Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В ходе выездной налоговой проверки установлено, что организация (резидент Франции) отнесла на себестоимость продукции (работ, услуг) за 2001 г. сумму начисленных процентов по кредиту, полученному для проведения реконструкции собственного здания. Правомерно ли применение организацией в данном случае подп. «7» п. «а» ст. 4 Протокола к Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество?

Подлежит ли увеличению стоимость реконструированного здания организации на сумму начисленных процентов в порядке, предусмотренном п. 8 ПБУ 6/01?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 декабря 2003 г. № 04-06-02

Департамент налоговой политики на запрос сообщает следующее.

В соответствии с подп. «Ь> п. «а» ст. 4 Протокола к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 при исчислении налогооблагаемых доходов и прибылей постоянного представительства предприятие, которое является резидентом Договаривающегося Государства, принимаются к вычету проценты и доходы от авторских прав и лицензий, по которым оно несет расходы в целях своей промышленной и коммерческой деятельности, уплаченные банку или другому лицу и независимо от срока ссуды, но этот вычет не может превышать сумму, которая была бы установлена при специальных отношениях между плательщиком и фактическим получателем этих доходов.

Таким образом, применение данного положения вышеуказанного Протокола к Конвенции мы считаем правомерно, так как проверяемая компания, как следует из запроса, использовала данный кредит на реконструкцию собственного здания.

Кроме того, обращаем внимание, что Положения по бухгалтерскому учету распространяются только на юридических лиц, зарегистрированных по законодательству Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. ШИЕНОК

Вопрос. Организация заключила контракт на поставку оборудования в Республику Узбекистан на условиях поставки МЩ Оплата производится в долларах США. При этом в целях налогообложения НДС организация определяет выручку по оплате.

30 апреля 2003 г. организацией отгружено оборудование узбекской фирме (с переходом права собственности 5 мая 2003 г.). Оплата по контракту поступила 16 мая 2003 г. (курс доллара США, установленный ЦБ РФ на 16.05.2003, составил 30,98 руб.).

В июле организация собрала полный пакет документов для подтверждения экспорта в целях применения ставки 0% по НДС.

Руководствуясь п. 9 ст. 167 НК РФ, организация признала датой реализации и моментом определения налоговой базы по НДС 31 июля 2003 г. (курс на 31.07.2003 составил 30,2596 руб.).

Просим подтвердить правильность определения организацией налоговой базы по НДС.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 января 2004 г. № 04-03-08/08

В связи с письмом по вопросу определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров в Республику Узбекистан за иностранную валюту Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса. Данный порядок определения налоговой базы действует вне зависимости от принятой налогоплательщиком налоговой политики для исчисления налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывает-ся в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров. При этом дата реализации товаров, по нашему мнению, должна определяться в соответствии с положениями ст. 167 Кодекса.

Учитывая изложенное, как правомерно указано в письме, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка, полученная организацией в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Просим разъяснить отдельные вопросы применения ст. 11 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.10.1995.

1. В каких случаях взимаемый налог не должен превышать 5% от

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 января 2004 г. № 04-06-02

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по отдельным вопросам применения ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарс-

общей суммы процентов? Что включает в себя термин «любого вида заем, предоставленный банком»?

2. Можно ли рассматривать как проценты по займу в целях применения п. 2 ст. 11 Соглашения проценты по векселям, облигациям, выплачиваемые банкам?

3. Рассматриваются ли как проценты по займу проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада?

кой Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее — Соглашение) и, как компетентный орган, сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако в случае любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов.

Таким образом, если налогообложение в государстве источника дохода в размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов, применяется к любому процентному доходу, определяемому в соответствии с п. 4 ст. 11 Соглашения, то налогообложение в размере, не превышающем 5% от общей суммы процентов, применяется только в отношении процентов, возникающих из займов, предоставляемых банками.

1. Термин «любого вида заем, предоставленный банком» включает в себя кредиты, предоставляемые банком заемщику.

2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и облигациям, необходимо руководствоваться следующим.

В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора займа заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить полученные взаймы денежные суммы, проценты по векселю могут рассматриваться как проценты по договору займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях применения п. 2 ст. 11 Соглашения как проценты по займу, необходимо, чтобы в основании вексельного обязательства лежал договор займа.

В соответствии со ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В таких случаях суммы процентов по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также могут рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле п. 2 ст. 11 Соглашения.

3. Действующее гражданское законодательство рассматривает договоры займа и кредита (гл. 42 ГК РФ), с одной стороны, и банковского вклада (гл. 44 ГК РФ) — с другой — как отдельные виды договоров, каждый из которых регулируется законом самостоятельно. Некоторые сходства юридических конструкций позволяют диспозитивно применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору банковского вклада (абз. 2 п. 1 ст. 838 ГК РФ), но

совпадение отдельных условий договоров не дает оснований для их отождествления. Закон «О банках и банковской деятельности» также рассматривает привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет как самостоятельные банковские операции (ст. 1 Закона).

С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада, не могут рассматриваться как проценты по займам для целей применения п. 2 ст. 11 Соглашения.

Обращаем также внимание на то, что дата подписания Соглашения — 15 ноября 1995 г., а не 15 октября, как указано в письме.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Вопрос. В организации работают иностранные граждане, не имеющие вида на жительство в России, сумма выплат по каждому из которых не превышает 100 ООО руб.

С 01.01.2003 утратил силу п. 2 ст. 239 НК РФ, устанавливавший освобождение от уплаты ЕСН с выплат иностранным гражданам, не обладающим правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» установлено, что пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан.

По какой ставке и в какой бюджет подлежат уплате ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых иностранным гражданам?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 февраля 2004 г. № 04-04-04/24

В связи с письмом по вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность в Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Как правомерно указано в обращении, согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.

Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностран-

ных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации, и в результате анализа положений ст. 11, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11, 13, 56 — 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решено следующее.

С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физические лицо) и статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее на территории Российской Федерации лицо).

Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и, следовательно, должен применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.

В связи с вышеизложенным, у организации возникает обязанность по уплате ЕСН (14% — в федеральный бюджет, 4% — в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, 3,6% — в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (14% — в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации) с производимых выплат до 100 000 руб. в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, не-

зависимо от наличия или отсутствия права у данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Как исчисляется и уплачивается НДС в случае, когда российская организация взяла в аренду у белорусской организации технологическое оборудование?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через постоянное представительство), места жительства физического лица.

Таким образом, поскольку приобретателем услуг по сдаче в аренду движимого имущества является российская организация, местом реализации указанных услуг признается территория Российской Федерации.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказание услуг).

При этом на основании ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

H.A. ЗАХАРОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. В какой налоговый орган и в какой срок следует представлять годовой расчет налога на движимое имущество иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с п. 4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), иностранные и международные организации, имеющие по любым основаниям в Российской Федерации движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации, не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в Российской Федерации, учитываются в налоговых органах Российской Федерации путем направления ими Уведомлений о движимом имуществе по форме 2502И.

В связи с тем что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена в качестве самостоятельного основания постановка на учет в налоговых органах организаций, имеющих движимое имущество в Российской Федерации, учет этих организаций производится без присвоения ИНН и КПП.

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество иностранными организациями установлены Инструкцией Госналогслужбы России от 15.09.1995 № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации».

В соответствии с общим порядком, установленным пп. 5.2 и 5.4 Инструкции, плательщики налога на имущество обязаны представлять ежеквартальные расчеты и годовой расчет налога на имущество, а также уплачивать налог в соответствии с данными расчетами по итогам квартала и года.

При этом п. 5.5 Инструкции установлен особый порядок представления налоговых деклараций иностранными организациями, не ведущими деятельность в Российской Федерации, однако являющимися плательщиками налога на имущество. Данные иностранные организации представ-

ляют годовой расчет налога на имущество не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, иностранные организации, не ведущие деятельность в Российской Федерации, имеют право представлять расчет налога на имущество и, соответственно, уплачивать налог на движимое имущество один раз в год, а не ежеквартально, и расчет направляется в налоговый орган по месту нахождения движимого имущества в Российской Федерации.

Вопрос. Может ли быть причиной отказа в открытии банковского счета представление иностранной организацией Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выданное иностранной организацией в связи с наличием у нее недвижимого имущества на территории Российской Федерации?

Ответ. В соответствии со ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ или Кодекс) банки открывают счета организациям только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Статьей 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика.

При этом организации будет выдан документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах (Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах).

При этом Кодекс определяет только основания выдачи такого Свидетельства и не устанавливает конкретно форму и содержание этого документа.

Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусмотрена постановка на учет иностранной организации при наличии у нее недвижимого имущества и транспортных средств.

При этом иностранной организации выдается Свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), где в качестве основания постановки на учет должно быть указано «в связи с наличием имущества».

Таким образом, Свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД, выданное в связи с наличием у иностранной организации недвижимого имущества на территории Российской Федерации, применяется во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и для открытия счетов в банках.

Вопрос. Какой КПП указывается в Свидетельстве об учете в налоговом органе (форма 2402ИМ) при замене ранее выданных документов по учету иностранным организациям согласно приказу МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426, имею-

Ответ. Учет иностранных и международных организаций, не имеющих отделений в Российской Федерации в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с разд.З Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

щим на момент замены несколько счетов разных типов, учтенных в одном налоговом органе?

Вышеназванные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором они открывают счета в рублях или иностранной валюте.

При этом налоговый орган в целях открытия счетов в банках на территории Российской Федерации выдает иностранной (международной) организации Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ с указанием в нем кода иностранной организации (КИО) и кода причины постановки на учет (КПП).

При открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, допускается представлять уже имеющееся Свидетельство об учете в налоговом органе.

В целях реализации вышеприведенного порядка применения Свидетельств об учете в налоговом органе при открытии нескольких банковских счетов в Ведомственный справочник 28.10.2003 внесен код причины постановки на учет со значением «87» (учет иностранной [международной] организации в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации), который присваивается в случае открытия иностранной организацией банковских счетов любого типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно с этим исключены следующие коды причин постановки на учет:

80 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации рублевых счетов типа «Т» (текущие);

81 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации рублевых счетов типа «И» (инвестиционные);

82 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации рублевых счетов типа «С» (специальные);

83 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации счетов типа «Т» (текущие) в иностранной валюте;

84 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием корреспондентских счетов в банках на территории Российской Федерации;

85 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации рублевых счетов типа «К» (конвертируемый);

86 — учет иностранной (международной) организации в связи с открытием в банках на территории Российской Федерации рублевых счетов типа «Н» (неконвертируемый).

Таким образом, в случае замены иностранным организациям документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, выданных до 01.10.2003, в Свидетельстве об учете в налоговом органе должен быть указан КПП со значением «87».

Вопрос. Правомерно ли применение к иностранной организации штрафных санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах в случае, если иностранная организация не встала на налоговый учет через полгода после оформления решения иностранной организации об открытии отделения в Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через отделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации. В этом случае при постановке на учет иностранной организацией представляются документы, предусмотренные п. 2.1.1. 1 Положения, в том числе решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации.

Одновременно с этим Положением определен срок постановки на учет иностранной организации (срок подачи Заявления о постановке на учет) (не позднее 30 дней с даты начала деятельности в Российской Федерации), нарушение которого в соответствии со ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации можно квалифицировать как нарушение сроков постановки на учет иностранной организации.

Таким образом, принятие решения о создании отделения иностранной организации на территории Российской Федерации не определяет дату начала деятельности иностранной организации и, соответственно, не определяет время, с которого иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Таким образом, к иностранной организации, не вставшей на учет после оформления решения об открытии отделения в Российской Федерации, не будут применены штрафные санкции за несвоевременную постановку на учет иностранной организации в налоговых органах Российской Федерации, предусмотренные ст. 116 НК РФ.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Российская организация реализует бухгалтерские услуги иностранному юридическому лицу, не имеющему представительства на территории РФ, Являются ли указанные услуги объектом налогообложения по НДС?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического

присутствия покупателя работ (услуг), указанных в названном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы [услуги] оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение указанного подпункта применяется, в частности, и в отношении операций по реализации бухгалтерских услуг.

Таким образом, в целях применения гл. 21 НК РФ местом реализации услуг считается территория РФ, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории РФ. Учитывая то, что покупатель бухгалтерских услуг — иностранное юридическое лицо, не имеющее представительства в РФ, осуществляет деятельность за пределами территории РФ, место реализации указанных услуг территорией РФ не является на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. В связи с этим такие услуги объектом налогообложения по НДС не признаются.

Вопрос. Является ли платель щиком налога на имущество иное транная организация, имеющая недвижимое имущество на террито рии РФ и не осуществляющая дея тельности в РФ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентари-

зацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Согласно п. 5 ст. 376 НК РФ налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в п. 2 ст. 375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании п. 6 ст. 383 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Таким образом, иностранная организация, имеющая недвижимое имущество на территории РФ и не осуществляющая деятельности в РФ, является плательщиком налога на имущество с инвентаризационной стоимости указанного объекта имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, который подлежит уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения имущества.

E.H. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Какие документы должно представить в регистрирующий орган физическое лицо, являющееся совершеннолетним иностранным гражданином, для государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ. Пунктом 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации физического лица, являющегося совершеннолетним иностранным гражданином, в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

- копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату

и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

- подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

- документ об уплате государственной пошлины.

При этом документы, представляемые при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, заполняются в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. постановления Правительства РФ от 16.10.2003 № 630).

К.В. АНАТОЛИТИ

Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Обязательно ли представление нотариально заверенной выписки из реестров иностранных юридических лиц (Украины, Азербайджана) в налоговые органы Российской Федерации для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями?

Ответ. Представление выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения в налоговые органы при подаче документов на государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями обязательно и предусмотрено п. «г» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Документы, в том числе выписки из реестра, которые изготовлены учреждением или специально на то уполномоченным органом государств (стран) — Содружества Независимых Государств в пределах их компетенции согласно

установленной форме и скреплены официальной печатью в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации), при этом налоговые органы РФ вправе требовать только их нотариального перевода.

в.п. колодий

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Для иностранных организаций изменился порядок учета в налоговых органах, который введен в действие с 01.10.2003 и влечет за собой изменение ИНН иностранных организаций, присвоенных ранее.

В целях обеспечения финансовой безопасности при оформлении коммерческих сделок с иностранными организациями как руководство организации может убедиться, что указанный ИНН иностранной организации является действительным на момент заключения договоров?

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно письму МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/5б2@ структура идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН), присваиваемого иностранным и международным организациям и дипломатическим представительствам, в соответствии с приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций», зарегистрированным в Минюсте России от 02.06.2000 № 2258, соответствует структуре ИНН, установленной разд.2 Приложения № 1 к приказу МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (далее — Приказ).

Приказом определено, что ИНН организации формируется как цифровой десятизначный код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо:

- код налогового органа, который присвоил налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (4 знака);

- собственно порядковый номер (5 знаков);

- контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (1 знак).

Вместе с тем в соответствии с письмом МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@ учет иностранных организаций ведется в Журнале учета в налоговых органах путем присвоения кода иностранной организации (КИО).

Код иностранной организации (КИО) определяется как порядковый номер записи в Журнале и входит в структуру ИНН как пятизначный собственно порядковый номер.

Данный порядок формирования и присвоения ИНН и КИО применялся временно до разработки и утверждения специального справочника и алгоритма формирования ИНН и КИО иностранных организаций.

Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 № 4975) утверждены Порядок формирования и применения в налоговых органах Справочника «Коды иностранных организаций» и Порядок замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах.

Согласно п. 1 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, в связи с присвоением иностранным организациям ИНН и КИО, сформированных с применением Справочника КИО, подлежат замене ранее выданные иностранной организации документы по учету.

Пунктом 4 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, установлено, что ранее присвоенный иностранной организации ИНН признается недействительным с рабочего дня, следующего за днем выдачи иностранной организации нового документа по учету.

В соответствии с п. 5 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, информация о признанных недействительными ИНН и ранее выданных документах по учету размещается на web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет.

С учетом изложенного выше, руководство организации может убедиться в том, что указанный ИНН иностранной организации является действительным на момент заключения договоров, ознакомившись с информацией о признанных недействительными ИНН и ранее выданных документах по учету, размещенной на web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет.

O.A. КОРОЛЕВА

Советник налоговой службы II ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Российская организация (агент) по договору с иностранной организацией (принципалом), не имеющей на территории России ни представительства, ни филиала, осуществляет от своего имени, но по поручению и за счет принципала закупку, доставку, хранение и реализацию товара. Товар приобретается и реализуется только на территории России. За оказываемые услуги агент получает вознаграждение. Расчеты с поставщиками и покупателями осуществляются через расчетный счет агента. Может ли агент, уплачивая НДС в бюджет за принципала по реализованному товару, принять к вычету НДС как налоговый агент?

Ответ. В соответствии со ст. 143 Н К РФ плательщиками налога на добавленную стоимость (среди прочих) признаются организации. При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 1, 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации (ст. 147 НК РФ), налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НКРФ.

Из вопроса следует, что иностранная организация — принципал не имеет на территории России представительства или филиала, соответственно, обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогового агента. В соответствии с агентским договором одна сторона (агент в смысле ГК РФ) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала.

В том случае если агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).

В то же время после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней своему принципалу (п. 1 ст. 990, ст. 1011 ГК РФ). С учетом вышеизложенного российская организация — агент не является по операциям, связанным с реализацией товара, налоговым агентом, так как не приобретает на территории России товары у иностранной организации — принципала.

Поскольку п. 3 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами, состоящими на учете в российских налоговых органах и исполняющими обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ, а указанная в вопросе российская организация не является налоговым агентом, соответственно у нее отсутствуют как установленная НК РФ обязанность исчислять и уплачивать НДС при реализации товара в интересах принципала, так и право принятия к вычету сумм НДС, перечисленных российской организацией в бюджет.

Вопрос. Российская организация (агент) по договору с иностранной организацией (принципалом), не имеющей на территории России ни представительства, ни филиала, осуществляет от своего имени, но по поручению и за счет принципала закупку, доставку, хранение и реализацию товара. Товар приобретается и реализуется только на территории России. За оказываемые услуги агент получает вознаграждение. Расчеты с поставщиками и покупателями осуществляются через расчетный счет агента.

Может ли агент, перечисляя НДС в бюджет за принципала по реализованному товару, принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам данного товара?

Ответ. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость, в частности, признаются организации. При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с агентским договором одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала.

В том случае, если агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).

Однако после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней своему принципалу (п. 1 ст. 990, ст. 1011 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Таким образом, в налоговую базу у агента включаются только суммы причитающегося ему вознаграждения, средства же, направленные на исполнение поручения принципала, в налоговую базу по НДС у агента не включаются. Не включаются в налоговую базу по НДС и суммы, полученные агентами от покупателей или продавцов товаров (работ, услуг).

Право уменьшить сумму НДС, исчисленную при реализации покупных товаров, на НДС, уплаченный поставщикам данных товаров, предоставлено подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ только налогоплательщику, которым в данном случае является принципал (иностранная организация), поскольку именно он является собственником реализуемого агентом товара (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ).

Следовательно, право принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам, у российской организации — агента отсутствует.

Вопрос. Российская организация по агентскому договору с иностранной организацией, не имеющей на территории России представительства или филиала, осуществляет от своего имени, но по поручению и за счет принципала закупку, доставку, хранение и реализацию товара. Товар приобретается и реализуется только на территории России как оптом, так и в розницу. За оказываемые услуги агент получает комиссионное вознаграждение. Расчеты с поставщиками и покупателями осуществляются через расчетный счет агента.

Может ли агент перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, указанных в НК РФ?

Ответ. Перечень условий и ограничений, при соблюдении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее — УСНО), установлен ст. 346.12 и 346.13 НК РФ. Если организацией соблюдены установленные НК РФ условия начала применения УСНО, в том числе своевременно представлено соответствующее заявление о переходе на УСНО (примерная форма утв. приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495), отсутствуют филиалы и представительства, доля непосредственного участия других организаций в ее уставном капитале составляет менее 25% и т.п., она вправе воспользоваться возможностью перехода на УСНО.

Тот факт, что организация является агентом по агентскому договору, заключенному с иностранной организацией, сам по себе не может препятствовать указанному переходу.

Вопрос. В августе 2003 г. организация принимает на постоянную работу гражданина Дании. По какой ставке следует удерживать НДФЛ при выплате заработной платы?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Соответственно, физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми нерезидентами.

В п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ установлены общая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц — 13% и, среди прочих, специальная 30%-ная ставка в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, от того, является работник налоговым резидентом или нет, зависит налоговая ставка, по которой налоговый агент должен исчислять и удерживать НДФЛ при выплате заработной платы.

Следовательно, налоговому агенту необходимо выяснить количество дней, которое иностранный работник находился на территории России в текущем календарном году: если менее 183 дней, исчисление и удержание производится по ставке 30%, если 183 дня и более — по ставке 13%.

Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, Налоговым кодексом РФ непосредственно не урегулирован.

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Иностранные граждане могут въезжать (выезжать) на территорию (из) Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом ка-

честве, и вида на жительство (ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 7-ФЗ)).

Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном (гражданском) паспорте такого гражданина.

Если соответствующие отметки отсутствуют (например, при пересечении границы с Украиной и некоторыми другими государствами соответствующие отметки не проставляются), в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации. На наш взгляд, такими документами могут быть трудовой договор, который был заключен иностранным работником с предыдущим работодателем, авиабилеты, железнодорожные билеты, договор найма жилого помещения, свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и т.д. Главное, чтобы указанные документы подтверждали фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации в 2003 г.

При этом течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации, а календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации (ст. 6.1 НК РФ, п. 3 Методических рекомендаций).

Вопрос. К моменту приема на постоянную работу (август 2003 г.) иностранный гражданин находился на территории Российской Федерации более 183 дней. Какими документами подтверждается продолжительность нахождения на территории Российской Федерации?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Соответственно, физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми нерезидентами.

Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации в течение 183 дней в году, Налоговым кодексом РФ непосредственно не урегулирован.

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускно-

го контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать (выезжать) на территорию (из) Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство (ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 7-ФЗ)).

Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном или гражданском паспорте такого гражданина.

Если соответствующие отметки отсутствуют (например, при пересечении границы с Украиной и некоторыми другими государствами соответствующие отметки не проставляются), в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации. На наш взгляд, такими документами могут быть трудовой договор, который был заключен иностранным работником с предыдущим работодателем, авиабилеты, железнодорожные билеты, договор найма жилого помещения, свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации т.д. Главное, чтобы указанные документы подтверждали фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации в 2003 г.

При этом течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации, а календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации (ст. 6.1 НК РФ, п. 3 Методических рекомендаций).

А.В. РЫМКЕВИЧ

Вопрос. Организация в январе 2003 г. осуществляет выплату заработной платы за декабрь 2002 г. работнику — гражданину иностранного государства, не обладающему правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Подлежит ли обложению ЕСПтакая выплата?

Ответ. Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 24.07.2002) с 01.01.2003 утратил силу п. 2 ст. 239 Налогового кодекса РФ, предусматривавший освобождение от обложения ЕСН выплат, начисленных в пользу иностранных работников, которые в соответствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования.

Однако для целей обложения ЕСН датой осуществления выплат в виде заработной платы признается дата начисления заработной платы работнику (ст. 242 НК РФ). Учитывая, что в данной ситуации зарплата за декабрь начислялась работнику-иностранцу в декабре 2002 г., то при ее фактической выплате в январе 2003 г. исчислять ЕСН нет необходимости, поскольку выплата начислена в период, когда льгота, предусмотренная п. 2 ст. 239 НК РФ, еще действовала.

А.И. ДЫБОВ

Вопрос. Организация вынуждена перепродать на экспорт ранее приобретенный импортный товар по цене ниже приобретения из-за снижения цен на мировом рынке. Вправе ли организация принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе, в полной сумме?

Ответ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (пп. 1, 2 ст. 171 НК РФ).

Следовательно, факт продажи товара по цене ниже закупочной не влияет на сумму налогового вычета, поскольку к вычету принимается сумма НДС, уплаченная при ввозе товара.

Вопрос. Организация приобрела у иностранной организации товар, который находится на территории России. В какой срок налоговый агент должен перечислить в бюджет НДС?

Ответ. Российская организация, приобретающая на территории России товары у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается налоговым агентом, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала (ст. 163 НК РФ)) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл.21 НК РФ. С 1 января 2004 г. иной срок перечисления в бюджет НДС установлен для налоговых агентов, приобретающих работы или услуги у иностранных организаций (ст. 5, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 163-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»). В отношении налоговых агентов, покупающих у иностранных лиц товары, законодатель не предусмотрел специального срока.

Таким образом, организация, приобретающая товар на территории России у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе, должна перечислить в бюджет удержанную у иностранного лица сумму НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

М.П. ЗАХАРОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Какое количество иностранной валюты может вывезти за пределы территории Российской Федерации иностранный гражданин?

Ответ. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица — нерезиденты (лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации) могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При этом не требуется представления таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации.

Помимо вышеуказанной суммы наличной иностранной валюты физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации ранее ввезенную в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в Российскую Федерацию.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 ООО (десять тысяч) долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 8 Закона.

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

Вопрос. Могут ли быть использованы льготы по уплате таможенных платежей в случае ввоза иностранным лицом на территорию Российской Федерации имущества в качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества?

Ответ. В соответствии со ст. 150 части второй Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную границу Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

На основании Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 от обложения ввозными таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что уставный (складочный) капитал формируется при образовании хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества. Собственность (имущество) потребительского общества (кооператива) формируется за счет паевых взносов (паев). Соответственно, гражданское законодательство Российской Федерации различает понятия паевого взноса, уставного (складочного) капитала.

Согласно ст. 11 части первой НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этих отраслях законодательства, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, льготы в отношении товаров (оборудования), ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества (кооператива), таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах не предусмотрены. В этом случае таможенные платежи взимаются в установленном порядке.

А.А. КОСОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.