ВОПРОС-ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Соглашением между Правительством РФ и Правительством США о безвозмездном предоставлении с/х товаров от 23.12.1998, а также Меморандумом о взаимопонимании при осуществлении безвозмездной поставки продовольственных товаров от Европейского союза от 20.01.1999 предусмотрено, что налоги, пошлины и сборы при ввозе гуманитарных грузов не взимаются.
Следует ли для получения налоговых льгот представлять удостоверение, подтверждающее гуманитарный характер поставляемого продовольствия?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 17 декабря 1999 года № 04-06-05/пом
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
Текстом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров от 23.12.1998, а также Меморандумом о взаимопонимании при осуществлении безвозмездной поставки продовольственных товаров от Европейского союза от 20.01.1999 предусмотрено, что налоги, пошлины и сборы при ввозе гуманитарных грузов не взимаются.
Однако требуемой для вступления в силу процедуры ратификации, данные соглашения не прошли. Таким образом, в части налоговых льгот данные соглашения не действуют.
С момента принятия Федерального закона № 95-ФЗ от 04.05.1999 все вопросы, связанные с режимом налогообложения предоставляемой Российской Федерации иностранной помощи, регулируются (при отсутствии вступивших в силу в установленном порядке соглашений) только в рамках данного Федерального закона.
В связи с изложенным для получения безналогового режима поступающих в рамках безвозмездной помощи в Российскую Федерацию сельскохозяйственных товаров требуется выполнение условий, предусмотренных упомянутым Законом, в т.ч. в отношении предоставления удостоверения и других документов.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 № 95-ФЗ
"О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 16.04.1999)
Вопрос: Предприятие отгружает товары на экспорт. НДС, уплаченный поставщикам, мы запрашиваем из бюджета к возврату. Статья 78 НК РФ предусматривает зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога. Имеем ли мы право рассматривать НДС, уплаченный нашим поставщикам, подпадающим под ст. 78 НК РФ (возврат излишне уплаченной суммы налога)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 декабря 1999 года № 04-03-08
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу отнесения подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных организацией-экспортером поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, к суммам излишне уплаченного налога и сообщает.
Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие согласно действующему порядку возмещению организациям-экспортерам из Федерального бюджета, уплачиваются налогоплательщиками поставщикам материальных ресурсов, а не в доход бюджета. Поэтому такие суммы налога на добавленную стоимость не могут считаться суммами излишне уплаченного налога, подлежащими возмещению в порядке, установленном ст. 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАШЕВ
Ссшки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
(ред. от 09.07.1999)
Вопрос: Наше предприятие осуществляет реализацию продукции на экспорт. Право собственности на продукцию переходит к иностранному покупателю в момент доставки продукции в морской порт железнодорожным транспортом.
Региональной таможней продук-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 декабря 1999 года № 04-03-08
Департамент налоговой политики рассмотрел Баше письмо и сообщает следующее.
ция выпущена в режиме экспорта в августе. Передача продукции в морском порту произошла также в августе. Таможенную границу РФ продукция пересекла только в сентябре.
Можем ли мы предъявить к зачету (возмещению) в налоговой декларации за август НДС по материальным ресурсам, использованным на изготовление этой продукции?
В соответствии с п. 21 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, осуществляется только при наличии у экспортера документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, предусмотренных п. 22 данной Инструкции, в том числе грузовой таможенной декларации (или ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского пограничного таможенного органа. В связи с этим возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства экспортируемых товаров, до документального подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации не производится.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Просим дать разъяснения по порядку исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет по товарам, ввозимым по импорту в счет погашения задолженности государства Марокко по государственным кредитам бывшего СССР (подп. "щ" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 "О НДС") : при реализации импортером товаров оптом; при последующей реализации этих товаров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 29 декабря 1999 года № 04-03-08
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в счет погашения задолженности Марокко, и сообщает следующее.
В соответствии с подп. "щ" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" товары (за исключением подакцизных), ввозимые на территорию Российской Федерации в счет погашения государственных кредитов, предоставленных иностранным государствам Союзом ССР и Российской Федерацией, от налога на добавленную стоимость освобождены.
Согласно п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) при реализации оптовыми организациями товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, и суммой налога, уплаченной поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения. При дальнейшей перепродаже этих товаров оптовые организации определяют облагаемый оборот на основе полной стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен. В случае реализации товаров в режиме розничной торговли исчисление налога на добавленную стоимость производится согласно п. 41 вышеуказанной Инструкции по расчетной ставке в размере 16,67 (9,09) процента от суммы межценовой разницы.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Государственное унитарное предприятие имеет в своем составе структурные подразделения -санатории, находящиеся на территории Украины, не зарегистрированные там как юридические лица и не имеющие отдельного баланса.
В соответствии с законом Украины налогоплательщики имеют право в течение отчетного года отнести на себестоимость любые затраты, связанные с улучшением основных фондов, в сумме, не превышающей 5% совокупной финансовой балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. Техническое состояние санаториев
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 января 1999 года № 04-02-04/1
Департамент налоговой политики в связи с Вашим запросом сообщает следующее.
Структурные подразделения российского государственного унитарного предприятия, находящиеся на территории Украины, не зарегистрированные там как самостоятельные юридические лица и не имеющие отдельного баланса, рассматриваются для целей налогообложения в качестве постоянного представительства российского предприятия. Таким образом, санатории, расположенные на территории Украины, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с налоговым законодательством Украины.
требует проведения значительных ремонтных работ.
Учитывая, что в соответствии с законодательством РФ все ремонтные работы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), возможно ли отнесение всех затрат по ремонтным работам указанных санаториев на себестоимость?
В целях устранения двойного налогообложения ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что сумма прибыли (дохода), полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.
Сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли (доходу), полученной за границей.
Учитывая изложенное, а также норму ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей основу законодательства о налогах и сборах - признание всеобщности и равенства налогообложения, устанавливать особый порядок определения налогооблагаемой базы для предприятия не имеется оснований.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. С АЛИНА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 № 2116-1 (ред. от 04.05.1999)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
(ред. от 02.01.2000)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Российский филиал иностранной театрально-концертной организации зарегистрирован в налоговом органе Российской Федерации и в статистических органах Российской Федерации. Статистические
Ответ:
Согласно подп. "н" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия. Порядок
органы РФ присвоили филиалу коды по ОКОНХ - 93160, 93611, 93690, относящиеся к деятельности в области культуры и искусства.
Возможно ли освобождение от налога на добавленную стоимость платы за посещение проводимых данным филиалом театрально-зрелищ-ных мероприятий на территории России?
предоставления этой налоговой льготы предусмотрен подп. "н" п. 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
При проведении учреждениями культуры и искусства, в частности театрами (код по ОКОНХ - 93611), парками культуры и отдыха (код по ОКОНХ - 93160), театрально-зрелищных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от налога на добавленную стоимость освобождается плата за посещение этих мероприятий.
Российскому филиалу иностранной компании, зарегистрированному в налоговом органе Российской Федерации как учреждение культуры и искусства, осуществляющее театраль-но-концертную деятельность на территории России, предоставляется льгота по налогу на добавленную стоимость при реализации входных билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия в том случае, если выполняются условия, предусмотренные п. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
Однако при выполнении (оказании) российским филиалом иностранной компании работ (услуг), связанных с хозяйственным управлением культурой и искусством (код по ОКОНХ - 93690), льгота по налогу на добавленную стоимость не предоставляется.
И.Е. Муравьева
Советник налоговой службы II ранга 29.11.1999
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР "ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА" (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) (ред. от 29.10.1997)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Российская редакция газеты реализовала право на издание этой газеты иностранной редакции (не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации) на иностранном языке на определенное
Ответ:
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) реализация на территории России прав на издание газеты подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
количество лет определенным тиражом. Какой порядок исчисления НДС применяется в этом случае?
Согласно подп. 5 ст. 4 этого Закона Российской Федерации местом реализации услуг по передаче авторских прав или иных аналогичных прав, оказываемых по договорам с иностранными организациями, является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
Поэтому, если покупателем прав на издание российской газеты за рубежом является иностранная организация, а продавцом выступает российская организация, то налог на добавленную стоимость при соблюдении условий, предусмотренных п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений), не взимается.
И.Б. Муравьева
Советник налоговой службы II ранга 29.11.1999
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Иностранная организация (не состоящая на учете в налоговых органах Российской Федерации) выполнила для российского учреждения науки проектно-конструктор-ские разработки. Какой порядок исчисления НДС применяется в этом случае?
Ответ.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) выполнение проектно-кон-структорских работ на территории России подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно подп. 5 ст. 4 этого Закона Российской Федерации местом реализации проектно-конструкторских работ, выполняемых иностранными организациями по договору с российской организацией (предприятием), является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
Вместе с тем, если покупателем является российская организация (предприятие), а продавцом выступает иностранная организация (не зарегистрированная в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика), то налог на добавленную стоимость на основании п. 21 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" упла-
чивается в полном размере российской организацией (предприятием) за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другим лицам, указанным этими иностранными организациями.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Облагаются ли НДС (и по какой ставке) ввезенные на таможенную территорию России импортные подгузники для детей (состоящие частично из целлюлозы, а частично из синтетического волокна), реализуемые на территории России?
Ответ:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 № 1206 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 788" к товарам для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, относятся подгузники детские.
Таким образом, с момента введения в действие данного Постановления (с 04.11.1999) ввезенные на таможенную территорию России импортные подгузники для детей, реализуемые на территории России, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в размере 10%, вне зависимости от их состава. Поэтому подгузники детские, состоящие частично из целлюлозы, а частично из синтетического волокна, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10% как при ввозе на таможенную территорию России, так и при их дальнейшей реализации на территории России.
И.Е. Муравьева
Советник налоговой службы II ранга 14.12.1999
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.10.1999 № 1206 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 1998 ГОДА № 788"
Вопрос: Пунктом 21 Инструкции ГНС РФ от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
НДС" предусмотрено, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в полном размере организациями за счет средств, перечисляемых иностранным организациям.
В какие сроки НДС подлежит перечислению в бюджет:
- одновременно с перечислением иностранному юридическому лицу средств в оплату товаров (работ, услуг);
- одновременно с платежами по сроку, установленному п. 30 названной Инструкции?
в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими иностранными предприятиями.
Согласно ст. 24 части первой Налогового кодекса лица, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, признаются налоговыми агентами. Этой же статьей установлено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком.
Сроки уплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость предусмотрены в ст. 8 вышеназванного Закона "О налоге на добавленную стоимость".
Таким образом, налоговые агенты должны уплачивать налог на добавленную стоимость в сроки, установленные названной статьей Закона.
Л.М. Никулина
Советник налоговой службы II ранга 14.12.1999
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 04.05.1999)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
(ред. от 09.07.1999)
Вопрос: Иностранная коммерческая организация имеет представительство на территории РФ. Российская коммерческая организация имеет претензии к указанной иностранной организации, вытекающие из договора купли-продажи, которые, как она считает, должны рассматриваться в российском арбитражном
Ответ:
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Рос-
суде. При этом иностранная организация возражает против такого рассмотрения, т.к. с российской организацией нет соглашения о рассмотрении споров российским арбитражным судом. Может ли в этой ситуации иск подаваться в российский арбитражный суд?
сийской Федерации. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц определена ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ч. 2 указанной статьи арбитражные суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Российской Федерации. В этой ситуации следует определить, содержат ли двусторонние договоры Российской Федерации с государством, в котором зарегистрирована сама иностранная организация, нормы, исключающие подведомственность споров между коммер ческими предприятиями договаривающихся сторон национальным судам. Если таких норм не содержится и, учитывая, что иностранная организация имеет представительство на территории Российской Федерации, данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде в Российской Федерации без письменного соглашения спорящих сторон.
М. Александрова
Советник налоговой службы III ранга 10.12.1999
Ссылки на нормативные акты:
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.05.1995 № 70-ФЗ (принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
Вопрос: Комиссионер во исполнение договора комиссии с российским комитентом заключил договор с украинским предприятием на поставку металла. Просим разъяснить порядок уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость комиссионером при реализации по договорам комиссии металла, поступающего с территории Украины.
Ответ:
В соответствии с п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" комиссионеры или поверенные являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Налогооблагаемая база у комиссионера или поверенного определяется в зависимости от его участия или неучастия в расчетах.
Облагаемым оборотом у комиссионера, участвующего в расчетах, является стоимость товаров, реализуемых покупателям исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
Поэтому комиссионер, отгрузивший украинский металл в адрес комитента, обязан указать в счете-фактуре сумму НДС, исчисленную по ставке 20% от контрактной стоимости металла.
Таким образом, налог на добавленную стоимость будет исчисляться со всей суммы, выставленной комитенту комиссионером, куда войдет комиссионное вознаграждение, а также все расходы, связанные с выполнением действий по договору комиссии. При расчетах комиссионера с бюджетом налог на добавленную стоимость будет взиматься в виде разницы между суммой налога, полученной комиссионером от коми-
тента, и суммами налога по материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена на издержки обращения у комиссионера.
Облагаемым оборотом у комиссионера, не участвующего в расчетах, является сумма комиссионного вознаграждения. В этом случае сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, определяется как разница между суммой налога, исчисленной с комиссионного вознаграждения, и суммами налога по материальным ценностям, работам, услугам, относимым у комиссионера на издержки обращения.
Ссылки на нормативные акты:
Д.В. Прокофьев
Инспектор налоговой службы I ранга 10.12.1999
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 (ред. от 19.07.1999)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"