Научная статья на тему 'Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации'

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 января 2000 года № 04-03-01

Минфин России, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации топлива, бортпитания и при оказании услуг этой авиакомпании, сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений) особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, устанавливаются межгосударственными соглашениями Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. Подобное соглашение с Украиной в настоящее время отсутствует. Поэтому реализация российских товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Украины осуществляется в соответствии с п. 17 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставке в размере 20% от стоимости товаров (работ, услуг), независимо от назначения приобретаемых товаров (работ, услуг).

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации), если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются

Вопрос: Следует ли российским авиакомпаниям начислять НДС по соответствующим ставкам на реализацию топлива, бортпитания и оказание услуг украинской авиакомпании ?

правила и нормы международных договоров Российской Федерации. При этом согласно ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством, подлежат ратификации. Сведений о ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта в Минфине России не имеется.

Одновременно сообщается, что ст. 17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, подписанного 2 апреля 1999 года главами государств - участников СНГ, в том числе Украины, в данное Соглашение включена ст. 8а, которой предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной договаривающейся стороны на таможенную территорию другой договаривающейся стороны. В связи с этим вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость вышеуказанных товаров (работ, услуг) может быть решен после ратификации данного Протокола в установленном порядке.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)

«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 № 101-ФЗ «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 16.06.95)

СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.04.94 «О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)

Вопрос: Возможно ли освобождение от НДС транспортных услуг, оказываемых российскими юридическими лицами иностранным юридическим лицам на основе договоров «тайм-чартер» ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 2 июня 1997 года № 04-03-01

Минфин России, рассмотрев письмо Минтранса России и Госналогслужбы России по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость транспортных услуг, оказываемых российскими юридическими лицами иностранным юридическим и физическим лицам на основе договоров «тайм-чартер», сообщает следующее.

Согласно Кодексу торгового мореплавания бывшего Союза ССР, действующему в настоящее время, «тайм-чартер» -это договор фрахтования судна на время.

В соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации договор фрахтования на время относится к договорам аренды.

В связи с этим рассматривать договор фрахтования судна на время как договор перевозки оснований не имеется.

Учитывая изложенное, согласно законодательству по налогу на добавленную стоимость суммы, перечисляемые иностранной фирмой или физическим лицом транспортной российской организации за услуги по сдаче в аренду морских судов («тайм-чартер»), включаются в оборот, облагаемый этим налогом.

В соответствии с действующим налоговым законодательством вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут быть решены только на уровне законодательных органов власти путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.

Правительству Российской Федерации вносить изменения в действующее налоговое законодательство право не предоставлено.

Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» установлено, что одним из направлений государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

В связи с изложенным ваше предложение об освобождении от налога на добавленную стоимость транспортных услуг, оказываемых иностранным юридическим и физическим лицам на основе договоров «тайм-чартер», не поддерживается.

Руководитель Департамента налоговых реформ А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68) (ред. от 02.12.87)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 12.08.96)

УКАЗ Президента РФ от 08.05.96 № 685 (ред. от 03.04.97) «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ НАЛОГОВОЙ И ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Вопрос: Российские судовладельческие компании сдают в аренду морские суда по договорам *тайм-чартер»«бербоут - чартер», а также оказывают услуги по перевозке грузов морским транспортом нерезидентам. Каков порядок возмещения из бюджета (зачета) НДС судовладельческим компаниям, уплаченного ими за товары (работы, услуги) поставщикам - российским организациям во исполнение указанных выше договоров и услуг?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 июля 1997 года № 04-03-08

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо о порядке возмещения налога на добавленную стоимость российским судовладельческим компаниям при сдаче в аренду морских судов, а также при оказании услуг по перевозке грузов морским транспортом и сообщает следующее.

Согласно Кодексу торгового мореплавания бывшего Союза ССР, действующему в настоящее время, а также учитывая международную морскую коммерческую практику, договоры «тайм-чартер» и «бербоут-чартер» относятся к договорам фрахтования судна на время с экипажем и без экипажа соответственно.

Согласно ст. 632 и 642 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные договоры относятся к договорам аренды.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» местом реализации услуг по сдаче в аренду транспортных средств транспортных предприятий признается место экономической деятельности продавца этих услуг.

Учитывая изложенное, суммы, перечисляемые иностранной фирмой транспортной российской организации (морскому порту) за услуги по сдаче в аренду морских судов («тайм-чартер», «бербоут-чартер»), включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость. При этом налог на добавленную стоимость, уплаченный за товары (работы, услуги) производственного назначения в рамках указанных договоров, принимается к зачету в общеустановленном порядке.

Что касается применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке грузов морским транспортом, то в соответствии с п. 14 Инструкции Госналогслуж-

бы России от 11.10.95 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» транспортировка экспортируемых грузов за пределы территории государств-участников СНГ от налога на добавленную стоимость освобождена. В этих случаях суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, засчитываются в счет предстоящих платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета на основании представленных в налоговый орган документов, подтверждающих реальный экспорт грузов, в порядке, предусмотренном изменениями N° 4 указанной Инструкции.

В соответствии с Федеральным законом от 28.04.97 № 73-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» с 30 апреля 1997 года (даты официального опубликования) услуги по перевозке импортируемых грузов облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, принимаются к возмещению (зачету) в общеустановленном порядке.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговых реформ А.И. ИВАНЕЕВ

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 12.08.96)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.96 № 25-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (принят ГД ФС РФ 21.02.96)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 12.03.97)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.97 № 73-Ф3 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

(принят ГД ФС РФ 21.03.97)

«КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68) (ред. от 02.12.87)

Вопрос: Согласно бербоут-чар-терному (фрахтование судна без экипажа) контракту, заключенному между кипрской компанией (резидент Республики Кипр) и ЗАО (резидент РФ), кипрская компания предоставляет в аренду рыболовецкие суда за плату, определяемую в размере стоимости части улова рыбы. Морские рыболовецкие суда осуществляют свою деятельность за пределами территориального моря России, но в пределах ее экономической зоны.

Согласно пп. 1.1 и 5.1 Инструкции № 34 от 16.06.95 доход, полученный резидентом Республики Кипр из источников в РФ, подлежит обложению налогом на доходы в России. Согласно п. 5.2 Инструкции налог на доходы иностранной компании должен удерживаться в валюте, в которой производится выплата.

Следует ли рассматривать данный доход как «доход от фрахта» (в соответствии с гл. X Кодекса торгового мореплавания Союза ССР) и, соответственно, облагать данный доход по ставке 6% или же по ставке 20% - как «другой доход»?

Каков механизм удержания и уплаты налога, если оплата за использование судов производится неденежными средствами?

Правильно ли мы понимаем, что данные услуги не подлежат обложению НДС в России, т.к. отсутствует объект налогообложения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 ноября 1998 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения доходов иностранного юридического лица, полученных из источников в Российской Федерации в связи с бербоут-чартерным контрактом, и сообщает следующее.

В соответствии с подп. «л» п. 5.1.11 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» от 16 июня 1995 года суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6%, остальные доходы облагаются по ставке 20%.

Таким образом, доходы резидента Республики Кипр, получаемые за предоставление в аренду рыболовецких судов резиденту Российской Федерации в соответствии с бербоут-чартерным контрактом, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, должны облагаться налогом в России по ставке 20%.

В соответствии с п. 2 ст. 10 «Доходы от имущества» действующего Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходы от указанной деятельности налогами в Российской Федерации не облагаются.

Однако право на освобождение от взимания налога на доходы от источников в Российской Федерации у резидента Кипра возникает не автоматически, а только после подачи в местный налоговый орган заявления о неудержании налога от источника в Российской Федерации по форме, указанной в Приложении № 11 Инструкции ГНС РФ № 34. При этом следует иметь в виду, что освобождение от уплаты налогов может быть предоставлено только в том случае, если доходы от источников в Российской Федерации имеют однотипный и регулярный характер, то есть выплачиваются неоднократно в течение одного и того же налогового периода.

Таким образом, российская компания - налоговый агент может не удерживать налог с дохода иностранного юридического лица, если у нее имеется 4-й экземпляр заявления на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации соответствующей формы с необходимыми отметками налоговых органов иностранного государства и Российской Федерации. В этом случае налоговый агент будет представлять в местный налоговый орган только информацию о суммах выплаченных доходов без удержания налогов.

В случае, если резидент Кипра не представил в налоговый орган заявление о предварительном освобождении указанных доходов от налогов в Российской Федерации, с них должен быть удержан налог у источника по ставке 20%, а в последующем, в соответствии с действующей процедурой, сумма уплаченного налога будет возвращена на основании заявления получателя дохода по формам, приведенным в Приложении № 9 вышеупомянутой Инструкции.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями) исчисление налога с доходов иностранного юридического лица, получаемых из источников в Российской Федерации и выплачиваемых иностранному юридическому лицу товарами либо в любой иной форме, производится от денежного эквивалента таких доходов.

Аналогично, в соответствии с положениями вышеназванной Инструкции, если иностранное юридическое лицо получает доходы в натуральной форме, например, в виде продукции, то сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию, действующих на момент получения дохода. Под рыночными ценами согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 № 37 понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.

Таким образом, налог с доходов резидента Республики Кипр, получаемых из источников в Российской Федерации в виде части улова рыбы, исчисляется в денежном выражении исходя из стоимости этой части улова рыбы, рассчитанной на основе рыночных цен, и объем указанной продукции (доход иностранного юридического лица) уменьшается на объем продукции, эквивалентный сумме рассчитанного налога.

Налог удерживается лицом, выплачивающим такой доход, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа с одновременным зачислением в федеральный бюджет в иностранной валюте или в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения этой операции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В отношении налога на добавленную стоимость сообщаем следующее. Согласно Кодексу торгового мореплавания бывшего Союза ССР, действующему в настоящее время, а также учитывая международную морскую коммерческую практику, договор «бербоут-чартер» относится к договорам фрахтования судна на время без экипажа.

Согласно ст. 632 и 642 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор относится к договорам аренды.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» местом реализации услуг по сдаче в аренду транспор-

тных средств транспортных предприятий признается место экономической деятельности продавца этих услуг.

Учитывая изложенное, суммы, перечисляемые российской организацией за услуги по сдаче в аренду морских судов («бербоут-чартер») иностранной компании, не включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 31.12.97)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр от 29.10.82 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 31.07.98) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.95 № 37 (ред. от 25.08.98)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

«КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68) (ред. от 02.12.87)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 24.10.97)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.96 № 25-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (принят ГД ФС РФ 21.02.96)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 28.04.97) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения п. 2 ст. 4 Соглашения между СССР и Австрией об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 10 апреля 1981 года.

В соответствии с указанным пунктом Соглашения строительная площадка австрийской фирмы, расположенная на территории РФ, не рассматривается как постоянное представительство, если продолжительность выполнения работ не превышает 24 месяцев.

В нашем случае австрийская фирма осуществляет строительные работы в Москве по возведению «под ключ» здания, действуя на основании договора генерального подряда, и поручает всю практическую работу по возведению здания субподрядной фирме.

Может ли быть применен льготный период существования стройплощадки к генеральному подрядчику при условии, что весь практический объем строительных работ выполнил субподрядчик?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 декабря 1999 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и сообщает следующее.

В представленном Вами случае деятельность австрийской компании (генерального подрядчика) в связи со строительством здания в Москве «под ключ» не подпадает под действие п. 2 ст. 4 Соглашения между СССР и Австрией об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 10 апреля 1981 года, поскольку сама фирма «физически» не участвует в процессе строительства, то есть не ведет никакой деятельности в связи с этим строительным объектом (в том числе по планированию или надзорной деятельности). Фактически речь идет не более чем о посреднической операции без самостоятельного проведения каких-либо строительно-монтажных работ.

С учетом вышеизложенного указанная деятельность австрийской компании должна рассматриваться в соответствии со ст. 5 Соглашения между СССР и Австрией от 10 апреля 1981 года как образующая постоянное представительство, в связи с чем она подлежит обложению налогом на прибыль в Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между СССР и Австрийской Республикой от 10.04.81

«ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА»

Вопрос: Российское предприятие - ООО, участником которого является немецкая фирма, проводит увеличение уставного капитала путем капитализации своего имущества в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». В результате увеличения уставного капитала соответственно увеличивается номинальная стоимость доли немецкого участника.

Огеет:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 декабря 1999 года № 04-06-05/ФРГ

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел Ваш запрос в отношении применения Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии (далее - Соглашение) и сообщает следующее.

По нашему мнению, доход немецкой фирмы в виде увеличения номинальной стоимости ее доли в уставном капитале ООО в соответ-

•у

ствии со ст. 21 Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии подлежит налогообложению только в Германии.

Наша точка зрения основана на положениях ст. 10 указанного Соглашения, в соответствии с которыми только в случае классификации данных доходов в качестве дивидендов возможно их налогообложение в России. Однако увеличение номинальной стоимости доли участника в результате капитализации собственного имущества в соответствии с упомянутым выше Законом об ООО не предполагает распределения прибыли между участниками и не является формой такого распределения прибыли. Указанные доходы не признаются также дивидендами согласно п. 2 ст. 43 Налогового кодекса.

Просим разъяснить, правильно ли наше понимание изложенной ситуации.

Статьей 10 указанного Соглашения термин «дивиденды» определен как «доход по акциям ... по правам или сертификатам на участие в прибыли, учредительским паям или другим (за исключением долговых требований) правам на участие в прибыли, а также прочие доходы, которые по законодательству Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль, приравниваются в налоговом отношении к доходам по акциям».

Однако в соответствии с п. 2 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваемая вами ситуация с увеличением уставного капитала путем капитализации своего имущества (без процедуры распределения прибыли) не может рассматриваться как получение дохода по акциям (правам на участие в прибыли), полученным в форме выпуска дополнительных акций, то есть в качестве дивиденда.

С учетом положений ст. 24 Соглашения, не допускающего налоговую дискриминацию лиц одного Договаривающегося Государства по отношению к лицам другого Договаривающегося Государства, а также принимая во внимание изложенное выше, подтверждаем правильность вашего понимания того, что в отношении полученного немецкой компанией дохода будет применяться ст. 21 Соглашения («Другие доходы»).

Таким образом, налогообложение полученного немецкой организацией - резидентом ФРГ дохода в форме увеличения доли в уставном капитале компании может осуществляться в Федеративной Республике Германии в соответствии со ст. 21 Соглашения.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО» «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 09.07.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.98 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.98)

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

(принят ГД ФС РФ 14.01.98)

Вопрос: Московское представительство иностранной компании только представляет интересы данной компании без ведения предпринимательской деятельности и осуществляет вспомогательные функции в пользу головного офиса.

Просим предоставить разъяснения по вопросу уплаты представительством иностранной фирмы налога на прибыль:

а) с курсовых разниц, образующихся при переоценке валютных средств на счетах представительства в банках РФ;

б) с курсовых разниц, образовавшихся при переоценке валютных средств, замороженных на счетах представительства в банке РФ в результате банковского кризиса 1998 года.

Ответ!

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 декабря 1999 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо фирмы и по существу вопроса сообщает следующее.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации.

Учитывая это, а также тот факт, что представительство фирмы только представляет интересы иностранного юридического лица на территории Российской Федерации без осуществления предпринимательской деятельности и на него не распространяется Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 13.06.95 № 50, московское представительство, ведущее учет в иностранной валюте, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, по мнению Департамента налоговой политики, может не учитывать курсовые разницы, возникающие на валютных счетах в результате изменения курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату совершения операции.

Если московское представительство ведет бухгалтерский учет и отчетность по правилам, установленным законодательством Российской Федерации для российских юридических лиц, то есть осуществляет учет на валютных счетах в рублевом эквиваленте к курсу иностранной валюты, то в этом случае представительство уплачивает налог на прибыль, образующуюся в виде курсовой разницы на валютных счетах на основании пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка на дату совершения операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в частности, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и вышеуказанного приказа Минфина России).

Что касается пересчета курсовой разницы по валютной выручке, числящейся на замороженных валютных счетах в банках, у которых отозваны лицензии или которые объявлены банкротами, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, в целях защиты интересов налогоплательщиков при наличии подтверждающих документов ваша организация может в бухгалтерском учете на дату отзыва лицензии у кре-

дитной организации перевести рублевый эквивалент средств со счета 52 «Валютный счет» на счет 63 «Расчеты по претензиям».

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.95 № 50 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/95»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХО-ЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос: Начисляется ли НДС на сумму выручки, полученной в результате заключенного с иностранной компанией договора фрахтования «,тайм-чартер» теплохода, владельцем которого является российское предприятие? Относится ли указанный договор к договорам перевозки?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 октября 1997 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке морским транспортом на основании договоров «тайм-чартер», сообщает следующее.

Согласно Кодексу торгового мореплавания бывшего Союза ССР, действующему в настоящее время, «тайм-чартер» -это договор фрахтования судна на время.

В соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации договор фрахтования на время относится к договорам аренды.

В связи с этим договор фрахтования судна на время возможно рассматривать как договор аренды, а не как договор перевозки.

В соответствии с подп. «г» п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» местом реализации услуг по сдаче в аренду транспортных средств транспортных предприятий признается место осуществления экономической деятельности продавца этих услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.

Учитывая изложенное, суммы, перечисляемые иностранной фирмой или физическим лицом транспортной российской организации за услуги по сдаче в аренду морских судов («тайм-чартер»), включаются в оборот, облагаемый этим налогом.

Одновременно сообщается, что указанный вопрос будет дополнительно рассмотрен при подготовке очередных изменений и дополнений Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68) (ред. от 02.12.87)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 12.08.96)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 28.04.97)

«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 12.03.97)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Каков порядок представления декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы представительством иностранной фирмы, реализующей на территории Российской Федерации товары за иностранную валюту? В случае, если фактические платежи налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляются после установленного срока, по какому курсу рассчитываются показатели налоговой декларации? По какому курсу должен пере-считываться предъявляемый к зачету НДС по товарам, приобретенным у поставщиков за рубли?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 декабря 1999 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Предприятиям (организациям), реализующим на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) за иностранную валюту, следует представлять в налоговые органы в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость по утвержденной форме отдельно как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте.

В случае, если фактические платежи налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляются налогоплательщиками после срока, установленного Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями), налоговая декларация в рублевом эквиваленте представляется в налоговый орган по курсу Банка России, действующему на дату, установленную для ее представления, с последующим представлением уточненной налоговой декларации, показатели которой пересчитаны по курсу Банка России, действовавшему на дату фактической уплаты налога в бюджет.

Согласно п. 25 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) зачет (возмещение) сумм налога, уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары в иностранной валюте, осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действовавшему на день фактической оплаты товаров поставщикам, включая налог на добавленную стоимость. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам по товарам (работа, услугам) в рублях, отражаются в декларации, составленной в рублевом эквиваленте, без последующего перерасчета.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Меня как изобретателя, патентующего свои изобретения в России и за рубежом, интересуют следующие вопросы.

Облагаются ли НДС патентные пошлины, перечисляемые иностранным патентным ведомствам, на территории РФ?

Облагаются ли НДС услуги по патентованию изобретений за пределами территории РФ, оказываемые иностранной фирмой российской патентной организации? Территория РФ не является местом экономической деятельности иностранной фирмы.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17 января 2000 года № 04-03-20

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

Подпунктом «и» п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождены все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов. В связи с этим патентные пошлины, перечисляемые иностранным патентным ведомствам, на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Что касается услуг по патентованию изобретений за пределами территории Российской Федерации, оказываемых иностранной фирмой российской патентной организации, то в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 3 указанного Закона налогом на добавленную стоимость облагаются обороты по реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.

Согласно подп. «д» п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона местом реализации услуг по патентованию изобретений признается место осуществления экономической деятельности организации, оказывающей эти услуги. Поскольку, как указано в Вашем письме, территория Российской Федерации не является местом экономической деятельности иностранной фирмы, оказывающей услуги по патентованию изобретений, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Предприятие производит отгрузку лесоматериалов на экспорт через комиссионера. Валютная выручка от иностранного партнера поступает на счет комиссионера. Комиссионер после обязательной продажи валюты по поручению комитента производит за счет поступившей валютной выручки платежи кредиторам комитента, оплачивает на-

Огвет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17 января 2000 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом по вопросу применения льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации продукции на экспорт Департамент налоговой политики сообщает следующее.

логи. Имеет ли право на льготу по НДС комитент ?

Как указано в письме Минфина России от 30.04.99 № 04-03-08, обязательное поступление выручки на расчетный счет организации-экспортера непосредственно от иностранного партнера действующим порядком подтверждения льготы по НДС не предусмотрено.

Может ли комитент в связи с этим для обоснования льготы по НДС представлять выписку банка о поступлении валютной выручки на р/с комиссионера, являющегося российским налогоплательщиком?

В случае, если комитент не имеет права на льготу, то как у него определяется налогооблагаемый оборот?

В соответствии с п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) льгота по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров предоставляется экспортеру на основании перечня необходимых документов, в том числе при наличии выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не предусмотрено законодательством. При этом, как правомерно указывалось в письме Минфина России от 30.04.99 № 04-03-08, на которое вы ссылаетесь, обязательное поступление выручки на расчетный счет организации-экспортера непосредственно от иностранного партнера действующим порядком подтверждения льготы по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала (комитента) всего полученного агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения, предусмотренного договором.

Таким образом, льгота по налогу на добавленную стоимость при реализации продукции на экспорт без наличия у экспортера выписки банка, подтверждающей поступление выручки на его счет в полном объеме (кроме комиссионного вознаграждения агента), не предоставляется.

Что касается исчисления налога на добавленную стоимость по товарам, фактический экспорт которых не подтвержден в соответствии с требованиями вышеуказанного пункта Инструкции, то в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен, без включения в них налога на добавленную стоимость.

Кроме того, согласно ст. 7 указанного Закона реализация товаров производится по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что уплата в бюджет налога на добавленную стоимость не должна уменьшать сумму налога на прибыль по товарам, по которым фактический экспорт не подтвержден, налог на добавленную стоимость, по нашему мнению, следует начислить на стоимость товаров по ставке 20 (10)% и уплатить за счет при-

были, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. При этом сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная по материальным ресурсам, приобретаемым для производства данных товаров, принимается к зачету в общеустановленном порядке.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

УКАЗ Президента РФ от 18.08.96 № 1212 (ред. от 30.10.98) «О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ»

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: ООО импортировало сельскохозяйственную технику. При этом уплачены все таможенные платежи, в том числе таможенный НДС. Приобретенная техника принята к учету и введена в эксплуатацию. Правильно ли мы считаем, что НДС, уплаченный таможенным органам, должен приниматься к возмещению по мере оприходования оборудования независимо от факта его реализации и оплаты поставщику?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 января 2000 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость по импортному оборудованию сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет налогоплательщиком, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам и уплачивается не поставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможенном оформлении товаров. В связи с этим налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, должен приниматься к возмещению по мере принятия к учету оборудова-

ния по первичным бухгалтерским документам независимо от факта его реализации и оплаты поставщику.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос: Организация, в уставном капитале которой доля иностранного участника составляет 100%, получает от учредителя по договору безвозмездного и невозвратного поступления валютные средства целевым назначением на капвложения в строительство торгово-офисного центра. Включаются ли получаемые средства в облагаемый НДС оборот и в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль?

Вместо договора безвозмездного и невозвратного поступления заключен договор займа, а затем оформлено приложение о прощении долга. Займ был израсходован в течение года целевым назначением на капвложения в строительство торгово-офисного центра. Распространяется ли льгота по налогу на прибыль, введенная нормами Федерального закона от 31.03.99 № 62-ФЗ, на данную операцию? Облагаются ли полученные средства НДС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 января 2000 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом по вопросам налогообложения Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с законодательством по налогам и сборам налогом на добавленную стоимость облагаются любые получаемые налогоплательщиками денежные средства, если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги). Поэтому валютные средства, полученные на капитальные вложения в строительство торгово-офисного центра, налогом на добавленную стоимость не облагаются, если получение таких средств не связано с расчетами за товары, работы или услуги.

Что касается налога на прибыль, то в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не включаются в налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного года с момента получения.

Таким образом, если строительство торгово-офисного центра является объектом производственного назначения, то ваше общество имеет право на указанную льготу при исчислении налога на прибыль.

Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации прощение долга относится к разновидности договора дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) может освободить или обязуется освободить другую сторону (одаряемого) от имущественной обязанности, имея в виду обязанности по исполнению любого договорного обязательства перед собой или перед третьим лицом. В этом случае у одаряемого (заемщика) возникает внереализационный доход, который подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Согласно п. 6 ст. 2

Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налогооблагаемая прибыль у одаряемого увеличивается на сумму безвозмездно полученных средств (на сумму займа, включая проценты, предусмотренные договором займа) как внереализационный доход.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.03.99 № 62-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (принят ГД ФС РФ 12.03.99)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос: В счет государственного кредита, предоставляемого в рамках соглашения между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о предоставлении СРЮ государственного кредита для финансирования поставок российского оборудования, был принят к финансированию контракт с коэффициентом 0,8, установленным Минфином России.

В связи с этим возникает разница между суммой контракта, указанной в таможенной декларации, и суммой полученных денежных средств. В результате образовавшейся разницы ОАО не может применить п. 22 Инструкции № 39 о возмещении НДС.

Каков порядок применения льготы по НДС при поставках оборудования на экспорт в счет государственного кредита, предоставляемого в рамках данного соглашения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 февраля 2000 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения льготы по налогу на добавленную стоимость при поставках оборудования на экспорт в счет государственного кредита, предоставляемого в рамках соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии, и сообщает следующее.

Согласно действующему законодательству возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, использованных при производстве экспортной продукции, производится за счет средств федерального бюджета при условии подтверждения факта экспорта товаров в порядке, установленном п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями).

Согласно указанному пункту Инструкции в налоговые органы необходимо представить выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах. При этом в Вашем случае для целей применения

налога на добавленную стоимость выручка от реализации товаров на экспорт составляет сумму фактического финансирования Минфином России, то есть 80% от контрактной цены товаров. Суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения, используемым при производстве вышеуказанного экспортного оборудования, подлежат возмещению после подтверждения факта экспорта в соответствии с требованиями указанной Инструкции.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Московское представительство иностранной компании не ведет предпринимательской деятельности в РФ. Затраты компании связаны исключительно с арендой помещения, оплатой коммунальных услуг и т.п. Должно ли представительство уплачивать налог на прибыль с курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 января 2000 года № 04-02-05/2

Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу налогообложения курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте и сообщает следующее.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Учитывая это, а также тот факт, что московское представительство только представляет интересы иностранного юридического лица на территории Российской Федерации без осуществления предпринимательской деятельности и на него не распространяется Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 13.06.95 № 50, московское представительство, ведущее учет в иностранной валюте, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, по мнению Департамента налоговой политики, может не учитывать

курсовые разницы, возникающие на валютных счетах в результате изменения курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату совершения операции.

Если московское представительство ведет бухгалтерский учет и отчетность по правилам, установленным законодательством Российской Федерации для российских юридических лиц, то есть осуществляет учет средств на валютных счетах в рублевом эквиваленте по курсу иностранной валюты, то в этом случае представительство уплачивает налог на прибыль, образующуюся в виде курсовой разницы на валютных счетах, на основании пересчета, иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка на дату совершения операции и составления отчета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в частности, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и вышеуказанного приказа Минфина России).

При этом следует иметь в виду, что курсовые разницы, возникающие по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 01.08.98 по 31.12.98, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с Федеральным законом от 03.03.99 № 45-ФЗ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.95 № 50 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/95» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.03.99 № 45-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (принят ГД ФС РФ 10.02.99) ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос: Предприятие осуществляет реализацию продукции на экспорт. Согласно заключаемым договорам момент перехода права собственности определяется предприятием при вручении продукции перевозчику. Таким образом, в момент перехода права собственности по кредиту сч. 46 определяется выручка от реализации путем пересчета валюты в рубли на день отгрузки и в этот же момент на сч. 80 определяется финансовый результат. После поступления оплаты от иностранного покупателя производится переоценка обязательств, учтенных на сч. 62, по курсу на момент поступления средств, и возникает курсовая разница.

Пунктом 2.8 Инструкции от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» предписано производить пересчет валютной выручки в рубли по курсу того дня, когда данная выручка признана для целей налогообложения. Нашим предприятием выручка для целей налогообложения признается по мере поступления валютной выручки. Таким образом, получается, что в момент переоценки обязательств по приходу выручки мы отражаем курсовую разницу в составе прибыли. Согласно п. 2.9 Инструкции корректировка прибыли на сумму положительных курсовых разниц производиться не должна. Для целей налогообложения в соответствии с п. 2.8 мы исчисляем выручку от реализации по моменту прихода средств, то есть опять по тому же курсу, по которому происходил пересчет обязательств по сч. 62. Следовательно, сумма разницы между выручкой, определенной по моменту оплаты, и выручкой, определенной по моменту отгрузки, попадает в налогооблагаемую прибыль дважды: один раз как курсовая раз-

Огвет:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 февраля 2000 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Законодательством о налогообложении прибыли установлено, что доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг), в соответствии с принятым методом определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса, изложенного в вашем письме, необходимо исходить из следующего.

Поскольку определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли общества производится по моменту оплаты, а финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), отражаемый в балансе, определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, по нашему мнению, при определении налогооблагаемой прибыли следует учитывать выручку от реализации продукции (работ, услуг) в иностранной валюте, зачисленную на транзитный валютный счет и пересчитанную в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент ее поступления, а также курсовую разницу, относящуюся к указанной выручке. В этих условиях двойного налогообложения прибыли не происходит. При включении в налоговую базу при исчислении налога на прибыль курсовой разницы, учтенной во внереализационных доходах, указанная сумма курсовой разницы подлежит исключению из налогооблагаемой прибыли при последующем исчислении налога на прибыль на момент поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Вместе с тем ситуация, связанная с налогообложением прибыли по вашей организации, может быть разрешена при условии перехода на метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

ница в бухучете, второй раз как сумма доначисленной выручки в результате корректировки прибыли для целей налогообложения.

Просим разъяснить, каким образом следует корректировать базу при исчислении налога на прибыль в нашем случае?

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.95 № 37 (ред. от 06.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ» (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХО-ЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)

Вопрос: Представительство иностранной компании просит предоставить разъяснения по порядку применения подп. «в» п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Применяется ли указанная льгота до полного погашения кредита либо в течение трех лет? Может ли стоимость приобретаемой квартиры льготироваться дважды: один раз как суммы, направленные на приобретение квартиры, и второй раз как суммы, направляемые на погашение кредита или иных заемных средств, полученных для приобретения квартиры?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 декабря 1999 года № 04-04-06

Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 273, Министерству не предоставлено право толкования законов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем считали бы необходимым высказать наше мнение в связи с вашим обращением.

Согласно норме подп. «в» п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) совокупный доход физического лица, полученный в налогооблагаемом периоде, подлежит уменьшению на суммы, направленные им на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или садового домика, или дачи на территории Российской Федерации в пределах пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, учитываемого за трехлетний период.

В случае получения на строительство или покупку жилья целевого кредита в банке или иной кредитной организации совокупный доход физического лица в соответствии с названным Законом подлежит уменьшению на суммы, направленные на погашение такого кредита и процентов по нему. Указанная льгота применяется до полного погашения кредита.

Суммы, направленные на погашение заемных средств, полученных на иных условиях, чем это предусмотрено Законом, при налогообложении не учитываются.

Налоговая льгота для застройщиков и покупателей жилья или садового домика, или дачи носит целевой характер и ее

применение предусматривает учет фактически произведенных расходов в случае строительства или приобретения одного из указанных объектов.

По нашему мнению, в соответствии с действующей редакцией нормы подп. «в» п. 6 ст. 3 Закона о подоходном налоге физические лица имеют право уменьшить совокупный доход либо на суммы фактически произведенных расходов в связи со строительством или покупкой одного из вышеперечисленных объектов, либо на суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных на эти цели.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.03.98 № 273 (ред. от 18.06.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 25.11.99) «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Освобождаются ли от НДС ввозимые импортные оборудование, сырье, материалы, лицензии, «ноу-хау», необходимые для реализации инвестиционного проекта и не составляющие конкуренции отечественным аналогам?

Ответ: Согласно подп. «щ» п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений) от этого налога освобождены товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в частности оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами о проведении совместных научных работ.

Приобретение российскими организациями (учреждениями) лицензий, «ноу-хау» у иностранных организаций для реализации на территории России инвестиционного проекта на основании п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона Российской Феде-

рации подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, так как местом реализации услуг по уступке или переуступке прав является место экономической деятельности покупателя услуг (если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом).

И.Б. Муравьева

Советник налоговой службы I ранга 25.01.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: Участниками трехстороннего соглашения о сервисном обслуживании являются российская компания-страховщик, швейцарская сервисная компания и российская сервисная компания. В рамках данного соглашения швейцарская компания, выступая в качестве провайдера сервисных услуг, организует обслуживание клиентов российской страховой компании, выезжающих в турпоездки за рубеж, в соответствии с условиями страхового полиса. Данная деятельность заключается в организации транспортного обслуживания застрахованных туристов, предоставления им юридической, административной помощи и ряда других услуг, которые оказываются на территории Швейцарии специализированными учреждениями и фирмами. Должен ли российский страховщик удерживать НДС с вознаграждения (гонорара), выплачиваемого швейцарской сервисной компании за организацию обслуживания по каждому страховому случаю, а также с сумм, перечисляемых в возмещение расходов швейцарской компании, произведенных в связи с оплатой услуг, оказанных другими иностранными учреждениями?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» для решения вопроса о наличии или отсутствии оборота, облагаемого НДС в Российской Федерации, в случае, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют местонахождение в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, необходимо определить место реализации таких работ (услуг).

В связи с тем, что сервисные (организационные) услуги, оказываемые швейцарской компанией, не относятся к услугам, перечисленным в подп. «а» - «г» п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона, место их реализации определяется в соответствии с подп. «д» как место осуществления экономической деятельности предприятия, оказывающего услуги.

В случае, если деятельность иностранной компании ведется исключительно за рубежом и не связана с экономической деятельностью швейцарской сервисной компании в России, то местом экономической деятельности данного юридического лица, а следовательно, и местом реализации указанных услуг для целей исчисления НДС территория Российской Федерации не является. В этом случае стоимость данных услуг не облагается НДС в России.

Что касается денежных средств, перечисляемых страховой компанией в возмещение расходов, произведенных в связи с оплатой различных услуг, оказываемых другими иностранными учреждениями, то вопрос о необходимости взимания НДС со стоимости таких услуг должен решаться в зависимости от их содержания.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос: По договорам, заключенным между российской страховой компанией и юридическими лицами Австрии и Болгарии, эти иностранные фирмы обеспечивают проведение диагностики и (или) лечения российских пациентов за рубежом, а также организуют их необходимую опеку. Сами же лечебно-диагности-ческие услуги оказывают российским больным зарубежные медицинские учреждения, с которыми указанные фирмы заключают соответствующие договоры. Облагаются ли налогом на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации денежные средства, которые страховая компания перечисляет в оплату медицинских услуг и услуг по их организации на счета австрийской и болгарской компаний?

Ответ: В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» обложению налогом на доходы у источника выплаты в России подлежат доходы, полученные иностранными юридическими лицами за работы и любого рода услуги, выполненные на территории Российской Федерации.

В связи с тем, что рассматриваемая деятельность юридических лиц Австрии и Болгарии по обеспечению проведения диагностики и (или) лечения, равно как и деятельность иностранных медицинских учреждений фактически осуществляется за рубежом, денежные средства, полученные на счета данных фирм-нерезидентов, не относятся к доходам из источников в Российской Федерации как не связанные с предпринимательской деятельностью нерезидентов в России и, следовательно, не облагаются налогом на доходы у источника выплаты. При этом оформлять какие-либо формы заявлений для целей предварительного освобождения от налогообложения таких доходов не требуется.

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 31.12.97)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Вопрос: Иностранное юридическое лицо осуществляет строительство нескольких объектов, зарегистрированных на территории одной госналогинспекции. После того как инофирма получила от российского заказчика авансы по всем объектам, она исчислила и уплатила с них НДС, отразив его суммы в расчетах по НДС, составленных по каждой стройплощадке. Выручка от реализации строительной продукции для целей налогообложения определяется инофирмой по мере ее оплаты. В связи с отсутствием денежных средств у российского заказчика по всем лицевым счетам нерезидента образовалась переплата по НДС. Возможно ли произвести зачет сумм этой переплаты в счет предстоящей уплаты НДС при дальнейшем получении авансов?

Ответ: Статьей 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

То есть, если по лицевому счету иностранной фирмы с одним ИНН имеется недоимка по налогам в бюджет, а по лицевому счету той же фирмы с другим ИНН - переплата, и данная фирма обращается в Госналогинспекцию с письменным заявлением о зачете имеющейся переплаты в счет недоимки по другому лицевому счету, то возможно проведение такого зачета.

Таким образом, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность на нескольких стройплощадках, зарегистрированных на территории одной госналогинспекции под разными ИНН, и по одной или нескольким стройплощадкам числится недоимка по НДС, по другим - переплата, то по заявлению инофирмы имеющаяся переплата может быть направлена в погашение недоимки.

Вместе с тем следует учесть, что под переплатой по НДС понимаются суммы излишне уплаченного налога и (или) суммы НДС, подлежащие возмещению по расчету по НДС и фактически числящиеся таковыми на карточке лицевого счета налогоплательщика.

При этом суммы авансовых и иных платежей, поступившие в отчетном периоде в счет предстоящего выполнения работ, подлежат обложению НДС, сумма которого показывает-

ся по строке 4 расчета по НДС. Сумма НДС, исчисленная с авансов и предоплат в предыдущем периоде, принимается к зачету только в том отчетном периоде, в котором получена выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления.

В связи с изложенным с вопросом о проведении зачета (возмещения) переплаты, числящейся по лицевому счету, налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган по месту постановки на учет.

И.Б.Покровская

Советник налоговой службы I ранга 23.12.99

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 09.07.99)

Вопрос: В случае, если российское предприятие получает из Республики Беларусь по агентскому договору подакцизную продукцию (принципал - белорусское предприятие, а агент - российское предприятие) и от своего имени и за счет принципала заключает договор на реализацию полученных товаров с третьим лицом, какое предприятие является плательщиком акцизов?

Ответ: Федеральным законом от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» предусмотрено, что по ввезенным из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации подакцизным товарам плательщиками акцизов являются организации, осуществляющие первичную реализацию этих товаров.

Таким образом, если российская организация, являясь агентом, получает от белорусской организации (принципала) по агентскому договору подакцизный товар и от своего имени и за счет принципала заключает договор комиссии или поручения с третьим лицом, то в соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент. Следовательно, в этом случае первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашения о едином таможенном пространстве с другими государствами), осуществляет агент, который является плательщиком акцизов.

Т.К. Подгорная

Советник налоговой службы III ранга 21.01.2000

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) «ОБ АКЦИЗАХ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос: В связи с Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 года просим разъяснить, облагаются ли налогом на добавленную стоимость обороты по реализации на экспорт товаров, если по истечении 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации экспортер документально не подтвердил факт экспорта?

Ответ: Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.99 № ГКПИ 99-428 признаны незаконными (недействующими) абз. 4, 5 п. 35 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Поэтому в случае непредставления налогоплательщиком по истечении 180 дней в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт, налог на добавленную стоимость на обороты по реализации экспортной продукции не начисляется.

Вместе с тем экспорт товаров (работ, услуг) является специфической хозяйственной операцией, по которой не только предоставляется льгота по налогу на добавленную стоимость по реализации товаров (работ, услуг), но и производится возмещение (зачет) из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным для производства и реализации указанных товаров (работ, услуг).

Согласно Изменениям и дополнениям № 5 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39, внесенным приказом Госналогслужбы России от 29.12.97 № АП-3-03/252, возмещение (зачет) входного налога на добавленную стоимость производится только при документальном подтверждении фактического экспорта товаров (работ, услуг) в порядке, установленном п. 14 и п. 22 вышеуказанной Инструкции.

Ссылки на нормативные акты:

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 14.07.99 № ГКПИ 99-428 <0 ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ АБЗАЦЕВ 4, 5 ПУНКТА 35 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 11.10.95 №39>

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 29.12.97 № АП-3-03/252 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 11.10.95 № 39 «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (вместе с «ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ № 5 ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1995 ГОДА № 39 «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»)

Вопрос: Просим разъяснить порядок обложения налогом на добавленную стоимость импортного технологического оборудования при ввозе на территорию России в 2000 году.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» с 01.01.2000 импортное технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, освобождается от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию России. Прочее технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость при таможенном оформлении в соответствии с Федеральным законом от 28.04.97 № 73-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».

Д.В. Прокофьев

Инспектор налоговой службы I ранга 20.01.2000

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 № Зб-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

(принят ГД ФС РФ 03.12.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.04.97 № 73-Ф3 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

(принят ГД ФС РФ 21.03.97)

Вопрос: Должна ли взыскиваться государственная пошлина со всех иностранных граждан, прибывающих в гостиницу?

Ответ: Если иностранный гражданин зарегистрировал заграничный паспорт в гостинице и она является первоначальным местом прибытия иностранного гражданина, то государственная пошлина за регистрацию или продление заграничного паспорта взимается в соответствии с подп. 7 п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине» с учетом внесенных в него изменений и дополнений.

Б.П. Трофименко

Инспектор налоговой службы I ранга 21.01.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.12.91 № 2005-1 (ред. от 13.04.99) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.