Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Австрийская фирма в соответствии с контрактами осуществляет работы по оснащению российских банков банковским оборудованием и мебелью. Рассматриваются ли данные работы как строительная площадка или монтажный объект для целей налогообложения прибыли?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 31 августа 2000 года № 04-06-02

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Поскольку действующее российское налоговое законодательство не содержит определений терминов "строительная площадка", "строительный объект", "монтажный объект" и т.д., которыми следовало бы руководствоваться для целей налогообложения прибыли иностранных юридических лиц, полученной в связи с такой деятельностью на территории Российской Федерации, полагали бы целесообразным в решении данного вопроса принять во внимание комментарии к Модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами и которую применяет Австрия в своей налоговой практике.

Согласно указанным комментариям, под строительной площадкой или монтажным или сборочным объектом (строительно-монтажными работами) понимается не только строительство зданий, но также строительство дорог, мостов, каналов, укладка трубопроводов и землечерпальные работы. Планирование и надзорная деятельность в связи со строительством включаются в эти понятия, если такая деятельность ведется самим предприятием-строителем. Однако планирование и надзорная деятельность не рассматриваются в рамках указанных терминов, если их осуществляет предприятие, чья деятельность в связи с данным строительством ограничивается только этими видами работ.

Из вышеуказанного определения понятно, что речь идет о строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных с существенными капитальными вложениями, существующими в течение достаточно длительного периода времени. В противном случае нарушается прин-

цип, заложенный в соответствующем положении Модели Конвенции ОЭСР в отношении специфики возникновения постоянного представительства для строительной деятельности, учитывая комплексность, высокую начальную затратность и продолжительность работ (введение льготного 12-месячного (применительно к Австрии - 24 месяца) периода освобождения от налогов).

В этой связи считаем, что деятельность австрийской фирмы согласно контрактам (в части работ по оснащению банковским оборудованием и мебелью) не должна рассматриваться как строительная площадка или монтажный объект в смысле п. 2 ст. 4 Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 10.04.81, а прибыль австрийской фирмы от такой деятельности будет облагаться налогом в Российской Федерации в соответствии со ст. 5 указанного Соглашения.

Что касается налогообложения прибыли, полученной в связи с реконструкцией (реставрацией) здания (объекта), то считаем, что такая деятельность может рассматриваться как строительная площадка для целей применения Соглашения об избежании двойного налогообложения, поскольку реконструкция всегда связана с обновлением, возведением новых частей и т.д. Кроме того, следует отметить, что работы по электропроводке, водоснабжению, канализации и т.п. включаются в понятие "строительная площадка" или "монтажный объект", если они являются неотъемлемой частью работ по реконструкции здания.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между СССР и Австрийской Республикой от 10.04.81

"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что согласно части второй Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 г. при ввозе товаров на территорию РФ с Украины НДС будет взиматься в установленном порядке?

Применяется ли в настоящее время Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о свободной торговле от 24.06.93?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 октября 2000 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Как Вы правильно указываете в письме, согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в со-

ответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 июля 2001 года при реализации товаров, работ и услуг хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, в том числе Украины, предусмотрено применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 0% (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа). При этом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость будет взиматься в установленном порядке.

Что касается Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о свободной торговле от 24 июня 1993 года, о котором Вы упоминаете в Вашем письме, то в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации. Таким образом, указанное Соглашение, не прошедшее процедуру ратификации в установленном порядке, может применяться только в части, не противоречащей налоговому законодательству Российской Федерации.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 № 101-ФЗ

"О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 16.06.95)

Вопрос: Каков порядок проведения налоговыми органами проверок правомерности применения налогоплательщиками льготы по НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на экспорт?

Какие документы необходимо предоставить предприятию для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров?

Утрачивает ли налогоплательщик право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если он, проведя экспортную операцию, предоставил необходимые документы, подтверждающие реальный экспорт, и самостоятельно уменьшил сумму задолженности на сумму НДС, подлежащую зачету по данной экспортной операции?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 ноября 2000 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Порядок проведения налоговыми органами камеральных и выездных проверок установлен ст. 87, 88 и 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении проверок правомерности применения налогоплательщиками льготы по налогу на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на экспорт, исключений из данного порядка не установлено.

Согласно п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров налогоплательщики обязаны представить документы, перечень которых предусмотрен данным пунктом инструкции. Кроме того, в соответствии со ст. 31 части первой Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика другие документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Что касается вопроса проведения реструктуризации задолженности по налогам, то согласно действующему порядку любые формы зачетов в рамках реструктуризации не предусмотрены.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

Вопрос: Российская компания приобрела на территории иностранного государства сырую нефть с последующей ее продажей в третьи страны без завоза на таможенную территорию Российской Федерации. При определении суммы НДС, подлежащей возмещению по оплаченным поставщикам и принятым к возмещению производственным затратам, обороты по счету 19 распределяются пропорционально объему реализуемой продукции. Учитывая, что реализация нефти относится к основной деятельности компании, правомерно ли включение объема указанной выше реализованной нефти в расчет, используемый для распределения доли НДС, уплаченного поставщикам, в составе общехозяйственных расходов, с последующим возмещением НДС из бюджета?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 ноября 2000 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) этим налогом облагаются обороты по реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории Российской Федерации. В связи с этим продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом обложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не является и, соответственно, этим налогом не облагается. Поэтому согласно действующему порядку применения налога на добавленную стоимость суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и используемым при реализации такой продукции, принимать к возмещению (зачету) оснований не имеется.

Таким образом, сырая нефть, приобретаемая Вашей компанией на территории иностранного государства и реализуемая в третьи страны без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не облагается, а суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для совершения операций по приобретению и реализации иракской нефти, в том числе относящимся к общехозяйственным расходам, к возмещению (зачету) не принимаются.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 92-1 (ред. от 27.05.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСО-ВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

Вопрос: Российское предприятие экспортирует товары по контрактам, предусматривающим поэтапную оплату. После отгрузки продукции и получения первой частичной оплаты предприятие имеет все документы, подтверждающие реальный характер экспорта, за исключением выписок банка, подтверждающих поступление на расчетный счет экспортера полной суммы выручки. Каков порядок применения льготы по НДС в данном случае и каков порядок возмещения НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, использованные при производстве и реализации продукции?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 ноября 2000 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом по вопросам применения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте частично оплаченных в соответствии с контрактом товаров за пределы территории государств-участников СНГ и возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, использованные при производстве и реализации этих товаров, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно п. 22 инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) льгота по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров предоставляется на основании перечня необходимых документов, в том числе при наличии выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах. При этом обязательное поступление всей выручки на расчетный счет организации-экспортера в размере, соответствующем полной сумме оплаты по контракту за поставку товаров, данным пунктом инструкции не предусмотрено. Таким образом, по нашему мнению, возмещение налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения, используемым при производстве экспортной продукции, должно осуществляться исходя из удельного веса оплаченной продукции, экспорт которой фактически подтвержден в соответствии с требованиями указанной инструкции, в общем объеме стоимости контракта на поставку товаров.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

Вопрос: Наша фирма заключила договор аренды оборудования с канадской фирмой, имеющей представительство на территории РФ. Оборудование ввозится на срок проведения работ и передается нам на условиях аренды. По окончании работ оборудование подлежит вывозу за пределы РФ. Подлежат ли доходы канадской фирмы от арендных платежей налогообложению на территории РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 ноября 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество платежи за предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием относятся к доходам от авторских прав и лицензий.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 12 вышеназванного Соглашения указанные доходы могут облагаться налогами в государстве, в котором они возникают, т.е. в России, но налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10% валовой суммы таких доходов.

В связи с этим Ваша фирма, которая является в отношении указанных доходов налоговым агентом, отвечает за удержание налога на прибыль нерезидента у источника выплаты по ставке 10%, однако для применения указанной ставки Вашему канадскому партнеру необходимо представить в российские налоговые органы заявление по формам, приведенным в Приложении 9 к Инструкции Государственной налоговой службы № 34 от 16 июня 1995 года, с официальным подтверждением его канадского налогового резидентства.

Для возврата налога, удержанного по ставке свыше 10%, после подтверждения налогового резидентства Вашего канадского партнера, следует руководствоваться соответствующими положениями указанной инструкции.

Для освобождения от уплаты части налога в будущем необходимо подавать в налоговый орган заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.95

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

Вопрос: Иностранная компания занимается производством и распространением программного обеспечения за рубежом. Компания планирует создать офис в России и привлечь российских граждан для разработки программных продуктов. Распространять программное обеспечение в России компания не планирует. Функции российского офиса будут ограничены заключением контрактов с российскими программистами. Приведут ли данные обстоятельства к образованию статуса постоянного представительства для целей налогообложения?

Ответ«

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 ноября 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

В том случае если офис иностранной компании в России не будет заниматься продажей своей продукции и ограничит свою деятельность исключительно привлечением российских граждан для разработки программных продуктов и их распространения за рубежом, то вышеназванный офис не будет иметь статуса постоянного представительства с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами. Указанный офис может приобрести статус постоянного представительства, если материнская компания начнет коммерческое распространение своей продукции на территории России.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Вопрос: 1. Нидерландская компания оказывает российскому предприятию услуги по реконструкции производства детского питания: демонтаж старого оборудования, установку нового, тестирование, запуск и др. Приводит ли данная деятельность иностранной компании к образованию постоянного представительства на территории РФ для целей налогообложения?

2. Предприятие наряду с продуктами детского питания, освобожденными от налога на прибыль, производит другую продукцию, прибыль от которой подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях. Каков порядок применения налога на прибыль, если от реализации иной продукции получили убыток?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 28 ноября 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.

В то же время согласно п. 3 ст. 5 данного Соглашения строительная площадка или строительный или монтажный объект не образуют постоянное представительство, только если продолжительность таких работ не превышает 12 месяцев.

В соответствии с п. 1 ст. 7 данного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства обла-

гается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль от производства продуктов детского питания. При этом, если предприятие наряду с детским питанием выпускает также другую продукцию, прибыль от которой подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях, то оно обязано обеспечить раздельный учет указанных видов продукции.

В том случае, если от реализации иной продукции (не детского питания) получен убыток, то он может быть погашен за счет части прибыли до налогообложения в последующие пять лет в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет.

Предприятие может уменьшить прибыль отчетного года (при расчетах нарастающим итогом с начала года или по итогам года) на сумму, соответствующую не более чем одной пятой части полученного в предыдущем году убытка.

Если убыток от реализации продукции, работ превышает убыток по балансу предприятия (без учета прибыли от детского питания), то принимается к возмещению убыток по балансу. В случае превышения убытка по балансу над убытком от реализации продукции (работ, услуг) принимается к возмещению убыток от реализации продукции (работ, услуг). Если от реализации продукции (работ, услуг) получен убыток, а в целом по балансу имеется прибыль, то названная льгота не предоставляется.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Действуют ли в настоящее время Перечень международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов), утвержденный приказом ГКНТРоссии от 05.11.96 № 56, и Перечень международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской культуры, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов), утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.12.97 № 767?

Ответ: Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 10.01.2000 № 5 приказ ГКНТ России от 05.11.96 № 56 считается утратившим силу. Этим же приказом Министерства утвержден новый Перечень международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов).

Перечень, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.12.97 № 767, действует. Вместе с тем в дополнение к вышеназванному приказу Министерства культуры Российской Федерации "Об утверждении Перечня международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской культуры, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов)" приказом Минкультуры России от 25.02.2000 № 134 в данный Перечень дополнительно включен Совет Министров Северных Стран.

Е.А. Назарова

Советник налоговой службы I ранга 15.11.2000

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 21.05.97 № 04-04-01, Госналогслужбы РФ от 22.05.97 № СШ-6-08/392 (ред. от 16.04.98)

"О ПЕРЕЧНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФОНДОВ), ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ, ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ...", утв. приказом ГКНТ РФ от 05.11.96 №56)

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 12.10.98 № 04-04-06, Госналогслужбы РФ от 13.10.98 № СШ-6-08/721 "О ПЕРЕЧНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФОНДОВ), ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСВОБОЖДАЮТ-

СЯ ОТ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРАНТОВ)" (вместе с ПЕРЕЧНЕМ, утв. приказом Минкультуры РФ от 16.12.97 № 767)

ПРИКАЗ Миннауки РФ от 10.01.2000 № 5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕКОММЕРЧЕСКИХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФОНДОВ), ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ, ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРАНТОВ)"

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 25.02.2000 № 134 "О ВКЛЮЧЕНИИ В ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФОНДОВ), ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРАНТОВ)"

Вопрос: Представительством иностранной компании в Российской Федерации (компания учреждена и зарегистрирована в Республике Кипр) в период с 1996 по 1998 год были получены доходы в виде процентов по договорам банковского валютного счета, с которых источником выплаты дохода - обслуживающим банком перечислен налог на прибыль в бюджет Российской Федерации в долларах США.

Учитывая, что согласно положениям Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" от 29.10.82 доходы представительства иностранной компании в Российской Федерации освобождаются от налогообложения в Российской Федерации, иностранная компания в лице постоянного представительства в Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с иском к госналог-инспекции о взыскании (возврате из

Ответ: Порядок возврата излишне уплаченных сумм налога регулируется частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

На момент рассмотрения данного дела в арбитражном суде (решение арбитражного суда первой инстанции от 12.05.99) действовала часть первая Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ.

В соответствии с пп. 9 и 10 ст. 78 вышеназванного Кодекса было предусмотрено, что возврат излишне уплаченной суммы налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в валюте Российской Федерации.

Таким образом, возврат излишне уплаченной суммы налога может быть осуществлен только в валюте Российской Федерации за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

Учитывая изложенное, вывод арбитражного суда о том, что возврат излишне уплаченной суммы налогов должен быть осуществлен в долларах США, противоречит части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении плате-

бюджета) излишне уплаченного налога.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, указал в резолютивной части решения от 12.05.99: "Взыскать (возвратить) из бюджета в пользу организации денежную сумму в долларах США".

Правомерно ли данное решение арбитражного суда? За счет средств какого бюджета должен быть осуществлен возврат излишне уплаченных сумм налога?

жа и зачисляется в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода.

Учитывая, что налог на прибыль направляется источником выплаты дохода в федеральный бюджет, возврат сумм налога на прибыль, излишне уплаченных в федеральный бюджет, может быть произведен только за счет средств указанного бюджета.

Л.А. Короткова

Советник налоговой службы II ранга 15.11.2000

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр от 29.10.82

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

Вопрос: Предприятие закупает оборудование у немецкой фирмы. Стоимость оборудования в контракте определена в немецких марках, однако предприятие имеет счет не в указанной валюте, а только в долларах США. Может ли предприятие в данной ситуации произвести оплату оборудования, используя имеющийся счет в долларах?

Ответ: В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ от 09.04.99 № 535-У "Об уточнении порядка осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов" с валютных счетов резидентов переводы могут быть осуществлены (расчеты могут быть произведены) в любой иностранной валюте с проведением уполномоченным банком, в случае необходимости, соответствующей конверсионной операции вне зависимости от того, в какой иностранной валюте открыт счет резидента. Таким образом, с валютного счета, на котором имеются доллары США, может быть осуществлен платеж за поставляемое оборудование и в том случае, если валютой платежа по договору выбран иной вид валюты. При этом необходимо учитывать положения п. 9.5 инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.95 № 30 и 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары", в соответствии с которыми, если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, то импортер представляет в уполномоченный банк расчет курса валюты цены по контракту к валюте платежа. Данный расчет должен быть произведен либо в соответствии с условиями валютной оговорки в контракте (если таковая имеется), либо кросс-курса, определенного на основании

котировок соответствующих валют Банком России на дату платежа. Банк учитывает в карточке платежа в качестве суммы, фактически израсходованной на оплату импортируемого товара, сумму в валюте цены по контракту, полученную в результате пересчета по одному из указанных курсов суммы, предложенной импортером в его варианте заполнения карточки платежа.

Ссылки на нормативные акты:

М. Александрова

Советник налоговой службы III ранга 29.11.2000

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.04.99 № 535-У "ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ С ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ РЕЗИДЕНТОВ И ЗАЧИСЛЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВАЛЮТНЫЕ СЧЕТА РЕЗИДЕНТОВ"

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 30, ГТК РФ № 01-20/10538

от 26.07.95

(ред. от 22.02.2000)

"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ПЛАТЕЖЕЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ЗА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ"

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос: Согласно п. 8 ПБУ 9/99 активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, являются внереализационными доходами, значит, должны отразиться по кредиту балансового счета 80. При проверке нашей организации указали, что получение по договору дарения оборудования отражается бухгалтерской записью Д-т 08 - К-т 83. На основании какого нормативного документа делается эта запись?

Ответ: Порядок отражения в учете стоимости имущества, полученного по договору дарения, регламентирован несколькими нормативными актами.

Согласно п. 8 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.12.99), активы, полученные организацией безвозмездно, являются внереализационными доходами, которые на основании п. 11 ПБУ 9/99 принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.

Вместе с тем согласно п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, стоимость безвозмездно полученных активов отражается в составе доходов будущих периодов, для учета которых Планом счетов предназначен счет 83 "Доходы будущих периодов". По мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов, в частности по мере начисления амортизации по безвозмездно по-

лученному оборудованию, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 83 и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".

Таким образом, указанными Методическими рекомендациями Минфин России уточнил порядок зачисления на счет прибылей и убытков (в кредит счета 80) стоимости активов, полученных по договору дарения. Обращаем внимание, что новшества, введенные Минфином России в порядок бухгалтерского учета, не вносят изменений в порядок налогообложения прибыли.

В.А. Остояч

Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 06.12.2000

Ссылки на нормативные акты:

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.1997)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.12.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)

Ответ: По нашему мнению, применение льготы не зависит от того, в какой валюте оплачены экспортируемые товары.

Согласно подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные. Каких-либо условий применения рассматриваемой льготы, связанных с формой оплаты или валютой, в которой осуществляется платеж, Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" не содержит.

В соответствии со ст. 97 Таможенного кодекса РФ экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары

Вопрос: Иностранный покупатель оплачивает экспортную поставку товаров в российских рублях со своего счета, открытого в банке-резиденте. Все документы, подтверждающие реальный вывоз товара, имеются. Имеет ли российская организация-экспортер право на получение экспортной льготы по НДС?

вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.

Следовательно, право на льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения товаром границы Российской Федерации.

Таким образом, из вышесказанного следует, что при наличии документов, подтверждающих вывоз товара с территории Российской Федерации, рассматриваемая льгота подлежит применению и в тех случаях, когда иностранная фирма оплачивает экспортную поставку товаров в российских рублях со своего счета, открытого в банке-резиденте.

О.Г. Хмелевской

Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 06.12.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Вопрос: Кем оформляются "Визы согласования" организационно-распорядительного документа?

Ответ: "Визы согласования документа" - реквизит документа, указывающий на согласие или несогласие должностного лица организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.п.) с его содержанием.

Документ визируется: исполнителем; заинтересованным в документе должностным лицом; ответственными (уполномоченными) лицами финансовых и экономических служб; заместителем руководителя организации, курирующим данный вопрос; юристом и руководителем службы делопроизводства.

При необходимости состав визирующих лиц может быть расширен (сокращен) руководителем организации либо его заместителем, курирующим данный вопрос, изданием соответствующего приказа по организации (предприятию, учреждению, фирме и т.п.).

Каков бы ни был состав визирующих лиц, "Виза согласования" всегда включает в себя: подпись визирующего лица, расшифровку его подписи (инициалы, фамилию), должность лица, визирующего документ, и дату.

Требования к оформлению организационно-распорядительных документов и, в частности, реквизита "Визы согласования документа" содержатся в ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" и постановлении Госстандарта России от 21 января 2000 года № 9-ст "О принятии и введении в действие изменения ГОСТ Р".

Ссылки на нормативные акты:

"УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ". ГОСТ Р 6.30-97 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 31.07.97 № 273) (дата введения 01.07.98) (ред. от 21.01.2000)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 21.01.2000 № 9-ст "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСТ Р"

(вместе с "ИЗМЕНЕНИЕМ № 1 ГОСТ Р 6.30-97 "УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ")

Вопрос: Какую ответственность несут учреждения, предприятия и организации в случае несоблюдения ими нормативных актов, регламентирующих вопросы ведения делопроизводства ?

Ответ: В настоящее время существует целый ряд нормативно-правовых актов и методических документов, регламентирующих вопросы ведения делопроизводства в учреждениях (предприятиях, организациях) независимо от их организационно-правовой формы. Однако ни в одном из них четко не оговорены вопросы ответственности учреждений (предприятий, организаций) за неправильное ведение непосредственно делопроизводственного процесса. Проблема ответственности разработана лишь касательно вопросов хранения и передачи на государственное хранение документации учреждений (предприятий, организаций). Кроме того, в настоящее время уже действует ряд нормативных документов, налагающих финансовые санкции на предприятия, организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и даже на физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, за утрату, порчу или хранение в ненадлежащем виде документов. Эти нормы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об Архивом фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года № 5341-1; Указе Президента РФ от 17 марта 1994

года № 552 "Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации"; постановлении Правительства РФ от 28 декабря 1998 года № 1562 "Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России"; распоряжении Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 358-р "Об обеспечении сохранности документов по личному составу".

Помимо вышеизложенного следует акцентировать внимание на следующем. Совместными усилиями специальной рабочей группы, включающей в себя представителей (специалистов) Росархива, ВНИИДАД, Института государства и права РАН, Государственной Думы, активно ведется работа по подготовке проекта Федерального закона "О документации", в котором предусматривается создание специализированных инспекций, в обязанности которых будет входить проведение проверок ведения делопроизводства на предприятиях (организациях, учреждениях) вне зависимости от их организационно-правовых форм и наложение на нарушителей внушительных финансовых санкций.

Л.Н. Варламова

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела Федеральной архивной службы России

09.12.2000

Ссылки на нормативные акты:

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ от 07.07.93 № 5341-1 "ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРХИВАХ"

УКАЗ Президента РФ от 17.03.94 № 552 (ред. от 01.12.98)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.12.98 № 1562 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ"

. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.03.94 № 358-р "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.