ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: При каких условиях торговая организация, постоянно сдающая часть помещения в субаренду, может самостоятельно (в соответствии с ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н), признать обычными видами деятельности одновременно два вида деятельности: торговую и субаренду?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 июня 2000 года № 04-02-05/2
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 № 32н, для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований указанного Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Факт признания тех или иных видов поступлений доходами от обычных видов деятельности должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.
Как следует из письма, организация постоянно сдает часть помещения в субаренду, поэтому получаемые от этой операции доходы, по нашему мнению, должны являться доходами от обычных видов деятельности.
Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ"ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)
Вопрос: Российское АО, производящее товары, реализует их как в России, так и за рубежом. Приказом ГНС РФ от 29.12.97 № АП-3-03/252, внесшим изменения в Инструкцию № 39, и письмом МНС РФ от 08.12.99 № АП-6-03/984 установлены дополнительные условия для возмещения входного НДС: предоставление в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт, а также договоров с поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для производства экспортной продукции, и документов, подтверждающих их оплату. Введение указанных дополнительных условий, не предусмотренных Законом "О налоге на добавленную стоимость", по нашему мнению, противоречит налоговому законодательству. Кроме того, данные требования невыполнимы для налогоплательщика, поскольку:
- нет договоров на поставку то-варно-материальных ценностей отдельно для производства экспортной и неэкспортной продукции (есть единый договор с поставщиком);
- невозможно определить, в какой части приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства экспортной продукции;
- зачастую расчеты с поставщиками производятся зачетом взаимных требований.
Просим предоставить разъяснения по сложившейся ситуации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 мая 2000 года № 04-03-08
Минфин России рассмотрел Ваше письмо по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров на _»кспорт и по согласованию с Департаментом методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж МНС России сообщает следующее.
Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений № 4, внесенных письмом Госналогслужбы РФ от 3 апреля 1997 года № ВЭ-6-03/268, а не приказом Госналогслужбы РФ от 29 декабря 1997 года № АП-3-03/252, как указано в Вашем письме) установлен перечень документов, подтверждающих фактический экспорт товаров за пределы территории государств - участников СНГ.
В соответствии с п. 2 письма МНС России от 8 декабря 1999 года № АП-6-03/984 "Об упорядочении возмещения (зачета) НДС по экспортным поставкам" для обоснования права организации - экспортера на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), в налоговые органы помимо документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территории государств - участников СНГ и предусмотренных вышеуказанными изменениями Инструкции, дополнительно представляются документы, на основании которых производится приобретение и оплата товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении льготируемых экспортных поставок.
Учитывая, что действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость перечень документов, которые необходимо представить налогоплательщикам для целей льготного налогообложения, не установлен, положения вышеуказанных писем МНС России действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость не противоречат. Кроме того, ряд заявлений налогоплательщиков о признании незаконным требования о представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров за пределы территории государств - участников СНГ, Верховный суд Российской Федерации решениями от 7 февраля 1997 года и 7 августа 1997 года оставил без удовлетворения.
Однако, как следует из Вашего письма, представить в налоговые органы все договоры на поставку материальных ресурсов, используемых только при производстве экспортируемых товаров, а также платежные поручения и выписки банка о перечислении поставщикам денежных средств за материальные ресурсы, использованные при изготовлении экс-
портируемых товаров, не представляется возможным, поскольку приобретаемые материальные ресурсы используются как для производства продукции, реализуемой на экспорт, так и для производства продукции, реализуемой на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, организациям, реализующим товары на экспорт, в том числе АО, следует представлять в налоговые органы единые договоры с поставщиками материальных ресурсов, используемых как при производстве экспортируемых товаров, так и при производстве товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, а также платежные поручения и выписки банка о перечислении поставщикам денежных средств за такие материальные ресурсы.
В случае проведения расчетов с поставщиками путем зачета взаимных требований в налоговые органы могут быть представлены акты по погашению задолженности указанным способом.
Что касается определения доли использования приобретенных материальных ресурсов в производстве экспортируемой продукции, то необходимо отметить следующее.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Поскольку действующим налоговым законодательством порядок ведения раздельного учета для целей исчисления налога на добавленную стоимость не установлен, налогоплательщики могут определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения на основании приказа Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" и оформлять такой порядок организационно-распорядительным документом руководителя предприятия (организации).
Заместитель министра финансов Российской Федерации С.Д. ШАТАЛОВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 03.04.97 № ВЗ-6-03/268
"ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ № 4 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 11.10.95 № 39 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 29.12.97 № АП-3-03/252 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 11.10.95 № 39 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (вместе с "ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ № 5 ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1995 ГОДА № 39 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ")
<ПИСЬМО> МНС РФ от 08.12.99 № АП-6-03/984 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ВОЗМЕЩЕНИЯ (ЗАЧЕТА) НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ПОСТАВКАМ"
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98"
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 07.02.97 <0 ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМ) ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ ГНС РФ ОТ 11.10.95 № 39 О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЭКСПОРТ ТОВАРОВ>
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 20.10.97 № ВЗ-6-18/743
"О РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с РЕШЕНИЯМИ Верховного Суда РФ от 09.06.97 № ГКПИ 97-288,
от 07.08.97 № ГКПИ 97-327, от 14.05.97 № ГКПИ 97-224, от 23.09.97 № ГКПИ 97-368)
Вопрос: Что следует понимать в РФ под термином "агент с независимым статусом" для целей Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 мая 2000 года № 04-06-05
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.
В соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (п. 5 ст. 5), если лицо иное, чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность в одном договаривающемся государстве от имени предприятия другого договаривающегося государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом государстве, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п.4 вышеназванной статьи. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в случае осуществления предпринимательской деятельности в другом государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
Статья 3 Соглашения предусматривает, что при применении Соглашения договаривающимися государствами любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, в зависимости от контекста, которое придает ему законодательство этого государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение.
Соответственно в РФ для целей Соглашения при толковании понятия "агент с независимым статусом" следует принимать во внимание положения Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 года № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". В частности, разд. 1 Инструкции, который дает определение постоянного представительства, устанавливает, что под лицом иным, чем агент с независимым статусом, следует понимать российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.
Следующее положение данного раздела предусматривает, что если такая российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица, что, в свою очередь, по сути и является понятием "агент с независимым статусом".
Вместе с тем, если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они
могут рассматриваться как постоянное представительство иностранного юридического лица.
Исходя из положений ст. 11 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ для целей налогообложения в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено Кодексом), понятие "в рамках основной (обычной) деятельности" следует давать исходя из норм гражданского права. Рамки этой основной (обычной) деятельности следует считать установленными, в частности, в учредительных документах лица и (или) лицензии, так же как и в ином разрешении компетентного государственного органа.
Ссылки на нормативные акты:
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
Вопрос: Просим предоставить разъяснения по практическому применению п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством России и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Что понимается под прямым вложением в капитал - только лишь денежные средства и имущество, напрямую направленные на формирование ус-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 мая 2000 года № 04-06-05/2
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.
Поскольку понятие прямого вложения в капитал компании не дается в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
тавного капитала компании, либо это понятие распространяется и на средства, направленные нерезидентом на покупку акций компании на вторичном рынке? Следует ли при определении суммы, эквивалентной 100 ООО дол. США, исходить из реально вложенных инвестором средств при покупке акций либо из номинальной стоимости приобретенных акций?
доходы и капитал от 5 декабря 1998 года, с учетом положений п. 2 ст. 3 его следует рассматривать исходя из внутреннего законодательства РФ и имеющейся международной практики.
Положения ст. 10 Соглашения предусматривают возможность обложения дивидендов в государстве, резидентом которого является компания, их выплачивающая, в размере 5% от общей суммы дивидендов, если лицо - резидент другого государства, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 ООО дол. США.
Под прямыми вложениями в капитал для целей налогообложения при этом следует понимать денежные средства и имущество, направленные на приобретение акций компании как в результате их распределения среди учредителей компании, так и в результате покупки таких акций на первичном или вторичном рынках. Кроме того, следует руководствоваться положениями ст. 2 Федерального закона РФ от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", предусматривающей, что под прямой иностранной инвестицией, в частности, понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Приобретение акций на вторичном рынке может рассматриваться как прямое вложение в капитал акционерного общества, если выполняется вышеназванное условие (10-процентный порог).
При подсчете суммы, эквивалентной 100 000 дол. США, следует исходить из номинальной стоимости акций в соответствии с данными реестра владельцев ценных бумаг компании.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.06.99)
Вопрос: ООО приобретает товар на Украине для последующей перепродажи в России. С какой суммы должен быть начислен НДС при реализации товара, если таможенная стоимость товара 50 тыс. руб., а реализован он был за 60 тыс. руб. ? Как отразить данную операцию в счете-фактуре ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 июня 2000 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом о порядке применения налога на добавленную стоимость при перепродаже украинских товаров на территории Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) оборот, облагаемый этим налогом у предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. Поэтому при реализации украинских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для перепродажи, оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, определяется на основе полной стоимости реализуемых товаров. В связи с этим счета-фактуры покупателям составляются на полную стоимость реализуемого им товара.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Предприятие экспортирует на Украину изделия медицинского назначения. Считаем, что подп. "а" п. 12 Инструкции ГНС России от 11.10.95 № 39 в части обложения НДС экспортируемых из Российской Федерации на Украину изделий медицинского назначения, право собственности на которые переходит к покупателю за границами РФ, не соответствует действующему законодательству, в частности нормам подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О НДС".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 29 июня 2000 года № 04-03-17
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу несоответствия положений подп. "а" п. 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) нормам подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) и сообщает следующее.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые
работы, услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.
Согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственными соглашениями Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. В связи с отсутствием межгосударственных соглашений Российской Федерации с другими государствами - участниками СНГ о порядке взимания налога на добавленную стоимость и в соответствии с п. 17 вышеуказанной Инструкции Госналогслужбы России расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам), в том числе изделиям медицинского назначения, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, подп. "а" п. 12 вышеназванной Инструкции Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не противоречит.
Одновременно сообщается, что соответствие положений подп. "а" п. 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" положениям Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1997 года № ГКПИ 97-368.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 20.10.97 № ВЗ-6-18/743
"О РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с РЕШЕНИЯМИ Верховного Суда РФ от 09.06.97 № ГКПИ 97-288, от 07.08.97 № ГКПИ 97-327, от 14.05.97 № ГКПИ 97-224, от 23.09.97 № ГКПИ 97-368)
Вопрос: ВI квартале 2000 года обществом были реализованы финансовые векселя. Другими видами деятельности организация временно не занимается. Учетной политикой предусмотрено отнесение доходов и расходов по реализации векселей к операционным доходам и расходам. Согласно Уставу организация может осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Правомерно ли в данном случае отнесение поступлений от реализации векселей к операционным доходам с учетом требований Положения по бухучету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России № 32н от 06.05.99?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 июня 2000 года № 04-02-05/2
Департамент налоговой политики рассмотрел по согласованию с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Ваше письмо по вопросу правомерности отнесения поступлений от реализации векселей к операционным доходам с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 № 32н.
Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 № 32н, доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Из Вашего письма не ясно, какие именно векселя реализует Ваше общество, поэтому дать однозначный ответ не представляется возможным.
В целях налогообложения при выбытии векселя третьего лица прибыль (убыток) определяется с учетом п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. С АЛИНА
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ"ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вопрос: В какой валюте Исполняющий банк должен вести Карточку учета, если в соответствии с импортным контрактом валюта цены не совпадает с валютой платежа?
Учитывая, что Инструкция Банка России № 7 действует в части, не противоречащей Указанию Банка России № 383-У, просим разъяснить, подлежит ли иностранная валюта, конвертированная уполномоченным банком в целях осуществления перевода со специального транзитного валютного счета, предварительному зачислению в соответствии с п. 25 Инструкции Банка России №7 на текущий валютный счет резидента в уполномоченном банке?
БАНК РОССИИ
Ответ: В соответствии с Указанием Банка России от 09.04.99 № 535-У "Об уточнении порядка осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов" с валютных счетов резидентов (текущего, транзитного и специального транзитного) переводы могут быть осуществлены (расчеты могут быть произведены) в любой иностранной валюте с проведением уполномоченным банком в случае необходимости соответствующей конверсионной операции вне зависимости от того, в какой иностранной валюте открыт валютный счет резидента.
При проведении уполномоченным банком конверсионных операций в указанных выше случаях средства в иностранной валюте, в которой открыт валютный счет резидента, конвертируются уполномоченным банком в иностранную валюту, в которой будет осуществлен перевод, по курсу, согласованному с резидентом - владельцем валютного счета.
На внутреннем валютном рынке для целей, указанных в п. 24 Инструкции Банка России № 7 с учетом требований указания Банка России № 383-У, за рубли может быть куплена любая иностранная валюта вне зависимости от того, в какой иностранной валюте будут в дальнейшем осуществляться переводы (производиться расчеты).
Карточка учета может вестись уполномоченным банком либо в валюте счета, либо в валюте документа, являющегося основанием для покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке (далее - документ).
Требование об обязательном согласовании между банком и клиентом сроков проведения конверсионной операции, а также иных условий этой сделки указанием Банка России № 535-У не предусмотрено. Условия о сроках проведения конверсионных операций и иные условия таких сделок могут быть предусмотрены в договоре банковского счета.
Указание Банка России № 535-У предусматривает возможность совершения конверсионных операций одной иностранной валюты в другую иностранную валюту для осуществления перевода купленной иностранной валюты или проведения расчетов в соответствии с действующим законодательством. В этом случае полученная иностранная валюта (при конверсии одной иностранной валюты в другую иностранную валюту) может быть переведена без обязательного предварительного зачисления на текущие валютные счета юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках.
Однако если конверсионная операция одной иностранной валюты в другую иностранную валюту осуществлена со специального транзитного валютного счета, то при условии неиспользования купленной иностранной валюты в порядке, установленном п. II указания Банка России № 383-У, данная иностранная валюта подлежит обратной продаже на
внутреннем валютном рынке в соответствии с п. 12 Указания Банка России № 383-У.
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 18.06.99)
"О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ ПОКУПКИ И ОБРАТНОЙ ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВНУТРЕННЕМ
ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02-104А (ред. от 18.06.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.04.99 № 535-У "ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ С ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ РЕЗИДЕНТОВ И ЗАЧИСЛЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВАЛЮТНЫЕ СЧЕТА РЕЗИДЕНТОВ"
Вопрос: Допускается ли перевод иностранной валюты, купленной для оплаты по импортному контракту, на счет покрытия по аккредитиву, открываемому в соответствии с данным контрактом?
Ответ: В соответствии с п. 11 Указания Банка России № 383-У иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке на цели, предусмотренные п. 24 Инструкции Банка России № 7, и зачисленная на его специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена Исполняющим банком по распоряжению резидента о переводе в соответствии с основаниями, указанными в Поручении на покупку, не позднее 7 календарных дней со дня зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет резидента.
При применении указания Банка России № 383-У под осуществлением перевода иностранной валюты со специального транзитного валютного счета понимается осуществление резидентом безналичных расчетов в формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, в том числе в форме платежного поручения, аккредитива и инкассо.
Инструкцией Банка России № 30 (п.п. 3.8, 6.8) предусмотрена возможность использования аккредитивной формы расчетов при оплате импортируемых товаров.
Таким образом, иностранная валюта, купленная юридическим лицом - резидентом на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в установленном порядке, может переводиться со специального транзитного валютного счета для расчетов по импортному контракту в форме документарного аккредитива, в том числе на счет покрытия по аккредитиву.
Департамент валютного регулирования Банка России 26.05.2000
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 18.06.99)
"О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ ПОКУПКИ И ОБРАТНОЙ ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВНУТРЕННЕМ
ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02-104А (ред. от 18.06.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.95 (ред. от 22.02.2000)
"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ПЛАТЕЖЕЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ЗА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Посольство Португалии в Российской Федерации арендует помещение у российского предприятия. Португалия была включена в список государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, доведенный письмом МНС РФ от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81. Согласно указанному Письму услуги по предоставлению помещений Португальским дипломатическим представительствам и их персоналу освобождаются от налога на добавленную стоимость. С какого момента российское предприятие имеет право выставлять счета за аренду помещений Посольству Португалии без налога на добавленную стоимость - с даты выхода Письма МНС России или с какой-либо другой даты?
Ответ: Вне зависимости от даты опубликования Письма МНС России, содержащего информацию об объемах освобождений по налогу на добавленную стоимость в отношении Португалии, эта информация применяется начиная с даты вступления в силу Федерального закона от 31.03.99 № 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах", так как аналогичная льгота действовала в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств, а также их персонала в Португалии на момент вступления в силу Федерального закона (01.04.99).
В случае, если в национальное законодательство государств, поименованных в приложениях к письмам МНС России, регулирующее режим освобождения от налога на добавленную стоимость товаров и услуг, предназначенных для официального пользования дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов семей, вносятся изменения, то дата, начиная с которой эти изменения необходимо применять, указывается в письме МНС.
Г.В. ЖЕЛОБКОВИЧ Советник налоговой службы I ранга Н.К. КУЗОВАЯ Советник налоговой службы III ранга 14.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.03.99 № 64-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 12.03.99)
Вопрос: Наш банк имеет пред- Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96
ставительство на территории Ан- ]\ь 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
глии. Мы приняли на работу специа- в системе государственного пенсионного страхования" под
листа, бывшего гражданина России, государственным пенсионным страхованием понимается вид
который в настоящее время получил гражданство Англии. Следует ли начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на вознаграждения за труд, выплачиваемые данному специалисту?
страхования, который осуществляется в соответствии с Законом РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Право на пенсионное обеспечение по законодательству РФ распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданин, местом постоянного жительства которого является территория Англии, права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законодательством РФ не имеет, и, соответственно, у Вашего представительства, расположенного на территории Англии, отсутствует обязанность уплаты за него страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Н.В. КРИКСУНОВА
Советник налоговой службы I ранга 28.04.2000
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.96 № 27-ФЗ "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
(принят ГД ФС РФ 08.12.95)
ЗАКОН РФ от 20.11.90 № 340-1 (ред. от 02.01.2000)
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РФ"
Вопрос: Организация производит и реализует медицинскую продукцию на внутреннем рынке России и за рубеж. Нужно ли для целей применения НДС вести раздельный учет затрат на производство и реализацию этой освобожденной от НДС продукции?
Ответ: В соответствии с подп. "б" п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) в случае применения льготного налогового режима по подп. "у" п. 1 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, приобретенных для выполнения деятельности, предусмотренной в названном подпункте, относятся на издержки производства и обращения и возмещению из бюджета не подлежат.
В то время как при использовании порядка освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подп. "а" п. 1 ст. 5 данного Закона Российской Федерации, суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, приобретенных для выполнения деятельности, предусмотренной в названном подпункте, подлежат зачету (возмещению из бюджета) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Таким образом, при производстве и реализации медицинской продукции на внутренний рынок России и за рубеж необходимо вести раздельный учет затрат на производство и реализацию указанной продукции, который оформляется организационно-распорядительным документом руководителя организации (предприятия) на основании приказа Минфина России от 09.12.98 № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98".
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.98 № 1673)
Вопрос: Иностранная организация передает право проката зарубежного фильма российской организации (не являющейся кинозрелищной организацией, киноустановкой, видеозалом или телевидением). Учитывая, что передача прав облагается налогом на добавленную стоимость по месту приобретения данных прав, может ли российская организация воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной по получению авторских прав?
Ответ: На основании п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) местом реализации услуг по передаче (переуступке) прав признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
Учитывая, что покупателем услуг по приобретению прав проката зарубежного фильма является российская организация (не относящаяся к кинозрелищной организации, киноустановке, видеозалу или телевидению), то налогообложение данных услуг осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
При этом льготный налоговый режим, предусмотренный подп. "к" п. 1 ст. 5 данного Закона Российской Федерации в случае приобретения права проката зарубежного фильма, применяться не должен, так как на основании Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28 марта 2000 года № 5-П предусмотренная подп. "к" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налоговая льгота касается только оборотов в виде вознаграждения, выплачиваемого обладателю имущественных авторских прав их получателем по авторскому договору, и не распространяется на обороты, возникающие из отношений лица, получившего имущественные авторские права от их обладателя, с иными лицами, то есть в результате пос-
ледующего использования произведения получателем не по авторскому договору (например, воспроизведение произведения, его распространение, публичный показ), а именно совершения им действий, в результате которых к произведению получают доступ другие лица.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА "К" ПУНКТА 1
СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ЗАКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
"КОНФЕТТИ" И ГРАЖДАНКИ И.В. САВЧЕНКО"
Вопрос: Согласно нормативному письму Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 10.04.96№№ ВЗ-4-ОЗ/ 31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" импортные технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождаемые согласно подп. "щ"п. 1 ст. 5 Закона РФ № 1992-1 от налога при ввозе на территорию РФ, освобождаются от этого налога и при их дальнейшей реализации на территории РФ. Распространяется ли этот порядок на торгово-посред-нические организации?
Ответ: На основании ст.ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) при осуществлении организациями посреднических услуг возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденному Госстандартом СССР 1 января 1976 года, посреднические услуги относятся к общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и перечислены под кодовым обозначением 84 000.
В связи с этим организации (предприятия), выполняющие торгово-посредническую деятельность, исчисление налога на добавленную стоимость производят в порядке, определенном п. 19 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений).
И.Е. МУРАВЬЕВА
Советник налоговой службы I ранга 06.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ПИСЬМО Минфина РФ № 04-03-07, Госналогслужбы РФ № ВЭ-4-03/31Н от 10.04.96
"О ПОРЯДКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.05.96 № 1081)
"ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР "ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА" (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76) (ред. от 15.02.2000)
Вопрос: При реализации медикаментов в страны дальнего зарубежья какой льготный налоговый режим должен применяться: по подп. "а"п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" или по подп. "у" п. 1 ст. 5указанного Закона РФ? Будет ли нарушением применение льготного налогового режима в этом случае по подп. "у" п. 1 ст. 5 этого Закона РФ?
Ответ: Порядок освобождения от НДС медикаментов на основании подп. "у" п. 1 ¿т. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) применяется только в случае реализации медикаментов на территории России.
В то время как порядок освобождения от НДС медикаментов на основании подп. "а" п. 1 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации применяется при реализации медикаментов в страны дальнего зарубежья.
Таким образом, при реализации медикаментов в страны дальнего зарубежья должен применяться льготный налоговый режим, предусмотренный подп. "а" п. 1 ст. 5 данного Закона Российской Федерации и п. 14 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений).
И.Е. МУРАВЬЕВА
Советник налоговой службы I ранга 06.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)
Вопрос: Подлежит ли возмещению из бюджета отрицательная сумма налога на добавленную стоимость, образовавшаяся у оптового предприятия вследствие превышения суммы НДС, уплаченной по импортируемым товарам исходя из скорректированной таможенной стоимости, над суммами налога, полученными от российских покупателей этого товара?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25.12.96 №№ ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года" при ввозе товаров по импорту основанием для регистрации в книге покупок и, соответственно, принятия к зачету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость на таможне, без выписки и оформления счета-фактуры.
Инструкцией о порядке заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1, КТС-2), утвержденной приказом ГТК РФ от 03.03.97 № 97, предусмотрено, что данные формы являются неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, фактически уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, принимается к возмещению в общеустановленном порядке с учетом откорректированной таможенной стоимости товаров.
С 1 января 1999 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отменен порядок, согласно которому при превышении сумм НДС, относящихся к расходам по приобретению товара, над суммами налога, полученными от покупателей товаров, реализуемых в режиме опта по ценам "не выше себестоимости", возникающая разница относилась на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль. Поэтому отрицательная сумма налога на добавленную стоимость, образовавшаяся у оптового предприятия вследствие превышения суммы НДС, уплаченной по импортируемым товарам исходя из скорректированной таможенной стоимости, над суммами налога, полученными от российских покупателей этого товара, подлежит зачету (возмещению) в общеустановленном порядке.
При этом следует иметь в виду, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления нало-
гов вправе проверять обоснованность применения цен по сделкам, в т.ч. внешнеторговым. В случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 (30 - до введения в действие Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ) процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
<ПИСЬМО> Минфина РФ № 109, Госналогслужбы РФ № ВЗ-6-03/890 от 25.12.96
"О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ С 1 ЯНВАРЯ 1997 ГОДА"
ПРИКАЗ ГТК РФ от 03.03.97 № 97 (ред. от 10.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ КОРРЕКТИРОВКИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (КТС-1, КТС-2)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 № 147-ФЗ (ред. от 09.07.99)
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 16.07.98)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 154-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 23.06.99)
Вопрос: В каком порядке предприятиями торговли отражаются на счетах бухгалтерского учета налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины по импортируемым товарам?
Ответ: В соответствии с п. 1 письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 № 96 для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость, используются счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам: "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", "Налог на добавленную стоимость по работам (услугам) производственного характера", "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам" и другим субсчетам, вводимым в случае необходимости) организация отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
Поэтому суммы налога на добавленную стоимость по импортным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, до момента уплаты отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Уплата налога на добавленную стоимость отражается записями по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". После уплаты налога перечисленные суммы списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом".
Что касается таможенных пошлин, то в соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 10.05.95 № ЮБ-6-17/256 "О Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания" предприятию торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (включая по импорту и по товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке.
М.Н. ОХЛОПКОВА
Советник налоговой службы I ранга 23.05.2000
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 12.11.96 № 96 "О ПОРЯДКЕ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И АКЦИЗАМИ"
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 10.05.95 № ЮБ-6-17/256
"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА, И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ...", утв. Роскомторгом 20.04.95 № 1-550/32-2)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97) (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
Вопрос: Одним из участников российского предприятия (ООО) является резидент Республики Кипр. В 1999 года собранием участников общества было принято решение о выплате дивидендов в пользу кипрского участника, которые были перечислены ему в 2000 году.
В связи с тем, что с 2000 года начало применяться новое Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром вместо Соглашения, действовавшего в 1999 года, просим разъяснить, каким из этих Соглашений следует руководствоваться при налогообложении дивидендов, начисленных в 1999 года и выплаченных в 2000 году.
Ответ: На основании ст. 29 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98, вступившего в силу 17.09.99, его положения в части налогов, удержанных у источника, начали применяться к суммам, уплаченным или начисленным первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором настоящее Соглашение вступает в силу, то есть с 1 января 2000 года.
В случае, если дивиденды были выплачены кипрской компании в 2000 году, их налогообложение осуществляется в порядке, установленном новым Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98, независимо от даты их начисления и периода, за который они были начислены.
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга 02.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр от 29Л0.82 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"
Вопрос: Между редакцией нашей газеты и российским гражданином заключено трудовое соглашение, в соответствии с которым в течение полутора лет этот гражданин работает в Германии в качестве штатного корреспондента нашей газеты. Оплата по трудовому соглашению производится в России в российских рублях. Просим разъяснить, в каком государстве должен платить подоходный налог наш сотрудник.
Ответ: Согласно ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время в отношениях России и Германии действует Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96, которое применяется к резидентам России или Германии.
В силу ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Из представленных документов следует, что журналист в соответствии с трудовым соглашением работает за рубежом в течение периода, превышающего 183 дня в календарном году. Таким образом, он не является налоговым резидентом Российской Федерации.
При этом оплата по трудовому соглашению производится на территории Российской Федерации в российских рублях.
Согласно ст. 15 "Доходы от работы по найму" Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от работы по найму, могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве только тогда, когда работа выполняется в этом другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, если журналист в настоящее время является налоговым резидентом Германии и получает доход от осуществления работы по найму в Германии, в соответствии с вышеприведенными положениями Соглашения об избежании двойного налогообложения такой доход не может подлежать налогообложению в России.
При этом для целей применения Соглашения гражданину, работающему в качестве журналиста российской газеты в Германии, необходимо подать в российские налоговые органы заявление об освобождении (возврате) от налога в Российской Федерации в трех экземплярах по форме, приведенной в Приложении № 5 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Россий-
ской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Заявления в двух экземплярах представляются в инспекцию МНС РФ по месту выплаты дохода в Российской Федерации. Налоговый орган, проверив соответствие имеющегося заявления положениям Соглашения об избежании двойного налогообложения с указанной страной, делает отметку и возвращает их физическому лицу. Далее один из экземпляров подается заявителем в редакцию газеты. На этом основании производится освобождение плательщика налога в Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты:
E.H. СОРОКИНА
Советник налоговой службы I ранга Е.В. ИВАНОВА
Советник налоговой службы III ранга 28.04.2000
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 02.01.2000)
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96
"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 (ред. от 04.04.2000)
"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Вопрос: Российский институт заключил гражданско-правовой договор с профессором, являющимся гражданином Польши, по осуществлению последним преподавательской деятельности в России. Указанный специалист по условиям договора осуществляет деятельность в течение двух семестров. Просим разъяснить, подлежат ли налогообложению такие доходы в Российской Федерации.
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, налогообложению подлежит совокупный доход, полученный как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При этом согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если рассматриваемое лицо согласно условиям договора намерено находиться в России
более полугода, оно будет признано налоговым резидентом Российской Федерации.
В то же время согласно ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.92.
В силу ст. 18 "Преподаватели, ученые, студенты и практиканты" Соглашения вознаграждение, получаемое преподавателем, который являлся непосредственно перед приездом в одно Договаривающееся Государство лицом с постоянным местожительством в другом Договаривающемся Государстве и который находится в первом упомянутом Государстве только с целью преподавания в учебном заведении этого Договаривающегося Государства, освобождается от налога в этом первом Государстве в течение трех лет с даты его первого приезда в первое упомянутое Государство, в отношении вознаграждений за такое преподавание, чтение лекций и проведение исследований.
Это означает, что в том случае, когда рассматриваемый профессор перед приездом в Россию являлся лицом с постоянным местожительством в Польше и имеет документ, заверенный налоговым или финансовым компетентным органом Польши и подтверждающий его постоянное местожительство в Польше в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения, его вознаграждения от преподавательской деятельности будут освобождены от налогообложения в России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ссылки на нормативные акты:
E.H. СОРОКИНА
Советник налоговой службы I ранга Е.В. ИВАНОВА
Советник налоговой службы III ранга 23.05.2000
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000) "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: Организацией получен кредит на приобретение материально-производственных запасов. В связи с вступлением в силу ПБУ10/99 просим разъяснить, на какой счет списывать проценты, уплаченные по кредиту?
Ответ: В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № ЗЗн (ред. 30.12.99), проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), являются операционными расходами, которые согласно п. 15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Согласно п .6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000), затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением материально-производственных запасов и произведены до даты оприходования запасов на складах организации, могут включаться в фактическую себестоимость МПЗ. Обращаем внимание, что принятый организацией способ бухгалтерского учета процентов по заемным средствам на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. 30.12.99), подлежит раскрытию в учетной политике.
Таким образом, если оплата процентов произведена до оприходования запасов, то затраты по их оплате могут относиться на увеличение стоимости МПЗ, то есть на счета 10, 12, 41. Если же проценты за пользование заемными средствами оплачены после оприходования МПЗ, то затраты по их оплате считаются операционными расходами и относятся на счет 80.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОД-СТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.98 № 1570)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.98 № 1673)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"
(утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
Вопрос: Организацией получен кредит на приобретение основных средств. В связи с вступлением в силу ПБУ 10/99 просим разъяснить, на какой счет списывать проценты, уплаченные по кредиту.
Ответ: В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № ЗЗн (ред. 30.12.99), проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), являются операционными расходами, которые согласно п. 15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Согласно п. 3.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65н, организации вправе включать в первоначальную стоимость основных средств затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств, в том числе проценты за пользование банковским кредитом, взятым на эти цели. При этом следует иметь в виду, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, согласно п. 3.6 ПБУ 6/97 не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Поэтому затраты по оплате процентов за пользование банковским кредитом, взятым на приобретение основных средств, включаются в их первоначальную стоимость, если они оплачены до момента принятия объектов к учету по счету 01.
Если же проценты за пользование банковским кредитом оплачены после принятия к учету основных средств, то затраты по их оплате рассматриваются согласно п. 11 ПБУ 10/ 99 как операционные расходы и учитываются в соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 на счете 80.
Обращаем внимание, что принятый организацией способ бухгалтерского учета процентов по заемным средствам на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. 30.12.99), подлежит раскрытию в учетной политике.
Н.В. ЕНДИНА
Центр исследований проблем налогообложения 30.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 № 65н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/97"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.98 № 1451)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.98 № 1673)
Вопрос: Организация регулярно в качестве финансового вложения приобретает простые векселя. Учитывая требования ПБУ 9/99 "Доходы организации", просим разъяснить, является ли сумма разницы между номинальной ценой векселя и ценой его приобретения объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог, если эта сумма составляет 10% в общей сумме доходов за отчетный период.
Ответ: Согласно Закону РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
При этом п. 24 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления.
В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, являются доходами от обычных видов деятельности, которые отражаются в бухгалтерском учете согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению (утв. приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 № 56) по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Таким образом, объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являются доходы, определяемые ПБУ 9/99 как доходы от обычных видов деятельности.
Пунктом 7 ПБУ 9/99 определено, что поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров (в рассматриваемой ситуации - доходы от продажи векселей) относятся к прочим поступлениям.
При этом ПБУ 9/99 не содержит требований об отнесении указанных поступлений к доходам от обычных видов деятельности в случае, если сумма таких доходов составляет более 5% от общей суммы полученных доходов.
Требования, содержащиеся в п. 18.1 ПБУ 9/99, касаются только раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, то есть отражения в отчете о прибылях и убытках выручки, операционных и внереализационных доходов, составляющих пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, по каждому виду в отдельности.
Прочие поступления согласно п. 11 ПБУ 9/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета установлен другой порядок.
Операции по реализации ценных бумаг отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности пред-
приятий и Инструкцией по его применению (утв. приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 № 56) с использованием счета 48 "Реализация прочих активов".
Исходя из вышеизложенного считаем, что доходы от реализации векселей, приобретаемых в качестве финансовых вложений, в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог включаться не должны, независимо от того, превышает ли их сумма 5% от общей суммы доходов.
Ю.С. ОРЛОВА
Центр исследований проблем налогообложения 30.06.2000
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 04.05.99) (по состоянию на 1 июля 1999 года) "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 (ред. от 03.08.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.95 № 859)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)
Вопрос: Российская организация рассчитывается с казахстанским поставщиком по договору поставки пшеницы. Должна ли она платить налог на доходы иностранного юридического лица при осуществлении расчетов?
Ответ: Так как в тексте вопроса не содержится информации о наличии либо отсутствии у казахстанского предприятия постоянного представительства в РФ, рассмотрим оба возможных варианта.
В соответствии с п. 5.1.11 Инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы иностранного
юридического лица, не связанные с деятельностью через постоянное представительство и полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в Российскую Федерацию товаров, налогообложению у источника не подлежат.
В соответствии с действующим налоговым законодательством и с учетом положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 года (п. 1 ст. 7) казахстанское предприятие подлежит налогообложению в Российской Федерации в отношении его прибыли, полученной от предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, если такая деятельность осуществляется через постоянное представительство этого предприятия.
Таким образом, в случае если деятельность казахстанского предприятия не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то доходы от поставок пшеницы казахстанским предприятием в соответствии с договором с российским предприятием будут облагаться налогом на прибыль только в Республике Казахстан. Если же казахстанское предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство, то налог на прибыль оно уплачивает самостоятельно.
Следовательно, в обоих случаях у российского предприятия не возникает обязанности по удержанию налога на доходы (прибыль) казахстанского предприятия.
О.Б. СОЛДАТОВА
Центр исследований проблем налогообложения 31.05.2000
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 "ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"