ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Предприятие закупает у отечественного продавца и реализует следующие виды товаров: мука мясная, мука кровяная, мука птичья - перьевая.
Отечественный продавец, в свою очередь, закупает этот товар у иностранного поставщика.
Какая ставка НДС и на основании какого документа должна применяться приреализации указанного выше товара?
Предприятие производит аналог рыбной муки и концентраты, в состав которых при изготовлении входят следующие компоненты:рыбная мука, мясная мука, соевый шрот, подсолнечный шрот. В дальнейшем аналог рыбной муки и концентраты используются при приготовлении комбикормов для откармливания птицы и животных, а также реализуются оптом.
Правильно ли мы считаем, что аналог рыбной муки и концентраты являются кормовыми смесями, и, соответственно, применяем ставку НДС 10%?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 13 октября 1999 года
№ 04-03-11
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно Письму ГТК России от 18.06.1999 № 01-15/17167 «О перечне продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%» ввозимые на территорию Российской Федерации товары, включенные в товарную позицию 2301 «Мука тонкого и грубого помола и гранулы из мяса или мясных субпродуктов, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, непригодные для употребления в пищу; шкварки» Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10%.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений) по импортным и отечественным товарам установлены единые ставки налога на добавленную стоимость.
В связи с изложенным при реализации на территории Российской Федерации указанных товаров следует также применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%.
Что касается вопроса об отнесении аналогов рыбной муки и концентратов, используемых при приготовлении комбикормов, к конкретным товарным группам, то данный вопрос к компетенции Минфина России не относится. За разъяснениями по данному вопросу Вам следует обратиться в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 18.06.1999 № 01-15/17167 «О ПЕРЕЧНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ПО КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЕТСЯ СТАВКА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАЗМЕРЕ 10%»
«ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ТН ВЭД СНГ)» (принята на основании Соглашения стран СНГ от 03.11.1995) (Разделы 1-Х, группы 01 - 49)
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Вопрос: Предприятие, зарегистрированное в РФ, имеет представительство во Франции, которое финансируется со счета представительства во Франции на основании разрешения ЦБ РФ. Затраты по представительству включаются в баланс предприятия, зарегистрированного в РФ.
1. Относятся ли затраты, связанные с отчислениями на социальные нужды, произведенные представительствомроссийского предприятия в соответствии с законодательством Франции, на себестоимость выполненных работ, услуг?Допустимо ли их отнести на себестоимость по подп. «э» п. 2 Положения о составе затрат?
2. Представительство закупает ОС и ТМЦ, оплачивает услуги (например, телефонные) на территории Франции и платит при этом НДС согласно французскому законодательству. В результате это представительство имеет дебиторскую задолженность, которая не возмещается по французскому законодательству. Возмещаются ли уплаченные суммы ПДС согласно российскому законодательству?
3. Сотрудники головного предприятия периодически выезжают в представительство в служебную командировку, при этом визу без медицинской страховки не оформляют.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 20 октября 1999 года № 04-06-05
В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
1. В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» при определении налогооблагаемой прибыли российское предприятие обязано включить в общую сумму прибыли сумму прибыли (дохода), полученную за пределами Российской Федерации. При этом при определении общей суммы прибыли предприятия учитываются все расходы, понесенные предприятием как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Однако расходы, понесенные предприятием за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных российским законодательством.
Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся обязательные отчисления по установленным законодательством нормам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и т.д.
Таким образом, российское предприятие при расчете налогооблагаемой прибыли может вычесть только те затраты, которые связаны с отчислениями во внебюджетные фонды в соответствии с российским законодательством.
При этом Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом
Можно ли расходы по этой медицинской страховке отнести на себестоимость ?
Минфина России от 12 ноября 1996 года № 97 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что по строкам статьи «Отчисления на социальные нужды»: «в Фонд социального страхования»; «в Пенсионный фонд»; «в Фонд занятости»; «на медицинское страхование» отражаются образование и использование средств взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование по установленным законодательством Российской Федерации нормам от средств на оплату труда.
Следует также отметить, что соответствии с подп. «э» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, в себестоимость продукции разрешается включать налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, произведенные в соответствии с установленным российским законодательством порядком.
В этой связи отчисления на социальные нужды, произведенные представительством российского предприятия в соответствии с законодательством Франции, не должны включаться в себестоимость продукции (работ, услуг).
2. Возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных согласно налоговому законодательству Франции французским организациям ООО по основным средствам, товарно-материальным ценностям и услугам, действующим российским налоговым законодательством не предусмотрено.
В этой связи налог, уплаченный по данным товарам (услугам), учитывается вместе с их стоимостью.
3. В соответствии с подп. «и» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, в себестоимость продукции включаются затраты на командировки, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
В связи с вышеизложенным считаем возможным отнесение расходов по оплате медицинской страховки на себестоимость, если указанная оплата является обязательной при оформлении выездных документов, то есть без предъявления свидетельства об оплаченной медицинской страховке въездная виза в указанное государство не выдается.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.1996 № 97 (ред. от 20.10.1998) «О ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 № 37 (ред. от 06.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 (ред. от 12.07.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»
Вопрос: В сентябре 1998 года ООО заключило договор комиссии, по которому обязалось на основании поручения предприятия-комитента от своего имени в качестве продавца заключить экспортный контракт с инофирмой на поставку древесины, что было выполнено в конце 1998года Облагается ли НДС комиссионное вознаграждение ООО, учитывая, что предприятие-коми-тент само отправляет вагоны с товаром и оформляет при этом ГТДи ж/д накладные, товар на комиссию ООО оно не передает? ООО не ведется бухгалтерский учет на счете 004. Суммы комиссионного вознаграждения отражаются ООО как выручка от оказания посреднических услуг.
Поставляемый товар принимается и подлежит оплате по результатам измерения объема и проверки качества в пункте назначения, фактический объем определяется по результатам обмера при приемке древесины иностранной стороной. За невыполнение средней загрузки вагонов поставщиком выплачиваются штрафы иностранному покупателю за на-
Огвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 октября 1999 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость от этого налога освобождаются товары, реализуемые на экспорт, как собственного производства, так и приобретенные. Согласно п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) указанная льгота применяется и при реализации товаров на экспорт по договорам комиссии и поручения через посреднические организации.
Учитывая изложенное, при поставке организациями товаров на экспорт через посреднические организации по договору комиссии или поручения льгота по налогу на добавленную стоимость предоставляется организации - собственнику товаров. Комиссионное вознаграждение посреднической организации в этом случае от налога на добавленную стоимость не освобождается.
Что касается штрафных санкций, уплаченных иностранному юридическому лицу за нарушение договора поставки, то в соответствии с п. 29 вышеуказанной Инструкции средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (работ, услуг), облагаются налогом на добавлен-
рушение договора поставки. Облагаются ли НДС средства от взимания штрафов?
ную стоимость. В связи с этим штрафы за невыполнение средней загрузки вагонов от налога на добавленную стоимость не освобождаются.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56) (ред. от 17.02.1997) (вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИ-НАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)
Вопрос: ЗАО предоставляет иностранным юридическим лицам услуги по обработке информации. Согласно заключенным контрактамрезуль -таты обработки информации в электронном виде передаются в распоряжение иностранных организаций -покупателей по месту их нахождения - за пределы территории РФ и стран СНГ.
Правильно ли мы понимаем, что данные услуги не являются объектами налогообложения в соответствии со ст.ст. 3, 4 Закона «О НДС», или данные услуги относятся к экспортируемым и, соответственно, не облагаются НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 октября 1999 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом по вопросу отнесения услуг по обработке информации к экспортируемым Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подп. «г» п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) местом реализации услуг по обработке информации является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. В связи с этим услуги Вашей организации по обработке информации для иностранного заказчика не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается экспортируемых работ (услуг), то п. 14 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) предусмотрен перечень работ (услуг), относимых к экспортируемым. Услуги по обработке информации данным перечнем не предусмотрены.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Вопрос: ОАО по производству спирта и ликероводочных изделий осуществляет поставку своей продукции на экспорт через комиссионера. Согласно Закону «Об акцизах» моментом реализации подакцизных товаров является день их отгрузки (передачи). В то же время в ст. 39 Налогового кодекса, вступившего в силу с 1января 1999 года, реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товар. При передаче товаров комиссионеру право собственности не передается. Можно ли для исчисления акцизов по продукции, реализуемой через комиссионера, принимать дату отгрузки продукции покупателю от комиссионера?
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 29 октября 1999 года № 04-03-06
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом - и на безвозмездной основе. При этом п. 2 указанной статьи установлено, что место и момент фактической реализации товаров определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
Учитывая, что до введения в действие части второй Кодекса ссылки на нее приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов, при определении момента реализации подакцизных товаров следует руководствоваться Федеральным законом от 06.12.1991 № 1993-1 «Об акцизах» (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), плательщиками акцизов являются производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации. Согласно п. 5 ст. 5 данного Закона датой (моментом) реализации подакцизных товаров является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
В связи с изложенным по подакцизной продукции, реализуемой через комиссионера на экспорт, моментом начисления акцизов следует считать день отгрузки этой продукции со склада предприятия-производителя.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.07.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06Л2.1991 № 1993-1 (ред. от
10.02.1999)
«ОБ АКЦИЗАХ»
Вопрос: Здание, купленное в 1997 году американской компанией (головным офисом) на территории России, было передано ею на баланс представительства в России.
Порешению головного офиса планируется передать объект с баланса представительства на баланс головного офиса и с января2000года производить эксплуатацию и сдачу в аренду здания силами головного офиса.
Руководствуясь ст. ст. 9 и 21 Договора от 17.06.1992 между РФ и США об избежании двойного налогообложения, полагаем, что головной офис после постановки на свой баланс здания ирегистрации компании в налоговом органе в России, оформив заявления о предварительном освобождении от налога на имущество и от налога на доходы от недвижимого имущества, может осуществлять уплату вышеуказанных налогов в стране постоянного местопребывания, то есть в США. Правомерна ли наша позиция?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 1 ноября 1999 года № 04-06-05
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 года недвижимое имущество, принадлежащее резиденту одного Договаривающегося Государства и находящееся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, здание, принадлежащее американскому резиденту и находящееся на территории России, будет облагаться налогом на имущество в России.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 9 указанного Договора доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства, от сдачи в аренду здания, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
С учетом вышеизложенного доходы, получаемые американским резидентом от сдачи в аренду здания, находящегося на территории России, будут облагаться налогом на доходы в России.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.1992 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»
Вопрос: Относятся ли услуги вач-манских служб по охране иностранных судов, заходящих в российский порт, к экспортируемым и, соответственно, освобождаются ли они от НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 ноября 1999 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Вопрос: Предприятием была произведена операция по экспорту науч-но-техническойразработки. Данная разработка была приобретена по предварительному заказу предприятия непосредственно для дальнейшей реализации и имела совершенно конкретное материальное выражение.
В соответствии с п. 14 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) установлен перечень экспортируемых работ (услуг). В подп. «ж» данного пункта перечислены виды услуг по обслуживанию иностранных судов, которые относятся к экспортируемым. Услуги вачманских служб к числу экспортируемых не отнесены.
Для рассмотрения вопроса о том, подлежат ли услуги вачманских служб по охране иностранных судов обложению налогом на добавленную стоимость в России, необходимо определить место реализации этих услуг.
Услуги вачманской службы оказываются иностранным судам, заходящим в российский порт, а воды портов Российской Федерации относятся к внутренним морским водам.
Кроме того, следует учитывать, что на иностранные суда во время их пребывания в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации, они соблюдают пограничные, таможенные, налоговые (фискальные) и другие правила Российской Федерации. Таким образом, при определении места реализации услуг, оказываемых иностранному судну в российском порту, определяющим является то, что иностранное судно находится на территории российского порта и в данном случае территорией иностранного государства не является. Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) местом реализации услуг, оказываемых вачманской службой иностранным судам в морских портах России, является территория Российской Федерации. В связи с этим данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999)
«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 октября 1999 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом о порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте научно-
Экспорт был оформлен надлежащим образом, то есть существуют таможенные документы, подтверждающие факт пересечения границы (ИГР оформлена в виде комплекта технической документации).
Является ли ИГР товаром и предоставляется ли в таком случае льгота по НДС?
технической документации Департамент налоговой политики сообщает следующее.
По нашему мнению, в случаях, когда заказчик научно-технической разработки (с технической документацией) ее потребителем не является и приобретает техническую документацию с целью последующей продажи без дополнительной переработки, то для заказчика такая документация может рассматриваться как объект торговой операции, то есть как товар. В связи с этим в указанных случаях реализация товара заказчиками-перепродавцами за пределы государств - участников СНГ считается реализацией товара на экспорт, освобождаемой от налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Вопрос: 1. Каков порядок налогообложения налогам на прибыль поступающей валютной выручки от экспорта товаров для нашего ООО, если учетная политика предприятия - по оплате.
Курсовыеразницы отражаются в составе внереализационных доходов ирасходов и для целей налогообложения принимаются в суммах, учтенных по правилам бухгалтерского учета (по начислению).
2. Письмам ГНСРФ ВГ-б-02/837 «Об учете для целей налогообложения выручки от обязательной продажи валюты» установлено, что для целей налогообложения прибыли следует принимать выручку от обязательной продажи валюты по курсу, по которому она была продана уполномоченными банками в соответствии с поручениями клиентов на специальных торговых сессиях, либо Банку России с учетом предельно возможных отклонений против общего курса, установленного Банком России.
Значит ли это, что налогооблагаемая база налога на прибыль не уве-
Огеет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 сентября 1999 года № 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ООО и по существу вопроса сообщает следующее.
Поскольку из письма неясно, о каком конкретно налоговом периоде идет речь, предполагаем, что об операциях с валютной выручкой за 1999 год.
1. В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день определения предприятием в целях налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Поскольку Ваша организация выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяет «по оплате», то в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» (приложение № 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37), за соответствующий отчетный период по строке 2.1 «а» должно учитываться изменение выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом приведенной выше налоговой нормы.
личивается на сумму убытков, полученных от обязательной продажи валюты, и если да, то с какого времени отражается в налоговом учете данный порядок, не вступает ли он в противоречие с письмом ГНС РФ № НП-4-05/2бн от 27.03.1996 «О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам»?
При учете курсовых разниц необходимо руководствоваться Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 50, которым утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/95.
Согласно указанному Положению в бухгалтерском учете и отчетности отражается курсовая разница, возникшая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Центрального банка Российской Федерации на дату составления расчета отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз.
Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность.
Указанные разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток организации либо по мере их принятия к бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного года в виде сальдо по счету 83 «Доходы будущих периодов».
Действующим порядком определено, что внереализационные доходы (расходы), поименованные в п.п. 14 и 15 (в том числе курсовые разницы) Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, для налогообложения принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета.
2. Центральный банк Российской Федерации Положением от 28.09.1998 № 57-П «О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж» установил порядок и условия продажи валютной выручки (данный порядок действовал до 29 июня 1999 года - до введения в действие Положения Банка России от 16.06.1999 № 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж»).
Реализация экспортной выручки осуществлялась исключительно на специальных торговых сессиях. В случае, если валютная выручка, подлежащая обязательной продаже, не была продана уполномоченным банкам в течение трех рабочих дней от даты зачисления на отдельный лицевой счет, то уполномоченный банк обязан был продать указанную выручку Банку России по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России.
При этом Банк России должен был установить значения предельно возможных отклонений валютного курса на этих сессиях.
В связи с этим считаем возможным для целей налогообложения прибыли принимать выручку от обязательной продажи валюты по курсу, по которому она была продана уполномоченными банками в соответствии с поручениями клиентов на специальных торговых сессиях, либо - Банку России с учетом предельно возможных отклонений против общего курса, установленного Банком России. Это положение и было доведено письмами Госналогслужбы России от 27.03.1996 № НП-4-05/26н «О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам» и от 17.11.1998 № ВГ-6-02/837 «Об учете для целей налогообложения выручки от обязательной продажи валюты».
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (по Гражданскому кодексу РФ валюта относится к иному имуществу предприятия) для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества.
Причем налогооблагаемая база по налогу на прибыль не уменьшается на сумму убытков от реализации иного имущества, то есть убытки, полученные от обязательной продажи валюты, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 № 37 (ред. от 06.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 № 2116-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.1995 № 50 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/95»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 (ред. от 12.07.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»
Вопрос: Банк просит разъяснить, возникает ли налогооблагаемый доход у физического лица при совершении операций обмена наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства.
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПО ДОЛЛАРАМ США ЗА РОССИЙСКИЕ РУБЛИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СЕССИЯХ МЕЖБАНКОВСКИХ ВАЛЮТНЫХ БИРЖ» (утв. ЦБ РФ 28.09.1998 № 57-П) (ред. от 07.04.1999)
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ ЗА РОССИЙСКИЕ РУБЛИ НА ЕДИНОЙ ТОРГОВОЙ СЕССИИ МЕЖБАНКОВСКИХ ВАЛЮТНЫХ БИРЖ» (утв. ЦБ РФ 16.06.1999 № 77-П) (ред. от 23.09.1999)
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 27.03.1996 № НП-4-05/26н «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И СРОЧНЫМ ВАЛЮТНЫМ СДЕЛКАМ»
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 17.11.1998 № ВГ-6-02/837 «ОБ УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ВАЛЮТЫ»
«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56) (ред. от 17.02.1997) (вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 08.07.99)
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 октября 1999 года № 04-04-06
На Ваше письмо по вопросу налогообложения дохода при совершении физическим лицом операций обмена наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с Указаниями Банка России от 28 мая 1999 года № 568-У «О внесении изменений и дополнений в Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации, Указания Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» и Указания Банка Рос-
сии «О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации» кросс - курс Банка России -это валютный курс одной иностранной валюты к другой иностранной валюте, рассчитанный по установленным Банком России официальным курсам этих валют к российскому рублю.
В соответствии с основным методом пересчета иностранных валют в российские рубли каждый оборот пересчитывает-ся в доллары США по кросс - курсу Банка России на дату его осуществления или по курсу, который фактически имел место при его осуществлении.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 27 февраля 1995 года № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками» установлено, что курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс-курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно приказом по банку либо отдельным распоряжением руководителя соответствующего подразделения банка, которому приказом по банку предоставлено право устанавливать указанные курсы покупки и продажи (п.п. 1.16 и 1.17).
Синтетический учет ведется в рублях. При этом иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу иностранной валюты к рублю, установленному Банком России на текущую дату.
При совершении обменным пунктом операций с физическими лицами (резидентами и нерезидентами) по обмену (конверсии) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства кассир обменного пункта оформляет и выдает физическому лицу (резиденту и нерезиденту) экземпляр клиента бланка строгой отчетности «Справка ф. № 0406007».
Кассиром обменного пункта отдельно учитываются обороты на сумму купленной и проданной наличной иностранной валюты, то есть в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации, обменная операция одной иностранной валюты на другую учитывается как две самостоятельные операции исходя из курсов Банка России этих иностранных валют к рублю на текущую дату.
В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» при продаже или покупке иностранной валюты по курсу, соответственно, ниже или выше установленного налогооблагаемый доход определяется в виде разницы между курсом, установленным Центральным банком Российской Федерации, и курсом, по которому валюта была фактически продана или приобретена физическим лицом.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, при совершении физическим лицом обменных операций к ним могут быть применены положения Закона Российской Федерации «О подоходном налоге физических лиц».
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 28.05.1999 № 568-У «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНОСТИ И ДРУГОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 27.02.1995 № 27 (ред. от 28.09.1999)
«О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШЕНИЯ И УЧЕТА ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 № 35 (ред. от 28.04.1999)
«ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 № 1998-1 (ред. от 04.05.1999) «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Просим разъяснить вопросы, связанные с налогообложением доходов, получаемых работниками представительств российского банка за границей, если средства на выплату заработной платы представительство получает отроссийского банка. Предполагается, что в представительствах банка за границей
Ответ:
Согласно подп. «э» п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее по тексту - Закон) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые физическими лицами от государственных учреждений и организаций, направивших их на работу за границу, - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации об оплате труда по каждой контрактной должности государственно-
будут работать граждане Российской Федерации, направляемые на работу за границу, которые согласно условиям их найма будут проживать на территории иностранного государства более 183 дней в календарном году, родственники этих лиц, проживающие вместе с ними (которые также будут проживать на территории иностранного государства более 183 дней в календарном году), принимаемые на работу на внештатные должности, и иностранные граждане, также принимаемые на внештатные должности, постоянно проживающие на территории иностранного государства.
го служащего в соответствующем иностранном государстве, не включаются в совокупный доход.
Данная льгота предоставляется только работникам государственных учреждений и организаций, имеющих свои представительства в других государствах, по получаемым ими доходам в представительствах государственных учреждений и организаций за работы, непосредственно связанные с исполнением трудовых обязанностей, вытекающих из трудовых договоров.
Поскольку банк не относится к государственным учреждениям и организациям, названная льгота не распространяется на работников представительств российского банка за границей.
Таким образом, налогообложение доходов работников, направленных на работу негосударственными учреждениями и организациями, имеющими свои представительства в других государствах, производится на общих основаниях.
В соответствии со ст. 1 Закона плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона объектом налогообложения у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации (проживающих в Российской Федерации в общей сложности менее 183 дней в календарном году), является совокупный доход, полученный в календарном году бт источников в Российской Федерации.
Поскольку средства на выплату заработной платы перечисляются в представительство за рубежом из российского банка, то начисление заработной платы производится у источника выплаты дохода находится в Российской Федерации.
Указанные в вопросе категории граждан относятся к лицам, не имеющим постоянного местожительства в Российской Федерации, получающим доходы из источников в Российской Федерации. Особенности удержания и уплаты подоходного налога физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, с доходов в виде заработной платы, других доходов, являющихся материальными и социальными благами, изложены в ст. 17 Закона и в разд. VI Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».
С доходов, указанных в гл. II Закона (по основному месту работы), а также с доходов, полученных наряду с основным местом работы (указанных в гл. III Закона), налог удерживается в порядке, предусмотренном этими главами.
С других доходов из источников в Российской Федерации, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, налог удерживается у источника выплаты по ставке 3 процента в федеральный
бюджет и по ставке 17% в бюджеты субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР и решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности.
Вопрос: В контракте на поставку иностранной фирмой оборудования предусмотрено также оказаниероссийскому предприятию услуг по монтажу и обучению персонала. Может лироссийское предприятие включить в стоимость оборудования НДС, удержанный из средств, перечисляемых иностранной организации?
О таких доходах и суммах удержанного налога предприятия, учреждения, организации и иные работодатели (в частности и банки) сообщают налоговым органам в порядке, предусмотренном п.66 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».
П.П. Грузин
Советник налоговой службы 1ранга 24.09.1999
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 № 35 (ред. от 28.04.1999) «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 № 1998-1 (ред. от 04.05.1999) «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
Ответ:
Если в спецификации к контракту, кроме стоимости оборудования, отдельной строкой указана стоимость предоставления услуг по его монтажу и обучению персонала, в соответствии с подп. «б» п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» местом реализации таких услуг признается место их фактического осуществления.
Поэтому стоимость вышеназванных услуг, оказанных иностранным юридическим лицом - нерезидентом на территории России, включается у российского предприятия - покупателя в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, является частью стоимости оказанной услуги и удерживается из средств, перечисляемых иностранной компании.
В соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 20.07.1998 № ЗЗн) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 48 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» по основным средствам, вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при их приобретении, не производится.
Поэтому сумма налога на добавленную стоимость, удержанная из средств, перечисляемых иностранной организации за услуги по монтажу и обучению персонала, относится на увеличение стоимости оборудования как часть стоимости этих работ, оговоренной в контракте на приобретение оборудования, без возмещения из бюджета.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.07.1998 № ЗЗн «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»
Вопрос: Может ли российское предприятие включить в стоимость промышленного оборудования НДС, уплаченный за иностранную организацию, оказавшую ей услуги по монтажу этого оборудования, если налог уплачен за счет собственных средств предприятия, а не удержан из средств, перечисляемых иностранному партнеру?
Ответ:
Если в спецификации к контракту, кроме стоимости оборудования, отдельной строкой указана стоимость предоставления услуг по его монтажу, в соответствии с подп. «б» п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» местом реализации таких услуг признается место их фактического осуществления.
Поэтому стоимость вышеназванной услуги, оказанной иностранным юридическим лицом - нерезидентом на территории России, включается у российского предприятия - покупателя в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, является частью стоимости оказанной услуги и уплачивается за счет средств, перечисляемых иностранной компании.
В соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету Ьсновных средств (утв. приказом Минфина России от 20.07.1998 № ЗЗн) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 48 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» по основным средствам, вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при их приобретении, не производится.
Поэтому, если российское предприятие налог на добавленную стоимость за иностранное предприятие уплачивает за
счет собственных средств, то оно не имеет оснований для включения этой суммы в стоимость приобретенного оборудования, так как в этом случае налог не является частью фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Уплаченные в бюджет суммы налога на добавленную стоимость в этом случае покрываются налогоплательщиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Ссылки на нормативные акты:
М.Н. Охлопкова
Советник налоговой службы /ранга 25.10.1999
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.07.1998 № ЗЗн «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»
Вопрос: Медицинское предприятие производит лекарственные средства как для внутрироссийского потребления, так и для поставки в государства - участники СНГ. Учитывая, что лекарственные средства, поставляемые в государства -участники СНГ, отпускаются с НДС, правомерно ли принимать к зачету (возмещению из бюджета) сумму НДС, уплаченную поставщикам по материальнымресурсам?
Ответ:
Так как стоимость лекарственных средств, реализуемых хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, облагается НДС, то при исчислении российским медицинским предприятием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, следует пользоваться порядком, предусмотренным ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений), на основании которой суммы налога, подлежащие внесению в бюджет, определяются в виде разницы между суммой НДС, полученной от покупателей (в данном случае от хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на себестоимость лекарственных средств, производимых для поставки хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ.
При этом распределение затрат при производстве лекарственных средств для государств - участников СНГ (с НДС) может производиться пропорционально объему поставки лекарственных средств в государства-участники СНГ в общем объеме реализации лекарственных средств (как для внутрироссийского потребления (без НДС), так и для поставки в государства - участники СНГ) с оформлением соответствующего организационно-распорядительного документа руководителя предприятия.
Для сохранения права на применение льготного налогового режима по НДС при реализации лекарственных средств для внутрироссийского потребления необходимо соблюдать условия, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений).
И.Е. Муравьева
Советник налоговой службы Пранга 11.10.1999
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Вопрос: Действующее с 1 января 1999года Положение по бухгалтерскомуучету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98) определяет товары как часть ма-териалыю-производственных запасов организации, приобретенную или полученную от других юридических и физических лиц и предназначенную для продажи и перепродажи без дополнительной обработки. При этом указанные запасы принимаются к бухучету по фактической себестоимости, которая определена в ПБУ 5/98 как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательствам РФ).
В связи с вышеизложенным означают ли приведенные выше определения, что для целей обложения налогом на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при расчете покупной стоимости товаров можно включать в нее перечисленные в ПБУ 5/98расходы, как-то: затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков и прочие подобные затраты?
Ответ:
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.1998 № 25н, товары определяются как часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
В соответствии с п. 6 ПБУ 5/98 затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в их покупную стоимость.
Таким образом, при определении покупной цены товаров учитываются, в частности, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации и затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит).
При этом должно быть подтверждено, что указанные затраты связаны непосредственно с приобретением товаров.
Облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы аналогична облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 18.10.1991 № 1759-1 (ред. от 04.05.1999) (по состоянию на 1 июля 1999 года) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос: Представительством иностранной компании в режиме временного ввоза были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации автомобили, необходимые для осуществления деятельности представительства.
Срок временного ввоза установлен таможенным органом с учетом срока действия разрешения на открытие представительства.
В соответствии с Распоряжением ПК России от 19.02.1999 № 01-14/223 «Об Указании ГТК России от 10.11.1994 М 01-12/1276» по истечении заявленного срока временного ввоза автомобили, находящиеся врежиме временного ввоза, были переоформлены врежим свободного обращения.
Однако сотрудники ГИБДД разъясняют, что в связи с выпуском автомобилей в свободное обращение необходимо произвести уплату налога на приобретение автотранспортных средств.
Перевод автомобилей из одного таможенного режима в другой никак не связан с приобретением автотранспортных средств, то есть в этом случае, по нашему мнению, не возникает объекта обложения этим налогом. Правомерна ли наша точка зрения?
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.1998 № 25н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПБУ 5/98»
Ответ:
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают юридические лица и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
Таким образом, если налогоплательщик не приобретает автотранспортные средства, а осуществляет какие-либо действия с данными средствами, находящимися к моменту таких действий в его собственности, то у него не возникает объекта обложения налогом на приобретение автотранспортных средств.
Кроме того, сообщаем, что регистрация и перерегистрация автотранспортных средств не являются основанием для уплаты налога на приобретение автотранспортных средств в том случае, если регистрация и перерегистрация производятся при передаче автотранспортных средств от одного структурного подразделения другому внутри организации.
A.B. Балесная
С оветник налоговой службы Шранга 14.10.1999
Ссылки на нормативные акты:
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 19.02.1999 № 01-14/223 «ОБ УКАЗАНИИ ГТК РОССИИ ОТ 10.11.1994 № 01-12/1276»
ЗАКОН РФ от 18.10.1991 № 1759-1 (ред. от 04.05.1999) (по состоянию на 1 июля 1999 года) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос: Облагается ли налогом продаж стоимость экскурсионных и туристических путевок, реализуемых в страны СНГ?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ).
Это означает, что стоимость услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации, облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке.
При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации не вправе предоставлять налоговую льготу по данному виду деятельности.
Что касается реализации туристических путевок в страны СНГ, то при решении этого вопроса надо исходить из следующего.
Поскольку в перечне товаров (работ, услуг), не облагаемых согласно вышеназванному Закону налогом с продаж, услуги туристических фирм, связанные с поездками в страны СНГ, не отражены, то данный вопрос следует решать на уровне субъекта Российской Федерации.
В целях недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения указанный Закон предоставил законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право самостоятельно решать, какие товары, работы или услуги являются товарами первой необходимости, стоимость которых по решению этих органов не является объектом обложения налогом с продаж.
Таким образом, каждый регион устанавливает свой дополнительный перечень конкретных товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж.
Из изложенного следует, что если законом субъекта Российской Федерации о налоге с продаж услуги туристических фирм, занимающихся туризмом и экскурсиями в страны СНГ, включая и территорию Российской Федерации, не освобождены от налогообложения, то их стоимость является объектом налогообложения по налогу с продаж.
Ссылки на нормативные акты:
О.С. Думинская
Советник налоговой службы IIIранга 25.10.1999
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 № 150-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Вопрос: Включаются ли в совокупный налогооблагаемый доход работника расходы на лечение, оплаченные предприятием зарубежной фирме на основании заключенного договора, стоимость проезда до места лечения, проживания в гостинице, телефонных переговоров, услуг переводчика, оформления визы физическому лицу?
Огеет:
В соответствии с подп. «я» п. 8 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» не облагается подоходным налогом стоимость амбулаторного или медицинского стационарного обслуживания своих работников и (или) членов их семей.
Учитывая изложенное, не включаются в совокупный доход работнику и (или) членам его семьи расходы на лечение, оплаченные предприятием зарубежной фирме на основании заключенного договора.
Налогообложение стоимости проезда до места лечения, проживания в гостинице, телефонных переговоров, услуг переводчика, оформление визы физическому лицу производится предприятием-работодателем или налоговой инспекцией на основании декларации физического лица.
И.Н. Ивер
Советник налоговой службы IIIранга 22.10.1999
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 № 35 (ред. от 28.04.1999) «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Заключен контракт на поставку растворимого кофе на условиях С1Р. В поставленной партии товара оказались банки кофе в дефектной таре. Имеет ли право покупатель вернуть товар продавцу и кто в этом случае будет нести транспортные и другие расходы, связанные с возвратом товара?
Ответ:
Как известно, условия поставки С1Р (франко фрахт со страхованием) означают, что продавец должен оплатить стоимость фрахта до места назначения товара, а также дополнительно обязан заключить договор о страховании с отнесением риска утраты товара или его порчи во время транспортировки на покупателя. (Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», 1990 год).
В случае поставки товара в дефектной таре покупатель имеет право вернуть товар продавцу. В этом случае транспортные и другие расходы, связанные с поставкой и возвратом товара, относятся на счет продавца. Основанием для возврата товара будет считаться акт, составленный в пункте назначения.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку хозяйственных товаров на условиях франко финляндско-россий-ская граница. Что должна включать в себя цена?
Ответ:
Цена должна включать стоимость тары, упаковки, маркировки и транспортировки от места погрузки до финлянд-ско-российской границы.
Следует отметить, что условия поставки «франко-грани -ца» не регулируются «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год), поэтому в контракте должны быть детально оговорены права и обязанности продавца и покупателя.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Кто осуществляет страхование товара в случае заключения контракта на поставку оборудования на условиях франко-вагон (граница, станция)?
Ответ:
«Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год) не содержат условия поставки фран-ко-вагон (граница, станция), поэтому целесообразно в контракте детально оговорить порядок распределения расходов и обязанностей продавца и покупателя по продвижению товара.
В соответствии с условиями поставки группы Б покупатель принимает на себя все заботы по страхованию в пользу продавца поставляемого по контракту товара (в частности, оборудования) с момента его отгрузки с завода продавца и/или его субпоставщика до момента поставки в соответствии с правилами транспортного страхования.
Расходы по страхованию от завода продавца и/или субпоставщика до момента поставки товара в размере, начисленном в процентах от страховой суммы, относятся на счет продавца и удерживаются при оплате счетов покупателем.
Страхование за время всего периода транспортировки и перевалок должно производиться на условиях с ответственностью за частную аварию, включая различные повреждения грузов.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Как распределяются расходы между продавцом и покупателем при заключении контракта на условиях ЕХ№ (с завода-поставщика)?
Ответ:
В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год) при заключении контракта на условиях ЕХ\¥ (с завода-поставщика) расходы между продавцом и покупателем распределяются следующим образом.
Продавец обязан:
1. Нести все связанные с товаром расходы до тех пор, пока товар не будет предоставлен в распоряжение покупателя на своей территории (заводе, месте изготовления, складе и т.п.) в согласованный момент времени или в течение согласованного срока.
2. Нести расходы по проверке товара (его качества, измерения, взвешивания и подсчета), которые необходимы для того, чтобы предоставить товар в распоряжение покупателя.
3. Нести расходы по упаковке товара, которая необходима для перевозки товара и его сохранности во время транспортировки.
Покупатель, в свою очередь, обязан:
1. Оплатить товар в соответствии с контрактом.
2. Нести все расходы, связанные с товаром, с момента, когда товар был предоставлен в его распоряжение.
3. Нести все дополнительные расходы, которые возникают либо в результате того, что товар после того, как он был предоставлен в распоряжение покупателя, не был принят, либо в результате того, что покупатель вовремя не известил продавца о моменте приемки.
4. Оплатить все пошлины, налоги и другие государственные сборы и расходы по прохождению таможенных формальностей, возникающих при ввозе, вывозе товара или провозе его по территории третьей страны.
5. Возместить продавцу все расходы и затраты, которые могут у него возникнуть при оказании помощи покупателю в получении разрешения на вывоз товара с его территории.
6. Оплатить все расходы и сборы по оформлению документов, которые выдаются или отправляются в стране поставщика и/или стране происхождения товара и требуются покупателю для вывоза и/или ввоза товара и, при необходимости, для провоза его по территории третьей страны.
7. При отсутствии иной договоренности нести расходы по проверке товара перед отгрузкой.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Кто оплачивает транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных товаров, на территории страны покупателя при условии, что контракт заключен на условиях поставки О АБ?
Ответ:
Прежде всего продавец не несет ответственности по устранению дефектов, возникших на территории страны покупателя из-за условий транспортировки или хранения, не соответствующих маркировке («Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», 1990 год).
В разделе «Гарантии» договора должно быть оговорено, что если в течение срока гарантии выявляются недостатки, неполнота и/или некомплектность товара, то продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления или полной или частичной замены, а также допоставить недостающее на основании соответствующих претензий покупателя.
Замененный дефектный товар и/или его части возвращаются продавцу по его требованию и за его счет в сроки, оговоренные сторонами сделки. Транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных товаров, а также допоставкой недостающих товаров как на территории страны продавца и стран транзита, так и на территории страны покупателя несет продавец.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку инструментов на условиях БАР. Какая должна быть использована упаковка и маркировка? Обязан ли продавец возместить покупателю расходы, которые могут возникнуть вследствие неправильной или неполной маркировки?
Ответ:
Товар (в данном случае инструменты) должен отгружаться в соответствующей экспортной упаковке. Упаковка и консервация должны обеспечить полную сохранность товара от всякого рода повреждений и коррозии при перевозке его всеми видами сухопутного транспорта с учетом нескольких перегрузок в пути («Международные правила токования торговых терминов «Инкотермс», 1990 год).
Упаковка должна иметь надлежащую маркировку.
Маркировка должна быть нанесена четко, несмываемой краской, на русском языке и иметь следующее содержание:
- наименование грузополучателя;
- номер контракта;
- вес брутто;
- вес нетто;
- размеры ящика в см (длина, высота, ширина);
- наименование грузоотправителя.
Места, требующие специального обращения, должны иметь дополнительную маркировку:
«Верх! Осторожно! Не кантовать! Температура хранения».
Продавец несет ответственность за любое повреждение товара вследствие ненадлежащей упаковки и консервации.
Продавец также обязан возместить покупателю дополнительные расходы, которые могут возникнуть вследствие неправильной и/или неполной маркировки.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку мясных и овощных консервов на условиях франко-склад Москва. В какой момент осуществляется переход рисков и права собственности на товар от продавца к покупателю? Кто оплачиваетрасходы и налоги с момента доставки продавцом груза?
Ответ:
Условия поставки «франко-склад» не оговариваются в «Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год), поэтому эти условия должны быть подробно изложены в тексте контракта.
Все расходы, налоги любого вида с момента доставки продавцом груза по условиям франко-склад Москва или франко-склад любой другой город оплачивает покупатель.
Разгрузочно-погрузочные работы также оплачивает покупатель за свой счет.
Право собственности на товар, а также все риски, связанные с ним, переходят от продавца к покупателю с момента доставки товара на базы и склады в Москве или любом другом городе.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС» (Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку пиломатериалов на условиях CIFfree in and out. В случае, если зафрахтованное судно погибнет или выйдет из строя, какие действия могут предпринять продавец и покупатель?
Ответ:
Как известно, при заключении контракта на условиях CIF («Международные правила толкования торговых терминов «Ин-котермс», 1990 год) продавец берет на себя обязанность зафрахтовать судно для перевозки (как фрахтователь) и застраховать товар (как страхователь). Если стороны договорились о поставке товара (пиломатериалов) на условиях CIF free in and out - свободно при погрузке и выгрузке, это означает, что расходы по стивидорным работам берет на себя покупатель.
В случае, если какое-либо судно, зафрахтованное продавцом или названное им, погибнет или выйдет из строя вследствие повреждения до погрузки товара после того, как о его фрахтовании было объявлено покупателю, то с этого момента продавец имеет право опциона зафрахтовать другое судно в пределах сроков, предусмотренных в контракте, или аннулировать контракт в части предполагавшейся отгрузки, предварительно известив об этом покупателя.
Покупатель, в свою очередь, имеет право немедленно забрать товар по предусмотренной контрактом цене «CIF» за вычетом стоимости страхования и ставки фрахта, по которой было зафрахтовано судно.
Продавец не несет никакой ответственности за любые потери покупателя, возникшие вследствие задержки отгрузки по причинам, находящимся вне контроля продавца.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС»
(Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку чугуна на условиях СЖ За чей счет продавец должен застраховать поставляемый чугун от воен-клх и прочих рисков?
Ответ:
В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год) при заключении контракта на условиях СШ (стоимость, страхование и фрахт) продавец обязан застраховать чугун от обычных морских рисков за свой счет. По поручению покупателя продавец может застраховать поставляемый чугун также от военных и прочих рисков, что, соответственно, должно быть оговорено в товарном аккредитиве. Расходы по страхованию от военных и прочих рисков покупатель должен возместить продавцу в порядке, который должен быть оговорен в контракте в разделе «Платеж».
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС»
(Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключается контракт на поставку товара на условиях CJF. Как распределяются сборы, налоги и таможенные расходы, связанные с выполнением контракта между продавцом и покупателем? Чьей обязанностью является получение импортной лицензии?
Ответ:
В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (изд. 1990 год) при заключении контракта на условиях С1Р (стоимость, страхование и фрахт) все сборы, налоги и таможенные расходы, связанные с выполнением контракта и взимаемые на территории страны продавца, оплачиваются продавцом. Все сборы, налоги и таможенные расходы, взимаемые на территории страны покупателя, а также на иностранной по отношению к сторонам территории, оплачиваются покупателем. Получение импортной лицензии является обязанностью покупателя. Лицензия должна быть получена покупателем в определенный срок, оговоренный в контракте. О получении импортной лицензии покупатель обязан немедленно известить продавца.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС»
(Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку чугуна на условиях CIF. Кто оплачивает демердж за простой судна в порту разгрузки?
Ответ:
В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (1990 год) при заключении контракта на условиях СШ (стоимость, страхование и фрахт) продавец обязуется зафрахтовать тоннаж и отгрузить чугун в порт назначения. По окончании погрузки продавец сообщает покупателю по телефону наименование судна, наименование и количество отгруженного товара.
Выгрузка чугуна из трюмов в порту назначения производится за счет и средствами покупателя по установленной в контракте норме.
Если судно будет задержано под выгрузкой больше времени, чем предусмотрено установленной в контракте нормой, покупатель оплачивает демередж за простой судна.
Ссылки на нормативные акты:
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС»
(Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
Вопрос: Заключен контракт на поставку сырой нефти наливом на условиях FOB. При каких условиях продавец имеет право отказаться от поставки товара и понесенные при этом убытки не будут на него переложены?
Ответ:
В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» (изд. 1990 год) при заключении контракта на условиях РОВ (франко-борт) покупатель обязан сообщить продавцу надлежащим образом название судна, место отправки и необходимый срок поставки.
В конкретном случае покупатель в соответствии с согласованным сторонами графиком должен сообщить по телеграфу или телетайпу в сроки, оговоренные в контракте (обычно не позднее, чем за 15 дней до прибытия танкера в порт погрузки), наименование, грузоподъемность, флаг и осадку танкера, приблизительную дату его прибытия в порт погрузки, а также порт назначения.
Кроме того, капитан должен сообщить по телеграфу продавцу и агенту судовладельца в порту погрузки об ожидаемом прибытии танкера в порт погрузки.
Несвоевременное получение одного из указанных выше сообщений по телеграфу или телетайпу или несвоевременное прибытие в порт погрузки танкера дает продавцу право на соответствующую отсрочку поставки той партии товара, которая подлежала отгрузке данным танкером.
Если танкер не прибудет в порт погрузки в течение определенного периода времени, оговоренного в контракте, после сообщенного покупателем срока прибытия, то продавец имеет право отказаться от поставки соответствующего количества товара, для которого не был своевременно подан танкер.
Во всех случаях задержки поставки товара и простоя танкера, связанных с несвоевременным получением одного из вышеуказанных сообщений, а также с задержкой в прибытии танкера, продавец освобождается от ответственности за соответствующие задержки в поставке товара, а понесенные при этом убытки покупателя не могут быть переложены на продавца.
Ссылки на нормативные акты:
Н.Н. Голякова
Министерство торговли РФ 20.09.1999
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ «ИНКОТЕРМС»
(Публикация Международной торговой палаты 1990 года, № 460)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: В августе 1998года ЗАО оплатило аванс за поставку продукции в иностранной валюте, продукция получена от иностранного поставщика в январе 1999 года. За это время у ЗАО образовалась положительная курсовая разница по расчетам с поставщиком. Можно ли в 1999 году скорректировать в сторону уменьшения налогооблагаемую прибыль на сумму превышения положительных курсовьисразниц над отрицательными, образовавшимися
Ответ:
Согласно Федеральному закону от 03.03.1999 № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в случае, если при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога от фактической прибыли за 1998 г. уменьшается на сумму указанного превышения.
Письмом МНС России от 15.03.1999 № ГБ-6-02/180 разъяснено, что в связи с указанным Федеральным законом подлежат
за этот же период, т.к. в 1998году такая корректировка не была сделана?
уточнению представленные расчеты по налогу на прибыль за III и IV кварталы 1998 года, а излишне внесенные в бюджет суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в установленном порядке.
Начиная с 1 января 1999 года при расчете валовой прибыли, подлежащей налогообложению, курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте учитываются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1997 № 13-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, ред. от 12.07.1999). Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль за 1998 год уменьшается на сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной только по курсовым разницам, образовавшимся за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года.
2. Налогооблагаемая прибыль за 1999 год корректировке на подобное превышение положительной курсовой разницы над отрицательной, образовавшейся за период с 01.08.1998 по 31.12.1998, не подлежит.
В случае, если расчет налога на прибыль за 1998 год был составлен и сдан в налоговую инспекцию без учета положений, предусмотренных Федеральным законом № 45-ФЗ, для внесения в него исправлений необходимо сделать следующее:
1. Определить сумму положительных курсовых разниц, образовавшихся по валютным счетам и операциям в иностранной валюте за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года включительно.
2. Определить сумму отрицательных курсовых разниц, образовавшихся по валютным счетам и операциям в иностранной валюте за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года включительно.
3. Определить превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц (п. 1 - п. 2).
4. Внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет исправительной проводкой Д 68 - К 88, так как исправления вносятся в 1999 году, то есть в том периоде, когда были выявлены искажения.
5. Уточнить представленные в налоговую инспекцию справки (приложение № 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37) и расчеты налога от фактической прибыли (Приложение № 8 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37) за III и IV кварталы 1998 года.
В бухгалтерской отчетности за 1999 год корректировка прибыли на сумму превышения положительных курсовых разниц над отрицательными, образовавшуюся за период с 01.08.1998
по 31.12.1998, не производится. Излишне уплаченная в бюджет сумма налога на прибыль за 1998 год в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату в порядке, установленном указанной статьей Налогового кодекса РФ.
В.А. Остояч
Центр исследований проблем налогообложения 22.10.1999
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.03.1999 № 45-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (принят ГД ФС РФ 10.02.1999)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 15.03.1999 № ГБ-6-02/180 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 03.03.1999 № 45-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.1997 № 13-Ф3 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 (ред. от 12.07.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 № 37 (ред. от 06.07.1999) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.07.1999)
«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56) (ред. от 17.02.1997) (вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)