Научная статья на тему 'Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации'

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Ряд руководителей предприятий России обращаются с просьбой рассмотреть вопрос о переходе на взимание налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения" по товарам народного потребления, поставляемых из Российской Федерации на территорию Украины.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 апреля 2000 года № 04-03-17

В связи с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России рассмотрел обращение руководителей ряда предприятий России по вопросу перехода на взимание налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения" по товарам народного потребления в торговых отношениях между Россией и Украиной и сообщает следующее.

Согласно действующему на территории Российской Федерации порядку применения налога на добавленную стоимость расчеты с хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, в том числе Украины, по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке в размере 20%.

В соответствии с положениями ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1999 года, основным принципом налогового законодательства является всеобщность и равенство налогообложения.

Принятие положительного решения об освобождении от налога на добавленную стоимость товаров народного потребления, поставляемых из Российской Федерации на территорию Украины, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов при реализации других товаров.

Учитывая изложенное, просьба руководителей ряда предприятий России о переходе на взимание налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения" по товарам народного потребления в торговых отношениях между Россией и Украиной не поддерживается.

Одновременно сообщается, что п. 17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании

зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, подписанного 2 апреля 1999 года. Главами государств-участников СНГ, предусмотрено во взаимной торговле не облагать косвенными налогами (налогом на добавленную стоимость и акцизами) товары (работы, услуги), экспортируемые с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны. Проектом федерального закона "О ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли" предусмотрено заключение двусторонних межправительственных соглашений по вопросам применения косвенных налогов с каждым государством-участником данного Соглашения.

Таким образом, после ратификации указанных Соглашения и Протокола в установленном порядке и заключения между Россией и Украиной Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) товары, экспортируемые из России на Украину, в том числе товары народного потребления, будут освобождены от налога на добавленную стоимость.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 02.01.2000)

СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.04.94 "О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ"

Вопрос: В рамках своей обычной деятельности кипрская компания действует в качестве агента в целях осуществления международных перевозок по заказам российских клиентов. Компания осуществляет указанную деятельность вне пределов РФ. В России постоянного представительства компания не имеет и никакой деятельности не ведет. Подлежат ли налогообложению в РФ суммы, полученные кипрской компанией от российских

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 марта 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос относительно вопросов налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года прибыль предприятия одно-

клиентов? Распространяется ли на го Договаривающегося Государства подлежит налогообложе-компанию порядок получения пред- нию только в этом Государстве, если только предприятие не варительного освобождения по осуществляет в другом Договаривающемся Государстве дея-форме 10130Т(1997)? тельность через постоянное представительство.

С учетом информации, представленной в Вашем запросе, компания - кипрский резидент всю деятельность, связанную с получением доходов из источников в Российской Федерации, ведет за ее пределами.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, доходы кипрской компании, полученные от российских клиентов за оказание услуг в качестве агента в целях осуществления международных перевозок, подлежат налогообложению на Кипре.

Вместе с тем следует отметить, что предварительное освобождение по форме 10130Т(1997) предоставляется только в отношении так называемых пассивных видов доходов, когда заранее известна приблизительная сумма дохода. Такие выплаты носят однотипный и регулярный характер.

В отношении активной деятельности иностранной компании предварительное освобождение от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено только в том случае, если такая деятельность специально оговорена в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения.

Во всех остальных случаях после удержания налога у источника иностранная компания, имеющая фактическое право на получение дохода, представляет в налоговые органы заявление на возврат по форме 101 ШТ(1997).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. И ВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"

Вопрос: Российское предприятие оказывает транспортно-экспедици-онные услуги как резидентам, так и нерезидентам РФ. Одним из таких нерезидентов является казахстанская компания, грузы которой поступают в адрес предприятия в целях дальнейшей отгрузки морским путем через российский порт в

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 18 апреля 2000 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.

страны дальнего зарубежья. При этом в соответствии с условиями контракта с казахстанской компанией предприятие оказывает компании только транспортно-экспе-диционные услуги (по разгрузке грузов, их хранению, перевозке в порт и др.). Все перечисленные услуги оказываются на территории РФ, никакой деятельностью на территории Казахстана предприятие не занимается. Является ли правомерным удержание у источника выплаты в Республике Казахстан подоходного налога с доходов российского предприятия, полученных в связи с рассматриваемой деятельностью?

В соответствии с положениями ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал услуги по разгрузке, перевозке, хранению экспортных грузов и иные транспортно-экспедици-онные услуги, оказываемые предприятием резиденту Республики Казахстан на основании контракта, не могут рассматриваться как составляющие часть международной перевозки по нижеприведенным причинам. Положения ст. 3 Конвенции предусматривают исключение, в соответствии с которым перевозка не может рассматриваться в качестве международной, если она осуществляется "исключительно между пунктами в другом договаривающемся государстве". В данном случае сама перевозка, а также оказание сопутствующих транспортно-экспедиционных услуг (в соответствии с договором, заключенным между предприятием и компанией Республики Казахстан) производятся исключительно между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным налогообложение доходов, получаемых предприятием, регулируется положениями ст. 7 Конвенции, в соответствии с которыми "прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение".

Деятельность предприятия должно рассматривать как проводимую исключительно на территории РФ, что предполагает отсутствие постоянного представительства на территории Республики Казахстан в понимании ст. 5 Конвенции и, следовательно, доход, получаемый предприятием в связи с рассматриваемой деятельностью, не подлежит никакому налогообложению в Казахстане (ст .7, п. 2 ст. 23 Конвенции).

При этом доводим до Вашего сведения, что непосредственно сама процедура освобождения от уплаты подоходного налога (оно не происходит автоматически на основании положений Конвенции) будет определяться в соответствии с внутренним правом страны, освобождающей лицо от уплаты налога, то есть в данном случае будет применяться внутреннее налоговое законодательство Республики Казахстан, в соответствии с которым освобождение осуществляется посредством представления в налоговые органы Республики Казахстан заявления на возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан, с дохода иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения.

В то же время считаем, что только факт выплаты дохода казахстанской фирмой за услуги, оказываемые за рубежом, сам по себе не дает оснований считать такой доход доходом из источников в Казахстане. По нашему мнению, указанную операцию следует рассматривать как внешнеторговую сделку без возникновения налоговых обязательств российской фирмы в Казахстане.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96

"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"

Вопрос: ОАО на протяжении многих лет ведет строительные работы на территории Республики Беларусь по договорам подряда с расчетом в рублях РБ. Для выполнения комплекса работ используются материалы, приобретаемые в Республике Беларусь за рубли РБ, а также привлекаются субподрядчики - резиденты РБ.

В 1999 году курс рубля РБ, установленный ЦБ РФ для целей учета, резко изменился почти в четыре раза. Только к концу декабря 1999 года курс рубля РБ приблизился к реальному курсу "конвертации"рублей РБ в рубли РФ.

Вследствие установления "нереального" курса до декабря 1999 года и отсутствия официальной конвертации на банковском уровне АО вынуждено было относить при "конвертации" рублей РБ в рубли РФ разницу между курсом, установленным ЦБ РФ, и фактическим курсом "конвертации" за счет чистой прибыли. При резком приближении курса рубля РБ к реальному курсу в декабре 1999 года у АО воз-

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 апреля 2000 года № 04-02-05/1

Министерство финансов Российской Федерации на Ваш запрос о порядке учета курсовой разницы в 1999 году сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При учете курсовых разниц в 1999 году следует руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 50, которым утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95).

Курсовые разницы подлежали зачислению в прибыль или убыток организации (кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала организации). Указанные разницы в 1999 году зачислялись в прибыль или убыток организации либо по мере их принятия к бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного года.

никла положительная курсовая разница по объектам, выполняемым на территории РБ.

В результате наша организация вынуждена дважды оплачивать необеспеченные реальными денежными средствами налоги:

1) с разницы между курсом, установленным ЦБ РФ, и фактическим курсом "конвертации " рублей РБ в рубли РФ;

2) с положительной курсовой разницы, возникшей в связи с резким изменением учетного курса рубля РФ по отношению к рублю РБ.

Начисление налога на прибыль по указанным позициям превышает денежные средства в рублях РФ, полученные в результате "конвертации" рублей РБ, заработанных в Республике Беларусь в 1991 году, оставшихся после уплаты налогов в РБ и расчетов с контрагентами -резидентами РБ.

Просим рассмотреть вопрос об уменьшении налогооблагаемой базы по итогам 1999 года на сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной, связанной с резким изменением курса рубля РБ.

В соответствии со ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ст. 56 названного Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

С учетом изложенного действующее налоговое законодательство не предусматривает положительного решения вопроса об уменьшении организацией налогооблагаемой базы за 1999 год на сумму превышения положительной курсовой разницы над отрицательной, образовавшейся в связи с резким изменением курса рубля РБ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.95 № 50 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/95"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 02.01.2000)

Вопрос: Предприятие - производитель продукции осуществляет экспорт товаров через экспортера (посредническую организацию) по договору комиссии. Экспортером заключен контракт с иностранным покупателем. Доставка продукции осуществляется ж/д транспортом с оформлением всех необходимых документов в таможенных органах.

Достаточно ли предприятию для обоснования льгот по НДС представить в налоговые органы следующие документы:

- копии договора комиссии и контракта (заверенные печатью предприятия);

- выписку российского банка с транзитного валютного счета предприятия, подтверждающую фактическое поступление валютной выручки от экспортера за минусом его комиссии;

- копию грузовой таможенной декларации, заверенную руководителем и главным бухгалтером предприятия, с отметкой российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта;

- ж/д накладную с отметкой пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающую вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 апреля 2000 года № 04-03-08

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо о порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации продукции на экспорт и сообщает.

Для обоснования освобождения от налогообложения при поставках товаров на экспорт через посреднические организации по договору комиссии налогоплательщиками в налоговые органы предъявляются документы, указанные в п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями). Поэтому в Вашем случае для обоснования льготного порядка налогообложения в налоговые органы могут быть представлены документы, перечисленные в Вашем письме.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Совместное предприятие заключило контракт на предоставление научно-технических услуг иностранному партнеру. Услуги будут оказываться за пределами России. Каков порядок учета и налогообложения полученного в иностранной валюте дохода?

Ответ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 мая 2000 года № 04-02-05/2

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо совместного предприятия и по существу вопроса сообщает следующее.

международный бухгалтерский учет

8 (20) август 2000

Как следует из письма, совместное предприятие по условиям контракта должно получить прибыль в иностранной валюте за оказание научно - технических услуг иностранному партнеру.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденному приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, выраженный в иностранной валюте доход, полученный российской организацией за оказанные услуги иностранному партнеру, подлежит зачислению на текущие валютные счета с обязательным пересчетом в рубли.

В соответствии с п. 7 указанного Положения для целей бухгалтерского учета пересчет средств на счетах в банке, выраженных в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

Пересчет средств на счетах в банках, выраженных в иностранной валюте, может производиться, кроме того, по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых Центральным банком Российской Федерации.

В результате такого пересчета на валютных счетах организации в бухгалтерском учете образуются курсовые разницы.

Кроме того, для целей налогообложения прибыли у организации может возникнуть курсовая разница в результате временного разрыва между датой оказания услуг иностранному партнеру и фактической датой оплаты оказанных услуг.

В соответствии с п. 13 указанного Положения курсовая разница (в Вашем случае изменение стоимости валютных средств на валютных счетах) подлежит зачислению на финансовые результаты как внереализационные доходы или внереализационные расходы.

При исчислении налога на прибыль положительные курсовые разницы как составная часть внереализационных доходов организации увеличивают налоговую базу при исчислении налога на прибыль, а отрицательные курсовые разницы соответственно уменьшают налогооблагаемую прибыль.

В связи с отсутствием договора дать более конкретный ответ на Ваш запрос не представляется возможным.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"

Вопрос: Организация, в уставном капитале которой доля иностранного участника составляет 100%, получает от учредителя безвозмездно валютные средства целевым назначением:

1) на реконструкцию здания для организации в нем медицинского центра;

2) приобретение медоборудова-ния (зубоврачебной и диагностической техники);

3) приобретение инженерного оборудования (кондиционеров, вентиляции, систем отопления и др.).

Включаются ли получаемые средства в облагаемый НДС оборот и в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 31 мая 2000 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по вопросу применения налоговых льгот сообщает следующее.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 года № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций") установлено, что не являются объектом налогообложения безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного года с момента получения. При нецелевом использовании полученных средств или в случае их неиспользования в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению.

При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям производственного назначения следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 года № 123.

Относительно налога на добавленную стоимость необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) в оборот, облагаемый этим налогом, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, слуг). Поэтому денежные средства, безвозмездно полученные организацией от учредителя, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, не включаются.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 03.10.96 № 123 (ред. от 21.10.98)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Гражданин Российской Федерации находился на стажировке за пределами РФ весь 1999 год. Одновременно в Российской Федерации по месту основной работы ему начислялась и депонировалась заработная плата, с которой был удержан подоходный налог. Нужно ли ему представлять декларацию о полученных доходах за 1999 год?

Ответ: В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" от представления декларации освобождаются физические лица, налогообложение которых производится в соответствии с гл. II и (или) гл. VI ("Особенности налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в РСФСР") Закона, а также физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке.

Поскольку гражданин в 1999 году находился за пределами Российской Федерации, а с доходов, полученных им по месту основной работы, удержан подоходный налог, обязанность представления декларации за 1999 г. на него не возлагается.

Л.И. Осипчук

Советник налоговой службы I ранга 11.05.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: Я - предприниматель и собираюсь осуществлять деятельность в Белоруссии. Прошу сообщить, в каком государстве в силу имеющегося Соглашения об избежании двойного налогообложения будут подлежать налогообложению мои доходы, если я являюсь гражданином РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 оно применяется в отношении лиц, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в Договаривающихся Государствах. При этом для целей Соглашения термин "лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе его местожительства, постоянного местопребывания или иного любого аналогичного критерия.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации, то есть лицами, имеющими постоянное местопребывание в Российской Федерации, являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, критерий гражданства для определения "постоянного местопребывания" в Российской Федерации не используется.

При этом обращаем Ваше внимание на следующее. Статьи Соглашения об избежании двойного налогообложения, регулирующие налогообложение доходов физических лиц, не содержат специальных положений, оговаривающих налогообложение доходов физических лиц - предпринимателей, и потому такие доходы подпадают под действие ст. 18 "Другие доходы" упомянутого Соглашения. В соответствии с положениями этой статьи налоги с доходов, полученных Вами по представленному контракту, могут быть удержаны в Белоруссии.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, засчитываются при внесении этими лицами подоходного налога в Российской Федерации. Зачет может быть произведен только в случае предоставления физическим лицом подтверждения, выданного налоговыми органами соответствующего иностранного государства, уплаты этим физическим лицом налога за пределами Российской Федерации.

В связи с изложенным для получения в Российской Федерации зачета сумм подоходного налога, уплаченных в Республике Беларусь, Вам необходимо представить в российские налоговые органы соответствующее письменное подтверждение налоговых органов Белоруссии.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ

НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"{Е8С}

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 02.01.2000)

Вопрос: В представительстве российского предприятия в Белоруссии работают граждане Белоруссии. Существуют ли специальные соглашения между РФ и Республикой Беларусь, регулирующие отчисления в пенсионные фонды при перечислении заработной платы таким гражданам?

Ответ: В настоящее время действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92. Согласно ст. 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и все расходы по пенсионному обеспечению несет государство, предоставляющее такое обеспечение.

Поскольку в Вашем обращении речь идет о гражданах Беларуси, постоянно проживающих в Беларуси, к ним применимы положения названного Соглашения о пенсионном обеспечении, и, таким образом, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации с фонда оплаты труда этих граждан не должны производиться.

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы I ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга 04.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 13.03.92 "О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"

Вопрос: В 1999 году с февраля по Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федера-ноябрь я работал за рубежом в ино- чии от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физичес-странной компании. Я являюсь рос- ких ЛИЦ" объектом налогообложения у физических лиц, яв-

сийским гражданином и до этого все время проживал в Российской Федерации. Прошу ответить, необходимо ли мне в Российской Федерации подавать декларацию о доходах за 1999 год?

ляющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, является совокупный доход, полученный как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - совокупный доход, полученный от источников в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Из вопроса следует, что в 1999 году Ваше пребывание в России составило менее 183 дней, таким образом, вы не являетесь налоговым резидентом Российской Федерации.

Обязанность физического лица декларировать доходы, полученные им в отчетном периоде, устанавливается нормами национального налогового законодательства.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" от представления налоговых деклараций освобождаются физические лица, налогообложение которых производится в соответствии с гл. II "Налогообложение доходов, полученных физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы)" и (или) гл. VI "Особенности налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации" настоящего Закона, а также физические лица, если их совокупный доход не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке.

В соответствии с п. 59 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге" доходом, полученным из источников в Российской Федерации, считается любой доход, выплачиваемый предприятием, учреждением или организацией в результате использования или предоставления права использования собственности, находящейся на территории Российской Федерации.

В силу того, что доходы были получены Вами на территории иностранного государства от иностранного работодателя, они не могут рассматриваться как доходы, полученные от источника в Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то что Вы являетесь гражданином Российской Федерации, Вы не являетесь налоговым резидентом Российской Федерации и не должны подавать в Российской Федерации декларацию о совокупном доходе.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 (ред. от 28.04.99)

"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: В настоящее время я учусь в Финляндии в одном из университетов и получаю стипендию для молодых ученых. Я проживаю в Финляндии с октября 1999 года. Необходимо ли мне будет уплатить в Финляндии подоходный налог со стипендии, полученной в 1999 году в Финляндии?

Ответ: В соответствии с подп. "с" п. 2 ст. 11 "Доходы от физических лиц" Соглашения между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87 стипендии учащегося, который имел постоянное местопребывание в Российской Федерации непосредственно перед приездом в Финляндскую Республику и который находится в Финляндской Республике для обучения или приобретения опыта по специальности, освобождаются от налогообложения в Финляндии. Вместе с тем предусмотренное данным подпунктом освобождение предоставляется на срок, необходимый для цели пребывания, не превышающий, однако, шести лет.

Таким образом, для целей применения названных положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и, следовательно, освобождения стипендии от налогообложения в Финляндской Республике Вам необходимо обратиться в МНС России за получением подтверждения налогового резидентства в Российской Федерации за 1999 год.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87

"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ"

Вопрос: Физическое лицо в настоящее время находится в Великобритании, где работает в одной из английских компаний. Прошу разъяснить, в каком из государств - России или Великобритании - подлежат налогообложению его доходы с учетом того, что между Россией и Великобританией существует Конвенция об избежании двойного налогообложения ?

Ответ: Действительно, в отношениях России и Великобритании действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.94, которая применяется к лицам с постоянным местопребыванием в одном или обоих Договаривающихся Государствах.

Статьей 15 Конвенции, регулирующей налогообложение доходов от работы по найму, установлено, что зара-

ботная плата и иные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Государстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это означает, что когда физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, осуществляет деятельность в Великобритании, то его доходы могут подлежать налогообложению в Великобритании, если это предусмотрено внутренним законодательством Великобритании.

Вместе с тем п. 2 ст. 15 Конвенции предусматривает возможность налогообложения рассматриваемых доходов в той стране, где получатель доходов является лицом с постоянным местопребыванием, но только при одновременном выполнении следующих трех подпунктов:

a) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода;

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве;

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.

Таким образом, только при выполнении всех трех приведенных выше условий вознаграждения, получаемые физическим лицом от работы по найму в Англии, подлежат налогообложению в Российской Федерации.

В противном случае рассматриваемые доходы будут подлежать налогообложению в Англии.

Ссылки на нормативные акты:

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы I ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга 17.04.2000

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.94

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ

ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ПРИРОСТ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА" (вместе с НОТОЙ РФ от 15.02.94)

Вопрос: Представительство иностранной фирмы, осуществляющей в РФ консультационную деятельность, в силу специфики работы командирует сотрудников в различные российские регионы. Просим сообщить, подлежат ли налогообложению суточные, выплачиваемые сотрудникам представительства -иностранным физическим лицам, находящимся в Российской Федерации более 183 дней?

Ответ: В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (соответственно, п. 51 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц") облагаемый налогом доход иностранных граждан, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, определяется в том же порядке, что и облагаемый доход граждан Российской Федерации, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом в состав облагаемого налогом годового дохода указанных иностранных физических лиц не включаются суммы командировочных расходов.

На основании изложенного суммы командировочных расходов, возмещаемых представительством иностранного юридического лица своим сотрудникам - иностранцам, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, не подлежат налогообложению независимо от размера таких выплат.

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы I ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга 19.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.95 № 35 (ред. от 04.04.2000)

"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: В совместное российско-французское предприятие для осуществления инспекционной про-

Ответ: Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" у физических лиц, не имеющих постоянного местожитель-

верки прибыл представитель французской стороны. Должен ли удерживаться подоходный налог по ставке 20% с сумм, расходуемых совместным предприятием на оплату проживания этого представителя, являющегося гражданином Франции и не имеющего постоянного местожительства в РФ?

ства в Российской Федерации, обложению подоходным налогом подлежит совокупный доход, полученный от источников в Российской Федерации. При этом для целей налогообложения учитывается доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме.

Оплата проживания является доходом, полученным в Российской Федерации в натуральной форме, и, следовательно, подлежит налогообложению в установленном порядке.

Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила, чем установленные Кодексом, применяются правила международного договора.

В настоящее время в отношениях между Россией и Францией действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96.

Согласно ст. 21 Конвенции "Другие доходы" элементы дохода резидента одного Договаривающегося государства, независимо от того, где они возникают, если этот резидент является фактическим получателем дохода, облагаются налогом только в этом Государстве.

Таким образом, если рассматриваемое физическое лицо является резидентом Франции в смысле положений ст. 4 Конвенции, то доходы, полученные в виде оплаты проживания в России, не подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Для целей применения Конвенции французскому гражданину необходимо представить в налоговый орган документ, подтверждающий его налоговое резидентство, с указанием подпункта, пункта и статьи Конвенции, в смысле которых он является налоговым резидентом Франции.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 02.01.2000)

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

КОНВЕНЦИЯ между Правительством и Правительством франпУ40«0*1 геспуолики от 26.11.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ И НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

Вопрос: Подлежат ли налогообложению в Российской Федерации доходы украинских граждан, являющихся штатными сотрудниками представительства российской организации на Украине?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и за ее пределами; физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, -от источников в Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, пребывающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

В данном случае в представительстве российской организации работают граждане Украины, постоянно проживающие на Украине и, следовательно, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В таком случае налогообложению в Российской Федерации подлежат только те доходы, которые получены рассматриваемыми физическими лицами от источников в Российской Федерации.

Заработная плата, получаемая украинскими физическими лицами от работы в представительстве российской организации на территории Украины, не может рассматриваться в качестве доходов от источников в Российской Федерации.

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы I ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга 21.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 02.01.2000)

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 фед. отоэ 01.2000)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Вопрос: В консульстве Королевства Нидерландов работают российские граждане, осуществляющие работу технического характера. Представители консульства считают, что в отношении налогообложения доходов этих работников должна применяться статья "Доходы от государственной службы" российско-нидерландского межправительственного Соглашения об избежании двойного налогообложения. Правы ли они?

Ответ: Действительно, в соответствии со ст. 19 "Доходы от государственной службы" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" от 16.12.96 вознаграждение, иное чем пенсия, выплачиваемое Договаривающимся Государством или его местным органом власти физическому лицу за службу, осуществляемую для этого Государства или местного органа власти, может облагаться налогом в этом Государстве. Однако такое вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве, если служба осуществляется в этом Государстве, и физическое лицо является резидентом этого Государства, которое:

1) является гражданином этого Государства; или

2) не стало резидентом этого Государства исключительно с целью осуществления службы.

Вместе с тем, по нашему мнению, к функциям государственного характера относится исполнение и обеспечение полномочий государственных органов, реализация государственных законов, соблюдение и защита законных интересов граждан.

Из вопроса следует, что российские граждане, являющиеся сотрудниками консульства Королевства Нидерландов, осуществляют техническую работу, которая не может быть отнесена к осуществлению функций государственного характера.

В связи с изложенным полагаем, что в отношении вознаграждений, получаемых российскими гражданами за такую работу, должна применяться ст. 15 "Доходы от работы по найму" Соглашения, в соответствии с которой заработная плата и иные подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Государства от работы по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, принимая во внимание приведенные выше доводы и положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество", налогообложение доходов российских граждан, работающих в консульстве по найму, должно осуществляться только в Российской Федерации.

E.H. Сорокина

Советник налоговой службы I ранга Е.В. Иванова

Советник налоговой службы III ранга 28.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

Вопрос: Как производится зачет (возврат) уплаченных сумм акциза по экспортированной подакцизной продукции, принадлежащей организации - производителю, если поставка на экспорт этой продукции осуществляется по договору комиссии организацией - комиссионером?

Ответ: В случае если поставку на экспорт подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств), принадлежащих производителю - плательщику, осуществляет по договору комиссии организация - комиссионер, то для проведения зачета или возмещения суммы акциза, уплаченной в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщики - производители этих товаров в соответствии с п. 6.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты акцизов" № 47 от 10.08.98 в срок не позднее 90 дней с момента их фактической отгрузки должны представить в налоговые органы следующие документы, подтверждающие факт вывоза указанных товаров за пределы стран-участниц СНГ:

а) договор комиссии между производителем - владельцем подакцизного товара (комитентом) и комиссионером;

б) контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) между организацией - комиссионером и иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;

в) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика (производителя - владельца подакцизного товара) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством.

При поступлении выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика (производителя - владельца подакцизного товара) не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы, кроме платежных документов и выписки банка, представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;

г) грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика (производителя - владельца подакцизного товара) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через

который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (т.е. пограничного таможенного органа).

Если вывоз товара в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (или ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление (в настоящее время таможенный контроль отменен только на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь);

д) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика (производителя - владельца подакцизного товара) с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающими вывоз товаров за пределы территорий государств-участни-ков СНГ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (п. 6) договоры комиссии по сделкам на поставку товаров, совершаемым комиссионером от своего имени, но в интересах и за счет комитента, должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет комитента всего полученного комиссионером по этим сделкам, за исключением вознаграждения, предусмотренного договором.

Ссылки на нормативные акты:

И.А. Давыдова

Советник налоговой службы II ранга 19.04.2000

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"

УКАЗ Президента РФ от 18.08.96 № 1212 (ред. от 30.10.98)

"О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"

Вопрос: Российская организация сдает в аренду иностранному юридическому лицу принадлежащее ей на праве собственности здание, находящееся за пределами территории России. Облагается ли налогом на добавленную стоимость у российской организации сумма арендной платы, получаемой от иностранной фирмы?

Ответ: В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" местом реализации работ (услуг) в целях налогообложения признается место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. Таким образом, услуги российской организации по сдаче здания в аренду иностранной фирме фактически оказываются за пределами территории России. Следовательно, суммы арендной платы при сдаче иностранным фирмам в аренду российской недвижимости, находящейся за пределами РФ, не подлежат обложению НДС, т.к. в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" НДС облагаются только услуги, оказываемые на территории России.

Д.В. Прокофьев

Инспектор налоговой службы

I ранга 19.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.96 № 25-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (принят ГД ФС РФ 21.02.96)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Российской фирмой, занимающейся гарантийным и послегарантийным обслуживанием продукции завода иностранной компании, получено официальное приглашение о направлении специалистов фирмы на завод иностранной компании для профессионально-технического обучения (стажировки) по обслуживанию недавно выпущенных новых видов тех-

Ответ: Направление специалистов российской фирмы для профессионально-технического обучения (стажировки) на завод иностранной фирмы, не являющийся учебным учреждением и не имеющий соответствующей лицензии, следует рассматривать как командировку, связанную с производственной деятельностью. При этом следует иметь в виду следующее.

Согласно подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью. Для целей налогообложения они принимаются в пределах установленных норм.

Таким образом, основным условием для того, чтобы затраты организации на командирование работников в за-

ники. Иностранная компания не является учебным центром и не имеет соответствующих лицензий на право заниматься такого рода деятельностью. Какими документами должно быть подтверждено данное обучение? Правомерно ли отнесение затрат, связанных с данным обучением (стажировкой), на себестоимость продукции (работ, услуг)?

рубежную командировку могли учитываться в составе затрат и приниматься в целях налогообложения прибыли, является действительная производственная необходимость таких командировок для осуществления хозяйственной деятельности организаций.

При направлении работников в командировку обязательно должен быть издан приказ (распоряжение) директора или иного уполномоченного лица предприятия с подтверждением производственной цели командировки.

Кроме того, командированные сотрудники предприятия при возвращении из загранкомандировки обязаны к авансовому отчету приложить отчет о командировке, подтверждающий производственную деятельность за рубежом (документы, подтверждающие стажировку работников на рабочих местах, для получения квалификации, необходимой при дальнейшем выполнении своих производственных обязанностей).

Г.В. Степанченко

Инспектор налоговой службы III ранга 04.04.2000

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вопрос: Организация получала от поставщиков товары, стоимость которых в договоре указывалась в у.е. В соответствии с новым ПБУ 10/99 возникающие при оплате отрицательные суммовые разницы следует относить на увеличение стоимости товара. Однако до момента оплаты товары уже были проданы, а отрицательная суммовая разница отнесена на счет 80 "Прибыли и убытки". Правильно ли это?

Ответ: С 01.01.2000 введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн, п. 5 которого установлено, что расходы, связанные с приобретением и продажей товаров, являются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 6 ПБУ 10/99 в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

При этом величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сум-

ме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете (п. 6.6 ПБУ 10/99).

Согласно п. 9 ПБУ 10/99 на базе расходов по обычным видам деятельности (в том числе возникающих у покупателя суммовых разниц) формируется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая определяется для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности.

Что касается возникновения отрицательной суммовой разницы, приходящейся на уже реализованные, но еще не оплаченные поставщику товары, то, по нашему мнению, изменение покупной стоимости товаров на возникшую суммовую разницу при погашении кредиторской задолженности перед поставщиком требует корректировки величины отраженного в учете финансового результата от реализации.

Е.А. Скаковская

Центр исследований проблем налогообложения 02.06.2000

Ссылки на нормативные акты:

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"

(утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56)

(ред. от 17.02.97)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.