Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. В сельском поселении существует финансово-экономический отдел без образования юридического лица. Отдел осуществляет бюджетный учет администрации поселения. Кроме этого, на основании соглашений с бюджетными учреждениями (на безвозмездной основе) отдел осуществляет бухгалтерский учет данных учреждений.

В настоящее время финансово-экономический от д е л а д м и н и с т р а ц и и , ф а к т и ч е с к и осуществляя централизованный бухгалтерский учет подведомственных администрации учреждений, статуса централизованной бухгалтерии не имеет.

Правомерно ли это? Необходимо ли создать централизованную бухгалтерию, которая бы обслуживала бюджетные учреждения?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу, что централизованная бухгалтерия может быть как самостоятельным юридическим лицом (в форме бюджетного или казенного учреждения), так и структурным подразделением органа местного самоуправления -администрации муниципального образования.

Органом местного самоуправления должен быть принят соответствующий распорядительный акт о создании централизованной бухгалтерии на базе стр уктур но го подразде ле ния ме с тно й администрации (финансово-экономического отдела), закрепляющий таким образом его статус и полномочия по централизации бухгалтерского учета.

Обоснование. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 5 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, руководители государственных (муниципальных) учреждений могут: возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор

(соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим учреждением (централизованной б ух г ал те р и е й ) и л и организацией негосударственного сектора.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местная администрация в соответствии с уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 14 Закона № 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения входит составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением и т.д.

При этом структурные подразделения местной администрации выполняют отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом.

Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях государственного сектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (см., в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 № 06-03-05/61507).

Централизованная бухгалтерия может быть как самостоятельным юридическим лицом (в форме бюджетного или казенного учреждения) (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 02-07-05/9219, от 26.11.2010 № 02-03-10/4888), так и структурным подразделением органа местного самоуправления - администрации муниципального образования. Данную позицию

неоднократно высказывали как уполномоченные лица в неофициальных разъяснениях, так и независимые эксперты.

Централизованная бухгалтерия создается по распоряжению государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому именно указанные органы принимают решение о создании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения или как самостоятельного юридического лица.

Создание централизованной бухгалтерии в структуре органа местного самоуправления -довольно частая практика в деятельности публично-правовых образований.

Как правило, централизованные бухгалтерии создаются в следующих целях:

— установления единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета;

— сокращения затрат по осуществлению мероприятий по организации бухгалтерского учета и составления отчетности;

— формирования полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых учреждений;

— достижения наиболее полного и эффективного использования бюджетных средств.

При этом порядок организации централизованной бухгалтерией централизованного учета и выполнение ею прямых функций не зависит от того, является она структурным подразделением органа государственной власти (органа местного самоуправления) или самостоятельным юридическим лицом.

Таким образом, деятельность централизованной бухгалтерии в структуре местной администрации не противоречит закону, однако органом местного самоуправления должен быть принят соответствующий распорядительный акт о создании централизованной бухгалтерии на базе структурного подразделения местной администрации (финансово-экономического отдела), закрепляющий таким образом его статус и полномочия по централизации бухгалтерского учета.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В учреждении учет спецодежды и форменной одежды, полученной и выданной работникам для выполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей, ведется на счете 105.35 и в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты. Если спецодежда и форменная одежда приходят в негодность и по решению комиссии учреждения не подлежат дальнейшему использованию, выбытие (списание) отражается проводкой: Дебет счета 10900272 Кредит счета 10535440.

Является ли нарушением Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н, неприменение забалансового счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»? Обязано ли бюджетное учреждение организовать учет на данном забалансовом счете, или оно вправе отразить порядок учета спецодежды (форменной одежды) на счете 10500 «Материальные запасы» в учетной политике?

Ответ. Принятый в учреждении порядок отражения в бухгалтерском учете списания специальной (форменной) одежды не соответствует действующей методологии и может быть квалифицирован органами финансового контроля как нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Обоснование. Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н (далее - Приказ № 89н) Единый план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), в части забалансовых счетов был дополнен счетом 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Напомним, применять положения Приказа № 89н следовало при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если более ранняя дата не была предусмотрена учетной политикой.

Согласно п. 2.5 Методических рекомендаций по переходу на новые положения инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского

учета, утвержденных Приказом № 89н и доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 (далее -Методические рекомендации), уже тогда выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации (носки), выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей (специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь и др.), следовало отражать по дебету счетов 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Обратим внимание, что первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 г. до даты перехода на применение положений Приказа № 89н, не подлежали переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н в п. 385 Инструкции № 157н были внесены изменения, содержащие прямое указание на то, что форменное обмундирование и специальная одежда, выданные организацией государственного сектора в личное пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими служебных ( д о лжно с тны х) о бяз анно с те й, д о лжны учитываться на забалансовом счете 27.

Позднее приказом Минфина России от 31.12.2015 № 227н и в п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, были внесены соответствующие изменения, до полнив шие е го но в ы м абзаце м , предусматривающим списание материальных запасов при передаче их работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей со счета 010500000 «Материальные запасы» с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Как видим, необходимость учета на забалансовом счете 27 специальной одежды, специальной обуви, форменной одежды, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, возникла у учреждений еще при формировании показателей учета по состоянию на 31 декабря 2014 года. Последующие изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы ведения бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, лишь окончательно урегулировали данный вопрос.

Таким образом, принятый в учреждении порядок отражения в бухгалтерском учете списания специальной (форменной) одежды не соответствует действующей методологии и может быть квалифицирован органами финансового контроля как нарушение правил ведения бухгалтерского учета (смотрите, например, постановление Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10.12.2015 по делу № 5-1354/2015).

К сведению: искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц, а именно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. При оформлении отчетности по форме РСВ-1 ПФР была допущена ошибка в имени работника. Расчет по форме РСВ-1 ПФР сдан за II квартал. Как внести корректирующие сведения в форму РСВ-1 ПФР, если суммы при этом не поменялись?

Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся позиции, что в данном случае следует в разделе 6

Расчета по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев представить «корректирующие« индивидуальные сведения за полугодие 2016 года вместе с «исходными« сведениями за 9 месяцев.

Обоснование. Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее -Закон № 212-ФЗ) установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

Часть 2 ст. 17 Закона № 212-ФЗ указывает, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, Законом № 212-ФЗ предусмотрена возможность корректировки и уточнения представленных расчетов.

При этом Закон № 212-ФЗ не ограничивает сроки представления уточненных расчетов.

Иными словами, в данном случае организация вправе (но не обязана (поскольку ошибки, о которых сообщено фондом, не привели к занижению суммы страховых взносов к уплате) представить уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) за полугодие 2016 года.

Расчет по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и порядок его заполнения (далее - Порядок) утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п.

В соответствии с подп. 5.1 п. 5 Порядка при представлении в территориальный орган ПФР Расчета, в котором отражены изменения в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (уточненный Расчет за соответствующий период), на титульном листе в поле «Номер уточнения« указывается порядковый номер уточнения (например: 001, 002, 003,...010 и т.д.); в поле «Причина уточнения« указывается код причины предоставления уточненного Расчета и обозначается: «1» - уточнение Расчета в части показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам), «2» -уточнение Расчета в части изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам), «3» - уточнение Расчета в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учета по застрахованным лицам.

При представлении уточненного Расчета в случае изменения показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам) или изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам) в разделе 6 данного Расчета индивидуальные сведения с типом «исходные« представляются до момента наступления срока представления Расчета за отчетный период, следующий после отчетного периода, за который представляется уточненный Расчет.

При представлении уточненного Расчета после окончания указанного срока в случае изменения плательщиком страховых взносов показателей, касающихся изменений сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам), индивидуальные сведения с типом «исходные» не представляются. Уточненный расчет представляется по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки. При этом индивидуальные сведения с типом

«корректирующие» или «отменяющие» в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, представляются вместе с Расчетом за отчетный период, срок представления которого наступил.

В рассматриваемой ситуации была допущена ошибка при заполнении индивидуальных сведений (неправильно указано имя) в разделе 6 расчета, которые не привели к занижению суммы страховых взносов. Соответственно, организация не обязана представлять уточненный расчет.

По нашему мнению, в этом случае следует в разделе 6 расчета за 9 месяцев представить «корректирующие« индивидуальные сведения за полугодие 2016 года вместе с «исходными» сведениями за 9 месяцев.

Нам не удалось найти разъяснения уполномоченных органов по данной конкретной ситуации. Указанные суждения являются нашим экспертным мнением. В связи с этим рекомендуем организации воспользоваться своим правом, предоставленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ, и обратиться за разъяснениями в территориальные органы ПФР и ФСС РФ или в Минтруд России.

Ответ подготовил: Молчанов Валерий, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Ответ прошел контроль качества

Вопрос. Государственное бюджетное учреждение г. Москвы планирует в текущем году заключить договор с фирмой на оказание платных информационных услуг с использованием экземпляров правовой системы в сети Интернет на следующий календарный год.

Имеет ли право бюджетное учреждение оплатить услуги по договору в размере 100% в текущем месяце текущего года за счет средств от приносящей доход деятельности? Если указанные расходы можно произвести в текущем месяце, то как должен быть сформулирован предмет договора в такой ситуации?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в рассматриваемой ситуации

нет оснований для включения в договор условия об авансовом платеже в размере 100%.

Обоснование. В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).

Решениями о бюджете (иными нормативными п р а в о в ы м и д о к у м е н т а м и ) м о г у т предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. В прошлые годы данные ограничения, как правило, предусматривались для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств.

В 2016 году на федеральном уровне такие ограничения предусмотрены п. 36 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее -Постановление № 1456).

Отметим, что на федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обе спечения деятельности (см. также п. 1 письма Минфина России от 15.05.2015 № 02-03-10/28078, письмо Минфина России от 29.07.2014 № 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 № 02-03-11/43458).

Однако специалисты финансового ведомства планируют существенно ограничить право бюджетных учреждений на перечисление авансов. Согласно ст. 2 подготовленного ими законопроекта при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг бюджетные учреждения (федеральные, субъектов РФ и муниципальные) должны будут предусматривать авансовые платежи, объемы которых не могут превышать предельные размеры, установленные

для получателей средств соответствующего бюджета.

Более того, не дожидаясь принятия указанных выше поправок, Минфин России уже скорректировал постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», добавив в него п. 36.1, согласно положениям которого уже в этом году федеральные бюджетные и автономные учреждения должны предусматривать в контрактах авансы, не превышающие предельные размеры, предусмотренные для федеральных ПБС. Обеспечить выполнение этих требований должны органы-учредители.

В настоящее время ограничения размеров авансовых платежей по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключаемых государственными учреждениями города Москвы, установлены постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1229-ПП «Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы» (далее - Постановление № 1299-ПП).

Так, государственные учреждения города Москвы при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи только в случаях, прямо предусмотренных п. 1 Постановления № 1299-ПП.

Перечень договоров (контрактов), по которым могут быть предусмотрены авансовые платежи в размере до 100%, приведен в подп. 1.1 п. 1 Постановления № 1299-ПП.

По нашему мнению, указанные в вопросе расходы не могут быть сопоставлены с одним из предметов договоров (контрактов), обозначенных в подп. 1.1 п. 1 Постановления № 1299-ПП. Соответственно, при заключении рассматриваемого договора в него должно быть включено условие об авансировании в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Постановления № 1299-ПП.

Обратите внимание! В соответствии с ч. 1 п. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается

принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

То есть акт приема-передачи оказанных услуг между поставщиком и покупателем услуги, на основании которого в данной ситуации может быть произведена оплата, должен быть принят к бухгалтерскому учету в случае свершившегося факта оказания соответствующей услуги.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Федеральное бюджетное учреждение в ходе выполнения государственного задания в 2015 году пользовалось услугами по междугородным переговорам с мая 2015 года. В октябре 2015 года был заключен контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ на предоставление услуг по междугородным переговорам до 31.12.2015.

Акты сверки были представлены только за октябрь-ноябрь 2015 года. На основании данных документов указанный контракт за 2015 год был закрыт. В апреле 2016 года был заключен новый контракт на 2016 год на те же услуги. В полученных в 2016 году по новому контракту счетах отражена задолженность 8 000 руб. В ходе анализа задолженности установлено, что 7 000 руб. - задолженность, которая образовалась в период с мая по октябрь 2015 года, а 1 000 руб. - задолженность за декабрь 2015 года.

Экономии средств субсидии на выполнения государственного задания на 2015 год в учреждении нет. В учреждении осуществляется также приносящая доход деятельность. Контрагент отключил междугороднюю связь и планирует выставить претензию. Учреждение согласно с суммой долга и готово его оплатить.

За счет каких средств федеральное бюджетное учреждение может оплатить задолженность?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В рассматриваемой ситуации задолженность по оплате услуг междугородней связи может быть оплачена за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, если соответствующее направление расходов будет предусмотрено в Плане ФХД на 2016 год.

Обоснование. Финансовое обеспечение выполне ния бюджетным учре ждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее - Закон № 7-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются следующие основные критерии:

• направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (смотрите, например, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.04.2016 по делу № 12-140/2016, от 07.05.2015 по делу № 12-562/2015, от 25.05.2016 по делу № 7-653/2016, постановления Судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 по делу № 4-481/2016 и от 24.06.2016 по делу № 4-479/2016);

• соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

— порядком предоставления субсидии, установле нным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;

— соглашением о предоставлении субсидии (см., например, решения Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 31.03.2016 по делу № 12-181/2016, Волгоградского областного суда от 17.04.2015 по делу № 07-450/2015).

Субсидия, предоставляемая учреждениям согласно положениям абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, имеет строгое целевое назначение. Она предназначена для финансового обеспечения

выполнения задания. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.

Таким образом, оплата за счет субсидии текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, пусть и образовавшейся в рамках деятельности по выполнению задания, отдельными контрольными органами и судами трактуется как нецелевой расход (см. постановление Волгоградского областного суда от 28.03.2016 по делу № 4А-337/2016, решения Волгоградского областного суда от 04.08.2016 по делу № 07-1031/2016, от 18.03.2015 по делу № 07-333/2015, Камышинского городского суда Волгоградской области от 29.02.2016 по делу № 12-54/2016, Кировского районного суда г. Волгограда от 13.04.2015 по делу № 12-82/2015).

Поэтому погашать такую задолженность лучше за счет остатков субсидий прошлых лет или за счет средств от приносящей доход деятельности.

В рассматриваемой ситуации экономия средств субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в учреждении отсутствует, поэтому для погашения задолженности за услуги связи могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности.

Для этого в учете бюджетного учреждения на основании документов, подтверждающих обоснованность возникновения задолженности, следует отразить принятие обязательств на ее исполнение (погашение) в текущем финансовом году. В случае если документы, подтверждающие возникновение задолженности, имелись в учреждении, но не были своевременно отражены в его учете, речь может идти о допущенных ошибках в предыдущем периоде (в 2015 году), то есть об обнаружении в регистрах бухгалтерского учета ошибки за период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность уже была представлена.

Порядок исправления такой ошибки предусмотрен в п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н: ошибка отражается датой их обнаружения дополнительной бухгалтерской записью. Указанное исправление оформляется первичным учетным документом -Бухгалтерской справкой (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Если учреждение признает задолженность перед поставщиком услуг связи, в учете необходимо будет отразить как расчеты по услугам связи за период с мая по октябрь 2015 года, так и расчеты за декабрь 2015 года, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) проведение кассовых операций со ср е дс твами бюдже тных учр е жде ний осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), финансовыми органами субъектов РФ (муниципального образования) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.

Согласно п. 4 Порядка проведения ТОФК кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее - Порядок № 11н), для проведения кассовых выплат клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801, далее - Заявка).

Согласно п. 6 Порядка № 11н платежные документы принимаются ТОФК к исполнению в случае выполнения следующих условий:

— платежный документ соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, Порядком санкционирования (Соглашением);

— в платежном документе отсутствуют исправления (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);

— указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации являются действующими на момент представления платежного документа;

— указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации соответствуют текстовому назначению платежа;

— суммы, указанные в платежном документе, не превышают остаток средств на соответствующем лицевом счете, открытом бюджетному учреждению в ТОФК.

Документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, при проведении операций за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и средств от приносящей доход деятельности не представляются (смотрите в том числе ч. 15 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации для проведения оплаты задолженности достаточно выполнения описанных выше требований, предъявляемых к заполнению Заявки (п. 6 Порядка № 11н).

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии н а в ы п о л н е н и е г о с у д а р с т в е н н о г о (муниципального) задания и доходов, полученных от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять любые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, если соответствующее направление расходов предусмотрено в Плане ФХД.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации федеральное бюджетное учреждение может оплатить в 2016 году расходы на междугородние переговоры, которые были осуществлены в 2015 году при выполнении государственного задания, за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, если соответствующее направление расходов будет предусмотрено в Плане ФХД на 2016 год.

Обратите внимание, что неотражение в учете учреждения фактов хозяйственной жизни, имевших место, может быть расценено как искажение данных учета и отчетности. Поэтому в учреждении возможно принятие решения о

проведении разбирательства по сложившейся ситуации, в том числе и с целью установления виновных должностных лиц и их ответственности.

Ответ подготовила: Левина Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Федеральное государственное бюджетное учреждение получает от вышестоящей организации один раз в квартал средства на реализацию мероприятий «Дорожная карта» в составе субсидий государственного задания. При проверке контрольно-ревизионное управление посчитало, что эти денежные средства являются целевыми.

Каков порядок организации бухгалтерского учета поступлений и расходования средств в рамках мероприятий для обособления учета этих средств?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что обособление учета поступления и расходования средств, предоставляемых на осуществление плана «Дорожная карта», может быть обеспечено путем ввода дополнительных аналитических счетов при утверждении Рабочего плана счетов бюджетного учреждения. Единые требования по организации аналитического учета в такой ситуации для унификации ведения учета подведомственных учреждений могут быть доведены органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.

Обоснование. Все средства субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемые бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, имеют строго целевое назначение - они предназначены для финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Доходы в виде субсидии на выполнение государственного задания и расходы,

осуществляемые за счет этих средств, должны быть обособлены в учете, как и иные средства целевого финансирования (см., к примеру, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такое обособление в учете обеспечивается применением для средств субсидии на выполнение государственного задания отдельного кода вида финансового обеспечения (деятельности) - 4 (согласно п. 21 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее -Инструкция № 157н).

Однако бывают ситуации, когда путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания финансируются отдельные мероприятия бюджетного учреждения. При этом одним из условий предоставления данных средств является их расходование на определенные цели и (или) в строгом соответствии с теми направлениями, на которые данные денежные средства выделены.

План «Дорожная карта» - это план мероприятий по продвижению к некоему состоянию, которое является целью. Требование обособления учета поступлений и расходования средств в рамках данных мероприятий может быть обусловлено необходимостью оперативного предоставления внутренним и внешним пользователям информации по плану «Дорожная карта».

Возможность при утверждении Рабочего плана счетов ввода дополнительных аналитических кодов счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, прямо предусмотрена пунктом 3 Инструкции № 157н и пунктом 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Соответственно, в случае принятия в бюджетном учреждения решения о необходимости отдельного ведения учета средств, предоставляемых на осуществление плана «Дорожная карта», такое обособление может быть обеспечено путем ввода дополнительных аналитических счетов при утверждении Рабочего плана счетов бюджетного учреждения. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета, согласно п. 6 Инструкции № 157н, утверждается актом субъекта учета в рамках формирования его учетной политики.

Единые тр ебования по ор ганизации аналитического учета в такой ситуации для унификации ведения учета подведомственных учреждений могут быть доведены органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.

К сведению: программы автоматизированного ведения бухгалтерского учета, как правило, также предусматривают различные возможности обособления ведения учета отдельных операций с целью дальнейшего оперативного формирования отчетов по данным операциям. Поэтому до введения дополнительной аналитики к счетам бухгалтерского учета, применяемым бюджетным учреждением, следует оценить возможности программных средств учета. Пунктом 6 Инструкции № 157н в качестве элемента учетной политики обозначены иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. Соответственно, в случае принятия решения об обособлении отдельных операций учета с использованием средств программы автоматизации бухгалтерского учета такое решение также может быть закреплено в качестве акта субъекта, устанавливающего учетную политику.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Федеральному бюджетному учреждению в 2015 году выделена субсидия на выполнение государственного задания. В декабре 2015 года был осуществлен авансовый платеж по уплате налога на имущество за IV квартал 2015 года за счет средств субсидии по ст. 290 КОСГУ. На 01.01.2016 образовалась дебиторская задолженность по налогу на имущество.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 введен коэффициент платной деятельности, применяемый при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

В связи с введением коэффициента платной деятельности в 2016 году финансирование на уплату налогов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания

значительно уменьшилось. Переплата по налогу на имущество перекрывается очень медленно.

Учреждение обратилось в налоговые органы с письмом о возврате переплаты по налогу на имущество, и денежные средства были возвращены на лицевой счет бюджетного учреждения.

Как отразить сложившуюся ситуацию в учете и отчетности бюджетного учреждения?

Как поступить с данными денежными средствами, если по итогам 2015 года учреждением были достигнуты показатели задания, характеризующие объем выполнения государственных услуг?

Ответ. Поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам отражаются бюджетным учреждением по забалансовому счету 17 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджета. На лицевом счете бюджетного учреждения поступившая сумма подлежит учету по статье 510 «Поступления на счета бюджетов» КОСГУ.

По своей сути поступившие от налогового органа суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года по расходам на данный момент представляют собой остаток средств, сложившийся при выполнении государственного задания прошлого года (экономия). При выполнении определенных условий действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного задания по собственному усмотрению. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано.

Обоснование. Поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) отражаются бюджетными (автономными) учреждениями по забалансовому счету 17 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджета (абз. 3 п. 2.1 раздела II письма Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 № 02-0707/39110, 07-04-05/02-493).

Следует отметить, что указанное письмо Минфина России и Федерального казначейства носит системный характер, то есть оно разъясняет не отдельные вопросы по ведению учета в

сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежит применению всеми организациями госсектора. Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) показатели поступлений сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет по расходам не включаются в показатели раздела «Расходы учреждения», а отражаются обособленно - в разделе «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 591 с последующей детализацией в разрезе кодов аналитики в строке 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» (см. п. 44, 44.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, далее -Инструкция № 33н).

При формировании Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, отражаются в строке 421 раздела «Изменения остатков средств» (п. 55.1 Инструкции № 33н).

Строке 421 раздела «Изменения остатков средств» Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) соответствует статья 510 «Поступления на счета бюджетов» КОСГУ.

Строке 591 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) соответствует статья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов». Данные факты позволяют сделать вывод о том, что на лицевом счете бюджетного учреждения поступившая сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам подлежит учету по статье 510 «Поступления на счета бюджетов» КОСГУ.

Для отражения расчетов по начислению и уплате налога на имущество организаций применяется

счет 30312 «Расчеты по налогу на имущество организаций» (п. 263 Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Учитывая изложенное, а также п. 72 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, указанная в вопросе хозяйственная ситуация подлежит отражению в учете бухгалтерской записью:

Дебет счета 420111510 Кредит счета 430312730,

одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 420111000 (КОСГУ 290) - отражен возврат от налогового органа суммы переплаты по налогу на имущество.

Средства, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидии на выполнение государственного задания), носят целевой характер - они предназначены для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года. Соответственно, по общему правилу обязательства, возникшие при выполнении государственного задания на определенный год, должны быть оплачены за счет субсидии на выполнение задания, предоставленной в этом же году.

По своей сути поступившие от налогового органа суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года по расходам на данный момент представляют собой остаток средств, сложившийся при выполнении государственного задания прошлого года (экономия).

Если государственное задание выполнено в полном объеме, то неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из федерального бюджета в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Как видим, при выполнении определенных условий действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного задания по собственному усмотрению. Главное,

чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).

Специалисты финансового ведомства указывают, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть, в частности, израсходованы учреждением (см. Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года):

— на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления;

— на приобретение оборудования;

— на повышение заработной платы сотрудникам учреждения.

В учреждении может быть составлена отдельная подробная смета, в соответствии с которой будут расходоваться остатки субсидии. При этом объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно п. 22 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Действующее законодательство не обязывает учредителя принимать любые предложения учреждения по расходованию экономии и утверждать соответствующие изменения в план его финансово-хозяйственной деятельности. Если по вопросу расходования экономии между учреждением и учредителем возникли противоречия, урегулировать их придется самостоятельно - процедура разрешения подобных споров правовыми актами не установлена.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. По какой статье КОСГУ (310 или 340) следует отразить приобретение металлообнаружителя стационарного (для раздвижных дверей), металлодетектора

ручного, видеорегистратора, телефонного аппарата АОН, камеры видеонаблюдения?

Ответ. Расходы на приобретение указанных объектов обоснованно могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Обоснование. Согласно положениям п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, отнесение операций, связанных с приобретением объекта нефинансовых активов, на определенные статьи КОСГУ зависит от того, какой группе объектов учета (основные средства, мате р иаль ны е запасы ) со о тве тс твуе т приобретаемый актив.

Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным -оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099, от 27.02.2012 № 02-07-10/534). Соответствующие решения принимаются в организациях государственного сектора совместно с постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (согласно п. 34 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Принятое решение об отнесении приобретаемого объекта к основным средствам должно соответствовать критериям, установленным п. 38, 39, 41 Инструкции № 157н, согласно которым нефинансовый актив принимается на учет в качестве отдельного объекта основных средств, если он одновременно:

1) принадлежит учреждению на праве оперативного управления;

2) предназначен для использования в деятельности организации;

3) имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

4) предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций;

5) не относится к материальным запасам в соответствии с положениями Инструкции № 157н.

Стоимость объекта не является критерием, который берется в рассмотрение при определении для него группы нефинансовых активов.

Что касается телефонного аппарата и камеры видеонаблюдения, то данные объекты являются оконечными аппаратами таких единых функционирующих систем, установленных в здании, как внутренняя телефонная сеть и система видеонаблюдения соответственно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н оборудование единых функционирующих систем здания, в том числе оконечные аппараты таких систем, являются отдельными инвентарными объектами основных средств. То есть расходы на приобретение телефонного аппарата и камеры видеонаблюдения обоснованно могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Металлодетектор предназначен для досмотра людей на предмет выявления металлических предметов. Свою функцию данный объект может выполнять без присоединения к иным объектам, срок его полезного использования более 12 месяцев. Соответственно, есть все основания для учета металлодетектора в качестве самостоятельного инвентарного объекта основных средств. То есть расходы на его приобретение также отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Ме талло обнаружите ль стацио нар ный представляет собой техническое средство о б н а р у ж е н и я з а п р е щ е н н ы х к

несанкционированному проносу металлических предметов, скрываемых под одеждой людей или в их ручной клади. В данной ситуации он подлежит креплению к раздвижным дверям и выполняет свою функцию совместно с ними. Несмотря на этот факт, наиболее предпочтительным представляется учет данного объекта в качестве отдельного основного средства, поскольку это обеспечит наилучший контроль за его сохранностью. Кроме того, не исключена возможность переноса металлообнаружителя стационарного на другой объект. При этом крепление на другой объект не может вызвать значительных затрат.

То же самое можно отметить относительно видеорегистратора автомобильного - свою функцию данный объект может выполнять независимо от того транспортного средства, на которое он установлен и даже вне транспортного средства. Современные видеорегистраторы не требуют особых затрат на установку. Можно сказать, что они просто крепятся к объекту, на котором будут использоваться. При этом производить запись и транслировать изображение они могут и без крепления к объекту. Видеорегистраторы, подключаемые к системе видеонаблюдения, установленной в здании, являются оконечными приборами такой системы. Соответственно, любые видеорегистраторы (как автомобильные, так и предназначенные для подключения к системе видеонаблюдения) могут быть учтены в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.

Таким образом, расходы на приобретение всех обозначенных в вопросе объектов обоснованно могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.