Научная статья на тему 'Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации'

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации»

ВОПРОС-ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Представительство швейцарской компании в РФ функционирует исключительно для целей осуществления рекламы, сбора информации для головного офиса и других представительских функций. Приводит ли подобная деятельность к образованию постоянного представительства? Подлежат ли налогообложению в России денежные средства, полученные от головного офиса на содержание представительства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 февраля 2000 года

№ 04-06-05

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения представительства швейцарской компании в Российской Федерации и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с подп. "Г' п. 4 ст. 5 российско-швейцарского налогового Соглашения об избежании двойного налогообложения от 15.11.1995 содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления рекламы, снабжения информацией или любой другой подобной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения.

Таким образом, если деятельность представительства швейцарской компании в Российской Федерации не направлена на систематическое получение прибыли, а ограничивается осуществлением вышеуказанной деятельности и других представительских функций для головной компании, то в отношении такой деятельности компания не будет рассматриваться в качестве плательщика налога на прибыль.

Денежные средства, полученные представительством иностранной компании на свое содержание от головного офиса, не подлежат налогообложению в России, поскольку движение средств в пределах одного юридического лица не является облагаемым оборотом. Кроме того, эти средства не являются доходом иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

Вопрос: Относится ли положение п. 4 ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998г. к лицам, являющимся гражданами Кипра, осуществляющим наземное обслуживание воздушного судна на территории РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 марта 2000 года № 04-06-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и сообщает следующее.

Пункт 4 ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года применяется в отношении членов экипажей морских или воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках.

Деятельность кипрских граждан по наземному обслуживанию воздушного судна на территории Российской Федерации не может рассматриваться как деятельность экипажа, осуществляемая на борту воздушного судна.

Таким образом, в отношении налогообложения вознаграждений, получаемых такими лицами, будет применяться п. 1 или п. 2 ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года в зависимости от выполнения определенных условий.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссшки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

Вопрос: Просим предоставить разъяснения по порядку применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 3 декабря 1998 г.

1. Каков порядок налогообложения доходов, получаемых кипрской компанией от отчуждения ценных бумаг в России?

2. Какая статья Соглашения подлежит применению в случае вып-

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 марта 2000 года № 04-06-05/2

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государ-

латыроссийским предприятием кипрской компании доходов от доверительного управления ценными бумагами?

3. Каков порядок налогообложения дохода от оказания кипрской компанией российскому предприятию информационно - консультационных и посреднических услуг?

ства от отчуждения движимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, подлежат налогообложению только в первом упомянутом Государстве, если деятельность такого резидента в другом Государстве не приводит к образованию постоянного представительства.

2. В случае выплаты российским предприятием кипрской компании доходов от доверительного управления ценными бумагами следует руководствоваться положениями ст. 10 или ст. 13 указанного Соглашения, в зависимости от вида дохода.

3. В отношении дохода от оказания кипрской компанией российскому предприятию информационно-консультационных и посреднических услуг следует отметить, что такой вид дохода будет облагаться налогом только на Кипре, если контролирующий российский налоговый орган признает такую деятельность кипрской компании как не приводящую к образованию в Российской Федерации постоянного представительства.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

Вопрос: Бельгийская компания не имеет постоянного представительства и имущества в РФ и не ведет деятельности на территории РФ. Компания заключила с российским предприятием (ОАО) договоры об оказании консультационных услуг и о предоставлении персонала.

По договору об оказании консультационных услуг от 1 января 1998 года компания оказывает ОАО услуги в области управленческого и производственного консультирования. В соответствии с договором оказание услуг производится в Бельгии с использованием технических средств, оборудования и помещений, принадлежащих компании. Результаты исследований и рекомендации направляются ОАО посредством почтовой и факсимильной связи.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 марта 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос в отношении налогообложения деятельности компании, сообщает следующее.

Доход от деятельности указанной компании по оказанию консультационных услуг ОАО, если они предоставляются исключительно на территории Бельгии, действительно, не относится к доходам из источника на территории Российской Федерации и, таким образом, не подлежит обложению налогом на доход в Российской Федерации.

В то же время деятельность по предоставлению бельгийской компанией персонала российскому ОАО, при которой персонал находится в России продолжительный период времени и ведет конкретную работу, подпадает под действие ст. 5

На основании соглашения о предоставлении персонала от 1 января 1998 года компания предоставляет ОАО на определенный период высококвалифицированных специалистов, чей труд использует ОАО в своей деятельности. В соответствии с указанным соглашением подбор и предоставление персонала осуществляется на территории Бельгии.

Относятся ли доходы, получаемое компанией по указанным договорам, к доходам от источников за пределами РФ?

двусторонней российско-бельгийской Конвенции об избежании двойного налогообложения от 16.06.95, поскольку выполняются следующие условия для признания подобной деятельности как осуществляемой через постоянное представительство:

- существует место деятельности (помещения компании, которой предоставляются услуги);

- это место деятельности имеет определенную степень постоянства (сотрудники бельгийской компании направляются на работу по контракту в российское ОАО на достаточно продолжительный период времени);

- осуществляемая через указанное постоянное место деятельность носит активный характер.

Считаем необходимым также отметить, что для целей налогообложения в данном конкретном случае не имеет никакого значения, как называется контракт, в соответствии с которым предоставляется персонал. Принципиальное значение имеет сама фактически осуществляемая деятельность, которая квалифицируется нами, как это указано выше.

В связи с изложенным Министерство финансов, как компетентный орган российской стороны в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения с Бельгией, рассматривает деятельность компании по предоставлению персонала ОАО как подпадающую под действие ст. 5 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения налогов и имущества от 17.12.1987. Эта деятельность может признаваться осуществляемой через постоянное представительство, и полученный в связи с этим доход подлежит обложению российским налогом на прибыль.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.95

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Королевства Бельгии от 17.12.87 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

Вопрос: ЛБУ8/98 предусматривает отражение в учете и отчетности условного убытка при высокой вероятности его наступления,, если его можно обоснованно оценить. Учитывается ли условный убыток при налогообложении прибыли?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 апреля 2000 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 57н, предусматривает, что условные факты хозяйственной деятельности должны быть отражены в бухгалтерской отчетности. При этом, если такой факт может быть достоверно оценен и вероятность, что последующие события его подтвердят, велика, этот факт отражается в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. В противном случае условный факт должен быть отражен в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Что касается признания условного убытка при налогообложении прибыли, необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.

Указанным Законом (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995 года № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций") установлено, что впредь до принятия федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, - Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений).

Законодательством о налогообложении прибыли не предусмотрена норма, разрешающая учитывать при налогообложении условный убыток.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.11.98 № 57н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПБУ 8/98"

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

Вопрос: Относятся ли затраты на оформление въездных виз для представителей иностранных организацийприбывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, к затратам предприятия по приему представителей иностранных организаций?

Включаются ли такие затраты в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 апреля 2000 года № 04-02-05/11

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оформление въездных виз для представителей иностранных организаций, прибывших для переговоров, и сообщает.

В соответствии с подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 26н определено, что к представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищ-

ных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков не состоящих в штате организации.

Приведенный в указанном Приказе перечень затрат, относимых к представительским расходам, носит исчерпывающий характер и не может толковаться расширенно.

Учитывая изложенное, затраты на оформление въездных виз для представителей иностранных организаций, прибывших для переговоров, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаться не должны.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.2000 № 26н "О НОРМАХ И НОРМАТИВАХ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Кто является плательщиком акцизов по подакцизной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ: Федеральным законом от 14.02.98 № 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" (с учетом дополнения, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.98 № 192-ФЗ) установлено, что плательщиками акцизов являются организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, за исключением таких товаров, подлежащих промышленной переработке под контролем таможенных и (или) налоговых органов.

С введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.98 № 1069 плательщиками акцизов по подакцизной алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, стали организации - комиссионеры.

Учитывая, что на другие виды подакцизных товаров иностранного производства, конфискованных или обращенных в федеральную собственность иным способом, данное Постановление не распространяется, по ним плательщиками акцизов являются таможенные органы.

При этом обращаем внимание на то, что все подакцизные товары иностранного производства, конфискованные или обращенные в федеральную собственность иным способом, должны передаваться таможенными органами на реализацию торговым предприятиям и организациям (включая комиссионеров) по ценам с учетом акциза. Согласно Федеральному закону "Об акцизах" сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно, а в расчетных документах выделяется отдельной строкой.

Ссылки на нормативные акты:

В.Б. Герасимов

Советник налоговой службы 1ранга 01.03.2000

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.02.98 № 29-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИЗАХ" (принят ГД ФС РФ 04.02.98)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.98 № 192-ФЗ (ред. от 02.01.2000)

"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ" (принят ГД ФС РФ 16.12.98)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.09.98 № 1069 "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 мая 1997 г. № 559 И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Вопрос: Предоставляется ли льгота по уплате акцизов налогоплательщику, осуществившему отгрузку алкогольной продукции на экспорт в страну дальнего зарубежья без лицензии на экспорт?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ (с учетом изменений и дополнений к нему) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вывоз с таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется организациями, имеющими лицензии на экспорт.

Поэтому экспортируемая алкогольная продукция без наличия лицензии на экспорт считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 № 171-ФЗ (ред. от 07.01.1999)

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.95)

Вопрос: Предприятие поставляет на экспорт подакцизные товары по договору комиссии с организацией.

По какой дате поступления выручки предприятие имеет право на льготу по экспорту подакцизных товаров - по дате поступления на транзитный счет организации или по дате поступления на счет экспортера продукции?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 1993-1 "Об акцизах" сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу зас-читывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

В соответствии с подп. "б" п. 6.5 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" для документального подтверждения факта экспорта подакцизных товаров налогоплательщики в срок не позднее 90 дней с момента их отгрузки представляют в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

Таким образом, зачет суммы акциза, начисленной и уплаченной налогоплательщиком в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы Российской Федерации, в счет предстоящих платежей или возмещение этой суммы за счет общих поступлений налогов осуществляется только при документальном подтверждении в течение 90 дней со

дня отгрузки поступления выручки на расчетный счет налогоплательщика - экспортера подакцизной продукции.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"

Вопрос: Предприятие экспортирует произведенную подакцизную продукцию с использованием в качестве сырья покупных подакцизных товаров. Каков порядок осуществления зачета суммы акциза, уплаченной по сырью?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом "Об акцизах" (п. 1 ст. 5) и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.98 № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (п. 6.4) сумма акцизов, уплаченная по товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), на себестоимость этих товаров не относится, а указывается налогоплательщиком в налоговом расчете по акцизам (декларации) отдельной строкой и засчи-тывается налоговыми органами в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом зачету (возмещению) подлежит сумма акциза по этим товарам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость экспортированных подакцизных товаров.

Зачет (возмещение) суммы акцизов, уплаченной по сырью, производится после представления налогоплательщиком экспортированных подакцизных товаров в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки подакцизных товаров документов, перечисленных в п. 6.5 указанной Инструкции, а также платежных документов и выписки банка, подтверждающих факт оплаты акцизов организациям, изготавливающим подакцизные товары, использованные в качестве сырья при производстве экспортированных подакцизных товаров.

В.Б. Герасимов

Советник налоговой службы 1ранга 14.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"

Вопрос: Прошу дать разъяснения по вопросу представления декларации гражданином России, имеющим постоянное место жительства на территории России и получающим доходы по основному месту работы, находящемуся в иностранном государстве.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (в дальнейшем по тексту - Закон) от представления декларации не освобождаются физические лица, указанные в гл. IV Закона. В соответствии с этой главой налогообложению подлежат доходы физических лиц, получаемые в течение календарного года от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами, не предусмотренными в гл. II и гл. III Закона.

В гл. II и гл. III определяется порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами по основному и не по основному месту работы. Положениями данных глав определяется порядок удержания подоходного налога источниками выплаты.

В связи с тем что данный порядок не распространяется на организации, находящиеся на территории иностранных государств, порядок налогообложения доходов, получаемых физическим лицом, имеющим постоянное место жительства на территории Российской Федерации, в организации иностранного государства, определяется гл. IV Закона.

Таким образом, если физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации, получило доход от предприятия - работодателя, находящегося за рубежом, то вне зависимости от его суммы возникает обязанность в представлении декларации.

C.B. Емельянов

Советник налоговой службы 1ранга 13.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: Правомерно ли отнесение предприятиями с иностранными инвестициями на себестоимость продукции затрат по содержанию специалистов, ведущих бухгалтерский учет по западным стандартам?

Ответ: Подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством, в частности содержание работников аппарата управления организации и его структурных подразделений.

В соответствии с действующим порядком организация самостоятельно определяет структуру управления и затраты на содержание органов управления.

На основании изложенного, если по требованию учредителя организация должна представлять бухгалтерскую отчетность по западным стандартам, то затраты по содержанию специалистов, составляющих указанную отчетность, могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) этой организации.

О.Б. Охонько

Советник налоговой службы /ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

Вопрос: Согласно п. 4.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 по объектам основных средств, полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, объектам внешнего благоустройства и подобным объектам амортизация не начисляется. Какими нормативными документами следует руководствоваться при отнесении основных средств к объектам внешнего благоустройства?

Ответ: При отнесении основных средств к объектам внешнего благоустройства следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 года № 123, согласно которой в состав вводимых в действие основных фондов включается стоимость работ по внешнему благоустройству городов и других населенных пунктов: стоимость мостов, подземных уличных переходов, путепроводов, набережных и других объектов.

О.Б. Охонько

Советник налоговой службы 1ранга 24.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 № 65н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/97"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 03.10.96 № 123 (ред. от 21.10.98)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ"

Вопрос: Наше предприятие реализовало товары на экспорт и предъявило к возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам. Все документы, подтверждающие факт экспорта, имеются. Однако в ГНИ нам сообщили, что возмещение "входного" НДС из бюджета будет произведено только после подтверждения реального перечисления НДС в бюджет нашими поставщиками. Нрава ли ГНИ?

Ответ: Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров в налоговые органы представляются в обязательном порядке документы, конкретный перечень которых предусмотрен п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений).

При наличии этих документов организация - экспортер имеет право на получение экспортной льготы и возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения.

Законом Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 право экспортера на возмещение входного налога не увязывается с исполнением его поставщиками своих налоговых обязательств.

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги по найму экипажей морских судов, оказываемые российским предприятием иностранной компании (круинговая деятельность)?

Ответ: В соответствии с подп. "г" п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" местом реализации работ (услуг) в целях налогообложения признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец в другом.

Положение данного подпункта применяется, в частности, в отношении услуг по предоставлению персонала, в случае, если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя.

Таким образом, местом реализации услуг российского предприятия по найму экипажей морских судов для иностранной компании является иностранное государство, при условии, что экипажи судов работают за пределами России.

Согласно подп. "а" п. I ст. 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" обороты по реализации работ (услуг) за пределами территории России не являются объектами налогообложения. Учитывая изложенное, обороты по реализации услуг по найму экипажей не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг, являются:

контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг;

акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).

Ссылки на нормативные акты:

Д.В. Прокофьев

Инспектор налоговой службы ]ранга 23.03.2000

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Просим сообщить, положениями каких действующих соглашений об избежании двойного налогообложения предусмотрено налогообложение доходов иностранного правообладателя, возникших от использования в РФ авторских прав и лицензий, в стране постоянного местопребывания получателя доходов.

Ответ: В соответствии с действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными СССР (или Российской Федерацией) с Австрийской Республикой, Республикой Армения, Королевством Бельгия, Венгерской Республикой, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республикой Германия, Королевством Дания, Итальянской Республикой, Ирландией, Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург, Республикой Мали, Монголией, Королевством Нидерландов, Королевством Норвегия, Республикой Узбекистан, Финляндской Республикой, Французской Республикой, Швейцарской Конфедерацией, Соединенными Штатами Америки, Королевством Швеция, доходы, возникшие в Российской Федерации от использования авторских прав и лицензий, подлежат налогообложению в стране постоянного местопребывания (налогового резидентства) фактического получателя таких доходов.

При этом следует иметь в виду, что всеми вышеперечисленными соглашениями, заключенными СССР (Российской Федерацией) с иностранными государствами, за исключением Соглашений с Австрийской Республикой и Королевством

Норвегия, предусмотрено, что указанные выше правила не применяются, если фактический получатель доходов от авторских прав и лицензий, возникающих в Российской Федерации, будучи резидентом другого Договаривающегося Государства, осуществляет в Российской Федерации промышленную или коммерческую деятельность через расположенное в России постоянное представительство или оказывает независимые услуги с находящейся в России постоянной базы. В этих случаях в зависимости от обстоятельств применяются положения статьи "Доходы от независимых личных услуг" или статьи "Прибыль от предпринимательской деятельности". Обращаем внимание на то, что положения соглашения об избежании двойного налогообложения применяются только при наличии у иностранного правообладателя документов, подтверждающих его налоговое резидентство в смысле соглашения об избежании двойного налогообложения. Справка должна быть заверена налоговым (финансовым) органом иностранного государства.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между СССР и Австрийской Республикой от 10.04.81

"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

СОГЛАШЕНИЕ между СССР и Королевством Норвегии от 15.02.80

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.96

"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Королевства Бельгии от 17.12.87 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 01.04.94

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.94

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ПРИРОСТ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА" (вместе с НОТОЙ РФ от 15.02.94)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 08.02.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.94

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.93

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Мали от 25.06.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.95

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛО-

ЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.94

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87 "ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ И НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15.06.93

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ"

ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.92 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

Вопрос: В течение двух лет я являлся сотрудником представительствароссийской организации в Швеции. Заработная плата начислялась мне в головном офисе нашей организации в Санкт-Петербурге, там же удерживался подоходный налог. Поскольку я пребывал в Швеции в течение нескольких лет, в соответствии со шведскими законами моя заработная плата повторно облагалась налогами по ставкам, установленным национальным законодательством.

В связи с изложенным прошу рассмотреть вопрос о возможности воз-

Ответ: В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Швеции действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.06.93.

В соответствии с п. 1 ст. 4 "Постоянное местопребывание" Конвенции для целей применения Конвенции термин "лицо с постоянным местопребыванием" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе его постоянного местожительства, постоянного местопребывания или любого критерия аналогичного характера.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

врата ранее удержанного в РФ но доходного налога с заработной платы от работы в Швеции.

Из вопроса следует, что в рассматриваемый период Вы пребывали в Российской Федерации менее 183 дней и, следовательно, не являлись налоговым резидентом Российской Федерации, в то время как по шведскому законодательству в целях налогообложения Вы рассматривались как резидент.

Таким образом, если Вы в течение прошедших двух лет рассматривались как налоговый резидент Швеции, в отношении налогообложения Ваших доходов применима ст. 15 "Доходы от работы по найму" Конвенции. В соответствии с п. I ст. 15 заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом Государстве, и, следовательно, Ваши доходы, как доходы резидента Швеции от работы по найму, осуществляемой в Швеции, подлежали налогообложению только в Швеции.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Таким образом, для получения возврата сумм подоходного налога Вам необходимо обратиться в Госналогинспекцию по месту жительства (прописки) в Российской Федерации с заявлением иностранного физического лица об освобождении (возврате) от налога в Российской Федерации по форме, приведенной в Приложении № 5 к Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы 1ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15.06.93

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 (ред. от 28.04.99)

"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: Организация, зарегистрированная в качестве налогоплательщика в РФ, поставляет на экспорт подакцизный товар (например бензин автомобильный), произведенный из принадлежащего ей сырья (нефти) предприятием, находящимся за пределами территории РФ, на условиях давальческого сырья.

Кому в данном случае производится зачет или возмещение сумм акцизов, начисленных и уплаченных в бюджет по экспортированному бензину автомобильному, и какие документы, подтверждающие факт экспорта, должны быть представлены для этого в налоговые органы?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения налоговому органу в течение 90 дней с момента отгрузки факта экспорта таких товаров засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается им за счет общих поступлений налогов.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" плательщиками акцизов (налогоплательщиками) по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, являются организации - собственники давальческого сырья.

Таким образом, в данном случае зачет в счет предстоящих платежей или возмещение сумм акцизов, начисленных и уплаченных в бюджет по экспортированному бензину автомобильному, произведенному из давальческого сырья (нефти) предприятием, находящимся за пределами Российской Федерации, производится российской организации - собственнику давальческого сырья.

Для документального подтверждения факта экспорта подакцизных товаров (в данном случае бензина автомобильного) налогоплательщиками (организациями - собственниками давальческого сырья) в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;

2) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

При поступлении выручки от реализации иностранному лицу подакцизных товаров на счет налогоплательщика не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы, кроме платежных документов и выписки банка, представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;

3) грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика с отметками:

российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;

российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (т.е. пограничного таможенного органа).

Если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. В настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь;

4) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика с отметками:

пограничных таможенных органов государств - участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ;

таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств - участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ.

Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.

В случае, если поставка подакцизных товаров на экспорт осуществляется организацией - комиссионером по поручению данного налогоплательщика, то дополнительно представляются следующие документы:

1) договор комиссии между налогоплательщиком и комиссионером;

2) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером.

В случае, когда поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется комиссионером, для получения возмещения акцизов из бюджета договоры комиссии по сделкам на поставку на экспорт подакцизных товаров должны предусматривать перечисление на расчетный счет комитента (налогоплательщика) всего полученного комиссионером по этим сделкам с последующим перечислением комиссионеру вознаграждения за услуги, оказанные им, предусмотренные договором. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" договоры комиссии должны также предусматривать, что перечисление комиссионером всего полученного по сделкам на расчетный счет комитента (налогоплательщика) производится в течение трех банковских дней.

E.H. Шереметьева

Советник налоговой службы 1ранга 29.02.2000

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"

УКАЗ Президента РФ от 18.08.96 № 1212 (ред. от 30.10.98)

"О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"

Вопрос: Подлежат ли возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-мате-риальныересурсы, выполненные работы, оказанные услуги, использованные при производстве товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт, в случае, если выручка от реализации указанных товаров (работ, услуг) на экспорт на зарегистрированный в налоговых органах счет предприятия - экспортера (комитента) вроссий-ском банке не поступила, а поступила на зарегистрированный в налоговых органах счет комиссионера?

Ответ: Абзацами 1, 2 п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.92 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", абз. 1 - 3 п. 21 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" плательщикам налога на добавленную стоимость предоставлено право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товар-но-материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, использованные при производстве реализованных на экспорт товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (далее - Указ) установлено, что с 1 июля 1996 года возврат налога на добавленную стоимость при экспорте осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

В связи с изложенным предприятия - экспортеры имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, использованные при производстве товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт, только после поступления выручки за реализованные на экспорт товары (работы, услуги) на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

Пункт 8 Указа не содержит указания на то, что названное положение Указа не распространяется на случаи, при которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт не поступает на зарегистрированный в налоговых органах счет предприятия - экспортера в российском банке, а поступает на зарегистрированный в налоговом органе расчетный счет комиссионера.

На основании изложенного в случае, если выручка за реализованные на экспорт товары (работы, услуги) на счет предприятия - экспортера (комитента) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, не поступила, а посту-

пила на зарегистрированный в налоговых органах счет комиссионера, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные предприятием - экспортером поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно-материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, использованные при производстве реализованных на экспорт товаров (работ, услуг), возмещению из бюджета не подлежат.

Ссылки на нормативные акты:

Д.Е. Ковалевская

Советник налоговой службы Шранга 05.03.2000

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

УКАЗ Президента РФ от 08.05.96 № 685 (ред. от 22.12.99)

"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ НАЛОГОВОЙ И ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"

Вопрос: Возмещается ли уплаченная сумма акциза по подакцизным товарам, отгруженным в режиме экспорта, если подтверждение факта экспорта товаров произошло на 91-й день с момента отгрузки?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу зас-читывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

Таким образом, Законом не предусмотрено возмещение или зачет в счет предстоящих платежей сумм акцизов, начисленных и уплаченных налогоплательщиком в бюджет, при документальном подтверждении факта экспорта подакцизной продукции по истечении 90 дней.

Т.К. Подгорная

Советник налоговой службы IIIранга 13.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от06Л2.1991 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вопрос: Общество получает импортный товар одного наименования от различных поставщиков. Соответственно, в их счетах-фактурах указываютсяразличные номера ГТД. Товар приходуется на склад и фактически обезличивается. Отгружается товар со склада в количестве большем, чем получено от каждого отдельного поставщика. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 просим разъяснить, как оформить счет-фактуру в такой ситуации?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 внесены изменения в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, согласно которым форма счета-фактуры дополняется графами "Страна происхождения товара" и "Номер грузовой таможенной декларации".

Начиная с 26.02.2000 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 № 46) все плательщики налога на добавленную стоимость, продающие импортные товары, указывают в счете-фактуре страну происхождения реализуемого товара и номер грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара иностранного производства.

Официальные разъяснения по вопросам, касающимся оформления счетов-фактур при продаже импортных однородных товаров из разных партий (полученных от разных поставщиков, оформленных разными ГТД), а также полученных от лиц, не являющихся плательщиками НДС (индивидуального предпринимателя, малого предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения), на сегодняшний день отсутствуют.

В целях обеспечения правильного и достоверного заполнения новых граф счетов-фактур организациям, занимающимся продажей импортных товаров, можно рекомендовать организовать партионный учет таких товаров.

Согласно п. 11.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5) при партионном способе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карту (форма № МХ-10, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.99 № 66).

Партионная карта выписывается в двух экземплярах на каждую партию товаров материально ответственным лицом. Указываются все необходимые реквизиты отправителя, получателя, станции отправителя, номер и дата акта о приеме товара, а также наименование, артикул, сорт, цена, количество, масса товара. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, второй - передается в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально ответственным лицом указывается в партионной

карте дата отпуска, номер расходного документа и количество (масса) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты.

Имеющиеся в партионной карте данные, по нашему мнению, позволяют бухгалтеру организации определить, каким из счетов-фактур поставщиков была оформлена реализуемая товарная партия, и, соответственно, правильно указать страну происхождения и номер ГТД при заполнении счета-фактуры на имя покупателя. При реализации товаров из разных партий одному покупателю в счете-фактуре можно указать по разным строкам количество товаров, относящееся к каждой из партий, и номера ГТД, которыми они были оформлены.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ" (утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5)

"УНИФИЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ"

(утв. постановлением Госкомстата РФ от 09.08.99 № 66)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Росстата от 09.08.99 № 66 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ"

Вопрос: Наша компания занимается оптовой торговлей импортными товарами, которые получает от различных поставщиков, в свою очередь, получающих импортные товары от других продавцов. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 просим разъяснить, все ли организации, являющиеся перепродавцами импортного товара, должны указывать номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре или это требование распространяется только на импортера?

Ответ: В соответствии с Порядком ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914, плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам согласно приложениям № 1, 2, 3.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 внесены изменения в Порядок ведения журналов учета сче-тов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, согласно которым форма счета-фактуры дополняется графами

"Страна происхождения товара" и "Номер грузовой таможенной декларации".

Таким образом, начиная с 26.02.2000 (дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 19.01.2000 № 46) все плательщики налога на добавленную стоимость, продающие импортные товары, указывают в счете-фактуре страну происхождения реализуемого товара и номер грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара иностранного производства.

Т.А. Ашомко

Центр исследований проблем налогообложения 25.04.200

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.07.96 N9 914 (ред. от 19.01.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: По заключенному договору купли-продажи стоимость запчастей и комплектующих выражена в долларах США. Право собственности переходит в момент приемки-передачи, оплата - по курсу на дату платежа. Поставщик при отгрузке оформляет все документы (накладные, счета-фактуры) в долларах США.

Каков порядок принятия к учету у покупателя запчастей и комплектующих при наличии только документов, выписанных в иностранной валюте (другие документы поставщик не предъявляет)?

Возможно ли отражение всех перечисленных операций в бухучете покупателя, исходя из условий договора и имеющихся первичных документов, в иностранной валюте?

Ответ: Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. 23.07.98) "О бухгалтерском учете" установлено, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

В соответствии с п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования, которым должны удовлетворять первичные документы, изложенные в п. 13 указанного Положения, касаются наличия обязательных реквизитов, одним из которых являются измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Запрета на принятие к учету документов, суммы в которых выражены в иностранной валюте или условных денежных единицах, указанное Положение не содержит.

Кроме того, ст. 317 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что выраженное в иностранной валюте или условных единицах денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствую-

щей валюты (или условных денежных единиц) на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Таким образом, в случае, если в первичном документе сумма указана в иностранной валюте, записи в бухгалтерском учете производятся в рублях на основании расчетов исходя из условий договора и имеющихся первичных документов в иностранной валюте. Подлежащая уплате в рублях сумма определяется по курсу ЦБ РФ, если иной курс или иная дата его определения не установлены соглашениями сторон.

При этом, если дата фактически произведенной оплаты поставщику не совпадает с датой принятия к учету кредиторской задолженности, в случае изменения в этот период курса рубля к иностранным валютам в бухгалтерском учете возникают суммовые разницы.

До 01.01.2000 суммовые разницы включались в соответствии с приказом Минфина от 12.11.96 № 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" в состав прочих внереализационных доходов (расходов) организации, при этом отрицательные суммовые разницы не уменьшали налогооблагаемую прибыль, поскольку их включение во внереализационные расходы для целей налогообложения не предусмотрено п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (в ред. от 12.07.99).

С 01.01.2000 введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн, п. 6 которого предусмотрено, что в целях бухгалтерского учета возникающие у покупателя суммовые разницы включаются в состав расходов по обычным видам деятельности, на базе которых согласно п. 9 ПБУ 10/99 формируется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, определяемая для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности. А именно: "величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете".

Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержден-

ного приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н, определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой согласно п. 6 ПБУ 5/98 признается сумма фактических затрат организации на приобретение (в данном случае сумма, уплачиваемая в соответствии с договором поставщику), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, начиная с 01.01.2000 стоимость приобретенных запчастей должна быть отражена в учете в сумме фактической оплаты, произведенной поставщику, то есть скорректирована на возникшую суммовую разницу.

При этом, на наш взгляд, такое отражение в бухгалтерском учете возникающих суммовых разниц должно быть зафиксировано в учетной политике предприятия.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 (в ред. от 02.01.2000) "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В связи с этим в случае, когда в соответствии с заключенным договором оплата материальных ценностей, исчисленная исходя из условных единиц, производится в российских рублях, к зачету (возмещению из бюджета) у покупателя принимается вся сумма налога, фактически уплаченная поставщику.

Пример бухгалтерских записей (цифры условные)

Организация приобретает у поставщика запасные части. Сумма договора составляет 120 дол. США, в том числе НДС -20 дол. США. Накладная и счет-фактура выписаны в долларах. Оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа. Курс доллара на дату перехода права собственности составлял 20,0 руб. за 1 дол. США, на дату оплаты - 25,0 руб. за 1 дол. США.

Д-т 10 - К-т 60 (100 дол. х 20,0 руб. = 2 000 руб.) -оприходованы запчасти по курсу на дату перехода права собственности;

Д-т 19 - К-т 60 (20 дол. х 20,0 руб. = 400 руб.) - отражена сумма НДС по оприходованным запчастям;

Д-т 60 - К-т 51 (120 дол. х 25,0 руб. = 3 000 руб.) -оплачено поставщику по курсу на дату платежа;

Д-т 68 - К-т 19 (20 дол. х 25,0 руб. = 500 руб.) - предъявлена к зачету сумма НДС, фактически уплаченная поставщику;

Д-т 19 - К-т 60 (500 руб. - 400 руб. = 100 руб.) - скорректирована сумма НДС по приобретенным запчастям на возникшую суммовую разницу;

Дт 10 - Кт 60 (3 ООО руб. - 500 руб. - 2 ООО руб. = 500 руб.) - скорректирована стоимость приобретенных запчастей на возникшую суммовую разницу.

Ю.С. Орлова

Центр исследований проблем налогообложения 27.03.2000

Ссшки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 30.12.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 08.07.99)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.96 № 97 (ред. от 20.10.98)

"О ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ"

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ")

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 30.12.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОД-СТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХО-ЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

Вопрос: Индивидуальный предприниматель приобретает за пределами РФ товары, оплата которых производится в иностранной валюте на условиях отсрочки платежа. Просьба разъяснить порядок отражения в учете расходов, связанных с приобретением товара, а именно: на какую дату следует рассчитать стоимость импортных товаров в рублях, эквивалентную их стоимости в иностранной валюте, - на дату оплаты или на дату перехода права собственности на товары (в данном случае это момент пересечения границы)?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В пункте 65 Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом последующих изменений и дополнений) установлено, что физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вести книгу учета доходов и расходов, и приведена примерная форма такой книги.

При этом согласно п. 42 Инструкции в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода.

Учитывая изложенное, полагаем, что предпринимателю в момент оплаты товара в графе "Расходы" книги учета доходов и расходов следует отразить сумму, рассчитанную по курсу иностранной валюты к рублю на дату платежа, подтвержденного соответствующим банковским документом о перечислении денежных средств с валютного счета индивидуального предпринимателя на указанный им счет продавца товара.

ЕА. Скаковская

Центр исследований проблем налогообложения 27.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 (ред. от 28.04.99)

"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: В декабре 1996года организация приобрела по импорту основное средство. В результате проверки соблюдения таможенного законодательства в августе 1999 года таможенным органом предъявлено требование об уплате сумм НДС, неуплаченных при таможенном оформлении. Требование исполнено в сентябре 1999 года. Учитывая, что основное средство было принято на учет в 1996 году, просим разъяснить порядок и срок возмещения из бюджета уплаченного в 1999году НДС.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 22.05.96) "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

При этом суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.

В данном случае основное средство было приобретено и принято на учет в декабре 1996 года. Уплата по нему НДС произведена в сентябре 1999 года. Куда относить в подобных случаях сумму НДС, вышеназванный Закон отдельно не регламентирует.

Вместе с тем все условия, позволяющие в законном порядке относить суммы уплаченного налога к возмещению (зачету) в бюджет, в рассматриваемой ситуации соблюдены, а именно:

- приобретенное имущество оплачено;

- суммы налога уплачены в бюджет;

- имущество принято на учет;

- стоимость имущества относится на издержки производства и обращения (посредством начисления амортизации).

В таком случае, по нашему мнению, сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную предприятием после приобретения основного средства, можно отнести к возмещению (зачету) в бюджет на основании нормы п. 2 ст. 7 вышеназванного Закона в общем порядке.

C.B. Супотницкий

Центр исследований проблем налогообложения 27.03.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 22.05.96)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.2000 М 46с 26.02.2000в счетах-фактурах необходимо указывать страну происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации. Наша фирма оптом закупила товар в январе - феврале 2000 года, и в сче-тах-фактурах на него нет этих данных. Реализация этого товара будет продолжаться и после 26.02.2000. Что мы должны указывать в счетах-фактурах при отпуске этого товара?

Ответ: Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 вносит изменение в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914. В частности, нововведения касаются формы счета-фактуры.

Поскольку предыдущая редакция постановления Правительства РФ от 29.07.96 № 914 не предусматривала обязанности указывать страну происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации, возможна ситуация, когда плательщик по объективным причинам не сможет указать в счете-фактуре названные реквизиты.

По нашему мнению, в этом случае в графах 2 и 3 следует поставить прочерк, при этом в строке 7 следует указать, что товары были приобретены до 26.02.2000, т.е. до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 № 46.

О.Г. Хмелевской

Центр исследований проблем налогообложения 25.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2000 № 46 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (ред. от 26.10.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (ред. от 19.01.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.