Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос-ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. В бюджетном учреждении (общая система налогообложения) по итогам инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами обнаружена просроченная дебиторская (счет 205.31) и кредиторская (счет 205.3А) задолженности.

Какими документами и бухгалтерскими проводками оформить списание с балансовых счетов этих задолженностей?

Каков порядок списания сумм, учитываемых на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным»?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами), отражается с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Списанная с баланса дебиторская (кредиторская) задолженность для дальнейшего наблюдения может быть отражена на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»).

Одновременно со списанием с балансового учета невостребованной кредиторской задолженности по доходам списываются соответствующие суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным». При списании таких сумм может быть применен счет 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обоснование. Прежде всего отметим, что следует разграничивать понятия «нереальная к взысканию (не востребованная кредиторами) задолженность» и «просроченная задолженность». К просроченной задолженности относят суммы, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства не исполнены. Эта задолженность подлежит учету на балансовых счетах. Информация о просроченной

задолженности отражается в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Отнесение дебиторской (кредиторской) задолженности к нереальной к взысканию (задолженности, не востребованной кредиторами) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующие решения должны приниматься уполномоченными должностными лицами учреждения:

0 относительно дебиторской задолженности -комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее -Инструкция № 157н);

0 относительно кредиторской задолженности -инвентаризационной комиссией учреждения (п. 371 Инструкции № 157н).

Детальный порядок признания в бюджетном учреждении задолженности, нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), если иное не установлено законодательством, определяется в локальном акте учреждения (п. 371 Инструкции № 157н, см. также письма Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776, от 01.10.2013 № 02-06-10/40714).

Примерный порядок документального оформления списания задолженности с балансового учета может быть таким: после того, как уполномоченные должностные лица учреждения принимают решение об отнесении задолженности к нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами) и обосновывают соответствующее р ешение, руководитель может издать приказ (распоряжение) о списании задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.

Списанная с баланса задолженность подлежит дальнейшему учету на забалансовых счетах:

0 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» - относительно списанной дебиторской задолженности;

0 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» - относительно невостребованной кредиторской задолженности.

Отметим, что при отсутствии правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (согласно абз. 4 п. 339 Инструкции № 157н).

В соответствии с абз. 6 п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н), списание с балансового учета задолженности по доходам в рассматриваемой ситуации отражается следующими бухгалтерскими записями:

1) Дебет счета 240110173 Кредит счета 220531660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» - списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная нереальной к взысканию;

2) Дебет счета 22053А560 Кредит счета 240110173, с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» - отражено списание с балансового учета кредиторской задолженности по доходам, не востребованной кредиторами.

Исходя из положений ч. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ продавец должен выставить счет-фактуру на сумму полученного от покупателя аванса и включить данную сумму в базу по НДС.

Суммы, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и

возврата соответствующих сумм авансовых платежей (п. 5 ст. 171 НК РФ).

При списании продавцом по истечении срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и не возвращенных покупателю, отсутствуют основания для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных и уплаченных им в бюджет с сумм авансовых платежей. Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 25.02.2009 № 03-07-10/04, а также в постановлении Девятого ААС от 01.12.2011 № 09АП-30187/11.

Поскольку в данной ситуации суммы невостребованной кредиторской задолженности, учтенные на балансовом счете 20500, подлежат списанию, то вместе с ними обоснованно должны быть списаны соответствующие им суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным». Инструкция № 174н не предусматривает бухгалтерских записей для отражения данного факта хозяйственной жизни. Полагаем, что отражение списания сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», может осуществляться в порядке, аналогичном порядку списания с балансового учета задолженности по доходам, с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». При этом должно быть обеспечено соблюдение требований, предусмотренных п. 4 Инструкции № 174н, -согласование корреспонденции с финансовым органом, на счете которого учреждению открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя):

Дебет счета 240110173 Кредит счета 221011660, с

одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (в случае, если соответствующая кредиторская задолженность, списанная со счета 20500, учтена за балансом) - отражено списание с балансового учета сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», при списании соответствующей кредиторской задолженности, учтенной на счете 20500.

К сведению: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 7 Инструкции № 157н). В качестве первичного учетного документа, на основании которого в бухгалтерском учете отражается списание с балансового учета задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), могут быть Бухгалтерская справка (форма 0504833) либо специально разработанная в учреждении форма.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Учреждение проверяет контрольно-счетная палата. Проверяющие указывают на ошибку - вызов спасателей в свой выходной день на работу. Учреждение работает в круглосуточном режиме. Спасатели находятся на суммированном учете рабочего времени, им установлена рабочая неделя со скользящими выходными («сутки через трое»).

Согласно части второй ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Каким документом оформить в соответствии с названной нормой систематическое привлечение спасателей к работе в их выходной день (незапланированные выезды на поисково-спасательные работы)?

Можно ли заключить со спасателями дополнительные соглашения по привлечению к работе в выходной день на поисково-спасательные работы?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации каждый случай привлечения сотрудника к работе в выходной день

должен быть оформлен отдельно путем издания работодателем письменного распоряжения и получения письменного согласия работника.

Получение согласия сотрудников на работу в выходной день в течение определенного периода, в том числе оформления соглашения между сторонами, без ознакомления их с конкретными датами привлечения к такой работе не соответствует трудовому законодательству.

Обоснование. Прежде всего отметим, что в соответствии с частью второй ст. 22 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

По смыслу части второй ст. 57, части третьей ст. 68, части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, предусматривающий в том числе продолжительность рабочей недели и ежедневной работы (смены), относится к условиям трудового договора.

В рассматриваемой ситуации сотрудникам установлен режим рабочей недели в виде рабочей недели со скользящими выходными. При этом по общему правилу работа в выходные дни запрещена (часть первая ст. 113 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Ряд таких случаев предусмотрен непосредственно в ст. 113 ТК РФ. Следовательно, привлечение сотрудников к выполнению пусть и их непосредственных должностных обязанностей (в данном случае - поисково-спасательные работы), но не в их рабочие дни по графику, является работой в выходные дни и регулируется ст. 113 ТК РФ.

Согласно частям второй и восьмой ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случае необходимости выполнения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации (ее отдельных структурных подразделений), производится по письменному распоряжению работодателя и по общему правилу при наличии письменного согласия работника (согласие работника не требуется при наличии обстоятельств, предусмотренных частью третьей ст. 113 ТК РФ) (см. также п. 4 Рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (утверждены на заседании

рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1 от 02.06.2014). Причем оформлять эти документы необходимо в каждом конкретном случае.

Трудовым законодательством не определены ни формы, ни содержание данных документов, ни порядок их составления. Документы, которыми оформляется привлечение к работе в выходные и праздники, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно. Эти документы должны отражать:

0 причину, дату и продолжительность привлечения к работе в выходной (праздник);

0 факт ознакомления работника с его правом отказаться от работы в выходной (праздничный) день (в тех случаях, когда это обязательно);

0 факт получения согласия работника (когда оно требуется);

0 факт учета мнения профсоюза (когда это необходимо);

0 размер оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день.

По смыслу закона оформляется каждый отдельный случай привлечения, причем до начала самой работы (см. постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2016 № 04АП-3908/16). Это прежде всего связано с тем, что работнику предоставлено право отказаться от выхода на работу в выходной день. В таком случае у работодателя остается возможность привлечь для работы в выходной другого сотрудника.

Приказ о привлечении сотрудника к работе в выходной или праздник составляется в свободной форме. При этом, по мнению представителей Роструда, он может быть издан как на один день, так и на определенный период, но с обязательным указанием даты привлечения сотрудника к работе в выходной день (см. ответ 1, ответ 2 с информационного портала Онлайнинспекция.рф).

Полагаем, что на определенный период приказ может быть издан, например, в случае направления работника в служебную командировку, когда режим организации, куда он командируется, отличается от его собственного и предполагает работу в выходные дни. В этом случае сторонам заранее известны даты, когда

работник будет привлечен к работе в выходные дни.

В рассматриваемой же ситуации в силу специфики работы сотрудника предугадать, когда он в очередной раз будет привлечен к работе в выходные дни, невозможно, поэтому работодателю следует оформлять каждый такой случай отдельно. Кроме того, поскольку работа в выходной день является правом, а не обязанностью работника, следовательно, он должен иметь право принимать решение о выходе на работу в каждом конкретном случае. Соответственно, вне зависимости от того, какими документами в данном случае оформляется согласие сотрудника на привлечение к работе в выходной день (отметка о согласии в приказе работодателя, соглашение между сторонами), оформляться они должны по каждому конкретному случаю.

Ответ подготовила: Панова Наталья, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Кудряшов Максим, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. На основании требований пожарной безопасности бюджетному учреждению необходимо оплатить расходы на демонтаж деревянных противопожарных шкафов и установку (замену) противопожарных металлических шкафов. Замена противопожарных шкафов производится на основании предписания контролирующего органа. По итогам проведенных подрядчиком работ будут получены готовые к эксплуатации, установленные противопожарные металлические шкафы. Ранее установленные деревянные пожарные шкафы отдельно от здания не учитывались.

По какому виду расходов и какой статье КОСГУ следует оплатить данные расходы?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что уполномоченными должностными лицами учреждения может быть принято решение об отнесении в полном объеме расходов, связанных с заменой пожарных шкафов, к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Установленные пожарные шкафы не учитываются в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств. Информация об их наличии и (или) замене может быть включена в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (форма 0504031) по зданию.

Обоснование. Требования к пожарным шкафам установлены ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Закон № 123-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 107 Закона № 123-ФЗ пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные

пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.

Предназначением пожарных шкафов является обеспечение размещения и хранения в них первичных средств пожаротушения (ч. 1 ст. 107 Закона № 123-ФЗ). Монтируются такие шкафы в определенных местах и фактически являются частью системы противопожарной защиты, в ч а с т н о с т и , с и с т е м ы в н у т р е н н е г о противопожарного водопровода.

В соответствии с положениями п. 45 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), единые функционирующие системы зданий входят в состав здания и в качестве отдельных основных средств не учитываются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование. При этом существенным условием учета актива в качестве отдельного инвентарного объекта является возможность его обособления от системы и применения отдельно от нее (согласно положениям п. 41, 45 Инструкции № 157н).

В то же время пожарные шкафы сами по себе без установки и подключения к системе внутреннего противопожарного водопровода своей функции выполнять не могут. Демонтаж и переустановка таких объектов на новое место может привести к значительным затратам. Конфигурация шкафов при этом может не соответствовать новому месту установки. Кроме того, противопожарные шкафы,

как правило, монтируются в здание еще при его строительстве и включаются в состав здания. Замена таких элементов фактически представляет собой замену отдельных обязательных составных частей здания. Соответственно, информация о произведенной замене обоснованно может быть включена в информацию по зданию, в частности в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (форма 0504031).

В рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор подряда со специализированной организацией на демонтаж старых пожарных шкафов и установку новых в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ). В данном случае подрядчик сам предоставляет материалы для выполнения работ. По итогам проведенных работ будут получены уже установленные и готовые к использованию пожарные металлические шкафы.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации, поскольку пожарные металлические шкафы не удовлетворяют условиям включения их в состав основных средств, а по итогам исполнения контрагентом условий договора в распоряжение учреждения поступают не отдельные материальные запасы, а готовый к использованию объект, то нет необходимости отражать поступление в учреждение по итогам работ каких-либо объектов нефинансовых активов. Работы в полном объеме (с учетом стоимости использованных подрядчиком материалов) могут быть отражены в учете в качестве работ по замене пожарных шкафов в соответствии с требованиями пожарной безопасности по одной подстатье КОСГУ статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

Исходя из условий договора, в качестве подстатей КОСГУ, применимых в данной ситуации, могут быть:

0 подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;

0 подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В перечне работ, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, прямо поименованы монтажные работы:

0 установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких

как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

0 пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

0 монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.

При этом следует учитывать, что работы подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в том случае, если они не могут быть отнесены на подстатьи КОСГУ 221-225.

По подстатье 225 КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе:

0по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

0 по проведению противопожарных мероприятий, связанных с содержанием имущества (в частности установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные);

0 расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества;

0 другие аналогичные расходы.

На наш взгляд, должностными лицами учреждения, уполномоченными на принятие соответствующих решений, по итогам проведения оценки имеющихся в их распоряжении документов может быть принято решение о том, что проводимые в рассматриваемой ситуации работы аналогичны работам, прямо поименованным в перечне относимых на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, соответственно, расходы, связанные с заменой пожарных шкафов, в полном объеме могут быть отражены по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В бюджетном учреждении в I квартале были проведены электронные аукционы на закупку продуктов питания. При определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) заказчиком был использован метод сопоставимых рыночных цен (прайс-листы от 5 поставщиков, которыми ранее были обоснованы цены в плане-графике). На электронный аукцион была подана одна заявка. Электронный аукцион был признан несостоявшимся, и был заключен контракт с единственным поставщиком, заявка которого была признана соответствующей документации. Контракт был выполнен в срок по предложенной поставщиком цене, так как снижения цены контракта не произошло и заключен контракт был по НМЦК, то есть существенные условия контракта не нарушены. В конце года распорядителем бюджетных средств была проведена ревизия, в результате которой ревизор сделал вывод, что контракт был заключен по завышенным ценам, так как полученные учреждением прайс-листы содержали завышенные цены, и признал ущерб в размере 70 000 руб. неэффективным использованием бюджетных средств. При этом лимит бюджетных обязательств превышен не был.

Ревизором была разработана следующая методика, которую он использовал для определения ущерба. Им были запрошены цены на продукты питания в других подведомственных учреждениях за

предшествующий период без определения конкретных показателей, характеристик, предприятий-производителей.

Пример. Шоколадные конфеты без названия и без указания завода-производителя: организация № 1 - 390 руб., организация № 2 - 420 руб., организация № 3 - 380 руб. и т.д. Ревизор вычислил среднее арифметическое число (390 руб. + 420 руб. + 380 руб. = 1 190 руб. : 3 = = 396 руб.). В учреждении были закуплены шоколадные конфеты по цене контракта (420 руб.). Был рассчитан ущерб, нанесенный государству (15 кг х 24 руб. = 360 руб.). Таким образом и была вычислена сумма ущерба в размере 70 000 руб. по всем наименованиям в контракте. В спецификации каждое наименование товара может иметь цену как ниже среднерыночной, так и выше среднерыночной, но ревизором в спецификации были выбраны только те наименования, которые, по его мнению, были завышенными, затем выведена разница между поставленным товаром с конкретным наименованием и конкретными характеристиками и товарами со среднерыночной ценой. Учреждение считает, что товары должны сравниваться с идентичными.

Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд. В учреждении живут умственно отсталые дети-сироты. Было принято решение осуществлять закупку продуктов питания только первого и высшего сортов. В техническом задании были запрошены и указаны товары с характеристиками, соответствующими ГОСТам.

Учредитель описанную методику определения завышенной цены, а равно указаний по ценам, использовать которые необходимо для определения НМЦК, своим приказом или иным локальным документом руководителям подведомственных учреждений не доводил, подобных документов разработано не было. Нормативных актов о методах определения завышения цены учреждением в сети Интернет найдено не было.

Каков порядок определения начальной (максимальной) цены контракта с точки зрения требований закона? Необходимо ли установление заказчиком аффилированности поставщиков, направивших ценовые предложения? Должен ли заказчик проводить проверку полученных предложений на наличие завышенных или заниженных цен?

Ответ. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) и в предусмотренных этим федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее - контрагент), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, перечисленных в этой норме, среди которых приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Частью 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении этого метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для целей применения ст. 22 Закона № 44-ФЗ идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться (ч. 13, 17 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, подп. 3.5.1 п. 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,

исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, далее - Методические рекомендации). Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 14 ст. ст. 22 Закона № 44-ФЗ, подп. 3.6.1 п. 3.6 Методических рекомендаций).

Таким образом, при определении НМЦК в связи с закупкой товаров заказчик прежде всего осуществляет поиск ценовой информации в отношении товаров, идентичных тем, которые являются объектом закупки, и лишь при отсутствии такой информации он устанавливает НМЦК на основании сведений о ценах однородных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом заказчик самостоятельно, на основании собственных потребностей устанавливает требования к конкретным видам товаров, которые он намерен приобрести, указывая необходимые показатели (признаки, характеристики) товара в описании объекта закупки (ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Аналогичного мнения придерживаются представители антимонопольных органов, указывая, что закон предоставляет заказчику право на установление в документации о закупке требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям (см., например, решение Московского УФАС России от 29.03.2016 № 2-57-2535/77-16, решение Якутского УФАС России от 16.08.2016 № 06-668/16т).

Судьи также подчеркивают, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности (см. постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 № 06АП-977/15, см. в связи с этим также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 № 13АП-3723/16).

Следовательно, при определении НМЦК при закупке конкретного вида товара (например конфет определенного наименования) заказчик по

общему правилу не обязан руководствоваться информацией об иных видах товаров, включая однородные товары.

Частью 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться:

0 общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 той же статьи;

0 информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;

0 информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В свою очередь ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ содержит перечень источников общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения НМЦК. Причем согласно этой норме заказчик может использовать и «иные источники информации», то есть данный перечень не является исчерпывающим.

Обратив внимание на отсутствие исчерпывающего перечня источников общедоступной информации о ценах товаров, используемой для определения НМЦК, Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.09.2016 № 01АП-6454/16 указал, что применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) предполагает осуществление сбора и анализа некоторого множества сведений о рынке и ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, работы, услуги в сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условиях поставок. Количество таких сведений Законом № 44-ФЗ не определено, однако оно должно обеспечивать объективный и достоверный анализ рыночных цен на товары, работы, услуги.

Минэкономразвития России в письме от 01.12.2016 № Д28и-3155 указывает, что для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых

источников, перечисленных в ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, при этом достоверность рассчитанной заказчиком НМЦК зависит от объективности подхода заказчика к определению и обоснованию НМЦК в рамках соблюдения требований Закона № 44-ФЗ.

Однако нельзя не отметить, что объективность подхода заказчика к определению и обоснованию НМЦК, достоверность проведенного в связи с этим анализа рыночных цен являются оценочными понятиями. Ответ на вопрос о том, проявил ли заказчик достаточную объективность при определении НМЦК, а также является ли полученная ценовая информация достоверной, в каждой ситуации зависит от конкретных обстоятельств.

Заметим, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь общие требования к порядку определения начальной (максимальной) цены контракта. С одной стороны, это означает, что заказчик при определении НМЦК не связан жесткими нормативными требованиями к каждому конкретному действию и может варьировать совершаемые действия исходя из особенностей той или иной ситуации, а с другой стороны, это приводит к возрастанию субъективности в оценке соответствия подходов заказчика к определению НМЦК с точки зрения общих требований закона к результативности, эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1, ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ).

При получении ценовой информации в связи с определением и обоснованием НМЦК путем использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе руководствоваться упомянутыми Методическими рекомендациями. В частности, как это и имело место в рассматриваемой ситуации, заказчик вправе направить запрос о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам (минимально рекомендуемое количество), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, информация о которых имеется в свободном доступе (подп. 3.7.1 п. 3.7 Методических рекомендаций). Он также вправе при определении НМЦК использовать не менее трех цен товара, предлагаемых различными поставщиками (п. 3.19 Методических рекомендаций).

Тем не менее следует учитывать, что положения, содержащиеся в Методических рекомендациях,

как правило, имеют именно рекомендательный характер и не обязательны для применения. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание в своих разъяснениях представители Минэкономразвития России (см., например, письма Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3771, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 09.12.2014 № Д28и-2768, от 07.10.2014 № ОГ-Д28-7698, от 08.04.2014 № Д28и-443).

Суды в оценке правомерности действий заказчика при определении и обосновании НМЦК также исходят прежде всего из положений Закона № 44-ФЗ, обращая внимание, что заказчик вправе, но не обязан применять Методические рекомендации. Например, Шестой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.10.2015 № 06АП-4547/15 отметил, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требований ни к форме, ни к содержанию, ни к количеству запросов у поставщиков. При этом действующее законодательство в максимальной степени исходит из потребностей заказчика, а также учитывает объективную ситуацию на рынке соответствующих товаров, работ, услуг: количество поставщиков в муниципальном образовании может быть и менее пяти.

Отметим, что Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении НМЦК устанавливать аффилированность поставщиков,

предоставляющих информацию о ценах идентичных или однородных товаров. Это подтверждают и контролирующие органы. Так, в письме Минэкономразвития России от 03.10.2016 № Д28и-2581 указано, что Законом № 44-ФЗ не установлен запрет на использование ценовой информации, полученной от аффилированных лиц. По существу аналогичный вывод содержится и в решении Кировского областного суда от 17.09.2015 по делу № 77-523/2015. Также отсутствует и в Законе № 44-ФЗ, и в Методических рекомендациях указание на то, что при получении ценовой информации заказчик проверяет ее на наличие завышенных или заниженных цен. Следует заметить, что заказчик получает от поставщиков информацию о ценах на идентичные (однородные) товары именно для установления рыночной цены товара в целях определения и обоснования НМЦК. Проверить обоснованность полученной информации он может не иначе, как запросив новые ценовые предложения или осуществив поиск цен в других источниках информации, то есть совершив по сути действия, аналогичные тем, которые он предпринял для получения первоначальной информации о ценах.

Безусловно, заказчик вправе направлять запросы о предоставлении ценовой информации не пяти потенциальным контрагентам, а большему их числу и использовать в расчете НМЦК более чем три цены товара. Однако нормативная обязанность совершать такие действия у заказчика отсутствует. Безусловно, факт аффилированности между заказчиком и лицами, у которых в целях определения НМЦК запрашивались ценовые предложения, может учитываться при решении вопроса о добросовестности действий заказчика (его должностных лиц). Наличие такой аффилированности при условии доказанности недобросовестного поведения должностных лиц заказчика может явиться основанием, в частности, для привлечения таких лиц к ответственности. Однако само по себе наличие аффилированности между заказчиком и лицами, ценовые предложения которых использованы при обосновании цены, не свидетельствует о каком-либо нарушении.

В заключение отметим, что в связи с заключением контракта с единственным поставщиком на основании признания несостоявшимся

электронного аукциона, по окончании срока подачи заявок на участие в котором была подана только одна заявка, отвечающая установленным требованиям (ч. 1 ст. 71, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), заказчик не обязан определять и обосновывать цену контракта, заключаемого с таким поставщиком (ч. 3, 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 05.05.2016 № Д28и-1217).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. При проведении годовой плановой инвентаризации в бюджетном учреждении выявлена недостача основных средств. Указанные основные средства (особо ценное имущество) числятся в учете по виду деятельности «4», часть из них полностью самортизированы, некоторые имеют остаточную стоимость. Согласно пояснениям материально ответственных лиц данные основные средства были украдены в декабре 2009 г. Документами, подтверждающими

проведение в 2009 г. инвентаризации (в связи с хищением или перед составлением годового отчета), бухгалтерия не располагает. Своевременно недостача в бухгалтерском учете бухгалтером учреждения не отражена.

От правоохранительных органов получено письмо от 09.11.2016 о том, что по факту данной кражи 30.12.2009 было возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время прекращено по ст. 24 части 1 п. 3 УПК РФ (истечение сроков давности уголовного преследования).

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить недостачу основных средств? Какой подвид доходов применить в данном случае? Можно ли ее сразу списать с баланса учреждения по причине прекращения уголовного дела? Если можно, нужно ли отражать ее после списания в забалансовом учете?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что при отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 220971000 и 240110172 следует указывать статью 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.

Обоснование. Отсутствие у учреждения достоверной информации о проведении в 2009 г. обязательной инвентаризации в соответствии с п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, и выявлении в ходе инвентаризации недостачи объектов нефинансовых активов, своевременно не отраженной в бухгалтерском учете, не позволяет говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь может идти только об отражении в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, проведенной учреждением в 2016 г.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

При выявлении по результатам инвентаризации недостач нефинансовых активов прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость.

Обратите внимание, что для списания особо ценного имущества бюджетного учреждения потребуется разрешение собственника, соответственно, оформление его списания может занять достаточно значительный промежуток времени. В то же время имущество, фактически отсутствующее в учреждении, не отвечает понятию «актив», в подобных ситуациях профильная комиссия учреждения может принять решение об исключении с балансового учета недостающего имущества в связи с невозможностью его дальнейшего использования с одновременным отражением на дополнительно введенном забалансовом счете (например, похищенные нефинансовые активы).

По общему правилу выбытие любых недостающих нефинансовых активов отражается по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов нефинансовых активов.

Одновременно со списанием с учета имущества, выбывшего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба должна быть учтена на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

В частности, расчеты по ущербу основным средствам отражаются на счете 020971000 (п. 108 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н).

Сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных

ценностей на день обнаружения ущерба - суммы денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения такая дебиторская задолженность должна учитываться на балансовых счетах бюджетного учета.

В то же время в случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, безнадежной, нереальной ко взысканию) дебиторская задолженность списывается с балансового учета.

Такое требование содержится в п. 339 Инструкции № 157н. Оно согласуется с положениями Закона № 402-ФЗ: на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам.

Как следует из вопроса, несмотря на то, что факт хищения объектов основных средств своевременно не был отражен в бухгалтерском учете, уголовное дело по факту хищения было возбуждено, однако на данный момент прекращено по основаниям ч. 1 п. 3 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее -УПК РФ) - истечение сроков давности уголовного преследования.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 29.05.2012 № 02-06-10/1902, наличие документа о приостановлении (прекращении) исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Законом об исполнительном производстве, является достаточным основанием для принятия субъектом учета решения о списании с балансового учета соответствующей дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию в связи с отсутствием должника.

Таким образом, если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса, ведь несвоевременное списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности) может привести к существенному искажению показателей бухгалтерской отчетности (в этой связи смотрите материал «Энциклопедия решений. Списание госучреждением

задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности)»).

Для наблюдения за возможностью взыскания дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников ее учитывают в течение пяти лет на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 29.05.2012 № 02-06-10/1902). Однако при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания з а д о л же н н о с т и , п р е д у с м о т р е н н ы х законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается (абз. 4 п. 339 Инструкции № 157н).

Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу при истечении сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности невозможно, что в данном случае позволяет не принимать списанную с баланса задолженность к забалансовому учету.

Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждает Министерство финансов Российской Федерации (п. 4.1 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее -Указания № 65н).

Аналитическая группа подвида доходов детализирована статьями и подстатьями, представленными в подп. 4.1.1 раздела II Указаний № 65н.

Так, доходные операции, связанные с выбытием нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий отражаются на соответствующих статьях аналитической группы подвида доходов 400 «Выбытие нефинансовых активов», в том числе доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, - статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отражении в учете операций по выявленным недостачам нефинансовых активов в 15-17 разрядах номеров счетов 220900000 и 240110172

следует указывать соответствующую статью аналитической группы подвида доходов 400 «Выбытие нефинансовых активов». В частности, при отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 220971000 и 240110172 следует указывать статью 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

С учетом изложенного и в соответствии с положениями п. 12, 109, 110 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в рассматриваемой ситуации операции, связанные с выявлением в ходе инвентаризации недостачи имущества, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующими бухгалтерскими записями:

1) Дебет счета 0000000000000000041042X410 Кредит счета 0000000000000000041012X410 -

отражено списание основных средств с балансового учета в сумме начисленной амортизации;

2) Дебет счета 00000000000000410440110172 Кредит 0000000000000000041012X410 -

отражено списание похищенных основных средств с балансового учета в сумме остаточной стоимости;

3) Дебет счета 00000000000000410220971560 Кредит счета 00000000000000410240110172 -

отражена сумма ущерба в связи с выявленной недостачей имущества;

4) Дебет счета 00000000000000410240110172 Кредит счета 000000000000004102 20971660 -

отражено списание суммы ущерба с балансового учета в связи с прекращением уголовного дела.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетным учреждением приобретены портативный видеоувеличитель высокой четкости для слабовидящих, беспроводная система вызова помощника для

инвалидов, звуковой маяк для установки в помещении для приема маломобильньх групп населения (применяется для записи и воспроизведения речевой информации).

К какой амортизационной группе можно отнести названные объекты?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Портативному видеоувеличителю может быть присвоен код ОКОФ 143020350 «Устройства отображения информации» и, соответственно, установлена вторая амортизационная группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно).

Звуковому маяку может быть присвоен код ОКОФ 143221124 «Аппаратура звукозаписывающая и звуковоспроизводящая», которому соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Беспроводной системе вызова помощника для инвалидов код ОКОФ может быть присвоен в зависимости от того, является ли данная система (или ее отдельные элементы) переносной либо стационарной. Переносной системе (или элементам системы) может быть присвоен код ОКОФ 143221104 «Радиостанции приемно-передающие переносные», которому соответствует третья амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). Стационарной системе (или элементам системы) может быть присвоен код ОКОФ 143221101 «Радиостанции приемно-передающие стационарные», которому соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно). При этом отдельные элементы системы, имеющие разный срок полезного использования, могут быть приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.

Обоснование. Обязательные общие требования к учету нефинансовых активов для бюджетных учреждений установлены положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н).

Определение кода ОКОФ для основных средств преследует следующие цели в рамках организации

их дальнейшего бухгалтерского (бюджетного) учета:

0 группировку основных средств по счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее - ОКОФ) (п. 45 Инструкции № 157н);

0 определение срока полезного использования в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации согласно включению основного средства в амортизационные группы исходя из данных постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных с (далее - Классификация № 1) (п. 44 Инструкции № 157н).

Бывают ситуации, когда не возникает проблем с определением кода ОКОФ для конкретного объекта основных средств. Случается также, что код ОКОФ определить для объекта довольно сложно. В данном случае следует помнить, что решение проблем, возникающих при постановке объекта нефинансовых активов на баланс, находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п.п. 34, 44 Инструкции № 157н). Соответственно, в случае необходимости именно профильная комиссия может быть привлечена для определения кода ОКОФ и срока полезного использования, необходимых для постановки объекта на баланс.

Портативный видеоувеличитель высокой четкости для слабовидящих представляет собой устройство, предназначенное для обеспечения возможности слабовидящим посетителям прочитать информацию на документе. Беспроводная система вызова помощника для инвалидов предназначена для осуществления вызова персонала в тех зонах здания, где посетителю может понадобиться помощь, к примеру, на входе. Звуковой маяк для маломобильных групп населения - это специальный электронный прибор, предназначенный для записи и воспроизведения речевой информации.

Исходя из своих характеристик рассматриваемые объекты представляют собой средства визуального и акустического отображения информации. Согласно положениям Введения к ОКОФ они могут быть отнесены к информационному

оборудованию в составе подраздела «Машины и оборудование». Соответственно, коды ОКОФ для указанных в вопросе объектов следует искать в подразделе «Машины и оборудование» в составе информационного оборудования, к которому в частности относятся такие классы ОКОФ, как:

0143020000 «Техника электронно-вычислительная»;

0 143220000 «Аппаратура радио- и телевизионная передающая и приемная; аппаратура телефонной и телеграфной связи; аппаратура радиолокационная».

Так, для портативного видеоувеличителя может быть установлен код ОКОФ 143020350 «Устройства отображения информации» из класса 143020000 «Техника электронно-вычислительная». Данному классу ОКОФ, согласно Классификации № 1, соответствует вторая амортизационная группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно).

Беспроводной системе вызова помощника для инвалидов не могут быть установлены коды ОКОФ из подкласса 143222000 «Средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная», поскольку к данному подклассу относится проводное оборудование. Фактически система транслирует радиосигнал от кнопки вызова на приемник. Поэтому такой системе может быть установлен код из подкласса 143221000 «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения; средства радиолокации и радионавигации», к примеру:

0 143221101 «Радиостанции приемно-передающие стационарные», если система стационарная;

0 143221104 «Радиостанции приемно-передающие переносные», если система переносная.

При этом согласно положениям Классификации № 1 переносным системам соответствует третья амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно), стационарным - пятая (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно). Кроме того, может оказаться, что отдельные элементы системы являются переносными, а другие - стационарными. В такой ситуации, согласно положениям п. 45 Инструкции № 157н, отдельные элементы системы, имеющие разный срок полезного использования, могут быть

приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.

Что касается такого объекта, как звуковой маяк, то он представляет собой устройство, на которое может записываться и с помощью которого воспроизводится звуковая информация. Исходя из данных характеристик, устройству может быть установлен код ОКОФ 143221124 «Аппаратура звукозаписывающая и звуковоспроизводящая». Данному коду, согласно положениям Классификации № 1, соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение оказывает платные медицинские услуги. При оплате пациентами услуг по банковской карте банк взимает с учреждения 1,6% по договору эквайринга.

Может ли учреждение увеличивать стоимость услуг при оплате банковской картой на процент комиссии банка, сохранив при этом цену за наличный расчет?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Увеличение стоимости предоставляемых гражданам услуг на сумму процента, установленного договором эквайринга, заключенного между банком и медицинской организацией, при расчете граждан путем использования национальных платежных систем, является незаконным.

Обоснование. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-! «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-!) информация о предоставляемых услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения этих услуг, в том числе при оплате через определенное время после их выполнения (оказания) потребителю, полную

сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона № 2300-!, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя (п. 1 ст. 16.1 Закона № 2300-Ц.

В силу прямого указания п. 4 ст. 16.1 Закона № 2300-[ при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Кроме того, отметим, что оказание гражданам медицинских услуг осуществляется на основании заключенного договора. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ подобный договор является публичным. Как установлено в п. 2 ст. 426 ГК РФ, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм можно сделать вывод о том, что пересмотр цены услуги в сторону увеличения в зависимости от формы оплаты этой услуги законодательством запрещен.

Обращаем внимание на то, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ). Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В этой связи обратите внимание на судебную практику, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 № 02АП-9610/15, решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2010 по делу № А48-3332/2010.

Ответ подготовила: Рижская Мария, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Парасоцкая Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.