с п. 2.1.4 Регламента должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, то отдел работы с налогоплательщиками направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.

Учитывая изложенное, налоговый орган правомерно направил уведомление почтой. Вызов налогоплательщика по телефону в обязанности налогового органа в данном случае не входит.

Вопрос. Организация направила запрос в итоговый орган по месту учета с просьбой разъяснить некоторые вопросы о порядке исчисления итогов.

Прошло более двух месяцев, но ответ наша организация не получила.

Определены ли сроки, в течение которых итоговый орган обязан направить разъяснения на поступивший от организации запрос?

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов

и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками разработан и утвержден приказом МНС России от 10.08.2004 Nq САЭ-3-27/468@ Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).

Согласно п. 4.1.1 Регламента налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм отчетности.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в п. 4.3 Регламента (в данном случае - в п. 4.3.2 «Индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме»).

Налогоплательщики могут получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (втом числе в письменной форме) (п. 4.3.2.1 Регламента).

В п. 4.3.2.3 Регламента определено, что ответ должен быть дан налогоплательщику - юридическому лицу не позднее 30 календарных дней от даты регистрации запроса.

Запросы налогоплательщиков, перешедших на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи, рассматриваются в первую очередь, и ответы даются не позже 15 календарных дней отдаты регистрации запроса (п. 4.3.2.4 Регламента).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, налоговый орган обязан направить разъяснения на поступивший от организации запрос не позднее 30 календарных дней отдаты регистрации запроса или, если организация перешла на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи, не позднее 15 календарных дней отдаты регистрации запроса.

O.A. Королева Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Какой документ должен выдаваться в подтверждение оплаты за пользование постельным бельем в поездах?

Ответ. Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации (индивидуальные предприниматели) при наличных денежных расчетах в случае оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 2) и выдавать клиентам кассовые чеки (ст. 5).

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ предусмотрено, что организации (индивидуальные предприниматели) могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно п. 3 разд. V протокола от 24.06.2003 № 2/74-2003 Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам Минфином России согласованы в качестве документов строгой отчетности формы документов, втом числе и форма ВУ-9 «Квитанция о получении платы за пользование постельным бельем в поездах».

Таким образом, при оказании услуг по предоставлению постельного белья в поездах должен выдаваться чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой, и (или) квитанция по форме ВУ-9.

Вопрос. Некоммерческая организация получила от своего учредителя в безвозмездное пользование оборудование. Правомерно ли будет начислять и учитывать амортизацию на указанное оборудование в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. На основании п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб.

В соответствии с п. 3 ст. 256 Н К РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Исходя из изложенного начисление амортизации в целях исчисления налога на прибыль на оборудование, полученное от учредителя в безвозмездное пользование, неправомерно.

C.B. Гладилин Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Является ли объектом налогообложения по нтогу па доходы физических лиц денежная компенсация работодателем задержки выплаты работнику заработной платы?

Ответ. В соответствии с п. I ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Согласно ст. 142 Трудового кодекса РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с указанным Кодексом и иными федеральными законами.

Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

Таким образом, денежная компенсация работодателем задержки выплаты работнику заработной платы в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ, объектом налогообложения по НДФЛ не является на основании п. 1 ст. 217 H К РФ.

Вопрос. Каким нормативным актом следует руководствоваться при определении перечня федералъ-ных налогов и сборов в 2005 г. ?

Ответ. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» признан утратившим силу Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

В соответствии с п. 7 ст. I Федерального закона РФ от 29.07.2004 N° 95-ФЗ ст. 13 Налогового кодекса РФ изложена в новой редакции.

Согласно ст. 13 НК РФ в новой редакции к федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Кроме того, п. 6 ст. 12 НК РФ в редакции указанного Закона установлено, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 7 названного Закона).

Таким образом, с 1 января 2005 г. перечень федеральных налогов и сборов устанавливается не Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», а ст. 13 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N° 95-ФЗ.

Вопрос. В каком порядке производится отмена региональных и местных налогов с 1 января 2005 г. ?

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона РФ от 29.07.2004 N° 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Н К РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» ст. 12 Н К РФ изложена в новой редакции.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ (в ред. указанного Закона) региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (абз. 2 п. 4 указанной статьи).

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Местные налоги вводятся вдействие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ (абз. 4 п. 4 указанной статьи).

В силу п. 5 ст. 12 Н К РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Указанные изменения вступают в силу с I января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 7 названного Закона).

Таким образом, с I января 2005 г. отмена региональных налогов производится в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги прекращают действовать на территориях муниципальных образований и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований и законами о налогах г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Вопрос. Являются ли налоговой тайной, за разглашение которой предусматривается ответственность должностных лиц налоговых органов, сведения о нотариальном удостоверении права на наследство, сообщаемые нотариусами в соответствии с НК РФ?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Согласно абз. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N9 4462-1 нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с указанными Основами, законодательством республик в составе РФ и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стал и ему известны всвя-

зи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (абз. 4 указанной статьи).

Пунктом 6 ст. 85 НК РФ установлено, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте.

Согласно п. 2 указанной статьи налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

При этом утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 указанной статьи).

Таким образом, сведения о нотариальном удостоверении права на наследство составляют тайну, связанную с осуществлением нотариусами своей профессиональной деятельности. Информация, составляющая профессиональную тайну лиц, и в частности нотариусов, ставшая известной должностному лицу налогового органа, разглашению не подлежит на основании п. 4 ст. 82 НК РФ.

Кроме того, учитывая, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в п. 1 ст. 102 Н К РФ, разглашение сведений о нотариальном удостоверении права на наследство влечет применение ответственности, предусмотренной федеральными законами, на основании п. 4 указанной статьи.

Вопрос. Какими полномочиями наделены представительные органы муниципальных образований по установлению налогов и сборов в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ?

Ответ. Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» ст. 12 и 15 НК РФ изложены в новой редакции.

Согласно абз. 1 и 2 п. 4 ст. 12 НК РФ в новой редакции местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и п. 7 названной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Абзацем 3 п. 4 ст. 12 НК РФ определено, что земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

В силу п. 2 ст. 7 указанного Закона п. 7 ст. 1 указанного Федерального закона № 95-ФЗ в части абз. 3 п. 4 ст. 12 НК РФ со дня вступления в силу

Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 г. применяется исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от

06.10.2003 N9 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 г.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ местными налогами признаются только те налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При этом полномочиями по установлению местных н¿итогов и сборов наделяются только вновь образованные в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N° 131-Ф3 представительные органы муниципальных образований путем принятия решений о введении их в действие, но не ранее 1 января 2006 г.

Вопрос. Какие изменения вносятся в порядок установления и отмены льгот по итогам и сборам в 2005г. ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Пунктом 18 ст. 1 Федерального закона от

29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» ст. 56 Н К РФ дополнена п. 3.

Согласно п. 3 ст. 56 НК РФ в редакции указанного Закона льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и

отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В силу абз. 4 п. 3 ст. 12 Н К РФ в новой редакции законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 НК РФ в новой редакции).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст.7 названного Закона).

Таким образом, до 1 января 2005 г. на основании п. 1 ст. 56 Н К РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются НК РФ и законодательством РФ о соответствующих налогах и сборах. С 1 января 2005 г. порядок установления и отмены льгот регламентируется п. 3 ст. 56 НК РФ в новой редакции. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения законами о налогах только в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ.

Вопрос. Какие изменения будут введены в 2005г. в порядок установления региональных налогов?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложе-

ния: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности поданному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2004 N? 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» ст. 12 НК РФ изложена в новой редакции.

В силу п. 3 ст. 12 Н К РФ в новой редакции региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Н К РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 7 названного Закона).

Таким образом, с 1 января 2005 г. в порядок установления региональных налогов внесены существенные изменения, согласно которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, основания и порядок применения налоговых льгот только в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, в том числе круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности, определяются НК РФ.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.