Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Анна, Суховерхова Антонина

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ,Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ,Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киреева Анна, Суховерхова Антонина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. Государственному бюджетному учреждению были переданы полномочия на реконструкцию федерального имущества - код финансового обеспечения (КФО) 1. Учреждение силами сторонней организации провело реконструкцию здания в течение года, амортизация начислялась, вывода из эксплуатации не было. В результате проведенных работ по реконструкции здание было оборудовано также движимым имуществом, которое может быть учтено в качестве отдельных основных средств.

На основании каких первичных документов отразить реконструкцию, какие сделать проводки, как перевести реконструкцию с КФО 1 на КФО 4?

Сумма, отраженная на счете 106, полностью должна перейти на счет 101 (увеличение стоимости здания) или возможно списание на содержание имущества (подстатья 225 КОСГУ)?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности производится последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственного учреждения, либо включение полученных объектов в состав государственной казны.

Передача сформированных по результатам произведенной реконструкции вложений в объект капитального строительства в целях увеличения его балансовой стоимости, а также вложений в движимое имущество, созданных (приобретенных) в процессе проведения реконструкции, может быть оформлена Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

При отражении в учете такой передачи применяются, соответственно, следующие счета:

— 140120241 «Расходы на безвозмездные п е р е числе ния го судар стве нны м и муниципальным организациям»;

- 440110180 «Прочие доходы».

Обоснование. Государственному бюджетному учреждению могут быть переданы полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность (п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. б п. 4 приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н). При этом на сумму произведенных вложений производится последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственного учреждения, либо полученные объекты включаются в состав государственной казны (абз. 2 п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 127, 130 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), учет операций по вложениям в объекты основных средств - недвижимого имущества при их реконструкции ведется учреждением на счете 010601000 «Вложения в основные средства», на котором группируются все фактические затраты, связанные с реконструкцией.

Расходы на приобретение мебели, инвентаря и оборудования могут быть включены в сводный сметный расчет реконструкции, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных инвестиций. В то же время первоначальная стоимость мебели, инвентаря и оборудования формируется обособленно от капитальных вложений в недвижимое имущество, так как это движимое имущество в дальнейшем подлежит учету в качестве отдельных инвентарных объектов (см. письмо Минфина России от 18.06.2015 № 02-05-11/35429). Сумма вложений в объекты имущества, отделимые от реконструируемого здания и относящиеся к объектам движимого имущества, созданные (приобретенные) в рамках реализации инвестиционного проекта, подлежит отражению в

бюджетном учете на счете 110631000 «Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения».

Нормы гражданского законодательства устанавливают специальное правило возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации). В свою очередь применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает возможность принятия к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ регистрации, только с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (п. 36 Инструкции № 157н).

Если в результате проведенной реконструкции проявились новые объекты недвижимости, подлежащие государственной регистрации, их отражение в учете на соответствующем аналитическом счете счета 010100000 может быть п р о и з в е д е н о п о с л е п о л у ч е н и я правоустанавливающих документов.

В рассматриваемой ситуации работы по р е к о н с т р у к ц и и з д а н и я , у ч т е н н ы е н а аналитических счетах счета 110601000 «Вложения в основные средства», необходимо «передать» с КФО «1» на КФО «4». Положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), а также Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н), детальный порядок отражения такой хозяйственной операции не предусмотрен.

Сама хозяйственная ситуация фактически состоит в том, что бюджетное учреждение, исполняющее полномочия получателя бюджетных средств, передает себе как получателю субсидий на выполнение государственного задания

капитальные вложения в основные средства. Учитывая положения абз. 7 п. 34 Инструкции № 162н и абз. 2 п. 150 Инструкции № 174н, данная операция может быть отражена с применением счета 140120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (при передаче вложений бюджетным учреждением как получателем бюджетных средств) и счета 440110180 «Прочие д о хо д ы » ( п р и п о л у ч е н и и б ю д ж е т н ы м

учреждением капитальных вложений как получателем средств субсидии).

Передача капитальных вложений от бюджетного учреждения как получателя бюджетных инвестиций себе - как получателю средств субсидии на выполнение государственного задания может быть оформлена Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Такая передача может быть осуществлена после приемки от подрядчика выполненных работ по реконструкции и при наличии распоряжения о р г ана, о с ущ е с твл яю щ е го по лно мо чия собственника федерального имущества.

Отметим, что в соответствии с положениями Приложения № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н принятие к учету операций по законченным работам по реконструкции объектов нефинансовых активов осуществляется на о с н о в а н и и А к т а о п р и е м е - с д ач е отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).

Принятие к учету отдельных объектов движимого имущества, образованных в результате проведенных работ по реконструкции, может быть осуществлено на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), составленного комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по передаче капитальных вложений в недвижимое и движимое имущество, сформированных бюджетным учреждением как государственным заказчиком при осуществлении б юдже тн ы х и нв е с ти ц ий в о б ъ е кты государственной собственности, себе, как получате лю субсидии на выполнение государственного задания, а также дальнейшее увеличение стоимости здания и принятие к учету движимых объектов подлежат отражению в учете следующим образом (с учетом положений п. 34 Инструкции № 162н, п. 9, 150 Инструкции № 174н):

1. Дебет счета 140120241 Кредит счета 1106X1410 (110631410, 110611410) - по

окончании приемки подрядных работ и при наличии распоряжения уполномоченного органа отражена передача бюджетным учреждением капитальных вложений себе, как получателю средств субсидии на выполнение госзадания, в

реконструируемый объект (с учетом вложений в движимое имущество) на основании составленного учреждением Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

2. Дебет счета 4106Х1310 (410611310, 410621310, 410631310) Кредит счета 440110180 -

отражено поступление капитальных вложений на основании составленного учреждением Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

3. Дебет счета 4101ХХ310 Кредит счета 4106Х1310 - отражено принятие к учету объектов движимого имущество на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), составленного профильной комиссией учреждения;

4. Дебет счета 410112310 Кредит счета 410611310 -

отражено увеличение стоимости здания на основании данных Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) с приложением, при необходимости, Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Федеральным бюджетным учреждением заключен договор (контракт) по страхованию автомобиля - ОСАГО. В учреждение пришли первичные документы: счет на оплату, акт выполненных работ и страховой полис.

Обязателен ли акт выполненных работ в данных условиях? Можно ли его игнорировать и не хранить с остальными документами?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В рассматриваемой ситуации акт выполненных работ может рассматриваться в качестве

документа, подтверждающего исполнение договора (контракта), и его хранение может осуществляться в установленном в учреждении порядке для аналогичных документов.

Обоснование

1. Основанием для отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее - Закон № 402-ФЗ; п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее -Инструкция № 157н).

Такие документы могут оформляться в учреждении или поступать от контрагентов (например, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и иные документы).

В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Специфика отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее также -обязательное страхование) состоит, в частности, в том, что они возникают не ранее выдачи страхового полиса, который является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования и подтверждающим заключение договора ОСАГО (п. 7 ст. 15 Закона № 40-ФЗ, подп. 1.1, 1.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила), установленных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее - Положение № 431-П).

Как правило, комплект документов в рамках страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств ограничивается договором, страховым полисом и документом, подтверждающим осуще ствление оплаты страховой премии.

Вместе с тем в силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации «Свобода договора» условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Составление акта выполненных работ (оказанных услуг) может быть предусмотрено условиями договора ОСАГО. Поэтому рекомендуем при решении вопроса об обязательности акта выполненных работ в данной ситуации проанализировать условия заключенного учреждением договора (контракта).

2. Договоры (контракты) заключаются бюджетным учреждением с соблюдением законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг, либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон № 44-ФЗ), либо в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Сведения, необходимые для формирования реестра контрактов, заключенных заказчиками, передаются в орган, ответственный за ведение реестра, Федеральное казначейство в обязательном порядке (ч. 1, 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703). За неисполнение, ненадлежащее исполнение данной обязанности установлена административная ответственность (ч. 2 ст. 7.31 Кодекс Российской Федерации об административной ответственности).

Формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 (далее - Правила), в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н (далее - Порядок), на основании п. 10 Правил.

Информация и документы, включаемые в реестр контрактов, заключенных заказчиками, перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Правил.

В частности, п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, подп. «н» п. 2 Правил предусмотрено включение в реестр контрактов документа о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора, заключенного в соответствии с этим федеральным законом, заказчики вносят информацию о результатах исполнения договора в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в у каз ан н о м р е е с т р е , у с тан ав л и в ае т с я Правительством РФ (ч. 1 той же статьи).

В соответствии с подп. «з» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по р е з уль татам з аку п к и , у т в е р ж д е н н ы х постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 (далее - Правила), в реестр включаются информация и документы, касающие ся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора. С 1 января 2016 г. на заказчика возложена обязанность в течение 10 дней со дня исполнения договора (подп. «в» п. 10 Правил) формировать и направлять указанную информацию и документы в Федеральное казначейство.

Из положений п. 3 приказа Минфина России от 29.12.2014 № 173н, п. 5, 33, 37 утвержденного этим приказом Порядка, подп. «з» п. 2 Правил, по нашему мнению, следует, что с 2016 г. заказчики в целях внесения в реестр информации, касающейся результатов исполнения договора, должны формировать и направлять в Федеральное казначейство электронные копии всех документов, которые составляются в ходе его исполнения, в том числе каждого документа о приемке товаров (выполненных работ) и каждого платежного документа.

С учетом изложенного полагаем, что акт выполненных работ в рассматриваемой ситуации может использоваться в качестве документа, подтверждающего исполнение договора (контракта), и его хранение может осуществляться в

установленном в учреждении порядке для аналогичных документов.

Согласно п. 6 Инструкции № 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются актами субъекта учета (например учетной политикой, положением о документообороте).

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Организация занимается производством сельскохозяйственной техники и находится на общем режиме налогообложения.

В предписании госпожнадзора МЧС РФ содержится требование о проведении ремонта и содержании противорадиационного укрытия.

Правомерно ли отнесение к расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, затрат организации на содержание и ремонт защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия), находящегося на балансе (а также в собственности) организации (расходы на содержание и ремонт объекта гражданской обороны организации из бюджета не возмещаются)?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что данная организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на содержание и ремонт противорадиационного укрытия.

При этом нельзя исключить вероятность споров с налоговыми органами.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходами признаются обоснованные и

документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое ведомство разъясняло, что если организация, исходя из требований законодательства РФ, обязана нести расходы на гражданскую оборону, которые не подлежат возмещению из бюджета, то данные расходы на гражданскую оборону учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (см. письма Минфина России от 14.11.2006 № 03-03-04/1/757, от 17.03.2006 № 03-03-04/1/252).

Таким образом, основным критерием для признания расходов организации на гражданскую оборону является обязанность по их осуществлению.

В силу ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании ст. 6 Закона № 28-ФЗ Правительство РФ в том числе определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее -Порядок).

Так, п. 10 Порядка на организации возложены в том числе обязанности по созданию в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, а также обеспечению сохранности объектов гражданской обороны.

В связи с изложенным считаем, что налогоплательщики могут нести затраты, связанные с содержанием объектов гражданской обороны, их ремонтом и т.п.

В п. 4 ст. 18 Закона № 28-ФЗ обеспечение ме ропр иятий по гражданской обороне , проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

В свою очередь в п. 1 постановления Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» (далее - Постановление № 227) определено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные, в частности, организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

При этом п. 2 Постановления № 227 устанавливает, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в п. 1, финансируются организациями путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Поскольку расходы на содержание и ремонт противорадиационного укрытия данной организации из средств бюджета не возмещаются, можно сделать вывод, что эти расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичные выводы нашли отражение в письме Управления МНС по Новосибирской области от 19.06.2003 № МШ-09-08.1/10390. В нем в том числе указывается, что если расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне не финансируются из соответствующих бюджетов, то организация вправе учесть их по подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом указанные расходы должны быть документально подтверждены.

В постановлении ФАС Московского округа от 21.08.2008 № КА-А40/7449-08 по делу № А41-К2-7510/07 арбитры отметили, что затраты на проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность объектов гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию, связаны с производственной деятельностью. Поэтому данные расходы учитываются в целях налогообложения на основании ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 11.03.2013 № Ф07-1114/13 по делу № А13-7389/2012 судьи пришли к выводу о том, что представленные документы не свидетельствуют о наделении организации в установленном порядке полномочиями по содержанию убежища (см. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 № 14АП-9032/12).

В анализируемом случае Госпожнадзор МЧС РФ предписывает этой организации осуществить ремонт противорадиационного укрытия, а также нести расходы на содержание данного объекта.

На данный надзорный орган законодательно возложены обязанности как по проверке организаций на предмет правил эксплуатации объектов гражданской обороны, так и по выдаче руководителям организаций обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (подп. «а» п. 4, подп. «г» п. 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305), п. 4, 6, 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (утвержден приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 358), постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2013 № Ф09-9787/13 по делу № А76-15980/2012).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что нормы главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат каких-либо прямых ограничений на учет расходов на гражданскую оборону, полагаем, что организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли

расходы на соде ржание и ре монт противорадиационного укрытия.

Однако, на наш взгляд, вероятность возникновения налоговых споров относительно обоснованности осуществленных затрат все же присутствует.

Ответ подготовил: Завьялов Кирилл, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение находится в Ханты-Мансийском АО - Югре.

Оплата проезда к месту отдыха и обратно сотрудника бюджетного учреждения на личном транспорте производится по стоимости плацкарта пассажирского поезда или по кратчайшему маршруту при предъявлении квитанций об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), кассовых чеков автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива соответствующей марки транспортного средства, утверждаемыми Министерством транспорта РФ.

Можно ли сделать расчет компенсации расходов по проезду исходя из кассовых чеков автозаправочных станций, представить справку о стоимости плацкарта пассажирского поезда и оплатить проезд по наименьшей стоимости?

Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.

При следовании к месту отпуска и обратно на личном транспорте вместе с неработающими членами семьи работник вправе предоставить либо квитанции об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), кассовых чеков автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива, либо при отсутствии указанных

д о к уме нто в с п р ав к у о р г ан из ац ий, осуществляющих продажу проездных и перевозочных документов (билетов), о стоимости проезда на железнодорожном транспорте кратчайшим путем в плацкартном вагоне на одного человека. Работодатель не вправе требовать от работника представления всех поименованных в п. 2 разд. II Толкования Закона № 76-оз документов, а затем сравнивать размер произведенных расходов и оплачивать по наименьшей стоимости.

Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях с у б ъ е к то в Р о с с и й с ко й Ф е д е р ац ии , устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, установлены ст. 4 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» (далее - Закон № 76-оз). В соответствии с п. 1 этой

статьи лица, работающие в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, расположенных на территории автономного округа, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. При этом оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (п. 2 ст. 4 Закона № 76-оз).

Постановлением Думы Ханты-Мансийского АО - Югры от 01.03.2010 № 4676 утверждено Официальное толкование отдельных норм Закона № 76-оз (далее - Толкование Закона № 76-оз). В п. 2 разд. II Толкования Закона № 76-оз указан порядок определения стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. Так, из указанной нормы следует, что оплата стоимости проезда производится работнику по кратчайшему маршруту при предъявлении квитанций об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за п р о в о з т р а н с п о р т н о г о с р е д с т в а н а железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), кассовых чеков автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива соответствующей марки транспортного средства, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации, или работнику и неработающим членам его семьи при предъявлении справок организаций, осуществляющих продажу проездных и перевозочных документов (билетов), о стоимости проезда на железнодорожном транспорте кратчайшим путем в плацкартном вагоне при документальном подтверждении пребывания работника и неработающих членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии до куме нто в , по дтве р ждающ их пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания, а также при нотариальном удостоверении факта нахождения в определенном месте).

При этом сказать, имел ли в виду законодатель два способа определения стоимости проезда при следовании к месту отпуска и обратно личным транспортом, сложно. Мы лишь можем высказать свою позицию, исходя из буквального толкования указанных норм в совокупности с нормами

законодательства, предусматривающими гарантии компенсации расходов по оплате стоимости к месту отдыха и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Прежде всего отметим, что использование предлога «или», на наш взгляд, предполагает наличие двух взаимоисключающих ситуаций. Иными словами, в ситуации, когда сотрудник отправляется к месту отдыха на личном транспорте совместно с неработающими членами семьи либо один, для подтверждения произведенных расходов он предоставляет квитанции об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), а также кассовые чеки автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива. Отдельно представлять справку о стоимости проезда на железнодорожном транспорте кратчайшим путем в плацкартном вагоне в таком случае нет необходимости.

Когда сотрудник не может представить названные документы для подтверждения произведенных им расходов (в силу утраты, либо иным причинам), он вправе воспользоваться вторым вариантом, а именно представить справку о стоимости проезда на железнодорожном транспорте кратчайшим путем в плацкартном вагоне. При этом, как видно из толкования п. 2 и 3 разд. II Официального толкования Закона № 76-оз, речь не идет о справке о стоимости проезда на железнодорожном транспорте на каждого следовавшего с работником неработающего члена семьи в автомобиле. Иными словами, работодатель не обязан в таком случае оплачивать работнику проезд к месту отдыха и обратно по справке о стоимости проезда на железнодорожном транспорте на каждого члена семьи. Указанная позиция прослеживается и в судебной практике (см., например, решение Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № 2-147/2015 от 09.02.2015).

Иное толкование указанной нормы может привести к неправомерному завышению размера компенсации работнику, поскольку, например, в ситуации, когда отдельно возмещается стоимость произведенных расходов работнику, при следовании к месту отпуска на личном транспорте и отдельно возмещается стоимость неработающим членам семьи работника по справке о стоимости проезда на железнодорожном транспорте,

указанная сумма возмещения фактически будет превышать произведенные работником расходы в случае, если вся семья отправилась к месту отдыха на личном транспорте. Ведь в таком случае независимо от количества следовавших в автомобиле человек расходы на ГСМ не увеличиваются, а по общему правилу возмещению работнику расходов на оплату стоимости его проезда к месту отдыха и обратно осуществляется в размере фактически понесенных им расходов, подтверждаемых соответствующими документами. Соответственно, расходы неработающих членов семьи будут возмещаться только в случае фактического их осуществления, что возможно только при следовании отдельно от самого работника. Указанное подтверждается и тем, что для окончательного расчета в случае выплаты работнику средств для предварительной компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работник обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить авансовый отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, посадочных талонов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника и неработающих членов его семьи (п. 3 разд. IV Официального толкования Закона № 76-оз).

При этом право выбора способа подтверждения произведенных расходов в данном случае принадлежит работнику. На наш взгляд, работодатель не вправе заставлять работника представлять все поименованные в п. 2 разд. II Толкования Закона № 76-оз документы, а затем сравнивать размер произведенных расходов и оплачивать по наименьшей стоимости. Напомним, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работодатель обязан обеспечивать их реальное соответствие предназначению данной компенсации (п. 5, 6 мотивировочной части Постановления КС РФ № 2-П от 09.02.2012). В частности, предназначением возмещения дополнительных расходов, которые работникам приходится нести вследствие значительной территориальной удаленности северных районов, являются обеспечение этим гражданам права на отдых, реализация которого по указанной причине для них затруднена, а также обеспечение дополнительной возможности для полноценного

отдыха работников с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий (п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ № 2-П от 09.02.2012).

Именно поэтому занижение произведенных работником затрат по инициативе работодателя также является нарушением его права на компенсацию произведенных расходов к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, работодатель, усомнившись в компенсационном характере заявленной суммы, обязан был самостоятельно получить необходимые документы (см. решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 2-1898/2013 от 27.06.2013).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при следовании в место отпуска и обратно на личном транспорте вместе с неработающими членами семьи работник вправе представить либо квитанции об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), кассовых чеков автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива, либо при отсутствии указанных документов справку организаций, осуществляющих продажу проездных и перевозочных документов (билетов), о стоимости проезда на железнодорожном транспорте кратчайшим путем в плацкартном вагоне на одного человека.

Обращаем внимание, что высказанная позиция является исключительно нашим экспертным мнением и может отличаться от позиции контролирующих органов, а равно и позиции суда при рассмотрении конкретного спора.

Ответ подготовила: Павлова Наталия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Кудряшов Максим, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетным учреждением заключен договор с организацией на оказание информационных услуг. Информационные услуги представляют собой сбор статистических сведений по районам

(регионам). В результате исполнения договора учреждению предоставляются два сборника стоимостью 1 000 руб. и 2 000 руб. Сборники не включаются в библиотечный фонд учреждения, ими будут пользоваться специалисты учреждения.

По результатам исполнения договора представляются счет-фактура, акт выполненных работ и накладная. Наименование работ в акте - «Информационные услуги: статистические сборники». Наименование в накладной - то же.

Какими проводками оформить в учете рассматриваемую операцию? На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести расчеты по рассматриваемому договору? Нужно ли принимать к учету на забалансовый счет данные сборники?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. Расчеты по договору на оказание информационных услуг могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Статистические сборники могут быть отражены на дополнительно введенном забалансовом счете, закрепленном в учетной политике учреждения.

Обоснование. Бюджетные учреждения

осуществляют учет в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н).

В соответствии с положениями Инструкции № 157н книжная, печатная продукция может учитываться следующим образом:

— на счете 10107 «Библиотечный фонд» учитываются объекты библиотечного фонда (п. 53 Инструкции № 157н, п. 8 Инструкции № 174н);

— на счете 10506 «Прочие материальные запасы» учитывается книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (п. 118 Инструкции № 157н, п. 31 Инструкции № 174н);

— на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» учитываются периодические издания (газеты, журналы и т.п.),

приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда (п. 377 Инструкции № 157н).

Принимая решение о варианте учета статистических сборников необходимо учитывать следующее:

— статистические сборники в рассматриваемой ситуации прежде всего подтверждают факт оказания информационных услуг;

— стоимость информационных услуг, оказанных учреждению, не учитывается при формировании стоимости какого-либо нефинансового актива (как учитывается, например, при формировании стоимости строящегося здания стоимость работ по разработке проектно-сметной документации).

По нашему мнению, статистические сборники не в полной мере соответствуют понятию нефинансового актива (в том числе нематериального актива), так как фактически они являются официальными документами (данными специализированных организаций).

По экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами на оплату каких-либо услуг. При этом все текстовые документы могут рассматриваться в качестве отчетных документов, подтверждающих надлежащее оказание информационных услуг.

На основании изложенного можно сделать вывод: Инструкции № 157н, 174н не дают однозначного ответа на вопрос, каким образом необходимо учитывать статистические сборники, так как к объектам нефинансовых активов они отнесены быть не могут, к периодическим изданиям также не относятся.

В то же время Инструкция № 157н предусматривает введение дополнительных забалансовых счетов для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета (п. 1, 332 Инструкции № 157н).

При введении дополнительного забалансового счета поступление статистических сборников следует отражать путем его увеличения. Аналитический учет может быть организован в разрезе объектов учета (сборников) и материально ответственных лиц. Это обеспечит контроль за использованием сборников. Дополнительно введенный забалансовый счет и порядок учета с его использованием должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Как было отмечено, по экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами на оплату услуг. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы на информационные услуги, представляющие собой сбор статистических сведений по районам (регионам), могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

На основании изложенного и положений Инструкции № 174н рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:

1. Дебет счета 040120226 (0 109 ХХ 226) Кредит счета 030226730 - учтены затраты на оказание информационных услуг;

2. Дебет счета 030226830 Кредит счета 020111610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (код 226 КОСГУ) -

произведена оплата по договору на оказание информационных услуг;

3. Увеличение дополнительно введенного забалансового счета

— отражено поступление в учреждение сборников.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Энциклопедия решений.

Забалансовый учет в госучреждении.

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие за счет собственных средств осуществляет водоснабжение на территории сельского поселения. Имуществом, которое предназначено для этих целей, МУП владеет на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества является сельское поселение.

Согласно Федеральному закону от 03.06.2016 № 321-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» с 01.01.2016 МУП руководствуются в своей закупочной деятельности положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять закупку товаров, работ или услуг у единственного поставщика на сумму, не превышаюшую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществлять, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика. Указанные ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиком для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Относятся ли закупки товаров, работ, услуг для обеспечения водоснабжения и благоустройства на территории сельского поселения (насосы для поднятия воды из артезианских скважин, а также услуги по их ремонту, водопроводные трубы, краны, материалы для ремонта водонапорных башен, горюче-смазочные материалы для работы спецтехники) к закупкам для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений?

Ответ. Мы придерживаемся следующей позиции. Нужды муниципального унитарного предприятия, созданного сельским поселением, являются муниципальными нуждами. Такое предприятие вправе приобретать в рамках контрактной системы товары, работы, услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому обоснований на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., без ограничений по общей сумме таких закупок.

Обоснование. Действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой

объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

К сожалению, ни Закон № 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не раскрывают понятия «нужды сельских поселений», равным образом указанные законодательные органы никак не определяют понятия «муниципальные нужды» либо «нужды муниципального образования».

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо учесть, что под закупками понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что для целей этого Закона заказчиком признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Под муниципальным заказчиком в свою очередь понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Наконец, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ буквально говорит, что отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени

Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

«Нужды бюджетных учреждений, унитарных предприятий», равно как отдельно «нужды государственных и (или) муниципальных унитарных предприятий», в Законе № 44-ФЗ отдельно не упоминаются. Отсюда можно сделать вывод, что в целях применения Закона № 44-ФЗ нужды бюджетных учреждений, государственных (за указанным исключением) и муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц в случаях, установленных ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, «приравниваются» к государственным и муниципальным нуждам.

Таким образом, на наш взгляд, товары, работы, услуги для нужд сельского поселения приобретают равным образом:

— органы местного самоуправления сельского поселения;

— муниципальные казенные учреждения, созданные сельским поселением;

— муниципальные бюджетные учреждения, созданные сельским поселением;

— муниципальные унитарные предприятия сельских поселений.

Соответственно, все эти субъекты вправе осуществлять закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ без ограничения общей суммы закупки.

Фактически аналогичные разъяснения в отношении муниципальных бюджетных учреждений даны в письмах Минэкономразвития России от 28.01.2016 № Д28и-252, от 29.12.2015 № Д28и-3778, от 22.01.2015 № Д28и-93. На наш взгляд, велика вероятность, что аналогичной позиции министерство будет придерживаться и в отношении муниципальных унитарных

предприятий.

Вместе с тем, учитывая отсутствие правоприменительной и судебной практики, а также разъяснений и ре коме ндаций

соответствующих государственных органов по данному конкретному вопросу, рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минэкономразвития России или Федеральную антимонопольную службу РФ.

Ответ подготовила: Верхова Надежда, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Государственное бюджетное учреждение заключило контракт в декабре 2016 г. на сумму 10 000 руб., условия контракта предусматривают оплату аванса, аванс в размере 30% (3 000 руб.) был оплачен в конце 2016 г. Акты выполненных работ будут выставлены контрагентом в 2017 г. и будут датированы 2017г.

Как в этом случае отражать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения принятие обязательств и денежных обязательств по данному контракту в 2016 и 2017 гг. ?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В 2016 г. обязательства могут быть приняты бюджетным учреждением на основании заключенного контракта:

— в размере авансового платежа - как обязательство, подлежащее исполнению в текущем году;

— в размере оставшейся суммы - как обязательство, подлежащее исполнению в очередном финансовом году.

В качестве основания для принятия денежного обязательства в размере авансового платежа также может быть сам контракт.

В 2017 г. денежное обязательство на оставшуюся сумму (7 000 руб.) принимается по итогам исполнения контракта.

Обоснование. Согласно п. 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция

№ 157н), а также п. 167 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н):

— обязательство бюджетного учреждения представляет собой обязанность предоставить в со о тв е тс твую щ е м ф инанс о в о м го ду определенную сумму денежных средств в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, договором, соглашением;

— денежные обязательства бюджетного учреждения - это сумма обязательств учреждения, по которым в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения) возникла обязанность уплатить в со о тв е тс твующе м ф инансо в ом году юридическому лицу, бюджету бюджетной системы Российской Федерации, физическому лицу определенную сумму денежных средств.

Учет обязательств (денежных обязательств) осуществляется бюджетным учреждением на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции № 157н).

В рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением в декабре 2016 г. заключен государственный контракт на сумму 10 000 руб., исполнение которого в части авансового платежа в размере 3 000 руб. производится в 2016 г., оставшаяся часть подлежит исполнению в 2017 г. на основании акта выполненных работ, датированного 2017 г.

В данной ситуации в качестве основания для принятия обязательства может быть заключенный контракт, в соответствии с условиями которого его исполнение будет произведено частично в 2016 г., частично в 2017 г. (после исполнения условий контракта контрагентом). В качестве основания для принятия денежного обязательства в размере авансового платежа также может быть сам контракт. В свою очередь основанием для принятия денежного обязательства по оставшейся сумме (7 000 руб.) будет акт выполненных работ, предоставленный контрагентом.

Согласно положениям п. 312 Инструкции № 157н показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отче тном финансовом году за первый год, следующий за текущим (очередной год), следует перенести на счета санкционирования текущего финансового года. Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Корреспонденция счетов бюджетного учета по о п е р ац и я м п е р е н о с а п о каз ате л е й санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, приведена в разд. IV приложения 1 к Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Инструкция № 174н конкретных рекомендаций по отражению подобных операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения не содержит. Соответственно, данные бухгалтерские записи должны быть согласованы бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 4 Инструкции № 174н. К примеру, бухгалтерские записи могут быть оформлены «прямыми корреспонденциями» со счетов санкционирования очередного финансового года на текущий.

Учитывая положения п. 167 Инструкции № 174н, принятие обязательств и денежных обязательств может быть оформлено в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

0 в 2016 г.:

1. Дебет счета 050610000 Кредит счета 050211000 -

на сумму 3 000 руб. - приняты обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствии с условиями контракта в 2016

г.;

2. Дебет счета 050620000 Кредит счета 050221000 - на сумму 7 000 руб. - приняты обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствии с условиями контракта в 2017 г.;

3. Дебет счета 050211000 Кредит счета 050212000 - на сумму 3 000 руб. - приняты денежные обязательства в размере авансового платежа, подлежащего исполнению в соответствии с условиями контракта в 2016 г.;

0 в 2017 г.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дебет счета 050221000 Кредит счета 050211000 - на сумму 7 000 руб. - первым рабочим днем 2017 г. произведен перенос показателей принятых обязательств учреждения на счета санкционирования текущего финансового года;

2. Дебет счета 050211000 Кредит 050212000 - на

сумму 7 000 руб. - на основании акта выполненных работ приняты денежные обязательства в размере задолженности, подлежащей исполнению в 2017 г.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Вопрос. Не востребованная кредиторами задолженность по счету 220531 образовалась при оплате контрагентами за оказанные услуги в большем объеме, чем требовалось, а также по авансовым платежам, по которым услуги не были оказаны. При этом в учете числится НДС по авансам полученным на счете 221011.

Также на счете 220531 числится дебиторская задолженность по доходам, признанная нереальной к взысканию.

Какими корреспонденциями в учете бюджетного учреждения отразить списание задолженности по счетам 220531 и 221011?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), отражается с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Списанная с баланса дебиторская (кредиторская)

задолженность для дальнейшего наблюдения может быть отражена на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»).

Одновременно со списанием с балансового учета невостребованной кредиторской задолженности по доходам списываются соответствующие суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по

авансам полученным». При списании таких сумм может быть применен счет 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обоснование. Согласно абз. 6 п. 94 и п. 150 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н, списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам), отражается по дебету (кредиту) счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов», списанной кредиторской

задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Таким образом, при списании с балансового учета в установленном порядке сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности в учете бюджетного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 240110173 Кредит 220531660 -

отражено списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной Комиссией нереальной к взысканию;

Увеличение забалансового счета 04 - списанная с балансового учета дебиторская задолженность принята на забалансовый учет для наблюдения в течение срока возможного ее возобновления;

Дебет счета 220531560 Кредит счета 240110173 -

отражено списание с балансового учета кредиторской задолженности (отражено начисление доходов в сумме кредиторской задолженности, списанной с балансового учета в связи с отсутствием требований кредитора);

Увеличение забалансового счета 20 - списанная с балансового учета кредиторская задолженность принята на забалансовый учет для наблюдения за ней в течение срока исковой давности.

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает оснований для вычета сумм НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет при получении авансовых платежей в случае, если фактически поставка не состоялась, а суммы авансовых платежей не были возвращены.

С л е д о в а т е л ь н о , п р и с п и с а н и и налогоплательщиком (продавцом, исполнителем) по истечении срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и не возвращенных покупателю, отсутствуют основания для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных и уплаченных им в бюджет с сумм авансовых платежей.

Поскольку в рассматриваемой ситуации суммы невостребованной кредиторской задолженности, учтенные на балансовом счете 20500 подлежат списанию, то вместе с ними обоснованно должны быть списаны соответствующие им суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным». Инструкция № 174н не предусматривает бухгалтерских записей для отражения данного факта хозяйственной жизни. Полагаем, что отражение списания сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», может осуществляться в порядке, аналогичном порядку списания с балансового учета задолженности по доходам - с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». При этом должно быть обеспечено соблюдение требований, предусмотренных п. 4 Инструкции № 174н, -согласование корреспонденции с финансовым органом, на счете которого учреждению открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя).

В учете при этом может быть оформлена следующая корреспонденция по счетам:

Дебет счета 240110173 Кредит счета 221011660, с

одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (в случае, если соответствующая кредиторская задолженность, списанная со счета 20500, учтена за балансом) - отражено списание с балансового учета сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», при списании соответствующей кредиторской задолженности, учтенной на счете 20500.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Организация является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования.

В государственном задании предусмотрено оказание услуг (выполнение работ) по программам:

— высшего образования;

— среднего профессионального образования;

— прикладные научные исследования.

Согласно приложению 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, по разделу 0700 «Образование» предусмотрены следующие подразделы:

— 0701 «Дошкольное образование»;

— 0702 «Общее образование»;

— 0703 «Дополнительное образование детей»;

— 070 4 «Среднее профессиональное образование»;

— 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации»;

— 0706 «Высшее образование»;

— 0707 «Молодежная политика»;

— 0708 «Прикладные научные исследования в области образования»;

— 0709 «Другие вопросы в области образования».

Какой код вида функции, услуги (работы) учреждения (1-4 разряды) необходимо указывать при формировании рабочего плана счетов на 2017 г. ?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В 1-4 разрядах номера счета бухгалтерского учета при формировании Рабочего плана счетов на 2017 г. необходимо указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу и

подразделу классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых учреждением функций (услуг).

Обоснование. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями отражаются хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного в рамках формирования учетной политики (п. 21.2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Начиная с 1 января 2017 г. бюджетные учреждения обязаны отражать в 1-4 разрядах номера счета Рабочего плана счетов аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов (п. 21.1 Инструкции № 157н, п. 2.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

В соответствии с п. 3.1 разд. III Указаний № 65н единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации коды разделов (подразделов) приведены в приложении 2 к Указаниям № 65н.

Кроме того, в п. 3.1 разд. III Указаний № 65н сформулированы существенные требования утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, необходимые к соблюдению в том числе наиболее значимыми учреждениями образования. В частности, отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, осуществляется по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) (например, в сфере высшего образования и оказания стационарной медицинской помощи населению) расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения отражаются по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов.

Таким образом, в 1-4 разрядах номера счета бухгалтерского учета при формировании Рабочего плана счетов на 2017 г. следует указывать раздел (подраздел), соответствующий осуществляемой учреждением функции (услуге).

В рассматриваемом случае государственным заданием предусмотрено оказание учреждением услуг (выполнение работ) по программам высшего образования, среднего профессионального образования, прикладных научных исследований. Следовательно, отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения учреждением, например, функций по программе высшего образования осуществляется по подразделу 0706 «Высшее образование» раздела 0700 «Образование». В соответствии с п. 3.2 разд. III Указаний № 65н на данный подраздел относятся расходы на оказание услуг по реализации образовательных программ высшего образования, а также на обеспечение деятельности образовательных организаций высшего образования.

В аналогичном порядке расходы на выполнение функций по программам среднего профессионального образования относятся на подраздел 0704 «Среднее профессиональное образование», по программам прикладных научных исследований - на подраздел 0708 «Прикладные научные исследования в области образования».

Отметим, что субсидия на выполнение государственного задания предоставляется в

пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК).

На федеральном уровне приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Пунктом 2.2 типовой формы соглашения предусмотрено заполнение кодов БК в разрезе направлений предоставляемых субсидий на выполнение государственного задания.

Соответственно, выбранный бюджетным учреждением код раздела и подраздела должен полностью соответствовать коду раздела и подраздела, указанному в соглашении о доведении субсидии, а также коду, указанному в платежном поручении, которым данная субсидия была доведена до бюджетного учреждения.

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.