Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Вопрос. За государственным бюджетным учреждением Краснодарского края на праве оперативного управления закреплены служебные помещения, расположенные в многоквартирном доме.

Договор (соглашение) с региональным оператором на уплату взносов на капитальный ремонт не был заключен. Никаких документов на уплату взносов на капитальный ремонт не поступало до мая 2016 г., когда региональным оператором учреждению был выставлен счет на оплату взносов с указанием долга за период с ноября 2014 г.

Должно ли учреждение оплачивать указанный в счете долг за предыдущие периоды?

Как отразить в учете операции по уплате взносов, в том числе за предыдущий период?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в предыдущие годы не связывалась с наличием или отсутствием заключенного договора о формировании фонда капитального ремонта.

Начисление расходов на уплату взносов в фонд капитального ремонта, являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, следует отражать в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Обоснование. По общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, далее -ЖК РФ). Такие взносы, в том числе, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).

Статьей 181 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 29.06.2015, было установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным

оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ.

Уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считалась его заключением (письмо Минфина России от 13.05.2014 № 02-03-10/22269).

Но, несмотря на требование закона о заключении такого договора, уполномоченные органы указывали на то, что права и обязанности собственников помещений и регионального оператора, согласно ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора.

Аналогичной позиции придерживались и судьи, подчеркивая, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт не связывается с наличием или отсутствием заключенного договора о формировании фонда капитального ремонта (см. также Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-4412/2015, Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 30.06.2015 по делу № 22175/2015).

В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Постановление главы администрации

(губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта...» было официально опубликовано 10 февраля 2014 г.

Таким образом, обязанность собственников помещений в МКД, расположенных на территории

Краснодарского края и включенных в региональную программу, по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с ноября 2014 г.

В силу ч. 2 ст. 171 ЖК РФ собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма установлена п. 4.1 договора о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, форма которого утверждена приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27.05.2014 № 90, принятого во исполнение части 4 ст. 35 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-К3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края».

Однако при рассмотрении дел о неуплате собственниками помещений взносов на капремонт ввиду невыставления (несвоевременного выставления) региональным оператором соответствующих платежных документов судебные инстанции отказывают в обязании его представлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт (решение Нязепетровского районного суда Челябинской области от 12.11.2015 по делу № 2а-314/2015), указывают на возможность собственника самостоятельно обратиться к региональному оператору за получением счетов на оплату (решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.01.2015 по делу № А43-26579/2014), подчеркивают, что отсутствие выставленных платежных документов не освобождает собственника от внесения таких взносов и от ответственности за неисполнение этого обязательства (решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2014 по делу № А73-11210/2014).

Таким образом, несмотря на изначальное отсутствие соответствующего договора с региональным оператором, а также невыставление последним платежных документов, собственник помещений в МКД несет обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с ноября 2014 г.

Начисление расходов на уплату взносов в фонд капитального ремонта, формируемый в соответствии с положениями ст. 170 ЖК РФ, являющихся расходами на неравномерно производимый ремонт основных средств, следует отражать в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (см. письма Минфина России от 10.08.2015 № 02-07-07/46003, от 25.01.2016 № 02-05-11/2678, от 25.12.2015 № 02-07-10/77330).

Отметим, что порядок признания расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового периода следует определить в рамках формирования учетной политики учреждения.

Признание расходов на осуществление капремонта расходами текущего финансового года может осуществляться на основании информации (сведений) о проведенном ремонте, предоставленной банком, в котором открыт спецсчет, и владельцем спецсчета либо региональным оператором.

Для этого учреждение-балансодержатель жилого помещения может оформлять соответствующие запросы (см. письмо Минфина России от 25.01.2016 № 02-05-11/2678).

Перечисление в соответствии с требованиями ст. 170 ЖК РФ взносов в целях формирования фонда капитального ремонта не является закупкой (письма Минэкономразвития России от 07.07.2015 № ОГ-Д28-9286, от 23.12.2015 № Д28и-3842), однако их оплата должна отражаться в учете по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (см. письма Минфина России от 10.08.2015 № 02-07-07/46003, от 10.07.2015 № 02-05-11/39836).

В соответствии с положениями п. 160 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление и уплата взносов в фонд капитального ремонта могут быть отражены следующими корреспонденциями счетов:

Дебет счета 0 401 50 225 Кредит счета

0 302 25 730 - начислено обязательство по оплате взносов на капремонт;

Дебет счета 0 302 25 830 Кредит счета 0 201 11 610 (Увеличение счета 18 (код 225 КОСГУ) - на счет регионального оператора перечислены ежемесячный взнос на капремонт, а также сумма долга за прошлый период.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. По какому коду видов расходов и какой статье (подстатье) КОСГУ в бюджетном учреждении следует выплатить заработную плату за время вынужденного прогула, а также сумму морального вреда по мировому соглашению?

В данном вопросе законность заключенного учреждением мирового соглашения,

предусматривающего выплату сотруднику заработной платы за время вынужденного прогула, а не суммы среднего заработка, не рассматривается.

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Осуществляемые в рамках заключенного учреждением мирового соглашения расходы по выплате заработка за время вынужденного прогула могут быть оплачены по элементу вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отражены по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ. В свою очередь, расходы по возмещению морального вреда за незаконное увольнение сотрудника следует оплачивать по коду вида расходов 831 и отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Обоснование. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации бюджетные учреждения руководствуются Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

При осуществлении расходов, связанных с исполнением судебных актов, виды расходов необходимо определять, руководствуясь общими положениями п. 5.1.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний № 65н.

Так, отдельные расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, осуществляются по элементу видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений...».

Исключение из этого правила составляют следующие расходы:

— на исполнение судебных актов, предусматривающих обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по выплате пенсий, пособий, оплату труда работников учреждений, - осуществляются по соответствующим элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» и 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

— на оплату кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и т.п. - отражаются по соответствующим элементам видов расходов группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» (см. также письмо Минфина России от 04.06.2014 № 02-05-10/26848).

Расходы государственных (муниципальных) учреждений, осуществляемые в пределах фонда оплаты тр уда государстве нными (муниципальными) учреждениями, отражаются по элементу кода видов расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений».

Положениями Раздела V Указаний № 65н прямо предусмотрено отнесение выплат за время вынужденного прогула к подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

С учетом приведенных норм выплата заработка за время вынужденного прогула на основании заключенного мирового соглашения должна быть осуществлена с применением кода видов расходов

111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатьи 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В соответствии с Указаниями № 65н уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций, за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, а также возмещение морального вреда по решению судебных органов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

При этом по коду вида расходов 831 отражаются отдельные расходы по деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений, в том числе расходы на возмещение морального вреда.

Таким образом, возмещение морального вреда за незаконное увольнение сотрудника следует оплачивать по коду вида расходов 831 и отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

При применении тех или иных кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления должна применяться их увязка, представленная в приложении 5.1 к Указаниям № 65н с учетом перечня видов расходов, применяемых бюджетными

(автономными) учреждениями, доведенными письмом Минфина России от 14.01.2016 № 02-0512/544.

В соответствии с приложением 5.1 к Указаниям № 65н подстатья 211 «Заработная плата» может быть применена с кодом видов расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», а статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ - с кодом видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений...».

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В кассе бюджетного учреждения на начало года остались денежные средства по КФО 2, не сданные на лицевой счет (данный факт отражен в форме 0503737, в форме 0503779).

Как отразить остаток средств в кассе в плане финансово-хозяйственной деятельности

текущего года (план составляется в соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 24.09.2015 № 140)?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Остаток денежных средств в кассе учреждения на начало года по виду финансового обеспечения (деятельности) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» подлежит отражению в Таблице 2 плана ФХД по строке 500 графы 9.

Обоснование. Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее - Требования). Вместе с тем орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), вправе установить особенности его составления и утверждения. Поэтому учреждение при составлении Плана ФХД руководствуется также порядком, определенным учредителем, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (п. 2 Требований).

В соответствии с п. 9 и 17 Требований План ФХД составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение учредителю либо утверждается учреждением.

В соответствии с п. 8.1 Требований суммы остатков средств на начало и конец года подлежат отражению в соответствующих графах Таблицы 2 по строкам 500 и 600 соответственно. При этом на этапе формирования проекта Плана ФХД по строкам 500, 600 в графах 4-10 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года (если указанные показатели, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта Плана ФХД), а при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года указываются фактические остатки средств.

Остатками средств на начало и конец года являются остатки денежных средств на счетах учреждения и в кассе.

С учетом изложенного имеющийся остаток денежных средств в кассе учреждения на начало года по виду финансового обеспечения (деятельности) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» подлежит отражению в Таблице 2 плана ФХД по строке 500 графы 9.

В соответствии с п. 10 Требований плановые показатели по поступлениям формируются учреждением с указанием, в том числе, поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. То есть при формировании данной информации учитываются планируемые доходы текущего года. Поэтому сумма, поступившая на лицевой счет учреждения в текущем году, но являющаяся доходом прошлого года, должна быть отражена как остаток на начало года, но не как планируемый доход текущего года.

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Муниципальное бюджетное

учреждение (кинотеатр) получило субсидию из федерального бюджета на приобретение оборудования для показа фильмов в формате 3D. Из этих денег учреждение приобрело кресла для зала в количестве 120 штук. Стоимость одного кресла - менее 3 тыс. руб. Кресла приобретены по одному контракту, поставка сопровождалась накладной, в которой указаны количество кресел, цена единицы товара и общая стоимость.

Необходимо ли учесть кресла как единый инвентарный объект? Можно ли организовать групповой учет данных объектов?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Кресла для зрительного зала кинотеатра в полной мере отвечают критериям самостоятельных инвентарных объектов. Групповой учет таких объектов должен быть организован на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации».

Обоснование. В соответствии с п. 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект, принимаемый к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359 (п. 45 Инструкции № 157н).

Кресла для зрительного зала относятся к подклассу 16 3612040 «Мебель для библиотек, театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры (столы и кресла для фойе и зрительных залов; шкафы, стеллажи библиотечные и прочая)», входящему в раздел 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный».

Таким образом, инвентарным объектом производственного и хозяйственного инвентаря могут быть только предметы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта. Кресла для зрительного зала кинотеатра в полной мере отвечают этим требованиям.

Инструкция № 157н не регламентирует порядок организации группового учета основных средств. В то же время из содержания абзаца третьего п. 54 Инструкции № 157н несложно сделать вывод, что такой учет может быть организован в государственном учреждении только в отношении:

— объектов библиотечных фондов;

— производственного и хозяйственного инвентаря.

Данный вывод согласуется и с содержанием иных нормативных правовых актов. Так, согласно

Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Методические указания), Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (форма 0504032) предназначена для учета группы следующих объектов основных средств:

— мягкого инвентаря;

— библиотечных фондов;

— сценическо-постановочных средств;

— предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 40 000 руб. включительно.

Методические указания выдвигают дополнительное условие, соблюдение которого позволит учреждению организовать групповой учет основных средств: группа объектов учета должна быть однородной. Оценка выполнения данного требования в отношении конкретной группы производственного (хозяйственного) инвентаря находится в компетенции государственного (муниципального) учреждения. Иными словами, в данном случае за основу принимается профессиональное суждение соответствующих должностных лиц организации, формируемое с учетом соблюдения (несоблюдения) следующих критериев, определенных Методическими указаниями:

— инвентарь должен приобретаться единовременно по одной учетной стоимости;

— объекты должны иметь одно и то же производственное, хозяйственное назначение и технические характеристики.

В рассматриваемой ситуации объекты (инвентарь) соответствуют указанным требованиям - все приобретенные кресла предназначены для установки в зрительном зале, их поставка произведена по одной накладной, что позволяет учреждению организовать групповой учет данных объектов.

Принимая во внимание стоимость каждого кресла (менее 3 000 руб.), такой учет должен быть организован на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации» в соответствии с п. 373 Инструкции № 157н.

К сведению: согласно Методическим указаниям групповой учет производственного и хозяйственного инвентаря не отменяет требований о присвоении каждому объекту, учитываемому в составе группы, индивидуального инвентарного номера, организации учета по данным объектам в количественном и стоимостном выражении. Подобный подход полностью согласуется с требованием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» об отражении в учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Каково предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных и автономных учреждений Краснодарского края? Какими нормативными актами регулируется этот вопрос?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Обоснование. В настоящее время для учреждений госсектора понятие «просроченная кредиторская задолженность» определено как кредиторская задолженность, по которой в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности (договору, счету, нормативному правовому акту, исполнительному документу и т.п.), обязательства не исполнены (п. 167 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н). То есть просроченной признается кредиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором (контрактом), законами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иными нормативными актами, возникшая при расчетах с:

— поставщиками и подрядчиками (исполнителями) за поступившие материальные ценности, выполненные работы (оказанные услуги);

— сторонними организациями и физическими лицами авансовыми платежами по договорам;

— арендодателями за арендуемое имущество;

— работниками по начисленным, но невыплаченным суммам заработной платы и иных причитающихся выплат;

— бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по уплате налогов, сборов и других платежей;

— государственными внебюджетными фондами по всем видам платежей;

— иными кредиторами по причитающимся им платежам.

Просроченная кредиторская задолженность влечет за собой риски претензионных требований, применение санкций (начисление повышенных процентов, пени и др.). Кроме того, высокий уро вень про сроче нной кр едиторской задолженности госучреждения при низкой доле его ликвидных активов, обеспечивающих погашение обязательств, способен привести учреждение к состоянию мнимого банкротства. Поэтому в целях предотвращения, снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, снижения рисков возникновения финансовых потерь и иных не предусмотренных бюджетом обязательств важны ее мониторинг и прогнозирование.

Для бюджетных учреждений предусмотрен дополнительный механизм, позволяющий снизить риски необоснованного роста кредиторской задолженности, - в соответствии с ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее - Закон № 83-ФЗ) учредитель при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения обязан предусматривать в нем условие о расторжении трудового договора при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения. Требования п. 5 ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ направлены прежде всего на то, чтобы повысить ответственность руководителей при принятии решений, связанных

с возникновением у бюджетных учреждений каких-либо обязательств.

Отметим, что согласно п. 3 ст. 278 ТК РФ, помимо предусмотренных им и иными федеральными законами оснований, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут также по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором. Следовательно, в трудовой договор с руководителями любых организаций, в том числе казенных и автономных учреждений, стороны вправе внести дополнительные основания прекращения договора. При этом стороны самостоятельно формулируют дополнительные основания прекращения трудового договора. Они могут воспользоваться и п. 5 ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ.

Тот факт, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения обязан предусмотреть в нем условие о расторжении договора по инициативе работодателя при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, не исключает права органов, осуществляющих полномочия учредителей казенных и автономных учреждений, согласовывать аналогичное условие с руководителями этих учреждений.

При определении допустимой (недопустимой) длительности просрочки могут учитываться различные сроки, предусмотренные действующим законодательством (смотрите, например, ст. 70 НК РФ, ст. 145.1 УК РФ, ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)").

Анализ нормативных актов различных публично-правовых образований показывает, что критерий предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности может определяться по следующим группам:

— наличие кредиторской задолженности по заработной плате;

— наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— наличие кредиторской задолженности по начислениям в бюджет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества;

— наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

— превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.

Наряду с бухгалтерской (бюджетной) отчетностью уполномоченным органом может быть также предусмотрена периодичность и формы контроля просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Отчеты о такой задолженности могут представляться, например, ежемесячно. В отчетах могут указываться следующие данные:

— наличие просроченной кредиторской задолженности;

— стоимость активов (сформированная на основании данных бухгалтерского учета);

— причины возникновения задолженности;

— конкретные мероприятия, проводимые учреждением в целях погашения кредиторской задолженности, и сроки их реализации.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ,

аудитор

Вопрос. На территории муниципального района существует объект незавершенного строительства (готовность объекта - 70%), который в дальнейшем будет оформлен в муниципальную собственность. Заказчиком по договору является Администрация

муниципального образования. Объект учитывается на балансе Администрации в составе капитальных вложений на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы». В настоящее время строительство приостановлено на неопределенный срок из-за отсутствия средств в местном бюджете. Однако для сохранности объекта в течение длительного срока необходимо производить текущие расходы (охрана объекта, электроэнергия для внешнего освещения и т.д.).

В каком порядке могут осуществляться расходы, связанные с содержанием объекта незавершенного строительства, возведение которого временно прекращено и который в дальнейшем будет оформлен в муниципальную собственность? Будут ли указанные расходы увеличивать первоначальную стоимость объекта?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Единый порядок финансового обеспечения расходов, связанных с консервацией и содержанием объекта незавершенного

строительства, положениями БК РФ не установлен. Особенности порядка финансового обеспечения указанных расходов могут быть установлены на уровне публично-правового образования, из бюджета которого осуществлялось финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты капитального строительства

государственной (муниципальной) собственности.

Затраты застройщика по объектам, не законченным строительством, прямо поименованы в перечне затрат, не увеличивающих стоимость основных средств.

Обоснование. В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения строительных работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Порядок консервации объекта капитального строительства в соответствии с ч. 9 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ регламентирован Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 (далее - Правила).

На федеральном уровне решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации (п. 14 Правил).

Финансовое обеспечение мероприятий по консервации и охране объектов незавершенного строительства осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком (п. 17 Правил, п. 3.2.3 Методического пособия по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика МДС 11-15.2001).

Решение о консервации объекта капитального строительства, создаваемого за счет средств бюджета муниципального образования, может быть принято в форме муниципального акта, который в силу п. 1 ст. 86 БК РФ является основанием для возникновения расходного обязательства муниципального образования.

Так, на уровне публично-правового образования может быть установлен общий порядок формирования расходных обязательств при составлении проекта бюджета либо прямо установлен размер средств на содержание объекта незавершенного строительства. При этом в бюджете публично-правового образования бюджетные ассигнования на содержание объектов, не завершенных строительством, могут предусматриваться как в рамках государственных (муниципальных) программ, так и качестве непрограммных расходов органа исполнительной власти (местного самоуправления).

Единый порядок финансового обеспечения расходов, связанных с консервацией и содержанием объекта незавершенного строительства, положениями БК РФ не установлен. Особенности порядка финансового обеспечения указанных расходов, на наш взгляд, напрямую зависят от способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Так, при передаче полномочий государственного

(муниципального) заказчика государственным (муниципальным) бюджетным (автономным) учреждениям источником финансового обеспечения расходов на содержание объекта, не завершенного строительством, могут являться средства субсидии на иные цели.

Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, определен в п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н). В то же время данная норма не позволяет организовать обоснованный с экономической точки зрения бухгалтерский учет затрат, осуществляемых государственным

(муниципальным) учреждением в ходе создания объекта капитального строительства. Такое положение вещей объясняется тем, что Инструкция № 157н не содержит каких-либо специальных правил, связанных с организацией бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций,

договоров (контрактов) на капитальное строительство.

В свою очередь в целях организации бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций организации госсектора могут руководствоваться основными принципами организации учета капитальных вложений и группировки затрат, сформулированными применительно к застройщикам (заказчикам), являющимся коммерческими организациями:

— в письме Минфина России от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее - Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций);

— в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее -МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

По общему правилу при формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости учитываются все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства (см., в частности, п. 3.1 МДС 8135.2004). Подробный перечень таких затрат приведен в п. 4.71-4.103 МДС 81-35.2004.

Однако из данного правила существует исключение - затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах, перечислены в п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Кроме того, отдельные виды затрат, не увеличивающие стоимости основных средств и не предусмотренные в сводных сметных расчетах, также приведены в п. 3.1.7 этого документа.

Затраты застройщика по объектам, не законченным строительством, прямо поименованы в перечне затрат, не предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства и не увеличивающих стоимость основных средств.

Кроме того, включение в первоначальную стоимость объекта недвижимости расходов на содержание законсервированного объекта незавершенного строительства не позволит обеспечить сопоставимость и единообразный подход при формировании первоначальной стоимости аналогичных вновь возводимых

объектов на территории публично-правового образования.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. В учете бюджетного учреждения (Отрадненский район Краснодарского края) при осуществлении деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания не применяется счет 109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а затраты списываются на финансовый результат на счет 401. Данный порядок прописан в учетной политике учреждения. Является ли это нарушением?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Применение счета 401 20 при отражении затрат, которые формируют себестоимость работ, услуг, производимых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, является нарушением методологии бухгалтерского учета.

Подобное нарушение может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 15.11 КоАП.

Обоснование. При оказании государственных (муниципальных) услуг объем средств, необходимых для непосредственного финансового обеспечения деятельности по их оказанию, определяется исходя из планового объема услуг и нормативных затрат на единицу услуги (такие затраты определяются в том числе с учетом заданного учредителем качества услуг).

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания определяются соответствующим Соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. Из содержания такого Соглашения, а также правового акта, на основании которого определяются соответствующие нормативные

затраты для конкретного бюджетного учреждения, в бухгалтерии необходимо выделить:

1) перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);

2) перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;

3) перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

Согласно п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в том числе и в рамках выполнения государственного задания.

Так, к расходам, связанным с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и подлежащим отражению на 4 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», относятся (п. 60-62, 66 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее -Инструкция № 174н):

— расходы, которые прямо могут быть соотнесены с конкретным видом услуг (работ) или направлением деятельности;

— затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания услуг, выполнения работ (общехозяйственные расходы).

В рассматриваемой ситуации к таким расходом относятся затраты, поименованные в п. 16, 17 Порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Отрадненского района от 25.07.2011 № 1296.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества (абз. 4 п. 153 Инструкции

№ 174н). Такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам КОСГУ 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», 290 «Прочие расходы».

Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включения в себестоимость государственных (муниципальных) услуг. В частности, это могут быть (п. 62, абз. 3 и 5 п. 153 Инструкции № 174н):

— чрезвычайные расходы;

— отдельные расходы по соцобеспечению.

Такие расходы, как правило, отражаются по кодам КОСГУ 262, 263, 273, 290.

Себестоимость - это стоимостная оценка затрат, которые несет учреждение при производстве готовой продукции, оказании услуг, выполнении работ. А обособление на счете 109 00 затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), позволяет сравнить фактическую себестоимость конкретной услуги (работы) с плановой. Плановую себестоимость легко можно определять исходя из объема оказанных услуг (выполненных работ) за определенный период и нормативных затрат. Результаты такого сравнения могут использоваться в целях:

— принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию (сокращение) затрат учреждения;

— оценки обоснованности определения величины нормативных затрат для их пересмотра в установленном порядке.

Отметим, что на необходимость формирования на счете 109 00 затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), неоднократно указывали как специалисты уполномоченных органов в своих неофициальных разъяснениях, так и независимые эксперты.

Согласно новой редакции п. 67 Инструкции № 174н (изменения внесены приказом Минфина России от 31.12.2015 № 227н) фактическая себестоимость оказанных учреждением услуг (выполненных работ), сформированная в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, относится на уменьшение финансового

результата текущего финансового года и отражается бухгалтерской записью по дебету счета 4 401 10 100 «Доходы экономического субъекта» (по виду доходов) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 4 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (по видам расходов).

Применение такого подхода в полной мере согласовывается с требованиями п. 53 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, заключающимися, в частности, в том, что по кодам строк 160-269 Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721) дополнительно отражаются расходы, принятые в уменьшение доходов в отчетном периоде.

Данные отражаются по дебетовым оборотам счета 0 401 10 100 «Доходы экономического субъекта» в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счета 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» - в сумме расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг в разрезе соответствующих кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

С учетом изложенного представляется возможным сделать вывод, что применение счета 401 20 при отражении затрат, которые формируют себестоимость работ, услуг, производимых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, является нарушением методологии бухгалтерского учета.

Вопросы соблюдения нормативно-правовых актов, Соглашений о предоставлении средств из бюджета, выполнения государственного (муниципального) задания и порядка составления отчетности о его выполнении являются одним из предметов финансового контроля.

При проведении контрольных мероприятий рассматриваемое нарушение может быть квалифицировано как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в частности:

— искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

— ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.

Подобные нарушения в соответствии со ст. 15.11 КоАП влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетным учреждением

подотчетному лицу на «зарплатную» карту в рамках государственного задания были зачислены средства (аванс) на приобретение бланков трудовых книжек. Подотчетным лицом представлен авансовый отчет, подтверждающий расходование средств в соответствии с целями, на которые они были выданы.

Каким образом отразить в бухгалтерском учете операции по выдаче средств под отчет на «зарплатную» карту по приобретению и принятию к учету бланков трудовых книжек?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Если должностными лицами учреждения принято решение о выдаче аванса на приобретение трудовых книжек путем перечисления средств на «зарплатную» карту подотчетного лица, выданные учреждением суммы могут быть отражены в учете по дебету счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции со счетом 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

Выбранный способ обеспечения подотчетных лиц наличными средствами, как правило, рассматривается уполномоченными органами в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснование. Положения Инструкций по ведению учета в учреждениях государственного сектора предусматривают возможность отражения расчетов с подотчетными лицами в безналичном порядке.

Однако оплата расходов, связанных с хозяйственной деятельностью учреждений, с использованием банковских карт, оформляемых в рамках «зарплатных» проектов, как правило, рассматривается уполномоченными органами в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов, ведь «зарплатные» карты предназначены для осуществления операций, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 1.12 Положения, утвержденного Банком России от 24.12.2004 № 266-П; п. 4.42 Части II «Характеристика счетов» Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, приложение к положению Банка России от 16.07.2012 № 385-П).

Кроме того, осуществление расчетов с подотчетными лицами с использованием их «зарплатных» карт сопряжено также с риском квалификации налоговыми органами данных сумм в качестве доходов соответствующих физических лиц. Основа для претензий все та же - подобные карты «привязаны» к личным банковским счетам сотрудников (на них хранятся личные денежные средства).

Уполномоченными органами допускается использование «зарплатных» банковских карт для осуществления расчетов с сотрудниками только по:

— командировочным расходам (письма Минфина России и Федерального казначейства от 10.09.2013 № 02-03-10/37209, 42-7.4-05/5.2-554, Минфина России от 28.01.2014 № 02-03-09/3057, Федерального казначейства от 26.07.2011 № 42-7.4-05/5.2-500, Банка России от 23.07.2009 № 29-1-1-7/4625);

— компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов (письма Минфина России и Федерального казначейства от 10.09.2013 № 02-03-10/37209, 42-7.4-05/5.2-554, Минфина России от 28.01.2014 № 02-0309/3057).

При этом возможность использования «зарплатных» банковских карт для осуществления указанных расчетов желательно предусмотреть в учетной политике учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации перечисление средств сотруднику на «зарплатную» карту могло быть возможным в качестве компенсации документально

подтвержденных расходов.

Если же выдача авансов на хозяйственные нужды осуществляется путем перечислений на «зарплатные» карты сотрудников, риски и ответственность за принятое решение ложится на должностные лица учреждения.

В соответствии с п. 212, 213 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), любые суммы денежных средств, выданные государственным учреждением своим сотрудникам для осуществления определенных расходов, должны быть отражены по дебету счета 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами». Подобный порядок учета обусловлен, прежде всего, необходимостью обособленного учета задолженности сотрудников, в отношении которой должен быть подтвержден целевой характер расходования денежных средств или же должен быть осуществлен полный (частичный) возврат ранее выданной суммы. Данный вывод подтверждается положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), в которой предусмотрены соответствующие корреспонденции.

При этом Инструкция № 157н не ставит порядок организации бухгалтерского учета подотчетных сумм в зависимость от порядка их выдачи - счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» должен применяться как в случае выдачи наличных денежных средств, так и в случае перечисления подотчетной суммы на банковскую («зарплатную») карту сотрудника.

В сложившейся ситуации отражение в бухгалтерском учете выдачи средств под отчет путем перечисления на «зарплатную» карту может быть оформлено в учете в соответствии с п. 73 Инструкции № 174н по аналогии с перечислением под отчет авансовых сумм, связанных, например, с командировочными расходами.

Согласно п. 44 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее -Правила № 225), работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовых книжек и вкладышей в них.

Учреждения могут приобретать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей бланки трудовой книжки, соответствующие требованиям,

установленным изготовителем (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2003 № 117н).

Согласно п. 42 Правил № 225 бланки трудовой книжки и вкладыши в нее отнесены к бланкам строгой отчетности.

В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности следует отражать в учете по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Согласно п. 118 Инструкции № 157н бланочная продукция строгой отчетности, изготовленная типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащая номер, серию, имеющая степень защиты и специальные требования по ее хранению, выдаче и уничтожению, не учитывается в составе материальных запасов. Ее учет организуется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» (п. 332, 337 Инструкции № 157н).

При этом на забалансовом счете 03 учет бланков трудовых книжек осуществляется:

— в разрезе лиц, ответственных за их хранение и (или) выдачу;

— в разрезе мест хранения;

— в условной оценке: один бланк - один рубль, а если это установлено учетной политикой учреждения - по стоимости приобретения бланков.

В соответствии с п. 73, 105, 106 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующих бухгалтерских записей:

1) Дебет счета 4 208 26 560 Кредит счета

4 201 11 610 - перечислены с лицевого счета на «зарплатную» карту подотчетного лица денежные средства на приобретение бланков трудовых книжек. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 226 КОСГУ);

2) Дебет счета 4 109 хх 226 (4 401 20 226) Кредит счета 4 208 26 660 - отражены расходы на приобретение бланков трудовых книжек;

3) Увеличение забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» - приняты к забалансовому учету бланки трудовых книжек.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Между областными бюджетными учреждениями здравоохранения,

подведомственными одному органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, осуществляется безвозмездная передача материальных запасов (медикаменты, вакцина, кровь и т.д.).

Как в 2016 году отразить поступление материальных запасов в учете областного бюджетного учреждения?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что в учете принимающей стороны операции по поступлению материальных запасов

(медикаментов, вакцины, крови и т.д.) следует отразить с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Обоснование. В соответствии с п. 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением имущественных прав (в том числе права оперативного управления), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей, в случае наличия, суммы, начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Передача нефинансовых активов должна быть оформлена соответствующими первичными учетными документами, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, в частности

Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101).

Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета, все операции по движению соответствующего имущества (при условии, что такие операции осуществляются не в рамках реорганизационных мероприятий или операций по изменению типов учреждений) между органом власти и учреждением, учредителем и бюджетным учреждением, а также между государственными и муниципальными организациями необходимо отражать:

— при поступлении имущества - по дебету соответствующих аналитических счетов учета нефинансовых активов и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»;

— при выбытии имущества - по дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих аналитических счетов счета учета нефинансовых активов.

Данное правило несложно проследить, ознакомившись, в частности, с п. 9, 12, 17, 20, 22, 27, 34, 37, 53 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Обратите внимание: передача нефинансовых активов от одного бюджетного учреждения другому (безвозмездное отчуждение имущества), по нашему мнению, может быть осуществлена только с согласия собственника такого имущества. При этом соответствующая сделка по отчуждению имущества не должна выходить за пределы специальной правоспособности учреждения. Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГКРФ).

С учетом изложенного при получении областным бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации материальных запасов (медикаментов, вакцины, крови и т.д.) могут быть отражены следующие корреспонденции счетов: Дебет счета 0 105 00 340 Кредит счета 401 10 180 - на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу материальных ценностей, переданы материальные запасы.

К сведению: позиция Минэкономразвития России и Минфина России по вопросу применения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении фактов осуществления

государственными и муниципальными

заказчиками закупок объектов основных средств и материальных запасов с последующей их передачей бюджетным и автономным учреждениям изложена в письме от 04.12.2014 № 30338-ЕЕ/Д28и, № 2-01-09/64023.

Указанное письмо содержит вывод о том, что осуществление закупок в пользу бюджетных и

автономных учреждений с передачей им товаров и результатов работ и услуг с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству и законодательству о государственных (муниципальных) учреждениях.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.