Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Вопрос. Бюджетное учреждение планирует приобрести автомобиль с использованием конкурентных процедур определения поставщика. Закупку планируется осуществить за счет двух источников -субсидии на государственное задание и субсидии на иные цели. В настоящее время у учреждения нет достаточного объема прав на принятие обязательств.

Вправе ли учреждение до принятия учредителем решения об увеличении размера субсидии на иные цели и утверждения изменений в План финансово-хозяйственной деятельности начать процедуру закупки?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что принятие бюджетным учреждением обязательств без достаточного объема прав на их принятие не в полной мере соответствует положениям действующего законодательства РФ. Однако в настоящее время ответственность за включение в план-график или план закупок информации о закупке без достаточного объема прав на принятие обязательств (до утверждения Плана ФХД или соответствующих изменений данного плана) законодательством РФ не установлена.

Принимая решение об осуществлении закупки в рассматриваемой ситуации, учреждению следует учесть риски возникновения негативных последствий в случае невозможности выполнения заключенного контракта.

Обоснование. Утвержденный в установленном порядке План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) является правовым основанием для получения и расходования бюджетным учреждением денежных средств любого из возможных источников финансового обеспечения деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Требования, утвержденные приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, далее - Требования № 81н).

Согласно п. 9, 10 Требований № 81н плановые показатели по поступлениям формируются в разрезе видов финансового обеспечения

деятельности. Основанием для отражения показателей по поступлениям субсидии на иные цели является информация, полученная от учредителя. Решение о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения принимается учредителем (п. 8.1 Требований № 81н).

Положения п. 11.1 Требований № 81н, которыми установлено требование о детализации в плане закупок, формируемом в соответствии с ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), общей суммы расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженной в Плане ФХД, применяются при формировании Планов ФХД, начиная с Планов на 2017 г.

Контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в план закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика (подп. «а» п. 2 ч. 1 Закона № 44-ФЗ), а также информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок (подп. «б» п. 2 ч. 1 Закона № 44-ФЗ), будет осуществляться, начиная с 1 января 2017 г.

В случае отрицательного результата проверки информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, на соответствие показателям Плана ФХД информация в единой информационной системе не будет размещаться до устранения несоответствия и прохождения повторного контроля (см. постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367).

В настоящее время административная ответственность за включение в план-график или план закупок информации о закупке без достаточного объема прав на принятие обязательств (до утверждения Плана ФХД или соответствующих изменений данного плана) положениями КоАП РФ не предусмотрена.

В целях предотвращения нарушений законодательства при планировании закупок

предполагается ввести административную ответственность по ст. 7.29.3 Кодекса Росссийской Федерации об административных правонарушениях (проект федерального закона № 848302-6), в соответствии с которой нарушения при составлении и утверждении плана закупок или плана-графика закупок могут повлечь наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Особенности ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам определяются положениями п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ. Пункт 5 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность в единственном случае - по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при условии недостаточности у него имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Погашение обязательств перед поставщиком в рамках заключенного договора является обязанностью бюджетного учреждения независимо от решения учредителя об увеличении размера субсидии на иные цели, средства которой являются одним из источников исполнения обязательств в рассматриваемой ситуации.

Расторжение контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Недостаточность средств, предоставляемых из бюджета публично-правового образования, не может являться основанием для освобождения бюджетного учреждения от исполнения гражданско-правового обязательства (см., например, Решение Арбитражного суда Орловской области от 23.05.2016 по делу № А48-1542/2016). Рассматривая споры о взыскании с бюджетных учреждений штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта, судебные инстанции указывают, что отсутствие субсидий не может служить основанием для освобождения заказчика от ответственности в порядке п. 1 ст. 401 ГК РФ (см., в частности, постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2016 по делу № А32-1892/2016, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2015 по делу № А12-34413/2015).

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Соответственно, при отсутствии достаточного для приобретения автомобиля объема средств (в случае если соглашение на предоставление субсидии не будет заключено до истечения срока отмены процедуры определения поставщика) учреждение может воспользоваться возможностью отмены указанной процедуры с соблюдением установленных в этих целях ст. 36 Закона № 44-ФЗ сроков (см. письмо Минфина России и Миэкономразвития России от 06.10.2015 № 02-04-04/56937, № 28329-ЕЕ/Д28и).

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. На начало 2016 г. бюджетное учреждение субъекта РФ имеет дебиторскую задолженность, которая возникла в результате переплаты по договору поставки. В 2016 г. бюджетная организация просит организацию-должника вернуть излишне перечисленную денежную сумму по договору. Денежные средства возвращены. В 2015 г. перечисление денежной суммы по договору осуществлялось за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Переплата числится по счету 430223000.

В настоящее время средства возврата поступили на лицевой счет учреждения с кодом 180 КОСГУ.

Какой код дохода необходимо применить в данной ситуации? Какие бухгалтерские проводки должен сделать бухгалтер? Как

возврат денежных средств необходимо отразить в отчетности?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. Операция по возврату контрагентом дебиторской задолженности прошлых лет в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов».

При формировании Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (форма 0503737) сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежит отражению в строке 591 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения».

В Отчете о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) суммы возврата дебиторской задолженности подлежат отражению в строке 421 раздела «Изменение остатков средств» по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ.

В Отчете (форма 0503738) показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) не отражаются.

Обоснование. Прежде всего отметим, что согласно разъяснениям в отношении составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений, наличие показателей со знаком минус по счету 030200 «Расчеты по принятым обязательствам» не допускается (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 № 02-0707/77754, № 0 7-04-05/02-919, приказ Министерства финансов Республики Адыгея от 19.01.2016 № 17-А).

Дело в том, что особенностью Единого плана счетов учреждений госсектора является отсутствие в их структуре в большинстве случаев так называемых активно-пассивных счетов, которые могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Балансовый счет 030200 «Расчеты по принятым обязательствам» является пассивным, поэтому отражение дебетового сальдо (равно как и отрицательного значения его балансового остатка) является нарушением требований действующего законодательства.

То есть при отражении дебиторской задолженности, возникшей при расчетах с

контрагентами учреждения, использование счета 030200 некорректно; согласно п. 202 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), для этого применяется счет 020600 «Расчеты по выданным авансам».

Таким образом, в рассматриваемой ситуации можно говорить об обнаружении в регистрах бухгалтерского учета ошибки за период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность уже представлена. Порядок исправления таких ошибок рассмотрен в п. 18 Инструкции № 157н: такие ошибки отражаются датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью или бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Указанные исправления оформляются первичным учетным документом - Бухгалтерской справкой (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

В рассматриваемой ситуации для переноса дебиторской задолженности на корректный счет в учете учреждения может быть оформлена «прямая» проводка: по дебету счета 020600 и кредиту соответствующего аналитического счета учета расчетов 030200.

Вместе с тем следует понимать, что наличие остатка на счете 20600 означает, что в учреждении ожидается выполнение контрагентом предусмотренных в договоре (контракте, соглашении) обязательств, в частности, ожидается оказание услуг в счет перечисленного ранее аванса. Данное правило действует и в отношении перечисленных в прошлом году авансов, в счет которых в текущем году ожидается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг). В том случае, когда по каким-либо причинам поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет перечисленного аванса не будет осуществлена, контрагент должен вернуть полученную сумму аванса.

Если же дебиторская задолженность образовалась по иным основаниям, дебиторская задолженность по расходам может быть перенесена на балансовый счет 020930 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

С учетом изложенного, в зависимости от причин возникновения дебиторской задолженности в рассматриваемой ситуации в соответствии с п. 18 Инструкции № 157н и п. 72, 98, 110 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие записи:

1) Дебет счета 420623560 (420930560) Кредит счета 430223730 - отражено уточнение учетных данных на балансовых счетах;

2) Дебет счета 420111510 Кредит счета 420623660 (420930660) - отражено поступление денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности. Одновременно отражено увеличение на сумму возврата по забалансовому счету 17 (510 КОСГУ).

Порядок отражения операций по восстановлению кассовых расходов прошлых лет в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (форма 0503737), установленный положениями п. 44 и 44.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее -Инструкция № 33н), в редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 № 199н, не позволяет квалифицировать указанные операции в качестве «доходных» или «расходных» операций, подлежащих отражению в разделах 1 и 2 Отчета (форма 0503737) соответственно.

Так, согласно п. 43 Инструкции № 33н в разделе «Расходы учреждения» (форма 0503737) отражаются данные по выплатам расходов с учетом восстановления расходов текущего года. В свою очередь, в соответствии с абз. 8 п. 44 Инструкции № 33н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) подлежат отражению в строке 591 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (форма 0503737) с указанием кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов» с последующей детализацией по кодам аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (форма 0503737).

Согласно п. 55.1 Инструкции № 33н при формировании Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) суммы возврата дебиторской задолженности также не

включаются в показатели разделов «Поступления» и «Выбытия», а подлежат отражению в строке 421 раздела «Изменение остатков средств» по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ на основании аналитических данных по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», открытых к счетам 20100 «Денежные средства учреждения» и 21003 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Показатели формы Отчета о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738) (далее - Отчет (форма 0503738) отражают информацию по операциям по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих в соответствии с условиями договоров, положениями законов, иных нормативных правовых актов исполнению в течение отчетного финансового года.

В частности, при формировании раздела «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» в графе 9 показатели отражаются на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств текущего финансового года, отраженных по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытому к счету 420111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», в разрезе видов расходов (выплат) без учета выплат учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков.

При этом показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) в графе 9 Отчета (форма 0503738) не отражаются (п. 48 Инструкции № 33н).

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. По состоянию на 01.01.2016 в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

по счету 220531 числится дебиторская задолженность (плата физических лиц за проживание). Учреждение подало исковое заявление в суд на возмещение данной задолженности. По решению суда, вынесенному в 2016 г., подлежит взысканию сумма задолженности, а также расходов на уплату государственной пошлины, осуществленных учреждением при подаче искового заявления. Есть риск, что часть задолженности так и не будет взыскана, так как местонахождение некоторых из ранее проживавших лиц -должников установить невозможно.

Необходимо ли перевести указанную задолженность со счета 205 на счет 209?

Как долго эту задолженность следует учитывать на балансе после вступления в силу судебного решения - до полного погашения или до истечения срока исковой давности?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что сумма основного долга контрагента, отражаемая учреждением на счете 20530 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» после начала процедуры взыскания задолженности в судебном порядке, независимо от наличия судебного решения, переносу на счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не подлежит.

На основании вступившего в силу судебного акта в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на соответствующих счетах аналитического учета счета 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» подлежит отражению задолженность по компенсации затрат, связанных с судопроизводством (уплата госпошлины).

Указанная задолженность подлежит учету на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной (нереальной к взысканию) в порядке, установленном законодательством РФ.

Обоснование. Для учета расчетов по суммам доходов, в том числе от оказания бюджетными учреждениями платных услуг, применяется счет 20500 «Расчеты по доходам» (п. 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). На счете 20500 отражаются расчеты по суммам:

— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам;

— поступивших от плательщиков предварительных оплат (обособленно, на специальном аналитическом счете).

При неисполнении должником обязательств по оплате оказанных ему услуг (выполненных работ) в установленный срок дебиторская задолженность может быть взыскана в судебном порядке.

Отметим, что применяемая в настоящая время организациями государственного сектора методология бухгалтерского учета не предполагает переноса задолженности контрагента за оказанные услуги (выполненные работы) с одного счета балансового учета на другой в связи с изменением порядка ее взыскания или какими-либо другими обстоятельствами.

Иными словами, сумма основного долга контрагента (в данном случае - контрагентов), отражаемая учреждением на счете 20531 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг», независимо от наличия судебного решения, переносу на счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не подлежит.

Дебиторская задолженность по доходам подлежит учету на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной (нереальной к взысканию) в порядке, установленном законодательством РФ (абз. 6 п. 94 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 №174н (далее - Инструкция № 174н).

К сведению: В соответствии с п. 220, 221 Инструкции № 157н учет расчетов по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек), осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, в составе доходов по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ отражаются доходы в виде компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений.

Пунктом 109 Инструкции № 174н предусмотрено, что суммы задолженности перед учреждением,

подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются по дебету счета 020930560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту счета 040110130 «Доходы от оказания платных услуг».

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В результате присоединения другого учреждения по передаточному акту бюджетному учреждению был передан металлолом от списанного автокрана. Но автокран не был демонтирован. В настоящее время идет его демонтаж, в ходе которого выяснилось, что некоторые узлы и детали возможны для использования в учебном процессе как наглядные пособия. Металлолом числится в учете на счете 210536 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения». Выделяемые из металлолома нерабочие запасные части, которые в дальнейшем планируется использовать в качестве пособий в учебном процессе, также планируется учитывать на счете 210536.

Можно ли произвести оприходование части металлолома как учебно-наглядных пособий?

Ответ. В данной ситуации разборка металлолома на собственно металлолом, подлежащий дальнейшей передаче в пункт приема, и нерабочие узлы и детали, которые будут использоваться в качестве наглядных пособий в учебном процессе, может быть произведена на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим актом. В учете такое разделение может быть отражено с применением счета 40110172 «Доходы от операций с активами».

Кроме того, в учреждении может быть принято решение о направлении части металлолома для создания из него хозяйственным способом учебно-наглядных пособий.

Обоснование. Прежде всего отметим, что отраженный в учете металлолом может быть в том числе использован на нужды учреждения, например, в целях проведения ремонта нефинансовых активов или создания новых объектов.

В этой связи при осуществлении демонтажа или сортировки металлолома учреждением может быть принято решение об использовании металлолома в целях создания из него учебно-наглядных пособий.

Напомним, что объекты нефинансовых активов в учреждениях государственного сектора могут не только приобретаться (получаться), но и изготавливаться хозяйственным способом (в том числе собственными силами). На это прямо указывают положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Согласно п. 23, 102, 104, 133 Инструкции № 157н материальные запасы, изготовленные государственным учреждением хозяйственным способом, принимаются к учету по фактической стоимости, сформированной на счете 10604 «Вложения в материальные запасы», исходя из суммы всех фактических расходов, связанных с их изготовлением. При этом учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляется учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Изготовленные хозяйственным способом материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету в общеустановленном порядке на основании соответствующих первичных документов.

Порядок выделения из числящихся в учете организации государственного сектора материальных запасов других материалов законодательно не закреплен. Соответственно, учреждение может разработать такой порядок самостоятельно и закрепить его в учетной политике (на основании п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Приказом Минфина России от 31.12.2015 № 227н Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений,

утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), была дополнена положениями по отражению в учете разукомплектации объектов материальных запасов. Данные положения подлежат применению бюджетными учреждениями с 2016 г. Такая разукомплектация отражается в учете бюджетного учреждения с использованием счета 40110172 «Доходы от операций с активами».

Полагаем, что ситуация, когда в учреждении осуществляются операции по разбору и сортировке материальных запасов, учтенных в качестве металлолома, по результатам осуществления которых принимается решение о принятии к учету пригодных для использования на нужды учреждения деталей и узлов, может быть рассмотрена в качестве операции, сходной с разукомплектацией объектов нефинансовых активов, и, соответственно, отражена в учете с использованием счета 40110172 «Доходы от операций с активами».

Напомним, что любое решение по выбытию объектов нефинансовых активов и постановке их на учет в организации госсектора производится на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного соответствующим актом (согласно п. 34 Инструкции № 157н).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее - Закон № 402-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ организации государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время государственными учреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы, требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н).

Поскольку приложениями к Приказу № 52н не установлена форма акта, оформляемого Комиссией при разборке объектов материальных запасов, то учреждение может разработать такую форму самостоятельно. Порядок применения и заполнения такого акта должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения (согласно п. 6 Инструкции № 157н).

Формы первичных документов, разрабатываемые государственным учреждением самостоятельно, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ и в п. 7 Инструкции № 157н.

Поступление материальных ценностей, полученных при разборке объекта материальных запасов, может быть отражено в учете на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207).

В учете бюджетного учреждения при этом могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи (учитывая положения п. 34, 37 Инструкции № 174н):

1) Дебет счета 240110172 Кредит счета 210536440 - отражено выбытие материальных запасов в связи с разборкой на основании Акта, составленного Комиссией;

2) Дебет счета 210536340 Кредит счета 240110172 - на основании Приходного ордера (форма 0504207) отражено принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (металлолома и нерабочих узлов и деталей, которые будут использоваться в качестве наглядных пособий в учебном процессе), поступивших в результате разборки объекта учета.

К сведению: п. 106 Инструкции № 157н предусмотрено, что материальные запасы, остающиеся в результате разборки основных средств и иных нефинансовых активов, подлежат постановке на учет по оценочной стоимости. Такая стоимость определяется Комиссией (согласно п. 25 Инструкции № 157н).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В составе основных средств главного администратора бюджетных средств учитывается оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (комплект зацепок полиэфирных) на сумму

3,6 тыс. руб. Данное оборудование было приобретено в 2012 г. у поставщика. На него начислена амортизация 100%. В 2016 г. было признано, что оно необоснованно учитывается в составе основных средств, так как оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования, учитываются в составе материальных запасов.

Как правильно отразить в бухгалтерском учете казенного учреждения перенос данного оборудования в состав материальных запасов?

Ответ. Порядок перевода нефинансовых активов из состава основных средств в состав материальных запасов для исправления допущенных в учете казенного учреждения ошибок необходимо урегулировать путем включения соответствующих положений в приказ об учетной политике, а также желательно его согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснование. Казенные учреждения

осуществляют бюджетный учет в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

Согласно п. 39 Инструкции № 157н к основным средствам не относятся материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам. В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, а именно, оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования.

Следовательно, рассматриваемое в вопросе оборудование (комплект зацепок полиэфирных) должно учитываться в составе материальных запасов.

Порядок перевода нефинансовых активов (далее -НФА) из состава основных средств в состав материальных запасов положениями Инструкций № 157н, № 162н не регламентирован. В то же

время операции по такому переводу, вызванные необходимостью исправления допущенных в учете ошибок, должны отражаться согласно требованиям п. 18 Инструкции № 157н. При этом относительно способа исправления ошибки в ситуации, описанной в вопросе, существуют две точки зрения.

В случае выявления за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена, объектов НФА, ошибочно отраженных в учете как основные средства, которые следует классифицировать как материальные запасы, исправление ошибки желательно отразить бухгалтерскими записями, оформленными по способу «Красное сторно», и дополнительными бухгалтерскими записями:

— способом «Красное сторно»:

• Дебет КРБ 110631310 Кредит КРБ 130231730 -

сторнировано приобретение объекта НФА у поставщика;

• Дебет КРБ 1101ХХ310 Кредит КРБ 110631310 -

сторнировано принятие объекта НФА к учету;

• Дебет КРБ 140120271 (КРБ 1109ХХ271) Кредит КРБ 1104ХХ410 - сторнирована начисленная 100% амортизация;

— дополнительными бухгалтерскими записями:

• Дебет КДБ 140110180 Кредит КРБ 130231830 -

отражено «закрытие» счета учета расчетов с поставщиком по приобретению основных средств;

• Дебет КРБ 1105ХХ340 Кредит КРБ 130234730 -

отражено поступление материальных запасов;

• Дебет КРБ 130234830 Кредит КДБ 140110180 -

отражено закрытие счета учета расчетов с поставщиком по приобретению материальных запасов.

Общепринятые правила бухгалтерского учета подразумевают, что способом «Красное сторно» могут корректироваться только остатки, реально числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Иными словами, если конкретный показатель не числится на соответствующем счете, счет по учету расходов учреждения в конце года был закрыт в корреспонденции со счетом, предназначенным для учета финансового результата прошлых отчетных

периодов, сторнировочные записи, по сути, не будут иметь какого-либо экономического смысла.

Если взять за основу данную точку зрения, то операции по переводу НФА из состава основных средств в состав материальных запасов, вызванные необходимостью исправления допущенных в учете ошибок, могут быть отражены в учете следующим образом:

- Дебет КРБ 1101ХХ310 Кредит КДБ 140110180 -

произведено исправление ошибки по способу «Красное сторно» в размере балансовой стоимости объектов, ошибочно принятых к учету в качестве основных средств;

- Дебет КДБ 140110180 Кредит КРБ 1104ХХ410 -

способом «Красное сторно» списана сумма ранее начисленной амортизации;

- Дебет КРБ 1105ХХ340 Кредит КДБ 140110180 -

имущество учтено в составе материальных

запасов. С учетом изложенного способ отражения в учете операций по переводу НФА из состава основных средств в состав материальных запасов, вызванных необходимостью исправления допущенных в учете ошибок, государственному учреждению необходимо урегулировать путем включения

соответствующих положений в приказ об учетной политике. Эти положения желательно согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.