Научная статья на тему 'Вопрос - ответ'

Вопрос - ответ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос - ответ»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. Может ли федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения принять на должность бухгалтера специалиста со средним профессиональным образованием (обучение в «Металлургическом техникуме», специальность - «Технология сварочного производства», квалификация - техник-технолог), имеющего свидетельство об обучении по профессии «Бухгалтер малого предприятия» с присвоением соответствующей квалификации и стаж работы бухгалтером второй категории - 6,5 лет, бухгалтером первой категории - 3 года?

Ответ. Каких-либо требований к уровню образования бухгалтера государственного учреждения нормативно не установлено.

Обоснование. Согласно части второй ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

С 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации лишь в тех случаях, когда Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (ч. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям,

указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

В остальных случаях характеристики к в а л и ф и к ац и и , с о д е р ж а щ и е с я в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (см. п. 6 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пе нсио нны х ф о ндо в , акцио не р ны х инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), главных бухгалтеров организаторов торгов (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах»), главных бухгалтеров операторов платежных систем (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»),

главных бухгалтеров клиринговых организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте») и главных бухгалтеров ряда других организаций.

Требований к уровню образования и стажу работы каких-либо иных сотрудников бухгалтерских служб в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должности бухгалтера. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение соответствия уровня квалификации бухгалтера требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н, или квалификационных справочников не является обязательным.

Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ, предусматривающей право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности, принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 (далее - Постановление № 584). Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными ранее категориями работодателей, в том числе государственными учреждениями, профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В то же время Постановление № 584 не предусматривает для государственных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией

работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.

Таким образом, нормативные акты не устанавливают каких-либо препятствий для приема гражданина с указанным уровнем образования на должность бухгалтера государственного учреждения.

Ответ подготовила: Кисленко Мария, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Сутулин Павел, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. В бюджетном учреждении (общая система налогообложения) по итогам инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами обнаружена просроченная дебиторская (счет 205.31) и кредиторская (счет 205.3А) задолженность.

Какими документами и бухгалтерскими проводками оформить списание с балансовых счетов этих задолженностей ?

Каков порядок списания сумм, учитываемых на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам п олученным»?

Ответ. Списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), отражается с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Списанная с баланса дебиторская (кредиторская) задолженность для дальнейшего наблюдения может быть отражена на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»).

Одновременно со списанием с балансового учета невостребованной кредиторской задолженности по доходам списываются соответствующие суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным». При списании таких сумм

может быть применен счет 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Обоснование. Прежде всего отметим, что следует разграничивать понятия «нереальная к взысканию (не востребованная кредиторами) задолженность» и «просроченная задолженность». К просроченной задолженности относят суммы, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства не исполнены. Эта задолженность подлежит учету на балансовых счетах. Информация о просроченной задолженности отражается в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Отнесение дебиторской (кредиторской) задолженности к нереальной к взысканию (задолженности, не востребованной кредиторами) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующие решения должны приниматься уполномоченными должностными лицами учреждения:

0 относительно дебиторской задолженности -комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее -Инструкция № 157н);

0 относительно кредиторской задолженности -инвентаризационной комиссией учреждения (п. 371 Инструкции № 157н).

Детальный порядок признания в бюджетном учреждении задолженности, нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), если иное не установлено законодательством, определяется в локальном акте учреждения (п. 371 Инструкции № 157н, см. также письма Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776, от 01.10.2013 № 02-06-10/40714).

Примерный порядок документального оформления списания задолженности с балансового учета может быть таким: после того, как уполномоченные должностные лица учреждения принимают решение об отнесении задолженности к нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами) и обосновывают соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о

списании задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.

Списанная с баланса задолженность подлежит дальнейшему учету на забалансовых счетах:

0 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» - относительно списанной дебиторской задолженности;

0 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» - относительно

невостребованной кредиторской задолженности.

Отметим, что при отсутствии правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (согласно абз. 4 п. 339 Инструкции № 157н).

В соответствии с абз. 6 п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н), списание с балансового учета задолженности по доходам в рассматриваемой ситуации отражается следующими бухгалтерскими записями:

1) Дебет счета 240110173 Кредит счета 220531660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» - списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная нереальной к взысканию;

2) Дебет счета 22053А560 Кредит счета 240110173, с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» - отражено списание с балансового учета кредиторской задолженности по доходам, не востребованной кредиторами.

Исходя из положений ч. 2 п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации продавец должен выставить счет-фактуру на сумму полученного от покупателя аванса и включить данную сумму в базу по НДС.

Суммы, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на

территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей (п. 5 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации).

При списании продавцом по истечении срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и не возвращенных покупателю, отсутствуют основания для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных и уплаченных им в бюджет с сумм авансовых платежей. Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 25.02.2009 № 03-07-10/04, а также в постановлении Девятого ААС от 01.12.2011 № 09АП-30187/11.

Поскольку в данной ситуации суммы невостребованной кредиторской задолженности, учтенные на балансовом счете 20500, подлежат списанию, то вместе с ними обоснованно должны быть списаны соответствующие им суммы, учтенные на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным». Инструкция № 174н не предусматривает бухгалтерских записей для отражения данного факта хозяйственной жизни. Полагаем, что отражение списания сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», может осуществляться в порядке, аналогичном порядку списания с балансового учета задолженности по доходам, с применением счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». При этом должно быть обеспечено соблюдение требований, предусмотренных п. 4 Инструкции № 174н, -согласование корреспонденции с финансовым органом, на счете которого учреждению открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя):

Дебет счета 240110173 Кредит счета 221011660, с

одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (в случае, если соответствующая кредиторская задолженность, списанная со счета 20500, учтена за балансом) - отражено списание с балансового учета сумм, учтенных на счете 21011 «Расчеты по НДС по авансам полученным», при списании соответствующей

кредиторской задолженности, учтенной на счете 20500.

К сведению: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 7 Инструкции № 157н). В качестве первичного учетного документа, на основании которого в бухгалтерском учете отражается списание с балансового учета задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами), могут быть Бухгалтерская справка (форма 0504833) либо специально разработанная в учреждении форма.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Учреждение проверяет контрольно-счетная палата. Проверяющие указывают на ошибку - вызов спасателей в свой выходной день на работу. Учреждение работает в круглосуточном режиме. Спасатели находятся на суммированном учете рабочего времени, им установлена рабочая неделя со скользящими выходными («сутки через трое»).

Согласно части второй ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Каким документом оформить в соответствии с названной нормой систематическое привлечение спасателей к работе в их выходной день (незапланированные выезды на поисково-спасательные работы)?

Можно ли заключить со спасателями дополнительные соглашения по привлечению к работе в выходной день на поисково-спасательные работы?

Ответ. В рассматриваемой ситуации каждый случай привлечения сотрудника к работе в выходной день должен быть оформлен отдельно путем издания работодателем письменного распоряжения и получения письменного согласия работника.

Получение согласия сотрудников на работу в выходной день в течение определенного периода, в том числе оформления соглашения между сторонами, без ознакомления их с конкретными датами привлечения к такой работе не соответствует трудовому законодательству.

Обоснование. Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

По смыслу ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 68, ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени, предусматривающий в том числе продолжительность рабочей недели и ежедневной работы (смены), относится к условиям трудового договора.

В рассматриваемой ситуации сотрудникам установлен режим рабочей недели в виде рабочей недели со скользящими выходными. При этом по общему правилу работа в выходные дни запрещена (часть первая ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Ряд таких случаев предусмотрен непосредственно в ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, привлечение сотрудников к выполнению пусть и их непосредственных должностных обязанностей (в данном случае - поисково-спасательные работы), но не в их рабочие дни по графику, является работой в выходные дни и регулируется ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 и 8 ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации (ее отдельных структурных подразделений), производится по письменному распоряжению работодателя и по общему правилу при наличии письменного согласия работника (согласие работника не требуется при наличии

обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации) (см. также п. 4 Рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (утверждены на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1 от 02.06.2014). Причем оформлять эти документы необходимо в каждом конкретном случае.

Трудовым законодательством не определены ни формы, ни содержание данных документов, ни порядок их составления. Документы, которыми оформляется привлечение к работе в выходные и праздники, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно.

Эти документы должны отражать:

— причину, дату и продолжительность привлечения к работе в выходной (праздник);

— факт ознакомления работника с его правом отказаться от работы в выходной (праздничный) день (в тех случаях, когда это обязательно);

— факт получения согласия работника (когда оно требуется);

— факт учета мнения профсоюза (когда это необходимо);

— размер оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день.

По смыслу закона оформляется каждый отдельный случай привлечения, причем до начала самой работы (см. постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2016 № 04АП-3908/16). Это прежде всего связано с тем, что работнику предоставлено право отказаться от выхода на работу в выходной день. В таком случае у работодателя остается возможность привлечь для работы в выходной другого сотрудника.

Приказ о привлечении сотрудника к работе в выходной или праздник составляется в свободной форме. При этом, по мнению представителей Роструда, он может быть издан как на один день, так и на определённый период, но с обязательным указанием даты привлечения сотрудника к работе в выходной день (см. ответ 1, ответ 2 с

и н ф о р м а ц и о н н о г о п о р т а л а

«Онлайнинспекция.РФ»).

Полагаем, что на определенный период приказ может быть издан, например, в случае направления работника в служебную командировку, когда режим организации, куда он командируется, отличается от его собственного и предполагает работу в выходные дни. В этом случае сторонам заранее известны даты, когда работник будет привлечен к работе в выходные дни.

В рассматриваемой же ситуации в силу специфики работы сотрудника предугадать, когда он в очередной раз будет привлечен к работе в выходные дни, невозможно, поэтому работодателю следует оформлять каждый такой случай отдельно. Кроме того, поскольку работа в выходной день является правом, а не обязанностью работника, следовательно, он должен иметь право принимать решение о выходе на работу в каждом конкретном случае. Соответственно, вне зависимости от того, какими документами в данном случае оформляется согласие сотрудника на привлечение к работе в выходной день (отметка о согласии в приказе работодателя, соглашение между сторонами), оформляться они должны по каждому конкретному случаю.

Ответ подготовила: Панова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Кудряшов Максим, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. На основании требований пожарной безопасности бюджетному учреждению необходимо оплатить расходы на демонтаж деревянных противопожарных шкафов и установку (замену) противопожарных металлических шкафов. Замена противопожарных шкафов производится на основании предписания контролирующего органа. По итогам проведенных подрядчиком работ будут получены готовые к эксплуатации, установленные противопожарные металлические шкафы. Ранее установленные деревянные пожарные шкафы отдельно от здания не учитывались.

По какому виду расходов и какой статье КОСГУ следует оплатить данные расходы?

Ответ. Уполномоченными должностными лицами учреждения может быть принято решение об отнесении в полном объеме расходов, связанных с заменой пожарных шкафов, к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Установленные пожарные шкафы не учитываются в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств. Информация об их наличии и (или) замене может быть включена в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (форма 0504031) по зданию.

Обоснование. Требования к пожарным шкафам установлены ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Закон № 123-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 107 Закона № 123-ФЗ пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные

пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.

Предназначением пожарных шкафов является обеспечение размещения и хранения в них первичных средств пожаротушения (ч. 1 ст. 107 Закона № 123-ФЗ). Монтируются такие шкафы в определенных местах и фактически являются частью системы противопожарной защиты, в ч а с т н о с т и с и с т е м ы в н у т р е н н е г о противопожарного водопровода.

В соответствии с положениями п. 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), единые функционирующие системы зданий входят в состав здания и в качестве отдельных основных средств не учитываются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например:

0 оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления;

0 средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;

0 средства вычислительной техники и оргтехники;

0 средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

При этом существенным условием учета актива в качестве отдельного инвентарного объекта является возможность его обособления от системы и применения отдельно от нее (согласно положениям п. 41, 45 Инструкции № 157н).

В то же время пожарные шкафы сами по себе без установки и подключения к системе внутреннего противопожарного водопровода своей функции выполнять не могут.

Демонтаж и переустановка таких объектов на новое место может привести к значительным затратам. Конфигурация шкафов при этом может не соответствовать новому месту установки.

Кроме того, противопожарные шкафы, как правило, монтируются в здание еще при его строительстве и включаются в состав здания. Замена таких элементов фактически представляет собой замену отдельных обязательных составных частей здания.

Соответственно, информация о произведенной замене обоснованно может быть включена в информацию по зданию, в частности в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (форма 0504031).

В рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор подряда со специализированной организацией на демонтаж старых пожарных шкафов и установку новых в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 Гражданского кодекса Российской Федерации). В данном случае подрядчик сам предоставляет материалы для выполнения работ.

По итогам проведенных работ будут получены уже установленные и готовые к использованию пожарные металлические шкафы.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации, поскольку пожарные металлические шкафы не удовлетворяют условиям включения их в состав основных средств, а по итогам исполнения контрагентом условий договора в распоряжение учреждения поступают не отдельные материальные запасы, а готовый к использованию объект, то нет необходимости отражать

поступление в учреждение по итогам работ каких-либо объектов нефинансовых активов. Работы в полном объеме (с учетом стоимости использованных подрядчиком материалов) могут быть отражены в учете в качестве работ по замене пожарных шкафов в соответствии с требованиями пожарной безопасности по одной подстатье КОСГУ статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из условий договора в качестве подстатей КОСГУ, применимых в данной ситуации, могут быть:

0 подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;

0 подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В перечне работ, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, прямо поименованы монтажные работы:

0 установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

0 пусконаладочные работы «в холостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

0 монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.

При этом следует учитывать, что работы подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в том случае, если они не могут быть отнесены на подстатьи КОСГУ 221-225.

По подстатье 225 КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе:

0по у с тр ане ни ю не ис п р ав н о с те й (восстановлению работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

0 по проведению противопожарных мероприятий, связанных с содержанием имущества (в частности установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные);

0 расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества;

0 другие аналогичные расходы.

На наш взгляд, должностными лицами учреждения, уполномоченными на принятие соответствующих решений, по итогам проведения оценки имеющихся в их распоряжении документов может быть принято решение о том, что проводимые в рассматриваемой ситуации работы аналогичны работам, прямо поименованным в перечне относимых на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, соответственно, расходы, связанные с заменой пожарных шкафов, в полном объеме могут быть отражены по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетным учреждением приобретены портативный видеоувеличитель высокой четкости для слабовидящих, беспроводная система вызова помощника для инвалидов, звуковой маяк для установки в помещении для приема маломобильных групп

населения (применяется для записи и воспроизведения речевой информации).

К какой амортизационной группе можно отнести названные объекты?

Ответ. Портативному видеоувеличителю может быть присвоен код ОКОФ 14 3020350 «Устройства отображения информации» и соответственно установлена вторая амортизационная группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно).

Звуковому маяку может быть присвоен код ОКОФ 143221124 «Аппаратура звукозаписывающая и звуковоспроизводящая», которому соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Беспроводной системе вызова помощника для инвалидов код ОКОФ может быть присвоен в зависимости от того, является ли данная система (или ее отдельные элементы) переносной либо стационарной. Переносной системе (или элементам системы) может быть присвоен код ОКОФ 143221104 «Радиостанции приемно-передающие переносные», которому соответствует третья амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). Стационарной системе (или элементов системы) может быть присвоен код ОКОФ 143221101 «Радиостанции приемно-передающие стационарные», которому соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно). При этом отдельные элементы системы, имеющие разный срок полезного использования, могут быть приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.

Обоснование. Обязательные общие требования к учету нефинансовых активов для бюджетных учреждений установлены положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н).

Определение кода ОКОФ для основных средств преследует следующие цели в рамках организации их дальнейшего бухгалтерского (бюджетного) учета:

0 группировка основных средств по счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета в

соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее - ОКОФ) (п. 45 Инструкции N 157н);

0 определение срока полезного использования в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации согласно включению основного средства в амортизационные группы исходя из данных постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - Классификация № 1) (п. 44 Инструкции № 157н).

Бывают ситуации, когда не возникает проблем с определением кода ОКОФ для конкретного объекта основных средств. Случается также, что код ОКОФ определить для объекта довольно сложно. В данном случае следует помнить, что решение проблем, возникающих при постановке объекта нефинансовых активов на баланс, находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34, 44 Инструкции № 157н).

Соответственно, в случае необходимости именно профильная комиссия может быть привлечена для определения кода ОКОФ и срока полезного использования, необходимых для постановки объекта на баланс.

Портативный видеоувеличитель высокой четкости для слабовидящих представляет собой устройство, предназначенное для обеспечения возможности слабовидящим посетителям прочитать информацию на документе.

Беспроводная система вызова помощника для инвалидов предназначена для осуществления вызова персонала в тех зонах здания, где посетителю может понадобиться помощь, к примеру, на входе.

Звуковой маяк для маломобильных групп населения - это специальный электронный прибор, предназначенный для записи и воспроизведения речевой информации.

Исходя из своих характеристик рассматриваемые объекты представляют из себя средства визуального и акустического отображения информации.

Согласно положениям Введения к ОКОФ они могут быть отнесены к информационному оборудованию в составе подраздела «Машины и оборудование».

Соответственно, коды ОКОФ для указанных в вопросе объектов следует искать в подразделе «Машины и оборудование» в составе информационного оборудования, к которому, в частности, относятся такие классы ОКОФ, как:

— 143020000 «Техника электронно-вычислительная»;

— 143220000 «Аппаратура радио- и телевизионная передающая и приемная, аппаратура телефонной и телеграфной связи, аппаратура радиолокационная».

Так, для портативного видеоувеличителя может быть установлен код ОКОФ 143020350 «Устройства отображения информации» из класса 143020000 «Техника электронно-вычислительная». Данному классу ОКОФ, согласно Классификации № 1, соответствует вторая амортизационная группа (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно).

Беспроводной системе вызова помощника для инвалидов не могут быть установлены коды ОКОФ из подкласса 143222000 «Средства кабельной связи и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная», поскольку к данному подклассу относится проводное оборудование. Фактически система транслирует радиосигнал от кнопки вызова на приемник. Поэтому такой системе может быть установлен код из подкласса 143221000 «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения, средства радиолокации и радионавигации», к примеру:

— 143221101 «Радиостанции приемно-передающие стационарные», если система стационарная;

— 143221104 «Радиостанции приемно-передающие переносные», если система переносная.

При этом согласно положениям Классификации № 1 переносным системам соответствует третья амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно), стационарным - пятая (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Кроме того, может оказаться, что отдельные элементы системы являются переносными, а другие - стационарными.

В такой ситуации, согласно положениям п. 45 Инструкции № 157н, отдельные элементы системы, имеющие разный срок полезного использования, могут быть приняты к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств.

Что касается такого объекта, как звуковой маяк, то он представляет собой устройство, на которое может записываться и с помощью которого воспроизводится звуковая информация.

Исходя из данных характеристик устройству может быть установлен код ОКОФ 143221124 « А ппар атур а з вуко запис ы в аю щ ая и звуковоспроизводящая».

Данному коду, согласно положениям Классификации № 1, соответствует пятая амортизационная группа (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.