Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / TECHNOLOGY OF CONSULTING SUPPORT / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / GENERATIONAL APPROACH / PARENTAL COMPETENCE / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршин А. М., Фефелова О. Е.

В статье раскрывается методологическое обоснование процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения современными родителями в контексте формирования у них родительской компетентности. Особое значение авторы придают реализации технологии консультационного сопровождения родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания детей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршин А. М., Фефелова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTATIVE SUPPORT OF PARENTS IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION: METHODOLOGICAL APPROACHES

The article reveals the methodological substantiation of the process of spiritual and moral education of the younger generation by modern parents in the context of their parental competence formation. The authors attach particular importance to the implementation of the technology of parents consulting support on the problem of spiritual and moral education of children in the family.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

А. М. ПАРШИН, О. Е. ФЕФЕЛОВА,

аспирант кафедры педагогики кандидат педагогических наук,

и андрагогики НИРО, доцент кафедры педагогики

протоиерей, настоятель местной и андрагогики НИРО

религиозной организации fefelova-oe@yandex.ru

«Православный приход церкви

в честь Казанской иконы Божьей Матери»

Нижегородской епархии

Московского патриархата

hram.nn@yandex.ru

В статье раскрывается методологическое обоснование процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения современными родителями в контексте формирования у них родительской компетентности. Особое значение авторы придают реализации технологии консультационного сопровождения родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания детей в семье.

The article reveals the methodological substantiation of the process of spiritual and moral education of the younger generation by modern parents in the context of their parental competence formation. The authors attach particular importance to the implementation of the technology of parents consulting support on the problem of spiritual and moral education of children in the family.

Ключевые слова: технология консультационного сопровождения, духовно-нравственное воспитание, поколенческий подход, родительская компетентность, духовно-нравственные ценности

Key words: technology of consulting support, spiritual and moral education, generational approach, parental competence, spiritual and moral values

Характерной особенностью современного постиндустриального общества является духовный кризис, которому присущи общие опрощение и упроще-

ние внутренней жизни людей, равнодушное отношение к собственному будущему и его неопределенность, агрессивность и конфликтность людей, потеря смысла

жизни, разрушение представлений о культуре и культурных традициях. Эти процессы обусловлены как социально-экономическими и научно-техническими изменениями в обществе, так и кризисом ценностей как нравственных регулятивов человека и общества, делающих «человека уместным, адекватным и успешным в пространстве культуры и во времени истории, в пространстве собственной индивидуальности» [6, с. 10].

В декабре 2016 года в Послании Федеральному собранию В. В. Путин, цитируя Д. С. Лихачева, призвал школы «давать знания и воспитывать нравственного человека» [4], что и ориентирует нас на постановку основной задачи современного воспитания, в котором педагоги и родители являются равноправными участниками. В разработанной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологической основе реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования раскрыта система базовых национальных духовно-нравственных ценностей. В Концепции задан современный национальный воспитательный идеал — «высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны» [3]. Также нормативным документом, регулирующим сферу духовно-нравственного развития подрастающего поколения, является Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [8], в которой человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством рассматриваются в качестве нравственных ориентиров и духовных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание выступает системообразующим элементом воспитания личности, приобщая ее в первую очередь к таким ценностям, как любовь и добро (благо).

Духовно-нравственные ценности определяют позицию личности, ее поведение, придают жизни человека смысл. Благодаря им он получает ответы на вопросы: зачем и во имя чего жить? что есть добро и зло? Эти ценности обеспечивают «сортировку» сознания, структурируют картину мира. Будучи базисными, они направляют человеческую деятельность на созидание, добро, творчество, социальные добровольческие практики. Вот почему духовно-нравственное воспитание выступает системообразующим элементом воспитания личности, приобщая ее в первую очередь к таким ценностям, как любовь и добро (благо). Духовно-нравственное воспитание, таким образом, конструирует социальные представления о должном в конструктивном контексте.

Среди методологических подходов к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения можно особо выделить антропологический (Г. В. Ф. Гегель, К. Д. Ушинский, Ф. Лерш, В. М. Сло-бодчиков и др.), гуманистический (М. Р. Битянова), практико-ориентирован-ный (А. Ф. Зеер), включая применяемую в их логике технологию консультационного сопровождения (Е. В. Стародубцева), поколенческий (Н. Хоув, У. Штраус) и компетентностный (В. А. Болотов, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков и др.).

В условиях инновационного развития страны важное значение для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи приобретают антропологический и гуманистический подходы, направленные на формирование у них видения мира на основе общечеловеческих (добро, любовь, вера, совесть, честь, милосердие и др.), общественных (связанных с проблемами безопасности, выживания, рационального природопользования, патриотизмом, гражданственностью), а также базовых (сформулированных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) ценностей.

Особое значение в обретении чело-

веком собственной самости, овладении культурой своего народа, проектировании жизненного пути имеет семья (значимые взрослые и социальное окружение в целом). Ведь семья — это то пространство, где в основном происходят развитие и формирование личности человека, а также овладение им различными социальными ролями, необходимыми для успешной социализации. Именно поэтому значимой сегодня становится реализация технологии консультационного сопровождения родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания, которая носит практи-ко-ориентированный характер и основана на позитивном взаимодействии педагога и родителей.

Давая характеристику консультационному сопровождению родителей, отметим, что данная технология включает последовательную смену видов деятельности, обеспечивающих решение проблем по духовно-нравственному воспитанию детей, что позволяет в результате целенаправленных действий решать возникающие во взаимодействии с детьми проблемы.

Основные направления консультационного сопровождения родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания:

3 предупреждение проблем духовно-нравственного воспитания детей;

3 помощь и поддержка родителей в процессе консультационного сопровождения;

3 диагностика родителей и детей;

3 анализ проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Технология консультационного сопровождения как система взаимосвязанных процедур и действий обеспечивает родителям ситуационное и позиционное самоопределение, вектор их духовно-нравственного развития. Опираясь на исследования кафедры педагогики и андраго-гики ГБОУ ДпО НИРО (Г. А. Игнатьевой, Е. В. Стародубцевой), подчеркнем, что механизмом консультационного сопровождения родителей является рефлексивное,

ситуационное управление, реализуемое в деятельностном пространстве «встречи» педагога и родителей.

Консультационное сопровождение включает несколько ситуаций, соответствующих четырем этапам (Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова, Е. В. Стародубцева) [1; 7]:

3 актуализации и проблематизации на основе рефлексивного анализа проблемы духовно-нравственного воспитания;

3 концептуализации, связанной с выделением ведущих ценностных смыслов, осуществлением ценностно-смыслового самоопределения по отношению к проблеме и путям ее решения;

3 оптимизации на основе моделирования вариантов решения родителями проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей;

3 рефлексии, проявляющейся в обращении сознания человека на самого себя с целью понимания собственных действий, последствий, ответственности, переживания событийных ситуаций.

Ответственное исполнение роли родителя, формирование родительской компетенции, проявляющейся в заботе, создании условий для благополучного роста и всестороннего развития детей, определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.

Поколенческий подход дает нам представление об особенностях современных детей — так называемого поколения Z, характерными чертами которых являются:

3 зависимость от мультимедийных и цифровых технологий, а значит, родители пытаются установить меру «общения» с гаджетами;

3 навыки опытных потребителей, знающих, чего они хотят и как это получить, следовательно, периодически возникают ситуации, связанные с требованиями со

Ответственное исполнение роли родителя, формирование родительской компетенции, проявляющейся в заботе, создании условий для благополучного роста и всестороннего развития детей, определяют состояние общества.

стороны детей покупки тех или иных товаров;

3 часто встречающийся синдром гиперактивности и дефицита внимания, поэтому у них возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они могут быть одаренными в каких-то сферах деятельности; это дети повышенно возбудимые, впечатлительные, непоседливые и непослушные, и родители часто не понимают, как найти с ними общий язык, сохранив гармонию в отношениях.

Деструктивное влияние современного социума, наличие большого количества процессов и явлений, оказывающих разрушающее воздействие на традиционную систему семейных отношений, приводят родителей к необходимости поиска баланса между соответствием семьи требованиям современного общества и поддержанием в ней благополучного микроклимата, основанного на следовании православным традициям и духовно-нравственным ценностям, что требует от родителей наличия определенных компетент-ностей.

Компетентностный подход, активно применяемый в современной педагогике, в последние годы широко используется в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению детей в школе и в семье. При этом исследователи отмечают сложность, многомерность и неоднозначность самих понятий «компетентность» и «компетенция». В целом под компетенцией понимается предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к деятельности (Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин). Компетентность рассматривается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств индивида, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей про-

С целью формирования родительской компетентности нами разработана программа работы с родителями «Истоки», предусматривающая оказание консультационного сопровождения по различным проблемам духовно-нравственного воспитания в семье.

фессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности (В. А. Сластенин).

Изучению родительской компетентности посвящены работы таких исследователей, как А. А. Бодалев, М. А. Евдокимова, М. О. Ерохина, Н. И. Мизина, Р. В. Ов-чарова, Е. О. Смирнова, В. В. Столин, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова и др. М. А. Евдокимова рассматривает родительскую компетентность как способность родителей организовать для ребенка семейную социально-педагогическую среду, в которой будут сформированы социальные навыки. В. В. Селина считает, что компетентный родитель должен обладать определенными личностно-деятельностными характеристиками, а это значит, что он способен принимать ребенка как ценность, владеть базовыми психолого-педагогическими знаниями, сотрудничать с ребенком в предметной деятельности, способствовать его социализации через семейное воспитание [5, с. 200].

С целью формирования родительской компетентности нами разработана программа работы с родителями «Истоки», предусматривающая оказание консультационного сопровождения по различным проблемам духовно-нравственного воспитания в семье. При реализации программы предусматривается проведение следующих форм учебных занятий и работ:

3 лекции, практические и семинарские занятия (традиционные формы занятий);

3 круглые столы, мастер-классы, мастерские, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом (активные и интерактивные формы занятий);

3 родительские вечера, клубы, чтения, ринги, тренинги; советы отцов, советы молодых семей (симуляционные формы);

3 практическая стажировка.

В ходе реализации данных форм учебных занятий и работ, имеющих событийный духовно-нравственный контекст, у родителей будут сформированы:

3 понимание категории «духовность»

как стремления к высшей истине и основы саморазвития, включающей осознание и формирование у себя и своих детей таких качеств личности, как смирение, кротость, любовь ко всем, миролюбие, терпимость к недостаткам другого, принятие другого, искренность, благодарность, умение радоваться за других и прочее;

3 эмпатически-ценностное отношение к детям, понимание и принятие их индивидуальности с опорой на знание особенностей их возрастной ступени развития;

3 ориентация на создание в семье атмосферы духовности, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, психологическая и физическая безопасность, эмоциональная синтонность (созвучие);

3 «позиционное самоопределение в ситуациях неопределенности, выбора, ак-

сиологического насыщения культурным опытом, ценностными ориентирами, идеалами, включенными в жизненный контекст, в собственные ценностные смыслы» [1, с. 109].

В таблице представлен минимальный набор компетенций, которые, по нашему мнению, должны быть сформированы у современного родителя, чтобы обеспечивать духовно-нравственное воспитание детей, что, безусловно, является невероятно сложной задачей в связи с необходимостью определения и унификации колоссального объема знаний, умений и навыков, которыми должен обладать ответственный родитель. Родительские компетенции направлены на создание условий для формирования и развития у детей эмоционально-ценностного и духовно-нравственного отношения к себе и миру.

Компетенции, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание

Предметная отнесенность Родительские компетенции

Предметные 3 Способность к понимаю и интерпретации основных категорий духовно-нравственной сферы в процессе межличностного общения со своими детьми. 3 Способность к адекватной оценке и поведению в ситуации, связанной с моральным выбором и нравственным самоопределением

Здоровьесберегающие 3 Способность к созданию условий для формирования физического, психического и духовного благополучия ребенка. 3 Способность к выполнению действий, связанных с благополучным разрешением конфликтов в семье, разбором ситуаций и извлечением пользы для духовно-нравственного развития ребенка

Психолого-педагогические 3 Способность к созданию условий для полноценного развития личности ребенка, направленного на постижение духовно-нравственных ценностей, и ее самосовершенствование. 3 Способность к организации традиционного семейного уклада, наполненного значимыми событиями, формирующими духовную сферу личности ребенка на основе взаимоуважения, доверия, любви к ближнему и радости за другого

Коммуникативные 3 Способность осуществлять позитивную коммуникацию, направленную на установление доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. 3 Способность к созданию детско-взрослой общности в пространстве семьи

Исходя из данного перечня формируемых компетентностей, под родительской компетентностью в сфере духовно-нравственного воспитания мы понимаем социально-педагогический феномен, представляющий собой совокупность знаний,

умений, навыков, установок и ценностных отношений родителей, направленных на создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям как к идеалу, сознательное стремление усовершенствовать себя, приблизить свою

жизнь к этому идеалу. При этом необходимо понимать тот факт, что лучший пример для подражания у детей — это образ жизни, поступки и поведение их родителей.

В рамках консультационного взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, которое показало, что:

3 79 % родителей затрудняются в определении ценностей, формируемых в духовно-нравственном воспитании;

3 83 % родителей обратили внимание на необходимость взаимодействия семьи, школы и церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

3 76 % родителей признались в наличии конкретных проблем с формированием духовно-нравственных ценностей в своей семье;

3 64 % родителей испытывают затруднения в духовно-нравственном воспитании детей.

ЛИТЕРАТУРА _

Таким образом, представленные подходы и технология консультационного сопровождения обеспечивают создание условий для принятия родителями как субъектами развития оптимальных решений по духовно-нравственному воспитанию своих детей; предполагают проведение на разных этапах диагностики, консультирования, коррекции.

Педагог, выступающий консультантом развития и реализующий данные подходы, ориентирован на формирование духовно-нравственного потенциала становящейся личности ребенка в настоящем и будущем. Именно поэтому важнейшей задачей современного образования является создание условий, в которых современные родители могли бы получить или углубить знания, направленные на приобщение семьи к духовно-нравственным ценностям.

1. Игнатьева, Г. А. Духовно-нравственные ориентиры позиционного самоопределения педагога / Г. А. Игнатьева, В. В. Николина //Четвертые Пюхтицкие чтения «Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность» : материалы международной научно-практической конференции (11—13 декабря 2015 г., Куремяэ, Эстония). — СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. — С. 106—110.

2. Игнатьева, Г. А. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов в системе повышения квалификации / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Педагогика и просвещение. — 2015. — № 4. — С. 359—372.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/ fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.

4. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. — URL: https://rg.ru/2016/12/01/putin-uspeh-rossii-v-raskrytii-talantov-molodogo-pokoleniia.html.

5. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Селина. — Великий Новгород, 2009. — 200 с.

6. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. — Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2015. — 272 с.

7. Стародубцева, Е. В. Консультационное сопровождение профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Стародубцева. — Н. Новгород, 2013. — 23 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.