Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Иностранная компания, оказывающая услуги на территории РФ через постоянное представительство, просит разъяснить следующее.

1. С 01.01.2002 представительство переходит на метод определения выручки для целей налогообложения «по отгрузке». Каков в данном случае порядок уплаты налога на пользователей автодорог с выручки по услугам, реализованным в период до 01.01.2002, оплата за которые произведена после 01.01.2002?

2. Что является выручкой для целей обложения налогом на пользователей автодорог при определении выручки «по оплате»: величина поступлений на расчетный счет или сумма, отраженная по счету 90 на момент отгрузки?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 марта 2002 года № 04-05-11/11

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. При переходе с 1 января 2002 года на метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения «по отгрузке» суммы налога на пользователей автомобильных дорог по товарам, отгруженным в 2001 году, то есть в период определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по мере их оплаты, подлежат перечислению в бюджет по мере поступления средств за эти товары при обеспечении раздельного учета таких операций.

2. Согласно Закону Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо — сбытовой и торговой деятельности.

При этом ст.54 части первой Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 90 «Продажи», а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В соответствии с п. 27 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчис-

ления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» для организаций, которые определяют выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.

Учетная политика определяет дату определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и не влияет на ее объем, определяемый по первичным документам в момент (непосредственно по завершении) фактической продажи (поставки) товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 24.03.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н «О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(вместе с «УКАЗАНИЯМИ ОБ ОБЪЕМЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ», «УКАЗАНИЯМИ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 04.04.2000 № 59 (ред. от 20.10.2000)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 14.06.2000 № 2266)

Вопрос. Страховая компания осуществляет перестрахование риска исполнения своих обязательств перед страхователями на основании договоров с иностранными юридическими лицами, которые не осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство. Подлежат ли обложению налогом на прибыль у источника в 2002 году, премии по перестрахованию, перечисляемые страховой компанией иностранным юридическим лицам по договорам, заключенным в 2001 году?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 марта 2002 года № 04-06-05/1/12

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 309 Налогового кодекса РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, не признаются доходами от источников в РФ.

Согласно п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией при каждой выплате дохода.

Если страховая компания в 2002 году будет перечислять премии по перестрахованию иностранной компании по договору, заключенному в 2001 году, то, по нашему мнению, удержание налога с доходов по данным выплатам не будет производиться.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Немецкая компания единожды в течение года командирует в РФ своих специалистов на срок менее 25 дней для оказания инжиниринговых услуг российской компании (услуг по обучению обслуживающего персонала линий по разливу напитков). Приводит ли деятельность немецкой компании к образованию постоянного представительства в целях налогообложения? Каковы обязанности российской компании как налогового агента в указанной ситуации?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 марта 2002 года № 04-06-05/1/14

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Как следует из запроса, немецкое предприятие единожды в течение года предоставляет немецких специалистов российскому предприятию на срок менее 25 дней для осуществления услуг. В соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Рес-

публикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и гл. 25 Налогового кодекса РФ постоянное представительство образуется при регулярном осуществлении предпринимательской деятельности предприятием. В рассматриваемом случае оказание услуги и извлечение дохода можно рассматривать как однократные и не приводящие к образованию постоянного представительства на территории РФ. В отношении извлекаемых доходов следует руководствоваться п. 2 ст. 309 НК РФ. Обязанности налогового агента в случае выплаты дохода иностранной организации определены ст. 310 (в частности, п. 2).

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Просим разъяснить по рядок обложения налогом на добав ленную стоимость тепловой энер гии, реализуемой российской органи зацией посольству Венесуэлы.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 11 апреля 2002 года № 04-03-08/15

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость тепловой энергии, реализуемой посольству Венесуэлы, и сообщает следующее.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 164 части второй Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0%. При этом реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) подлежит налогообложению по ставке в размере 0% в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним

представительств РФ. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется данная норма, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения РФ с иностранными государствами и международными организациями, совместно с МНС России.

Согласно письму МНС России от 19.02.2001 № ВГ-6-06/145 «О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость» в отношении дипломатического представительства Венесуэлы данная ставка налога применяется без ограничения в соответствии с принципом взаимности.

Порядок применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% в отношении дипломатических представительств утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033.

Учитывая изложенное, налогообложение тепловой энергии, реализуемой организацией посольству Венесуэлы, осуществляется по ставке налога на добавленную стоимость в размере 0% в порядке, предусмотренном пп. 4 и 5 указанного постановления Правительства РФ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 19.02.2001 № ВГ-6-06/145 (ред. от 03.04.2002)

«О ПЕРЕЧНЕ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ КОТОРЫХ И ИХ ПЕРСОНАЛА ПРИМЕНЯЕТСЯ НУЛЕВАЯ СТАВКА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033 «О ПРИМЕНЕНИИ НУЛЕВОЙ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ И ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМИ ИЛИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ЭТИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ВКЛЮЧАЯ ПРОЖИВАЮЩИХ ВМЕСТЕ С НИМИ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»

Вопрос. В1999 — 2000 годах российский гражданин осуществлял трудовую деятельность по договору найма с американской компанией в качестве члена экипажа на борту морского судна, находящегося за пределами территориального моря, но в пределах экономической зоны и континентального шельфа РФ. Подлежит ли налогообложению в РФ доход физического лица от указанной деятельности, учитывая положения Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 апреля 2002 года № 04-06-05/1/11

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных от американской компании за работу по найму в качестве члена экипажа на борту морского судна, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 7 части первой Налогового кодекса РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Вопросы налогообложения юридических и физических лиц, являющихся резидентами России и (или) США (лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве), регулируются Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92.

Согласно п. 1Ь ст. 3 указанного Договора термин «Россия» (Российская Федерация) при использовании в географическом смысле включает территориальное море, а также экономическую зону и континентальный шельф, в которых Россия может для определенных целей осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых действует налоговое законодательство РФ.

Учитывая изложенное, а также информацию, содержащуюся в запросе, если физическое лицо осуществляло свою деятельность на борту морского судна, находящегося за пределами территориального моря, но в пределах экономической зоны и континентального шельфа РФ, то для целей налогообложения деятельность физического лица будет рассматриваться как осуществляемая на территории РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 части первой Налогового кодекса РФ налоговые резиденты РФ — это физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Следовательно, налогообложение доходов физического лица, полученных от американской компании за работу по найму на борту такого судна в 1999 году и в 2000 году, если физическое лицо являлось налоговым резидентом РФ, регулируется положениями российского налогового законодательства.

Однако в соответствии со ст. 22 упомянутого Договора каждое Договаривающееся Государство разрешает лицам с постоянным местопребыванием в нем (резидентам) (и, применительно к США, его гражданам) использовать в качестве зачета против налога на доходы подоходный налог, уплаченный другому Договаривающемуся Государству такими лицами.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.92 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-З-Об/124, при снятии с учета иностранной организацией в обязательном порядке должно представляться Свидетельство о постановке на учет. Какой документ представляется при закрытии отделения иностранной организации, при учете которого в налоговом органе выдавалось не Свидетельство о постановке на учет, а Информационное письмо?

Ответ. В соответствии с п. 2. 1.1. 1 Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124 иностранная организация, осуществляющая деятельность через отделение, обязана встать на учет в налоговом органе. При постановке на учет в этом случае налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД(2000).

В случае осуществления иностранной организацией деятельности в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, по каждому отделению этой иностранной организации выдаются Информационные письма по форме 2201И(2000) (п. 2. 1.1.3 Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124).

В соответствии с п. 6. 1 Положения иностранные организации в течение трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности отделения обязаны сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет. Этим пунктом предусматривается, что, в случае если ликвидируется отделение, стоящее на учете в налоговом органе, при постановке которого было выдано Свидетельство о постановке на учет, это Свидетельство должно быть возвращено.

Если ликвидируется отделение, при постановке которого на налоговый учет выдавалось Информационное письмо, то при снятии с учета в налоговый орган предоставляется именно оно.

Вопрос. Иностранная организация осуществляет деятельность на территории РФ на основании контракта на выполнение работ длительностью более 30 дней. Вместе с тем создание филиала либо иного обособленного подразделения этой организации на территории РФ не предполагается.

Каким образом должна быть поставлена на учет эта организация в налоговых органах?

В случае если ликвидируется отделение, стоящее на учете в налоговом органе, при постановке которого было выдано Свидетельство о постановке на учет, а второе и последующее отделение, находящиеся на учете там же, не ликвидируются, при снятии с учета возвращается Свидетельство о постановке на учет, а одному из оставшихся отделений вместо Информационного письма должно быть выдано Свидетельство о постановке на учет.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Ответ. В соответствии с п. 2. 1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанностей по уплате налогов.

При наличии контракта на выполнение работ, в соответствии с которым не предусматривается образование обособленного подразделения иностранной организации на территории РФ, в соответствии с п. 2. 1.1. 1 вместо решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ допускается предоставление копии договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ.

При этом в разделе «Сведения об отделении иностранной организации» Заявления о постановке на учет по форме 2001И(2000) в поле «Сведения о главе (управляющем) отделения» заносятся сведения о лице, ответственном за выполнение работ в соответствии с контрактом.

К. В. ЗАЛАТА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Российская фирма заключила договор с японской компанией на оказание последней услуг по техническому надзору при монтаже оборудования на срок б месяцев. В соответствии с договором все работы осуществляются российскими специалистами под надзором японских специалистов.

Подлежат ли освобождению от налогообложения в России доходы иностранного юридического лица от такой деятельности на основании межправительственной Конвенции между СССР и Японией об избежании двойного налогообложения доходов?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 4 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.86 строительная площадка или строительный или монтажный объект представляют собой постоянное представительство, только если продолжительность работ превышает 12 месяцев.

Однако деятельность по техническому надзору не включается в понятие «строительная площадка» и «монтажный объект», в связи с чем на указанную деятельность положения п. 2 ст. 4 не распространяются.

Таким образом, деятельность японской фирмы на территории России по оказанию технического содействия при монтаже оборудования является активной деятельностью, приводящей к образованию постоянного представительства, и доходы от такой деятельности подлежат налогообложению в России в соответствии с российским налоговым законодательством.

Ссылки на нормативные акты:

КОНВЕНЦИЯ между Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.86

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

Вопрос. Российский банк по операциям с иностранным банком выплачивает доход этому иностранному банку. В каких случаях иностранному банку не требуется предъявлять российскому банку (налоговому агенту) подтверждение постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, согласно положениям которого доходы иностранного юридического лица не облагаются налогом в РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. Такими справочниками являются «The bankers' Almanac» (издание «Reed information services», England) и «International bank identifier code» (издание S.W. I.F. Т., Belgium & International Organization for Standardization, Switzerland).

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Просим разъяснить, на основании какого документа российская организация (налоговый агент), выплачивающая доход иностранному резиденту, не осуществляющему предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство, может не удерживать налог с такого дохода на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения?

Ответ. В соответствии со ст. 312 гл. 25 Налогового кодекса РФ при применении положений международных договоров РФ, на основании которых доход иностранного юридического лица не подлежит налогообложению в РФ, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Определение термина «компетентный орган» содержится в двухсторонних межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с иностранными государствами.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Литовская транспортная компания при осуществлении международных автомобильных перевозок по маршруту, частично пролегающему по территории РФ, приобретает бензин и дизельное топливо, оплачивает услуги по сбору согласований маршрута и по организации проезда по маршруту и ряд других работ и услуг, оказываемых российскими организациями. Может ли такая компания претендовать на возврат НДС, уплаченного в РФ при приобретении данных товаров, работ, услуг?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 157 Налогового кодекса РФ при осуществлении перевозок автомобильным транспортом налоговая база по НДС определяется как стоимость перевозки в пределах территории РФ. Согласно п. 3 ст. 166 НК РФ иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, самостоятельно НДС не исчисляют. Налог в этом случае исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Для иностранных налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах, п. 4 ст. 171 НК РФ устанавливает возможность вычета в дальнейшем сумм налога, уплаченного ими при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности на территории РФ, в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использованы при оказании услуг, реализованных удержавшему налог налоговому агенту. При этом указанные суммы налога подлежат вычету или возврату иностранному налогоплательщику после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и при условии постановки иностранного налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Других оснований для возврата НДС по приобретенным на территории Российской Федерации товарно-материальным ценностям российское законодательство не предусматривает.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Какое обстоятельство будет являться основанием для неуплаты НДС иностранной организацией, оказывающей услугу российской организации: наличие такой услуги в перечне операций, освобождаемых от налогообложения, содержащемся в ст. 149 НК РФ, или отсутствие места реализации данной услуги в РФ, которое определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ?

Ответ. Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Исходя из этого, при решении вопроса о налогообложении той или иной операции НДС необходимо сначала установить наличие объекта обложения налогом как такового, то есть в данном случае наличие места реализации услуги в РФ, определяемого в соответствии со ст. 148 НК РФ. Если на основании соответствующего положения данной статьи будет установлено, что местом реализации работы (услуги) является территория РФ, только после этого следует обращаться к ст. 149 НК РФ с целью определения применимости налоговых освобождений. Если же будет выявлено, что работы (услуги) реализованы не на территории РФ, то такие операции не облагаются НДС по самостоятельному основанию, и, следовательно, отсутствует необходимость установления возможности предоставления освобождений в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Облагаются ли НДС платежи за предоставление полномочий на использование логотипа норвежской компании, выплачиваемые российской организацией по лицензионному соглашению с этой компанией, которая не осуществляет деятельность и не имеет представительства в РФ?

Ответ. Услуги по предоставлению российской организации лицензии на использование логотипа иностранной компании не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ. Место реализации таких услуг определяется в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория РФ только в случае, если их исполнитель действует на территории РФ, фактически присутствуя в РФ на основе государственной регистрации, либо располагает постоянным представительством, через которое такие услуги оказываются.

Поскольку при оказании рассматриваемых услуг норвежская компания фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства в РФ, местом осуществления ее деятельности, а следовательно, и местом реализации услуг по предоставлению лицензии российской организации территория РФ не является. На этом основании доходы в виде лицензионных платежей, выплачиваемые норвежской компании, НДС в РФ не облагаются.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. В целях реализации права на освобождение от НДС платежей, перечисляемых за аренду офисного помещения, представительство иностранной компании представило арендодателю разрешение на открытие представительства на территории РФ, в котором страной постоянного местопребывания значится Великобритания. Вместе с тем в свидетельстве о регистрации компании, выданном финансовым органом острова Джерси, указано, что данная компания создана по законодательству Джерси. Какой из указанных документов должен служить основанием при решении вопроса о правомерности применения льготы таким представительством?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, освобождается от НДС в случаях, если национальным налоговым законодательством установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан и организаций либо если такая норма предусмотрена международным договором.

Право иностранных граждан и организаций на указанную льготу в РФ может быть реализовано при условии включения страны их постоянного местопребывания в перечень, разрабатываемый МНС России совместно с МИД России в соответствии с приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, БГ-3-06/386, или при наличии иностранного государства в списке, приложенном к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н.

В связи с тем что свидетельство о регистрации, выданное компетентным финансовым органом иностранного государства, удостоверяет факт того, что компания является резидентом определенной территории, именно этот документ следует рассматривать в качестве обоснования правомерности применения льготы при аренде служебного помещения.

Поскольку Джерси в вышеуказанных перечне и списке не значится, сдача в аренду служебного помещения представительству компании с постоянным местонахождением на острове Джерси от НДС не освобождается.

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н (ред. от 11.01.2000)

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СДАЧИ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Гражданин России согласно условиям трудового договора отработал в Канаде два года. В 2001 году он вернулся в Россию. Подлежат ли налогообложению в РФ доходы, полученные им в Канаде, если у такого гражданина имеется документ, подтверждающий, что все налоги с данных доходов удержаны в Канаде?

Ответ. С 1 января 2001 года налогообложение доходов физических лиц в РФ осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц». Согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса доходы, полученные физическим лицом за работу, выполненную на территории иностранного государства, относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Доходы от источников за пределами РФ признаются объектом налогообложения только для физических лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ, то есть если количество дней их фактического пребывания на территории России в календарном году составит не менее 183 дней.

В случае если в прошлом году рассматриваемое лицо не являлось налоговым резидентом РФ, то обязательств по уплате в России налога на доходы физических лиц с вознаграждений за работу в Канаде у такого лица не возникает.

В противном случае — если такое лицо в 2001 году являлось налоговым резидентом РФ — полученные им в Канаде доходы на основании подп. 1 ст. 209 Кодекса признаются объектом налогообложения в РФ.

В России налогообложение доходов, полученных налоговым резидентом РФ в Канаде от работы по найму, будет осуществляться с учетом соответствующих положений ст. 15 «Доходы от работы по найму» Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.95.

Согласно вышеуказанной статье Соглашения, если работа по найму осуществляется на территории Канады, то жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые налоговым резидентом РФ в отношении работы по найму, облагаются налогом в Канаде, за исключением тех случаев, когда одновременно выполняются три условия:

— российский гражданин — получатель дохода находится в Канаде в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода со дня его прибытия в Канаду, и

— вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является лицом с постоянным местопребыванием в Канаде, и

— расходы по выплате такого вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Канаде.

При этом положения Соглашения будут применяться к физическому лицу только в том случае, если оно в рассматриваемых периодах являлось налоговым резидентом РФ.

Устранение двойного налогообложения — зачет фактически уплаченной суммы налога с доходов, полученных в Канаде — в РФ будет произведено в соответствии со ст. 23 Соглашения. Сумма налога на такой доход, уплаченная в

Канаде, вычитается из суммы налога, взимаемого с такого дохода в РФ. Такой вычет, однако, не может превышать суммы налога на такой доход, исчисленной в соответствии с законодательством РФ.

При этом физическому лицу будет предоставлен зачет в РФ только при наличии подтверждения об уплате налога в Канаде, выданного компетентными в смысле применения Соглашения органами Канады.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Могут ли к Межгосударственному банку, местонахождением которого в соответствии с Соглашением об учреждении является г. Москва, быть применены положения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Белоруссией для и/елей возврата налога, удержанного в Белоруссии?

Ответ. Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 установлено, что настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или обоих Договаривающихся Государствах.

В соответствии со ст. 4 Соглашения для целей настоящего Соглашения термин «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного места пребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

Согласно положениям ст. 1 Устава Межгосударственного банка, утвержденного Соглашением об учреждении Межгосударственного банка от 22.01.93, Банк является международным расчетным и кредитно-финансовым учреждением. Банк является юридическим лицом с местонахождением в г. Москве.

Статьей 2 Соглашения между Правительством РФ и Межгосударственным банком об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ от 30.07.96 уста-

новлено, что Банк пользуется правами юридического лица на территории РФ и за Банком признаются те же процессуальные права для защиты своих интересов, которые закреплены законодательством РФ за юридическими лицами.

Вопросы налогообложения Банка определены ст. 6 Соглашения об условиях пребывания Банка в России.

С учетом изложенного для возврата налогов, удержанных в Белоруссии, к Банку могут быть применены положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.96 как к лицу, имеющему постоянное местопребывание в РФ.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

СОГЛАШЕНИЕ между Межгосударственным банком и Правительством РФ от 30.07.96

«ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 22.01.93

«ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА»

Вопрос. Наша организация выплачивает дивиденды гражданину Германии. В России такое лицо не проживает и никакой деятельности не осуществляет. Какую ставку налогообложения следует применить, если на дату выплаты дохода документ, подтверждающий статус такого лица как имеющего постоянное

Ответ. Статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 установлено, что дивиденды, выплачиваемые российской организацией резиденту Германии — физическому лицу, могут облагаться налогом в России в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах. Налог при этом, однако, не должен превышать 15%.

Пунктом 2 ст. 232 Налогового кодекса РФ установлено, что для получения налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Министерства РФ по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Таким образом у Вашей организации будут основания удерживать налог на доходы с дивидендов, причитающих-

ся гражданину Германии, по ставке 15% только в том случае, если на дату выплаты такому лицу дохода им будет представлен документ, подтверждающий, что он является лицом с постоянным местопребыванием в Германии.

В противном случае налог должен быть удержан по ставке 30%. После получения необходимого документа, подтверждающего налоговый статус рассматриваемого лица, Ваша организация должна будет произвести возврат излишне удержанной суммы налога.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Распространяется ли Конвенция об избежании двойного налогообложения с Казахстаном на налог на пользователей автомобильных дорог?

Ответ. Статьей 2 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 установлено, что в РФ Конвенция распространяется на налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц.

Конвенция также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Конвенции.

В настоящее время обложение прибыли (доходов) в РФ осуществляется в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, а до ее вступления в силу в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Налог на пользователей автомобильных дорог, взимаемый в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ», не является налогом на прибыль (доход), а предназначен для образования финансовых ресурсов для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования в РФ.

Сходная расчетная база для целей налогообложения не может служить основанием считать налоги на прибыль (доход) и на пользователей автодорог аналогичными по существу, так как она служит лишь для измерения налоговых обязательств и не отражает экономического содержания налога.

Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог не является ни аналогичным по существу налогом, ни налогом, применяемым в дополнение к налогу на прибыль, а является совершенно самостоятельным налогом, имеющим при этом в отличие от налога на прибыль целевой характер.

На основании изложенного положения вышеназванной Конвенции не распространяются на налог на пользователей автомобильных дорог.

Ссылки на нормативные акты:

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96

«ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 24.03.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Для получения освобождения от налогообложения дохода в Казахстане меня попросили представить документ, подтверждающий, что я являюсь налоговым резидентом РФ. Куда я должен обратиться за получением такого документа?

Ответ. Письмом Госналогслужбы России от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н было доведено, что Министерство финансов РФ письмом от 19.01.96 № 04-06-02 уполномочило Госналогслужбу России вести работу, связанную с выдачей справок российским юридическим и физическим лицам, подтверждающих их постоянное местопребывание в РФ для целей применения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Указанное письмо продолжает действовать.

В настоящее время такие подтверждения, как и раньше, выдает только Управление международных налоговых отношений МНС России.

В запросе физическое лицо должно указать: полностью фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (если имеется); адрес постоянного места проживания в РФ; контактный телефон; название соглашения об избежании двойного налогообложения, для целей применения которого требуется подтверждение нало-

гового статуса физического лица; вид дохода, который будет получен за рубежом; период, за который требуется подтверждение.

К запросу в обязательном порядке следует приложить копию общегражданского паспорта, копию контракта (договора), обосновывающего получение доходов в иностранном государстве или приглашение, а также форму, установленную иностранным государством для применения положений соглашения к конкретному виду дохода (если имеется).

Для предпринимателей необходимо представить заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или соответствующую справку.

В целях уточнения количества дней фактического пребывания физического лица на территории РФ Управлением могут быть запрошены дополнительные документы — копии заграничного паспорта, паспорта моряка и т.п.

Ссылки на нормативные акты:

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н «О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПИСЬМО Минфина РФ от 19.01.96 № 04-06-02 <0 ВЫДАЧЕ СПРАВОК ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, ЧТО ЭТИ ЛИЦА ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗИДЕНТАМИ РФ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГО-ОБЛОЖЕНИЯ>

Вопрос. Я являюсь гражданином РФ, состою на учете в налоговых органах по месту жительства в РФ, мне присвоен ИНН. Уже несколько лет работаю в представительстве российской организации за рубежом. Это мое единственное место работы, и других источников дохода у меня нет. В прошлом году купил в России квартиру. Могу ли я получить имущественный налоговый вычет за 2001 год?

Ответ. Статьей 210 Налогового кодекса РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Если в прошлом календарном году Вы являлись налоговым резидентом РФ (фактически находились на территории РФ не менее 183 дней) и Вами получены доходы, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то Вам может быть предоставлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением на территории РФ квартиры на основании Вашего письменного заявления при подаче декларации за 2001 год в налоговый орган.

Если же Вы находились в РФ в прошлом календарном году менее 183 дней, то Вы не будете являться налоговым резидентом РФ.

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц, если они получают доходы от источников в РФ.

Согласно подл. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Таким образом, если Вы не являлись налоговым резидентом РФ, и единственным источником дохода являлось представительство российской организации за рубежом, то в прошлом календарном году Вы не признавались плательщиком налога на доходы физических лиц.

Соответственно, в прошлом году у Вас отсутствовал объект налогообложения в РФ и не было оснований для предоставления имущественных налоговых вычетов.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Просьба разъяснить порядок обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению за плату доступа к программным продуктам (программам для ЭВМ), оказываемых российской организацией посредством телекоммуникационных систем связи (сети Интернет) иностранным физическим и юридическим лицам.

Ответ. Базы данных и программы для ЭВМ относятся к объектам авторского права. Отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием баз данных и программ для ЭВМ, регулируются в том числе Законами РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

В соответствии с вышеуказанными законами автору программы для ЭВМ (базы данных) или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять их распространение — предоставление доступа к воспроизведенным объектам в любой материальной форме сетевыми и иными способами, а также путем продажи объектов, воспроизведенных в любой материальной форме.

Статьей 39 Налогового кодекса РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Таким образом, предоставление за плату доступа к программе для ЭВМ (в том числе посредством телекоммуника-

ционных систем связи) в целях налогообложения признается услугой.

В соответствии со ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг).

С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в РФ, в случае когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют местонахождения в разных государствах, одним из которых является РФ, ст. 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

Согласно подп. 5 п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса установлено, что местом реализации работ (услуг) признается территория РФ (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подп. 1 — 4 п. 1), если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ. При этом местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории РФ на основе государственной регистрации либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом,' местом реализации услуг российской организацией по предоставлению доступа к программе для ЭВМ посредством телекоммуникационных систем связи иностранным физическим и юридическим лицам признается Российская Федерация и, следовательно, данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в размере 20%.

Данный порядок налогообложения применяется и при оказании аналогичных услуг российским физическим и юридическим лицам.

Ссылки на нормативные акты:

А.И. ЧЕРНЫЙ

Советник налоговой службы II ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)

«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» ЗАКОН РФ от 23.09.92 № 3523-1

«О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ»

Вопрос. Просим разъяснить, какой орган уполномочил Министерство РФ по налогам и сборам выдавать справки юридическим лицам, осуществляющим деятельность в иностранных государствах, подтверждающие, что эти лица для целей налогообложения являются резидентами РФ.

Ответ. Министерство финансов РФ письмом от 19.01.96 № 04-06-02 «О выдаче справок физическими и юридическим лицам, подтверждающих, что эти лица являются резидентами РФ для целей налогообложения», являясь компетентным органом в смысле Соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, уполномочило Государственную налоговую службу РФ вести работу, связанную с выдачей справок физическим и юридическим лицам, имеющим такой статус по законодательству РФ, подтверждающих, что эти лица являются резидентами РФ для целей налогообложения.

Данное письмо в настоящее время признается действующим, так как не вошло в перечень актов, утративших силу.

Кроме того, следует иметь в виду, что в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, Государственная налоговая служба РФ Указом Президента РФ от 23.12.98 № 1635 преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

Т.Я. КОБЗЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПИСЬМО Минфина РФ от 19.01.96 № 04-06-02 <0 ВЫДАЧЕ СПРАВОК ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, ЧТО ЭТИ ЛИЦА ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗИДЕНТАМИ РФ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛО-ГООБЛОЖЕНИЯ>

УКАЗ Президента РФ от 23.12.98 № 1635 (ред. от 09.08.2000)

«О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Учитывая, что после вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ Инструкция Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 <гО налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» не отменена, чем необходимо руководствоваться при налогообложении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ?

Ответ. В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 31.12.2001) часть вторая НК РФ дополнена гл. 25 «Налог на прибыль организаций», вступившей в силу с 01.01.2002 (ст. 13 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ).

Одновременно согласно ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ с 01.01.2002 утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (за исключением отдельных положений), на основании которого издавалась Инструкция Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» (ред. от 07.04.2000) (см. преамбулу Инструкции № 34).

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Следовательно, при удержании источником выплаты налога на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, следует применять нормы гл. 25 Н К РФ, несмотря на то обстоятельство, что официально Инструкция Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 пока не отменена.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 06.08.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.08.2001 № 110-ФЗ (ред. от 31.12.2001)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является представление документов на инкассо. В инкассовом поручении, выданном банку принципалом, указывается, что отказ от оплаты процентов не допускается, а плательщик, в свою очередь, отказывается их платить.

Какие последствия для плательщика вытекают из этой ситуации?

Ответ. Инкассация процентов, как правило, связана со значительными трудностями.

Согласно п. «с» ст. 20 Унифицированных правил по инкассо (ред. 1995 года), если в инкассовом поручении прямо указано, что отказ в оплате процентов не допускается, а плательщик отказывается платить такие проценты, представляющий банк не выдает документы и не несет ответственности за последствия, вызванные задержкой в передаче документа(ов).

Другими словами, если исходя из условия инкассового поручения отказ от оплаты процентов не разрешен, документы плательщику не будут выданы до тех пор, пока вопрос об оплате не будет урегулирован.

В свою очередь, банки-ремитенты и принципалы тоже должны представлять себе, каковы будут последствия, вызванные задержкой в выдаче документов в результате того, что они дали такие инструкции.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 95 года, вступили в силу с 01.01.96)

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является представление документов на инкассо. Все документы, направляемые на инкассо, принципал должен сопроводить инкассовым поручением. Какая информация должна обязательно содержаться в инкассовом поручении?

Ответ. Подпункты i — xi п. «b» ст. 4 Унифицированных правил по инкассо (ред. 1995 года) перечисляют данные, которые должны обязательно содержаться в инкассовом поручении, для того чтобы оно было выполнено надлежащим образом, а именно в инкассовом поручении должны содержаться:

— данные о банке, от которого получено инкассовое поручение, включая его полное наименование, адрес, номера телекса, телефона, факса и номер для ссылок;

— сведения о принципале, включая его полное наименование, почтовый адрес, а также, если необходимо, номера телекса, телефона и факса;

— сведения о плательщике, включая его полное наименование, почтовый адрес или место, в котором должно быть сделано представление, а также, если необходимо, номера телекса, телефона и факса;

— сведения о представляющем банке, если таковой имеется, включая его полное наименование, почтовый адрес и, если необходимо, номера телекса, телефона и факса;

— сумма и валюта, подлежащие инкассации;

— перечень приложенных документов;

— сроки и условия получения платежа и (или) акцепта;

— условия передачи документов;

— допускается ли отказ от оплаты расходов, подлежащих инкассации, или нет;

— допускается ли отказ от оплаты процентов, подлежащих инкассации, или нет, включая:

размер процентов;

процентный период;

основание для исчисления;

— метод платежа и форма платежного извещения;

— инструкции на случай неплатежа, неакцепта и (или) несогласия с другими условиями.

Следует иметь в виду, что перечень данных, указанных в п. «Ь» ст. 4 Унифицированных правил по инкассо (ред. 1995 года), дается для общего руководства и в каждом конкретном случае может потребоваться и другая информация, которая не включена в этот перечень.

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (Публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 1995 года, вступили в силу с 01.01.96)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.