Вопрос - Ответ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. При проведении камеральных и выездных налоговых проверок по ЕСН налоговые органы используют решения органов Фонда социального страхования РФ о не принятых к зачету расходах, произведенных налогоплательщиками на цели обязательного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
В целях правильности определения объекта налогообложения по ЕСН просим разъяснить, по каким счетам бухгалтерского учета подлежат проведению не принятые к зачету суммы у налогоплательщиков, формирующих и не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 13 октября 2004г. № 03-05-02-04/33
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета расходов организации, не принятых к зачету Фондом социального страхования Российской Федерации, и сообщает следующее.
Расходы организации, произведенные на цели государственного социального страхования, но не принимаемые в установленном порядке в качестве расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, с учетом решений, принятых организацией, подлежат отражению в бухгалтерском учете по кредиту счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению» (в зависимости от вида расходов) в корреспонденции с дебетом счетов учета расчетов с персоналом организации по оплате труда или прочим операциям (счета 70 или 73), затрат на производство продукции (работ, услуг) или прибылей и убытков (счет 91).
Заместител ь директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Общественная организация (общество) для оказания образовательных и просветительских услуг (проведение лекций, семинаров, конференций) заключает гражданско-правовые договоры с нештатными лекторами из других городов и регионов, которым, кроме обозначенного в договорах вознаграждения, оплачиваются транспортные расходы и расходы по проживанию в гостиницах, подтвержденные соответствующими документами. Облагается ли оплата указанных расходов ЕСН?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 12 октября 2004 г. N9 03-05-02-04/32
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо общественной организации (далее — Общество) об уплате единого социального налога при проведении лекций, семинаров и конференций и сообщает следующее.
Из письма следует, что для оказания образовательных и просветительских услуг Обществом заключаются гражданско-правовые договоры с нештатными лекторами из других городов и регионов, которым, кроме обозначенного в договорах вознаграждения, оплачиваются транспортные расходы и расходы по проживанию в гостиницах, подтвержденные соответствующими документами.
В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица.
Возмещая лекторам затраты по проезду и проживанию, Общество фактически оплачивает стоимость услуг, оказанных им транспортными организациями и гостиницами.
Поскольку Общество оплачивает услуги, оказанные лекторам, по их проезду и проживанию в рамках гражданско-правовых отношений по оказанию лекторами для Общества образовательных услуг, такую оплату следует учитывать при определении налоговой базы по ЕСН вместе с остальной частью вознаграждения лекторов за оказанные ими образовательные услуги.
Заместител ь д и ре ктора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А Н. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются на^югоплательщику в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода. При этом не уточняется, имеет ли значение факт начисления дохода.
Согласно п. 4 ст. 218 НК РФ в случае, если в те-чение налогового периода стандартные на.юговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то налоговым органом по окончании года на основании налоговой декларации производится перерасчет налоговой базы.
Например, при вымате единовременного дохода в декабре 2003 г. налоговым агентом стандартные налоговые вычеты предостав.гяются налогоплательщику за тот месяц, за который был получен доход. Поскольку в приведенном примере стандартные вычеты предоставлялись налогоплательщику налоговым агентом, то, соответственно, оснований для перерасчета налоговыми органом итоговой базы по НДФЛ на основании поданной налогоплательщиком декларации с учетом предоставления стандартных вычетов, предусмотренных ст. 218 НК РФ, за весь налоговый период не имеется.
Просим высказать ваше мнение по затронутому вопросу.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7октября 2004г. № 03-05-01-04/41
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предостав-
ления стандартного налогового вычета и сообщает следующее.
Пунктом 3 ст. 210 НК РФ (далее - Кодекс) определено, что налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.
Установленные ст. 218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, т. е. стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.
Таким образом, стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
В соответствии с п. 3 ст. 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Исходя из вышеизложенного при выплате, например, единовременного дохода за декабрь, который не включает в себя выплаты, причитающиеся за предыдущие месяцы налогового периода, налоговая база уменьшается на сумму стандартного налогового вычета за один месяц.
В случае если выплаты дохода, произведенные в декабре, включают в себя причитающиеся налогоплательщику доходы за предшествующие месяцы, необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из положений п. 4 ст. 218 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Страховая компания просит разъяснить порядок налогообложения доходов физических лиц в виде страховых взносов и страховых выплат по договорам страхования жизни на случай наступления смерти и постоянной утраты трудоспособности по любой причине, заключаемым работодате.\ем в пользу своих работников.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6октября 2004г. № 03-05-01-04/39
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо страховой компании по вопросу налогообложения доходов физических лиц в виде страховых взносов и страховых выплат по договорам страхования жизни на случай наступления смерти и постоянной утраты трудоспособности полюбой причине, заключаемым работодателем в пользу своих работников, и сообщает следующее.
1. Пункт 1 ст. 213 НК РФ (далее — Кодекс) определяет виды доходов, получаемых физическими лицами в виде страховых выплат, не учитываемых при определении налоговой базы. В частности, согласно подп. 3 п. 1 ст. 213 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц страховые выплаты, полученные по договорам страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов.
Таким образом, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 213 Кодекса доходы по рисковым видам страхования, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страхового случая, в частности по договорам добровольного страхования жизни на случай смерти и постоянной утраты трудоспособности, о которых идет речь в письме страховой компании, относятся к числу доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, независимо оттого, наступил ли страховой случай в связи с выполнением работниками трудовых обязанностей или нет.
2. Согласно п. 3 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей. Исключение, в частности, составляют случаи, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. В этих целях работодатель может осуществлять добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезни в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, в том числе на случай смерти (гибели), а также утраты трудоспособности, здоровья. Страхование, не связанное с выполнением работниками трудовых обязанностей, лежит вне отношений, регулируемых трудовым за-
конодательством, т. е. вне отношений работника и работодателя.
Из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что страховые взносы, внесенные за физических лиц из средств работодателей по договорам добровольного страхования жизни на случай смерти или утраты трудоспособности, наступление страховых случаев по которым не связано с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, относятся к числу доходов, включаемых в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Подлежат ли начислению пени в случае неуплаты организацией в течение налогового (отчетного) периода авансовых платежей по налогу на при-быль, если по итогам налогового периода отсутствует прибыль, подлежащая налогообложению?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 30сентября 2004 г. № 03-03-01-04/1/59
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о начислении пени в случае неуплаты налогоплательщиком авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, если по итогам налогового периода отсутствует прибыль, подлежащая налогообложению, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 75 части первой НК РФ (далее - Кодекс) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 1 ст. 286 Кодекса налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 Кодекса.
Учитывая изложенное, оснований для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода не имеется, поскольку суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащие уплате в бюд-
жет, определяются на основании данных предыдущего квартала и их расчет производится исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчетный (налоговый) период, а не из реальных финансовых результатов.
Сообщаем, что в случае уплаты организацией квартальных авансовых платежей данные авансовые платежи исчисляются налогоплательщиком по итогам отчетного периода. Следовательно, квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций представляют собой налог на прибыль организаций в виде авансовых платежей.
Таким образом, несвоевременная уплата в бюд-жег налогоплательщиком квартальных авансовых платежей влечет за собой начисление и уплату пени.
Аналогичная позиция изложена в п. 20 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5, согласно которому в соответствии с положениями ст. 52 — 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, -отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности заданный налоговый (отчетный) период.
Постановлением пленума ВАС РФ также отмечается, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Федеральное государственное предприятие (ФГП) ведомственной охраны МПС России просит дать разъяснения по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального ныога.
/. Облагается ли ЕСН стоимость форменной осежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны?
2. Облагается ли ЕСН стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к месту работы (станция отправления) после сдачи груза грузополучателю (станция назначения) ?
3. Облагается ли НДФЛ стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к
месту работы (станция отправления) после сдачи груза грузополучат&гю (станция назначения) ? Подлежит ли ншогообложению стоимость проезда работников охраны к месту работы и обратно по годовому билету в пригородном или местном сообщении?
4. Обязано ли предприятие начислять ЕСН на сумму выплат социального характера, неучитываемых в целях налогообложения прибыли (согласно ст. 270 НК РФ), если эти выплаты превышают размер чистой (нераспределенной) прибыли, полученной за год?
5. Облагается ли НДФЛ стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны?
6. ФГП заключило договор негосударственного пенсионного обеспечения. Предметом договора является негосударственное пенсионное обеспечение работников предприятия. Возникает ли у работников объект налогообложения по НДФЛ по пенсионным взносаму перечисляемым предприятием на солидарный пенсионный счет ?
7. Вк.тчается ли стоимость оплаченных билетов по проезду к месту отдыха и обратно работников ведомственной охраны и 4jienoe их семей в налогооблагаемую базу по НДФЛ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 сентября 2004 г. № 03-05-02-04/24
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГП и по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога сообщает следующее.
По вопросу 1.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению единым социальным налогом, в частности, стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
Кроме того, п. 16 Положения о ведомственной охране МПС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N° 49, также установлено, что работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде.
В связи с изложенным стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны, не облагается единым социальным налогом.
По вопросам 2 и 3.
В соответствии с п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Учитывая изложенное, стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к месту работы после сдачи груза грузополучателю, в составе командировочных расходов не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в пределах ограничений по командировочным расходам, установленных постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N° 729.
Что касается вопроса налогообложения стоимости проезда работников охраны к месту работы и обратно по годовому билету в пригородном или местном сообщении в соответствии с п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту и п. 6.2 коллективного договора, то данная стоимость проезда включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
По вопросу 4.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, относятся выплаты, определенные ст. 270 Кодекса.
Таким образом, если выплаты отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, т. е. к расходам, поименованным в ст. 270 Кодекса, то вне зависимости от наличия или отсутствия нераспределенной прибыли, полученной за год, а также от ее размера такие выплаты не облагаются единым социальным налогом.
По вопросу 5.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
К таким компенсационным выплатам относятся выплаты, осуществляемые работникам ведомственной охраны МПС России в соответствии с п. 6 Федерального закона «О ведомственной охране» и п. 16 постановления Правительства РФ от 24.01.2001 № 49 «О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации».
В частности, приказом МПС России от 03.01.1996 N9 1Ц «О форменной одежде для личного состава военизированной охраны МПС России» установлен перечень должностей личного состава, которым выдается в пользование форменная одежда, определены нормы выдачи этой одежды.
Следовательно, стоимость форменной одежды, выданной в пределах норм, установленных вышеупомянутым приказом МПС России, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
По вопросу 6.
В соответствии с п. 3 ст. 213 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением, в частности, случая, если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 5 тыс. руб. в год на одного работника.
Таким образом, не подлежат налогообложению суммы взносов, перечисляемые налоговыми агентами (работодателями) за физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения на именные пенсионные счета, если общая сумма страховых взносов на одного работника в год не превысит 5 тыс. руб.
По вопросу 7.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
К таким компенсационным выплатам следует отнести оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период отпуска работников железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены Отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором согласно п. 5 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N917-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Таким образом, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период отпуска работников железнодорожного транспорта общего пользования не включается в облагаемый налогом доход работника.
В случае если положения вышеназванного Закона распространяются на работников ведомственной охраны, на них также будет распространяться и данная льгота.
При этом на членов семьи работника железнодорожного транспорта указанная льгота не распространяется.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос. Из федерального бюджета государственным служащим были выделены средства на приобретение жилья. За счет этих средств омочена часть стоимости квартир для государственных служащих в пределах норм, рассчитанных по средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья дм расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений и социальной нормы общей площади.
В соответствии с п. 1 ст. 217 ПК РФ освобождены от обложения НДФЛгосударственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В ст. 15 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ содержится перечень гарантий, предос-тавляемых государственным служащим, в том числе предоставление жи^юй мощади в случае и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, не обеспеченным жи-
льем, государство призвано оказывать помощь, в том числе через систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья. Полагаем, что оказание государственной поддержки в оплате предоставляемого жилья государственным ыужащим, нуждающимся в улучшении жилищных,условий, является одной из форм реализации названного Закона.
Просим разъяснить, облагаются ли НДФЛ средства, выделенные из федерального бюджета на приобретение жилья государственным служащим.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 2 августа 2004 г. № 03-05-01-05/1
В связи с письмом по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц средств, направленных на приобретение жилья государственным служащим за счет средств федерального бюджета, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ (далее -Кодекс) от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Как правильно указывается в письме, в соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, в том числе через систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.
Порядок и размеры предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложен в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».
Данным Постановлением определено, что субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями. Право гражданина на получение субсидий (в разме-
ре от 5 до 70% средней рыночной стоимости жилья) удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии. Срок действия такого свидетельства — не более 6 месяцев.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 гг. предусматривает необходимость обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами федерального уровня. При этом в категорию лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, государственные служащие не включены.
На основании вышеизложенного денежные средства, выделенные из федерального бюджета, но не удостоверенные свидетельством о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, следует рассматривать в качестве дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики H.A. КОМОВА
Вопрос. Физическим лицом, не являющимся индивидуальным npeдnpuнuмameJteм, утеряно Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.
Взимается ли п,тта за получение нового Свидетельства в случае его утраты по вине налогоплательщика?
Ответ. Пунктом I ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 6 ст. 84 НК РФ установлено, что постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N° 5685) утвержден Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (далее — Приказ).
Приложением № 8 к Приказу утверждена форма № 09-2-2 «Свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации» (далее - Свидетельство).
Формой Свидетельства предусмотрено, что оно подлежит замене в случае его утраты.
Взимание с налогоплательщика платы за получение нового Свидетельства взамен утраченного действующим законодательством не предусмотрено.
O.A. Королева Советник налоговой службы 11 ранга
Вопрос. В каких случаях снятия с учета налоговые органы выдают организации Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме №09-1-5?
Ответ. Налоговый орган выдает (направляет по почте) организации Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5 (приложение N9 6 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», зарегистрированному в Минюсте России 24.03.2004 N9 5685) в следующих случаях, предусмотренных НК РФ: ликвидации организации; прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме слияния, разделения, преобразования, присоединения;
снятия с учета в связи с изменением места нахождения организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения;
снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества;
снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств;
снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование;
снятия с учета организации в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход.
И.А. Яковлева Советник налоговой службы РФ
III ранга
КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. Некоторые из работников нашей организации после распада СССР работали на территории бывших союзных республик, ныне — суверенные иностранные государства.
Будет ли этот стаж учитываться при начислении пенсии на территории РФ и на основании каких документов? Необходимо ли делать запросы в пенсионные фонды этих государств?
Ответ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N° 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ст. 7 Федерального закона № 173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. При назначении пенсии по иным основаниям (п. 3 ст. 8, п. 10 ст. 9 Федерального закона № 173-Ф3) продолжительность страхового стажа не имеет значения.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Федерального закона № 173-Ф3).
В п. 2 ст. 10 Федерального закона N9173-Ф3 указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными гражданами РФ за пределами территории РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае добровольной уплаты страховых взносов в ПФР (ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ).
Согласно пп. 2, 3 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые зас-читываются в трудовой стаж.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения).
Таким образом, трудовой стаж, приобретенный гражданами РФ на территории государства - участника вышеназванного Соглашения, а также на территории бывшего СССР, будет учитываться при начислении пенсии работнику на основании документов, выданных работодателями на территории соответствующего государства. Представляется, что указанный трудовой стаж может подтверждаться записями в трудовой книжке, а также справками о доходах работника за соответствующие периоды работы. В связи с этим полагаем, что делать запросы в пенсионные фонды этих государств необходимости нет.
Вопрос. На балансе завода имеется спортивно-оздоровительный лагерь. Вправе ли завод воспользоваться льготой по земельному налогу?
Ответ. В соответствии с п. 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N9 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.
Из приведенной статьи следует, что льгота по земельному налогу предоставляется:
- учреждениям культуры, физической культуры и спорта, туризма, учреждениям спортивно-оздоровительной направленности;
— организациям любых организационно-правовых форм при наличии у них спортивных сооружений, используемых по целевому назначению.
Как следует из текста вопроса, организация не является учреждением культуры, физической культуры, спорта или туризма.
Поскольку у организации имеется спортивно-оздоровительный лагерь, рассмотрим возможность применения анализируемой налоговой льготы по второму основанию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения - это объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями.
спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.
Представляется, что в целом спортивно-оздоровительный лагерь может быть отнесен к объектам, предназначенным для занятия спортом и проведения спортивных мероприятий.
Таким образом, в случае использования данного объекта по целевому назначению организация, по нашему мнению, имеет право на применение льготы по земельному налогу.
Данный вывод подтверждается многочисленной арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2001 № А82-102/01-А/1, постановление ФАС Сет^ро-Западного округа от 21.05.2002 № А56-3602/02, постановления ФАС Уральского округа от 10.06.2003 № Ф09-1589/03-АК, от 23.01.2002 № Ф09-72/02-АК, от 02.03.2001 N9 Ф09-328/01-АК, постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2003 № А68-АП-263/11-302/11-02).
Э.А. Мищенко
Вопрос. Является ли правомерным составление руководителем (заместителем руководителя) налогового органа протокола по делу об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ?
Ответ. Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентируется ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 данного Кодекса.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано направить судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ).
Частью 5 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, и при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы
судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по данному виду административных правонарушений, являются должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ, являются федеральные судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотре нных ст. 15.3— 15.9,15.11, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Таким образом, составление руководителем (заместителем руководителя) налогового органа протокола по делу об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является неправомерным.
Е.В. Виговский
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. В настоящее время на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ формы налоговых деклараций должны утверждаться Минфином России. Означает ли это, что все ранее утвержденные МНС России формы налоговых деклараций после встушения этого Закона в силу применяться не должны?
Ответ. Действительно, с 02.08.2004 ст. 80 Налогового кодекса РФ действует в измененной редакции, согласно которой формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России (подп. «б», «в» п. 25 ст. 54, п. 2 ст. 81 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ). До этой даты формы налоговых деклараций, если они небыли утверждены налоговым законодательством, разрабатывались и утверждались МНС России (п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).
При этом, как следует из ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ, приказы МНС России об утверждении форм налоговых деклараций, принятые в рамках его компетенции до 02.08.2004, действуют до признания их утратившими силу или принятия Минфином России приказов об утверждении новых форм соответствующих налоговых деклараций.
Т.А. Ашомко
Вопрос. Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в приеме запроса со ссылкой на то, что он составлен не по форме, приведенной на стенде на^юговой инспекции?
Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
В соответствии с п. 2.2.1 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 N9 САЭ-3-27/468@, на стенде инспекции необходимо разместить образцы писем, запросов, заявлений, а также информацию о том, что налогоплательщик должен указать в запросе, заявлении, письме и т.д. способ получения ответа (лично или по почте). При этом необходимо уведомить налогоплательщика, что если не указан способ получения ответа, то ответ направляется по почте.
Однако если даже на стенде налоговой инспекции имеется образец запроса, то отказать налогоплательщику в приеме запроса, составленного по иной форме, налоговый орган все равно не вправе, поскольку в обязанности налогоплательщика (ст. 23 НК РФ) не входит представление запроса по какой-либо утвержденной форме.
Вопрос. Мы сда.ш в налоговую инспекцию отчетность с пропуском установленного срока ее сдачи. При ее сдаче сотрудник ншогового органа сразу же составил протокол об административном правонарушении. Насколько правомерны такие действия?
Ответ. Пунктом 6 ст. 80 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации-налогоплательщика в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных п. 1 ст. 28.1 НК РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).
Порядок действий работника налогового органа в случае обнаружения несвоевременной сдачи налоговой отчетности установлен в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/ 468@. Согласно п. 2.1.6 Регламента при выявлении на стадии принятия налоговой декларации нарушения установленных законодательством сроков ее представления работником налогового органа приглашается сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административном правонарушении (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Таким образом, действия сотрудника налогового органа в данном случае являются правомерными.
Вопрос. Могут ли налоговые органы отказать в приеме налоговой отчетности, в частности налоговой декларации?
Ответ. Согласно п. 2.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@, должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику только в случае представления ее не по форме, утвержденной действующим законодательством.
Пунктом 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Данное положение действует со 2 августа 2004 г. (подп. «в» п. 25 ст. 54, пп. 1, 2 ст. 81 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»). До указанной даты формы налоговых деклараций утверждались МНС России (п. 7 ст. 80 НК РФ (ред. от 23.12.2003)).
Таким образом, налоговый орган может отказать в приеме отчетности непосредственно при ее приеме. При этом, если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее не принятой, не регистрирует и в трехдневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме (п. 2.1.4 Регламента).
Вопрос. Статьей 21НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик может получить от налоговых органов письменную информацию о налоговом законодательстве. Можно ли получить устную информацию от работника налогового органа и как это сделать?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Таким образом, интересующую налогоплательщика информацию можно получить в налоговом органе как в письменной, так и в устной форме.
В настоящее время правила информационной и разъяснительной работы налоговых органов утверждены приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ «Регламент организации работы с налогоплательщиками».
Согласно пп. 4.3.1.1,4.3.1.2 данного Регламента при приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник отдела, к которому обратился налогоплательщик, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он приглашает сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, занимающегося информированием налогоплательщиков (втом числе в письменной форме). При осуществлении устного информирования сотрудники отдела работы с налогоплательщиками принимают все меры для ответа налогоплательщику.
Помимо этого в Регламенте подробно изложен порядок приема налогоплательщиков. Так, в соответствии с пп. 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.5 Регламента налоговые органы обязаны:
- принимать налогоплательщиков ежедневно в течение всего рабочего времени, для чего следует организовать посменную работу сотрудников (приказ МНС России от 29.10.2003 № БГ-3-27/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России»);
— при общении с налогоплательщиками быть корректными и внимательными, предоставлять налогоплательщикам информацию о фамилии, имени и отчестве и должности сотрудников отдела работы с налогоплательщиками, для чего все сотрудники должны быть обеспечены идентификационными картами.
С.С. Лысенко
Вопрос. Организация не представила в установленный срок ряд документов, затребованных налоговым органом для проведения камера.1ьной проверки налоговой отчетности организации, после чего была привлечена к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Правильно ли налоговый орган квалифицировал действия организации как на.юговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НКРФ?
Ответ. В соответствии со ст. 88 Н К РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогопла-
тельщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п. 2 ст. 93 Н К РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В свою очередь, п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 5 ООО руб. за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Н К РФ.
Учитывая некоторую неясность в вопросе применения указанных мер ответственности, Президиум ВАС РФ в п. 18 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 заявил свою позицию в отношении толкования соответствующих норм, указав, что в контексте положений п. 2 ст. 126 НК РФ субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящим пунктом, является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике.
Тем не менее и после выхода указанного Информационного письма Президиума ВАС РФ налоговые органы на местах по-прежнему предпринимают попытки привлечь налогоплательщиков к ответственности по п. 2 ст. 126 Н К РФ в случае непредставления документов или сведений по запросу налогового органа о самом налогоплательщике, как это произошло в ситуации, изложенной в вопросе.
Однако, как показывает практика, большинство арбитражных судов подобную инициативу налоговых органов не поддерживают. При вынесении решений об отказе в привлечении налогоплательщи-
ка к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление документов о себе самом суды либо просто высказывают позицию, аналогичную позиции ВАС РФ (постановления ФАС Северо-Западно-го округа от 26.05.2004 № А26-5881/03-26, от 03.03.2004 № А26-6916/03-25; постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2004 N9 А19-219/04-50-Ф02-1212/04-С1, от 22.04.2004 № А19-21745/03-50-Ф02-1210/04-С1; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N9 Ф04/ 5287-922/А75-2003), либо непосредственно ссылаются на вышеприведенное Информационное письмо (постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2004 N9 Ф09-1695/04-АК).
ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 08.09.2003 № Ф08-3356/2003-1269А привел дополнительные аргументы в пользу утверждения о том, что субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ, является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы о налогоплательщике. Данный вывод, по мнению суда, подтверждается имеющейся в п. 2 ст. 126 НК РФ ссылкой наст. 135.1 НК РФ, предусматривающую специальную ответственность банков (т.е. третьих лиц) за непредставление ими налоговым органам сведений о финан-сово-хозяйственной деятельности клиентов банка (т.е. налогоплательщиков).
С учетом вышеизложенного полагаем, что действия организации, представленные в вопросе, не образуют состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 126 НК РФ. Ответственность за непредставление налогоплательщиком документов по запросу налогового органа, необходимых для камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщика, установлена п. 1 ст. 126 НК РФ и составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Вопрос. Организация после сдачи одной из итоговых деклараций получила от налоговой инспекции письмо с требованием представить копии значительного количества первичных документов для камеральной проверки данных декларации. В указанный в письме срок требования налоговой инспекции организацией выполнены не были, поскольку она полагает, что налоговые проверки с привлечением столь значительного количества документов должны оформляться как выездные. После этого налоговый орган привлек организацию к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Соответствуют ли требованиям законодательства действия налогового органа в этой ситуации?
Ответ. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В свою очередь, выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика по вопросу правильности исчисления одного или нескольких налогов (ст. 89 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом п. 2 ст. 93 НК РФ прямо указывает, что непредставление запрашиваемых в рамках проверки документов (независимо от ее вида) влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 126 Н К РФ.
Однако процедура передачи документов, требования к их оформлению и максимально возможному объему документов, запрашиваемых в рамках камеральной проверки, непосредственно в НК РФ не урегулированы. Это обстоятельство послужило причиной для судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правомерности запроса большого количества первичных документов налогоплательщика в рамках проведения камеральной проверки и применения указанной меры ответственности.
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 23.04.2003 № АЗЗ-14577/02-СЗн-Ф02-1087/03-С1 и от 21.05.2003 № АЗЗ-16072/02-СЗн-Ф02-1416/03-С1 обратил внимание сторон спора на следующие обстоятельства.
Статьей 88 НК РФ установлено, что в случае выявления камеральной проверкой ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности. Иное толкование ст. 88 НК
РФ противоречит сущности камеральных налоговых проверок, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой ст. 89 НК РФ установлен особый порядок. Аналогичную позицию в одном из своих решений высказывают также ФАС Северо-Западного округа (постановление от 01.07.2004 N° А66-9798-03) и ФАС Уральского округа (постановление от 07.06.2004 № Ф09-2227/04-АК).
Однако приведенной аргументацией арбитражные суды при принятии решений в схожих ситуациях руководствуются отнюдь не всегда.
Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 05.11.2003 N° А33-3965/03-с3-Ф02-3779/03-С1 и от 04.11.2003 N° А33-3970/03-С3-Ф02-3774/03-С1 особо указал, что не соответствует закону вывод о том, что право требования запрошенных в рамках проведения камеральной проверки документов возникает у налогового органа только при наличии сомнений в правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и что необходимость представления документов должна находиться в зависимости от выявления ошибок в заполнении представленных налогоплательщиком документов и противоречий, в них содержащихся. В постановлениях от 22.08.2003 N° А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/03-С1 и от 29.04.2003 N° АЗЗ-14759/02-СЗ-Ф02-1112/03-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа четко обозначил обязанность налогоплательщика по представлению запрошенных налоговым органом документов независимо от их числа.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27.05.2004 N° А05-13512/03-11 не поставил под сомнение право налогового органа запрашивать документы для камеральной проверки правильности исчисления данных, отраженных в налоговой декларации, и отклонил доводы налогоплательщика о том, что проверки с привлечением большого количества документов должны оформляться как выездные. Не усмотрел в действиях налогового органа злоупотребления правом на затребование документов, необходимых для проведения камеральной проверки, и ФАС Уральского округа в постановлении от 09.08.2004 N° Ф09-3166/04-АК.
Нельзя также не отметить, что арбитражные суды остальных округов при рассмотрении споров о привлечении налогоплательщиков к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов для камеральной проверки, как правило, вообще не останавливаются на исследовании проблемы правомерности затребования того или иного количества документов, рассматривая споры по существу (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2004 N° Ф04/2110-791/А27-2004 и от05.04.2004 № Ф04/1761-329/А46-
2004, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2004 № ФОЗ-А51/04-2/368, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2003 N9 А12-2607/03-С36, постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2004 № А62-5816/03).
Как видим, единой позиции судов во вопросу разграничения количества документов, запрашиваемых в ходе проведения камеральной проверки, и количества, которое налоговый орган вправе запросить лишь в период проведения выездной проверки, нет даже в пределах одного округа.
Учитывая, что штрафы за налоговое правонарушение взыскиваются с организаций только в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ), организация может попытаться доказать в суде, что привлечение ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в данном случае неправомерно. Однако, принимая во внимание противоречивость судебной практики по таким спорам, предсказывать решение суда в таком споре мы не беремся.
Вопрос. Налоговым органом в адрес организации был направлен запрос с требованием о представлении в течение 5 дней ряда финансовых документов для ка-мера.1ьной проверки правильности исчисления суммы налога, отраженной в соответствующей деюхарации. Поскольку количество запрошенных документов было велико, организация, в свою очередь, обратилась к налоговой инспекции с просьбой продлить срок, отведенный на их представление. Инспекция omкaзaJtacь это сделать, ссьиаясь на то, что продление указанного срока НК РФ не предусмотрено.
К дате, указанной в запросе налогового органа, организация смогла представить лишь часть документов, после чего была привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Насколько это правомерно ?
Ответ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку (в том числе камеральную ст. 88 НК РФ), вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о
представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (п. 1 ст. 93 Н К РФ). Нарушение установленного срока влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 2 ст. 93 НК РФ).
При этом НК РФ прямо не предусмотрена возможность продления срока для представления документов, запрошенных налоговым органом в рамках проведения налоговой проверки, что формально дает основания для привлечения организации к налоговой ответственности после истечения указанного срока независимо от количества запрошенных документов и фактической возможности для их представления.
Однако арбитражные суды подобную позицию налоговых органов не поддерживают. Занимая сторону налогоплательщика, суды отмечают, что при назначении срока для исполнения требования о представлении документов для камеральной проверки данных декларации налоговый орган должен учитывать реальную возможность налогоплательщика представить требуемое количество документов в установленный срок. Если налогоплательщик объективно был лишен возможности добросовестного исполнения своих обязанностей в определенный налоговым органом срок, например, в силу большого числа запрошенных документов или наличия большого количества структурных подразделений, в распоряжении которых в момент получения запроса находились документы, то вину налогоплательщика нельзя признать доказанной, а значит, в силу п. 2 ст. 109 Н К РФ он не может быть привлечен к налоговой ответственности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2003 № А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/03-СI и от 29.04.2003 № АЗЗ- 14759/02-СЗ-Ф02-1112/03-С1, постановление ФАС Западно-Си-бирского округа от 05.04.2004 № Ф04/1761-329/А46-2004; постановления ФАС Центрального округа от 15.07.2004 № А62-5816/03, от 07.10.2003 № А09-3718/ 03-17, постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2003 № Ф03-А73/03-2/2101).
Таким образом, налогоплательщик, объективно не имеющий возможности представить запрашиваемые налоговым органом документы в пятидневный срок, может оспорить правомерность привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.