Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Статьей 59 НК РФ исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены правом списания безнадежной к взысканию задолженности по налогам, сборам и пеням. Списание безнадежных к взысканию налоговых санкций (штрафов) НК РФ не предусмотрено.

Статьей 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ установлено, что в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.199Р, в отношении указанных сумм применяют -ся правила, предусмотренные в отношении недоимки п. 1 ст. 59 части первой НК РФ.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100. Порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999, Правительством РФ не установлен.

Вправе ли исполнительные органы власти субъектов РФ, в соответствии со ст. 59 НК РФ, списывать безнадежные долги по налоговым санкциям, в том числе выставленным до 01.01.1999?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВОФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 февраля 2004 г. № 04-01-10/1-6

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо относительно применения ст. 59 НК РФ и сообщает следующее.

Статьей 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ установлено, что «в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., в отношении указанных сумм применяют-

ся правила, предусмотренные в отношении недоимки п. 1 ст. 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Кодекс).

Введенная Законом ст. 32.2 устанавливает возможность списания безнадежных санкций, которые до вступления в силу Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г.

В части порядка списания указанных санкций норма ст. 32.2 имеет отсылочный характер и распространяет в полном объеме в отношении его регулирования положения о взыскании безнадежных недоимок по налогам и сборам. Порядок списания безнадежных недоимок по налогам и сборам установлен постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100, принятым на основании п. 1 ст. 59 Кодекса.

В связи с этим ст. 32.2 допускает возможность ее прямого применения при регулировании отношений по списанию безнадежных санкций и не требует дополнения указанного постановления Правительства РФ, так как не затрагивает его содержательной части.

С учетом изложенного МНС России внесло в свой приказ от 01.06.2001 № ВГ-3-10/175, принятый во исполнение постановления Правительства РФ от 12.02.2001 № 100, соответствующее дополнение, позволяющее налоговым органам по месту нахождения налогоплательщиков принимать решения о признании безнадежной к взысканию и списании сумм налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г.

Принимая во внимание изложенное, считаем, что исполнительные органы власти субъектов РФ вправе, в соответствии со ст. 59 части первой Кодекса, в установленном ими порядке (постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 рекомендовано применительно к порядку, определенному указанным Постановлением) списывать безнадежные долги по налоговым санкциям, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г.

Что касается вопроса о списании налоговых санкций за нарушения законодательства РФ о налогах

и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено после 1 января 1999 г., то законодательством РФ о налогах и сборах списание указанных налоговых санкций не предусмотрено.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев

Вопрос. Вправе ли муниципальное учреждение, которое наряду с основной деятельностью, финансируемой из бюджета, осуществляет предпринимательскую деятельность, перейти на УСНО? Если да, то в части каких доходов может быть применена УСНО: в отношении доходов по основной деятельности, финансируемой из бюджета, или в отношении доходов, полученных за счет источников, не относящихся к средствам целевого финансирования?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВОФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 февраля 2004 г. № 04-02-05/3/11

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по вопросам, поставленным в нем, сообщает следующее.

В ст. 346.12 Кодекса установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В указанный перечень бюджетные учреждения не включены.

Ограничение применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, установленное подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, не распространяется на бюджетные учреждения.

В п. 2 ст. 11 Кодекса определено, что организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Учитывая изложенное, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, являющиеся собственниками бюджетных учреждений, не подпадают под понятие «организация» в целях применения норм Кодекса.

В соответствии со ст. 346.15 Кодекса организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 Кодекса определяет, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования в том числе относится имущество, полученное в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, бюджетные учреждения в части учета доходов (расходов), полученных (произведенных) за счет источников, не относящихся к средствам целевого финансирования, при соблюдении всех прочих положений ст. 346.12 Кодекса вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Косолапов

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. При каких условиях лицо, владеющее транспортным средством на основании доверенности на право владения и распоряжения, может быть признано налогоплательщиком?

Ответ. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегист-

рированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Статьей 186 Гражданского кодекса РФ установлено, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Таким образом, для признания лица, указанного в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком необходимо соблюдение следующих условий:

1) необходимо, чтобы физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, уведомило налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности этого транспортного средства;

2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ;

3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством;

4) необходимо, чтобы срок доверенности не превышал трех лет (если срок в доверенности не указан - то одного года) со дня ее совершения;

5) необходимо, чтобы в доверенности была указана дата ее совершения.

В уведомлении о передаче на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортного средства должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1 ) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) само транспортное средство;

3) а также лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности.

Для подтверждения условий, предусмотренных ч. 2 ст. 357 НК РФ и ст. 186 ГК РФ, налоговый орган на основании ст. 31 НК РФ вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и улица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, подтверждающие документы.

При подтверждении вышеупомянутых условий налоговый орган признает лицо, владеющее транспортным средством на основании доверенности на право владения и распоряжения, налогоплательщиком.

C.B. Жукова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. На нашем предприятии было произведено сокращение штата работников без предварительного предупреждения работодателем за два месяца до увольнения (письменное согласие работника на расторжение с ним трудового договора без предупреждения об увольнении за два месяца имеется). Облагается ли ЕСН дополнительная компенсация в размере двухмесячного заработка, а также средний месячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 238 гл. 24 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) не подлежат обложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, а также все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с увольнением работников.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного заработка. г

Таким образом, пособия и компенсации, выплачиваемые в соответствии со ст. 178 и 180 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации, не подлежат обложению ЕСН по подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 НК РФ соответственно.

JI.B. Карамышева Референт налоговой службы I ранга

Вопрос. Аспирантам, обучающимся с отрывом от производства, выплачиваются государственные пособия. Облагаются ли такие пособия единым социальным налогом?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

Пунктом 4 ст. 42 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Таким образом, пособия, выплачиваемые лицам, обучающимся в аспирантуре по очной форме обучения, являются государственными социальными пособиями. В связи с этим на пособия аспирантам очной формы обучения, как на государственные социальные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, на основании подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не начисляется.

Вопрос. Подлежат ли обложению ЕСН вознагражденияу выплачиваемые сотрудникам некоммерческой организации за счет средств целевого финансирования, в случае если указанная организация предпринимательской деятельностью не занимается?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), атакже по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая то, что организация является некоммерческой и предпринимательской деятельностью не занимается, т.е. не формирует налоговую базу по налогу на прибыль, к ней не применяются положения п. 3 ст. 236 НК РФ.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые сотрудникам из средств целевого финансирования, признаются вознаграждениями, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, которые подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.

E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Каков порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности?

Ответ. На основании п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в частности, в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

По указанному основанию могут быть уволены работники, обслуживающие вверенные им денежные или товарные ценности (например, кассиры, работники ломбардов, банков, товароведы, а также другие работники, которые несут полную материальную ответственность на основании письменного договора).

Так, в соответствии со ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом правительством РФ (указанные перечни работ и категорий работников утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 № 85 ^зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2003 № 4171)).

При увольнении работников по рассматриваемому основанию работодателю надлежит доказать факт совершения работником неправомерных действий и подтвердить это необходимыми документами (актом об инвентаризации, документами о ревизии денежных средств, объяснительными работника и пр.).

При этом до выхода обзора судебной (правоприменительной) практики применения судами норм ТК РФ при разрешении трудовых споров следует принимать во внимание постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров», в соответствии с которым (в отношении действия аналогичной по содержанию нормы п. 2 ст. 254 утратившего силу КЗоТ РФ) в связи с утратой доверия могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), совершившие виновные действия, которые дают администрации основание для утраты доверия к ним.

На основании п. 41 указанного Постановления увольнение поданному основанию может иметь место и при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения работниками хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений, когда указанные действия не связаны с их работой.

Вопрос. Обязана ли организация представлять отчеты и бухгалтерский баланс в налоговые органы, если она с 1 января 2004 г. не ведет финансово-хозяйственной деятельности?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бух-

галтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

На основании пп. 29 и 32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

На основании ст. 11 и 19 Налогового кодекса РФ не прекратившее свое существование юридическое лицо считается налогоплательщиком.

При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами Федерального закона № 129-ФЗ.

До завершения процедуры реорганизации или ликвидации юридическое лицо должно исполнять обязанности по ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с действующим законодательством.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос. Врач терапевтического отделения медицинского центра в период нахождения заведующего отделением в командировке исполнял его обязанности. Будет ли доплата за выполнение обязанностей заведующего отделением включаться в средний заработок врача для расчета оплаты ежегодного отпуска?

Ответ. В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается в том числе для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

На основании ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым относятся, в частности, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Учитывая изложенное, доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего заведующего отделением без освобождения от основной работы учитываются при исчислении средней заработной платы врача.

Вопрос. Насколько правомерны действия работодателя в части включения в трудовые договоры положений о том, что размеры возмещения расходов работникам при переезде на работу в другую местность составляют половину от норм, установленных действующим законодательством ?

Ответ. В соответствии с нормами ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 установлены размеры возмещения организациями, финансируемыми за счет федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Учитывая нормы ст. 11, 22 и 169 ТК РФ, размеры возмещения расходов работникам при переезде на работу в другую местность не могут быть ниже размеров, установленных указанным выше постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187.

Вопрос. Какие документы подтверждают потерю трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве ?

Ответ. В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании нормы ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта РФ.

При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Министерством труда и социального развития РФ в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» постановлением от 24.10.2002 № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, в частности форма акта (акт № Н-1).

На основании ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями) освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

Степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100%.

Справка учреждения МСЭ о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

Вопрос. Каким образом определяется и подтверждается фактическое время пребывания сотрудников в месте командирования ?

Ответ. Согласно пп. 6, 7 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», изданной в соответствии с постановлением

Совмина СССР от 18.03.1988 № 351 (действующей в настоящее время в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ в части, не противоречащей действующему законодательству), фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.

Отметки в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии работника заверяются той печатью, которой обычно пользуется в своей хозяйственной деятельности то или иное предприятие или учреждение для засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.

Вопрос. Каким образом должна компенсироваться работа сверх установленной продолжительности рабочего времени сотрудникам отдела программирования организации, если они периодически привлекаются к работе внеурочно (но для такой категории сотрудников не установлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день) ?

Ответ. На основании ст. 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимая по совместительству, оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки.

Вопрос. Должны ли сотрудники уходить в отпуск строго в срок, указанный в графике отпусков, и каков порядок предоставления отпусков? Как можно отозвать сотрудников из отпусков?

Ответ. На основании ст. 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года.

Унифицированная форма графика отпусков № Т-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

При этом на основании ч. 3 ст. 123 ТК РФ работник должен быть извещен о времени начала отпуска не позднее чем за 2 недели до его начала.

Одновременно следует учитывать, что на основании нормы ч. 2 ст. 123 ТК РФ график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Согласно данному положению работодатель, составив график отпусков, закрепляет, что работник реализует свое право на отпуск именно в тот период, который отражен в графике. Для работника же это означает, что работодатель обязан предоставить ему отпуск именно в период, указанный в графике. Однако это не распространяется на отдельные категории работников, которым на основании ч. 4 ст. 123 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Отзыв работника из отпуска на основании норм ст. 125 ТК РФ допускается только с его согласия. Не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в

удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

При этом не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вопрос. По состоянию здоровья я нахожусь на больничном листе более 3,5 месяца. Могут ли меня уволить в связи с невыходом на работу в течение длительного времени по причине временной нетрудоспособности?

Ответ. Нормами ст. 81 Трудового кодекса РФ предусмотрены случаи, при возникновении которых возможно расторжение трудового договора по инициативе работодателя, но такого основания, как невыход на работу в течение длительного времени по причине временной нетрудоспособности, нет. Учитывая изложенное, работник не может быть уволен по такому основанию, как невыход на работу в течение длительного времени по причине временной нетрудоспособности.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с предпоследним абзацем ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Вопрос. Я работаю по совместительству и одновременно учусь, получая первое высшее образование. Для сдачи экзаменационной сессии мне необходимо доехать до другого населенного пункта, где расположен институт. Должен ли работодатель оплатить мне проезд к месту нахождения учебного заведения ?

Ответ. На основании ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

При этом нормами ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Так как сотрудник является совместителем, работодатель не обязан оплачивать такому сотруднику проезд к месту нахождения учебного заведения.

Вопрос. Сотрудник организации обратился в ко-миссию по трудовым спорам с заявлением о взыскании с организации невыплаченной зарплаты. Комиссия вынесла положительное решение о взыскании с организации этих сумм. Работодатель не выполняет решение комиссии. Каковы дальнейшие действия сотрудника?

Ответ. В соответствии со ст. 386 Трудового кодекса РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Нормами ст. 389 ТК РФ установлено, что решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование, и в случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с за-явлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не по-зднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке, а в случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Вопрос. До моего выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет остался год. При этом в организации, где я работаю, недавно сокращена численность работников. Мою должность сократит и меня перевели на другую, не уведомив меня об этом. Правомерно ли это ?

Ответ. Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ пе-ревэд на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на

постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника.

Нормами ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Учитывая изложенное, работодатель не имел права переводить сотрудницу без ее согласия на другую должность.

Вопрос. Каков порядок расторжения трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание?

Ответ. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком и может повлечь наложение дисциплинарного взыскания.

При расторжении трудового договора по указанному основанию следует учитывать следующее. Неисполнение работником трудовых обязанностей должно быть выявлено и документально зафиксировано работодателем повторно, к работнику до этого должно быть ранее применено дисциплинарное взыскание, которое не снято с работника или не погашено в порядке ст. 194 ТК РФ при выявлении случая нового неисполнения трудовых обязанностей.

Пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров» нижестоящим судебным органам дано разъяснение, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, необходимо выяснить:

- в чем конкретно выразилось нарушение, явившееся поводом к увольнению, и может ли оно служить основанием для расторжения трудового договора;

- учитывались ли администрацией при увольнении тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, отношение к труду;

- соблюдены ли администрацией сроки для применения дисциплинарного взыскания.

В соответствии с изложенной позицией Пленума Верховного Суда РФ работодателю при расторжении трудового договора по данному основанию порядка и сроков применения дисциплинарных взысканий следует учитывать нормы ст. 193 ТК РФ.

Согласно указанной норме до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме, а в случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников) и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, поданному основанию производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа на основании ст. 82 ТК РФ.

Вопрос. В организации начинается процесс сокращения численности работников, которых соответствующим образом предупредили, что по истечении двух месяцев они будут уволены. При этом в штате организации появляются новые должности, но руководство занять новые вакантные должности высвобождаемым сотрудникам не предлагает. Насколько это законно?

Ответ. В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложитьработникудру-гую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Так как в данной статье указано, что эта работа должна соответствовать квалификации работника, работодателю следует предлагать работнику как работу, соответствующую уровню его подготовки и опыту, так и менее квалифицированную, которую он может выполнять исходя из имеющихся знаний, умений и навыков.

Периодически в организациях возникают ситуации, когда в организации временно освобождаются должности, которые сохраняются за работниками в соответствии с действующим законодательством (находящимися в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3 лет), но так как такие должности не являются вакантными, работодатели могут, но не обязаны предлагать их высвобождаемым работникам.

Одновременно следует учитывать норму ст. 179 ТК РФ, в соответствии с которой при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

ТА. Савина Советник налоговой службы II ранга

Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета

Вопрос. Надо ли делать какие-то бухгалтерские проводки организации, применяющей УС НО?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

При этом отражать на счетах бухгалтерского учета только операции, связанные с наличием и движением объектов основных средств и нематериальных активов, без отражения иных операций, связанных с ведением хозяйственной деятельности организации в целом, невозможно. В результате учет ОС и НМА организуется без использования синтетических счетов бухгалтерского учета. Достаточно оформления первичных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, о стоимости ОС и НМА.

Вопрос. Возможно ли создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете без создания такого же резерва в бухгалтерском учете?

Ответ. Право организации создавать резерв по сомнительным долгам с отнесением отчислений на его формирование в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрено ст. 266 Налогового кодекса РФ и никоим образом не ставится Кодексом в зависимость от факта создания такого резерва для целей бухгалтерского учета. Более того, согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль на основе данных именно налогового учета.

Вопрос. Организация направляет бригаду строителей в командировку для возведения объекта в другом городе. Бригадиру по расходному кассовому ордеру на его имя выдается общая сумма суточных на всю бригаду. Бригадир же отчитывается за полученную сумму авансовым отчетом, к которому прилагается ведомость выдачи суточных с подписями работников. Правильно ли мы оформляем документы по выданным командировочным расходам?

Ответ. В соответствии с п. 19 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 командированному работнику перед отъездом в командировку выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточных. В течение 3 дней по возвращении из командировки работник обязан представить авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по проезду. Аналогичное требование установлено в п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996). При этом в данном пункте прямо указано, что передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Таким образом, организация фактически нарушает порядок кассовых операций при выдаче наличных денежных средств на оплату командировочных расходов.

А. И. Дыбов

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела Федеральной архивной службы России

Вопрос. Есть ли особенности при оформлении приложений к распорядительным документам или они оформляются по общим правилам?

Ответ. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (разд. 3.21) при оформлении приложения к распорядительному документу (постановлению, приказу, распоряжению, положению, инструкции, решению и т.п.) на первом его листе (первом листе приложения) в верхнем правом углу пишут не только «Приложение №», но и обязательно указывают наименование распорядительного документа, его дату и регистрационный номер.

Например:

Приложение № 1 к приказу ООО «Мальва» от 24.09.2003№ 57

При этом количество имеющихся приложений не имеет принципиального значения. В случае если их два и более, то приложения просто нумеруются порядковым способом арабскими цифрами, о чем делается отметка в реквизите документа «Отметка о наличии приложения».

Допускается выражение «Приложение №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки.

Например:

Приложение № 1 к приказу ООО «Мальва» от 24.09.2003 № 57

Вопрос. Как правильно оформить приложение к документу; если к нему прилагают документ, уже имеющий приложение?

Ответ. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (разд. 3.21), если к документу прилагают другой документ, также имеющий приложение, то отметку о наличии приложения оформляют следующим образом.

1. Само приложение оформляют согласно общим правилам, установленным ГОСТ Р 6.30-2003.

2. В реквизит документа «Отметка о наличии приложения» включают сведения о том, что прилагаемый документ, в свою очередь, имеет приложение, с указанием общего количества прилагаемых листов.

Например: Центральный офис КБ «Салют» направляет в свой филиал распоряжение о проведении переаттестации сотрудников и прилагает к нему форму анкеты, которую сотрудники должны заполнить при прохождении переаттестации. Филиал КБ «Салют», приняв к исполнению распоряжение центрального офиса, в свою очередь, направляет его в нижестоящее подразделение (например, обменный пункт) и прилагает к нему полученную форму анкеты. В этом случае реквизит документа «Отметка о наличии приложения» должен быть оформлен следующим образом.

Приложение: Распоряжение Центрального офиса КБ «Салют» от 23.01.2002 № 17 и приложение к нему, всего на 5 л.

Вопрос. В новом ГОСТР 6.30-2003 ничего не сказано о форматах бланка документа АЗ и А 6. Какие форматы бланков документов установлены в делопроизводстве официально?

Ответ. Если говорить о формате именно бланков документа, то действительно, ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два стандартных формата бланков документов А4 и А5. Данный вопрос возник ввиду того, что форматы бланков документов АЗ и А6 допускались к использованию ГОСТ Р 6.30-97, утратившим силу в связи с изданием постановления Госстандарта России от 26.08.2001 № 352-ст.

Действующие в настоящий момент форматы бумажных листов АЗ и А6 не могут рассматриваться как форматы бланка документа в связи с неустановлением их ГОСТ Р 6.30-2003.

Вопрос. Как правильно оформить приложение к документу? Чем этот вопрос регулируется?

Ответ. При оформлении приложения к документу выражение «Приложение №» помещается в верхнем правом углу самого приложения к документу, а реквизит документа «Отметка о наличии приложения» помещается в нижнем левом углу после текста документа перед подписью.

Приложения должны иметь все необходимые для документа реквизиты (название, заголовок, подписи лиц, ответственных за их содержание, дату, от-

метку о согласовании и т.п.), так как являются неотъемлемой частью документа.

Вопросы оформления приложений к документу и реквизита документа «Отметка о наличии приложения» в настоящее время регламентируют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что данная Типовая инструкция ориентирована на федеральные органы исполнительной власти, аналогичные рекомендации можно дать и коммерческим организациям.

Вопрос. Какие изменения внес новый ГОСТР 6.30-2003 в оформление такого важного реквизита документау как «Дата»?

Ответ. ГОСТ Р 6.30-2003 (разд.3.11) не внес принципиальных изменений в оформление реквизита «Дата документа», который можно оформлять двумя способами: арабскими цифрами в последовательности: день, месяц, год (12.09.2003); либо словесно-цифровым способом (12 сентября 2003 г.). Допускается оформление даты в обратной последовательности: год, месяц, день месяца (2003.09.12).

Однако Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (разд. 5 «Правила оформления документов»), подготовленная Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и утвержденная Федеральной архивной службой России (Росархив), рекомендует выбирать способ написания даты в зависимости от характера документа. Так, в документах, определяющих права граждан и организаций, а также содержащих сведения финансового характера, использовать словесно-цифровой способ оформления даты, а в остальных случаях - цифровой.

Несмотря на то, что данная Типовая инструкция ориентирована на федеральные органы исполнительной власти, аналогичные рекомендации можно дать всем организациям вне зависимости от их организационно-правовых форм.

Вопрос. Работница нашей организацииушла в декретный отпуск. На ее место т время ее отсутствия мы приняли другую работницу по срочному трудовому договору. Должны ли мы оформлять ей трудовую книжку?

Ответ. Если вновь принятая сотрудница работает у вас как на основном месте работы, а не по совмес-

тительству, вы обязаны оформить ей трудовую книжку (внести соответствующие записи в ее трудовую книжку). Ибо согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести трудовые книжки па каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в данной организации является для сотрудника основной.

Вопрос. Заносятся ли в трудовую книжку сведения о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы (без сохранения содержания) ?

Ответ. Порядок ведения трудовых книжек регулируется Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и вкладышей в нее и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225. Согласно указанным Правилам факт предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы в трудовых книжках не отражается.

Вопрос. В связи с тем что сотрудник отдела кадров несвоевременно оформил и выдал увольнявшемуся работнику его трудовую книжку, организация оплатила последнему вынужденный прогул. Можно ли взыскать с работника отдела кадров, допустившего оплошность, сумму вынужденного прогула, оплаченного уволенному сотруднику?

Ответ. Указанные вами действия сотрудника отдела кадров не подпадают под случай полной материальной ответственности, определенной ст. 243 Трудового кодекса РФ.

В данном случае имеет место ст. 241 ТК РФ, согласно которой за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, работник, по вине которого причинен ущерб, несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но в пределах своего среднемесячного заработка, то есть ограниченную материальную ответственность.

Таким образом, в соответствии с данной статьей с нерадивого работника отдела кадров может быть взыскана определенная сумма, но не свыше его среднемесячного заработка.

Вопрос. При увольнении сотрудника по вине кадровика трудовая книжка была выдана на три дня позже положенного срока, то есть на три дня позже фактически оформленного увольнения. Вынужденный прогул был оплачен сотруднику в соответствии с действу-

ющим законодательством. Должны ли мы внести изменения записи в трудовую книжку этого сотрудника, если да, то какие?

Ответ. Поскольку задержка выдачи трудовой книжки произошла по вине работодателя, необходимо издать приказ об изменении даты увольнения сотрудника и внести соответствующую запись в его трудовую книжку. Одновременно с этим ранее внесенную запись следует признать недействительной и оформить согласно положениям Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Например:

запись № 3 - запись об увольнении... (Основание);

запись № 4 - записать: «Запись № 3 считать недействительной» (Основание);

запись № 5 - новая запись об увольнении с новыми сроками (Основание).

Таким образом, днем увольнения будет считаться день фактической выдачи трудовой книжки.

Вопрос. Нашей организацией был заключен трудовой договор с работником сроком на 7 дней. Как правильно рассчитать сроки прекращения трудового договора, включить или исключить при расчете сроков нерабочие дни (субботу, воскресенье)?

Ответ. В соответствии со ст. 14 Трудового кодекса РФ в срок, исчисляемый в календарных неделях и днях, включаются и нерабочие дни.

Например: трудовой договор был заключен с работником 10 октября 2003 г. сроком на 7 дней. Следовательно, последним днем работы по данному договору будет являться 17 октября 2003 г. При этом нерабочие дни (суббота и воскресенье, то есть 15 и 16 октября) будут включены при исчислении срока окончания трудового договора.

Вопрос. Как правильно исчислять сроки окончания трудовых отношений по договорам, если они заключены сроком на год, месяц? Чем это регламентируется?

Ответ. Вопросы исчисления сроков трудовых отношений (в том числе и по договорам) регламентируются ст. 14 Трудового кодекса РФ.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего месяца года, месяца или недели.

Например: трудовой договор заключен с работником 10 октября 2002 г. сроком (продолжительностью) на 1 месяц (на 1 год). Следовательно, последним днем работы по данному договору следует считать 10 ноября 2002 г. (10 октября 2003 г.).

Вопрос. При оформлении увольнения работника, проработавшего в нашей организации по трудовому договору три года, оказалось, что последний день его работы приходится на выходной день. Какая дата в этом случае должны стоять на приказе об увольнении?

Ответ. При исчислении сроков увольнения работников следует руководствоваться ст. 14 Трудового кодекса РФ, в которой сказано, что если последний день срока приходится на нерабочий день (в данном случае - выходной), то днем окончания срока трудовых отношений следует считать ближайший следующий за ним рабочий день.

Аналогичным образом рассчитываются сроки прекращения трудовых отношений и при попадании последнего рабочего дня на праздничный (нерабочий) день.

Это положение имеет место быть при условии, что при заключении трудового договора сроки продолжения трудовых отношений исчислялись не в календарных неделях или днях, так как в последнем случае сроки прекращения трудовых отношений исчисляются иначе.

Вопрос. В нашей организации некоторые работники работают по срочным трудовым договорам, срок которых составляет 2 недели. Должны ли мы оформлять на них трудовые книжки (вносить соответствующие записи в них) ?

Ответ. Все зависит от того, являются ли работники, работающие по вышеуказанным договорам, совместителями или же ваша организация является основным местом их работы.

Если речь идет о работнике, работающем по совместительству, записи о работе по договору вносятся в его трудовую книжку по желанию работника на основании письменного заявления по месту основной работы, то есть не в вашей организации (ст. 66 Трудового кодекса РФ и п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Если трудовая деятельность работника по срочным договорам в вашей организации являет-

ся его основным местом работы, то вы обязаны внести сведения о работе по договору в вашей организации в его трудовую книжку либо оформить трудовую книжку на каждого сотрудника, если он ранее не работал. Данное требование устанавливает ст. 66 ТК РФ, согласно которой все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц (ПБОЮЛ), обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней.

Вопрос. Работник написал заявление о предоставлении очередного отпуска с последующим увольнением. Каким днем в этом случае оформляется приказ об увольнении? Когда должна быть выдана трудовая книжка?

Ответ. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ неиспользованные отпуска могут быть предоставлены работнику с последующим увольнением по его письменному заявлению (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Днем увольнения в этом случае считается последний день отпуска.

Трудовая книжка и другие документы, связанные с работой, должны быть выданы в последний день отпуска по письменному заявлению работника, одновременно с этим должен быть произведен полный расчете работником (ст. 80 и 140 ТК РФ).

Вопрос. К какой ответственности реально может быть привлечен руководитель организации за нарушение порядка ведения трудовых книжек, установленного Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей?

Ответ. За нарушение порядка ведения трудовых книжек, установленного Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, на руководителя организации в соответствии с ч. 1 ст. 2.4, ч. 1 ст. 5.27 и 23.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ государственным инспектором труда может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» штраф составит от 500 до 5 000 руб.

Л.Н. Варламова

Издательство «Главная книга»

Вопрос. Наша организация была переименована. Должны ли мы делать какую-то отметку об этом в трудовых книжках работников?

Ответ. В ситуации, когда организация была переименована, в графе 3 раздела «Сведения о работе» Трудовой книжки об этом отдельной строкой делается запись: «Организация (указывается прежнее наименование организации) с такой-то даты переименована в (указывается новое наименование)». При этом в графе 4 делается ссылка на документ, на основании которого произошло переименование, -решение участников организации, приказ (распоряжение), его дата и номер (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Вопрос. Является ли грубым нарушением правил учета доходов и расходов на основании ст. 120 НК РФ незаполнение одной из граф книги покупок, которую ведет организация при расчетах по налогу на добавленную стоимость?

Ответ. Согласно ст. 120 НК РФ грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Согласно п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) книгу покупок ведут покупатели в целях определения суммы налога на добавленную стоимость,

предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Книга покупок не является регистром бухгалтерского учета, и неверное отражение в ней операций не является нарушением, при совершении которого может быть применена ответственность по ст. 120 Н К РФ.

Такая позиция была подтверждена арбитражными судами ряда округов (постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2002 № А12-368/02-С25, ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2003 № А56-31031 /02).

Однако следует обратить внимание, что в арбитражной практике есть случаи, когда суды определяют книгу покупок как регистр бухгалтерского учета (поскольку она отвечает установленным законодательством о бухгалтерском учете требованиям для регистров бухгалтерского учета) и, соответственно, неправильное ведение книги покупок или ее отсутствие квалифицируют как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в соответствии со ст. 120 НК РФ (см., в частности, постановление ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9163-02).

В постановлениях ФАС Центрального округа от 26.08.2003 N9 А35-5056/02-СЗ, ФАС Северо-Запад-ного округа от 20.11.2002 № А56-13395/02 суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в аналогичной ситуации в связи с нарушением порядка привлечения к налоговой ответственности, не рассматривая вопрос о правомерности применения ст. 120 НК РФ.

Как видим, ситуация в данном случае неоднозначна. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 НК РФ).

Т. Г. Заграничная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.